На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ревизия кассовых операций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Ревизия кассовой дисциплины 7
1.1 Задачи и источники 7
1.2 Ревизия кассовой дисциплины 8
1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования 13
2 Ревизия кассовых операций 17
2.1 Проверка соблюдения действующего порядка документального оформления кассовых операций 17
2.2 Проверка полноты оприходования денег в кассу 19
2.3 Проверка достоверности кассовых операций по списанию денег в расход 21
3 Совершенствование ревизии кассовых операций 25
3.1 Ревизия денежных документов 25
3.2  Совершенствование ревизии кассовых операций 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 39
ПРИЛОЖЕНИЕ В 41
 

ВВЕДЕНИЕ

Взаимоотношения между организациями, возникающие в ходе осуществления  хозяйственной деятельности, основываются на различных денежных расчетах в  процессе заготовления, производства и реализации товаров, продукции, работ  или услуг.
У предприятий возникают  обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные  услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым  платежам, перед своими рабочими и  служащими по заработной плате и  другие. С другой стороны, сами предприятия  предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной  им продукции, оказанных услуг и  выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих  обязательств и получения прибыли.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между  предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
Денежные средства на предприятиях могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в  банке на расчетных счетах, на специальных  счетах, а также, использоваться в  виде аккредитивов, лимитированных и  других чеков.
Основные задачи контроля денежных средств, кассовых и банковских операций состоит в том, чтобы  выявить состояние сохранности  денежных средств, правильность и законность их использования, подлинность и  достоверность совершения денежных операций, отраженных в бухгалтерском  учете, соблюдение кассовой дисциплины, полноты оприходования, целевого использования  и условий хранения денежных средств.
Нарушение порядка ведения  кассовых операций может привести к  наложению на организацию крупных  штрафных санкций и, как следствие, ухудшению ее финансового положения. Кроме того, сохранность наличных денежных средств во многом зависит  от уровня постановки учета и контроля на предприятии. Поэтому необходимо уделять значительное внимание вопросам бухгалтерского учета и контроля за ведением операций с наличными  денежными средствами.
Ревизия позволяет выявить  существующие в организации недостатки в учете наличных денежных средств  и денежных документов, устранить  их и избежать в будущем. На основании  заключений и рекомендаций ревизор  бухгалтер имеет возможность  внести исправления в регистры бухгалтерского учета и не повторить их в будущем.
Целью курсовой работы является изучение методики ревизии кассовых операций ОАО "1-Я Минская птицефабрика", выявление недостатков в учете кассовых операций исследуемой организации и разработка предложений по их устранению.
Для достижения поставленной цели в работе  решены следующие задачи:
    исследована экономическая сущность и определены задачи контроля денежных средств и денежных документов;
    изучен порядок нормативно-правового регулирования и информационного обеспечения проверки операций с денежной наличностью и денежными документами;
    изучен порядок планирования и организации проведения ревизии операций с наличными денежными средствами и денежными документами;
    проведена проверка организации материальной ответственности и состояния контроля сохранности наличных денежных средств и денежных документов;
    осуществлена проверка правильности документального оформления и учета операций с наличными денежными средствами и денежными документами;
    рассмотрен порядок документального оформления материалов ревизии операций с наличными денежными средствами и денежными документами;
    определены направления совершенствования контроля кассовых операций в организации в условиях применения ЭВМ.
Предметом данного исследования является методика осуществления ревизии  операций с наличными денежными  средствами и денежными документами.
Ревизия кассовых операций проводится на предприятии ОАО «1-я минская птицефабрика ».
Основным видом деятельности ОАО "1-я минская птицефабрика " является производство и реализация продукции сельского хозяйства.
Целью деятельности ОАО «1-я минская птицефабрика» является производство данной продукции и удовлетворение существующего спроса на нее на рынке и, соответственно, получение прибыли в процессе этой   деятельности.
Предприятие "1-я минская птицефабрика" является открытым акционерным обществом.
В ОАО «1-я минская птицефабрика» создан уставный фонд, размер  которого составляет 77789 млн. руб. Имущество ОАО формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников.
Высшим органом управления ОАО «1-я минская птицефабрика» является собрание акционеров. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и   ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение    порядка  покрытия  убытков  и  др.
Исполнительным органом ОАО  «1-я минская птицефабрика» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики  и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение  имуществом,  вопросы, касающиеся найма  и  увольнения  персонала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Ревизия кассовой дисциплины

1.1 Задачи и источники

Взаимоотношения между организациями, возникающие в ходе осуществления  хозяйственной деятельности, основываются на различных денежных расчетах в  процессе заготовления, производства и реализации товаров, продукции, работ  или услуг. При этом денежные средства в организациях могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банке на расчетных  счетах, на специальных счетах, а  также, использоваться в виде аккредитивов, лимитированных и других чеков.
Организации располагают  денежными средствами, необходимыми для их финансово-хозяйственной  деятельности. Денежные средства в  основном должны храниться в учреждениях  банка, а незначительные суммы –  в кассе организации.  
Нарушение порядка ведения кассовых операций может привести к наложению на организацию крупных штрафных санкций и, как следствие, ухудшению ее финансового положения. Кроме того, сохранность наличных денежных средств во многом зависит от уровня постановки учета и контроля на предприятии. Поэтому необходимо уделять значительное внимание вопросам бухгалтерского учета и контроля за ведением операций с наличными денежными средствами.
Ревизия позволяет выявить  существующие в организации недостатки в учете наличных денежных средств  и денежных документов, устранить  их и избежать в будущем. На основании  заключений и рекомендаций ревизор  бухгалтер имеет возможность  внести исправления в регистры бухгалтерского учета и не повторить их в будущем.
Ревизия кассовых операций осуществляется в соответствии с  Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь,  утвержденной постановлением № 107 Правления Нацбанка РБ от 29 марта 2011 г.
Ревизия кассы и кассовых операций проводится по трем основным направлениям:
    инвентаризация денежной наличности;
    проверка полноты оприходования и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу;
    проверка правильности списания денег в расход.
Основными задачами ревизии  кассы и кассовых операций являются:
    проверка соблюдения Инструкции о порядке ведения кассовых операций в Республике Беларусь;
    проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;
    соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
    соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;
    контроль за своевременным и полным оприходованием  денег, полученных из банка, и при реализации товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет;
    соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности;
    проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.
Источниками ревизии кассы  и кассовых операций являются:
    кассовые книги;
    отчеты кассира с приложенными к ним приходными и расходными кассовыми ордерами;
    корешки чеков использованных чековых книжек;
    выписки банков со счетов предприятия;
    журналы-ордера по счетам 50, 51, 52, 55, 57 или соответствующие им машинограммы;
    Главная книга;
    Бухгалтерский баланс;
    другие документы, в которых отражаются операции с денежными средствами.
Таким образом, наличные денежные средства играют важную роль в обеспечении  платежеспособности организации. Проверки кассовых операций проводятся с целью  контроля за правильностью ведения  кассовых операций в организации  и призваны выявлять существующие в  организации недостатки в учете  наличных денежных средств. Ревизия кассовых операций решает ряд задач в области выявления и устранения нарушений в порядке ведения операций с наличностью. Кроме того, вовремя выявленные ошибки позволяют не только избежать отрицательных результатов хозяйственной деятельности, но и предотвратить их повторения в будущем.

1.2 Ревизия  кассовой дисциплины

В случае возникновения у  ревизора сомнений в эффективности  системы внутреннего контроля на предприятии, целесообразно начинать проведение проверки наличных денежных средств и денежных документов с  инвентаризации кассы. При этом инвентаризация кассы не относится к числу  обязательных процедур, используемых ревизором для подтверждения  достоверности данных, числящихся по статье "Касса" актива баланса. Ревизор  самостоятельно определяет необходимость  этого этапа проверки.
Инвентаризация кассовой наличности должна проводиться внезапно, т.е. немедленно после прибытия ревизора на предприятие для проверки. Инвентаризация кассы позволяет проверяющему сделать  ряд выводов о соблюдении на предприятии  правил ведения кассовых операций и  состоянии кассовой дисциплины.
Руководителям субъектов  хозяйствования, физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, при  приеме на работу и назначении на должности, связанные с ведением кассовых операций, обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, охраной и транспортировкой денежных средств либо периодическом  привлечении лиц к указанным  выше работам рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские  учреждения для получения сведений об этих лицах, имея в виду, что к  ведению кассовых операций, обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охране и транспортировке денежных средств не допускаются лица:
    ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость у которых не погашена или не снята в установленном порядке;
    страдающие хроническими психическими заболеваниями;
    систематически нарушающие общественный порядок;
    злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.
Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность  всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию  как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения  к своим обязанностям. Поэтому  после издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира  на работу руководитель предприятия  обязан ознакомить кассира с Правилами  ведения кассовых операций и заключить  договор о его полной индивидуальной материальной ответственности. Договор  хранится у инспектора по кадрам в  личном деле кассира.
Ревизор должен проверить, обеспечивается ли сохранность денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе предприятия, для чего проверяется, отвечает ли касса следующим требованиям.
    Изолировано ли помещение кассы от других служебных и подсобных помещений.
    Располагается ли она на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных домах кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна касс оборудуются внутренними ставнями, металлическими или деревянными, обитыми с двух сторон листовым металлом.
    Имеются ли капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки.
    Закрывается ли помещение кассы на две двери:
      внешнюю, открывающуюся наружу, дощатую, однопольную, имеющую изнутри металлическую цепочку, смотровой глазок, запирающуюся на два внутренних врезных замка;
      внутреннюю, открывающуюся вовнутрь, изготовленную в виде стальной решетки и закрывающуюся на навесной замок в сторону внутреннего расположения кассы, а также металлический засов.
    Оборудована ли касса специальным окошком для проведения операций с работниками хозоргана или клиентами, закрывающимся изнутри на деревянную дверцу, обитую с двух сторон листовым металлом. С внутренней стороны дверца должна запираться на металлическую накладку с надежным навесным замком.
    Укреплена ли касса металлическими решетками на оконных проемах между рамами либо с внутренней стороны помещения, в теплопроводах, дымоходах, вентиляционных каналах, тонкостенных перегородках и других местах кассы, доступных для проникновения в нее с внешней стороны.
    Имеется ли сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.
    Имеется ли исправный огнетушитель.
Кассы должны оборудоваться  охранно-пожарной сигнализацией, которая  выводится на пульт ведомственной  охраны.
Выдача денег в кассовых пунктах должна производиться только через специальное окошко, оборудованное  в соответствии с требованиями, установленными для всех касс.
Оставлять денежные средства в кассовых пунктах в нерабочее  время категорически запрещается. До окончания рабочего дня все  деньги и ценности под надежной охраной  должны быть сданы в главную (центральную) кассу хозоргана.
Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и др. должны храниться  у руководителей субъектов хозяйствования. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка. При обнаружении утраты ключа руководитель субъекта хозяйствования сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих  данному субъекту хозяйствования, запрещается.
При проведении инвентаризации особое внимание уделяется вопросам обеспечения сохранности денежных средств.
Порядок проведения инвентаризации кассовой наличности регламентируется Инструкцией по инвентаризации активов  и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 и Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением № 107 Правления Нацбанка РБ от 29 марта 2011 г.
Учетной политикой ОАО «1-я Минская птицефабрика» определено, что внезапная инвентаризация кассы проводится в организации ежеквартально. Для проведения ревизии кассы приказом руководителя организации назначена комиссия в составе бухгалтера, экономиста и специалиста по информационным технологиям.
Во время ревизии производятся полный полистный пересчет денежной наличности и проверки других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе  принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной  пошлины, вексельные марки, путевки  в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
До начала инвентаризации от кассира ОАО «1-я Минская птицефабрика» берется расписка о том, что все полученные наличные денежные средства оприходованы, а расходованные списаны.
Кроме того, до начала инвентаризации наличных денежных средств в кассе кассир должен составить кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все документы, не предусмотренные Инструкцией о порядке ведения кассовых операций, во внимание не принимаются и в отчет кассира не включаются.
В период выплаты заработной платы в кассе могут быть частично оплаченные платежные ведомости. Если срок оплаты истек, они закрываются  и включаются в отчет кассира. Если срок оплаты не истек, поступают  по одному из следующих вариантов:
    если сумма выплаты значительная, ведомость необходимо закрыть и провести по последнему кассовому отчету;
    если по ведомости только начата выплата, на ней делают отметку о фактически произведенной выплате до начала инвентаризации, которую заверяют своими подписями ревизор, кассир и главный бухгалтер;
    выплаченные по платежным ведомостям суммы засчитывают в остаток наличных денег в кассе. Это делается для того, чтобы не закрывать досрочно ведомости и не возлагать на бухгалтера трудоемкую работу по составлению реестра депонированной заработной платы.
Поскольку ведение кассовой книги в ОАО «1-я Минская  птицефабрика» осуществляется автоматизированным способом, комиссией производится проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов (с этой целью в состав комиссии включен специалист по информационным технологиям).
В ходе проверки особое внимание уделяется контролю за обеспечением сохранности денег при доставке их из банка на предприятие.
Руководитель субъекта хозяйствования, физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, должен предоставить кассиру охрану при транспортировке денежных средств и ценностей из учреждений банков или сдаче в них и, в случае необходимости, - транспортное средство.
При транспортировке денежных средств кассиру, сопровождающим его  лицам и водителю транспортного  средства запрещается:
    разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;
    допускать в салон транспортного средства лиц, не назначенных руководителем предприятия для их доставки;
    следовать пешком, попутным или общественным транспортом;
    посещать магазины, рынки и другие места;
    выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставки денег и ценностей по назначению.
После проверки денег и других ценностей, хранящихся в кассе, составляется акт инвентаризации кассы. Кассир должен дать расписку о том, что все указанные в акте суммы денежных средств, документы и другие ценности приняты им на ответственное хранение. Акт применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денег и других ценностей, находящихся в кассе организации. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.
При смене материально  ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах (материально  ответственному лицу, сдавшему ценности, материально ответственному лицу, принявшему ценности, и бухгалтерии).
При обнаружении ревизией недостач или излишков денежных средств  или ценностей в кассе в  акте указывается сумма недостачи  или излишка и обстоятельства их возникновения.
В исследуемой в данной работе организации ОАО «1-я Минская птицефабрика» инвентаризация наличных денег и иных ценностей, находящихся в кассе, проводится регулярно на основании приказа руководителя не реже одного раза в квартал. В результате проверки актов внезапной ревизии денежной наличности не установлены признаки формального отношения к ее проведению: имеется приказ руководителя о периодичности проведения инвентаризаций, состав комиссии с течением времени изменяется, не осуществляется проведение проверок кассы на отчетные даты и т.п.
С кассиром ОАО «1-я Минская птицефабрика» заключен договор о полной материальной ответственности. В практику организации введено ознакомление сотрудников с основными нормативно-правовыми документами, связанными с их должностными обязанностями. Кассир предприятия ознакомлен с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций под роспись.
Контроль за сохранностью денежной наличности на предприятии  осуществляется следующим образом. Для доставки наличных денег из банка  в кассу организации используется служебный автомобиль. На основании  письменного распоряжения директора предприятия при получении в учреждении банка наличных денежных средств водитель сопровождает кассира из банка к транспортному средству.
Помещение кассы изолировано  от других служебных и подсобных  помещений. Для хранения денег используется сейф. Касса оборудована охранной сигнализацией, после окончания  рабочего дня дверь в кассу  закрывается и сдается на ведомственную  охрану. Прием и выдачу денег кассир производит через специальное окошко. Таким образом, организация кассы и хранения наличных денежных средств и денежных документов в ОАО «1-я Минская птицефабрика» соответствует требованиям нормативно-правовых актов.

1.3 Обзор нормативных документов  и экономической литературы по  теме исследования

Обращение денежных средств  совершается непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Этот процесс непрерывен во времени. Поэтому важно, чтобы за денежными  средствами был установлен постоянный, систематический, ежедневный внутрихозяйственный  контроль.
Штейнман М.Я. считает, что  «… внутрихозяйственный контроль –  один из видов экономического контроля. Осуществляемый в пределах своей  компетенции всеми отделами и  службами, руководителями и специалистами  предприятия, он позволяет вовремя  выявлять отрицательные отклонения и нарушения технологии производства, факты хищений и злоупотреблений, если они имели место».
Однако организация внутрихозяйственного контроля оставляет желать лучшего, контроль на предприятиях организован  формально, не все специалисты относятся  добросовестно к выполнению своих  обязанностей.
Белов Н.Г. классифицирует формы  контроля по времени осуществления  на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных  операций и направлен на предупреждение незаконного и нерационального  использования собственности хозяйства. Осуществляется главными специалистами  и главным бухгалтером.
Текущий контроль проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и направлен  на оперативное устранение недостатков, выявление и распространение  положительного опыта в хозяйстве. Текущий контроль должен осуществляться всеми должностными лицами.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных  операций и направлен на выявление  недостатков или имеющегося положительного опыта. Последующий контроль осуществляют работники бухгалтерии, ревизионные  комиссии и аудиторские фирмы.
Пупко Г.М. разделяет три  основных направления ревизии кассы  и кассовых операций:
    инвентаризация денежной наличности;
    проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу;
    проверка правильности списания денег в расход.
Знание и грамотное  использование нормативной базы является неотъемлемой частью деятельности ревизора. Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы учета и отчетности операций с денежной наличностью и денежными  документами можно условно разбить  на две труппы:
    документы, устанавливающие основные формы учета наличных денежных средств и денежных документов;
    документы, регулирующие правила ведения операций в наличных белорусских рублях и наличной иностранной валюте.
Рассмотрим основные нормативные  акты каждой группы.
1. Документы, устанавливающие  основные формы учета наличных  денежных средств и денежных  документов:
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов" утверждены бланки приходного кассового ордера формы КО-1, расходный кассовый ордер формы КО-2.
Инструкцией «О порядке регистрации  в инспекциях Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь кассового  оборудования, квитанций формы кв-1, квитанций для приема наличных денежных средств при оплате юридической  помощи, оказанной физическому лицу адвокатами, и снятия их с регистрации», утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от  05.09.2011 № 44, определен порядок регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами  в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования. В соответствии с данным документом в инспекции МНС подлежит регистрации кассовое оборудование, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. Кассовое оборудование подлежит регистрации в инспекции МНС до его применения и при условии установки на него в порядке, предусмотренном законодательством, средств контроля.
2. Документы, регулирующие  правила ведения операций в  наличных белорусских рублях  и наличной иностранной валюте:
Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь,  утвержденная Постановлением № 107 Правления Нацбанка РБ от 29 марта 2011 г., определяет порядок ведения организациями, предпринимателями кассовых операций в белорусских рублях порядок осуществления уполномоченными банками контроля за ведением клиентами кассовых операций. Кроме того, данный документ утверждает форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также форму кассовой книги.
Инструкцией «Об организации  наличного денежного обращения  в Республике Беларусь и о признании  утратившими силу некоторых постановлений  Правления Национального банка  Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», утвержденной Постановлением Правления Нацбанка № 112 от 30 марта 2011 г. установлены порядок и условия использования наличных денег из выручки, определен порядок расходования наличных денег на хозяйственные расходы, на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, за счет возвращенных средств, ранее выданных на эти цели.
Инструкцией о порядке  проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка  Республики Беларусь от 17.01.2007 г. № 1 (в  редакции от 30.06.2008 г. № 86) устанавливают  единый порядок использования наличной иностранной валюты юридическими лицами - резидентами, индивидуальными предпринимателями - резидентами на территории Республики Беларусь.
Статьей 11.7 "Нарушение  порядка ведения кассовых операций" Кодекса Республики Беларусь "Об административных правонарушениях", утвержденного 21 апреля 2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009 г. № 29-З) установлено, что нарушение должностным лицом или кассиром юридического лица либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения кассовых операций влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях  от 21.04.2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009 г. № 26-З) является единственным законом  об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь и определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия  административной ответственности, устанавливает  административные взыскания, которые  могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим  лицам, признанным виновными и подлежащими  административной ответственности  в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях установления единого  порядка регистрации проверок (ревизий) в книге учета проверок (ревизий), проводимых государственными органами и иными организациями в пределах их компетенции разработано Постановление  Совета Министров Республики Беларусь «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги проверок (ревизий)» от 09.10.07 г. № 1284 (в редакции от 15.11.2008 г. № 1723).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны оформить книгу учета проверок (ревизий) в  соответствии с утвержденной настоящим  постановлением формой в течение  одного месяца с даты их государственной  регистрации.
Следует отметить, что нормативно-правовая база Республики Беларусь постоянно  обновляется, вносятся изменения и  дополнения в нормативно-законодательные  акты. Приближение национального  бухгалтерского учета к международным  стандартам требует постоянного  совершенствования нормативно-законодательных  актов в части государственного регулирования вопросов учета денежных средств.
 
 
 
 
 
 

2 Ревизия кассовых операций

2.1 Проверка  соблюдения действующего порядка  документального оформления кассовых  операций

Одним из основных направлений  деятельности ревизора при осуществлении  проверки кассовых операций является проверка правильности документального оформления операций по приему и выдаче денежных средств в кассе. Проверка правильности ведения кассовых операций производится сплошным образом. Начиная со дня окончания предыдущей ревизии (аудиторской проверки), все кассовые документы подвергаются сплошной проверке.
Проводя проверку кассовых документов, необходимо убедиться, что  приходные и расходные кассовые ордера заполнены четко, без помарок. Все приходные и расходные  документы погашаются штампом «Получено», «Оплачено» с указанием даты, месяца и года.
Незаполнение отдельных  реквизитов (номер, дата и др.) часто  допускается с целью повторного использования документов для присвоения наличных денег. Никакие подчистки  и исправления в документах не допускаются. Кассовые приходные и  расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию и выписываться в бухгалтерии  предприятия в момент совершения операции. Для их регистрации служит журнал регистрации приходных и  расходных кассовых ордеров. При  обнаружении пропуска в нумерации  ордеров следует тщательно проверить, не вызвано ли это уничтожением документов или другими злоупотреблениями.
В ОАО "1-я Минская птицефабрика" оформление приходных и расходных ордеров осуществляется с применением средств вычислительной техники. Организацией используются приходные ордера, зарегистрированные в электронной базе данных учетных документов.
Кассовые документы ОАО "1-я Минская птицефабрика" проверены на предмет незаполнения отдельных реквизитов (номер, дата и др.). Подобные нарушения могут допускаться с целью повторного использования документов для присвоения наличных денег.
Реквизиты кассовых ордеров  заполнены в полном объеме, приходные  и расходные ордера имеют раздельную нумерацию и выписываются в бухгалтерии  предприятия в момент совершения операции. Для их регистрации используется журнал регистрации приходных и  расходных кассовых ордеров. Заполнение журнала автоматизировано. Поскольку  пропуски в нумерации ордеров  могут свидетельствовать об уничтожением документов или других злоупотреблениях, очередность номеров тщательно  проверена. Все ордера в журнале  расположены в порядке очередности, пропусков нет.
В ОАО "1-я Минская птицефабрика" кассовая книга ведется автоматизированным способом. При этом обеспечена полная сохранность кассовых документов и  защита программных средств, выполняющих  функции обработки кассовых документов от несанкционированного доступа. Листы  кассовой книги формируются в  виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно формируется  машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы составляются к началу следующего рабочего дня, имеют  одинаковое содержание и включают все  реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги за год. Нумерация  листов кассовой книги в этих машинограммах  осуществляется автоматически в  порядке возрастания с начала года. Нарушения при оформлении кассовой книге не выявлены.
Ревизор должен также тщательно проверить правильность отражения данных о наличии и движении наличных денежных средств в бухгалтерском балансе и регистрах бухгалтерского учета предприятия.
Аудит кассовых операций начинается с проверки тождественности остатков по счету 50 «Касса» на начало ревизуемого периода путем сверки записей в кассовой книге, кассовом отчете, анализе счета 50. Для этого составляется  вспомогательная таблица:
Таблица 1 – Проверка соответствия оборотов по счету 50
Дата
Сальдо на начало периода
Сальдо на конец периода
Дебетовый оборот
Кредитовый оборот
по анализу счета
по кассовой книге
по анализу счета
по кассовой книге
на 1 сентября
33 282 050
5 453 539 910
5 453 539 910
5 438 358 300
5 438 358 300
48 463 660




Вывод: Наличие  отклонений нет
Примечание – источник: собственная разработка
Таким образом, в процессе проверки правильности документального  оформления кассовых операций необходимо руководствоваться следующими принципами:
    существование. Проверяющий в процессе проверки должен получить доказательства, что средства, отраженные в документах, на самом деле существуют  в наличии. Необходимо выяснить, существуют ли фактически все средства, показанные в балансе; существуют ли ошибочные (преднамеренные и непреднамеренные) записи по поступлениям и платежам;
    полнота. Проверяющий должен быть уверен, что в бухгалтерские документы, которые поступают на проверку, включена вся необходимая информация, в ведении бухгалтерского учета не допускается ни одного пропуска (умышленные или неумышленные), в бухгалтерскую отчетность включены данные обо всех операциях, которые имели место в течение проверяемого периода;
    точность арифметических данных. Каждая цифра должна быть точно отражена и точно перенесена из одного регистра в другой. Проверяется, точно ли учтены все средства в кассе; правильно ли рассчитаны все суммы по реализации; проводилась ли проверка арифметической точности сумм в кассовой книге;
    оценка. Все ценности должны быть правильно оценены, а все операции должны быть отражены в документах по соответствующей стоимости.

2.2 Проверка  полноты оприходования денег  в кассу

Существуют различные  подходы к проверке кассовых операций. Это объясняется разным объемом  информации в каждом конкретном случае. Методически формы проверки кассовых операций сводятся к двум вариантам: сначала проверяются все приходные, затем все расходные документы; одновременно проверяются и приходные  и расходные кассовые документы.
Проверка кассовых операций начинается с проверки тождественности  остатков по счету 50 «Касса» на начало периода путем сверки записей  в кассовой книге, кассовом отчете, соответствующей машинограмме, балансе  предприятия. Для этого составляется вспомогательная таблица (таблица 1).
Юридические и физические лица, занимающиеся реализацией продукции (работ, услуг) за наличный расчет через стационарные торговые пункты, обязаны осуществлять прием денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, зарегистрированных в государственной налоговой инспекции.
В остальных случаях при  реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет прием денежных средств  осуществляется по приходным кассовым ордерам формы КО-1. Использование  приходных кассовых ордеров, не соответствующих  требованиям законодательства Республики Беларусь, запрещается.
В процессе проверки в первую очередь кассовые документы проверены в отношении правильности их заполнения. Все приходные кассовые ордера должны быть подписаны кассиром. О приеме выдается корешок приходного ордера за подписями главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем, и кассира, заверенный печатью кассира или оттиском кассового аппарата.
С целью проверки полноты  и своевременности оприходования  в кассу денег, полученных со счетов организации в банке, проведена  встречная и взаимная сверка данных банковских выписок со счетов организации, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. Расхождения не выявлены.
Чековые книжки, корешки  использованных чеков, а также неиспользованные чеки хранятся у главного бухгалтера предприятия в сейфе. Испорченные  чеки с надписью "Аннулировано" хранятся подклеенными к корешкам чеков.
Информация по проверке оприходования  в кассу полученных в банке  денег систематизируется в таблице (Приложение А).
В дальнейшем проверена полнота оприходования денег, полученных за реализованную продукцию, работы, услуги, товарно-материальные ценности и др. Для этого использованы отчеты об их движении, а также записи по счетам их учета и реализации. Дебетовые записи по счетам реализации сверены с кредитовыми записями по счетам учета ценностей, а их кредитовые записи с дебетовыми записями по счету кассы. При наличии задолженности работников или других лиц за купленные ценности необходимо проверить реальность возникновения задолженности. Данные проверки систематизированы в таблице (Приложение Б).
При этом следует отметить, что ценности, реализуемые предприятием за наличный расчет должны отпускаться  только при наличии на товарной накладной (ТН-2) штампа «Оплачено», т.е. после внесения денег в кассу с выдачей  на руки квитанции приходного кассового  ордера. Запрещается материально  ответственным лицам получать наличные деньги за отпускаемые населению  ценности со склада предприятия.
Проведена также проверка правильности взимания и полноты оприходования квартирной платы, оплаты коммунальных услуг, за содержание детей в дошкольных детских учреждениях и других поступлений. Расхождений выявлено не было.
При выявлении случаев  неоприходования денег, исправлений, подчисток, расхождений в номерах  или разрыва между датой получения  по выписке банка и оприходования  их в кассу следует установить их причины. Для этого берутся  письменные свидетельства кассира  и главного бухгалтера предприятия, проводится встречная проверка в  банке.
Контролируя кассовые операции, нужно установить соответствие корреспонденции  счетов действующим положениям и  правилам ведения бухгалтерского учета. Такой контроль осуществляется по всем кассовым операциям на основании  данных отчетов кассира и приложенных  к ним оправдательных документов, а также записей в учетных  регистрах. Он позволяет выявить  хозяйственные операции с неправильной корреспонденцией, повлекшие искажение  учетной и отчетной информации или списание похищенных сумм. В ОАО "1-я Минская птицефабрика" для проведения указанной проверки использованы анализ счета 50, карточка счета 50.
При проверке записей по счету 50 "Касса" в ОАО "1-я Минская птицефабрика" установлено, что бухгалтерские записи, не соответствующие Типовому плану счетов отсутствуют.
Типовые корреспонденции  по оприходованию наличных денежных средств в кассу: 
Таблица 2 – Корреспонденции по учету денежных средств, полученных в кассу ОАО «1-я Минская птицефабрика»
Дата
Содержание операции
Документ
01.09.2011
50.1
51
1 050 000
получено с расчетного счета в кассу на выплату отпускных
банковская выписка 14264
01.09.2011
50.1
90.1.10
188 640
получено в кассу за предоставленные услуги автомашины
кассовый отчет 35811
01.09.2011
50.1
69.1
134 400
получено за сан. путевку
кассовый отчет 35811
01.09.2011
50.1
76.14.1
14 990
получена в кассу квартплата
кассовый отчет 35811
01.09.2011
50.1
76.5
253 000
получена выручка от реализации продукции населению
кассовый отчет 35811
01.09.2011
50.1
50.1
6 400 000
сдана выручка в магазин
кассовый отчет 35811
09.09.2011
50.1
70.1
93 000
погашена задолженность  по заработной плате
кассовый отчет 35844

Примечание – источник: собственная разработка
Осуществляя контроль кассовых операций, нужно проверить правильность подсчета оборотов по приходу в кассовых отчетах, а также правильность определения  остатков на конец отчетного периода.
Таким образом, в ходе проверки правильности документального оформления и полноты оприходования денежных средств в кассе в ОАО "1-я  Минская птицефабрика» нарушения не выявлены.

2.3 Проверка достоверности кассовых  операций по списанию денег  в расход

После проверки полноты оприходования  денежных средств в кассу организации  производится проверка достоверности  кассовых операций по списанию денег  в расход.
Выдача наличных денег  из кассы субъектов хозяйствования, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, производится по расходным кассовым ордерам. В отличие от приходных  кассовых ордеров, документы на выдачу денег должны быть подписаны не только главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем, но и руководителем субъекта хозяйствования.
В случаях, если на прилагаемых  к расходным кассовым ордерам  документах, заявлениях, счетах и других имеется разрешительная запись руководителя субъекта хозяйствования, его подпись  на расходных кассовых ордерах не обязательна.
В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный  ордер, дата и номер которого проставляются  на каждой платежной ведомости.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему  его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего  личность получателя, проверяет правильность заполнения бухгалтером в ордере реквизитов: наименование и номер  документа, кем и когда он выдан  и т.д. Если заменяющий расходный  кассовый ордер документ составлен  на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные  документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей  графе платежных документов.
Выдача денег может  производиться по удостоверению, выданному  субъектом хозяйствования, при наличии  на нем фотографии, личной подписи  владельца удостоверения, подписи  должностного лица субъекта хозяйствования, выдавшего удостоверение.
Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе  субъекта хозяйствования, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной  ведомости на основании заключенных договоров.
Выдача денег лицам, привлекаемым на сельскохозяйственные и погрузочно-разгрузочные работы, а также для ликвидации последствий стихийных бедствий может производиться по ведомости. Ведомости составляются по каждому  субъекту хозяйствования, работники  которых были направлены на указанные  работы, и заверяются подписями главного бухгалтера, руководителя, а также  подписью уполномоченного лица субъекта хозяйствования, направившего лиц на работу.
Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном  кассовом ордере. Если выдача денежных средств производится по доверенности, оформленной в установленном  порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег  бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. В случае выдачи денег по ведомости, перед распиской  в получении денег кассир делает надпись «По доверенности». Доверенность остается в документах дня как  приложение к расходному ордеру или  ведомости.
Таким образом, осуществляя  проверку кассовых документов, в первую очередь необходимо убедиться, что  документы по списанию денежных средств  в расход заполнены четко, без  помарок.
В ходе проверки в ОАО  «1-я Минская птицефабрика» установлено, что расходные документы заполняются  в соответствии с требованиями законодательства. В ОАО «1-я Минская птицефабрика» оформление приходных и расходных ордеров осуществляется с применением средств вычислительной техники. Расходные кассовые документы ОАО «1-я Минская птицефабрика» проверены на предмет незаполнения отдельных реквизитов (номер, дата и др.). Подобные нарушения могут допускаться с целью повторного использования документов для присвоения наличных денег. Реквизиты кассовых ордеров заполнены в полном объеме, расходные ордера имеют раздельную нумерацию и выписываются в бухгалтерии предприятия в момент совершения операции. Для их регистрации используется журнал регистрации расходных кассовых ордеров.
Использование наличных денег  по целевому назначению проверяется  сопоставлением данных о полученных в банке деньгах с данными  об их расходовании (балансовым методом).
Для проверки сверены данные в отчете кассира и приложенных  к нему документах, журнале регистрации  приходных и расходных кассовых документов, а также в учетных регистрах по дебету и кредиту счета 50 "Касса".
Одновременно с проверкой  полноты оприходования полученных из банка денег устанавлена правильность отражения по кассе наличных денег, внесенных в банк и зачисленных на счета предприятия. С этой целью составлена отдельную ведомость с указанием даты, номера и суммы расходного кассового ордера, суммы и даты зачисления денег на счет предприятия согласно выписке банка, в которой отражено поступление денег. Указанные сведения сгруппированы в ведомости (Приложение В).
Оплата труда, выплата  пособий по социальному страхованию  производится кассиром по платежным  ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
При контроле правильности выплаты денег по платежным ведомостям в ОАО «1-я Минская птицефабрика» установлено, что все внесенные в расчетно-платежные ведомости лица фактически работают в организации и среди них нет подставных, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. Платежные ведомости сверены с показателями учета личного состава и табелей, с приказами о зачислении на работу и увольнении, с данными первичных документов о начислении заработной платы.
Проверены итоги в платежных  ведомостях, так как нередко допускаются  факты умышленного завышения  итогов в графе "К выдаче на руки" на предполагаемую сумму присвоения. Итоги подсчитаны верно, дописанные суммы, подчистки, неоговоренные исправления  отсутствуют.
Во всех ведомостях проверена  подлинность подписей получателей  денег. Для этого подписи в  одних ведомостях сопоставлены с  подписями в других. Поправки и  подчистки отсутствуют.
Особое внимание при проверке кассовых операций по списанию денег  в расход необходимо уделить проверке обоснованности кассовых операций по расходу наличных денег, списываемых на издержки производства и другие счета без последующего представления отчетов и оправдательных документов об использовании денег.
Кроме того, в ходе проверки кассовых операций проверена правильность подсчета оборотов по расходу в кассовых отчетах, определения остатков на конец периода.
Контролируя кассовые операции, нужно установить соответствие корреспонденции  счетов действующим положениям и  правилам ведения бухгалтерского учета. Такой контроль осуществляется по всем кассовым операциям на основании  данных отчетов кассира и приложенных  к ним оправдательных документов, а также записей в учетных  регистрах. Он позволяет выявить  хозяйственные операции с неправильной корреспонденцией, повлекшие искажение  учетной и отчетной информации или  списание похищенных сумм. В ОАО  «1-я Минская птицефабрика» для  проведения указанной проверки в  использованы анализ счета 50, карточка счета 50. 
Таблица 3 – Корреспонденции по учету денежных средств, выданных из кассы ОАО «1-я Минская птицефабрика»
Дата
Содержание операции
Документ
01.09.2011
51
50.1
2 500 000
сдача торговой выручки на счет в банке
банковская выписка 14265
01.09.2011
50.1
50.1
6 400 000
сдача выручки из магазина в центральную кассу
кассовый отчет 35811
01.09.2011
26
50.1
937 500
выплата молодым специалистам
кассовый отчет 35811
01.09.2011
70.1
50.1
5 000 000
выданы отпускные
кассовый отчет 35811
05.09.2011
71.1
50.1
2 376 100
выдано из кассы на командировочные  расходы
кассовый отчет 35826
07.09.2011
84.2
50.1
3 283 310
возмещение ущерба по трудовому  увечью
кассовый отчет 35835
19.09.2011
75.4
50.1
10 430
выданы дивиденды физическим лицам
кассовый отчет 36019
21.09.2011
76.10.0
50.1
74 620
выдана депонированная заработная плата
кассовый отчет 36075

Примечание – источник: собственная разработка
Таким образом при проверке записей по счету 50 "Касса" в ОАО «1-я Минская птицефабрика» установлено, что бухгалтерские записи, не соответствующие Типовому плану счетов отсутствуют.
 

3 Совершенствование ревизии кассовых операций

3.1 Ревизия денежных документов

Денежные документы - документы, имеющие стоимостную оценку, приобретенные  организацией и хранящиеся в его  кассе.
 На субсчете 50-3 (в ОАО «1-я Минская птицефабрика» субсчета 50-3 и 50-4) "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы.
 К денежным документам  НЕ относятся: 
    документы на нематериальные активы (их учитывают на счете 04)
    ценные бумаги (учитываются на счете 58)
    бланки строгой отчетности (учитываются на счете 006)
    выкупленные у акционеров акции (счет 81)
На субсчете 50.4 ведется  учет путевок в дома отдыха и на санаторно-курортное лечение, выдаваемых  работникам, проработавшим в открытом акционерном обществе не мене 3-х  лет.
Кроме путевок в дома отдыха, денежными документами являются также талоны на спецпитание, выдаваемые работникам ежемесячно. Оформляется  выдача талонов расходным кассовым ордером.
 Денежные документы  учитываются в сумме фактических  затрат на их приобретение. Приобретение  денежных документов может осуществляться  за наличный и безналичный  расчет.
 Оприходованные в кассе  денежные документы (путем оформления  приходного кассового ордера) выдаются  подотчетным лицам для использования  или реализуются сотрудникам  организации по льготным ценам  (выбытие оформляется расходным  кассовым ордером).
В кассовой книге движение денежных документов отражается обособленно. Ежемесячно кассир сдает отчет о  движении денежных документов.
Проверка правильности ведения  кассовых операций по учету денежных документов производится сплошным образом. Начиная со дня окончания предыдущей ревизии все кассовые документы  подвергаются сплошной проверке. При  этом используются следующие регистры бухгалтерского учета: карточки счетов 50-3 и 50-4, анализы счетов 50-3 и 50-4, а  также оборотно-сальдовые ведомости  по указанным субсчетам.
В первую очередь проверяется  правильность оформления первичных  документов, по которым производились  операции, связанные с получением и выдачей денежных документов. Все  кассовые документы должны быть заполнены  бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны автоматизированным способом без помарок или исправлений даже оговоренных.
Кассовые документы по учету денежных документов ОАО «1-я  минская птицефабрика» проверены  на предмет незаполнения отдельных  реквизитов (номер, дата и др.). Подобные нарушения могут допускаться  с целью повторного использования  документов для присвоения наличных денег.
Реквизиты кассовых ордеров  заполнены в полном объеме, приходные  и расходные ордера имеют раздельную нумерацию и выписываются в бухгалтерии  предприятия в момент совершения операции.
На следующем этапе  производится полный полистный пересчет денежных документов, находящихся в  кассе. При подсчете фактического наличия  денежных знаков и других ценностей  в кассе принимаются к учету  наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной  пошлины, вексельные марки, путевки  в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
По итогам работы комиссия составляет акт инвентаризации наличных денег и других ценностей.
При обнаружении ревизией недостач или излишков денежных средств  или ценностей в кассе в  акте указывается сумма недостачи  или излишка и обстоятельства их возникновения. При проверке правильности учета операций с денежными документами  в ОАО «1-я Минская птицефабрика»  нарушений не выявлено. Количество денежных документов, находящихся в  кассе, соответствует количеству, указанному в документах.
В процессе контроля за учетом денежных документов следует убедиться  в равенстве остатков данных аналитического учета остатку по  счетам 50-3 и 50-4 "Денежные документы". По данным аналитического учета необходимо установить своевременность и правильность оприходования денежных документов в количественном и суммовом выражении  на счета 50-3 и 50-4 "Денежные документы". В ОАО «1-я Минская птицефабрика»  расхождения  в сумме остатков по карточкам счетов 50-3 и 50-4 и  по анализам этих счетов не выявлены.
В завершение проверки операций по учету денежных документов необходимо убедиться, что все составленные корреспонденции счетов соответствуют  требованиям законодательства. Это  позволяет выявить хозяйственные  операции с неправильной корреспонденцией счетов, которые влекут за собой  искажение учетной и отчетной информации или списание похищенных сумм. В ОАО «1-я Минская птицефабрика»  для проведения указанной проверки использованы анализы счетов 50-3 и 50-4, карточки счетов 50-3 и 50-4. При проверке записей по счетам 50-3 и 50-4 "Денежные документы" в ОАО "1-я Минская птицефабрика" установлено, что бухгалтерские записи, не соответствующие Типовому плану счетов, отсутствуют.

3.2 Совершенствование ревизии кассовых операций

Внедрение компьютерной обработки  данных субъектами предпринимательской  деятельности на базе современных ПЭВМ вносит существенные изменения в  организацию и методику проведения ревизии кассовых операций. Бухгалтерский  учет в условиях применения ПЭВМ является не только информационной, но и контрольной  подсистемой. Ее функция - обеспечить все  уровни управления необходимой информацией  для непрерывного контроля за различными сторонами финансово-хозяйственной  деятельности управляемого объекта. Создание информационного банка плановых, нормативных и фактических данных позволяет использовать в любой  период времени большие объемы экономической  информации для контроля за выполнением  плановых (прогнозных) заданий, выявления  и устранения нарушений и недостатков  в расходовании ресурсов.
Применение компьютерной обработки данных расширяет круг задач ревизии кассовых операций. Прежде всего, в тщательном изучении нуждаются используемая на предприятии  программа автоматизации бухгалтерского учета и ее применение в части  учета кассовых операций, достоверность  носителей входящей информации и  выходных документов на машиночитаемых носителях. Неотъемлемым элементом  проверки кассовых операций становится изучение качества самой программы  и предусмотренной ею системы  контроля, регистров аналитического и синтетического учета, выявление  и исправление ошибок, возникающих  при выверке исходной информации. В процессе проверки необходимо установить, насколько эффективна применяемая  система текущего контроля на следующих  сталях технологического процесса обработки  учетно-аналитической информации по затратам производства:
    приемка и регистрация первичной документации по учету кассовых операций;
    арифметическая обработка документов (таксировка);
    создание учетных регистров по кассовым операциям.
При проведении проверки кассовых операций в системе компьютерной обработки данных сохраняются основные элементы его методологии. Использование  ПЭВМ существенно влияет на процесс  изучения ревизором системы учета  кассовых операций субъекта предпринимательской  деятельности и сопутствующих ему  средств внутреннего контроля.
Субъект предпринимательской  деятельности обязан предоставить контролирующей организации необходимый доступ к системе компьютерной обработки  данных. Если это условие проверяемой  организацией не выполняется, ревизор  имеет право потребовать представления  необходимых ей документов на бумажных носителях информации, чтобы не было ограничения объема проверки.
При проведении ревизии кассовых операций в условиях применения ПЭВМ проверяющий должен иметь представление  о техническом, программном и математическом обеспечении компьютеров, а также системах обработки учетно-аналитической информации.
В процессе проверки кассовых операций в качестве одного из основных источников информации используются машинограммы по счетам учета денежных средств и документов, созданные в результате обработки учетно-аналитической информации и использования ПЭВМ. Необходимыми условиями, придающими машинограмме юридическую силу, являются:
    соблюдение требований стандартов, предусмотренных программами автоматизации учета;
    наличие таких реквизитов, как дата создания машинограммы, наименование и местонахождение создавшей ее организации, подписи ответственных лиц.
Если в машинограмме обнаружены сделанные от руки исправления, то она  должна содержать дату и подпись  внесшего их должностного лица, а также  необходимые пояснения. Обоснованность этих исправлений (замена одних показателей  другими, внесение дополнительных данных и т.п.) нужно выяснить в ходе проверки. В условиях использования ЭВМ  для обработки учетно-экономической  информации перенос данных с первичных  документов на магнитные носители сопровождается их кодированием на основе предварительно разработанных программ и алгоритмов.
В условиях применения в  учете ПЭВМ значительно снижается  трудоемкость проверок, так как отпадает необходимость производить арифметические проверки множества накопительных  документов, учетных регистров и отчетных таблиц, составленных при помощи компьютеров в виде машинограмм. Достоверность арифметических подсчетов в них обычно сомнений не вызывает. Тщательного изучения требуют только сделанные в машинограммах исправления: замены одних показателей другими, внесение дополнительных данных и т.п. При проверке машинограмм важно выяснить правильность их оформления: наличие заголовка, подпись работника, составившего данный документ.
Ревизору необходимо убедиться  в том, что информационная база внутри компьютера обеспечивает сохранность  информации, ее архивирование, простоту доступа, кодирование и декодирование  информации, ограничение несанкционированного доступа к ней. Актуальность данных обеспечивается регламентированием источников и потребителей информации, периодичностью и условиями ее обновления и использования.
При проверке кассовых операций в условиях применения ПЭВМ следует  обращать внимание на следующие вопросы:
    необходимость сверки регистров кассовых операций, получаемых с помощью ПЭВМ, с данными первичного учета;
    наличие несанкционированных изменений программного обеспечения.
Изменения, вносимые в программное  обеспечение проверяемой организацией в связи с изменением законодательства, должны быть документированы, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения.
Источниками получения доказательств  при проведении проверки кассовых операций являются данные, подготовленные в  системе компьютерной обработки  данных субъекта предпринимательской  деятельности в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета  проверяемой организации по кассовым операциям. Ревизор имеет возможность  применять их, их копии, в том числе  фотокопии, в качестве рабочей документации, сопровождая обработку этих документов ссылками, пометками, специальными символами. В случае работы проверяющего непосредственно  в системе компьютерной обработки  данных субъекта предпринимательской  деятельности (без вывода на печать) рабочие документы, подтверждающие факт сбора доказательств, составляются ревизором самостоятельно.
Для повышения эффективности  проверки ревизору целесообразно изучить  основные программы бухгалтерского учета, наиболее широко применяемые  предприятиями Республики Беларусь. Знание программы позволит проверяющему самостоятельно формировать необходимые  учетные регистры по учету кассовых операций, наиболее полно отражающие информацию, проверяемую в данный момент. При этом сократиться время, затрачиваемое на ожидание документов, их распечатку.
В условиях использования  ПЭВМ при проверке кассовых операций применение такого способа получения  доказательств, как проверка арифметических расчетов клиента, становится бессмысленным. Расширяется сфера применения способа  прослеживания. Прослеживание - это  процедура, в ходе которой ревизор  проверяет некоторые первичные  документы по учету кассовых операций и их отражение в регистрах  синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию  счетов и убеждается в том, что  соответствующие операции отражены в учете правильно (или неправильно).
Для использования возможностей программы ревизору необходимо получить разрешение руководства организации  на ее использование в целях проверки.
Помимо использования  бухгалтерских программ, ПЭВМ может  применяться ревизором для получения  нормативно-правовой, справочной и  другой информации, необходимой для  качественной проверки правильности кассовых операций в проверяемой организации. Проверяющими сегодня широко используются возможности информационно-аналитических  систем "Консультатн-плюс", "Эксперт", "Главбух-инфо" и других.
Кроме внедрения различных  компьютерных технологий большое значение имеет такж
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.