На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Межрегиональное экономическое взаимодействие

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 7.  Межрегиональное  экономическое взаимодействие
   7.1. Сущность и формы межрегиональных связей.
   7.2. Межрегиональная интеграция и ее институты.
   7.3. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия
   7.4. Формы межрегиональной кооперации предприятий. 
 

7.1. Сущность и формы межрегиональных связей.
       Развитие регионального комплекса происходит не обособленно, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими регионами и внешним миром. Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил и природно-географическими условиями. Межрегиональные связи представлены на уровнях:
      - отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;
      - производственных комплексов, отраслей, муниципальных территориальных образований (городов, районов);
      - регионов.
       Формы межрегиональных экономических связей. Основными фор-мами межрегиональных экономических связей в условиях рынка являются материальный товарообмен результатами труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг, совместное проведение работ производственного и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой региональной на-логовой, демографической политики, политики ценообразования.
      Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, осуществляется функционирование национальной и мировой экономики. Ослабление межрегиональных экономических связей не позволяет использовать преимущества взаимного дополнения региональной экономики и создает угрозу экономической целостности государства.
      Исторический  путь межрегионального сотрудничества. Начавшаяся в конце 1980-х гг. тенденция  территориальной дезинтеграции  российской экономики привела к  сокращению и распаду прежних  хозяйственных связей между регионами и бывшими республиками СССР, не восполняемых внешней торговлей. Нормальный товарообмен был заменен бартером, снизилась интенсивность межрегионального обмена по основным видам товаров. Рост транспортных тарифов сделал нерентабельными устоявшиеся хозяйственные связи окраинных регионов, создав опасность их обособления от экономического ядра России.
      Резкий  переход к либерализации внешней  торговли привел к замене взаимного  обмена между регионами на экспортно-импортные  операции, к резкому сокращению межрегиональных связей, деформации отраслевой и территориальной структуры, резкому падению производства в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве, увеличению дифференциации доходов населения, росту безработицы, что, в свою очередь, обусловило изменения в структуре и интенсивности межрегионального экономического оборота, а также в социально-экономическом положении отдельных регионов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
      В настоящее время регионам России предоставлено право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать  межрегиональные и внешнеэкономические  связи. Межрегиональные экономические связи должны предполагать взаимовыгодный межрегиональный обмен продукцией, который регулируется соглашениями между субъектами РФ, городами, отдельными предприятиями: Важную роль в развитии межрегионального, обмена в современных переходных условиях играет государственное регулирование. Но так как основными субъектами межрегиональных экономических отношений стали предприятия, то функции государственных федеральных и региональных органов управления ограничиваются в основном созданием благоприятных условий для развития межрегиональных взаимодействий.
      Проводимые  в регионах реформы должны соответствовать  общегосударственным интересам  и не наносить ущерба другим регионам, что не всегда выполняется. Используя  права свободного экономического развития, регионы вырабатывают свои модели экономического поведения: регионы с развитым аграрным сектором, обеспечивающим внутренние потребности в сельскохозяйственной продукции, устанавливают высокие закупочные цены на продукцию, сокращают межрегиональные экономические связи и переводят их на бартерную основу в целях сдерживания падения потребления и роста цен на продовольствие; регионы, обладающие богатыми природными ресурсами, выходят самостоятельно на мировой рынок; регионы с преобладанием добывающих отраслей промышленности и со слаборазвитым сельским хозяйством стремятся организовать бартер как с индустриальными, так и с сельскохозяйственными государствами и регионами в целях смягчения социальных последствий кризиса.
      Социально-экономический  кризис в России привел к нарастающим противоречиям в отношениях между регионами, которые проявляются в следующем: в регионах с неразвитой экономикой, представляющих собой замкнутые системы, формируются региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного региона. В регионах с развитой промышленностью, открытой экономикой предпочтение отдается поставкам продукции не на внутренний рынок России, а за рубеж, что является экономически более выгодным.
      Процесс укрепления внутрирегионального рынка  заключается в стремлении регионов наладить в своих пределах выпуск продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Однако емкость, структура регионального рынка определяются не только производимой в данном регионе продукцией, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом. Поэтому региональные рынки нельзя рассматривать обособленно от общероссийского рынка и внешнеэкономических связей. Развитие обмена, горизонтальных связей между регионами является основой формирования территориальных рынков.
      В современных условиях возрастает роль внешнеэкономического фактора в  развитии экономики страны в целом  и отдельных регионов, внешнеэкономическая  деятельность принимает все более  открытый характер. Заметно расширяется  количество участников внешнеэкономических отношений, так как право на внешнеэкономическую деятельность получили непосредственно субъекты РФ, отдельные предприятия и компании.
      Однако  либерализация внешней торговли оказала негативное влияние на межрегиональные  экономические связи и основные показатели развития экономики российских регионов, что привело к переориентации регионов на торговлю с зарубежными странами, увеличению объемов экспорта и импорта при падении объемов отечественного производства, вытеснению импортом отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка, преобладанию в российском экспорте сырьевых ресурсов, а в импорте — потребительских товаров и, в конечном счете, к подавлению внешней торговлей межрегиональных поставок.
      Опережающий рост транспортных тарифов по сравнению  с ценами на перевозимую продукцию, сокращение объемов работы транспорта, объемов производства и общей емкости товарных рынков, потеря конкурентоспособности многих производств на внутреннем рынке привели к ускоренному падению межрегионального обмена, причем падение межрегионального обмена происходило быстрее, чем падание производства.
7.2. Межрегиональная интеграция и ее институты.
      Межрегиональная интеграция. Необходимо использовать имеющиеся в регионах широкие  возможности для дальнейшего  развития межрегиональных связей и всемерного расширения внешнеэкономических отношений на основе договоров, соглашений; устанавливать прямые контакты с крупными финансовыми институтами, с целью привлечения потенциальных инвесторов в регионы; искать партнеров по производству основных товаров; продвигаться на региональные, российские и международные рынки сбыта продукции предприятий региона.
      Совершенствование межрегиональных экономических  связей предполагает широкое использование  возможностей новых организационных  форм экономического сотрудничества или межрегиональной интеграции.
      Межрегиональная интеграция — это территориальная  интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-временных  рамках. Развитая межрегиональная интеграция составляет фундамент единого экономического пространства страны (что, в свою очередь, составляет основу единства государства), где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы; производители товаров и услуг и население.
      Среди экономических, политических и культурных аспектов интеграционных межрегиональных процессов особое значение имеет экономическая интеграция. Важнейшей формой межрегионального сотрудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны.
      Институты межрегиональной интеграции. Создание структур и институтов, поддерживающих различные формы интеграционных процессов, может осуществляться в различных формах: от формирования различных ассоциативных организаций («мягкая» форма межрегиональной интеграции) до создания в макрорегионах государственных структур и межрегиональных органов исполнительной и законодательной власти («жесткая» форма). «Жесткие» формы и институты межрегиональной интеграции в своей завершенной форме могут привести к изменению Конституции РФ и к кардинальному изменению административно-территориального деления страны. По сути, речь может идти о новой модели федеративного государственного устройства России, в которую вводятся в качестве новых важнейших элементов крупные экономические районы (другие варианты — «федеральные округа», «макрорегионы», «губернаторства» и т. д.) со всеми атрибутами государственных образований (законодательной, исполнительной, судебной властью, собственной конституцией, гимном, флагом, гражданством и пр.).
      В более ослабленной форме «жесткие» институты межрегиональной интеграции могут формироваться в макрорегионах в виде государственных институтов исполнительной власти (например, наподобие бывших совнархозов). Это может быть своеобразное межрегиональное «правительство» с достаточно широким кругом полномочий, делегированных как с федерального уровня, так и с уровня субъектов Федерации, входящих в данный макрорегион. В принципе возникновение таких форм и институтов не противоречит нынешней Конституции РФ, в которой говорится о возможности взаимного делегирования полномочий органов исполнительной власти сверху вниз и снизу вверх. По взаимному согласию федеральный центр и субъекты Федерации могут договориться, что это делегирование может закрепиться за промежуточным — межрегиональным — уровнем. Все дело именно в характере этих полномочий и задачах новых межрегиональных структур. Поскольку подобное институциональное оформление межрегиональной интеграции не требует создания органов законодательной и судебной власти, снимается вопрос о том, является ли территория, на которую распространяется сфера управления подобных межрегиональных «правительств», субъектом Федерации и как быть с существующими субъектами Федерации, находящимися на этой территории: Отсутствие необходимости изменения федеративной структуры государства в этом случае является безусловным преимуществом такого подхода по сравнению с максималистским вариантом «жесткой» интеграции.
      Если  принять, что крайним вариантом  институтов «мягкой» интеграции могут быть ассоциативные объединения, работающие на общественных началах и играющие сугубо информационную или пропагандистскую роль в регулировании интеграционных процессов нескольких субъектов Федерации, то все остальные формы и институты будут занимать промежуточное положение между этими крайними границами (например, к ним относятся формы экономической интеграции товаропроизводителей и сфер рыночной инфраструктуры).
      Современный вариант реформирования системы  государственного устройства страны можно  отнести к промежуточному. Пока основным направлением деятельности современных генерал-губернаторов является осуществление «межрегиональной экспертизы» федеральных законов. По какому варианту пойдет дальнейшее развитие межрегиональной интеграции — пока остается вопросом.
      Уже сегодня нельзя недооценивать роль иных интеграционных структур, которые формируются в крупных регионах России и начинают играть все большую роль в их общественно-политической жизни (партии, общественные движения, конфессионально-этнические межрегиональные группировки). Например, широкую известность приобрела «Конфедерация народов Кавказа», на Урале действует движение «Возрождение Урала», в Новосибирске на межрегиональной основе создана «Сибирская партия», в октябре 1998 г. была проявлена инициатива создания «Сибирского движения за достойное будущее».
      Другие  важные структуры межрегиональной  интеграции создаются в сфере  массовой информации и в системах телекоммуникаций, и они составят материальную основу интеллектуальной компоненты перспективных интеграционных процессов.
         7.3. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
      Наиболее  значимыми институтами межрегиональной  интеграции, которые возникли в начале 1990-х гг. как реакция на бездействие  Правительства и Федерального собрания РФ в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
      Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как форма межрегионального сотрудничества стали образовываться начиная с 1991 г. Характерно, что вначале инициаторами создания ряда таких ассоциаций выступили Советы народных депутатов. Однако в дальнейшем центр тяжести всех ассоциаций сместился в экономическую сферу, и они получили официальное название — межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
      В эти годы были созданы: ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации «Северо-Запад»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Центральной России «Центральная Россия»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного района Российской Федерации «Черноземье»; ассоциация «Большая Волга» по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона; ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа «Северный Кавказ»; ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона «Уральская»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия республик, краев, областей и автономных округов Западной и Восточной Сибири «Сибирское соглашение»; межрайонная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья. Эти ассоциации существенно различаются по масштабам, формам организации, реальным результатам деятельности и по декларируемым целям и задачам. Если попытаться сформулировать «обобщенный образ» подобной ассоциации и ее структуру, то выявляются следующие основные черты.
      В состав ассоциаций входят субъекты Федерации (национальные республики, края, области  и автономные округа), расположенные на территории официально зафиксированных крупных экономических районов (города и административные районы в состав ассоциаций не включаются). Каждая из межрегиональных ассоциаций действует на территории соответствующего экономического района, за исключением межрегиональной ассоциации-«Сибирское соглашение», действие которой распространяется на два крупных экономических района: Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский. Тюменская область входит в состав двух межрегиональных ассоциаций «Уральский» и «Сибирское соглашение», так же как и забайкальские субъекты Федерации (Республика Бурятия, Забайкальский край), которые включаются в состав как Сибирской, так и Дальневосточной ассоциаций. То есть ассоциативная форма объединения субъектов Федерации проявляется здесь достаточно гибким образом, и она не копирует слепо официально признанную сетку экономического районирования России.
      Высшим  коллегиальным органом межрегиональной  ассоциации является Совет (Президиум), в состав которого входят руководители законодательной и исполнительной власти всех субъектов Федерации, расположенных на территории данного экономического района (районов). Руководит ассоциацией на принципах ротации один из губернаторов. В некоторых случаях (например, в Дальневосточной ассоциации) в состав Совета с правом совещательного голоса включены представители Президента в субъектах Федерации. Все важные решения ассоциации принимаются на заседаниях ее Совета (Президиума), который собирается несколько раз в год. Тот факт, что в Совете ассоциации на равных работают руководители исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации, является принципиально важным дли достижения согласия по принципиальным вопросам и отстаивания солидарных позиций перед федеральным центром, а также для проведения «межрегиональной экспертизы» проектов федеральных законов.
      Деятельность  межрегиональных ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых, экологических и иных вопросов, и с этой целью в составе  ассоциаций созданы координационные советы (комитеты, комиссии) по этим направлениям. В состав координационных советов межрегиональных ассоциаций входят как представители законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, так и ученые, бизнесмены, директора предприятий и т. д. Руководит каждым таким советом, как правило, губернатор одного из субъектов Федерации, в котором данная проблема стоит наиболее остро или в которой имеется большой опыт ее решения.
      Каждая  межрегиональная ассоциация, как  правило, имеет свой исполнительный орган. Это может быть как небольшой штат (как в межрегиональной ассоциации «Северо-Запад»), так и достаточно крупная Исполнительная дирекция с четкой структурой и специальными департаментами, которые курируют и обобщают работу координационных советов ассоциаций (как это оформлено в межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»). Руководитель исполнительного органа ассоциации (генеральный директор) включается в состав Совета ассоциации.
Все межрегиональные ассоциации имеют  свой бюджет, формируемый за счет взносов регионов — участников ассоциации (с соответствующей статьей, отраженной в региональном бюджете), за счет поступлений от уставной деятельности, проводимой исполнительным органом ассоциации или созданными на ее основе структурами, а также за счет взносов от разных предприятий и организаций данного макрорегиона.
      Ряд ассоциаций имеют свои представительства  в Москве, которые осуществляют оперативное  взаимодействие ассоциации с федеральными органами власти и управления.
      Межрегиональные ассоциации, с одной стороны, должны быть «проводниками» федеральной региональной политики, которая требует осознанного «ущемления» интересов одних субъектов Федерации в пользу других и Федерации в целом, а это не всегда находит понимание в регионах. С другой стороны, через межрегиональные ассоциации могут выражаться, «артикулироваться» наиболее важные и болезненные проблемы больших территорий с целью их отражения в федеральной политике.
      Однако  объективный анализ показывает, что  в целом эффективность работы межрегиональных ассоциаций в настоящее время ниже их потенциальных возможностей. Это определяется нечеткостью функций ассоциаций и непроработанностью их правового статуса, отсутствием реальных механизмов регулирования интеграционных процессов, ориентацией руководителей регионов на локальные интересы. Зачастую руководство некоторых ассоциаций использует их потенциал лишь для оказания давления на федеральный центр и для лоббирования нужных решений.
   7.4. Формы межрегиональной кооперации предприятий.
      Формы межрегиональной кооперации предприятий. Теоретически формы взаимодействия различных предприятий крайне разнообразны. Хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики обладают широкими возможностями во взаимовыгодном сотрудничестве, независимо от их территориального расположения, в установлении производственных, торговых, научно-технических и прочих связей, в том числе через создание специальных интеграционных структур — финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций и т. п. Процесс сотрудничества предприятий различных регионов принципиально не отличается от взаимодействия предприятия одного региона. В то же время необходимость учета предприятием интересов нескольких регионов вызывает возможность различного экономического воздействия органов государственной власти и иных управленческих структур на процесс такого сотрудничества предприятий: от финансово-организационной поддержки до полного противодействия.
      К современным формам межрегиональной  кооперации производителей можно отнести:
* ряд предприятий-холдингов, самые мощные из которых возникли в топливной, и прежде всего нефтегазовой, промышленности ( РАО «Газпром»). При формировании их организационных структур преследовалась цель сохранить стабильность функционирования отрасли, а также увеличить поступления крупных экспортных доходов в бюджет страны. Поэтому многие из таких предприятий-монополистов, создав на территории страны филиалы и подразделения, в настоящее время фактически осуществляют координацию своей деятельности в различных регионах, организуя межрегиональное сотрудничество внутри своего предприятия;
* финансово-промышленные группы (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимости реорганизации предприятий промышленности и концентрации инвестиционных ресурсов, вызванной формированием новых производственных кооперационных связей, рыночных механизмов финансирования производителей, обострившейся конкуренцией с отечественными и зарубежными производителями. Деятельность ФПГ может дать администрации регионов реальный инструмент для проведения собственной экономической, прежде всего промышленной, политики;
* банковские и кредитные организации. Межрегиональное сотрудничество для коммерческих банков может осуществляться несколькими путями. Очевидно, что самый распространенный механизм межрегионального сотрудничества в банковском секторе — это установление банками корреспондентских отношений. Широкая регионально ориентированная корреспондентская сеть является существенным преимуществом банка и дает ему возможность быстро проводить платежи по территории страны. Другие формы сотрудничества банков разных регионов — заключение стратегических союзов для реализации конкретных проектов, как правило, крупных инвестиционных, установление кредитными организациями прямых отношений с предприятиями и учреждениями других регионов, в том числе путем создания финансово-промышленных групп, а также распространение пластиковых карточек, имеющих хождение во многих регионах.
      Таким образом, анализ межрегионального взаимодействия предприятий производственного  и непроизводственного секторов в Российской Федерации показывает в целом позитивный характер такого сотрудничества как необходимого элемента сохранения единого экономического пространства страны, что, в свою очередь, является элементом стабильного федерального государства. 
 
 
 

Тема 8. Стратегические возможности  экономического роста  регионов (на примере  ЮФО)
   8.1. Природно-ресурсный потенциал ЮФО.
   8.2. Характеристика населения и трудовых ресурсов, народов и народностей. Демографическая ситуация в округе.
   8.3. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации.
   8.4. Основные тенденции развития МТК региона
   8.5. Активизация и мобилизация транспортного потенциала Юга России 

      8.1. Природно-ресурсный потенциал ЮФО.
      В состав Южного федерального округа входят: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания и Чеченская; Краснодарский и Ставропольский края и Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.
      Площадь округа составляет 589,2 тыс. км2.
      Центр округа — г. Ростов-на-Дону.
      В Южном федеральном округе сформировались крупные агропромышленный, индустриальный и курортно-рекреационный комплексы, которые в рыночных условиях хозяйствования вносят значительный вклад в решение  задач экономического и социального развития России.
      Южный округ расположен между тремя  морями — Черным, Азовским, Каспийским, Главным Кавказским хребтом, Кумо-Манычской  впадиной и южной оконечностью Русской (Восточно-Европейской) равнины. По природным  условиям Южный округ можно разделить на три зоны: степную (равнинную), предгорную и горную. Большую часть территории занимает степная зона, расположенная от его северных границ примерно до линии Краснодар — Пятигорск — Махачкала. Предгорная зона находится южнее и тянется неширокой полосой с юго-востока на северо-запад, постепенно переходя в систему горных отрогов. Еще южнее располагается горная зона, состоящая из Черноморского, Кубанского, Терского и Дагестанского Кавказа.
    Весьма  разнообразен климат Южного округа. За исключением высокогорных районов, лето очень теплое. Средняя июльская температура колеблется от 20 до 24°С. Вегетационный период с температурами выше 10°С продолжается здесь в течение 170—190 дней, а годовая сумма солнечной радиации в степной и предгорной зонах примерно в 1,5 раза больше, чем в Подмосковье. Зима в различных частях округа неодинакова. Среднеянварские температуры колеблются от 2°С в Сочи и Новороссийске
до -9 12°С в степях Волгоградской и Ростовской областей. Большое
влияние на температурный режим оказывает Черное море, особенно на прилегающие к нему районы. Это выражается в смягчении летней жары и повышении температуры воздуха на побережье зимой. Однако в Новороссийской бухте в зимний период (обычно с ноября по март) нередко дует холодный и сильный северо-восточный ветер — бора. Условия для него создаются, когда над морем стоит барометрический минимум, а на суше давление резко повышается. В Новороссийске бора доходит часто до силы урагана; иногда температура при боре опускалась ниже -20°С в и замерзала гавань, как правило, свободная от льда. Но область распространения боры очень невелика; уже в нескольких километрах от Новороссийска он не ощущается.
       Существенны различия в распределении атмосферной  влаги и водных ресурсов. Больше всего осадков выпадает в предгорьях черноморского побережья (среднегодовые осадки в Сочи — 1410 мм), где преобладают влажные морские ветры. Продвижению их на восток препятствует Ставропольская возвышенность, поэтому наиболее засушливая часть — юго-восточная. В Калмыкии и Астраханской области среднегодовое количество осадков колеблется от 170 до 250 мм. Это связано также и с влиянием сухих среднеазиатских ветров, проникающих из-за Каспия. Северная часть округа характеризуется непостоянством увлажнения: количество осадков колеблется от 430 до 525 мм в год.
       Водные  ресурсы региона — это воды рек бассейнов Черного, Азовского  и Каспийского морей и подземные  воды. На востоке протекает крупнейшая в Европе река — Волга. Из других крупных рек следует отметить Дон, Кубань, Терек, Сулак. Хотя водные ресурсы и значительны, но распределены они по территории неравномерно. Предгорье и Азовско-Черноморская равнина имеют густую речную сеть, а юго-восточные и прикаспийские районы водой бедны. Важно отметить также, что регион отличается интенсивностью использования водных ресурсов и высокой концентрацией водопотребителей, поэтому во многих местностях (особенно в Калмыкии) сложилась напряженное положение с водой. В то же время на оросительных системах в сельском хозяйстве — главном потребителе воды — ее непроизводительные потери достигают 50%.
       [Почвы региона относятся к высокоплодородным: черноземы и аллювиальные почвы занимают более половины территории округа. Значительным плодородием отличаются и каштановые почвы. Эти типы почв занимают большую часть степных и предгорных районов и благоприятны для выращивания самых разнообразных сельскохозяйственных культур. В полупустынных районах Дагестана и Калмыкии преобладают бурые почвы с включением больших массивовсолонцов и солончаков, на горных склонах — горно-лесные и горнолуговые почвы. На них растет ценная в кормовом отношении естественная травянистая растительность, используемая для откорма и пастбища скота, главным образом овец.
    В недрах округа много полезных ископаемых. Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью и природным газом, а также каменным углем. Крупнейшее газовое месторождение — Астраханское — имеет общероссийское значение. Из других месторождений следует назвать Северо-Ставропольское, Майкопское, Дагестанские Огни. Запасы нефти сосредоточены преимущественно в Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском крае, республиках Ингушетии и Чеченской. В республиках за долгие годы эксплуатации запасы сильно сократились. Залегает нефть на больших глубинах, что затрудняет ее добычу. Почти все угольные ресурсы находятся в Ростовской области, на территорию которой заходит восточное крыло Донбасса.
    Значительны ресурсы руд цветных и редких металлов. В пределах округа находятся  уникальные месторождения вольфрамомо-либденовых руд — Тырныаузское (Кабардино-Балкарская Республика) и Ктитебердинское (Карачаево-Черкесская Республика). Месторождения свинцово-цинковых руд в основном сосредоточены в Северной Осетии (наиболее крупное — Садонское месторождение). Разведанные месторождения меди имеются в Карачаево-Черкессии (Урупское) и Дагестане (Худесское, Кизил-Дере). В Краснодарском крае и Северной Осетии известны крупные месторождения ртути.
     Нерудные  полезные ископаемые представлены горно-химическим сырьем (значительны запасы барита, каменной соли, серы). Особенно следует выделить крупнейшие в Российской Федерации месторождения поваренной соли в озерах Баскунчак (Астраханская область) и Эльтон (Волгоградская область). Значительны запасы сырья для производства строительных материалов (цементные мергели в районе Новороссийска высококачественный мрамор в районе Теберды, кварцевые песчаники, глины для производства кирпича и керамики, мел, граниты и др.).
    Южный округ относится к числу самых  малообеспеченных лесными ресурсами  районов Российской Федерации. При оценке лесного фонда важно учитывать его особенности: 65% лесов — высокогорного типа, каких больше в Европейской части России нет. Здесь сосредоточены все буковые леса России, а также значительная часть таких ценных пород деревьев, как дуб, граб, ясень. Очевидно, что ни по объему, ни по составу леса района эксплуатационного значения иметь не могут. Однако в последние годы в связи с развитием производства мебели велись интенсивные вырубки ценной древесины, запасы которой в нижнем ярусе широколиственных пород практически исчерпаны. Сегодня очень важно резко сократить (а лучше совсем прекратить) рубки леса в зоне произрастания широколиственных пород, воздержаться от освоения пояса хвойных лесов, форсировать лесовосстановительные работы. Леса должны рассматриваться исключительно с точки зрения их рекреационно-оздоровительной и природоохранной полезности.
     Уникальны рекреационные ресурсы округа. Мягкий климат, обилие минеральных источников и лечебных грязей, теплые морские  воды создают богатейшие возможности для лечения и отдыха. Горные районы Южного округа с их неповторимыми ландшафтами имеют все необходимые условия для развития альпинизма и туризма, организации здесь горно-лыжных баз международного значения
      2. Характеристика населения и трудовых ресурсов, народов и народностей. Демографическая ситуация в округе.
      Южный округ — самый многонациональный  регион России. В одном только Дагестане  проживает 30 народностей (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы и др.). Наиболее многочисленны русские и украинцы. Большинство их проживает в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Русское население составляет большинство во всех крупных городах и промышленных центрах. Наиболее многочисленные коренные национальности Южного округа образуют самостоятельные республики: Адыгею, Дагестан, Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую, Северную Осетию — Аланию, Калмыкию, Ингушетию и Чеченскую. 

      Население и национальный состав
По  данным переписи населения 2002 года, в  Южном федеральном округе проживало 22 907 141 чел., что составляло 15,78 % от численности  всего населения России. Национальный состав:
1. Русские — 14 795 433 чел. (64,59 %)
2.  Чеченцы — 1 285 215 чел. (5,61 %)
3. Аварцы —785 314 чел. (3,43%)
4. Армяне — 615 123 чел. (2,69 %)
5. Кабардинцы — 511 736 чел. (2,23 %)
6. Даргинцы — 488 822 чел. (2,13 %)
7. Осетины — 476 458 чел. (2,08 %)
8. Кумыки — 399 085 чел. (1,74 %)
    Украинцы — 396 642 чел. (1,73 %)
    .Ингуши — 391 770 чел. (1,71 %)
11. Лезгины — 359 547 чел. (1,57 %)
12.Казахи — 201 095 чел. (0,88 %)
13. Карачаевцы — 187 588 чел. (0,82 %)
14.Азербайджанцы — 185 921 чел. (0,81 %)
15.Татары— 173 578 чел. (0,76 %)
16.Калмыки — 167 055 чел. (0,73 %)
17. Лакцы — 147 964 чел. (0,65 %)
18.Адыгейцы— 125 801 чел. (0,55 %)
19.Табасараны — 121 441 чел. (0,53 %)
20.Балкарцы — 106 777 чел. (0,47 %)
21.Белорусы — 85 602 чел. (0,37 %)
    По  численности населения Южный  федеральный округ занимает третье место в России, уступай только Центральному и Приволжскому. Здесь на территории 3,5% общей площади РФ проживает 21,695 млн чел., или около 15% ее населения. В целом в районе преобладает городское население (58%). Но если в Волгоградской области горожане составляют 75% населения, в Ростовской — 71, то в Калмыкии лишь — 37, Дагестане — 44%. Сеть городских поселений представлена в основном средними и малыми городами. Однако быстро растут и крупные городские центры: Ростов-на-Дону, Волгоград, численность населения которых превысила 1 млн чел., Краснодар (620 тыс. чел.).
    Сельские  поселения (станицы), расположенные  в степной зоне, как правило, велики по территории и численности населения. Они тянутся иногда на несколько  километров и насчитывают до 25—30 тыс. жителей. Для горных районов характерны мелкие и средние поселения.
Средняя плотность населения округа —  около 37 чел. на 1 км2, что более чем  в 4 раза выше, чем в целом по России. Однако размещается население по территории неравномерно. Наибольшая его плотность на Кубани, менее заселены Калмыкия и Дагестан. Надо отметить, что из-за военных действий в Чечне вдвое (с 1079 тыс. чел. в 1994 г. до 574 тыс. на начало 2001 г.) сократилось население этой республики.
     Данный  регион относился к районам с  высокой трудообеспеченностью. В настоящее время в связи с осложнением производственно-финансовой деятельности предприятий на начальном этапе становления и развития рыночных отношений можно ожидать высвобождения рабочей силы и превращения района в трудоизбыточный. Положение усугубляется еще и тем, что в Южный округ прибывает большое количество вынужденных переселенцев и беженцев, а также ушедших в запас военнослужащих. Очевидно, в этих условиях проблема занятости и рационального использования трудовых ресурсов приобретает особую актуальность. Для ее успешного решения представляется целесообразным поощрять развитие мелкотоварного уклада как в городской, так и в сельской местности, перепрофилировать промышленность на удовлетворение нужд населения в товарах народного потребления, а фермерских хозяйств — в малогабаритной сельскохозяйственной технике, удобрениях и другой продукции
КОЭФФИЦИЕНТЫ  ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (оценка на конец года; на 1000 человек трудоспособного  возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов)
      Изменения в возрастной структуре населения находят отражение в коэффициенте зависимости, или коэффициенте демографической нагрузки, представляющем отношение доли младших и пенсионных возрастов к доле трудоспособного населения, а именно: сколько на 1000 человек трудоспособного возраста приходится лиц нетрудоспособных возрастов.
Общей тенденцией в мире второй половины XX столетия было повышение, а с 1975 г. — снижение указанного отношения  с 75,2% до 62,4% в 1995 г., т.е. на каждые 1000 человек  трудоспособных возрастов приходилось 630 человека нетрудоспособных возрастов. Исключение составили африканские страны, где демографическая нагрузка возросла с 85,3% в 1950 г. до 92,0% главным образом за счет младших возрастов (78,5 и 86,0).
      В ЮФО это отношение также заметно снижается. На 1990 год всего на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось нетрудоспособных возрастов 821, а в 2003 всего 654. Исключение, в котором этот показатель превысил рубеж 700, являются опять республики Ингушетия (741) и Чечня
15 (744). А также выделилась Астраханская область, где он равен 602. В основном же этот показатель по всему ЮФО не сильно разбросан и колеблется в интервале от 630 до 680.
 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.