На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Платные образовательные услуги в системе общего образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное учреждение высшего профессионального  образования
«Нижнетагильская  государственная социально-педагогическая академия»
Кафедра документоведения и права 
 
 
 
 
 

Платные образовательные  услуги в системе общего образования
Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

           Исполнитель:
                                                                          студентка 3 курса СЭФ СГИ
                                                       Ягжина О.В. 
       

                                              Научный руководитель:
                                              Аникина А.С.  
 

Нижний  Тагил

2011 
 

      Содержание
            Стр.
     Введение      3
     Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг      8
     1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности      8
     1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг      19
     1.3. Ответственность сторон      34
     Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательных учреждений города Екатеринбург      40
     Заключение      44
     Список  использованных источников и литературы      46
                                                                                                                       
                                                                                                          
 

Введение
      Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение. Во многих государственных и муниципальных школах обучающимся и их родителям предлагается перечень дополнительных предметов, которые преподаются в отдельное от основной учебы время за плату. Правда, в большинстве случаев предоставление таких услуг осуществляется без надлежащего юридического и финансово-бухгалтерского оформления (известно, что «черный» финансовый оборот в государственных и муниципальных школах как минимум в три раза превышает легальный).
      К сфере общего образования относится  и дополнительное образование детей, в рамках которого дети посещают кружки, секции, группы, клубы и т.д. В Федеральной  программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ1, отмечается, что «большинство образовательных учреждений дополнительного образования детей, за исключением образовательных учреждений системы образования, осуществляют свою деятельность на платной основе».
      Государственные и муниципальные образовательные учреждения оказывают платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов с целью совершенствования образовательного процесса, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. В условиях несвоевременного и недостаточного бюджетного финансирования средства, поступающие от платных образовательных услуг, являются одним из источников формирования доходов государственных и муниципальных учреждений.
      Отмечая достаточно широкое распространение  и многообразие платных образовательных  услуг в сфере общего образования, приходится констатировать недостаточную  разработанность правового регулирования  оказания платных образовательных услуг, наличие множества коллизий и пробелов. Такая ситуация приводит на практике к господству внеправовых механизмов регулирования платных образовательных услуг, частому нарушению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей).
      Отношения между лицом, оказывающим платные  образовательные услуги, и обучающимся, а также его родителями (законными  представителями), складываются на основании  договора оказания платных образовательных  услуг. Однако ни в одном нормативном документе не раскрывается понятие договора оказания платных образовательных услуг. Нет и легального определения самих платных образовательных услуг. В юридической литературе имеют место споры о правовой природе отношений по оказанию платных образовательных услуг. Основной законодательный акт сферы образования - Закон РФ «Об образовании»2 не содержит норм, регулирующих непосредственно заключение и содержание договора оказания платных образовательных услуг, а определяет лишь условия, при которых те или иные лица вправе оказывать такие услуги.
      За  последнее десятилетие в печати стали появляться работы о различных  проблемах правового регулирования  платного образования. Однако они посвящены  сфере профессионального (как правило, высшего) образования. Между тем правовое регулирование платных образовательных услуг в сфере общего образования имеет ряд существенных отличий, требующих специального исследования.
      По  нашему мнению, оказание платных образовательных  услуг в сфере общего образования  требует особого внимания со стороны государства с целью обеспечения защиты прав потребителей на получение качественных образовательных услуг. Платное общее образование не может ограничивать конституционное право граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования3. В связи с этим большое значение приобретает совершенствование правового регулирования платных образовательных услуг в сфере общего образования, повышение его эффективности как одного из основных инструментов государственного управления социальной сферой.
      Комплексный характер правового регулирования  сферы образования и, соответственно, платных образовательных услуг  в сфере общего образования определяет разноплановый характер научных  источников.
      С одной стороны, теоретической основой  исследования служат источники следующих авторов по проблематике договора возмездного оказания услуг: А.В. Белозерова4, Л.М. Волчанской5, Т.В. Жуковой6, Е.А. Пучкова7, М.И. Брагинского и В.В. Витрянского8, с другой стороны, огромное значение имеют работы ученых различных отраслей юридической науки, посвященные вопросам образовательного законодательства: С.В. Курова9, В.И. Шкатуллы10, Г. Д. Шкарлупиной11.
      Не  умаляя значения ранее выполненных  исследований, следует отметить, что  в современной гражданско-правовой науке далеко не все аспекты проблем договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования достаточно исследованы.
      Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с оказанием платных образовательных услуг по реализации общеобразовательных программ в государственных образовательных учреждениях.
      Предметом исследования является комплекс норм российского законодательства, регулирующих получение платных дополнительных образовательных услуг в системе общего образования.
      Целью исследования является изучение механизма предоставления платных образовательных услуг в системе общего образования.
      Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
    сформулировать определение платных образовательных услуг в сфере общего образования и выявить их специфические черты;
    выявить признаки, раскрыть понятие и содержание договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования;
    изучить субъектный состав данного договора;
    определить порядок заключения, изменения и расторжения договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования;
    рассмотреть предоставление дополнительных образовательных услуг на конкретном примере.
      При исследовании нашей темы мы пользовались следующими методами:
    мы рассматривали различные стороны оказания платных образовательных услуг, анализируя влияние на них нормативно – правовых актов;
    используя формально – юридический метод, мы обрабатывали и анализировали нормы гражданского права в сфере образования;
    мы сравнивали различные подходы к трактованию понятия образовательной услуги.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Глава 1. Порядок нормативно-правового  регулирования оказания платных образовательных  услуг
      1.1. Платные образовательные  услуги: понятие,  виды, особенности
      Рассматривая  особенности и порядок оказания платных образовательных услуг, нужно начать с понятия этих услуг. Чем они отличаются от других услуг?
     В правовой литературе по данному вопросу  высказано достаточно много различных  суждений. М.И. Брагинский одним из первых делает анализ на соответствие наполнения содержания термина услуги и его трактовку в нормативных актах.
     В соответствии с Законом РФ «Об образовании» «образовательным услугам» отводит второстепенную роль, поскольку, в соответствии с Законом, они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ»12.
      Следует отметить, что в определении услуги в отечественной цивилистике  нет единого мнения. В толковом словаре юридических терминов услуга определяется  как экономическое  отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека13. Но в образовательных правоотношениях присутствуют не только экономические отношения, и не всегда они напрямую связаны с разумными потребностями человека (занятия музыкой, живописью и т.п.). В юридическом словаре дается следующее определение - услуга, как правило, является результатом деятельности и предоставляющаяся на основании соответствующего гражданско-правового договора14.
     С.В. Куров15 под образовательной услугой понимает «организованную, целенаправленную, устойчивую деятельность (действия), осуществляемую одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом педагогов) посредством коммуникативных средств (личного, непосредственного взаимодействия с другим субъектом – обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации и управления его учебной деятельности (действий)».
     А.В. Белозеров16 определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, то есть действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений».
     Таким образом, можно определить, что платные образовательные услуги – это деятельность, направленная на обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие с обучающимися углубленным изучением предметов  и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
      Согласно  Закону РФ "Об образовании"17 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 
          В соответствии этого Закона обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует удовлетворению возрастающих потребностей граждан в образовании в наибольшей степени. 
          Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг (далее – Правила) к платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: 
- обучение по дополнительным образовательным программам; 
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; 
- репетиторство; 
- занятия по углубленному изучению предметов; 
- подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования и другие услуги.

      Перечисленные виды услуг осуществляются сверх  финансируемых за счет средств соответствующих  бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и не могут  быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. 
          В п. 4 Правил18 перечислены услуги, которые не могут быть отнесены к платным, а именно: 
- снижение установленной наполняемости классов; 
- деление классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ; 
- реализация основных образовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; 
- факультативные, индивидуальные занятия в группах, курсы за счет часов, отведенных на основные общеобразовательные программы.

      Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, приведён в Приложении к письму МО РФ «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»19:
      1. Образовательные и развивающие услуги:
      а)  изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
      б)  репетиторство с учениками другого образовательного учреждения;
      в) различные курсы:
      •  по подготовке к поступлению в учебное заведение;
      •  по изучению иностранных языков;
      • повышения квалификации;
      •  по переподготовке кадров с освоением  новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);
      г) различные кружки:
      •  по обучению игре на музыкальных инструментах;
      • фотографированию;
      •   кино-, видео-, радиолюбительскому делу;
      • кройке и шитью, вязанию;
      • домоводству;
      • танцам и т.д.;
      д)   создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, народным промыслам, т.е. всему тому, что направлено   на   всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
      е)   создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
      ж)  создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребёнок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
      2. Оздоровительные мероприятия:
      • создание различных секций;
      •  групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные  игры,  общефизическая подготовка и т.д.).
      Перечень  платных дополнительных образовательных услуг может быть расширен. Весь список этих услуг должен быть зафиксирован в уставе образовательного учреждения.
      Федеральное законодательство устанавливает ряд  условий, при наличии которых государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги.
      Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе.
      Типовое положение об общеобразовательном  учреждении требует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных»20. Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил21. Данные требования подзаконных актов представляются избыточными и неосуществимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказываемых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вносить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указывать максимальное количество видов дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обучению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).
      Во-вторых, оказание отдельных видов платных  дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.
      Согласно  Положению о лицензировании образовательной деятельности22, не подлежит лицензированию «образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации». Исходя из буквального толкования указанной нормы можно прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензированию. Соответствующее разъяснение было дано в письме «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования»23, которое, однако, не носит нормативного характера.
      Однако  это не совсем так. П. 2 Типового положения  об общеобразовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации общеобразовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации24.
      Закон РФ «Об образовании»25 прямо требует наличие лицензии в случае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
      Требование  «наличия лицензии» не означает, что  школа должна получить отдельную лицензию на дополнительные образовательные программы и профессиональную подготовку. Такие образовательные программы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осуществление образовательной деятельности.
      Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании таких услуг. Практика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые школой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС26.
      В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд27. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах28.
      Также существуют принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг.
    Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан29. Поэтому должен соблюдаться принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг»30.
      Отдельно  следует раскрыть принцип добровольности платных образовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.
      При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самостоятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором он проходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом (в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении. Взимание какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Любые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, в общеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит аттестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги в соответствии с Правилами и договора между экстерном и учреждением31.
      Допуск  экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 285 Уголовного кодекса РФ32. Незаконность подобной практике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации33.
    Платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе.
      До  заключения договора школа обязана  предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информация, содержащая следующие сведения (п. 8 Правил):
      — наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;
      — уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
      — перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления;
      — стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;
      — форма документа, выдаваемого по окончании обучения34
          Очевидно, что последнее требование об ознакомлении с формой документа, выдаваемого по окончании обучения, для школы, оказывающей платные дополнительные образовательные услуги, не всегда приемлемо по причине того, что какие-либо документы часто просто не выдаются, например, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и т.д. С другой стороны, при оказании услуг профессиональной подготовки требование об ознакомлении потребителя с формой документа вполне обоснованно35.

      Кроме перечисленных сведений, с которыми необходимо ознакомить потребителя, Правила оказания платных образовательных услуг говорят о порядке приема и требованиях к поступающим. Указанное требование относится в большей степени к образовательным учреждениям профессионального образования, поступление в которые осуществляется в конкурсном порядке. В отношении школ, оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, можно говорить о необходимости указать возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортивной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей такого-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учебная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или ступени общего образования.
      Школа обязана также предоставить для  ознакомления по требованию потребителя:
      а) устав государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственного или муниципального общеобразовательного учреждения;
      б) лицензию на осуществление образовательной  деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;
      в) адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управления образованием;
      г) образцы договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг;
      д) образовательные программы, стоимость образовательных услуг, по которым включается в основную плату по договору;
      е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами36.
      Школа обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся  к договору и соответствующей  образовательной услуге сведения.
      Информация  должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации37.
      1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг
      В последние годы в сфере образования широкое распространение получил договор об оказании образовательных услуг. К проблеме правового регулирования и определению отраслевой принадлежность договора об оказании образовательных услуг обращались многие авторы. По данному вопросу высказаны различные точки зрения. Одни авторы видят в договоре об оказании платных образовательных услуг исключительно гражданско-правовую природу, другие относят его к образовательному праву, третьи – к сфере административного права. Все это говорит о том, что определение природы договора об оказании образовательных услуг остается актуальным.
      В п. 2 ст. 779 ГК РФ приведен примерный перечень договоров, которые подпадают под  действие правил настоящей статьи. Это договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных38.
      Рассмотрим  особенности договора на оказание платных  образовательных услуг. Необходимо отметить, что договор на оказание этих услуг возник не с принятием второй части Гражданского кодекса РФ, в которой впервые договор возмездного оказания услуг был выделен в отдельную главу. Можно с уверенностью сказать, что это давно известный вид договора, поскольку он существовал в рамках договора подряда и достаточно широко применялся. Если говорить о платном обучении, то и ранее были известны такие виды, как обучение управлению автотранспортными средствами, машинописи, курсы кройки и шитья и др. Особый же интерес к данному договору, действительно, возник в связи с разрешением образовательным учреждениям оказывать платные образовательные услуги39.
     Рассмотрим  нормативно-правовые основания договора на оказание образовательных услуг. Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе). Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ. Рассмотрим нормативно-правовые основания договора на оказание образовательных услуг. Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе). Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ40. Исходя из текста Закона РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды договоров на оказание платных образовательных услуг: 1) услуги в рамках реализуемых основных образовательных программ (подготовка специалистов на основании соответствующего государственного образовательного стандарта) на договорной основе; 2) дополнительные образовательные услуги, выходящие за пределы основных образовательных программ41. Согласно п.2 Инструкции  
«О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями», 
к дополнительным образовательным услугам относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами42. В отношении договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг можно с уверенностью сказать, что и по форме и по содержанию этот договор лежит в сфере гражданско-правового регулирования43.

      Закон РФ «Об образовании» особо выделяет платные дополнительные услуги государственного и муниципального образовательных  учреждений и платную образовательную  деятельность негосударственного образовательного учреждения44. В первом случае названные учреждения вправе оказывать населению и различным организациям платные дополнительные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими программами и государственными стандартами. Во втором случае учреждение вправе взимать плату с обучающегося, воспитанников за услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения учреждения  
и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регламентируются договором, устанавливающим уровень образования, сроки обучения, иные условия.

      Сторонами договора оказания платных дополнительных образовательных услуг согласно п. 2 Правил являются исполнитель — сама школа и потребитель — «организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично»45. Как видим, под указанную категорию «потребителя» попадают как родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, так и сам обучающийся (вне зависимости от достижения совершеннолетия) в качестве лица, «получающее образовательные услуги лично»46.
      В Примерной форме договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями (далее — Примерная форма) в качестве сторон договора указываются исполнитель, заказчик и потребитель. В качестве заказчика выступают родители (законные представители) обучающегося, а в качестве потребителя — сам несовершеннолетний обучающийся, достигший 14-летнего возраста. При этом заказчик и потребитель выступают как одна сторона договора, что вызывает обоснованные сомнения47. Ведь согласно п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц, которые и являются сторонами договора48. В нашем случае речь идет о соглашении, в котором участвуют три лица: исполнитель — школа, заказчик — родитель (законный представитель) и потребитель — обучающийся, достигший 14-летнего возраста, устанавливающем права и обязанности для каждой из сторон. На наш взгляд, в данном случае договор является не двухсторонним, как следует из текста Примерной формы, а многосторонним. При этом, исходя из того, что несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет заключают сделки с письменного согласия своих родителей (законных представителей)49, можно полагать, что родители дают такое согласие, когда сами подписывают договор от собственного имени.
      Малолетние (дети, не достигшие 14 лет) в Примерной  форме не включаются в субъектный состав сторон договора. Это связано с положением п. 1 ст. 28 ГК РФ, в соответствии с которым за малолетних сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны50. Таким образом, малолетний не может быть стороной в договоре, а является третьим лицом, в пользу которого заключен договор51.
      В разделе 1 Примерной формы при  определении предмета договора, т.е. совокупности действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны, не упоминается потребитель, хотя очевидно, что оказание услуг именно в отношении него, а не заказчика составляет предмет договора оказания платных образовательных услуг52. Особенно это важно для договора, который заключается в отношении малолетних потребителей, так как в противном случае используемый в дальнейшем по тексту договора термин «потребитель» остается нераскрытым53.
     Порядок заключения договора оказания платных  образовательных услуг имеет много общего с заключением публичного договора, урегулированного ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Разница заключается в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ исполнителем по публичному договору выступает коммерческая организация, а школа ею не является54. Так же как и при заключении публичного договора, школа обязана заключить договор оказания платных дополнительных образовательных услуг при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. Школа не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами55. По этой причине Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства считает противоречащими закону положения некоторых договоров оказания платных образовательных услуг об установлении рассрочки платы за обучение, скидок в «индивидуальном порядке». Если школа имеет намерение установить какие-либо скидки для отдельных категорий обучающихся, то критерии и размеры скидок должны быть четко определены в локальном акте школы, определяющем стоимость дополнительных платных образовательных услуг, и применяться ко всем обучающимся, подходящим под установленные школой критерии56.
         Договор составляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя (образовательного учреждения), другой - у потребителя, и должен содержать следующие сведения: 
а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения и место его нахождения (юридический адрес); 
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; 
в) сроки оказания образовательных услуг; 
г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты; 
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг; 
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя57
          Однако до заключения договора учреждение обязано предоставить потребителю достоверную информацию о себе и оказываемых им образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора58. То есть, кроме своего наименования и места нахождения, сведений о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего, образовательное учреждение обязано довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения: 
- уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; 
- перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; 
- стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты; 
- порядок приема и требования к поступающим; 
- форма документа, выдаваемого по окончании обучения. 
          Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации предоставляет потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации59
          Кроме того, по требованию потребителя учреждение образования обязано предоставить для ознакомления: 
- устав государственного или муниципального образовательного учреждения, положение о филиале, отделении, другом его территориально обособленном структурном подразделении; 
- лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; 
- адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального образовательного учреждения; 
- образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг; 
- основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору; 
- дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя; 
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

      Исполнение  договора оказания платных образовательных  услуг выражается в личном оказании исполнителем образовательных услуг, в принятии услуг потребителем и оплате услуг заказчиком60.
      Порядок исполнения договора весьма скупо урегулирован Правилами оказания платных образовательных услуг, поэтому необходимо обратиться к общим положениям Гражданского кодекса РФ.
      Исполнитель (школа) обязан оказать услуги лично, что означает, что услуги оказываются данным образовательным учреждением в лице привлекаемых им педагогов. Если в договоре в качестве существенного условия не указан конкретный педагог, который будет вести занятия, то образовательное учреждение свободно в выборе конкретного педагога для проведения занятий. Местом оказания услуг, если иное не предусмотрено договором, является место нахождение исполнителя, т.е. услуги оказываются по общему правилу в стенах школы61.
      Школа обязана соблюдать сроки обучения, утвержденные ею учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий62. Согласно Примерной форме в договоре указывается общий срок обучения, а в приложении к договору — количество часов занятий по какому-либо курсу (общее и в неделю)63.
      Важным  вопросом при заключении договора оказания дополнительных образовательных услуг является вопрос обеспечения учебной литературой и другими учебными материалами. Согласно ст. 704 Гражданского кодекса РФ, которая применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено в договоре64. Применительно к образовательным услугам это означает, что школа должна обеспечить не только педагогический состав, помещение и оборудование, необходимые для оказания услуг, но и обеспечить обучающихся в достаточном количестве учебной литературой и учебными материалами, требующимися для выполнения заданий, предусмотренных учебным планом. Таким образом, если для проведения занятий требуется наличие каких-либо учебников, рабочих тетрадей и их стоимость школа не включает в стоимость услуг, то необходимо указать в договоре в качестве обязанности заказчика приобретение необходимых учебных материалов65. В Примерной форме подобная норма есть (п. 3.8.) «Обеспечить Потребителя за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего исполнения Исполнителем обязательств по оказанию дополнительных образовательных услуг, в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Потребителя», но, как представляется, данное условие договора нуждается в уточнении, необходимо перечислить, какими именно «предметами» заказчик обеспечивает потребителя.
      В п. 3.2 Примерной формы указывается  в качестве обязанности заказчика «при поступлении Потребителя в общеобразовательное учреждение и в процессе его обучения своевременно предоставлять все необходимые документы, предусмотренные уставом общеобразовательного учреждения»66. Положения данного пункта вызывают определенные сомнения, ведь речь идет о платных дополнительных образова
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.