На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по финансовому менеджменту

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Сущность, предмет и структура финансового менеджмента
 
Термин «финансовый менеджмент» (financial management) в переводе с английского  означа–ет «управление финансами». Рассмотрим суть этой дисциплины.
Финансовый менеджмент –  это наука о том, как лучше  использовать собственный и заемный  капитал фирмы, как получить наибольшую при–быль при наименьшем риске, быстрее  прирастить капитал, сделать предприятие  финансово при–влекательным, устойчивым, платежеспособным, высоколиквидным.
Финансовый менеджмент на Западе давно за–нял прочные позиции  в управлении хозяйствую–щими субъектами как составная и важная его  часть. Рыночные отношения в России требуют четкого финансового  управления.
Предмет финансового менеджмента  – экономические, организационные, правовые и социальные вопросы, возникающие  в процес–се управления финансовыми  отношениями на предприятиях.
Разделы финансового менеджмента.
1. Диагностика финансового  состояния и принятие на этой  основе управленческих ре–шений. В этом разделе выделяются  следующие подразделы: оценка изменений  финансового положения хозяйствующего  субъекта с целью выявления  неблагоприятных тенденций и  при–нятия мер по их устранению; анализ финансо–вых коэффициентов,  включающий расчет ряда финансовых  показателей; сравнение их в  ди–намике между собой, с общеотраслевыми  нормативами либо с показателями  аналогич–ного хозяйствующего субъекта.
2. Управление краткосрочными  финан–совыми ресурсами. Данный  раздел включает управление денежным  капиталом, рациональ–ным его  использованием (размещением), по–полнением (избыточные денежные средства  должны вовлекаться в оборот, чтобы приносить предприятию  дополнительный доход).
3. Управление вложением  долгосроч–ных финансовых ресурсов (капитальное бюджетирование). В  этом разделе рассматри–ваются  разработка и оценка предлагаемых  ин–вестиционных проектов с учетом  изменения стои–мости денег во  времени, с выбором способов  финансирования этих проектов (возможны  ре–инвестирование прибыли, увеличение  акцио–нерного капитала или выпуск  облигаций).
4. Анализ возможных рисков. Содержание раздела составляют  определение и оценка ве–роятности  развития событий и степени  риска при осуществлении того  или иного проекта.
В общем виде управление финансами предприятия должно обеспечить эффек–тивный поток финансовых ресурсов между хозяйствующим субъектом  и финансовым рын–ком, который является главным источником внешнего финансирования организации.
Финансовый менеджмент как  система управ–ления состоит  из двух подсистем: управ–ляемой подсистемы (или объекта управления) и управляющей  подсистемы (или субъекта управ–ления, финансовых менеджеров (финансовой дирекции)).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Принципы финансового менеджмента
 
Высокая экономическая эффективность  фи–нансового управления базируется на ряде прин–ципов. Рассмотрим основные из них.
1. Ориентированность на  стратегиче–ские цели развития  предприятия. Какими бы высокоэффективными  с экономической точки зрения  ни казались те или иные  проекты управленческих решений  в области финансово–го менеджмента  в текущем периоде, они долж–ны  быть отклонены, если вступают  в противоре–чие с миссией  (главной целью деятельности) предприятия,  стратегическими направлениями  его развития, подрывают экономическую  базу формирования высоких размеров  собственных финансовых ресурсов  за счет внутренних источ–ников  в предстоящем периоде.
2. Интегрированность финансового  ме–неджмента с общей системой  управления предприятием. Финансовый  менеджмент не–посредственно связан  с операционным менедж–ментом,  инновационным менеджментом, стра–тегическим  менеджментом, инвестиционным, антикризисным  менеджментом, менеджментом персонала  и некоторыми другими видами  функ–ционального менеджмента.
3. Выделение в финансовом  управлении финансовых и инвестиционных  решений. Инвестиционные решения  отвечают на вопрос, куда и  сколько нужно вложить денег.  Финансо–вые решения возникают  тогда, когда нужно най–ти  финансовые ресурсы, т.е. ответить  на вопрос, где взять деньги.
4. Финансовая структура  предприятия.
Данную структуру предприятия  формирует его основная деятельность. Поэтому финансы предприятия  и его производственно-хозяй–ственная деятельность тесно связаны между  собой.
5. Раздельное управление  денежным потоком и прибылью. Прибыль не равна де–нежному  потоку. Прибыль фиксируется в  момент отгрузки продукции, а  денежный поток – это движение  средств в реальном режиме  времени.
6. Гармоничное сочетание  доходности предприятия и повышения  его ликвидно–сти. Можно быть  доходным предприятием и не–ликвидным  одновременно. Поэтому следует стремиться  к высокой доходности и требуемой  ликвидности одновременно.
7. Комплексный характер  формирования управленческих решений.  Все управленче–ские решения  в области формирования, распре–деления, использования финансовых ресурсов  и организации денежного оборота  предприятия теснейшим образом  взаимосвязаны и оказыва–ют прямое  или косвенное воздействие на  резуль–таты его финансовой деятельности, его ликвид–ность.
8. Высокий динамизм управления. Управ–ленческие решения необходимо  принимать опе–ративно по мере  изменения ситуаций (внешних и  внутренних условий).
9. Вариативность подходов  к разработ–ке отдельных управленческих  решений. Нельзя останавливаться  на одном варианте решения.  Следует искать альтернативы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Цели и задачи финансового менеджмента
 
Главная цель финансового  менеджмен–та – обеспечение максимизации благосостоя–ния собственников  предприятия (пайщиков, ак–ционеров) в  текущем и перспективном периоде. Эта цель находит конкретное выражение  в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что и  является реа–лизацией конечных финансовых интересов ее владельцев.
В процессе реализации главной  цели финан–совый менеджмент направлен  на решение ос–новных задач, рассмотренных  ниже.
1. Обеспечение формирования  необхо–димого объема финансовых  ресурсов в соот–ветствии с  задачами развития предприятия  в перспективе. При этом должно  быть привле–чено достаточное  количество собственных фи–нансовых  ресурсов (50 % на 50 % в обороте), это  делается прежде всего за счет  повышения эф–фективности их  использования. Привлечение заемных  источников целесообразно при  усло–вии их окупаемости, когда  использование повы–сит рентабельность  собственных средств.
2. Обеспечение наиболее  эффективно–го использования сформированного  объе–ма финансовых ресурсов  по основным на–правлениям деятельности  организации. Прежде всего требуется  установление необходимой пропорциональности  в использовании финансо–вых  ресурсов на цели производственно-хозяй–ственного  и социального развития организации,  на выплаты необходимого уровня  доходов, на инвестированный капитал  собственникам орга–низации и  т.п.
3. Оптимизация денежного  оборота. Эта задача решается  путем эффективного управле–ния  денежными потоками организации  в процес–се кругооборота денежных  средств с целью минимизации  среднего остатка свободных де–нежных  активов.
4. Обеспечение максимизации  прибыли при предусматриваемом  уровне финансового риска. Это  достигается прежде всего за  счет эффективного управления  активами, вовлечения в хозяйственный  оборот заемных финансовых средств,  выбора наиболее эффективных  направ–лений операционной и  финансовой деятельности при  осуществлении эффективной налоговой,  амортизационной, дивидендной политики.
5. Обеспечение минимизации  уровня фи–нансового риска при  необходимом уровне при–были  путем диверсификации видов операционной  и финансовой деятельности, а  также портфеля финансовых инвестиций; профилактика и избега–ние отдельных  финансовых рисков с помощью  эффективных форм их внутреннего  и внешнего страхования.
6. Обеспечение постоянного  финансо–вого равновесия организации  в процессе ее развития посредством  поддержания высокого уровня  финансовой устойчивости и платеже–способности,  формирования оптимальной структуры  капитала и активов, достаточного  уровня самофинансирования инвестиционных  потребностей.
Все перечисленные задачи тесно связа–ны между собой, хотя и носят в ряде случаев разнонаправленный  характер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Базовые концепции финансового менеджмента
 
 
1. Концепция текущей стоимости  по эко–номическому содержанию  выражает деловую ак–тивность  предприятия – приращение капитала. Предприниматель, вкладывая свой  первона–чальный капитал, рассчитывает  получить новый капитал, чтобы  через определенный период воз–местить  ранее инвестированный капитал  и полу–чить долю приращения  капитала – прибыль. Управляя  ежедневно множеством операций  по купле-продаже товара (продукции), услуг, ин–вестиционных средств,  менеджеру важно опре–делить,  насколько целесообразно совершать  эти операции, будут ли они  содействовать приросту капитала, т.е. будут ли они эффективны. Их эф–фективность определяют  посредством диаг–ностики информации, содержащейся в бухгал–терском  учете. Здесь возникает противоречие  между сроками, денежными оценками  авансиро–ванных затрат (вложений) и экономической эф–фективностью.  По данным учета можно опреде–лить,  насколько выгодно было для  предприятия совершение хозяйственных  операций, но по–влиять на ход  событий, изыскать уже упущенную  выгоду невозможно.
2. Концепция предпринимательского  риска вытекает из концепции  стоимости, так как объективность  текущей оценки по прогнозам  экономических выгод зависит  от того, насколь–ко точно составлен  прогноз. Основываясь на ста–тистических  измерениях колеблемости, прогноз  ожидаемых экономических выгод  дается, как пра–вило, не в виде  однозначной величины, а в виде  примерной оценки текущей стоимости.  Экспер–ты могли ошибочно оценить  степень риска.
Для этой цели требуются  дополнительная ин–формация и проведение экстраполяции прошлых событий  в будущее. Чтобы снизить риск, необ–ходимо определить требуемую  информацию, найти ее, определить методы обработки, проана–лизировать и  интерпретировать.
3. Концепция потоков денежной  налично–сти. Основное содержание  концепции составля–ют разработка  политики предприятия в области  привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержание  их в определенном ка–чественном  состоянии.
Финансовому менеджеру необходимо четко определить, какое количество денежных средств необходимо для  погашения обязательств, вы–платы дивидендов, когда будет получен  избыток денежной наличности, на какой  промежуток вре–мени организация (АО, ПО) будет испытывать дефицит наличных средств.
Организация может получить займы на этот период либо вложить  суммы избытка денежных средств  в краткосрочные инвестиции, а  суммы, полученные от реализации данных вложений, затем использовать для  восполнения недостат–ка наличности за определенное время.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Функции финансового менеджмента
 
Функции финансового  менеджментаопределяют формирование структуры управляющей системы. Различают два основных типа функций финансового менеджмента. 
      1.  Функции объекта управления– организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными и оборотными фондами (т. е. оборудованием, сырьем, материально-техническим обеспечением), организация финансовой работы и т. д. 
      2.  Функции субъекта управления– общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. Эти функции, т. е. конкретный вид управленческой деятельности, последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. 
      Кроме того, выделяют следующие функции. 
      1.  Планированиеиграет существенную роль. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. 
      2.  Прогнозирование(от греч. prognosis – предвидение) в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. 
      3.  Функция организациив финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п. 
      4.  Регулирование(от лат. regulate – подчинение определенному порядку, правилу)в финансовом менеджменте – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. 
      5.  Координация(лат. со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) в финансовом менеджменте – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника. 
      6.  Стимулированиев финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда. 
      7.  Контрольв финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Место финансового менеджмента в системе управления организациями 
 
 
                                      2                                               1 
 
Деятельность фирмы                                    Фин. менеджер                           4              Рынок капитала 
 
                                                           3 
1.        Привлечение ден. средств 
 
2.        Расход денег на покупку активов необходимых для организации деятельности фирмы. 
 
3.        В результате деятельности фирмы, активы создают приток ден. средств 
 
4.        Полученный доход возвращается инвесторам, либо направляются на пр – во.(реинвестировать) 
 
Фин. менеджмент – это интегрированный процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленные на оптимизацию деятельности организации по формированию, распределению и использованию фин. ресурсов. 
Функции фин. менеджмента, как спец. области управления предприятием: 
 
1.        Управление активами 
 
2.        Функция управления капиталом 
 
3.        Функция управления инвестициями 
 
4.        Функция управления ден. потоками 
 
5.        Функция управления фин. рисками и предотвращение банкротства.
 
Мескон Альберт Хедуре в книге «Основы менеджмента» пишет, что часто проблемы организации  соседствуют с проблемами в сфере  кадров, технологий и других. Любая  организация может быть представлена как совокупность ряда процессов. Часто  в организации выделяют процессы производства, снабжения, эккаутинга (учёта) и управления. В любой организации  помимо финансовой сферы можно выделить сферу кадров, производства, снабжения, которые тесно связаны с финансовой сферой. Финансовый менеджмент связан с общим менеджментом, производственным и инвестиционным менеджментом. Инвестиции - вложения денежных средств на длительный срок с целью получения доходов в будущем (выгоды).Связь с общим менеджментом отражается на трактовке менеджмента. Точки зрения на финансовый менеджмент. 1) Ковалёв (сторонник зарубежных учёных) Финансовый менеджмент – точка соприкосновения между активом и пассивом предприятия. 2) Стоянова Финансовый менеджмент связан с инвестициями 3) Павлова Финансовый менеджмент – планирование, организация, мотивация, контроль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Информационное обеспечение финансового менеджмента
 
В финансовом менеджменте используют–ся учетные  и внеучетные источники инфор–мации.
К учетным  источникам информации отно–сят бухгалтерский  учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные  данные.
В финансовую отчетность предприятия включаются:
1) баланс предприятия  (форма № 1). Он со–стоит из  двух частей. В первой части  показы–ваются активы, во второй  – пассивы пред–приятия. Обе  части всегда сбалансированы: итоговая  сумма строк по активу равна  итого–вой сумме строк по пассиву;
2) отчет о  финансовых результатах (фор–ма  № 2). Он содержит сравнение  суммы всех доходов предприятия  от продажи товаров и услуг  или других статей доходов  и поступле–ний с суммой всех  расходов, понесенных предприятием  для поддержания его деятель–ности  за период с начала года;
3) отчет о  движении капитала (форма № 3). В этой форме отражаются данные  о наличии и движении составляющих  капитала: уставно–го (складочного)  капитала, добавочного капи–тала,  резервного капитала, фондов накопления  и социальной сферы, образуемых  в соответ–ствии с учредительными  документами и при–нятой учетной  политикой, а также средств  целевого финансирования (поступлений  и не–распределенной прибыли)  прошлых лет;
4) отчет о  движении денежных средств (форма  № 4). Сведения о движении денеж–ных  средств представляются в валюте  РФ. Сведения представляются в  разрезе видов деятельности (она  может быть основной, фи–нансовой  и инвестиционной);
5) приложение  к бухгалтерскому балансу (форма  № 5). В данной форме дается  рас–шифровка отдельных статей  основных форм отчетности, т.е.  присутствуют статьи «Движе–ние  заемных средств», «Дебиторская  и кре–диторская задолженность», «Амортизируе–мое имущество», «Нематериальные  активы», «Права на объекты  интеллектуальной (промыш–ленной)  собственности», «Права на пользо–вание  обособленными природными объекта–ми»,  «Организационные расходы», «Деловая  репутация организации», «Нематериальные  активы» и т.д.
Во внеучетную информацию включаются: директивная  информация в виде законов, поста–новлений Правительства РФ, указаний вышестоя–щих организаций, инструкций; нормативно-пла–новая  информация в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников; ма–териалы ревизий, инвентаризаций, проверок бан–ков  и налоговых инспекций; объяснительные и до–кладные записки и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Основные прогнозно-аналитические методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
 
 
      Практическая работа по финансовому  менеджменту на предприятии предполагает использование целого ряда методов, большинство из которых по содержанию выступает прогнозно-аналитическими. Управление финансами может быть эффективным только в результате комбинированного использования всех этих методов. 
       Классификация прогнозно-аналитических методов  
       1. Неформализованные методы,основанные на описании на логическом уровне аналитических процедур. Они не предлагают использования строгих аналитических зависимостей. 
      К ним относятся следующие методы: экспертных оценок; сценариев; морфологические; сравнения; построения систем показателей; построения систем аналитических таблиц и т. п. 
      Эти методы характеризуются определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. Иногда это считают недостатками данных методов. 
       2. Формализованные методы,в основе которых лежат строгие формализованные аналитические зависимости. Методы данной группы достаточно разнообразны. Условно их можно объединить в следующие группы: 
      –  элементарныеметоды факторного анализа, применяемые для оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия, выделения основных факторов его улучшения; к ним относятся следующие методы: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов. 
      –  традиционныеметоды экономической статистики, широко используемые в финансовом менеджменте, например в учете индексов цен при анализе и планировании деятельности предприятия, построении рядов динамики для оценки доходности финансовых активов и т. д.; к ним оценки доходности финансовых активов и т. д.; к ним относятся следующие методы: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики; 
      –  математико-статистическиеметоды изучения связей, применяемые при расчете разнообразных индикаторов фондового рынка, прогнозировании возможного банкротства; к ним относятся: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, кластерный анализ и др.; 
      – методы экономической кибернетики и оптимального программирования,которые активно разрабатывались в 1960-е гг. и использовались для анализа и отбора инвестиционных проектов (на сегодняшний день их роль в финансовом менеджменте относительно невысока); к ним относятся: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, выпуклое программирование и др.; 
      –  эконометрические методы,основанные на постулатах эконометрики; к ним относятся: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса; 
      – методы исследования операций и теории принятия решений,которые не получили широкого распространения в управлении финансами; к ним относятся: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания. 
      Выбор метода зависит от его специфики, сферы использования, решаемых задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Финансовые инструменты 
 
Финансовый инструмент –  с точки зрения бухгалтерского учёта  в международных стандартах «Финансовые  инструменты: раскрытие и представление» IAS 32 финансовый инструмент – любой контракт, по которому происходит одновременно увеличение финансовых активов одного предприятия  и финансовых обязательств другого предприятия. К финансовым активам относят:
    денежные средства в кассе и на расчётном счёте
    контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов
    контрактное право обмена с другим предприятием финансовыми инструментами (своп)
    акции другого предприятия
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства: 1) выплатить денежные средства или предоставить иной вид финансовых активов другому предприятию 2) обменяться финансовыми инструментами с другими предприятиями. Финансовый инструмент характеризуется: 1) в основе операций лежат финансовые активы и финансовые обязательства 2) операция должна иметь форму договора (контракта) Под финансовым инструментом в финансовом менеджменте  изначально понимаются
    денежные средства в кассе и на расчётный счёт
    кредитные инструменты: операции, депозиты
    способы участия в уставном капитале
Финансовые инструменты  – способы краткосрочного и долгосрочного  инвестирования
Классификации финансовых инструментов.
Классификация финансовых инструментов:
    по срокам спотовые (кассовые) и срочные ( в будущем в определённый срок)
    по характеру отношений долевые (отношения совладения), долговые,  производные ценные бумаги
    по фиксации прав именные,  ордерные (переводные), предъявительские
    по обязательности исполнения безусловные, условные
Долевые ценные бумаги - это тип бумаг, удостоверяющих долю совладения бизнеса. Долговая ценная бумага – обязательства, размещённые на фондовом рынке эмитентами для заимствования денежных средств. Производная ценная бумага устанавливает отношения на период предшествующий покупке ценной бумаги и могут выступать в качестве основы для синтеза деривативов (опционы, варранты, форвардные контракты, свопы).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Цель и задачи финансового анализа
 
Анализ финансового  состояния – это неотъемлемый элемент как финансового ме–неджмента, так и экономических взаимоотноше–ний с партнерами, финансово-кредитной  системой.
Предмет финансового  анализа – финан–совое состояние  предприятия, позволяющее оценить  текущее финансовое состояние и  из–менения, происходящие в финансовых резуль–татах деятельности предприятия.
Финансовое  состояние предприятия – совокупность показателей, отражающих нали–чие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Цели финансового  анализа – оценка реаль–ного состояния  предприятия на дату составле–ния отчетности и его прогнозы на перспективу.
Задачи финансового  анализа – изучение характера  действия экономических законов, установление закономерностей, тенденций фи–нансовых  явлений и процессов в конкретных ус–ловиях предприятия; научное  обоснование те–кущих и перспективных  планов; контроль за выполнением планов и управленческих реше–ний; оценка результатов деятельности предприя–тия и разработка мероприятий по использова–нию выявленных резервов. Анализ должен базироваться на государственном подходе; тре–бует охвата всех значимых сторон деятельно–сти, всестороннего изучения причин.
Два этапа  аналитической работы: 1) предварительная  оценка финансового состояния (экспресс-анализ). В нее входят составление сравнительных  таблиц за 2 последних года с выявлением абсолютных и относительных отклонений по основным по–казателям отчетности; исчисление относи–тельных отклонений показателей процентов по отношению  к балансовому году за несколько  лет; исчисление показателей за ряд  лет в про–центах к какому-либо итоговому показателю; изучение специальных  коэффициентов. Смысл экспресс-анализа  заключается в подборе небольшого количества наибо–лее существенных и сравнительно несложных исчислений показателей и постоянном от–слеживании  их динамики. Такой отбор субъек–тивен и производится аналитиками; 2) детализированный анализ финансового состояния. Его  цель – более подробная характеристика имущественного и фи–нансового положения  хозяйственного субъекта, результатов  его деятельности в истек–шем  отчетном периоде, а также возможности  развития субъекта на перспективу. Программа  проведения углубленного анализа финансовой деятельности выглядит следующим образом: построение аналитического баланса-нетто; оценка и анализ экономических потенциала (оценка имущественного положения и  структу–ры капитала и анализ финансового  положения, оценка финансовой устойчивости; оценка и ана–лиз результативности финансово-хозяйствен–ной деятельности); анализ оборачиваемости и анализ рентабельности; разработка меро–приятий по улучшению финансового состояния  предприятия.
 
Цель финансового анализа - характеристика финансового состояния предприятия, бизнеса, группы компаний.
Задачи финансового анализа:
    1. Анализ активов (имущества).
    2. Анализ источников финансирования.
    3. Анализ платежеспособности (ликвидности).
    4. Анализ финансовой устойчивости.
    5. Анализ финансовых результатов и рентабельности.
    6. Анализ деловой активности (оборачиваемости).
    7. Анализ денежных потоков.
    8. Анализ инвестиций и капитальных вложений.
    9. Анализ рыночной стоимости.
    10. Анализ вероятности банкротства.
    11. Комплексная оценка финансового состояния.
    12. Подготовка прогнозов финансового положения.
    13. Подготовка выводов и рекомендаций.
 
 
    Информационное обеспечение финансового анализа
 
Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимизации управленческих решений. К организации информационного обеспечения экономического анализа предъявляется ряд требований:
1) аналитичность (способность информации независимо от источников поступления соответствовать потребностям экономического анализа);
2) объективность (достоверное отражение исследуемых явлений и процессов);
3) оперативность (своевременное поступление информации);
4) единство (отсутствие дублирования источников информации);
5) рациональность (минимальные затраты на сбор, хранение и использование данных);
6) сопоставимость по предмету, объекту исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и другим признакам.
Источники данных для экономического анализа:
1) плановые – все типы планов, разработанные для организации (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), нормативные материалы, сметы;
2) учетные – данные, которые содержит документация бухгалтерского, статистического и оперативного учета, финансовой отчетности. Ведущую роль в информационном обеспечении анализа играет бухгалтерский учет и отчетность, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы и их результаты;
3) внеучетные – документы, регулирующие хозяйственную деятельность предприятия, а также данные, не перечисленные выше. В их число входят: официальные документы (законы РФ, указы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, распоряжения руководителей организаций); хозяйственно-правовые документы (договоры, соглашения, решения судебных органов); материалы передового опыта (периодические издания, СМИ); техническая и технологическая документация; материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих участках (хронометраж, анкетный опрос); устная информация и пр. Информация делится:
1) по отношению к предмету исследования – основную, вспомогательную;
2) по периодичности поступления – регулярную и эпизодическую (формируется по мере надобности, например информация о новом конкуренте);
3) по отношению к процессу обработки информации – первичную (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичную (отчетность, конъюнктурные обзоры);
4) по отношению к объекту – внутреннюю (данные бухгалтерского учета, нормативные документы, разработанные для организации) и внешнюю (данные статистических сборников, конференций). Главный этап информационного обеспечения экономического анализа – подготовка информации, которая включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение информации. Информация, собранная для анализа, должна быть проверена. Проверка проводится с двух сторон:
1) полнота информации, правильность оформления, арифметических подсчетов, сопоставимость показателей. Данная проверка носит технический характер;
2) проверка данных по существу (насколько информация соответствует действительности). Средства проверки – логическое осмысление данных, проверка взаимосогласованности, обоснованности показателей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Виды финансового анализа
 
Финансовый анализ может быть разделен на следующие виды. По пользователям:
    - внутренний финансовый анализ - финансовый анализ проводят сотрудники компании;
    - внешний финансовый анализ - финансовый анализ проводят лица, не работающие в компании.
По направлению анализа:
    - ретроспективный анализ - анализ прошлой финансовой информации;
    - перспективный анализ - анализ финансовых планов и прогнозов.
По детализации:
    - экспресс-анализ - анализ проводится по основным финансовым показателям;
    - детализированный финансовый анализ - проводится по всем показателям, дает полную характеристику компании.
По характеру проведения:
    - анализ финансовой отчетности - анализ по данным бухгалтерской отчетности;
    - инвестиционный анализ - анализ инвестиций и капитальных вложений;
    - технический анализ - анализ ценового графика ценных бумаг компании;
    - специальный анализ - анализ по специальному заданию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Содержание финансового анализа
 
Анализ в управлении финансами, как и в любом управлении, – одна из основополагающих стадий. Именно с анализа начинается постановка целей. В финансовой деятельности предприятия анализ имеет важное значение: с его помощью делаются выводы о целесообразности, эффективности тех или иных финансовых решений. Результаты анализа всегда составляют значительную часть информационного обеспечения финансовых менеджеров. Аналитическая работа (помимо прогнозных данных, статистических исследований, учетных данных) – одна из основных информационных систем предприятия.
Анализ финансового состояния – неотъемлемый элемент как финансового менеджмента, так и экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой. Анализ в общем смысле – это разделение целого на составные части.
Предмет финансового анализа – финансовое состояние предприятия, позволяющее оценить текущее финансовое состояние и изменения, которые происходят в финансовых показателях предприятия.
Финансовое состояние – совокупность показателей, характеризующих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Цель финансового анализа – получение информации о реальном состоянии предприятия на дату составления отчетности и его прогноз.
Для достижения указанной цели в  процессе финансового анализа необходимо решить следующие задачи.
1. Установление закономерностей, тенденций финансовых явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
2. Научное обоснование текущих и перспективных планов.
3. Контроль за выполнением планов и управленческих решений.
4. Оценка результатов деятельности предприятия и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Принципы финансового  анализа: 1) необходимость государственного подхода; 2) научность; 3) комплексность; 4) системность; 5) объективность; 6) действенность; 7) плановость; 8) оперативность (означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь); 9) эффективность.
Анализ финансового состояния  предприятия в рамках финансового менеджмента может проводиться в два этапа.
1. Предварительная оценка финансового состояния. На данном этапе составляются сравнительные таблицы за два последних года с целью выявления абсолютных и относительных отклонений по основным показателям отчетности; исчисляются относительные отклонения показателей процентов по отношению к балансовому году за несколько лет. Основная цель такого экспресс-анализа состоит в подборе небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных исчислений показателей и постоянное отслеживание их динамики. Отбор необходимых показателей делается самим аналитиком.
2. Детализированный анализ финансового состояния. Основная цель данного этапа – составление более подробной характеристики имущественного и финансового положения хозяйственного субъекта, результатов его деятельности.
Детализированный анализ проводится на основе специальной программы, которая  обычно включает: построение аналитического баланса-нетто; оценку и анализ экономического потенциала (оценку имущественного положения  и структуру капитала и анализ финансового положения, оценку финансовой устойчивости); оценку и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности (анализ оборачиваемости и рентабельности).
 
 
 
 
 
 
 
    Методическое обеспечение финансового анализа
 
Финансовый анализ на предприятии  осуществляется при помощи различных  методов – подходов к изучению явлений. Все они имеют свои слабые и сильные стороны, у каждого  из них есть свой спектр решаемых задач.
При проведении финансового анализа  применяются следующие основные методы исследования финансовых отчетов.
1. Горизонтальный (временной) анализ. Данный метод предполагает сравнение каждой позиции финансовой отчетности с аналогичной позицией предыдущего периода. Позволяет выявить тенденции изменения какого-либо явления в определенном периоде.
2. Вертикальный (структурный) анализ. Суть данного метода состоит в том, чтобы выявить влияние каждой позиции отчетности на результат в целом. Предполагает определение структуры итоговых финансовых показателей. Используется не только в финансовом анализе, но и анализе любых экономических объектов, по которым имеются данные ряда лет (например, анализ активов, пассивов, себестоимости, финансовых результатов, ассортимента продукции и т. д.).
3. Сравнительный (пространственный) анализ. В отличие от предыдущих методов, предполагает сопоставление сводного показателя отчетности анализируемого предприятия с аналогичными показателями конкурентов, предприятий отрасли, структурных подразделений предприятия.
4. Факторный анализ. Этот метод – разновидность аналитических исследований. Позволяет выявить влияние отдельных факторов (причин) на какой-либо результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Используется не только в финансовом анализе, но и анализе других результативных показателей. Так, в экономическом анализе осуществляется факторный анализ себестоимости, производства и реализации, материальных затрат, производительности труда, рентабельности и т. д.
5. Анализ относительных показателей (коэффициентов). Данный метод может проводиться на основании данных одного или разных периодов. Предполагается расчет отношений между отдельными позициями финансовой отчетности с целью определения взаимосвязи показателей.
В процессе финансового анализа  для решения поставленных задач  может потребоваться использование  не только методов, но и приемов анализа, которые в финансовом анализе  подразделяются на две группы.
1. Традиционные приемы: метод сравнения; прием сопоставления фактических данных за отчетный период с базовыми данными; прием относительных величин; индексный метод; группировки по какому-либо признаку; расчет средней величины; балансовый метод; методы элиминирования.
Методы элиминирования широко распространены в финансовом и экономическом  анализах, они основаны на исключении требующегося, предполагают раздельное применение воздействующих факторов на обобщающий показатель. К методам  элиминирования относят цепную подстановку  и способ относительных разниц.
2. Математические приемы. Достаточно широко используются в процессе финансового анализа. Основаны на приемах и методах математики. К таким приемам относятся: линейное программирование; сетевые графики; математические модели; корреляционно-регрессионный анализ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования
 
 
      В плановой экономике полноценного финансового  планирования на уровне предприятия  не было. Финансовый план предприятия  начал разрабатываться только в 1979 г. В это время был провозглашен курс на хозрасчет. Причиной такой ситуации являлось то, что все финансовые вопросы по каждому предприятию решались на ведомственном и отраслевом уровняхуправления народным хозяйством. 
      В условиях рынка финансы предприятий приобретают принципиально новое содержание по сравнению с финансами, присущими предприятиям плановой экономики. Основными характеристиками финансовой системы предприятия становятся самофинансирование и самоокупаемость. Это означает коренную перестройку финансовых процессов во внутрифирменной экономической и финансовой системе. Однако это не значит, что вопросы планирования уходят на второй план в силу расхожего стереотипа о несовместимости плана и рынка. В целях максимизации эффекта внутрифирменного управления планирование, в том числе финансовое, должно быть построено таким образом, чтобы каждый менеджер получал реальную помощь в результате использования плана. Последний должен составляться не ради планирования, а ради управления. 
      В рыночных условиях финансовое планирование становится гораздо сложнее и многограннее. Его можно определить как подсистему внутрифирменного планирования, объектом которой выступают финансовые ресурсы, отношения и пропорции. В процессе финансового планирования одновременно обосновываются рациональные отношения, стоимостные пропорции, движение финансовых ресурсов, и на этой основе рассчитываются финансовые показатели на плановый период. 
      Главная особенность финансового планирования состоит в том, что все планируемые показатели финансовых планов используются в стоимостном выражении. 
       Финансовое планирование занимает значительное место в системе планирования и управления предприятием.С одной стороны, финансовое планирование – замыкающая подсистема внутрифирменного планирования, с другой стороны – определяющая подсистема управления финансами. 
       Результатом финансового планирования на предприятии выступает финансовый план, который характеризует объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план связан со всеми процессами предприятия. 
       Цели финансового планированияна предприятии (максимизация продаж; максимизация прибыли; максимизация собственности владельцев компании и т. д.) определяются выбранными критериями принятия финансовых решений. 
      Объективно финансовое планирование решает следующие задачи: 
      – обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия; 
      – обоснование путей эффективного вложения капитала, оценку степени рационального его использования; 
      – выявление состава внутрихозяйственных резервов роста прибыли; 
      – установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; 
      – мониторинг соблюдения интересов инвесторов; 
      – контроль в целях поддержания нормального финансового состояния предприятия. Организация полноценного финансового планирования на предприятии позволяет ему решать весь комплекс финансовых задач.
 
    Виды планов. Содержание и последовательность разработки
Планирование  классифицируется следующим образом:
1) по степени  охвата; 2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей); 3) по объекту планирования; 4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.); 5) по охвату; 6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное); 7) по степени жесткости и гибкости.
Принципы планирования: 1) полнота; 2) детализация; 3) точность; 4) простота и ясность; 5) непрерывность; 6) эластичность и гибкость;7) выравнивание; 8) экономичность.
Управленческий  подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения  вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений  и методов. Для осуществления процесса планирования необходимо определить: 1) объект планирования; 2) субъект планирования; 3) период планирования; 4) средства планирования; 5) методику планирования; 6) согласование планов.
Принадлежность  того или иного плана к определенному  виду зависит от того, к какому циклу  управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:
анализ –  планирование – организация –  учет – контроль – регулирование  – анализ.
В зависимости  от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие  виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее. В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.
При стратегическом планировании выделяются следующие  цели:
1) рыночные (определение  рынка сбыта продукции); 2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства); 3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности); 4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).
Структура планов зависит от таких факторов, как  функция предприятия, а также  его внутренняя административно-хозяйственная  структура. Каждое структурное подразделение  разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в  общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного  планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию  с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения  негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.
Как правило, ситуация иногда складывается таким  образом, что одна служба предприятия  не осведомлена о том, что входит в обязанности другой. Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые правила, а именно:
1) обоснование  всех элементов и этапов плана; 2) контроль четкого исполнения плана его участниками;
3) постоянный  учет и контроль, а также внесение  корректировок в план и его  исполнение.
Планы можно  сгруппировать следующим образом.
По  срокам исполнения: 1) оперативно-календарные; 2) текущие; 3) среднесрочные; 4) долгосрочные; 5) стратегические.
По  назначению: 1) производственные (производство готовой продукции); 2) коммерческие (рынки сбыта продукции и обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами); 3) планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие; 4) планы по труду, заработной плате, социальному обеспечению персонала.
По  уровням управления: 1) общефирменные; 2) цеховые; 3) планы работ структурных подразделений.
По  видам продукции, работ, услуг: 1) освоенного производства; 2) осваиваемого производства; 3) планируемого к освоению в будущем.
Бизнес-план предприятия имеет следующую структуру:
1) краткое  описание бизнес-плана; 2) стратегия бизнеса (управленческая структура, организация бизнеса, цели касательно качества и видов продукции, квалификационная подготовка персонала); 3) маркетинговая стратегия и определение рынков сбыта (анализ конкурентоспособной среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых сторон бизнеса, эффективность сектора экономики); 4) эксплуатация и производство (планы развития, оценка производственных мощностей и т. д.); 5) управленческий процесс (количественный и качественный показатель команды управления); 6) финансовая политика (определение денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.); 7) определенные факторы риска (наличие технических и финансовых рисков, расчет точки безубыточности и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние); 8) приложения.
    Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей
 
Для планирования финансовых показателей и составления  финансовых планов используют методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.  
Нормативный метод является наиболее простым методом расчета плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы предприятия.  
Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде.  
Особенно широко применяют балансовый метод. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов.  
Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений.  
Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов. 
Внутрифирменные текущие планы называются бюджетами. В общем виде бюджет предприятия — это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы. Составляют бюджет предприятия по данным расчетов плановых доходов от всех направлений деятельности предприятия, а также смет затрат на текущий год. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прочих операционных доходов и расходов составляют План доходов и расходов предприятия по операционной деятельности. Затем составляют план финансовых результатов от обычной деятельности предприятия, где показывают планируемую общую прибыль (убыток) предприятия с учетом прибыли (убытка) от реализации основных средств и других необоротных активов финансовых инвестиций, а также прочих доходов и расходов, не связанных с операционной деятельностью. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, распределяют по решению собственников. Для этого используют плановую смету распределения прибыли предприятия,  которую по представлению менеджеров собственники утверждают в начале года.  
При составлении плана денежных поступлений и расходов предприятия используют данные плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности, плана капитальных вложений, расчета плановой суммы финансовых вложений, а также других планов и смет, которые предусматривают движение реальных денег. Все денежные поступления и расходы включаются с поправкой на временной лаг, то есть отражается период, в котором реально поступают и расходуются денежные средства. В план денежных поступлений и расходов предприятия не включают статьи, которые не требуют денежных расходов, в частности амортизационные отчисления. Финансовые менеджеры в соответствии с этим планом должны обеспечить наличие денежных средств для своевременной оплаты всех счетов и расходов. 
Важным элементом финансового планирования является налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Налоговое планирование базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента
 
  Переход отечественных  предприятий к новым условиям хозяйствования сопровождался изменением подходов к управлению. Зарубежные предприятия уже давно используют такие технологии, как стратегический менеджмент, маркетинг, бюджетирование, процессный подход и т. д. Эффективность данных технологий доказана. Однако активное их использование в России сопряжено с рядом трудностей: 
      – низкой квалификацией управленцев; 
      – нежеланием руководства; 
      – отсутствием финансовых возможностей для овладения данными технологиями управления и т. д. Одна из популярных технологий управления – бюджетирование. Несмотря на широкую популярность, его теоретические вопросы толкуются учеными с разных точек зрения. Общепринята следующая точка зрения: бюджетирование– производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. 
      Бюджетирование следует отличать от финансового планирования. Во-первых, бюджетирование – это одновременно планирование, учет, анализ, мотивация и контроль, а финансовое планирование затрагивает только этап планирования. Во-вторых, в процессе бюджетирования осуществляется планирование всехсфер деятельности предприятия: сбыта, производства, закупки, финансов и т. д. В процессе финансового планирования затрагиваются только вопросы финансовой системы предприятия. 
       Результат бюджетирования на предприятии– разработка системы бюджетов, которые могут составляться как в натуральном, так и стоимостном выражении. Бюджеты предприятия могут пониматься как экономические прогнозы, основа для контроля, средство координации, основа для постановки задачи, средство делегирования полномочий.  В системе бюджетирования разрабатывается множество видов и форм бюджетов. Отдельные бюджеты характеризуют промежуточные операции (закупки сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджеты продаж). Укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы предприятия.  Единых требований к системе бюджетирования нет. Государство никак не регламентирует эту систему на предприятии. Каждое предприятие само определяет параметры системы бюджетирования: 
      – состав бюджетов;       – горизонты планирования;       – состав плановых показателей и т. д.
Внедрение системы бюджетирования означает для предприятия, как правило, серьезные структурные изменения  в экономический и финансовой работе. В результате управленческие процессы становятся более понятными  и прозрачными, выявляются неэффективные  структурные подразделения, усиливается  мотивация работников предприятия, обеспечивается привязка стратегических вопросов к тактическим. 
       Трудности внедрения бюджетированияна отечественных предприятиях обычно связаны с тем, что это требует: 
      – коренной перестройки всех бизнес-процессов предприятия;       – внедрения дорогостоящих средств автоматизации бюджетирования;       – повышения квалификации финансовых и всех управленческих работников;        – дополнительных затрат на оплату услуг консультантов;       – разработки нормативной базы;       – повышения исполнительской дисциплины внутренних правовых документов и т. д.
Система бюджетирования основана на ряде принципов:
1) единство  бюджетной системы – этот принцип  означает единство: а) нормативной базы; б) бюджетной документации; в) санкций и стимулов; г) методологии формирования и использования средств;
2) существование  границ доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы.
Означает  закрепление видов доходов и  обязанностей за соответствующими субъектами управления;
3) самостоятельность  бюджетов. Этот принцип предполагает: а) право органов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов у субъектов управления; в) право органов управления самостоятельно осуществлять расходование средств; г) недопустимость использования доходов, полученных дополнительно в ходе исполнения бюджета, сумм экономии и т. д.; д) недопустимость расходования средств других бюджетов для покрытия непредвиденных расходов бюджета;
4) всестороннее  отражение доходов и расходов  бюджетов. Означает, что все доходы  и расходы нужно воспроизводить  в бюджете. Кроме того, для полноты  картины необходима детализация  группы доходов и расходов  для выявления направлений денежных  потоков и видов издержек предприятия;
5) сбалансированность  бюджета. Подразумевает равенство  между суммой расходов и суммой  доходов, включая дополнительное  финансирование на покрытие дефицита  бюджета, т. е. обязательным  условием успешного функционирования  финансово-хозяйственной деятельности  является наличие финансовых  ресурсов, при недостатке которых  не все расходы могут быть  оплачены, что может привести  к нежелательным последствиям;
6) бездефицитность  бюджета. Принцип отсутствия дефицита  бюджета, т. е. формирование  бюджета таким образом, чтобы  расходы предприятия не превышали  его доходы. В случае возникновения  такой ситуации необходимо закладывание  в бюджет дополнительных источников  финансирования;
7) эффективность  и экономность использования  бюджетных средств. Означает, что  при исполнении бюджета необходимо  руководствоваться правилами разумного  расходования средств, стремясь  по возможности минимизировать  расходы;
8) достоверность  бюджета. Означает реалистичный, наиболее точный подход к составлению  бюджета, т. е. плановые данные, отраженные в бюджете, должны  иметь наименьший процент отклонений  от фактических показателей, быть  максимально надежными. Для выполнения  данного принципа необходим ответственный  подход и эффективный управленческий  аппарат. От составления бюджетов  центрами финансовой ответственности  напрямую зависит достоверность  генерального бюджета.
 
 
    Виды бюджетов
С позиций  количественных оценок планирование деятельности предприятия представляет собой  так называемый генеральный бюджет, который состоит из взаимосвязанных  операционных и финансовых бюджетов. Операционные бюджеты имеют значение для планирования текущей деятельности, а также контроля исполнения, часто  используются руководителями структурных  подразделений. Что касается финансовых бюджетов, то они предназначены для  руководителей высшего звена, а  также для руководителей финансовых служб.
Непосредственно сам процесс в среднесрочной  и краткосрочной перспективах и  называется процессом бюджетирования.
Формирование  бюджета осуществляется финансовой службой предприятия, выполняющей  контрольную функцию наряду с  руководством, однако необходимо заметить, что в подготовке бюджета задействуются  и другие структурные подразделения, которые впоследствии отвечают за его  исполнение.
Конечно, не все  виды бюджетов входят в компетенцию  финансистов, однако последние должны знать содержание каждого бюджета.
Теория выделяет следующие виды бюджетов.
1. Операционные: 1) бюджет продаж; 2) бюджет производства;  3) бюджет п рямых затрат сырья и материалов; 4) бюджет прямых затрат труда; 5) бюджет переменных накладных расходов; 6) бюджет запасов сырья, готовой продукции; 7) бюджет управленческих и коммерческих расходов; 8) бюджет себестоимости реализованной продукции.
2. Финансовые: 1) бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс); 2) бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках); 3) бюджет денежных средств (прогноз движения денежных средств).
Оба блока  бюджетов взаимосвязаны, данные каждого  должны соответствовать друг другу. Более того, данные финансовых бюджетов вытекают из блока операционных, которые  выступают в общей системе  бюджетирования как исходная информация для финансового планирования.
Кроме вышеуказанных, выделяют также инвестиционные бюджеты. Очень часто руководители компаний сталкиваются с проблемами выделения  инвестиционной программы, а именно – строительство новых зданий, сооружений, приобретение нового оборудования, техники. В этом случае правомерно использование  инвестиционного бюджета. Цель его  заключается в детализации инвестиционной программы, т. е. выделении той информации, которую можно не увидеть в  бюджете движения денежных средств. Инвестиционный бюджет отражает: конкретные объекты инвестиций с указанием  точных параметров, источники финансирования. Иными словами, по результатам анализа  бюджета инвестиций руководителю или  любому уполномоченному им лицу должно стать понятно, во что, когда и  за счет каких источников предприятие  планирует совершать инвестиции в рассматриваемом периоде.

Классификация бюджетов

В зависимости  от специфики деятельности предприятия, а также от принадлежности к той  или иной отрасли бюджеты классифицируются:
1) по построению  по принципу «снизу вверх»  и «сверху вниз»: а) бюджеты, сформированные по принципу «снизу вверх», подразумевают под собой систему передачи данных от исполнителей руководителям структурных подразделений, а затем руководителям высшего звена; б) бюджеты, сформированные по принципу «сверху вниз», подразумевают движение данных от руководства кампании к сотрудникам.
Необходимо  отметить, что некоторые предприятия  используют смешанные варианты;
2) долгосрочные  и краткосрочные: по данному  классу бюджетов в настоящее  время идут споры касательно  того, что одни считают краткосрочными  те бюджеты, которые составлены  на срок менее года и год  (и, следовательно, долгосрочные  – на срок более года), другие  утверждают, что краткосрочные бюджеты  составляются на срок в два  года (долгосрочные – более двух  лет), иные, что краткосрочный формируется  на срок менее полугода (долгосрочный  – более полугода). Кроме того, очень часто краткосрочные бюджеты объединяют с долгосрочными, т. е. краткосрочный формируется в рамках долгосрочного в качестве уточнения;
3) непрерывные  (скользящие): подразумевают процесс,  когда по мере окончания бюджетного  периода к старому бюджету  добавляется новый;
4) постатейные:  предусматривают ограниченное расходование  средств со статей, т. е. в  случае, если по статье «коммерческие  расходы» было заложено 10 000, нельзя  израсходовать большую сумму;
5) с временным  периодом: данный тип бюджетов  подразумевает, что нельзя перенести  остаток денежных средств, не  израсходованный в прошлом периоде,  на последующий. Недостатком данного  типа бюджета является то, что  лимитирование остатков зачастую  приводит к нерациональному расходованию  денежных средств;
6) статичные  и гибкие:
а) статичные  содержат данные, не зависящие от объема производства; б) гибкие содержат данные, зависящие от какого-либо параметра (например, объема производства);
7) с нулевым  уровнем и преемственные:
а) с нулевым  уровнем – это бюджеты, которые  каждый раз составляются заново; б) преемственные – это бюджеты, составляемые по шаблону, в который лишь вносятся некоторые корректировки. Недостатком такого вида бюджета является то, что здесь возможно повторение старых недочетов и отклонений. Преимуществом же является более быстрый процесс формирования;
8) генеральные  и частные:
а) генеральные  – бюджеты, охватывающие всю деятельность предприятия, состоящие из нескольких бюджетов, т. е. являющиеся сводным бюджетом; б) частные – бюджеты отдельных структурных подразделений.
    Финансирование деятельности организации за счет собственного капитала
 
Собственный капитал –  основа финансирования деятельности организации.
Под собственным капиталом  понимается общая сумма средств, принадлежащих организации на правах собственности и используемых для формирования активов.
 
Управление собственным  капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие организации. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов организации можно представить следующим образом.  
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении организации, – она формирует основную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивая прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости организации. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно организациях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала организации они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов организации.
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению организациейдополнительного капитала путем дополнительной эмиссии и реализации акций или путем дополнительных взносов средств в уставный фонд. Для отдельных организаций одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. В число прочих внешних источников входят бесплатно передаваемые организации материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Состав собственного капитала организации
 
Состав собственного капитала представлен в бухгалтерском  балансе (форма №1) и отчете об изменениях капитала (форма №3).
Общая сумма собственного капитала организации отражается итогом первого раздела «Пассива» баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть, т.е. сумму средств, вложенных собственниками организации в процессе ее создания и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.

Основу первой части собственного капитала организации составляет его уставной капитал – зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал организации (организации, для которых не предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по этой позиции сумму фактического взноса собственников в ее уставный фонд).
Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.
 
·                   Уставный капитал – часть собственного капитала, образуемая за счет средств собственников организации (акционеров, участников и пр.) для обеспечения ее уставной деятельности.
·                   Добавочный капитал – включает эмиссионный доход, прирост стоимости имущества в результате переоценки, стоимость имущества, полученного организацией безвозмездно. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями организации и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.
·                   Резервный капитал – создается в обязательном порядке за счет чистой прибыли и выступает в качестве страхового фонда для возмещения убытков. По его величине судят о запасе финансовой прочности организации. Отсутствие или недостаточная величина резервного капитала рассматривается как элемент дополнительного риска при вложении капитала в организацию. Главная задача резервного капитала состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Он выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для возмещения убытков и защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у организации до того, как будет уменьшен уставный капитал. Минимальный размер резервного капитала не должен быть менее 5% от уставного капитала. В отличие от резервного капитала, формируемого и соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой организации, независимо от организационно-правовой формы его собственности.
·                   Нераспределенная прибыль – часть прибыли, полученная в предшествующем периоде и невыплаченная в виде дивидендов, и предназначенная для реинвестирования в развитие производства. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала.
Величина собственного капитала – основа финансовой устойчивости организации.  
 
 
 
 
    Управление собственным капиталом
Процесс управления собственным  капиталом организации включает:
1.                 Анализ формирования собственного капитала в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития организации.
На первом этапе  анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции организации, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов. На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников. На третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает показатель «коэффициент самофинансирования развития организации». Его динамика отражает тенденцию обеспеченности развития организации собственными финансовыми ресурсами. 
2.                 Определение будущей потребности в собственном капитале осуществляется следующим образом: , где Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах организации в планируемом периоде; Пк – общая  потребность в капитале на конец планового периода;  Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме; СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода; Пр – сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.
Рассчитанная общая потребность  охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников. 
3.                 Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников.  Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала организации.  
4.                 Формирование собственного капитала за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности  их нормирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов организации являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.
Метод ускоренной амортизации  активной части основных фондов увеличивает возможности формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника. Однако следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных фондов приводит к соответствующему уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы, т.е. из следующего критерия: , где ЧП – планируемая сумма чистой прибыли; АО – планируемая сумма амортизационных отчислений; СФРмакс – максимальная сумма собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников.
5.                 Формирование собственного капитала за счет внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
Потребность в привлечении  собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников рассчитывается по следующей формуле: , где СФРвнеш – потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников; Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах в планируемом периоде; СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов, планируемых к привлечению за счет внутренних источников.
6.                 Оптимизация структуры собственного капитала. Процесс оптимизации основывается на следующих критериях:
·                   обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;
·                   обеспечение сохранения управления организацией первоначальными  учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.  
Успешная реализация разработанной  политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:
·                   проведением объективной оценки стоимости отдельных элементов собственного капитала;
·                   обеспечением максимизации формирования прибыли организации с учетом допустимого уровня финансового риска;
·                   формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) организации;
·                   формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) ИЛИ привлечения дополнительного паевого капитала. 
 
 
    Политика формирования собственного капитала

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.