На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
Высшая школа  управления
 
 
                                                                            Кафедра экономики АПК
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине «Макроэкономика»
НА ТЕМУ: «Финансовая  система Республики Беларусь»  
 
 
                                     Выполнила:
 
 
                                        Руководитель:
 
 
 
 
 
 
Гродно 2010
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ 
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 
1.1. Понятие финансовой  системы экономики, основы её  построения
1.2. Особенности функционирования  финансовой системы в Республике  Беларусь
ГЛАВА 2. СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Общегосударственные финансы
2.2. Финансы субъектов хозяйствования
2.3. Финансы домашних хозяйств
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
3.1. Взаимосвязь сфер и  звеньев финансовой системы
3.2. Мероприятия государственного  характера по воздействию на  финансовую систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теоретические основы  организации финансовой системы  6
1.1 Понятие и характеристика  финансовой системы 6
1.2 Структура финансовой  системы 8
1.3 Звенья финансовой системы  государства 9
1.4 Существующие типы финансовых  систем 12
1.5 Управление финансовой  системой государства 14
 
2. Анализ организации функционирования  финансовой системы Республики  Беларусь 16
2.1 Организация финансовой  системы Республики Беларусь 16
2.2 Оценка эффективности  функционирования финансовой системы  Республики Беларусь 20
 
3. Пути дальнейшего развития  финансовой системы Республики  Беларусь 27
 
Заключение 31
Список использованных источников 33
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ………………………………………………………………………5
    Возникновение финансов, их сущность и функции………………………...5
    Сферы и звенья финансовой системы……………………………………...12
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………...22
      Социально – экономическая сущность государственного бюджета и его структура…………………………………………………………………………22
    Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………………………………27
3.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………33 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Экономику любой страны можно рассматривать  как единое системное образование. Тогда она состоит из ряда систем, тесно взаимодействующих между  собой и таким образом влияющих на всю экономическую ситуацию в  стране, а также на основные макроэкономические показатели. Такие системы формируются  исторически и каждая из них охватывают какую-то часть экономических отношений. В свою очередь, элементы этих систем определяют специфику экономического и политического устройства страны.
С приобретением суверенитета в  Беларуси стали формироваться финансовая, бюджетная, налоговая, банковская, кредитная  системы. На современном этапе каждая характеризуется определенным уровнем  развития, имеет свою структуру и  особенности.
Объектом исследования данной работы является финансовая система Республики Беларусь.
Теория и практика функционирования финансовых систем в зарубежных странах  подтверждает тот факт, что их надежность имеет огромное социально-экономическое  значение для государства. Состояние  финансовой системы затрагивает  материальные интересы почти каждого  члена общества.
В странах с переходной экономикой остро стоит проблема формирования действенной финансовой системы  с эффективным механизмом изымания и использования финансовых ресурсов.
Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть  структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных  ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.
Данная работа состоит из трех разделов. Первый раздел носит теоретический  характер, а во втором содержится фактический  материал за последние годы по исследуемой  проблеме. Третий раздел посвящен проблемам  и перспективам развития финансовой системы РБ.
В первом разделе работы изложены подходы к определению финансовой системы государства. Приводится структура  финансовой системы большинства  зарубежных стран и Республики Беларусь.
Во втором разделе исследуется  функционирование каждого элемента системы общегосударственных финансов. Приводятся таблицы.
В третьем разделе речь идет о  проблемах, которыми обладает финансовая система РБ на современном этапе. Рассматриваются перспективы благополучного развития финансовой системы.
В конце каждого раздела делаются выводы. 
Анализ литературы, используемой при  написании работы, показывает, что  данной проблеме посвящено достаточно большое количество монографий, учебников, статей. Однако следует отметить недостаточную  разработку этой темы белорусскими авторами. При написании работы автор использовал  большое количество статей по рассматриваемой  теме, статистические данные, информацию с официальных сайтов Министерства финансов, Фонда социальной защиты населения, Национального центра правовой информации, Национальной экономической  газеты.
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой  предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система  является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей  его повседневные операции. Хотя структурный  переход от централизованно планируемой  и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим  аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику как  самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
    раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
    охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы;
    дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь;
    проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь;
    раскрыть роль государственного бюджета в регулировании экономики.
 


      СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
 
      Возникновение финансов, их сущность и функции
 
Финансовая наука длительное время  рассматривала категорию «финансы»  упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и  другими участниками денежных отношений.
Российская  дореволюционная наука определяла финансы как совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей различных общественных групп. В СССР под финансами понимались денежные ресурсы, сосредоточиваемые  в распоряжении Советского государства  для осуществления его хозяйственно-организационной  и культурно-воспитательной функций, а также функций охраны социалистической собственности и обороны страны.
Большинство экономистов считают, что финансы  возникли в условиях регулярного  товарно-денежного обращения в  связи с развитием государств и его потребностей в ресурсах [1, с.3].
Финансы — категория историческая, так  как имеют стадию возникновения  и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и  изменялись вместе с ним.
На  протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления  расходов денежных средств: на военные  цели, управление, поддержание тех  или иных сфер экономики, социальны  нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных  доходов. На смену натуральным податям  пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому  периоду была свойственна узость финансовой системы, поскольку она  состояла из одного звена — бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено и все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
Для государственных  финансов стран с рыночной экономикой был характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, милитаризацией экономики. В конце XIX в. почти во всех странах затраты государства  на военные цели, рост государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также  на содержание государственного аппарата: парламента, министерств и ведомств, полиции, тюрем и др. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
Резкое развитие финансовых отношений  произошло в XX в., особенно после  Второй мировой войны. Объемы государственных  бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах  произошло огосударствление крупной  части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами  денежных средств, государства стали  оказывать существенное воздействие  на процесс воспроизводства. Расширилась  сфера финансовых отношений. Государство  стало аккумулировать не только ресурсы  бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
После Второй мировой войны резко расширилась  сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:
    местные (региональные) финансы;
    внебюджетные специальные правительственные фонды;
    финансы государственных предприятий.
Таким образом, можно назвать следующие  предпосылки возникновения финансов:
    В Центральной Европе власть монархов была значительно ограничена и, самое главное, произошло отделение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.
    Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
    Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей [11, с. 11].
Как было сказано выше, очень часто в  обыденной жизни финансы отождествляют  с деньгами. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы  существенно отличаются от денег, как  по содержанию, так и по выполняемым  функциям. Деньги — это товар  особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его  особенность состоит в том, что  он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.
Если  деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы представляют собой экономическую  категорию, характеризующую процесс  образования и использования  доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
К важнейшим  централизованным фондам (применительно  к Беларуси) относятся государственный  бюджет; республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; республиканский  фонд охраны природы; республиканский  фонд социальной защиты населения; инновационный  фонд и др.
К децентрализованным денежным фондам, которые формируются  у хозяйствующих субъектов, относятся: фонды заработной платы, экономического стимулирования, накопления, амортизационный  фонд, страховой, резервный фонд, фонд оборотных средств и др. Все  эти фонды включаются в два  крупных фонда — потребления  и накопления, которые отражаются в бухгалтерских балансах предприятий.
Совокупность  денежных отношений, возникающих в  связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения [16, с. 13].
В целом  же понятие финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.
На  современном этапе финансы выполняют три функции: распределительную, контрольную и регулирующую [18, с. 34].
Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств [15, с. 115]. Она проявляется при распределении национального дохода, когда происходит формирование так называемых основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников общественного производства. Они делятся на две группы: а) заработная плата; б) доходы предприятий. Однако первичных доходов далеко недостаточно для того, чтобы успешно развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода. В этом случае при помощи финансов происходит перераспределение национального дохода [10, с.316]. Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования. Доходы, создаваемые  в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными  и финансовыми ресурсами, и прежде всего между размером денежных фондов, с одной стороны, и "объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой [10, с. 217].
Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Одна  из важных задач финансового контроля — проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий  и организаций по расчетам и платежам.
Большую роль в осуществлении финансового  контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками  Министерства по налогам и сборам Беларуси. Главной задачей аппарата налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их начисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в соответствующие бюджеты.
В условиях развития рыночных отношений формы  и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно  меняются и совершенствуются [3].
Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:
1) налоги, которые могут, как  сокращать, так и стимулировать  предпринимательскую деятельность  и частное потребление;
2) государственные расходы, которые  побуждают фирмы или работников  производить те или иные товары  и услуги, а также социальные  выплаты, обеспечивающие определенный  уровень доходов некоторым слоям  населения;
3) регулирование или контроль, посредством  принятия соответствующих законов,  определенных видов экономической  деятельности, вплоть до запрещения  некоторых из них;
4) установление предельных цен  на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях  естественных монополий).
Таким образом, финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы, что и будет рассмотрено в следующем вопросе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Сферы и звенья финансовой  системы
 
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они  охватывают широкую гамму обменно-распределительных  отношений, которые отображаются в  различных денежных потоках. При  единой сущности этих отношений в  них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные  признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в  обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений  характеризует относительное отделение  отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым  набором отдельных элементов, а  совокупностью взаимосвязанных  элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая система государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике [17, с. 20].
Финансовые системы некоторых  государств могут отличаться по своей  структуре, но они все имеют общий  признак – это различные фонды  финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние  на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных  звеньев.
Можно утверждать, что каждое звено  финансовой системы является независимым  её элементом, но эта самостоятельность  относительна в средине единого  целого. Финансовая система – это  совокупность разнообразных видов  фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового  сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей [13, с.222].
Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных  финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения  ВВП.
Сложность и многогранность этих финансовых отношений  обусловливает необходимость классификации  их по сферам функционирования, а сферы  — по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений [4, с.7].
Исходя  из специфики финансовых отношений  их можно разделить на две крупные  сферы:
    финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
    государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.
Определяющим  признаком для вычленения отдельных  сфер и звеньев является наличие  в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве  два: субъекты хозяйствования и государство.
Финансы субъектов  хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
В сфере  финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:
    финансы коммерческих организаций
Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.
Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку  именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в  основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также  из привлеченных и заемных средств.
    финансы некоммерческих организаций.
Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие  организации могут быть созданы  в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации именуются просто организациями.
Названные выше организационно-правовые формы  некоммерческих организаций оказывают  влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право  использования заемных средств  и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как  способ получения финансовых ресурсов;
    финансы домашних хозяйств.
Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников [7, с. 278].
Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов  хозяйствования» выделяются три  звена финансовых отношений в  соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.
Вторая  крупная сфера общегосударственные  финансы представляют собой систему  денежных отношений, связанных с  формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.
В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный  бюджет (республиканский и местные  бюджеты), государственные целевые  бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она  производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным фондам [6, с. 302].
Бюджет  страны состоит из двух взаимосвязанных  групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются  источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с  юридических и физических лиц. В  расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и  социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной  части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны
По  размерам доходной и расходной части  государственного бюджета обычно судят  об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении  государственного бюджета большое  внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали  доходы. В случае если расходная  часть бюджета превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который  говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения. Государственный  бюджет одновременно является одним  из главных инструментов осуществления  финансовой политики государств. В  последние годы государственный  бюджет все шире используется для  преодоления кризисных явлений  в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятий.
В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются также бюджеты отдельных  областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный  бюджет страны [5, с. 30].
Вторым  важным звеном общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для  пенсионного обеспечения, занятости  населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются  в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число  внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.
В соответствии с действующим порядком государственные  целевые и внебюджетные фонды  имеют целевое назначение, что  гарантирует использование средств  в полном объеме.
Следующим важным звеном общегосударственных  финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах [9, с .205].
Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит. Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения [8, с. 307].
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.
Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные  и исполнительные органы, которые  наделяются соответствующей компетенцией.
Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в  соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.
Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его  нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат  оказывает непосредственное воздействие  на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное  воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства [12, с. 32].
Состав  финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство  федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет  некоторые особенности. Они состоят  в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует  такое звено, как финансы федеральных  органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между  тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе  финансовой системы Беларуси.
Необходимо  отметить, что состав и структура  финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования  экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с  Россией и другими странами в  составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.
Каждое звено финансовой системы  представляет собой определенную сферу  финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена  финансовой системы заключается  в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие  на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем  на финансирование многочисленных мероприятий.
Подводя итоги главы можно сказать, что финансы - такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.  
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
 
      Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его структура
 
Государственный бюджет – неотъемлемая часть экономического регулирования  государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое  важное значение. Обсуждение отдельных  статей этого закона может продолжаться бесконечно. И если во многих развитых демократических странах обсуждение бюджета обычно привлекает внимание многих людей, то в Республике Беларусь обычно принятие этого закона обычно интересует разве что экономистов.
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.
В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий  и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  наука и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство [14, с. 170].
Различают еще такое понятие, как  «консолидированный бюджет», который  представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей  административно-территориальной единицы  Республики Беларусь.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и  районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.
Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно  – территориальных единиц.
Бюджетная политика государства в  сжатом выражении – это выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению  приоритетов в финансировании государственных  расходов и регулированию дефицита бюджета
Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в  Советском Союзе принципов финансового  планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась  централизованно Министерством  финансов СССР, а значит, мало учитывала  особенности республики.
С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно  иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной  рыночной экономики – со всеми  присущими ей закономерностями развития – предъявляет к бюджетной  политике государства требование служить  эффективным инструментом регулирования  совокупного спроса в зависимости  от текущих экономических условий  и задач. Не менее актуальна и задача обеспечения стабилизации экономики страны.
В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно выделить следующие:
    уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    уровень выполнения бюджетных обязательств;
    величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    динамику валового внутреннего продукта;
    уровень безработицы;
    степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
 Доходы и расходы бюджета  - это объективно обусловленные  категории, каждая из которых  имеет общественное значение; доходы  служат финансовой базой деятельности  государства, расходы – удовлетворению  общегосударственных потребностей.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину [16,c. 105].
Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц. Доходы бюджета — понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя дополнительные доходы государственных предприятий и организаций, а также доходы внебюджетных фондов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
    налоговые доходы;
    взносы на государственное социальное страхование;
    неналоговые доходы;
    безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся:
- установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы;
-      суммы задолженности по налогам, сборам (пошлинам);
    пеня;
    налоговый кредит, отсрочка и (или) рассрочка;
    проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой;
-   денежные взыскания (штрафы), предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства.
К неналоговым доходам относятся:
    доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
    доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности;
    денежные взыскания (штрафы), за исключением тех штрафов, которые относятся к налоговым доходам;
-    прочие неналоговые доходы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета Республики Беларусь
 
В условиях переходной экономики усиливается  роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных  отношений. Бюджет становится одним  из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а  бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем бюджетного перераспределения  валового внутреннего продукта формируется  структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.
Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные  отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней
До 1991г. бюджет Республики Беларусь был  частью бюджета СССР. Но так как первый самостоятельный бюджет на 1991г. был составлен до признания суверенитета республики, то предполагалось отношение с союзным бюджетом (22% налога на прибыль, 30% налога с продаж). Особенностями первого бюджета стало то, что главное назначение бюджета – обеспечение функций государства РБ; в казну РБ начали зачисляться налог с оборота и подоходной налог с населения; появился чрезвычайный налог, налог на импорт, экспорт; также в бюджет стали поступать средства от выкупа акционерами государственной собственности и часть ресурсов фонда государственного страхования [12, с. 69].
В настоящее время в составе бюджета аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные свидетельствуют, об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, в связи с включением в него доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов [3, с. 70].
Государственный бюджет состоит  из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура  доходов непостоянна и зависит  от конкретных экономических условий  развития страны, рыночной конъюнктуры  и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Доходная часть бюджета  Республики Беларусь, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, формируется  в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную  казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности  прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой  долей косвенных налогов, которые  в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме  того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в  соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и другие [13, с. 97].
В I полугодии 2008 года в консолидированный  бюджет поступило 30,1 трлн. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Это составило 56,7 процента уточненного плана на 2008 год. Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 40 процентов. При этом 18 процентов всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 27,0 трлн. рублей, или 48,4 процента уточненного годового плана. В результате профицит консолидированного бюджета в I полугодии 2008 года составил 3,1 трлн. рублей, или 5,5 процента к ВВП (в I полугодии 2007 года профицит составил 4,3 процента к ВВП), приложение [12].
Анализ поступлений доходов  свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 51,8 процента в первом полугодии 2007 года до 54,4 процента в первом полугодии 2008 года, или на 2,6 п.п., что в значительной степени обусловлено повышением рентабельности реализованной продукции  в экономике, повышением мировых  цен на нефть и нефтепродукты  и расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес доходов  от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета  увеличился с 12,2 процента в первом полугодии 2007 года до 16 процентов в первом полугодии 2008 года.
Задолженность по платежам в бюджет (с учетом государственных целевых  бюджетных фондов) по состоянию на 1 июля 2008 года составила 96,9 млрд. рублей (на 1 января 2008 года - 149,5 млрд. рублей). Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,68% на 1.07.2007 г. до 0,22% на 1.07.2008 г., т.е. более  чем в три раза [12].
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств  в ВВП является показатель динамичности доходов, характеризующий воздействие  автоматических и дискреционных  эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие 2008 года динамичность доходов составила 1,05, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в первом полугодии 2007 года динамичность доходов была 1,035).
Расходы консолидированного бюджета  в I полугодии 2008 года профинансированы в сумме 27 019,5 млрд. рублей, в том  числе расходы Фонда социальной защиты населения – 5 970,5 млрд. рублей.
В январе-июне 2008 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,9 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 28,8%, охрану окружающей среды – на 17,9%. Общегосударственные расходы сократились на 9,4%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. [14, c.152]
В результате удельный вес общегосударственных  расходов составил 11,7% всех расходов консолидированного бюджета, расходов по разделам «Национальная  экономика» - 26,1%, «Социальная политика» - 27,5%  Расходы по разделу «Образование» составили 12,3% всех расходов консолидированного бюджета, «Здравоохранение» - 8,5%, «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» – 2,3%.
В расходах консолидированного бюджета  за январь-июнь 2008 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 83,3%, в том  числе на заработную плату рабочих  и служащих и начисления на нее  – 20,2%, субсидии и текущие трансферты – 47,9%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 16,8%. На финансирование капитальных  вложений в основные фонды приходилось 14,4% всех бюджетных расходов.
Средства консолидированного бюджета  остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в  финансировании инвестиций в январе-июне 2008 года составила 24,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 22,7% в январе-июне 2007 года. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за шесть месяцев 2008 года возрос в 1,4 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года и составил 120,5 тыс. квадратных метров, или 4,4% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-июне 2007 года – 3,6%) [12].
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в I полугодии 2008 года сложились на 52% из расходов республиканского бюджета и 48% - расходов местных бюджетов.
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 22 522,3 млрд. руб., или 118,9% (в реальном выражении) к уровню I полугодия 2007 года. Расходы  республиканского бюджета профинансированы в сумме 20 194,6 млрд. руб., что на 18,6% больше, чем в январе-июне 2007 года.
Почти четверть (24,1%) всех поступлений  в республиканский бюджет (без  учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению  с I полугодием 2007 года его объем  увеличился на 19,9% в реальном выражении. В 1,6 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 30,5%. [12]
В январе-июне 2008 года финансирование из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2007 года. Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 34%, «Общегосударственные расходы» - 21,2%.
В январе-июне 2008 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили  расходы на 1 554,6 млрд. рублей, или 2,8% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 2 327,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП [12].
В целом тенденции в налогово-бюджетной  сфере страны адекватны экономическим  процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Таким образом, в январе-июне 2008 года доходы республиканского бюджета (без  учета ФСЗН) превысили расходы  на 1 554,6 млрд. рублей, или 2,8% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета  составил 2 327,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП. В целом тенденции в налогово-бюджетной  сфере страны адекватны экономическим  процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
 

     ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
О проведении неэффективной финансовой политики в предыдущие годы свидетельствуют  такие негативные процессы, как наличие  дефицита госбюджета на уровне, превышающем  плановые параметры; покрытие дефицита с помощью эмиссии, что неизбежно  ведет к  росту темпов инфляции; сокращение золотовалютных резервов; наличие большого числа убыточных и малорентабельных предприятий; рост доли теневой экономики; утечка капиталов.
Согласно основным нормативным  документам перед бюджетно-налоговой  политикой в период 2006 – 2010 гг. стоят  цели обеспечения устойчивого экономического роста, снижения налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширения экспорта и повышение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках [9, с. 129].
Бюджетная политика в 2006-2010 гг. направлена на инвестирование бюджетных средств  в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается общая тенденция  роста  доходов и расходов. Большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.
По результатам первого полугодия 2008 года уровень выполнения плана  доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период 2007 года. За этот период в республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана. [10, с.2]  Но существует парадокс, который проявляется в том, что в цифрах жизнь улучшается, а действительность этого не демонстрирует.[11, с.3]
Одной из главных экономических  задач современного этапа является  поиск резервов увеличения доходной части бюджета  за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в 2008 году стали: часть прибыли НБ РБ; доходы за пользование банками средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества; доходы СЭЗ. [12, с.3]
Большое значение имеет повышение  эффективности  государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП. Расходы на оборону у нас запланированы на уровне Японии и Швейцарии -- 1,0--1,1% ВВП, но мы пока мало похожи на эти страны, причем не только внешне. Тем более, бюджетные деньги идут просто на содержание армии, питание, но не на покупку вооружений и соответствующей современной техники.
Существенным источником экономии бюджетных средств называется сокращение расходов на государственное управление. Оптимизация структуры государственных  расходов также призвана повысить эффективность  использования бюджетных средств. Предполагается формирование специальной  формы поддержки инвестиционных программ и проектов.
В бюджете на 2008 год сохранилась социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составила 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт. [13, с.23]
Если сравнивать с серединой 90-х  годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень  расходов на здравоохранение достиг почти 5%. [14, с. 1]
В области социальной политики намечен  ряд приоритетов, на реализацию которых  придется задействовать средства республиканского бюджета. Это ограничение роста  тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление питания школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты семьям, взявшим их на воспитание, увеличены на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной программы поддержки семей при рождении третьего ребенка. [14, с. 2]
Бюджетная политика также направлена на сокращение бюджетного дефицита. Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность  объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового планирования РБ является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала  размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить
В бюджетной политике нашего государства  реализуется пассивная форма  дефицита. Это означает, что большая  часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий  государственного сектора. Это в  большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва  между доходами и расходами. Дефицит  становится управляемым лишь при  соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра государственными ресурсами. [6, с.265]
Актуальной остается проблема по снижению задолженности перед бюджетом, а  также весь комплекс мер по ее принудительному  взысканию. Самое пристальное внимание работники налоговых органов  обращают на выявление теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы.  
Основной целью ДКП РБ в течение  ряда является защита и обеспечение  устойчивости национальной валюты. Это  осуществляется посредством поддержания  плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. В рамках формирования предпосылок  для использования российского  рубля на территории РБ динамика обменного  курса белорусского рубля обеспечивается в соответствии с изменением курса  российского рубля. В  качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики РБ используется официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, а в качестве индикативного – курс белорусского рубля к доллару США. [9, с. 17]
Финансовая политика на современном  этапе прошла длительный и тернистый  путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную  бюджетную, налоговую денежно-кредитную  систему. Это было сопряжено с  определенными трудностями, проявившимися  в высоких темпах инфляции, наличии  бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты  называют  игнорирование объективных закономерностей экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро.
3. Основные направления  совершенствования финансовой политики  Республики Беларусь
 
Для обеспечения устойчивого роста  экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.
Так, в соответствии с основными  направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика в  предстоящем пятилетии будет  направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.
В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.
Одним из в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.