На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по "Банковскому делу"

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


3вопрос
Сущность  и функции коммерческого  банка
Современные коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли.
Коммерческий  банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции. Коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.
Среди функций коммерческого банка  особо выделяются четыре, которые  лежат в основе определения банка  и определяют его сущность:
1) функция  аккумуляции и мобилизации временно  свободных денежных средств является  одной из важнейших функций банка. Коммерческим банкам принадлежит ведущая роль в привлечении свободных денежных средств всех экономических агентов и превращении их в капитал с целью привлечения прибыли. Выполняя эту функцию, банки выступают в качестве заемщиков;
2) функция посредничества в кредите. Выполнение этой функции способствует расширению производства, финансированию промышленности, облегчению создания запасов, расширению потребительского спроса, облегчению финансовой деятельности правительства, сокращению издержек обращения;
3) функция  посредничества в осуществлении  платежей и расчетов;
4) функция  создания платежных средств.
Помимо  четырех основополагающих функций, часто выделяют дополнительную функцию  коммерческого банка – функцию  организации выпуска и размещения ценных бумаг. Она осуществляется посредством инвестиционных операций и имеет большое значение в эластичной кредитной системе, которая является необходимым условием для поддержания относительно устойчивых темпов роста экономики. Расширение значимости этой функции привело к тому, что банки становятся прямыми конкурентами фондовых бирж, через которые реализуется основная часть розничных продаж ценных бумаг.
Основные  операции, которые выполняет коммерческий банк, – это привлечение капитала, его размещение на выгодных условиях, а также оказание ряда услуг клиентам.
Операции  коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. Все банковские операции и сделки осуществляются в  рублях, а при наличии соответствующей  лицензии Банка России – в иностранной валюте.
Федеральный закон запрещает коммерческим банкам заниматься производственной, страховой  и торговой деятельностью.
Коммерческий  банк, как и любое предприятие, учреждение, имеет определенную структуру  управления. Главным органом управления является собрание акционеров или собрание пайщиков. Высшим органом управления является собрание акционеров. Наиболее оперативным органом управления является совет директоров банка, который избирается на собрании акционеров банка. Возглавляет совет банка председатель, который избирается из числа членов совета банка тайным голосованием.  
 
 
 

6вопрос
В управлении и обеспечении устойчивости коммерческого  банка капитал выполняет следующие  функции:
    защитная (гарантийная): капитал это сума ресурсов, в пределах которой собственники несут ответственность перед кредиторами банка и капитал призван поглощать убытки, которые возникают в деятельности банка;
    регулирующая: размер капитала определяет масштабы деятельности банка, в силу того, что все практические нормативы рассчитываются по отношению к капиталу банка и размер капитала определяет входные барьеры выхода на рынок банковских услуг;
    оперативная: капитал банка является источником вложений в материальные активы, которые необходимы для деятельности банка, приобретения техники (в т.ч. вычислительной), транспортных средств и т.д.;
    обеспечивает возможность создания нового капитала путем размещения дополнительных акций (долей);
    обеспечение оптимального соотношения между ликвидностью и доходностью банка, т.к. банки с крупным капиталом могут привлекать ресурсы по приемлемым для себя ценам (более низким), потому что к ним больше доверия, и размещать эти ресурсы в более рисковые активы.
Однако, размер капитала нельзя напрямую связывать  с устойчивостью банка.
Капитал включает в себя следующие структурные  элементы:
    Уставный капитал.
    Фонды банка.
    Нераспределенная прибыль.
    Дополнительный капитал.
Дополнительный  капитал, в свою очередь, состоит  из следующих элементов:
    переоценка имущества;
    эмиссионный доход;
безвозмездно полученное имущество. 
 
 

10вопрос
Активные  операции банков – это операции, посредством которых банки размещают  имеющиеся в их распоряжении ресурсы  для получения прибыли и поддержания  своей ликвидности.. К активным операциям относятся операции по размещению ресурсов.  
Активные  операции являются вторичными по отношению  к пассивным. Связано это в  первую очередь с тем, что коммерческий банк может размещать только те ресурсы, которые привлек в результате пассивных операций, а это заемные  средства, и банк должен так сформировать свои активные операции, чтобы сроки возврата денег в банк соответствовали срокам их возвращения клиентам. В этом случае банк будет платежеспособным, финансово устойчивым, что, несомненно, дополнительно привлечет к нему клиентов. 
Существует  множество классификаций активных операций по тому или иному принципу. рассмотрим классификацию активных операций по экономическому содержанию, которая состоит из:
- ссудных  операций - ;- расчетных операций;
- кассовых  операций;- инвестиционных и фондовых операций;- валютных операций;
- гарантийных  операций. 
Ссудные операции – это операции по предоставлению средств заемщику на определенный срок и за определенную плату. 
Расчетные операции – это операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами. 
Кассовые  операции – это операции по приему и выдаче наличных денежных средств.  
Инвестиционные  и фондовые операции – это операции по инвестированию банком своих средств  в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещение средств в виде срочных вкладов в других кредитных организациях. 
Валютные  операции – это операции по купле-продаже  иностранной валюты и иных валютных ценностей, включая драгоценные металлы в монетах и слитках. 
Гарантийные операции – это операции пор выдаче банком гарантии уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий. 
12вопрос
Кредитная политика коммерческого  банка
Кредитная политика коммерческого  банка — это совокупность факторов, документов и действий, определяющих развитие коммерческого банка в области кредитования своих клиентов. Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Она создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, являясь необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования.
Кредитная политика коммерческого банка должна четко определять цели кредитования, содержать правила реализации конкретных целей, в том числе содержать стандарты и инструкции, представляющие собой методическое обеспечение ее реализации.
Кредитная политика коммерческого банка обычно разрабатывается и совершенствуется высшим руководством банка (чаще всего  это президент банка, вице-президенты, кредитный комитет) и формирует основные направления кредитной деятельности: объективные стандарты и критерии, которыми должны руководствоваться банковские работники; основные действия лиц, принимающих стратегические решения в области кредитования; принципы контроля за качеством управления кредитной деятельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.
Проявление  сущности кредитной политики коммерческого  банка заключается в ее функциях. Условно их можно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики, и специфические, отличающие кредитную политику от других элементов банковской политики. 
 

13вопрос
Кредитная линия
Особенности и виды кредитных линий
Основное  отличие кредитной линии от обыкновенного кредита состоит в том, что кредитные деньги выдаются не сразу всей суммой, а несколькими частями. Банк открывает кредитную линию после заключения договора, в котором указываются максимальная сумма кредитной линии и срок ее действия. Основными ограничениями, связанными с использованием кредитной линии, являются лимит выдач и лимит задолженности.
Под лимитом  выдачи подразумевается общий размер денежных средств, которые заемщик  может получить при использовании  кредитной линии за весь период кредитования.
 Открытие кредитной линии
Для успешного  развития бизнеса всегда требуются  деньги. Если деятельность распланировать на несколько лет вперед, то можно  примерно посчитать, какое количество денежных средств потребуется на развитие в течение этих лет.  При этом можно постоянно искать источники финансирования, а можно открыть кредитную линию и не хвататься за голову при очередном недостатке финансовых средств.
Существует  несколько основных отличий кредитной  линии от обыкновенного кредита. Оформляя кредит, вы получаете всю сумму единовременно и в полном объеме. Открывая кредитную линию, вы получаете денежные средства частями на протяжении всего времени действия кредитной линии. Сроки выплат, размеры траншей и лимитов оговариваются при открытии кредитной линии и указываются в условиях договора.
 Возобновляемая и невозобновляемая кредитная линия
Существует  множество различных причин, по которым  фирма или компания нуждается  в получении кредита или ссуды. Но у некоторых из них такие  потребности могут возникать  довольно часто, поэтому в таких случаях проще заключить договор с банком об открытии кредитной линии.
Невозобновляемая  кредитная линия предоставляет  Вам возможность получения кредита частями. Это означает, что вы можете делать запрос в банк на получение денежных средств при первой необходимости, такой вариант кредитования подходит для поддержания платежеспособности компании. Невозобновляемая кредитная линия является выгодной только для тех организаций или компаний, которым периодически нужны небольшие кредитные суммы, они должны быть уверены в том, что в нужный момент банк выдаст им очередной транш. Это выгодно и тем организациям, которые оплачивают фактически полученную продукцию, то есть деньги нужны частями, так как товар поставляют не полностью.
 Кредитная линия с лимитом выдачи
Кредитная линия с лимитом выдачи определяется как сумма общего лимита кредитных  средств, выдача которого производится по частям и по графику, который заранее  согласован с клиентом. Это значит, что будет происходить перевод  денежных средств на расчетный счет клиента (заемщика) и также использование их в течение указанного в договоре срока, но при этом лимит выдачи установленный кредитным договором не должен быть выше общей суммы всех ранее выданных траншей.
Траншем называется определенная сумма займа, выдаваемая заемщику одноразово, в виде одной части от кредита. Этот вид кредитования особенно удобен для процедуры финансирования сделки, которая предполагает поставку товара несколькими партиями или если сделка разнесена по времени сроком оплат.
 Кредитная линия с лимитом задолженности
Можно много говорить о наших интересах  и желаниях, но всегда нужно оценивать  свои возможности реально. В некоторых  случаях мы не можем адекватно  реагировать на экономику страны, что приводит к тому, что мы получаем недостаточное количество денег.
Кредит  сейчас выдают много банков, только за своим предназначением и видами кредиты на сегодняшний день очень  отличаются друг от друга.
Договор кредитной линии
При оформлении кредитов в банках и кредитных  организациях, очень многие клиенты сталкиваются с понятиями и терминами, о которых не знают и соответственно не могут правильно применять и использовать.  
 

14вопррос
Контокоррент (англ. account current - текущий счет, от итал. conto- счет и corrente- текущий) - единый активно-пассивный счет, на котором учитываются все операции банка с клиентом при предоставлении последнему кредита на текущие производственные цели.
Кредиты по К. предоставляются только первоклассным  заемщикам, т.е. имеющим высокие финанс. показатели и мощный денежный поток, постоянная потребность к-рых в оборотных средствах на 75-80% покрывается кредитом банка. При кредитовании по К. заключается кредитный договор, в к-ром перечисляются: условия кредитования, сумма кредитной линии, возможность и условия ее превышения, процентные ставки для исчисления суммы процентов за дебетовое сальдо в пределах кредитной линии и при ее превышении, процентные ставки для начисления суммы процентов по кредитовому сальдо счета, максим. период, в течение к-рого заемщик должен иметь только кредитовое сальдо. условия. Для получения кредита по К. заемщик представляет банку установленный объем документов, необходимых для решения вопроса о возможности кредитования, заключения кредитного договора и открытия К. счета. По требованию банка кредит по К. может быть обеспечен залогом. В этом случае заключается договор залога.
При открытом К. расчетный счет закрывается. Весь платежный оборот заемщика, связанный  с обслуживанием производств, деятельности и распределением прибыли, отражается на К. Контокоррентный счет может иметь дебетовое или кредитовое сальдо. Дебетовое сальдо показывает сумму долга заемщика банку, кредитовое - свидетельствует о наличии собственных средств у заемщика. Выдача ссуд при кредитовании по К. производится путем оплаты расчетных документов, отвечающих установленным правилам организации безналичных расчетов, и денежных чеков. По дебету этого счета производятся след. платежи: оплата расчетных документов за товарно-материальные ценности и услуги по основной деятельности; перечисление средств на открытие аккредитива; приобретение расчетных чековых книжек; выплата заработной платы и приравненных к ней платежей; погашение кредиторской задолженности по расчетам за материальные ценности и оказанные услуги; перечисление налогов в бюджет; погашение кредиторской задолженности по нетоварным операциям; платежи по операционным и другим расходам пр-тия, связанным с основной производств, деятельностью; уплата штрафов, пеней и неустоек; уплата процентов за пользование банковским кредитом. Кредит погашается путем зачисления всех причитающихся заемщику платежей в кредит счета: выручки от продажи продукции; денежных средств в погашение дебиторской задолженности по товарным и нетоварным операциям; штрафов, пеней и неустоек; возврат излишне перечисленных средств в бюджет и пр. поступлений. Кредитование по К. осуществляется в пределах установленной в кредитном договоре возобновляемой кредитной линии. Ее предельная сумма устанавливается на основе планового баланса потребности в оборотных средствах как разница между прогнозир. потребностью в оборотных средствах и источниками их формирования на отчетную дату. Обоснование и расчет кредитной линии заемщик представляет в сроки, согласов. с банком, как правило, в период, установл. для заключения кредитного договора. Кредитная линия открывается на год; ее пред. сумма может дифференцироваться по кварталам. По истечении года размер кредитной линии может быть пересмотрен. Сумма открытой кредитной линии учитывается за балансом. При нарушении условий кредитования и ухудшении финанс. положения заемщика банк может приостановить кредитование по К. и изменить форму кредитных отношений с ним. Плата за контокоррентный кредит в связи с повышенным кредитным риском по сравнению. формами кредитования устанавливается на более высоком уровне. Проценты за кредит начисляются в соответствии с установл. нормативными документами ЦБ РФ, как правило, не реже одного раза в месяц и уплачиваются в сроки, оговоренные в кредитном договоре. Оплата начисленных процентов отражается по дебетовой стороне К. и увеличивает общую сумму долга заемщика банку, с к-рой начисляются новые проценты.  
 

15вопрос
ОВЕРДРАФТ представляет собой отр. баланс на текущем счете клиента банка. Овердрафт - это форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется путем списания банком средств по счету клиента сверх его остатка. В результате такой операции образуется отрицательный баланс, т.е. дебетовое сальдо - задолженность клиента банку. Банк и клиент заключают между собой соглашение, в котором устанавливаются максимальная сумма овердрафта, условия предоставления кредита, порядок погашения его, размер процента за кредит.
При овердрафте в погашение задолженности направляются все суммы, зачисляемые на текущий  счет клиента.
 Проценты  взимаются по согласованным или существующим ставкам.
Форма кредита "овердрафт" впервые возникла в Англии и в настоящее время  практикуется в большинстве развитых стран.
Акцептный кредит - это кредит, предоставляемый банком в форме акцепта переводного векселя (тратты), выставляемого на банк экспортерами и импортерами. При этой форме кредита экспортер получает возможность выставлять на банк векселя на определенную сумму в рамках кредитного лимита. Банк акцептует эти векселя, гарантируя тем самым их оплату должником в установленный срок.
При реализации товара в кредит экспортеры заинтересованы в акцепте векселя крупным  банком. Такой вексель в любое  время может быть учтен или  продан. При акцептном кредите  формально кредит предоставляет  экспортер, но в отличие от вексельного  кредита акцептантом векселя выступает банк.
Выдавая акцепт, банк не предоставляет кредита  и не вкладывает в операцию свои средства, но обязуется оплатить тратту при наступлении срока платежа  Стоимость акцептного кредита складывается из двух элементов: комиссии за акцепт и учетной ставки, которая обычно ниже ставки по учету векселя.
Термин  "акцептный кредит" применяется обычно в тех случаях, когда банки акцептируют тратты только экспортеров своей страны.
Разновидностью  акцептного кредита является акцептно-рамбурсный кредит. 

16вопрос
Формы обеспечения возвратности кредита
Основными источниками погашения долга  заемщика по ссуде являются его выручка, получаемая от основных и дополнительных видов деятельности, и прибыль. Если же этих источников оказывается недостаточно, банк прибегает к реализации обеспечения.
Основными формами обеспечения возвратности кредита являются:
• залог (имущества, товарно-материальных, валютных ценностей, ценных бумаг, товарно-транспортной документации, недвижимости, самого предприятия  или его основных фондов);
• гарантия или поручительство;
• страхование  ответственности заемщика за непогашение  кредита или страхование банком кредитного риска;
• уступка  требования и передача прав (собственности, аренды или использования авторских  прав и т.п.)
Залог должен обеспечивать возврат не только основной суммы долга, но и процентов, расходов на его хранение, срочную  реализацию, поэтому стоимость залога должна быть всегда выше стоимости  ссуды. Залог оформляется договором  залога, срок действия которого должен превышать срок действия кредитного договора, обеспечением которого он является.
Разные  виды залога отличаются друг от друга  по степени реализуемости (ликвидности), надежности, способам оценки и хранения, что в совокупности определяет разную их привлекательность для банков.
Гарантия  есть обязательство третьего лица выполнить  финансовые обязательства заемщика, если он не в состоянии сделать  это самостоятельно, заплатив за него кредитору. Надежность гарантии как  обеспечения определяется финансовым положением и кредитоспособностью гаранта.
В практике российских банков страхование редко  используется как самостоятельная, а чаще как дополнительная (к залогу или гарантии) форма обеспечения. Ее надежность зависит от степени  развития в стране страхового дела и надежности страховой компании.
  
 

18вопрос
     Кассовые опер - опер по ведению  счетов физ и юр лиц. Согласно  российскому законодательству, клиент  имеет право открывать столько  счетов, сколько ему необходимо.
          Кассовое обслуживание клиентов
    Кассовые операции занимают большой объем работы в банковской деятельности. Коммерческие банки строят свои отношения с клиентами на договорной основе, в том числе и при осуществлении их кассового обслуживания.
     По договору банковского счета  банки не могут отказать клиентам в открытии счета, если он согласен с объявленными условиями и если у банка есть техническая возможность принять данного клиента на обслуживание.
     Для открытия счета клиент  предоставляет следующие документы:
> заявление  на открытие счета .
> копии  Устава, учредительного договора  и протокола общего собрания;
> справка  о постановке на учет из  ГНИ; 
> копии  документов, подтверждающих регистрацию  в Пенсионном фонде, Фонде занятости,  Фонде обязательного мед. страхования,  Фонде социального страхования
> 2 карточки  с образцами подписей уполномоченных  лиц и оттиска печатей. 
     После открытия счета банк  предоставляет следующий набор  услуг:
     > ведение счета 
     > организация и проведение безналичных  расчетов 
     > выполнение операций с наличными деньгами
     В соответствии с договором  банк принимает на себя обязательства:
     1).проводить по счету клиента  все виды банковских операций, предусмотренных законодательством 
     2).обеспечивать сохранность и  конфиденциальность всех денежных средств на счете
     3).зачислять и списывать средства  по поручению клиента не позже  дня, следующего за днем поступления  платежных документов 
     4).выдавать выписки по счету,  информирующие клиента об остатках 
     Закрытие счета может быть  осуществлено, во-первых, по решению владельца (в любое время без каких-либо претензий и условий); во-вторых, по решению банка (и в-третьих, по решению арбитражного суда (при признании предприятия — клиента банка банкротом).
     Кассовая дисциплина клиентов
          Для установления лимита остатка  наличных денег в кассе, порядка  и сроков сдачи выручки, предприятия  предоставляют в банк специальный  расчет (заявку). В данной заявке  предприятия показывают:
     1.3-х месячный объем денежных  поступлений 
     2.предполагаемый расход из выручки наличными деньгами
     3.сумму среднедневной выручки 
     Лимит устанавливается исходя  из указанных расчетов и особенностей  предприятия. Тем из них, которые  имеют постоянную выручку и  сдают ее в конце рабочего  дня, лимит устанавливается в размере, необходимом для нормальной работы с утра следующего дня. Для предприятий, не имеющих постоянной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода.
     Лимит кассы может быть превышен  лишь в дни выдачи заработной  платы (в течение 3-х дней).
     При несоблюдении условий кассовой  дисциплины взимаются штрафы:
> за  неоприходование в кассу денежной  наличности — штраф в 3-х кратном размере не оприходованных сумм;
> за  расчеты наличными деньгами сверхустановленных  сумм — 2-х кратный размер произведенных платежей;
> за  накопление сверхлимитных денег — 3-х кратный штраф сверхлимитной наличности.
     Сумма штрафов перечисляется  в Федеральный бюджет.
     После установления лимита кассы  все предприятия предоставляют  в банк кассовые заявки, на основе которых коммерческий банки составляют расчет кассового прогноза и осуществляет кассовое обслуживание предприятий. 
 
 

19вопрос
Расчеты платежными поручениями. П/п представляет распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его Б, оформленное плат.документом, перевести опред.ден.сумму на счет получателя средств, открытый в этом или др. Б. С помощью п/п совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям.
П/п  выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в Б, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет опред.назначение: 1-ый используется в Б плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня Б; 4-ый возвращается плательщику со штампом Б в качестве расписки о приеме п/п к исполнению; 2-ой и 3-ий экземпляры п/п отсылаются в Б получателя платежа, при этом 2-ой служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах дня Б, а 3-ий прилагается к выписке из счета получателя как основание для подтверждения банк.проводки.
П/п  принимаются Б не зависимо от наличия  ден.средств на счете плательщика. При отсутствии средств  п/п помещаются в картотеку №2 и оплачиваются по мере поступления ден.средств в установленной законом очередности. Если предприятие имеет право на кредит в форме овердрафта, то п/п оплачиваются за счет банк.кредита.
Расчеты п/п имеют ряд достоинств по сравнению  с др. формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения ден.средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты п/п наиболее прогрессивной формой безн.расчетов.   
 
 

20вопрос
Расчеты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению  и за счет клиента на основании  расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика  платежа. 
Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. Платежные требования применяются при расчетах за товары, а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом. 
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требования кредитора по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее 5 рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считают 5 рабочих дней. 
Плательщик в праве отказаться полностью или частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в договоре. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции не заказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в установленном порядке цен на товары и услуги. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или товарно-транспортном документе, поступление части незаконной, недоброкачественной, нестандартной продукции. 
Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, которое составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями соответствующих должностных лиц и оттиском печати плательщика. 
При полном отказе от акцепта платежное требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств. Первый экземпляр заявления вместе с копией платежного требования остается в банке плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику. 
При частичном отказе от акцепта платежное требование оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования остаются в банке плательщика, второй экземпляр заявления направляется в банк эмитента, а третий экземпляр возвращается плательщику. 
Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. 
При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока оплаты оплачиваются со счетов плательщика, а при недостаточности или отсутствии денежных средств в очередности, установленной законодательством. 
Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и двойной почтового пробега). 
Расчеты платежными требованиями, оплачиваемые в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих законов. В этом случае получатель должен указать в платежном требовании номер, дату принятия и название соответствующего закона. Как правило, со счетов плательщика без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.
 
 
 

21вопрос
Чековая форма расчетов. Чек – ценная бумага, содержащая ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя Б произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем явл. лицо, имеющее ден.средства в Б, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщик – это Б, в котром находятся ден.средства чекодателя.
Расч.чек, как п/п оформляется плательщиком, но в отличии от п/п чек передается плательщиком предприятию получателю платежа в момент совершения хоз.операции, который и предъявляет чек в  Б для оплаты. Чек оплачивается Б за счет средств чекодателя, а именно: либо за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. Лимит чек.книжки ограничен суммой предварит.задепон. в Б ден.средств на отдельном банк.счете. Владелец чек.книжки при приобретении товаров на основании счета поставщика выписывает расч.чек и вручает его поставщику. Поставщик предъявляет чек в свой Б на инкассо для взыскания платежа. Б чекодателя пересылает указанный чек в банк-плательщика. Б-плательщик обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что прдъявитель чека явл.уполномоченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на Б-плательщик или на чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены. Различают чеки именные и ордерные. Аваль может даваться любым лицом за исключением плательщика. Аваль проставляется на лицевой стороне чека и доп.листе путем надписи «считать за аваль» и с указанием кем и за кого он дан.
Индоссанты  и авалисты несут ответственность  за оплату чека солидарно с чекодателем.
Отказ от оплаты должен быть удостоверен  одним из следующих способов:
совершением нотариусом протеста;
отметкой  Б-плательщика на чеке об отказе в  его оплате с указанием даты представления  чека к оплате;   отметкой инкассирующего Б с указанием даты о том, что чек своевременно выставлен и не опрлачен.
22вопрос
Аккр. представляет собой условное ден.обязательство, принимаемое Б (Б-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккр., или предоставить полномочия др.Б (исполняющий Б) произвести такие платежи.
Аккр. может  быть предназначен только для расчетов с одним поставщиком. Срок действия аккр. банк.правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При даееой форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличии от др форм безн.расчетов аккр.гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его Б.
Б могут  открываться сле.виды аккр.: покрытый (депонированный), непокрытый (гарантированный); отзывной, безотзывной.
Покрытый  считается аккр., при котором плательщик предварительно депонирует средства для  расчета с поставщиком. в этом случае Б плательщика списывает средства со счета плательщика и переводит их в Б поставщика на отд.баланс.счет «аккредитивы к оплате. Депонирование средств в Б поставщика может быть за счет ссуды, предоставленной плательщику в Б-эмитенте.
Непокрытый  – это аккр., по которому платежи поставщику гарантирует Б. В этом случае плательщик обращается в свой Б с ходатайством выставить для него гарант.аккр. При открытии гарант.аккр. банк-эмитент предоставляет исполняющему Б право списывать платежи по аккр. в пользу поставщика со своего кор/сч.
Отзывной  аккр. может быть изменен или анулирован Б-эмитентом (по письменному заявлению  плательщика) без предварительного согласования с поставщиком.
Безотзывной признается аккр., который может  быть изменен или анулирован только с согласи получателя средств.   Каждый аккр.должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккр. отзывной.
Для открытия аккр. плательщик предоставляет в  свой Б аккр. на станд.бланке, где  кроме обяз.реквизитов указывается: номер счета, открытый исполняющим  Б для депонирования средств  при покрытом аккр.; срок действия аккр.; вид аккр.(отзывн., безотзыв); полное и точное наименование документов, против которых производится выплата по аккр.; наименование товаров, для оплаты которых открывается аккр., номер и дата основн.договора, срок отгрузки товара, грузополучатель и место назначения; усовия оплаты аккр.(с акцептом уполномоченного покупателя или без его акцепта); реквизиты Б-эмитента и исполн.Б. при отсутствии хотябы одного из этих реквизитов Б отказывается от открытия аккр.
Для получения  ден.средств по аккр. поставщик после  отгрузки товара представляет в исп.Б  четыре экземпляра реестра счетов, отгрузочные и др.документы, предусмотренные условиями аккр. Указанные документы должны быть представлены в пределах срока действия аккр. Если условиями аккр. предусмотрен акцепт уполномоченного лица покупателя, последний должен представить исполн.Б: доверенность, выданную организацией, выставившей аккр.; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; образец своей подписи. Лицо, уполномоченное плательщиком, на всех экземплярах бланков реестра счетов проставляет соотв. реквизиты, (ФИО, пасп.данные подпись, дата, «акцептован за счет аккрю», наименование организации покупателя), а также такие записи он делает на товарно-транспортных и др.документах. выплата по аккр. нал.деньгами не допускается. Закрытие аккр. в исп.Б производится:
    по истечению срока аккр.;
    по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использованияаккр. До истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккр.;
по распоряжению плательщика о полном или частичн.отзыве аккр., если такой отзыв возможен по условиям аккр. Не использованная или отозванная сумма покрытого аккр. подлежит возврату исп.Б п/п Б-эмитенту на тот счет, с которого депонировались средства. 
 
 

24вопрос
Принципы  расчетно-кассовой работы коммерческого банка
Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, т.к. достигается  значительная экономия на издержках  обращения и имеется заинтересованность в этом государства по причине  удобства влияния на макроэкономические процессы.
Безналичные расчеты – это денежные расчеты  путем записей по счетам банков, когда деньги списываются со счета  плательщика и записываются на счет получателя.
Безналичные деньги – это вторая производная  действительных денег (золота) и первая производная наличных бумажных денег. Это технология, развившаяся из технологии вексельного обращения, конкретнее – процедур домициляции векселей.
Безналичные расчеты существуют в рамках строгой  системы, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
В рыночной экономике выделяются основные принципы организации БН расчетов:
1. БН расчеты осуществляются по банковским счетам, открываемым для хранения и перевода средств. Это касается и физических, и юридических лиц.
2. Платежи со счетов  осуществляются банками  по распоряжению  владельцев в порядке  установленной очередности  платежей и в  пределах остатка средств на счете. Без распоряжения клиента списание денежных средств допускается только по решению суда, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание. При недостаточности денежных средств списание осуществляется в следующей очередности:
- списание  по исполнительным документам;
- списание  по исполнительным документам;
- списание  по платежным документам, предусматривающим  выплату зарплаты, отчисления в  Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования, Фонд занятости;
- списание  по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, не предусмотренные в предыдущей очереди;
- списание  по исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных  требований;
- списание  по платежным документам в  порядке календарной отчетности.
3. Субъекты рынка  вправе свободно  выбирать формы  безналичных расчетов  и закреплять их  в хозяйственных  договорах. Банки  не вправе вмешиваться. Банку отводится роль посредника в платежах, и не более того.
4. Срочность платежа.  Получатель денег  заинтересован в их зачислении на свой счет не «когда-нибудь», а в строго оговоренные сроки.
5. Обеспеченность платежа.  Для соблюдения  срочности платежа  у плательщика  на счету должна  иметься сумма,  обеспечивающая полноту  платежа.
Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.
Операции  по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после прохождения определенной процедуры открытия.
РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета вправе распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, самостоятельно платит все налоги, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками.
ТЕКУЩИЕ СЧЕТА в настоящее время открываются  организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статуса юридического лица. Традиционно владельцы текущих счетов – это общественные и бюджетные организации. Он вправе распоряжаться средствами на текущем счету строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией.  

26вопрос
асчет лимита остатка кассы. Бланк формы № 0408020
Бланк формы № 0408020 заполняется предприятием, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты и предоставляется  в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, для установления лимита остатка  наличных денег в кассе. Расчет предоставляется в двух экземплярах: один экземпляр остается в банковском учреждении, а второй возвращается обратно организации со сведениями об установленном лимите денежных средств в кассе организации и разрешением на расходование наличных денежных средств, поступающих в кассу организации.
Расчет  лимита остатка кассы осуществляется исходя из объемов налично-денежного  оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Для установления лимита кассы организации в форме  расчета необходимо указать размер налично-денежной выручки за три  последовательных календарных месяца. Следует учесть, что в случае резких изменений выручки данные необходимо представить за последний месяц.
Кроме этого в расчете указывается  среднедневной и среднечасовой  объем выручки за три месяца, характеризующий  режим деятельности организации.
Лимит остатка кассы устанавливается  в зависимости от того, когда организация сдает выручку в банк, а именно:
    для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
    для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
    для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
    для предприятий, не имеющих денежной выручки - в пределах среднедневного расхода наличных денег.
Для вновь  созданных организаций расчет остатка  наличных денежных средств в кассе  производится с использованием планируемых  показателей, которые определяются расчетным путем.
Также в расчете указывается направление расходования наличных денежных средств, поступающей в кассу наличности. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.