На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвентаризация и оценка активов в системе бухгалтерского учета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 
 
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в АПК и транспорте
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине: Бухгалтерский учет и отчетность в   агропромышленном комплексе
на тему: Инвентаризация и оценка активов в системе      бухгалтерского учета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студентка
УЭФ, 3 курс, ДЭА-1                                (подпись)                 О.В.Поддубник
                                                               (дата)
 
Руководитель
ассистент,                                    (подпись)    (оценка)         Алисиевич Т.В.
                                                                         (дата)                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИНСК 2011

РЕФЕРАТ
 
Курсовая работа: 50 с., 3 табл., 28 источников, 3 прил.
 
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ПРИКАЗ, ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ КОМИССИЯ, ОЦЕНКА АКТИВОВ, ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ.
 
Объект исследования – инвентаризация и оценка активов.
Предмет исследования –  порядок проведения инвентаризации  и методы оценки активов и обязательств.
Цель работы: изучить порядок проведения инвентаризации и оценки активов на предприятиях АПК.
Методы исследования: аналитический, сравнительного анализа, группировок, экономико-математические,
Исследования и разработки: изучена подготовка к инвентаризации, документальное отражение её результатов, методы оценки активов и обязательств и их отражение в бухгалтерском учете, а также на примере конкретной организации СПК «Щемыслица».
Экономическая значимость: Результаты инвентаризации используются при составлении отчетности, а также при анализе структуры и размеров активов и пассивов организации, а своевременная и достоверная оценка основных средств, нематериальных активов и производственных запасов обеспечивают своевременное и справедливое отражение хозяйственной деятельности предприятия в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(подпись студента)

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета
1.1 Экономическая сущность инвентаризации и её виды
1.2 Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций АПК
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации
2 Методические основы и механизм оценки имущества
2.1 Оценка основных средств и нематериальных активов
2.2 Оценка производственных запасов
2.3 Особенности отражения стоимости отдельны активов в бухгалтерском учете
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации
3.1 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций
3.2 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов
3.3 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Приказ о проведении инвентаризации
Приложение Б Распоряжение о создании инвентаризационной комиссии
Пприложение В Инвентаризационная опись оборотных активов

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сверяется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Также не менее важным является своевременная и достоверная оценка активов и обязательств организации. Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, оценка - реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия.
Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, а также закрепление, углубление и расширение теоретических знаний соответствующей тематики, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.
При написании работы мною использовались различные законодательные, нормативные и литературные источники. Основными из них являются Закон Республики Беларусь «О Бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкция по инвентаризации активов и обязательств №180. Также было рассмотрено несколько книг по бухгалтерскому учету и отчетности, авторами которых являются Папковская, Стешиц, Белый, Гусева. Помимо учебной литературы в данной курсовой работе были использованы статьи из таких экономических журналов, как «Главный Бухгалтер», «Бухгалтерский учет», «Финансы».
Главной задачей первой главы курсовой работы является определить значение инвентаризации и определить экономическую сущность оценки активов и обязательств предприятий.
Задачей второй главы является рассмотрение механизма оценки различных видов активов, таких как основные средства, нематериальные активы, производственные запасы,  а также способы отражения их стоимости в бухгалтерском балансе.
В третьей главе рассматриваются порядок и сроки проведения инвентаризации отдельных видов хозяйственных средств: основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей. Помимо этого, в данной главе отражены необходимые документы, в которые заносятся результаты инвентаризации.


1 Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета

1.1 Экономическая сущность инвентаризации и её виды

Важным этапом подготовки к успешному составлению годовой бухгалтерской отчетности за год является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.
Инвентаризация - это периодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов [6, с.16].
Инвентаризация - это документы, оформленные в соответствии с
предъявленными к ним требованиями, обеспечивают систематический контроль за состоянием и изменением хозяйственных средств (активов) и источников их формирования [12, с. 27].
Инвентаризация - установление на определенную дату фактических средств в натуральном и денежном выражении и источников их образования путем непосредственного пересчета (снятия остатков) инвентаризуемого объекта в натуре и сличения фактических остатков с данными бухгалтерского учета [7, с. 4].
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств (активов) и их источников (пассивов), выявленные отклонения от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета [21, с. 68].
С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Практика показывает, что отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.
Основными нормативными правовыми актами, регламентиру­ющими порядок и условия инвентаризации, являются Закон Республики «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкция по инвентаризации активов и обязательств № 180.
Порядок проведения инвентаризации, определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным согласно ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и отчетности:
1)     при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного унитарного предприятия;
2)     перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
3)     при смене материально ответственных лиц;
4)     при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
5)     в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6)     при реорганизации или ликвидации организации;
7)     в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Инвентаризация имущества и обязательств коммерческих организаций является также элементом учетной политики. Согласно ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и отчетности при формировании учетной политики утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил. Это приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки).
Сельскохозяйственные организации обязаны проводить инвентаризации семян, кормов, готовой продукции - не менее двух раз в год (на 1 июля и 1 декабря отчетного года); топлива и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц; ветеринарных медикаментов, сырья и прочих материальных ценностей - один раз в год, но не ранее 1 октября отчетного года; драгоценных металлов и драгоценных камней и полученных в результате ликвидации изношенных узлов и агрегатов, техники, приборов, деталей, содержащих драгоценные металлы, - не менее 2 раз в год (на 1 июля и 1 декабря отчетного года). Кроме установленных сроков руководителям организаций предоставлено право самим определять время проведения инвентаризации, указав его в соответствующем приказе на ее проведение [5].
Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации, которые организация должна использовать при составлении приказа об учетной политике и определении порядка проведения инвентаризации, с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить в ходе инвентаризации. Для более наглядного и понятного представления о видах инвентаризации и соответствующих каждой из них задачах, ниже приведена таблица.

Таблица 1 - Виды инвентаризаций
Критерий проведения инвентаризации
Вид
инвентаризации
Отличительные особенности инвентаризации
По обязательности проведения
Обязательная
Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь
Инициативная
Проводится по решению руководителя
По периодичности
Плановая
Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки
Внеплановая
Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством
По степени охвата
Полная
Инвентаризации подвергаются все объекты активов и обязательств
Частичная
Проверке подлежит один или несколько видов активов и обязательств
По методу проведения
Натуральная
Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п.
Документальная
Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов
Примечание - Источник: собственная разработка.
В зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные.
Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.
Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств
предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе. Она должна проводится систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяет своевременно скрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения. [10].
При этом различают два вида проверок: натуральную и документальную.
Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера.
Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности.
При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.
В составе документальной проверки проводится бухгалтерская или книжная проверка, заключающаяся в сопоставлении записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов).
По решению руководителя может проводиться и выборочная инвентаризация, в ходе которой проверяется какая-либо часть имущества. Это могут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному материально ответственному лицу или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе).
Выборочной инвентаризации прежде всего подвергаются дефицитные и дорогостоящие товары и ценности. Указанные проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, учет и отчетность.
В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводится по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов. Плановые инвентаризации проводятся: продовольственных товаров на складах и базах 2 раза в год, расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей раз в квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год [4].
Необходимая - проводится при смене материально ответственных лиц, послестихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.
Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в
качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.
Контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.
По частоте или периодичности проведения различают ежемесячные
(квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.
Не реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в кассе.
Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов [18].
Следует также выделить и рассмотреть текущие и перманентные инвентаризации.
Текущие (постоянные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.
Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей [10].
Таким образом, основными целями инвентаризации являются:
1)     выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности; а также неучтенных объектов;
2)     определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
3)     сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
4)     проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния.
5)     проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
 
 

1.2 Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций АПК

Оценка как элемент метода бухгалтерского учета вызвана необходимостью отражения в бухгалтерском учете и в отчетности строго установленного законодательством порядка денежного выражения различного вида имущества: основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, денежные средства.
Для получения обобщенных показателей об объектах бухгалтерского учета используется оценка, сущность которой заключается в переводе натуральных и трудовых измерителей в денежный. С помощью оценки отражаются затраты по приобретению основных средств, материалов и других ценностей, изготовлению готовой продукции и т.д. Оценка дает возможность получить результатные показатели всех хозяйственных процессов. Основными принципами ее формирования является реальность, т.е. отражение всех затрат по приобретению имущества или производству продукции, которое подтверждается документально, и единство, т.е. организации различных форм собственности производят оценку объектов бухгалтерского учета единообразно с соблюдением установленных правил. Таким образом, оценка – это способ денежного измерения имущества (хозяйственных средств активов) и источников их формирования [18].
Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности"» (ст. 11 «Оценка имущества и обязательств») предусмотрено, что оценка имущества, приобретенного за плату, определяется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату его принятия к учету; имущества, изготовленного в самой организации - по стоимости его изготовления.
В состав фактически произведенных расходов на покупку имущества включаются стоимость самого объекта имущества, таможенные пошлины, иные платежи, а также затраты на заготовку и доставку имущества, в том числе осуществляемые другими организациями [9, c.125].
Формирование рыночной стоимости производится на основе цены на данный или аналогичный вид имущества, действующей на дату принятия к учету имущества, полученного безвозмездно. Данные о действующей на дату принятия к учету цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
В стоимость изготовления имущества включаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и иные затраты на его изготовление.
Обязательства оцениваются в денежном выражении на основании цены, указанной в договоре. [6, c.249]
Оценка имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным Банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции [8, c.226].
Применение иных методов оценки имущества и обязательств допускается в случаях, предусмотренных законодательством РБ.
Исследователями установлено, что при оценке стоимости имущественных комплексов предприятий АПК применяются такие основные методы, как затратный, доходный и сравнительный.
Затратный подход к оценке, основывается на принципе замещения, согласно которому стоимость предприятия определяется затратами на приобретение аналогичного имущественного комплекса, очищенного от всех обязательств, т.е. стоимость компании не может превышать стоимости всех ее активов за вычетом стоимости обязательств. 
Если при сравнительном подходе формирование стоимости рассматривается в первую очередь как следствие фактора полезности (ценности) объекта для пользователя, то затратный подход к оценке преимущество отдает фактору затрат, понесенных изготовителем и продавцом данного объекта. Сравнительный подход к оценке базируется на принципе замещения, согласно которому стоимость оцениваемой компании не может быть больше суммы, за которую можно приобрести аналогичный объект.
Доходный подход к оценке, основывается на принципе ожидания, т.е. типичный инвестор приобретает собственность в ожидании получения будущих доходов или выгод [25].
Доходный подход используется только для оценки доходной недвижимости, то есть такой недвижимости, единственной целью которой является получение дохода, и в его основе лежат следующие принципы оценки недвижимости:
1.      Принцип ожидания (стоимость объекта, приносящего доход, определяется текущей стоимостью будущих доходов, которые этот объект принесет);
2.      Принцип замещения (стоимость объекта недвижимости имеет тенденцию устанавливаться на уровне величины эффективного капиталовложения, необходимого для приобретения сопоставимого, замещающего объекта, приносящего желаемую.
Сущность доходного подхода состоит в оценке текущей (сегодняшней) стоимости будущих выгод, которые как ожидаются, принесут эксплуатация и возможная продажа в дальнейшем недвижимого имущества, т.е. путем капитализации дохода.
Однако, ни один из существующих подходов не может быть использован в качестве базового, поскольку они могут давать противоречивые, порой несопоставимые результаты оценок.
Наиболее упрощенным вариантом оценки активов и обязательств предприятий АПК является оценка по показателю скорректированной стоимости чистых активов.
Корректировку чистых активов целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода с учетом следующих предложений:
1)     Списание объектов, которые не будут функционировать в едином комплексе, производить по остаточной стоимости;
2)     Исключение объектов социальной инфраструктуры путем передачи их в коммунальную собственность, а в последующем – арендодателю в безвозмездное пользование;
3)     Установление оценочной стоимости зданий и сооружений в размере до 10% восстановительной стоимости, если их амортизация превышает 50% (на основании обследования фактического физического и морального износа). Если же амортизация составляет 90%, то оценочная стоимость основных средств должна устанавливаться с учётом остаточной стоимости. Стоимость полностью амортизированных основных средств, принимающих участие в технологическом процессе, при отчуждении следует определять (по решению комиссии) в размере до 10% от первоначальной стоимости [26].
 
 

1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников

Основным нормативным документом, которым руководствуются при проведении инвентаризации, является Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180. Данная Инструкция устанавливает единый порядок проведения  инвентаризации активов  и  обязательств  организаций, ведущих  в  соответствии   с законодательством   бухгалтерский   учет,   оформления   результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
В данной инструкции излагается подробная организация проведения инвентаризации, в том числе: назначение инвентаризационной комиссии, их обязанностей, определен порядок инвентаризации внеоборотных активов,  оборотных средств,  денежных средств, а также обязательств.
В Инструкции № 180 указан порядок документального оформления результатов инвентаризации в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, в том числе при несовпадении фактически выявленных данных с данными учета.
Основным документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации ТМЦ и оформления ее результатов, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РБ 05.12.1995 № 54.
В данном документе отражен порядок проведения инвентаризации, который состоит из нескольких этапов, а также перечень документов, необходимых на каждом из этих этапов.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14.08.2007 N 363 указаны сроки и необходимость проведения инвентаризации по отдельным видам активов и обязательствам в сельскохозяйственных организациях.
Основным законодательным документом, регулирующим проведение инвентаризации и оценки активов и обязательств, является Закон РБ от 18 октября 1994 г. N 3321-XII «О Бухгалтерском учете и отчетности» в ред. Законов Республики Беларусь от 25.06.2001 N 42-З, от 17.05.2004 N 278-З, от 29.12.2006 N 188-З, от 26.12.2007 N 302-З.
Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
В ст.12 Закона определен порядок проведения инвентаризации, а также перечислены конкретные случаи, в которых её проведение необходимо.
В данном документе отражается регулирование выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.
Данным Законом установлено, что нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
В ст.11 Закона регулируется порядок отражения стоимости активов и обязательств при принятии их на учет.
Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств № 118, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 (в редакции постановления Минфина РБ от 29.12.2007 № 207) (далее - Инструкция № 207) отражен перечень основных затрат, входящих в первоначальную стоимость основных средств.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 1998 г. № 435 «О порядке оценки и учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» регулируются возможные способы оценки и переоценки стоимости объектов ИС.
Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов № 133, утвержденной Постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 (рег. № 8/23181 от 10.01.2011) установлен порядок бухгалтерского учета запасов, также определен порядок отражения в бухгалтерском балансе на конец отчетного года хозяйственных событий, вызвавших снижение стоимости материальных ценностей.
В п. 12 Инструкции № 133 определен порядок признания фактической себестоимости запасов, приобретенных в обмен на другие неденежные активы, а также в Инструкции уточнен состав затрат, относимых на фактическую себестоимость материалов.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», организации всех форм собственности проводят переоценку основных средств.
Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 05.11.2010 № 162/131/37 утверждена «Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования». В настоящей инструкции указан порядок проведения переоценки, ее сроки, требования, предъявляемые к проведению переоценки.
Порядок оценки и переоценки активов и обязательств организации в иностранной валюте регулируется Инструкцией N 199 по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2007 г.
Курсовая работа по теме «Инвентаризация и оценка активов в системе      бухгалтерского учета» состоит из трех глав. При написании первого раздела наиболее часто использовались такие литературные источники и периодические издания, как Михалкевич А.П., Папковская П.Я., Маталыцкая С.К. «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве», Дубовская А.И. «Инвентаризация. Типичные ошибки при проведении и оформлении инвентаризации», Папковская П. Я. «Курс теории бухгалтерского учета, Стешиц Л.И, «Бухгалтерский учет и аудит в АПК». Сам термин инвентаризация трактуется по-разному. Пересмотрев множество литературы, мною было найдено несколько понятий инвентаризации. Однако, на мой взгляд, наиболее четко и точно он изложен в учебнике Стешица Л.И. «Бухгалтерский учет и аудит в АПК».
Для описания сущности оценки активов и обязательств предприятий АПК и при написании второго раздела были использованы такие источники, как Бердникова Т.Б. «Оценка и налогообложение имущества предприятий», «Бухгалтерский учет на предприятиях АПК» под ред. Л.И. Стешица, Кокурин Д.И. «Оценка активов предприятия», а также статьи из экономического журнала «Главный бухгалтер» таких авторов, как Анищенко Н.И., Голуб Л.К. и др.
Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств (основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей) может иметь свои особенности в каждом отдельном случае. Поэтому третий раздел данной курсовой работы был написан с использованием различного материала, например Методические рекомендации по оценке объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, статьи из журналов «Бухучет», «Главный Бухгалтер» и др.
В ходе написания всей курсовой работы применялись следующие источники: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», План счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, Папковская П.Я. «Курс теории бухгалтерского учета» и др.
Настоящая курсовая работа была написана с использованием практического материала по конкретной организации – СПК «Щомыслица» Минского района.
 
 

1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Щомыслица», является коммерческой организацией, созданной гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запрещенной законодательством деятельности согласно Уставу.
Деятельность СПК «Щомыслица» зарегистрирована решением Минского облисполкома от 14.08.2003г. № 624 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600041916.
Решением Минского райисполкома от 30.10.2003г. № 2130 к СПК «Щомыслица» присоединено РУП «Экспериментальная база «Курасовщина» Минского района, с полной передачей основных, оборотных средств и иных активов и пассивов.
Хозяйство находится в подчинении Управления сельского хозяйства и продовольствия Минского райисполкома.
Согласно Уставу СПК «Щомыслица» осуществляет следующие виды деятельности:
1)     выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки;
2)     выращивание картофеля;
3)     производство продукции животноводства;
4)     деятельность автомобильного грузового транспорта;
5)     лесозаготовки.
СПК «Щомыслица» расположен на территории Щомыслицкого сельского совета, куда входят 14 населенных пунктов, где проживает 1564 человека, работающих и членов СПК – 224 человека.
В структуру хозяйства входят 5 полеводческих бригад (Щомыслица, Заболотье, Волковичи, Строчица, Малиновка), 5 молочно-товарные фермы по производству молока и 2 свино-товарные фермы (Прилукская Слобода, Щомыслица), автопарк, тракторный парк, цех по распиловке древесины.
На 01.01. 2010 года в хозяйстве насчитывалось 2450 головы КРС, в том числе коров – 915 голов, свиней – 1324 голов, лошадей – 33 головы.
Межхозяйственные дороги имеют твердое и грунтовое покрытие. СПК от районного центра находится на расстоянии 3 км, железной дороги – 20 км ст. Колядичи.
СПК «Щомыслица» молочного направления с развитым ведением зерноводства. В 2008 году удельный вес продукции растениеводства в объеме валовой продукции в сопоставимых ценах составил 43,4 %, в том числе зерновые - 18%, картофель – 8%, корма – 15,4 %; продукции животноводства – 56,6 %, в том числе молоко – 36,2%, мясо говядины - 8,5%, мясо свинины – 9,7%.
В 2009 году производство валовой продукции составило 15,9% к уровню прошлого года, в том числе удельный вес продукции растениеводства в объеме валовой продукции в сопоставимых ценах составляет 43,4%, продукция животноводства – 56,6%.
В 2010 году производство валовой продукции увеличилось на 6% к уровню прошлого года, в том числе удельный вес продукции растениеводства в объеме валовой продукции в сопоставимых ценах составляет 51,32 %, продукция животноводства – 48,68%.
По данным годового отчета балансовая прибыль за 2006 год составила 198 млн. руб., за 2009 год – 811 млн. руб., в том числе прибыль от внереализационных операций – 776 млн. руб., от реализации продукции растениеводства – 86 млн. руб., продукции животноводства убыток – -62 млн. руб.
Балансовая прибыль за 2010 год составила 1526 млн. руб в том числе прибыль от внереализационных операций – 1328 млн. руб, от реализации продукции растениеводства – 327 млн. руб., продукции животноводства убыток – -33 млн. руб.
Уровень рентабельности в 2008 году составил 4%, в 2009 – 13,6%,в 2010 –18,9%. Сравнение финансовых результатов за 2008-2010 гг. представлено ниже в таблице:
Таблица 2 - Сравнительный анализ финансовых показателей в СПК
«Щомыслица» по данным годовых отчетов за 2008-2010 гг.
 
на 01.01.2008 г.
на 01.01.2009 г.
01.01.2010 г.
Коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение 1,5.)
0,95
0,86
1,39
 
Коэффициент платежеспособности
0,72
0,67
0,71.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (нормативное значение 0,3.)
-0,4
-0,49
-0,41
 
Наличие собственных оборотных средств, млн. руб.
-1 501
-2 643
-2 469
Примечание – Источник: собственная разработка.
Как видно из вышеприведенной таблицы наблюдается заметное улучшение финансового состояния кооператива, о чем говорит приближения коэффициента текущей ликвидности нормативному значению. Но обеспеченность собственными оборотными средствами по-прежнему находится на низком уровне, из этого следует необходимость принятия соответствующих мер для решения этой проблемы, например высвобождения части капитальных вложений, поиск постоянных источников поступления оборотных средств. Возможно за счет внереализационных и операционных доходов.
За СПК «Щомыслица» закреплено земли 3041 га. Из них: сельскохозяйственные угодья – 2834 га, в том числе пашня – 2409 га, сенокосы и пастбища – 400 га, сад – 25 га. Сельскохозяйственные угодья кооператива оцениваются в 42 балла, пашни – 43,7 балла. Структура земельных угодий СПК Щомыслица» представлена далее в таблице:
 
Таблица 3 - Структура земельных фондов и сельскохозяйственных угодий в
СПК «Щомыслица» на основании данных 2010 года.
 
Площадь, га
Структура, %
 
Земельный фонд
Сельскохозяйственные угодья
Общая земельная площадь
3 041
100
 
Сельскохозяйственные угодья, в том числе:
2 834
93,19
100
пашня
2 409
79,21
85
сенокосы
7
0,23
0,25
пастбища
393
12,92
13,87
сад
25
0,82
0,88
Площадь леса
46
1,51
 
Пруды и водоемы
16
0,53
 
Приусадебные участки, коллективные сады и огороды работников хозяйств
111
3,65
 
Прочие земли
34
1,12
 
Примечание – Источник: собственная разработка.
 


2 Методические основы и механизм оценки имущества

2.1 Оценка основных средств и нематериальных активов

Производственно-хозяйственная      деятельность          предприятий обеспечивается не только за  счет  использования  материальных,  трудовых  и финансовых ресурсов, но  и  за  счет  основных  фондов  –  средств  труда  и
материальных условий процесса труда.
Средства труда –  станки,  рабочие  машины,  передаточные  устройства, инструмент  и   т.   п.,   а   материальные   условия   процесса   труда  – производственные здания, транспортные средства и другие.
Отличительной особенностью основных средств является  их  многократное использование в процессе производства, сохранение  первоначального  внешнего вида   (формы)   в   течение   длительного   периода.    Под    воздействием производственного процесса и внешней  среды  они  снашиваются  постепенно  и переносят свою первоначальную стоимость на затраты  производства  в  течение нормативного срока  их  службы  путем  начисления  износа  (амортизации)  по установленным нормам.
Таким образом, основные средства представляют совокупность вещей, сохраняющих свою материально-вещественную форму и используемых плательщиками в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода.
Согласно ст.11 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», стоимость активов, приобретенных за плату, определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров.
В соответствии с п.10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств № 118, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001, основные средства оцениваются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости или восстановительной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая:
1)     Услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств, включая государственную пошлину и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на основные средства;
2)     Таможенные пошлины и таможенные сборы;
3)     Расходы по страхованию при перевозке;
4)     Проценты по кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам);
5)     Расходы, связанные с покупкой валюты для расчетов с поставщиками (подрядчиками);
6)     Погрузочно-разгрузочные работы;
7)     Налоги, сборы, если иное не предусмотрено законодательством;
8)     Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Фактические затраты, связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию отражаются в бухгалтерском учете.
СПК «Щомыслица» приобрел в 2009 г. трактор МТЗ-12 на сумму 6 300
000 р., НДС 20%.
Таблица 4 – Бухгалтерские проводки СПК «Щомыслица» по приобретению
объекта ОС.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
На стоимость основных средств согласно договору
08
60
6 300 000
На сумму затрат по доставке, доведению до состояния, пригодного к использованию основных средств
08
23, 10
800 000
На сумму налога на приобретение основных средств, подлежащего уплате в бюджет
08
68
1 260 000
На стоимость основных средств
01
08
8 360 000
Примечание – Источник: Первичные документы СПК «Щомыслица».
Оценка основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения хозяйственной операции. Датой совершения хозяйственной операции считается дата таможенного оформления, а при его отсутствии – дата оприходования в учете [20].
Оценка имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату совершения хозяйственной операции согласно ст.11 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».
В случае если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств Президентом Республики Беларусь установлена иная дата, то пересчет производится на эту дату. Датой совершения хозяйственной операции считается дата принятия к бухгалтерскому учету активов и обязательств, которые являются результатом этой операции в соответствии с законодательством Республики Беларусь или договором.
В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте № 199, переоценка имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» организациями   осуществляется переоценка числящихся   в  их  бухгалтерском   учете   в   составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов  и  неустановленного оборудования. Переоценка  имущества  производится  на  1  января  года, следующего  за  отчетным,  за период, прошедший  с  даты  предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в бухгалтерском учете организаций  31 декабря отчетного года. Для проведения обязательной переоценки предприятия, как правило, располагают сроком от одного до трех месяцев, в зависимости от сроков сдачи годовых отчетов.
Стоимость безвозмездно полученных основных средств определяется с учетом положений статьи 157 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в учете доходов и расходов плательщика, если иное не предусмотрено законодательством.
Данные о стоимости (цене), действующей на дату оприходования основных средств, принадлежащих индивидуальному предпринимателю как физическому лицу, должны быть подтверждены документально или заключением об оценке (по рыночной стоимости), выданным оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки. При отсутствии документов, подтверждающих стоимость (цену), основные средства приходуются в натуральном выражении без указания первоначальной стоимости.
Арендованные основные средства (основные средства, являющиеся объектами лизинга) учитываются по стоимости, указанной в договоре аренды (лизинга).
В первоначальную стоимость основных средств индивидуальными предпринимателями – плательщиками налога на добавленную стоимость не включается налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении либо при ввозе на территорию Республики Беларусь основных средств, за исключением случаев, установленных пунктом 4 статьи 106 и пунктом 7 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Нематериальные активы представляют совокупность не имеющего материально-вещественной формы оцениваемого имущества, сохраняющего свое содержание и используемого плательщиками в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12 месяцев) периода.
Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату у других организаций и физических лиц, определяется исходя из фактически произведенных расходов по приобретению, включая в том числе:
1)     Стоимость непосредственно нематериального актива;
2)     Услуги сторонних организаций, связанные с приобретением и оценкой нематериальных активов;
3)     Налоги, сборы, таможенные платежи, государственную пошлину и другие платежи в бюджет в соответствии с законодательством, произведенные в связи с приобретением или получением прав на нематериальные активы;
4)     Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.
Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения хозяйственной операции [3].
Первоначальной стоимостью нематериальных активов, приобретенных в обмен на другое имущество, признается стоимость передаваемого имущества, по которой оно было отражено в учете доходов и расходов плательщиков, если иное не предусмотрено законодательством, увеличенная на сумму расходов, связанных с передачей нематериальных активов.
Стоимость безвозмездно полученных нематериальных активов определяется с учетом положений статьи 157 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самими плательщиками, определяется как сумма фактически понесенных и документально подтвержденных расходов на их создание, которые включают в себя расходы на материальные ценности, оплату труда, услуги сторонних организаций, патентные пошлины и другие расходы.
Приобретение нематериальных активов за плату осуществляется на основании договоров купли-продажи имущественных прав.
СПК «Щомыслица» в течение своей деятельности в 2009 г. приобрел объект нематериальных активов  (лицензию) стоимостью 740 000 руб.,  НДС составил 20%. В бухгалтерском учете быть сделаны следующие записи:
Таблица 5 - Бухгалтерские проводки СПК «Щомыслица» по приобретению объекта НМА:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена стоимость приобретенной лицензии
08-6
60
740 000
Отражена сумма НДС от стоимости
18
60
148 000
Объект нематериальных активов введен в действие
04
08-6
740 000
Произведена оплата поставщику
60
51
888 000
Принят к вычету НДС
68
18-21
148 000
Примечание – Источник: Первичные документы СПК «Щомыслица».
В первоначальную стоимость нематериальных активов индивидуальными предпринимателями – плательщиками налога на добавленную стоимость не включается налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении либо при ввозе на территорию Республики Беларусь нематериальных активов, за исключением случаев, установленных пунктом 4 статьи 106 и пунктом 7 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В бухгалтерском учете ОС и НМА отражаются по первоначальной стоимости, которая определяется путем суммирования стоимости активов, указанной в первичных учетных документах, и фактически произведенных затрат, связанных с их приобретением, в т.ч. осуществляемых другими лицами на основании договоров. При отражении в учете хозяйственных операций по приобретению ОС и НМА, предприятия, в том числе СПК «Щомыслица» руководствуются Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств № 118, Методическими рекомендациями по оценке объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, а также Законом о «Бухгалтерском учете и отчетности» РБ. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», организации на конец отчетного года поводят переоценку имеющихся активов и обязательств, числящихся на бухгалтерском учете. При наличии в организации имущества, выраженного в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, подлежит пересчету в денежную единицу Республики Беларусь. Пересчет стоимости имущества и обязательств, выраженной в иностранной валюте, в денежную единицу Республики Беларусь производится в соответствии с Инструкцией № 199 по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
 
 

2.2 Оценка производственных запасов

В процессе производственно-хозяйственной деятельности наряду со средствами труда участвуют предметы труда, которые обслуживают один производственный цикл, и их стоимость полностью включается в себестоимость готовой продукции (работ, услуг). Данная особенность оказывает определяющее влияние на организацию учета предметов труда, называемых в практике производственными запасами [8, с. 201].
Постановлением Минфина РБ от 12 ноября 2010 года № 133 утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, в соответствии с которой, к производственным запасам относятся:
1)     сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части, тара;
2)     инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь, временные сооружения и приспособления (отдельные предметы в составе средств в обороте);
3)     животные на выращивании и откорме;
4)     незавершенное производство;
5)     готовая продукция;
6)     товары. 
По общему правилу, запасы (кроме товаров) принимаются к учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение.
С целью обеспечения бухгалтерского учета производственных запасов в В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 ведется учет материалов в организации.
Для отражения наличия и движения принадлежащих организации сырья, материалов, топлива и тому подобных ценностей (в т.ч. находящихся в пути и переработке) предназначен счет 10 «Материалы», а также несколько субсчетов.
Другие субсчета, отличные от субсчетов, предусмотренных Типовым планом счетов, открывают организации, имеющие отраслевую специфику. Планом счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденным постановлением Минсельхозпрода РБ от 06.04.2004 № 28, предусмотрены такие субсчета, как «Корма», «Семена и посадочный материал», «Удобрения», «Средства защиты растений, животных и медикаменты».
Вместе с тем отражение операций по приобретению материалов в бухгалтерском учете (в зависимости от учетной политики организации) может осуществляться с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» либо без их использования.
Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.05.2003 № 89, выделяется 3 варианта отражения на счетах бухгалтерского учета поступающих в организацию материалов и производственных запасов.
вариант 1: организация использует только счет 10 «Материалы». При этом к данному счету могут открываться при необходимости отдельные аналитические счета для отражения учетной стоимости материалов и отклонений фактической себестоимости от учетных цен;
вариант 2: организация использует счета 10, 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При такой организации учета фактическая себестоимость поступивших материалов отражается предварительно на счете 15. Суммы, учтенные по дебету счета 15, списываются с кредита этого счета в дебет счетов:
10 - по учетной стоимости материалов;
16 - в сумме отклонений фактической себестоимости от учетных цен;
вариант 3: организация использует счета 10 и 16 (без использования счета 15). В данном случае на счете 10 отражается стоимость материалов по учетным ценам, а на счете 16 отражается сумма отклонений.
Таким образом, на счете 10 может отражаться фактическая себестоимость поступивших материалов или их учетная стоимость.
СПК «Щомыслица» использует 3 вариант отражения на счетах бухгалтерского учета поступающих в организацию материалов и производственных запасов.
В главе 4 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114, определено, что материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью приобретенных материалов признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость.
1)     Фактическая себестоимость приобретенных материалов включает:
стоимость материалов по ценам приобретения;
2)     транспортно-заготовительные расходы;
3)     расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
На примере СПК «Щомыслица», поступившие материалы оцениваются по фактической стоимости при использовании счетов 10 и 16. В 2010 г. были приобретены строительные материалы материалы от поставщика на сумму 1 100 000 р., ставка НДС 20%.
Таблица 6 - Бухгалтерские проводки СПК «Щомыслица» по приобретению ТМЦ:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Поступили материалы от поставщиков в оценке фактической себестоимости
10
60
1 100 000
Отражена сумма НДС от стоимости
18
60
220 000
Отражены расходы по приобретению, доставке покупных материалов
10
23
250 000
Произведена оплата поставщику
60
51
1 320 000
Принят к вычету НДС
68
18
220 000
Отпущены материалы в производство
20
10
1 100 000
Списаны отклонения, приходящиеся на стоимость израсходованных материалов
20
16
220 000
Примечание – Источник: первичные документы СПК «Щомыслица».
Животные на выращивании и откорме представляют собой особую группу оборотных средств. Это связано с тем, что, с одной стороны, их можно рассматривать как незавершенное производство отрасли животноводства, с другой же стороны, им присущ ряд особенностей, которые обусловливают их учет как материальных оборотных средств. Суть этих особенностей состоит в том, что молодняк в любое время может быть забит на мясо, реализован, переведен в основное стадо и т.д. Такими свойствами не обладает ни один и из производственных запасов. В связи с этим учет животных на выращивании и откорме ведут обособленно от производственных запасов.
Полученный в хозяйстве приплод оценивают следующим образом: телят в молочном скотоводстве - по плановой себестоимости головы приплода, которая определяется исходя из 10 % затрат на содержание скота основного стада; поросят - исходя из живой массы при рождении и плановой себестоимости 1 кг живой массы отъемышей; пушных зверей - в условной оценке, равной 50 % плановой оценки одной головы на день отбивки и отсадки молодняка от маток. Себестоимость ягнят на момент рождения определяют в шерстно-мясном и мясошерстном овцеводстве в размере 10 %, романовском - 12 %, каракульском - 15 % общей суммы затрат на содержание овец основного стада; жеребят (приплод при рождении) - в размере плановой себестоимости 60-ти кормо-дней содержания взрослых лошадей; суточных птенцов цыплят, утят, гусят, индюшат - по плановой себестоимости одной головы. Новые пчелосемьи приходуют по стоимости, предусмотренной в плане производственно-социального развития.
Оприходование молодняка животных и птицы, поступившей со стороны, производится по ценам приобретения с учетом всех расходов, связанных с покупкой и доставкой их в хозяйство.
Молодняк животных, переведенный на протяжении года из одной возрастной группы в другую или в основное стадо, оценивается по плановой себестоимости 1 ц живой массы.
Выбракованный из основного стада и поставленный на откорм скот оценивают: продуктивный - по первоначальной стоимости; рабочий - в размере фактически полученных сумм от продажи и выбраковки.
Прирост живой массы молодняка животных крупного рогатого скота, свиней и животных на откорме оценивают по плановой себестоимости 1 ц прироста живой массы.
В конце года, после составления расчёта себестоимости продукции, плановую оценку молодняка животных и животных на откорме корректируют до уровня фактической. Если фактическая себестоимость окажется меньше плановой, плановую оценку уменьшают методом "красное сторно", а если фактическая оценка превысит плановую, делают запись недооценку молодняка животных и животных на откорме. В заключительном балансе на конец года оставшийся в хозяйстве молодняк и скот на откорме показывают по фактической себестоимости.
В процессе содержания стоимость животных увеличивается исходя из затрат на их содержание. По животным, которые подлежат взвешиванию, увеличение стоимости рассчитывается исходя из себестоимости центнера прироста живой массы и количества центнеров прироста живой массы, полученной за период содержания.
По животным, которые не подлежат взвешиванию (молодняк рабочих лошадей, молодняк племенного коневодства, молодняк зверей и др.), увеличение их стоимости в процессе содержания определяется исходя из себестоимости прироста одной головы и количества голов делового прироста. Себестоимость прироста одной головы определяется умножением себестоимости одного кормо-дня по данному виду молодняка на количество кормо-дней содержания головы [8, с.251].
Готовая продукция может отражаться в учете и балансе:
1)     по полной фактической производственной себестоимости;
2)     неполной фактической производственной себестоимости;
3)     полной нормативной или плановой себестоимости;
4)     неполной нормативной или плановой себестоимости продукции.
В СПК «Щомыслица» готовая продукция оценивается по полной фактической производственной себестоимости, до которой доводят по окончании отчетного периода путем дополнительной записи или сторнировочной.
Товары, приобретенные организацией, в том числе СПК «Щомыслица», для реализации, оцениваются по стоимости их приобретения. Фактической себестоимостью запасов, приобретенных в обмен на другие неденежные активы, признается рыночная стоимость полученных запасов. Разница между рыночной стоимостью полученных запасов и стоимостью запасов передающей стороны относится на финансовые результаты. Если рыночную стоимость запасов, полученных в обмен на неденежные активы, невозможно определить, то запасы принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости передаваемых или подлежащих  передаче другой организации неденежных активов, по которой они были отражены в бухгалтерском учете передающей стороны. 
В организации учета материалов большое значение играет их оценка. С развитием рыночных отношений она усложняется, так как подверженность рыночных цен значительным колебаниям влияет на изменение стоимости материалов, что в свою очередь отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции и, в конечном счете – на финансовом результате. Учет производственных запасов в СПК «Щомыслица»  ведется на счете 10 «Материалы» с использованием соответствующих субсчетов и аналитических счетов для конкретных видов производственных запасов и с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Одной из отрицательных  сторон работы бухгалтерии при учёте производственных запасов является отсутствии автоматизированного учёта. В современных условиях, почти полностью исключается ручной труд бухгалтера при обработке первичных документов. К тому же обработка учётных данных на автоматизированном рабочем месте позволяет своевременно выявить и исправить возможные ошибки. Они должны создаваться не только в бухгалтерии, но и на складах – это обеспечивает вести первичную обработку информации в местах её возникновения
 
 

2.3 Особенности отражения стоимости отдельны активов в бухгалтерском учете

Оценка активов и обязательств является важным условием формирования достоверной информации в бухгалтерском учете.
Баланс предприятия является основной формой годового отчета. В ней по состоянию на начало, и конец отчетного года находят отражение в обобщенном виде активы предприятия по их видам и размещению, а также источники их образования.  
По статье «Основные средства» приводится остаточная стоимость основных средств, как действующих, так и находящихся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, а также полученных в аренду (лизинг).
По этой статье также показываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств, включенные в установленном порядке в состав основных средств.
Стоимость объектов основных средств, по которым в соответствии с законодательством амортизация не начисляется, показываются по данной статье по первоначальной (восстановительной) стоимости.
Стоимость основных средств показывается, на начало и конец отчетного периода,  с учетом результатов переоценки. Таким образом, для отражения показателей по данной строке необходимо, дебетовое  сальдо по счету 01 «Основные средства» минус кредитовое сальдо по счету 02 «Амортизация основных средств».
По строке "Нематериальные активы" отражается остаточная стоимость принадлежащих организации нематериальных активов. Для отражения  данных по указанной строке необходимо дебетовое сальдо по счету 04 «Нематериальные активы» минус кредитовое сальдо по счету 05 «Амортизация  нематериальных  активов».
Организации, осуществляющие доходные вложения в материальные ценности, предоставляемые за плату во временное владение и пользование (по договорам аренды (лизинга), проката, найма) с целью получения дохода, отражают остаточную стоимость указанного имущества. Указанные вложения отражаются на дебете синтетического  счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», а начисленная амортизация по ним  на счете  02 «Амортизация основных средств».
Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам застройщика (инвестора).
Данные по этой статье приводятся с учетом  результатов проведенной переоценки.
Для отражения показателя по данной строке необходимо  суммировать сальдо по счетам: 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
По соответствующим строкам группы статей "Запасы и затраты" показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме), а также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения):
По строке «Сырье, материалы и другие ценности» материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе в оценке, предусмотренной законодательством или учетной политикой.
По этой строке показываются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей.
Ценности, относящиеся к инвентарю и хозяйственным принадлежностям, специальной оснастке и специальной одежде, показываются на отчетную дату по остаточной стоимости.
При осуществлении организациями учета заготовления материально-произ­водственных запасов с применением сче­тов:
15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклоне­ние в стоимости материальных ценнос­тей» по данной строке также отражается сумма,  числящихся на конец отчетного периода отклонений фактических расхо­дов по приобретению материально-про­изводственных запасов от их учетной цены или отклонений, связанных с предостав­лением организации наценок (надбавок) согласно договору. Сумма таких отклоне­ний присоединяется или вычитается при определении данных по данной строке.
Остаток материальных ценностей, учитываемых на счете 11 «Животные на выращивании и откорме» отражается в оценке, предусмотренной законодательством Республики Беларусь (по фактической стоимости живой массы животных);
По статье «Незавершенное производство  и полуфабрикаты» показываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам). При этом незавершенное производство отражается в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с законодательством [15].
По  статье «Готовая продукция и товары для  реализации» показываются остатки готовой  продукции  и товаров, учитываемых   по счетам 40 «Выпуск продукции, работ, услуг», 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция».
По  статье «Товары отгруженные» отражается сумма себестоимости, отгру­женных покупателям товаров и  продукции, учитываемых по счету 45 «Товары отгруженные».
По статье «Налоги по приобретенным ценностям» (строка 220) отражаются суммы налога на добавленную стоимость, которые числятся на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». В последующих отчетных периодах  эти суммы подлежат вычету или отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах на соответствующие источники ее покрытия. А также  суммы акци­зов и иные аналогичные налоги.
    По группе статей «Дебиторская задолженность» приводится информация о расчетах организации по реализованным товарам, продукции, работам, услу­гам, а также по суммам переплаты налогов и сборов в бюджет, расчетам с пер­соналом.
Данные о стоимости имущества и размере обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, приводятся в бухгалтерском балансе в размере стоимости, указанной в договоре. Стоимость имущества и обязательств, установленная в иностранной валюте, показывается на отчетную дату по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь.
 


3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации

3.1 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций

Основное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетно­сти хозяйствующего субъекта - это ее достоверность. Достоверность бухгалтерской отчетности обеспечивается проверкой соответствия учетной оценки имущества организации реальной стоимости этого имущества, т.е. инвентаризацией.
Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным согласно ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и отчетности.
Процесс инвентаризации можно разделить на несколько этапов.
Этап первый - подготовительный. Этот этап включает в себя следующие мероприятия:
1.      Подготовку приказа о проведении инвентаризации;
2.      Формирование инвентаризационной комиссии;
3.      Определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;
4.      Получение расписок от материально ответственных лиц.
На втором этапе происходят взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия активов и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.
Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.
И, наконец, четвертый (заключительный) этап - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации; лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.
Перед началом инвентаризации оформляют приказ руководителя о проведении инвентаризации. В приказе о проведении инвентаризации указываются содержание, объем, порядок и сроки ее проведения, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.
Приказ о проведении инвентаризации может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации, который определяет сроки окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между членами рабочих комиссий. Кроме того, организация на этапе подготовки к проведению инвентаризации может разработать соответствующие внутренние документы. Это могут быть, например:
1)     Правила с подробным описанием действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния имущества предприятия;
2)     Порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;
3)     Формы первичных документов для оформления результатов инвентаризации [28].
Для проведения инвентаризации в организации создается распоряжение о создании инвентаризационной комиссии. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации активов и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
В СПК «Щомыслица» для проведения инвентаризации создается приказ о проведении инвентаризации и распоряжение о создании инвентаризационной комиссии (Приложение А и Приложение Б). Инвентаризация проводится на основании Методических рекомендаций № 54 и Инструкции № 180, в присутствии материально ответственных лиц и бухгалтера.
Комиссия готовит и обеспечивает инвентаризацию, инструктирует членов рабочих инвентаризационных комиссий, проводит контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период. Также она проверяет правильность выведения результатов инвентаризации, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, складах, в кладовых, цехах, на строительных участках и в других местах их хранения. При необходимости (например, при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) комиссия проводит (по поручению руководителя предприятия) повторные сплошные инвентаризации и вносит предложения о порядке урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В нее также могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Согласно п. 21 Инструкции по инвентаризации до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.