На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок - сущность и функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Тема12. Рынок - сущность и функции
 
Содержание:
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1.    СУЩНОСТЬ РЫНКА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ…..………5
2.    СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЫНКА. СТРУКТУРА РЫНКА…………………………......10
3.    ИНФРАСТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА…………………………………….………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
«Выявить в рыночной картине выгодный момент гораздо легче,
чем воспользоваться им». (Марк Даглас)
Формирование рыночных отношений в России повысило практическую значимость теории рыночной экономики.
Объективная необходимость рынка вызвана всеми причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: общественное разделение труда, полиморфизм собственности, характер труда, необходимость тесной связи с мировой экономикой путем внешней торговли, выхода на мировое экономическое пространство.
Рынок не может существовать без системы предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, ценных бумаг и рабочей силы, т.е. рыночной инфраструктуры.
Об актуальности темы можно говорить в силу нескольких причин: во-первых, в современных условиях экономика является, прежде всего, рыночной. Рыночная экономика, основанная на свободном предпринимательстве и совершенной конкуренции, давно доказала свое решающее преимущество по сравнению с другими экономическими системами. А, во-вторых,  кризисные явления 2008-2009 годов затронули без исключения практически все сферы жизни, в том числе и российский рынок.  Кризис негативно отразился на фондовом, кредитном, сырьевом и многих других рынках, рынке недвижимости, также создал давление на рынок труда.
Вопросы теории, посвященные проблемам изучения рынка, исследовались многими зарубежными и отечественными  учеными. Среди зарубежных экономистов значительный вклад в теорию рынка внесли: А. Смит, Кемпбелл Р. Макконелл, Стенли Л.Брю. Хотелось бы отметить, что Адам Смит называл рынок невидимой рукой. Учение Смита нашло свое дальнейшее развитие в трудах Маркса «Капитал», Ленина «По поводу так называемого вопроса о рынке». Среди отечественных ученых  для изучения данной темы были выбраны труды Журавлёвой Г., Барра Р.
Исходя из выше сказанного, большое значение имеет выяснение сущности такого многосложного понятия как «рынок». В этом выражается цель данной курсовой работы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: раскрыть многогранность понятия «рынок», рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка, изучить  рыночную структуру и инфраструктуру, рассмотреть функции рынка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.      СУЩНОСТЬ РЫНКА, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
 
Сущность рынка
Рынок является одной из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающей его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Рынок многолик и столь же разнообразно его определение.
Со времени возникновения рынка различные направления и школы экономической мысли неоднозначно трактовали его сущность.
Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О.Курно. По его мнению, это - любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться. Английский экономист А.Маршалл утверждал, что чем совершеннее рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в одно и то же время за одну и ту же вещь платить одинаковую цену[1].
Наиболее распространенной является трактовка «рынка» в качестве особого механизма взаимодействия между продавцами и покупателями.
Так, Р.Барр понимает под рынком совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства[2]. Похожее толкование предлагают К.Макконелл и С.Брю, рассматривая рынок как механизм или приспособление, осуществляющее контакт между конкурентами или предъявителями спроса и продавцами или поставщиками товара или услуги[3].
Р.О.Халфина полагает, что рынок «является тем звеном, в котором реализуется связь производства и потребления, определяются потребности общества и возможности производителя, происходит общественная оценка эффективности производства»[4].
Существует также определение рынка как совокупности сделок купли и продажи товаров. Как пишет Е.Ф.Борисов, «в такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине»[5]. По сути, рынок сводится к обороту (обращению) товаров. Эта точка зрения получила развитие в российском законодательстве, в соответствии с которым выделяются товарные и финансовые рынки.
П.Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.
Суммируя сказанное, сущность современного рынка можно определить как совокупность экономических отношений между домашними хозяйствами, различными типами организаций и государством (включая наднациональные органы), выступающими в качестве продавцов или покупателей по поводу купли-продажи товаров и услуг в сфере обращения; а также механизм реализации данных отношений в соответствии с законами товарного производства и денежного обращения.
 
Причины и условия возникновения рынка
Рыночная экономика как система базируется на трех основных условиях.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда.
Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на острове Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои[6].
Таким образом, прослеживается «зародыш»  бартера - одной из простейших форм обмена.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Общественное разделение труда ведет к специализации и обмену.
Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметная (например, автомобильные, тракторные заводы); подетальная (например, завод шарикоподшипников); технологическая - стадийную (например, прядильная фабрика).
Второе условие возникновения рынка - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, экономическая обособленность хозяйственных субъектов.
Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.
Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в свободе для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.                      СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЫНКА. СТРУКТУРА РЫНКА.
 
Субъекты и объекты рынка.
При рассмотрении рынка как системы экономических отношений необходимо выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов).
Объекты рынка - это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Сюда относятся материальные и нематериальные блага и услу­ги, факторы производства - средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшест­ва и идеи. В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.
Субъектами рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой - имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (путем потребления товаров и услуг).
Предприятия, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель - получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги продаются домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.
Государство - еще один участник модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Оно предоставляет домохозяйствам и предприятиям (фоирмам) свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования, медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей - это государственные денежные выплаты на социальные нужды: пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей - это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.
 
Структура рынка.
Современный рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками структуры рынка являются: 1) тесная связь между ее элементами; 2) определенная устойчивость этих связей; 3) целостность, совокупность данных элементов.
Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Ключевые элементы структуры рынка включают:
а) количество поставщиков и их относительные масштабы распространения, показывающие степень концентрации продавцов на рынке;
б) количество продавцов и их относительный масштаб распространения, показывающий степень концентрации покупателей на рынке;
в) род и вид продукта, является ли он стандартным продуктом или услугой или дифференцирован несколькими способами;
г) условия доступа на рынок, то есть количество и высота барьеров для доступа, с которыми сталкиваются новички;
д) степень вертикальной интеграции, то есть степень, до которой поставщики удовлетворяют собственные требования в комплектующих при помощи собственного производства, а также количество точек распределения собственной продукции, которыми они владеют.
Эти аспекты структуры рынка, вместе с себестоимостью и условиями спроса, очень существенны, поскольку они оказывают стратегическое влияние на природу и интенсивность конкурентного поведения на рынке и, таким образом, на деятельность на рынке.
Так, например: чем выше степень концентрации продавцов, тем выше степень взаимной зависимости, так что действия одного предприятия будут иметь значительное влияние на рыночную позицию других предприятий, что заставит их ответить собственными действиями. В этой ситуации агрессивная конкуренция может оказаться разоряющей для всех предприятий, может побудить производителей направить свои усилия на стимулирование сбыта и введение новшеств в продукцию (поскольку подобные мероприятия являются более эффективным средством для установления конкурентного преимущества), а чем больше масштаб применения стратегии дифференциации продукта, тем больше выделяется эта область конкуренции. Барьеры для доступа могут образоваться сами собой из-за характеристики поставки на рынок, либо они могут быть созданы компаниями, уже работающими на рынке, для того чтобы отпугнуть конкурентов. В любом случае устоявшиеся предприятия защищены от конкуренции со стороны новичков. Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что структура рынка предоставляет точку отсчета для стратегических действий предприятия, поскольку оно стремится установить конкурентное преимущество перед соперниками, но, что не менее важно, структура рынка может изменяться и контролироваться действиями предприятия. Для иллюстрации: компания может увеличить собственную долю рынка при помощи поглощений и слияний, таким образом, повысив уровень концентрации продавцов.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них (см.таблицу 1):
Таблица № 1.
Классификация структуры рынка
По экономическому назначению объектов рыночных отношений
 
•                     рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
•                     рынок ценных бумаг;
•                     рынок труда (рынок рабочей силы);
•                     рынок валюты;
•                     рынок информации;
•                     рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
По товарным группам
 
•                     рынки товаров производственного назначения;
•                     рынки товаров народного потребления;
•                     рынки продовольственных товаров;
•                     рынки факторов производства.
По географическому положению
 
•                     местные (локальные) рынки;
•                     региональные рынки;
•                     национальный рынок;
•                     мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции
 
•                     монопольный рынок;
•                     олигопольный рынок;
•                     рынок монополистической конкуренции;
•                     рынок совершенной конкуренции.
По отраслевому признаку
•                     рынок автомобилей;
•                     рынок нефти;
•                     рынок компьютерной техники;
•                     текстильный рынок;
•                     рынок сельхозпродукции и т.д.
По уровню насыщения товарами и услугами
•                     равновесный рынок;
•                     дефицитный рынок;
•                     избыточный рынок.
По субъектам или их группам
•                     рынок покупателей;
•                     рынок продавцов;
•                     рынок государственных учреждений;
•                     рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
По степени зрелости
•                     неразвитый рынок;
•                     развитый рынок;
•                     формирующийся рынок.
По соответствию законодательству
 
•                     легальный (официальный) рынок;
•                     нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).
По характеру продаж
 
•                     оптовый рынок;
•                     розничный рынок.
 
Формирование рынков по экономическому назначению объектов рыночных отношений предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли[7].
Формирование рынков по пространственному признаку особенно актуально в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.
Каждый из перечисленных в таблице видов рынка является комплексным, т.е. имеет свою внутреннюю структуру[8].
Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации  (который в  постиндустриальном обществе приобретает особую значимость[9]).
Рынок информации представляет собой совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых - сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату.
Не менее многолик финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного и валютного рынков.
Разнообразны рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
 
 
 
 
 
3.      ИНФРАСТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА
 
Инфраструктура рынка
 
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами[10].
Таким образом, рыночная экономика представляет собой экономическую систему, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок.
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру, которая является одним из элементов рыночной экономики.
Понятие «инфраструктура» произошло от латинского:   «infra» - ниже, под;  «structura» - строение,  расположение. Несмотря на широкое использование  термина  «инфраструктура» существуют различные его трактовки:
?                       как совокупности связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования[11];
?                       как системы учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке[12];
?                       как совокупности организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи.
При этом инфраструктурная деятельность включает:
1.                      деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
2.                      деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
3.                      деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
Инфраструктура рынка выполняет определенные функции (см. схему 1):
Схема 1.
Функции инфраструктуры рынка.
 
 
Цивилизованный рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование. Исходя из этого, можно выделить следующие основные элементы инфраструктуры рынка в современных условиях:
биржи, аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки, система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные службы; налоговая система; система страхования различных рисков и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов и т.д.
Инфраструктуру рынка также можно представить в графическом виде (см.схему 2)
Схема 2.
Инраструктура рынка
 
 
             
 
Дадим краткую характеристику некоторым  элементам инфраструктуры рынка.
Преприятия торговли выступают в качестве первых элементов инфраструктуры рынка, благодаря которым происходит упорядочение движения товарных потоков, собирается необходимая информация о положении дел на отдельных рынках товаров и услуг. В рыночной экономике, торговые предприятия участвуют в различного рода рекламной деятельности, которая влияет на выбор потребителями того или иного товара; способствуют поддержанию конкуренции, принимают участие в формировании издержек производства и розничных цен; от энергичности их действий в значительной степени зависит рост производства соответствующих видов продукции.
Оптовая торговля - торговля партиями товара. Чаще всего, товар, покупаемый у оптового продавца, предназначен для последующей перепродажи. Но также не редко покупателями выступают крупные потребители товара. Такая торговля является посредником между производителем и розничной торговлей. Участвует в ускорении товародвижения, синхронизации производства и потребления.
В отличие от оптовой торговли товар, купленный в системе розничной торговли, не подлежит дальнейшей перепродаже (согласно пункту 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации), а предназначен для непосредственного использования.
Товарные биржи, как правило, формируются по признакам однородности и родственности товарных групп (например, биржи нефти, хлопка). Они содествуют не только реализации уже имеющихся товаров, но и организации сделок под будующие поставки продукции.  На товарной бирже продаются и покупаются биржевые контракты на определенные партии товаров, в которых указываются количество товара, его тип и сорт, а также сроки поставки.  Задачами такой биржи являются: не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты. Биржа выполняет функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка товарных и сырьевых ресурсов, стимулирования развития рынка, экономического индикатора.
Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Вначале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену.
Другим важнейшим элементов рыночной инфраструктуры являются фондовые биржи – организации, где совершаются акты купли-продажи ценных бумаг: акций и облигаций и устанавливаются их курсы, т.е. рыночные цены. Фондовая биржа в свою очередь обладает собственной инфраструктурой, состоящей из сети брокерских компаний, которые от имени и по поручению клиентов выполняют биржевые операции. Фондовые биржи тесно связаны с денежным рынком, на котором осуществляют свои операции банки. Денежный рынок устанавливает связи между фондовыми биржами и банками через систему сбережений и взаимосвязей курса акций (на фондовой бирже) и процентной ставки (в банковской системе).
Банковская ситема – это часть крединой системы, которая включает в себя банки, страховые компании, пенсионные фонды, фонды профсоюзных и других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Это – совокупность учреждений и организаций, которая способна мобилизовать, аккумулировать временно свободные денежные средства и найти соответствующие формы их размещения в виде кредитов и капиталовложений. 
Банки – ядро кредитной системы. Банковская система, как правило, имеет двухярусное строение. Первый ярус представлен центральным (государственным) банком, который несет всю полноту ответственности за состояние и совершенствование денежного хозяйства. Он призван, с одной стороны, обеспечить условия для благоприятного инвестиционного климата и стимулирования кредитных отношений, с другой – не допускать развертывания инфляционных процессов. Банки обладают набором инструиентов, чтобы воздействовать на поведение агентов денежного рынка, предже всего, на коммерческие банки. Второй ярус предстваляют коммерческие, инвестиционные, ипотечные, инновационные (кредитуют разработку и освоение технических новинок) банки[13].
Банки занимают особое место в рыночной среде, осуществляющим денежно-кредитное обслуживание всех элементов рыночной инфраструктуры. В соответствии с этим можно выделить основные задачи банков: обеспечение непрерывности и эффективности денежного оборота; осуществление контроля на макро- и микроэкономическом уровнях; проведение мероприятий по стабилизации национальной денежной единицы; содействие повышению эффективности экономики в целом и производственной сферы частности т.д.
Страхование - это особый механизм рыночной экономики, который способствует «сглаживанию» негативных экономических положений, а также является потенциальным инвестором, способным вкладывать реальный капитал в развитие отечественной индустрии.
Страховые компании имеют ключевое значение для всей экономики. Они являются крупнейшими поставщиками сбережений. Страховые компании охраняют доверенные им фонды держателей страховых полисов.
В последнее время повысилась роль пенсионных фондов, как источников инвестиционного капитала. Пенсионные фонды формируются за счет взносов предпринимателей для выплаты пенсий рабочим и служащим. Поскольку доход на инвестиции пенсионных фондов не облагается налогом, то пенсионные фонды используются для приобретения высокодоходных государственных и других ценных бумаг. Инвестиции пенсионных фондов в большей степени долговременные, так как сами фонды накапливаются годами, до выхода людей на пенсию.
Также важнейшим поставщиком инвестиционного капитала являются инвестиционные фонды. Инвестиционные фонды - это компании, продающие свои акции частным лицам и инвестирующие выручку от их продажи в самые разнообразные ценные бумаги с целью получения дохода за счет разницы в их рыночной цене.
Биржа труда также является значимым элементом рыночной экономики. Биржа труда - учреждение, выполняющее посреднические функции между работодателями и наемной рабочей силой. Решает проблемы трудоустройства не только безработных, но и лиц, желающих сменить профессию. Важной государственной и социальной функцией биржи труда является определение права на получение пособия по безработице. Биржа труда располагает информацией о конъюнктуре рвнка труда, фиксирует имеющийся резерв рабочей силы и вакантрные рабочие места, занимается организацией общественных работ. Наряду с ними могут функционировать платные  частные агентства по трудовому посредничеству, а также различные бюро по трудоустройству и службы занятости.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».
Кроме этого, в инфраструктуру рынка включаются: службы рекламы, обеспечивающие сведения о товарах и услугах с целью увеличения спроса на них; службы информации, занимающиеся сбором сведений о спросе и предложении товаров на различных рынках, о норме прибыли; консультативные службы, или консалтинги, осуществляющие консультирование на коммерческой основе продавцов, покупателей и производителей по различным вопросам хозяйственной деятельности предприятий и организаций, исследование рынка товаров и услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.; аудиторские компании – это организации, осуществляющие комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценки реальных возможностей участия в сфере бизнеса;  учебные заведения - этот элемент инфраструктуры рынка развивается и набирает силу и авторитет[14]. Раньше в наших государствах ни одно учебное заведение не готовило бизнесмено
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.