На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История развития российско-китайских отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ……………………………………………………………………….………….4
1.1.  История становлений межгосударственных отношений………………………..4
1.2. Основные этапы становления межгосударственных отношений………………..6
2. УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…………………………………………………………………13
2.1. Достижения русско-китайских отношений………………………………………13
2.2. Проблемы и сложности в установлении русско-китайских отношений………18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…………………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Тема данной работы актуальна в силу нескольких причин. Во-первых, увеличивающаяся политическая и экономическая роль коммунистического Китая дает важные предпосылки для определения, изучения и развития взаимоотношений РФ и КНР. Во вторых, Россия и Китай имеют общие экономические и политические интересы, которые нуждаются в изучении.
Китайско-российские отношения находятся под пристальным вниманием мирового сообщества, поскольку от «веса» и «качества» этих отношений в значительной степени зависит структура мировых отношений. Изучение истории взаимоотношений России и Китая всегда было и останется одной из важнейших тем научных исследований.
Исторически между Россией и Китаем складывались сложные и неоднородные отношения. В настоящее время наши отношения находятся на довольно благоприятном, дружественном этапе.
Цель данной курсовой работы изучить отношения России и Китая на современном этапе. Для осуществления этой цели поставлены следующие задачи. Во-первых, рассмотреть историю становления межгосударственных отношений между Россией и Китаем, определить этапы их развития. Во-вторых, выявить успехи и проблемы двустороннего сотрудничества. В-третьих, проанализировать современное состояние российско-китайских отношений и оценить пути их развития.
 
 
 
 
 
 
 
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ
 
1.1.  История становлений межгосударственных отношений
 
История первых отношений между народами России и Китая (согласно летописям) начинается с XIII в., а межгосударственных — с первой половины XVII в. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. основали многочисленные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хинганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских императоров. После завое-пания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отношении Албазинский острог. Кроме того, правители Китая предполагали предотвратить переход в русское подданство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в Приамурье. Россия была объективно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегулирование дипломатическим путем вопросов о границе [7, с.89].
Для решения этих и других отношений между Россией и Китаем царское правительство в начале 1686 г. отправило на Амур посольство, наделенное широкими полномочиями («великое и полномочное посольство»), во главе с графом Ф.А. Головиным. Желая избежать судьбы предыдущих русских посольств, часто терпевших неудачи из-за отказа русских представителей выполнять различные обряды, принятые для послов при цинском дворе, граф Головин предложил провести переговоры на русско-китайской границе. Цинские правители затягивали начало переговоров, действуя с помощью военных угроз, пытаясь занять крепость Албазин. Эти попытки не увенчались успехом, и 12 августа 1689 г. близ Нерчинска переговоры закончились подписанием первого русско-китайского договора.
Это был первый случай, когда Китай вступал в официальные равноправные переговоры с европейской державой. Переговоры велись не только под давлением 15-тысячной армии богдыхана, поддерживаемой артиллерией и речной флотилией, фактически осадившими Нерчинск, но и под пристальным контролем иезуитов — испанца Перейро и француза Жербильона, состоявших на службе у династии Цин [10].
Они принимали активное участие в переговорах и выступали против соглашения с Россией. Но благодаря искусству русских дипломатов, мужеству сопровождавших посольство стрельцов переговоры завершились заключением мирного Нерчинского договора, который в равной степени был необходим и России, и Китаю.
Договор состоял из семи статей. В первых двух Россия соглашалась на территориальные уступки на Амуре, русский город Албазин должен быть срыт. Особое значение имела пятая статья договора, по которой подданным обеих сторон разрешалась взаимная торговля: всем людям с проезжими грамотами «разрешалось и покупать и продавать, что им надобно». Кроме того, Нерчинский договор установил порядок разрешения возможных пограничных столкновений между двумя странами, способствовал развитию мирных взаимоотношений.
За 170 лет после подписания Нерчинского договора русские землепроходцы освоили северный берег Амура, побережье Охотского моря и Татарского пролива. На этих землях были возведены военные городки и укрепления. Англичане проявили пристальный интерес к низовьям Амура. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский убедил китайских представителей в необходимости размежевания по Амуру. Пекинское правительство, не видя выгод от левобережья Амура, а также понимая, что собственными силами Китай не сможет защитить Приамурье от английской экспансии, пошло на соглашение с Россией [11, с.28].
По Айгунскому договору, подписанному 16 мая 1858 г., левый берег Амура от впадения в него реки Аргуни до устья признавался собственностью России, а Уссурийский край от впадения реки Уссури в Амур и до моря оставался в общем владении «впредь до определения границ между двумя государствами». По сути, договор 1858 г. возвращал России территорию, отданную Китаю по Нерчинскому договору. Плавание по рекам Амуру, Сунгари, Уссури разрешалось только судам России и Китая. Подтверждалась соответствующая статья Нерчинского договора о взаимной торговле подданных обоих государств.
В 1858 г. был также подписан Тяньцзиньский договор, в 1860 г.— дополнительный Пекинский, которые подтвердили Айгунский договор [1, с.347].
 
1.2. Основные этапы становления межгосударственных отношений
 
Российско-китайское взаимодействие в том или ином виде имело место еще в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути. Однако вплоть до середины XIX в. это взаимодействие было весьма слабым в силу значительной географической отдаленности России и Китая друг от друга. Более динамичными и насыщенными важными событиями российско-китайские отношения стали лишь примерно с конца 1850-х гг. Причем с данного момента времени и вплоть до распада СССР четко выделяются два этапа сближения, когда Россия и Китай вплотную подходили к формированию чрезвычайно тесных, можно даже сказать союзнических отношений. Однако после каждого из этих этапов с какой-то странной неумолимостью происходило резкое ухудшение двусторонних отношений. Рассмотрим каждый из основных исторических этапов российско-китайских отношений в отдельности.
Конец 1850-х - 1890-е гг.: постепенное сближение и союзнические отношения [9].
Данный этап длился около четырех десятилетий. Россия и Китай прошли путь от сотрудничества по пограничным вопросам (в конце 1850-х - начале 1860-х гг.) до создания оборонительного союза (в конце 1890-х гг.).
Во второй половине XIX в. территория России стремительно расширялась. Вхождение в состав Российской империи Туркестана (территории современных центральноазиатских государств), а также активное освоение Сибири и дальневосточных земель привело к непосредственному соприкосновению территориальных владений России и Китая. Это вызвало необходимость развития дипломатических контактов для определения границы между двумя странами.
Так, в 1858 г. в г.Тяньцзине (центральная часть восточного Китая) между Россией и Китаем был подписан Договор «Об общих принципах взаимоотношений». Уже в 1860 г. в Пекине был подписан Договор «О русско-китайской границе» (как дополнительный к Тяньцзиньскому Договору), в результате чего была зафиксирована российско-китайская граница на большей части ее протяженности (преимущественно по равнинной местности).
Вскоре после этого, в 1864 г., в г.Чугучак (западный Китай) Россия и Китай подписали Чугучакский Протокол, в котором зафиксировали основные географические ориентиры российско-китайской границы (горные хребты, вершины, а также реки) от Западных Саян до Памира. Помимо этого, Протокол регламентировал торговый режим на участке границы, отделявшей китайский Синьцзян от Туркестана, входившего тогда в состав Российской империи.
Российско-китайские отношения получили мощный импульс с приходом к власти в России императора Александра III (1881 г.). Важным событием стало подписание в 1881 г. в г.Санкт-Петербурге Договора «Об урегулировании пограничных вопросов». Этим Договором был решен ключевой вопрос (на тот момент времени) – о передаче Китаю Кашгарской провинции (западный Китай, Синьцзян). Помимо этого, была окончательно определена российско-китайская граница в районе реки Черный Иртыш.
Сотрудничество между Россией и Китаем по пограничным вопросам, в свою очередь, послужило прологом к расширению экономических связей, а также углублению взаимодействия в военной сфере. В значительной степени этому способствовала деятельность Александра III (правил с 1881 по 1893 гг.), а после его смерти (1893 г.) – министра финансов России (в то время это была ключевая должность в российском правительстве) Сергея Витте (находился в должности в период 1892-1903 гг.), которые были сторонниками российско-китайского сближения и активной политики России на Дальнем Востоке в целом.
Так, по инициативе С.Витте в 1895 г. в Санкт-Петербурге был учрежден совместный банк, а вслед за этим, в 1896 г. – заключен Договор «О союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги» (КВЖД). Важной частью Договора стало формирование оборонительного союза России и Китая в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. Кроме того, Договор предусматривал строительство железнодорожной ветки «Чита (Россия) - Харбин (Китай) - Владивосток (Россия)». Данная ветка имела большое значение для двух стран как в экономическом плане (для совместного освоения ресурсов прилегающих к данной железнодорожной трассе территорий), так и в военно-стратегическом.
Вскоре после этого, в 1898 г., в Санкт-Петербурге между Россией и Китаем была заключена Конвенция «О предоставлении России в аренду портов Люйшунь и Далянь» (Порт-Артур и Дальний). Находясь на территории Китая, данные порты стали опорными базами военно-морских сил России на Дальнем Востоке.
Начало 1900-х - середина 1920-х гг.: охлаждение отношений [9].
Данный этап длился примерно два с половиной десятилетия. Причем уже в начале 1900-х гг. практически все положительные результаты двустороннего сотрудничества, достигнутые Россией и Китаем за предыдущие четыре десятилетия, оказались перечеркнутыми. Главной причиной тому стало участие России на стороне ряда западных держав в военной интервенции против Китая.
В 1898 г. в Китае началось народное восстание (восстание ихэтуаней, 1898-1901 гг.), которое было во многом спровоцировано грабительской политикой западных компаний, занимавших в то время ключевые позиции в китайской экономике. Данное восстание было поддержано широкими слоями китайского общества.
В октябре 1900 г. царская Россия ввела свои войска на территорию северного Китая и приняла участие в подавлении восстания вместе с Англией, Францией, Германией, Австро-Венгрией, Италией, США и Японией. Затем вышеуказанные страны навязали Китаю кабальный договор, который обязывал выплатить им значительную контрибуцию.
Военная интервенция вызвала сильные антизападные и антироссийские настроения во всех слоях китайского общества. Причем антироссийские настроения многократно усиливались осознанием того, что в роли интервента выступило де-факто союзное государство. В результате всего этого российско-китайские отношения ухудшились почти на четверть века.
Середина 1920-х-конец 1950-х гг.: потепление отношений и стратегическое сближение [9].
Данный этап имел место преимущественно в сталинский период советской эпохи российской истории и длился около трех с половиной десятилетий. Советская Россия (позже в форме СССР) и Китай прошли путь от возобновления дипломатических отношений до формирования военно-политического союза.
Китай был в числе первых государств, признавших СССР. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены в 1924 г., и в этом же году в Москве было подписано советско-китайское Соглашение «Об общих принципах урегулирования вопросов». В соответствии с данным соглашением, СССР и Китай вступили в совместное владение КВЖД – этой стратегически важной железнодорожной трассой.
В 1930-е гг. советско-китайские отношения продолжали динамично развиваться. Особенно это было заметно в сфере военного сотрудничества. Как и ранее (в 1890-х гг.) основой этого стала обоюдная заинтересованность в противодействии военным планам Японии на Дальнем Востоке. Япония тогда проводила агрессивную внешнюю политику и претендовала на ряд дальневосточных территорий СССР и Китая. В 1930 г. Япония напала на Китай, которому пришлось вести освободительную войну.
СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так, в 1930-х гг. СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долл. (примерно около 5-6 млрд. современных долл.), за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 г. СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай).
Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 г. к власти в стране Коммунистической Партии Китая.
После провозглашения Китайской Народной Республики процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао Цзедуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 г., сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно.
Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности. В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая, подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств. Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 гг.) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками.
Начало 1960-х - конец 1980-х гг.: острый кризис и охлаждение отношений [9]
Данный этап длился примерно три десятилетия. Причем, также как и в начале ХХ в., отношения испортились практически моментально и многие результаты, достигнутые за предшествующий период, оказались перечеркнутыми. Ухудшение отношений началось еще в конце 1950-х гг., а в 1960-х гг. они перешли в стадию политической конфронтации. Особенно ярко это было заметно в идеологической сфере. Так, СССР обвинял правящую партию КНР (КПК) в великодержавном шовинизме (китайском) и отходе от принципов интернационализма. Китай, в свою очередь, обвинял КПСС в ревизии марксизма и мелкобуржуазном вырождении. В результате, отношения между правящими партиями были прерваны, а в 1969 г. СССР и КНР стояли на грани вооруженного конфликта.
В итоге, вплоть до конца 1980-х гг. межгосударственные связи оставались на крайне низком уровне (по сравнению с началом и серединой 1950-х гг.). Первые признаки улучшения советско-китайских отношений наметились лишь перед распадом СССР. Так, в 1989 г. во время официального визита в Пекин руководителя СССР М.Горбачева советская и китайская стороны пришли к согласию о целесообразности нормализации отношений. Перелом в плане улучшения советско-китайских отношений произошел лишь в 1991 г., когда в ходе визита в Москву лидера КНР председателя Центрального комитета КПК Цзянь Цзэминя СССР и Китай подписали Соглашение «О делимитации основной части границы», а также обсудили и наметили пути дальнейшего взаимодействия.
В целом российско-китайские отношения имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с этапами резкого ухудшения взаимоотношений. Как представляется, сближение России и Китая в те или иные периоды во многом определялось прагматичностью мышления российской и китайской правящих элит, осознававших важность расширения сотрудничества в политической, экономической и военной сферах (т.е. комплексного, во всех ключевых сферах сотрудничества, а не в какой-то одной) для продвижения долгосрочных и стратегических интересов своих стран. В то же время, когда сиюминутные, узко-национальные интересы двух стран, их следование в фарватере навязываемых извне схем внешней политики и/или ее идеологизация начинали превалировать над прагматизмом и стратегическим видением общности долгосрочных интересов, то отношения между Россией и Китаем существенно ухудшались:
- разрыв союзных отношений между Российской империей и Китаем на рубеже XIX-XX вв. произошел во многом по вине российского императора Николая II (правил с 1894 по 1917 гг.), который, по-видимому, исходя из ошибочного понимания долгосрочных интересов России, решился в 1900 г. на военную интервенцию в Китай в союзе с западными державами;
- крушение советско-китайского стратегического союза на рубеже 1950-х-1960-х гг. во многом было обусловлено столкновением взаимных амбиций двух социалистических держав, каждая из которых претендовала на первенство в мировом коммунистическом движении и идеологическое лидерство в странах «третьего мира».
Поэтому остается лишь надеяться на все более четкое и растущее понимание всего этого нынешними политическими элитами и России, и Китая, небывало стремительное усиление аналитического сопровождения принимаемых политических решений как в РФ, так и в КНР, что в результате только и способно привести к опровержению известного и меткого выражения: единственный урок истории в том, что из нее никто не извлекает уроков [1, с.389].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ
 
2.1. Достижения русско-китайских отношений
 
Россия и Китай отметили 60-ую годовщину установления дипломатических отношений, которые прошли за эти десятилетия извилистый путь от союзничества, основанного на идеологической идентичности и блоковой солидарности, затем – враждебности и даже балансирования на грани военных действий, до стратегического партнерства и взаимодействия в рамках отношений нового типа.
Нынешние отношения – лучшие за всю их историю – базируются на общих интересах, взаимном учете озабоченностей, поддержке друг друга по принципиальным вопросам, не предусматривают создание военно-политического союза, не направлены против третьих стран, представляя собой, как показывает практика, устойчивую жизненную конструкцию. Ее формирование имело определенную этапность. В 1992 году стороны подтвердили необходимость рассматривать друг друга как дружественные страны. В 1994 году было решено установить отношения конструктивного партнерства, в 1996 году – равноправные доверительные отношения партнерства, направленные на стратегическое взаимодействие в XXI веке. В 2001 году был подписан базовый политический Договор “О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве”, зафиксировавший установление отношений стратегического партнерства и взаимодействия [13, с.189].
Такой характер отношений двух крупнейших соседних держав, кажущийся сегодня естественным и даже обыденным, – весомое и заметное в мировой политике явление, предмет внимания и анализа многих авторитетных исследований.
За последнее десятилетие российско-китайские отношения прошли исторический путь отношений между дружественными государствами, отношений конструктивного партнерства и перешли в стадию отношений партнерства и стратегического взаимодействия. Совместными усилиями выработана оптимальная модель сотрудничества, которая вывела отношения между двумя государствами на путь стабильного развития. Углубляется политическое доверие между двумя странами, непрерывно расширяется практическое взаимодействие, неуклонно укрепляются дружба и взаимопонимание между народами России и Китая. Развитие российско-китайских отношений принесло обоим государствам и народам двух стран реальные выгоды, стало образцом выстраивания отношений между соседними странами и великими державами.
Политические связи России и Китая прошли по темпам быструю эволюцию, хотя и стартовый момент уже был достаточно высоким. Они сразу набрали необходимого динамизма и широты. На основе созданного прочного основания открывается возможность фактического перехода политического сотрудничества Москвы и Пекина на высшую ступень - до политического взаимодействия на международной арене, учитывая высокую степень взаимопонимания между обеими сторонами.
Привлекательной является координация и периодическое согласование действий России и КНР в международных организациях, например, в ООН. Это позволяет отстаивать свои интересы при рассмотрении различных вопросов, связанных с национальной, региональной и глобальной безопасностью, социально-экономическим развитием, преодолением бедности, борьбой с распространением болезней, защитой окружающей среды, поддержке науки, образования, культуры и т.д. Результатами явились договоренности о взаимной подготовке кандидатур при выборах руководящих органов системы ООН и их специализированных организаций, других международных институтов [2, с.179].
Политическое взаимодействие двух государств подкрепляется масштабным сотрудничеством в торгово-технических областях. Перед нами открываются новые перспективы в условиях постепенного преодоления Россией затяжного экономического кризиса 90-х и ощутимым оживлением деловой активности. Растут экспортные возможности России. Кроме того, двустороннему сотрудничеству способствует небывалый экономический бум в Китае. В течение 1989-2000гг. валовой внутренний продукт КНР рос в среднем на 9,7% ежегодно. Структурные экономические реформы, политическая стабильность и благоприятное инвестиционное законодательство привлекли крупно масштабные иностранные капиталовложения. В 1979-2000гг. КНР получила около 250 млрд. прямых иностранных инвестиций [1, с.379].
Российско-китайские отношения развиваются по восходящей и имеют хорошие перспективы. Давно уже существует большой договор о принципах отношений и стратегического сотрудничества между нашими странами. Следовательно, можно видеть, что Россия и Китай имеют заинтересованность в налаживании и дальнейшем развитии двусторонних отношений, которые будут взаимовыгодны для обеих стран.
В структуре российско - китайских связей одно из главных мест занимает военно - техническое сотрудничество. Китай является одним из наиболее емких рынков вооружения в мире и для российского оборонно - промышленного комплекса расширение военно - технического сотрудничества с Китаем представляет возможность развиваться, продолжая инвестировать в научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по созданию новых образцов вооружения и военной техники. В области военных авиационных систем развитие сотрудничества России и Китая направлено, в первую очередь, на увеличение боевых возможностей ВВС. Во время официального визита российского президента В.В. Путина в Китай подписано соглашение по военно-техническому сотрудничеству на 2000 – 2005 и 2005 – 2015 годы. При заключении Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 16 июля 2001 года было согласовано обязательство не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты [9].
Россия и Китай подписали соглашения о борьбе с сепаратизмом и экстремизмом, а также по коммерческим сделкам в отраслях угольной промышленности и ядерной энергетики и в банковской сфере.
Отстаивание национально-государственных интересов каждой страны – первейшая задача ее внешней политики. Сопоставление и непредвзятый анализ коренных интересов России и Китая на этапе нормализации отношений выявили, что задачи Китая по реализации концепции “четырех модернизаций” и новой демократической России, ориентирующейся на строительство правового демократического государства с развитой экономикой, во многом созвучны, а по некоторым ключевым аспектам и направлениям – совпадают. Главные из них – мир и развитие экономики и общества в интересах человека и создание для этого благоприятных мирных условий, исключающих навязывание извне чужой воли.
По мере утверждения в России и Китае именно такого понимания и на фоне динамичных изменений международной обстановки, становилась все более очевидной и практически осуществимой возможность адекватного учета жизненных интересов партнера, их сопряжения, а затем и взаимной поддержки и помощи в отстаивании партнером его ключевых национально-государственных интересов. Россия, например, последовательно поддерживает Китай по таким связанным с его суверенитетом и территориальной целостностью вопросам, как Тайвань, Тибет, Синьцзян. Россия проводила высоко оцененную в Китае работу против политизации под разными предлогами Пекинской олимпиады 2008 года. Китайская сторона, в свою очередь, неизменно поддерживает Россию в вопросах борьбы с терроризмом и сепаратизмом на Северном Кавказе. В принимаемых в последнее время совместных политических документах высокого уровня зафиксирована общность позиций России и Китая относительно расширения НАТО на Восток, создания глобальной системы противоракетной обороны, по ряду других актуальных глобальных и региональных проблем. Одним из результатов сопряжения интересов России и Китая стало создание и постоянное укрепление Шанхайской организации сотрудничества.
Наглядным примером конструктивности такого подхода явилось успешное решение вопроса о прохождении линии российско-китайской государственной границы. Несмотря на историческую сложность и отягощенность проблемы, неоднозначность и крайнюю чувствительность ее восприятия общественным мнением обоих государств, сторонам удалось продемонстрировать подлинную государственную мудрость и дальновидность, преодолеть узкоэгоистичные взгляды и прийти к взаимоприемлемому компромиссу, историческое значение которого, я уверен, еще оценят потомки [4, с.57].
После фиксации в договорных документах положения об отсутствии у сторон каких-либо территориальных претензий друг к другу, а также завершения демаркации границы на всем ее протяжении, включая успешно найденный компромисс по островам у Хабаровска, на повестке дня двусторонних отношений не осталось равных по масштабу и болезненности вопросов.
Опыт наших отношений с Китаем за последние десятилетия свидетельствует о принципиальной важности углубления взаимного доверия между странами на всех уровнях – государственного руководства, корпоративного и экспертного сообществ, широкой общественности. Углубление взаимного доверия – всегда процесс, причем результат в каждый отдельный момент “замерить” довольно сложно. Тем не менее, в выстраивании практической политики важно понимать степень надежности партнера, чтобы не просчитывать вероятность лукавства, расхождения слов и дел с его стороны, а сосредоточиться на конструктивных аспектах сотрудничества и взаимодействия.
Незаменимую роль в этом плане играет весьма разветвленный и структурированный механизм российско-китайского межгосударственного диалога, который сложился в последние годы. Это регулярные встречи на уровне глав государств и правительств, каждая из которых, как показывает практика, существенно продвигает наши отношения, способствует решению ключевых проблем сотрудничества. Это и регулярные контакты заместителей глав правительств по проблемами торгово-экономического, гуманитарного, энергетического, финансового и т.п. сотрудничества. Это и почти два десятка подкомиссий, рабочих групп и других постоянно действующих структур на уровне отраслевых министров или их заместителей. Активно сотрудничают законодательные органы, политические партии, общественные организации. Такого разветвленного механизма взаимодействия у России нет ни с одной другой страной (в сравнение может идти, пожалуй, лишь российско-германское сотрудничество). В рамках этих сложившихся и успешно действующих механизмов стороны имеют возможность подробно информировать друг друга о предпринимаемых действиях, намерениях и их мотивации, снимать озабоченности партнеров, решать конкретные вопросы [8, с.6].
Углубление взаимного доверия важно и с той точки зрения, что в отдельные периоды недавней истории тот или иной темп сближения Китая или нашей страны с ключевыми третьими странами нередко порождал мотивированные, а иногда надуманные опасения, заставляя принимать дополнительные меры и усилия, чтобы в видоизменяющихся геополитических конфигурациях не оказаться “лишним игроком”, объектом блокирования и манипуляций. В этом контексте важно исходить из самоценности российско-китайских отношений стратегического партнерства и взаимодействия, доверять друг другу в главном и исходить из этого в выстраивании собственной политики.
Одним из главных достижений двусторонних отношений за последние годы можно назвать высокую степень взаимного доверия и взаимопонимания. Выходу на такой уровень общения способствовали известные объективные условия и, прежде всего, - совпадение коренных национальных интересов России и Китая. Однако особо стоит отметить, что уровень нашего сегодняшнего партнерства - это и результат неустанных усилий руководителей Российской Федерации и Китайской Народной Республики по расширению и углублению российско-китайских отношений, в основе которых лежит традиционная дружба двух народов.
 
2.2. Проблемы и сложности в установлении русско-китайских отношений
 
Отношения  России  с  Китаем  являются  сложными  и  противоречивыми.  На сегодняшний  день  двусторонние  связи  более  интенсивны  и  разнообразны,  чем р
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.