На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль операционного анализа в принятий управленческих решений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
ФАКУЛЬТЕТ «ФИНАНСЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
 
 
№ ______
«___» _______________20__г
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
на тему: «Роль операционного анализа в принятий управленческих решений»
 
студент   Токтиев Г.Т.  курс 3, гр 303 
 
 
 
 
 
 
 
Научный руководитель:
Шакбутова Алия Жанузаковна
 
 
_______________________                                                               _______________________                      (допускается к защите)                                                                     (оценка)                                         
«___» _______________20__г                                              «___» ____________20__г
 
_______________________                                                 _______________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алматы,2011 г

Содержание
 
Введение              3
I. Сущность операционного анализа в рыночной экономике              5
1.1 Основные направления операционного анализа              5
1.2 Необходимые условия проведения операционного анализа              12
1.3. Эффект операционного рычага              14
II. Операционный анализ деятельности АО «Мирана»              20
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Мирана»              20
2.2 Влияние величины постоянных и переменных затрат на финансовый результат деятельности предприятия              22
III. Резервы увеличения прибыли от реализации за счет увеличения реализации продукции              30
Заключение              34
Список использованных источников              38
Приложения                                                                                                           40

 


Введение

 
Для разумного применения законов рынка, повышения своей конкурентоспособности, постоянного совершенствования в рыночной системе, в современных условиях необходимо улучшать традиционные подходы к проведению анализа и разрабатывать новые методики и приемы анализа. Одним из таких методов, является операционный анализ.
Операционный анализ является неотъемлемой частью управленческого учета, а результаты этого анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Операционный анализ дает возможность решить широкий спектр задач, связанных с оценкой эффективности и производительности работы коммерческой организации. Он также может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д.
Анализ соотношения «объем - затраты - прибыль» позволяет дать количественную оценку изменения прибыли в зависимости от объема реализации на основании механизма операционного левериджа.
В общем виде леверидж (рычаг) трактуется как фактор, изменение которого приводит к существенному изменению ряда результативных показателей. Операционный (производственный) леверидж показывает потенциальную возможность изменения прибыли при изменении объема производства. Действие этого механизма основано на том, что наличие постоянных расходов в составе операционных затрат приводит к тому, что при любом изменении объема производства прибыль всегда изменяется еще более быстрыми темпами.
Целью исследования курсовой работы является поиск наиболее выгодного сочетания переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Для решения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы и задачи операционного анализа;
- дать классификацию затрат в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат;
- изучить вопросы, касающиеся проведения факторного анализа безубыточности; разработки ассортиментной политики предприятия; выбора оптимальных решений из имеющихся альтернатив;
- повести анализ операционного рычага на примере АО «Мирана»;
- рассмотреть резервы увеличения прибыли от реализации за счет изменения затрат и объема производства продукции.
Объектом исследования в работе является АО «Мирана».
Материалом для исследования послужили: годовые бухгалтерские отчеты, финансовые планы, справочная литература.
 

I.                   Сущность операционного анализа в рыночной экономике

 

1.1 Основные направления операционного анализа

 
Операционный анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Формирование и управление прибылью является основой предпринимательской деятельности. Масса полученной прибыли является характеристикой эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из достаточно простых и в то же время результативных методов анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия является операционный анализ, называемый также анализом «затраты-объем-прибыль», или CVP – анализ. Данный метод позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. Он имеет исключительно важное значение для подъема экономики предприятия в условиях рынка.
В широком смысле CVP – анализ следует рассматривать как операционный анализ, который в качестве своей основной цели ставит оценку производительности и эффективности работы коммерческой организации и выработку рекомендаций для администрации предприятия. Он не ограничивается только бухгалтерской информацией. Он может включать в себя оценку организационной структуры управления, методов производства и т.д. Надо отметить, что потребность в такого рода анализе все более возрастает.
В узком смысле под CVP – анализом следует понимать анализ содействия доходу или анализ безубыточности. Идея метода была разработана в 1930 году американским инженером Уолтером Раутенштрахом, он его рассматривал прежде всего как метод планирования.
CVP – анализ позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит показателю маржинального дохода.
С помощью операционного анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования. При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное заключается не в том, чтобы оценить и указать на имеющиеся ошибки, а в том, что на базе операционного анализа разрабатываются пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.
Исходя из содержания понятия «управление» основными элементами управления затратами и себестоимостью продукции промышленного фирмы является прогнозирование и планирование, организация их учета и калькулирование себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации). Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.
По показателю выпуска продукции фирмы имеют возможность определить, при каком объеме прибыль будет максимальной и при каком не будет ни прибыли, ни убытков. С этой целью следует рассчитать безубыточный объем продаж (порог рентабельности, точку безубыточности), т.е. сумму выручки, которая необходима для возмещения постоянных расходов фирмы.
Порог рентабельности определяют по формуле:
 
=
 
Запас финансовой устойчивости определяется по формуле:
 

 
Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытков. Превышение реального производства над порогом рентабельности есть запас финансовой прочности фирмы.
Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь сможет изменяться за счет количества проданной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек.
Факторную модель зоны безопасности фирмы можно представить следующим образом:
 
ЗФУ==1-:,
 
где В - выручка от продажи продукции;
Т - безубыточный объем продаж,
Спост - сумма постоянных затрат;
Дi - доля i-гo вида продукции в общей сумме выручки;
Qобщ - общий объем проданной продукции;
Удi; - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме продаж;
pi - цена единицы продукции;
Спер - переменные расходы на единицу продукции.
Запас финансовой устойчивости можно представить графически рис. 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1 - Расчет точки безубыточности.
 
На оси абсцисс откладывается объем продаж продукции, на оси ординат - постоянные, переменные затраты и прибыль. Пересечение линии выручки и затрат и есть порог рентабельности. В этой точке выручка равна затратам. Выше ее зона прибыли, ниже зона убытков. Отрезок линии выручки от точки до верхней точки и есть запас финансовой устойчивости.
Из приведенного графика видно, что порог рентабельности (точка безубыточности) отделяет объем производства, при котором могут быть получены убытки (треугольник ОАТ), от объема производства, приносящего прибыль (треугольник ТВС).
Таким образом, безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность - нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для фирмы, так как в результате будет получен убыток.
В условиях спада производства на многих фирмах объем продаж находится ниже уровня безубыточности. Поэтому расчет объема продаж в натуральном выражении имеет актуальное значение. Каждое предприятие может определить для себя, какое количество продукции необходимо произвести для достижения уровня, при котором оно сможет покрыть все свои затраты.
Разные соотношения доли переменных и постоянных затрат в их общей величине сильно влияют на положение точки безубыточности. Поэтому очень важно улучшать управление отдельно постоянными и отдельно переменными издержками. Нужно иметь в виду, что рост доли постоянных затрат, даже при снижении переменных издержек на единицу продукции, всегда ведет к необходимости выбора стратегии, нацеленной на рост объема продаж.
Общую формулу прибыли от продажи продукции можно представить в виде:
 
Ппрод=P*Q-(Cпост + Спер*Q),
 
где Ппрод - прибыль от продажи продукции;
Q - количество проданной продукции;
Р - цена изделия;
Спер - удельные переменные затраты;
Спост - совокупные постоянные затраты.
Каждое предприятие должно постоянно проверять обоснованность деления затрат на постоянные и переменные и при необходимости вносить коррективы в свои планы.
Основанием для принятия решения по инвестированию в производство, освоение новых рынков и новых видов продукции и т.д. может служить наличие надежного (достаточного) запаса финансовой прочности. Если такого запаса нет, то предприятие обязано осуществлять жесткий контроль за затратами и оптимизацией всей деятельности.
Создание и функционирование любого фирмы упрощено представляют собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа. Кроме того, он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Существуют три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о прибылях и убытках.
Логика взаимосвязи между выручкой и прибылью заключается в следующем. Прибыль можно рассматривать как разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры прибыли является важным в условиях рыночной экономике и свободы в финансировании фирмы с помощью предметов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.
Величина чистой (нераспределенной) прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью фирмы на нее оказывают влияние:
а) то, насколько рационально использованы представленные предприятию финансовые ресурсы;
б) структура источников средств.
 
 

1.2 Необходимые условия проведения операционного анализа

 
Основными допущениями операционного анализа являются:
- объем производства равен объему продаж (нет товарных остатков);
- все затраты классифицируются как переменные и постоянные;
- все зависимости описываются линейными уравнениями;
- поведение затрат рассматривается применительно к определенному периоду времени, в течение которого затраты не меняются (релевантный период).
Для выполнения аналитических расчетов все затраты, имеющие отношение  к производству продукции классифицируются как:
- переменные и постоянные
- прямые и косвенные
Переменные меняются вместе с объемом производства, постоянные остаются неизменными.
Прямые включаются в себестоимость конкретного вида продукции. Косвенные имеют отношение ко всем видам продукции.
Поэтому в регистрах бухгалтерского учета отражается накопление косвенных затрат, которые затем распределяются каким-то методом по видам продукции.
В качестве базы можно использовать базу основных производственных рабочих, тогда косвенные расходы будут включены в себестоимость конкретного вида расходов пропорционально доле зарплаты рабочих, материальные затраты в себестоимости продукции, доля объема продукции в общем объеме продаж.
В себестоимость включают прямые переменные затраты + распределенные косвенные затраты производственного характера.
Современные учетные системы предполагают, что в себестоимость включается не полная себестоимость, в нее включаются прямые переменные затраты (материальные и трудовые) + распределенные косвенные расходы производственного характера (расходы по содержанию оборудования и цеховые расходы).
Формирование прибыли от продаж осуществляется по схеме:
Выручка (цена * количество продукции)                                                                                     -
Общие прямые переменные затраты (затраты на 1 * количество)                       =
Маржинальный доход (брутто прибыль)                                                                                     -
Постоянные затраты                                                                               =
Прибыль от продаж (нетто прибыль)
На первой стадии формируется маржинальный доход (валовая прибыль, брутто прибыль, сумма покрытия, сумма поглощения).
Маржинальный доход покрывает постоянные затраты, которые не распределяется по отдельным видам продукции, а списываются с финансового результата.
Это упрощенная схема, которая на практике применяется в более сложном варианте, как основа управленческого учета. Ее содержание зависит от величины, состава косвенных расходов.
Операционный анализ может быть применен только при соответствующих изменениях в аналитическом учете.
В основе логических взаимосвязей и формул лежит операционная зависимость, которая связана со структурой себестоимости  при данном объеме продаж.
Если объем продаж увеличивается, то затраты ведут себя так:
- общие переменные затраты растут, но на ед. продукции они не  меняются;
- общая сумма постоянных расходов не меняется, но в расчете на единицу продукции постоянные затраты снижаются.
Себестоимость единицы изделия снижается, и прибыль увеличивается за счет двух факторов:
- увеличение объема продаж;
- за счет сокращения доли постоянных расходов в себестоимости продукции.
 

1.3. Эффект операционного рычага

 
Операционный рычаг – сила  влияния  производственных факторов на изменение прибыли от продаж.
Эффект операционного рычага – это изменение прибыли под воздействием операционных факторов, рассчитывается в %.
Эффект равен % изменения фактора x на силу операционного рычага.
Производственный леверидж, представляет собой взаимосвязь между совокупной выручкой фирмы, его прибылью до налогообложения и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы фирмы, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой (нераспределенной) прибылью и величиной прибыли до налогообложения. Обобщающей категорией является производственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая (нераспределенная) прибыль.
Соотношение постоянных и переменных затрат фирмы позволяющее «включать» механизм производственного левериджа с различной интенсивностью воздействия на прибыль до налогообложения, характеризуется «коэффициентом производственного левериджа», который рассчитывается по следующей формуле:
 
Кпр.л  =,
 
где Кпр.л - коэффициент производственного левериджа;
Спост - сумма постоянных затрат;
Sпол - полная себестоимость.
Чем выше значение коэффициента производственного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста прибыли до налогообложения по отношению к темпам прироста объема продажи продукции.
Конкретное соотношение прироста прибыли до налогообложения и выручки от продажи, достигаемое при определенном коэффициенте производственного левериджа, характеризуется показателем «эффект производственного левериджа», который исчисляется отношением темпов прироста прибыли до налогообложения к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении. Принципиальная формула расчета этого показания имеет вид:
 
Эпр.л =,
 
где Эпрл - эффект производственного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;
?Пдонал - темп прироста прибыли до налогообложения, в %,
?В - темп прироста объема продажи продукции, %.
Задавая тот или иной темп прироста объема продажи продукции всегда имеется возможность, используя указанную формулу, определить, в каких размерах возрастает прибыль до налогообложения при сложившемся на предприятии коэффициенте производственного левериджа.
В конкретных ситуациях хозяйственной деятельности фирмы проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформируем основные из этих особенностей:
1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей хозяйственной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные расходы (т.е. обеспечить равенство МД = Спост)
2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент производственного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем продажи продукции.
3. Наибольшее положительное воздействие производственного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности. По мере дальнейшего наращивания объема продажи продукции и удаления от точки безубыточности (т.е. при наращивании придела безопасности или запаса прочности) эффект операционного левериджа начинает снижаться. Таким образом, каждый последующий процент прироста объема продажи продукции будет приводить к все меньшему темпу прироста прибыли до налогообложения (но при этом темпы прироста суммы прибыли всегда будут оставаться большими чем темпы прироста объема продажи продукции).
4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продажи продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер выручки. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента производственного левериджа. чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма выручки по отношению к темпам снижения объема продажи продукции.
5. Эффект операционного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется только тем, что постоянные затраты остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе наращивания объема продажи продукции происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.
Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения результативности хозяйственной деятельности. Это проявление сводится к изменению значения коэффициента производственного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла фирмы при наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены - в такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.
Управление производственным левериджем может осуществляться путем воздействия как на постоянные, так и на переменные производственные затраты.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления хозяйственной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятие имеющее высокий коэффициент производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и продажи продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрое преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост выручки.
Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяет увеличить потенциал формирования прибыли до налогообложения.
В заключение приведем основные понятия операционного анализа.
Операционный анализ - анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства.
Применение операционного анализа позволяет обосновать широкий спектр показателей, влияющих на конечную эффективность деятельности:
- безубыточный объем продаж и минимальную цену реализации;
- наиболее выгодный ассортимент при ограниченных ресурсах;
- влияние структурных сдвигов в ассортименте на прибыль предприятия;
- принятие заказа по ценам ниже себестоимости;
- принятие решения о снижении цен при увеличении объемов сбыта продукции;
- решение задачи «производить или покупать детали, полуфабрикаты».
Применение операционного анализа позволяет также определять минимальную величину заказа.
Операционный анализ помогает определить наиболее выгодную комбинацию соотношения между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом производства
Предельная выручка - дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных издержек. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных издержек. Предельный доход является промежуточным показателем изменения прибыли и формально высчитывается как производная функции прибыли.
Предельные затраты - это дополнительные затраты, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. Их определяют как разность общих издержек при выпуске дополнительной единицы продукции.
Предельные затраты можно также определить как разность переменных затрат на производство каждой дополнительной единицы продукции, так как постоянные затраты представляют собой фиксированную величину при любом объеме производимой продукции. Понятие предельных затрат имеет большое практическое значение, так как показывает затраты, необходимые для производства дополнительной единицы продукции, или «экономию» затрат при отказе от производства дополнительной единицы продукции.
Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.
II. Операционный анализ деятельности АО «Мирана»
 

2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «Мирана»

 
Свою историю АО «Мирана» ведет с 1994 года. Предприятие называлось трикотажной фабрикой, затем промышленно-торговым трикотажным объединением.
В 1995 году предприятие было преобразовано в акционерное общество «Мирана».
Организационно-правовая форма  АО трикотажная фирма «Мирана» - акционерное общество.
Учредительным документом АО «Мирана» является устав, утвержденный учредителями.
Высшим органом управления АО «Мирана» является общее собрание акционеров. Руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров (наблюдательный совет) из 4 человек. Исполнительным коллегиальным органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью АО, является правление, состоящее из 9 человек.
Основной деятельностью предприятия является производство трикотажных изделий, оптовая и розничная торговля товарами народного потребления.
Численность работающих в АО «Мирана» по состоянию на 01.12.2008 года составила 507 человек, из них промышленно-производственный персонал - 487 человек.
Структура управления АО «Мирана» является линейно-функциональной. Это сочетание линейной структуры, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена высшему и функциональной структуры, построенной на основе группировки персонала по широким задачам, которые они выполняют.
Основными показателями деятельности предприятия являются выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении, уровень затрат на производство и полученная прибыль.
Анализ основных показателей проведем в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Анализ основных экономических показателей АО «Мирана», тыс. тг.
Показатели
2007 г 
2008 г 
Отклонение
абсолют.
относит., %
Объем реализации, тыс. шт.
2078
2095
17
100,8
Выручки от реализации продукции
157244
171576
14332
109,1
Себестоимость товарной продукции
147722
168109
20387
113,8
Прибыль от продаж
9522
3467
-6055
36,4
Рентабельность продукции, %
6,45
2,06
-4,39
31,9
Численность персонала, чел.
498
507
9
101,8
Фонд оплаты труда
50746
55567
4821
109,5
Среднегодовая заработная плата
101,9
109,6
7,7
107,6
Стоимость основных фондов
38910
38350
-560
98,6
Стоимость оборотных средств
66287
78768
12481
118,8
Фондоотдача, тг.
4,04
4,47
0,43
110,6
Оборачиваемость оборотных средств, обороты
2,37
2,18
-0,19
92,0
Собственные средства предприятия
79251
87363
8112
110,2
Заемные средства предприятия
25946
29755
3809
114,7
Коэффициент автономии
0,753
0,746
-0,007
99,1
 
Анализируя данные таблицы 2.1 можно сделать вывод об увеличении объемов производства предприятия. Так по сравнению с 2007 годом выручка от реализации увеличилась на 14332 тыс. тг. или 9,1%. Настораживающим является факт роста себестоимости большими темпами, чем выручка от реализации. За аналогичный период себестоимость продукции возросла на 13,8%.
Это стало одной из причин снижения прибыли от реализации предприятия. Темп снижения прибыли от продаж составил 36,4% к уровню 2007 года.
Следует отметить, что выпуск продукции в натуральном выражении вырос в меньшей степени, чем в стоимостном, что говорит о росте цен на продукцию.
Величина активов предприятия за отчетный период увеличилась: при этом стоимость основных средств сократилась на 1,4%, оборотных активов возросла на 18,8%.
При росте выручки от реализации эффективность использования основных фондов возросла на 10,6%, оборачиваемость оборотных средств сократилась на 8,0%.
Структуру пассивов характеризует коэффициент автономии, его значения говорят, что собственникам предприятия принадлежит 74,6 – 75,3% имущества.
Следует также отметить, что темп роста фонда оплаты выше темпа роста выпуска продукции, что говорит об относительном снижении производительности труда персонала.
 

2.2 Влияние величины постоянных и переменных затрат на финансовый результат деятельности предприятия

 
В последнее время все больше внимания уделяется проведению анализа прибыли, которая базируется на делении затрат на постоянные и переменные и (исчислении) маржинального дохода от продаж. Такой подход позволяет выявить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов, а на основе этого - управлять процессом формирования ее величины. Кроме того, можно проследить взаимосвязь объема производства (реализации) услуг и их себестоимости.
В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, совокупного дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства. При этом особое влияние уделяется анализу выпуска продукции, что позволяет руководству определить критические («мертвые») точки объема производства. Критической считается такая точка объема продаж, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков.
Анализ безубыточности производства определяет зависимости между объемом продаж, расходами и прибылью в течение короткого промежутка времени.
Проведем расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости в целом по предприятию. Для этого построим таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Исходные данные для расчета порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости в целом по предприятию
Показатель
2007 год
2008 год
Отклонение
абсолют.
Т роста, %
Выручка (нетто) от продаж
157244
171576
14332
109,11
Прибыль от продажи продукции
9522
3467
-6055
36,41
Полная себестоимость
147722
168109
20387
113,80
Переменные затраты
114483
121385
6902
106,03
Маржинальный доход
42761
50191
7430
117,38
Постоянные затраты
33239
46724
13485
140,57
Доля маржинального дохода в выручке
0,272
0,293
0,021
107,72
Порог рентабельности
122202,2
159467,5
37265,3
130,49
Запас финансовой устойчивости: тыс. тг
%
 
35041,8
22,3
 
12108,5
7,1
 
-22933,3
-15,2
 
34,55
31,84
Безубыточный объем, тыс. шт.
1614
1947
333
120,63
 
Из таблицы 2.2 видно, что в 2008 году порог рентабельности увеличился на 37265,3 тыс. тг. Это значит, что в 2007 году нужно было продать продукции на сумму 122202,2 тыс. тг, чтобы покрыть все затраты, в 2008 году размер минимальной выручки возрос до 159467,5 тыс. тг. При такой выручке рентабельность равна нулю. Увеличился и безубыточный объем реализации продукции в натуральном выражении на 333 тыс. штук или на 20,63%.
По данным таблицы видно, что фактическая выручка 2008 года составила 171576 тыс. тг, что выше пороговой на 12108,5 тыс. тг или на 7,1 %. Это и есть запас финансовой устойчивости или зона безубыточности фирмы. В 2008 году запас финансовой устойчивости сократился на 22933,3 тыс. тг. В процентном выражении сокращение запаса финансовой устойчивости сократилось на 15,2%. Если выручка станет еще ниже, то предприятие будет убыточным, будет проедать собственный и заемный капитал и обанкротится. Поэтому нужно постоянно следить за ЗФУ, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка фирмы. Это очень важный показатель для оценки финансовой устойчивости фирмы.
Сила воздействия операционного рычага (эффект операционного рычага) рассчитывается по формуле:
ЭОР = Валовая маржа / Прибыль
Рассчитаем эффект операционного рычага АО «Мирана» в 2007 – 2008 гг..
Таблица 2.3 - Расчет эффекта операционного рычага
Показатель
2007 год
2008 год
Отклонение
абсолют.
Т роста, %
Выручка (нетто) от продаж
157244
171576
14332
109,11
Маржинальный доход
42761
50191
7430
117,38
Прибыль от продажи продукции
9522
3467
-6055
36,41
Уровень операционного левериджа
4,49
14,48
9,99
3,22
 
После того, как предприятие достигло порога рентабельности, обеспечивающего покрытие постоянных расходов, любое увеличение объема производства (услуг) будет обеспечивать рост прибыли.
Так в 2007 году изменение объема производства на 1% приводило к росту прибыли на 4,49%, в 2008 году 1% увеличения объема производства дает рост прибыли от реализации, равный 14,48%. Это увеличение в большей степени связано с сокращением прибыли от реализации.
Если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли. Следовательно, увеличение значения эффекта операционного рычага говорит о приближении выручки предприятия к ее критическому значению.
Расчет точки безубыточности проиллюстрируем графиком.
доходы,
затраты,                                                                                                    выручка от реализации
тыс. тг.
                                                                                                                          прибыль
 
 
200 000                                                                                                  полные затраты
 
159467,5
 
100 000
 
46724                 убыток                                                                      постоянные расходы
 
10 000
                        200                  1000                      1947        Объем производства, тыс. шт.
 
Рисунок 2.1 – График безубыточности в 2008 году
 
Критический объем продукции рассчитывают по формуле:
Qбез = Зпост/(Ц – Зпер),
где Зпост - постоянные расходы; Ц – цена единицы продукции; Зпер – удельные переменные расходы.
Qбез = 46724/(81,9 – 57,9) = 46724/24 = 1947 единиц
Фактический выпуск продукции составляет 2095 единиц, который превышает критический объем на 148 тыс. единиц или на 7,1%.
Запас финансовой устойчивости (зона безопасности) зависит от изменения выручки и безубыточного объема продаж. Выручка в свою очередь сможет изменяться за счет количества проданной продукции, ее структуры и среднереализационных цен, а безубыточный объем продаж - за счет суммы постоянных издержек, структуры продаж, отпускных цен и удельных переменных издержек.
Оценим влияния факторов на изменение запаса финансовой прочности используя факторную модель:
ЗФП = q*m - (Э* m/( m – с),
где Э – условно-постоянные расходы; с – удельные условно-переменные расходы; q – объем продукции; m – цена за единицу продукции.
ЗФП0 = q0*m0 - (Э0* m0/(m0 – с0)
ЗФП0 = 2078*75,7 – (33239*75,7/(75,7 – 55,1) = 157244 – (2516192,3/20,6) = 157244 – 122202,2 = 35041,8 тыс. тг.
Оценим влияние изменения количества реализованной продукции:
ЗФПусл1 = q1*m0 - (Э0* m0/(m0 – с0)
ЗФПусл1 = 2095*75,7 – (33239*75,7/(75,7 – 55,1) = 158591,5 – 122202,2 = 36389,3 тыс. тг.
?ЗФП(q) = ЗФПусл1 - ЗФП0 = 36389,3 – 35041,8 = 1347,5 тыс. тг.
В результате роста объема реализованной продукции запас финансовой устойчивости увеличился на 1347,5 тыс. тг.
Оценим влияние изменения цены на реализованную продукцию:
ЗФПусл2 = q1*m1 - (Э0* m1/(m1 – с0)
ЗФПусл2 = 2095*81,9 – (33239*81,9/(81,9 – 55,1) = 171576 – 2722274,1/26,8 = 171576 – 101577,4 = 69998,6 тыс. тг.
?ЗФП(m) = ЗФПусл2 - ЗФП усл1 = 69998,6 - 36389,3 = 33609,3 тыс. тг.
В результате роста цены на реализованную продукцию запас финансовой устойчивости увеличился на 33609,3 тыс. тг.
Оценим влияние изменения удельных переменных затрат:
ЗФПусл3 = q1*m1 - (Э0* m1/(m1 – с1)
ЗФПусл3 = 2095*81,9 – (33239*81,9/(81,9 – 57,9) = 171576 – 2722274,1/24 = 171576 – 113428,1 = 58147,9 тыс. тг.
?ЗФП(с) = ЗФПусл3 - ЗФП усл2 = 58147,9 - 69998,6 = -1850,7 тыс. тг.
В результате роста удельных переменных затрат запас финансовой устойчивости сократился на 1850,7 тыс. тг.
Оценим влияние изменения постоянных затрат:
?ЗФП(Э) = ЗФП1 - ЗФП усл3 = 12108,5 - 58147,9 = -46039,4 тыс. тг.
В результате роста величины постоянных затрат запас финансовой устойчивости сократился на 46039,4 тыс. тг.
Общее изменение запаса финансовой устойчивости составит:
?ЗФП =?ЗФП(q) +?ЗФП(m) +?ЗФП(с) +?ЗФП(Э) = 1347,5 + 33609,3 - 1850,7 - 46039,4 = -22933,3 тыс. тг.
Для изучения поведения прибыли от продаж (PN), а также прогнозирования ее на будущие периоды используется маржинальный анализ, отправной точкой которого является маржинальный доход (МД); он рассчитывается как разница между выручкой от реализации (N) и переменными затратами (Sпер), т. е.
?МД = N - ?Sпер или МД = PN + ?Sпос,
отсюда
PN = МД - ?Sпос, или ?PN = N - ?Sпос - ?Sпер
Если из маржинального дохода вычесть постоянные затраты, то определим величину операционной прибыли (Ропер). Указанную выше формулу можно преобразовать в формулу следующего вида:
Ропер = К*(Ц - Sпep) - ?Sпос,
где К - количество изготовленной (реализованной) продукции (предоставленных услуг), шт., ед.; Ц - цена единицы продукции (услуг), тг.; Sпep - переменные затраты на единицу продукции (услуги), тг.; ?Sпос  - постоянные затраты на общий объем продукции (услуг), тыс. тг.
На примере данных АО «Мирана» за 2007-2008 гг., можно рассчитать влияние вышеобозначенной группы факторов на изменение прибыли, количественное воздействие которых обобщено в таблице 2.3
Таблица 2.4 - Исходные аналитические данные анализа прибыли

и т.д.................


Показатель
2007 г.
2008 г.
Отклонение
Темп роста, %
1. Объем реализации тыс. шт.
2078
2095
17
100,8
2. Цена реализации, тг. за шт.
75,7
81,9
6,2
108,2

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.