На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат История становления менеджмента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Содержание
Введение
1 Предпосылки  и источники формирования менеджмента
2 Этапы  развития менеджмента в мире
Заключение
Список  использованной литературы  
 
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Не смотря на то, что впервые управленческие революции произошли на Древнем  Востоке, именно в античной Греции две  с половиной тысячи лет тому назад  наметился коренной поворот к  новой системе ценностей, сделавши возможным дальнейшее развитие менеджмента. Шумерские жрецы действительно  явили миру новый тип деловых  людей, а египетские чиновники показали образец высокоэффективного централизованного  управления. Но только греки создали  принципиально новый тип цивилизации - рыночную экономику, основанную на честном  добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и  свободном развитии личности.      
Изысканность  в простоте - искусство особо одаренной  нации. Это целая наука о том, как из ничего сделать многое, как  построить культуру мелочей и  добиться большого успеха, складывая  его из повседневных, маленьких дел  и завоеваний. Именно таким путем  позже пошли американцы и японцы, создавшие новый свой особый строй  цивилизованного управления. Именно культуру мелочей формировали у  американцев Тейлор, форд и Рузвельт.      
Современный менеджмент прославили не теория, не научные  концепции, не многочисленные школы  бизнеса, обеспеченные по последнему слову  науки. Современный менеджмент прославили те корпорации, которые сумели, благодаря  умелому руководству и трудолюбивому  персоналу выбиться в национальные лидеры. Прежде нерентабельные и, казалось бы, бесперспективные компании вдруг  превращаются в мощные корпорации.
Любая наука  базируется на использовании исторического  опыта. Изучение уроков истории позволяет  избежать противоречий и ошибок, встречающихся  на ранних этапах развития науки. Наука  управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и  любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее  развитие.
Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Управление  в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности  менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение  эффективности производства (получение  оптимальных результатов с наименьшими  затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости  от состояния рынка.
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической сил  великих наций. От них зависят  правительства, многие из них имеют  транснациональный характер, простирая  свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему  миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных  деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых  регионов.
Однако  роль менеджеров не ограничивается их присутствием в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных  структурах, или работой в государственном  аппарате.
Термин  «менеджмент» применим к любым типам  организаций, но, если речь идет о государственных  органах любого уровня, то более  правильно использовать термин - «государственное управление», а для обозначения  обезличенной системы управления употребляется  термин «администрирование».     
 
 
   
    Предпосылки и источники формирования менеджмента   

Обратимся к истории менеджмента и смене  типов управления. При изложении  мы выберем только ключевые, самые  главные моменты, когда менеджмент изменялся по мере того, как изменялась существование человечества, и назовем  это эволюцией управленческой мысли. Ни одна организация, ни одно предприятие  не может добиться успеха без организации  управления. Однако управление как  вид деятельности и как наука  появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными  группами, у них появилась необходимость  управления. На первом этапе, когда  группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним  человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась  необходимость разделения труда  и дифференциации функций. Но на это  потребовались века.
Египетские  пирамиды, построенные в 3000 - 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид  требовало, прежде всего, четкого планирования. Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и  управления производственными процессами, заботились о четкой специализации  рабочих. У Сократа дается понимание  управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что  главным в управлении является поставить  нужного человека на нужное место  и добиться выполнения задач, которые  перед ним стоят. Линейная структура  управления государством получила выражение  в системе управления Римской  империей. Ее основной проблемой был  сбор налогов со всех ее частей, значительно  удаленных друг от друга. Прямое правление  из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской  империи. В практике управления существуют примеры организаций, возникших  в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине 18 в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора  за работниками к принципу организации  труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических  исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Риккардо.
Нельзя  не отметить огромного вклада английского  социалиста-утописта Роберта Оуэна  в развитие управленческой мысли  и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого  фактора на производстве, и указал необходимость учета, другие исследователи  пришли к этой мысли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое  влияние оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они  внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных  ими методов исследования. К.Маркс  выводит необходимость разделения труда из развития кооперации капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме  того, в этом нет необходимости, так  как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому  сделалось необязательным, чтобы  этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда. В этот же период времени Ф.Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях. Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками и источниками  формирования менеджмента как управления особого рода являются:     
- индустриальный способ организации производства;     
- развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются     
- спрос, предложение и цена.     
Для систематизации этапов развития науки управления первоначально  использовался исторический подход с применением хронологического принципа. На протяжении всей истории  развития менеджмента ученые и исследователи  управленческих проблем предпринимали  попытки разработать универсальную  классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят условный характер. Это объясняется тем, что  практически невозможно отразить все  оттенки различных взглядов и  позиций, трудно найти один универсальный  принцип, который следует положить в основу классификации. 
 
 
 
 
 
2. Этапы развития менеджмента в мире     
 
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой  истории) зарождения менеджмента как  особого научного знания и вида деятельности.
Этапы и  концепции развития менеджмента  подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических  отношений, производства, торговли и  жизни вообще.
Этапы менеджмента  рождались под воздействиями:     
-развитие  реального общественного и затем  промышленного производства;     
-появление  новаторов и теоретиков-идеологов,  обобщавших опыт и прокладывавших  новые пути;     
-развитие  внутренней (собственной) логики  менеджмента, приводящее вкупе  с двумя вышеуказанными причинами,  к смене парадигмы (системы  принципов и подходов в менеджменте  как науке).
«История  учит» - этот тезис здесь более  чем уместен, так как позволяет  изучающему понять, циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.
Идеи  управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы  и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.
Роберт  М. Фалмер, опираясь на периодизацию Роберта  Е. Мура, предложил следующую историческую периодизацию развития управления:     
-начало  эпохи практицизма 6000-3000г. до  н.э.     
-годы  до н.э. (до капитализма) 3000-500г.  до н.э.     
-классическая  эпоха (500до н.э.-500г.н.э.)     
-ранние  стадии развития капитализма  (500г. н.э. до 1400г. н.э.)     
-капитализм  до появления бизнеса (500-1100гг.)      
-мелкособственнический  капитализм (1100-1400гг.)     
-протестантский  капитализм и меркантилизм (1400-1776гг.)      
-промышленный  капитализм в Новом Свете (1776-1890гг.)      
-финансовый  капитализм (1890-1933гг.)     
-национальный  капитализм (1933-1950гг.)     
-управленческий  капитализм (1950-1990гг.)     
-предпринимательский  капитализм (1990-е годы).
Собственно  начало развития управленческой науки  обычно связывают с периодом промышленного  капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита «Богатство народов». Это была эпоха специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с  А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество  товаров и качество жизни для  всех. Вместе с тем в этот период промышленные капиталисты практически  не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.
При финансовом капитализме доминировал финансист, который за счет манипулирования  ресурсами получал большие прибыли. «Баронам разбойникам» нравился социальный дарвинизм Герберта Спенсера, который  учил, что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере являлось наилучшим  путем достижения материального  благополучия для всех.
Рассматривая  историю понятия «менеджмент» как  смену стилей руководства обратимся  к истории менеджмента как  смене стилей управления. Выберем  только ключевые, самые главные моменты, когда менеджмент менялся радикально, переходил от одного качественного  состояния к другому. Рассматривая данную проблему, мы находим такое  понятие, как управленческая революция.
А.И Кравченко  рассматривает 5 таких революций:
Первая - в период формирования рабовладельческих  государств на Древнем Востоке (Шумера, Египет и Аккада).
Вторая - связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (свод законов  управления).
Третья - достижения Навуходоносора -2 (эффективные  методы управления и контроля качества продукции).
Четвертая - совпадает с великой индустриальной революцией 18-19 веков, которая стимулировала  развитие европейского капитализма.
Пятая - эпоха монополистического капитализма, первые школы бизнеса и система  профессионального обучения руководителей.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предположил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», зарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 - 1960 гг.
В эти  годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента  на основе достижений психологической  и социологической науки, оказывающей  решающее воздействие на человека в  системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950 - 1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг.
Учеными - управленцами вырабатываются новые  подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открыта  система, приспосабливающаяся к  внутренней среде (организации) нужно  искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходило установление взаимосвязей между типами сред и  различными моделями управления. К  этому 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.