На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит продаж

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

 

Введение

 
     Одним из значимых в настоящее время, а  также перспективных и эффективных  видов контроля финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов  в условиях рынка является независимый  контроль - аудит.
     Аудиторская проверка продаж позволяет выявить ошибки, которые могут иметь место при организации бухгалтерского и налогового учета операций по реализации товара, а так же проверить организацию документооборота по продаже товаров. Аудиторская проверка позволяет выявить искажения, которые могут возникать при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности могут явиться следствием ошибок и недобросовестных действий. Это имеет важное значение, так как предоставление искаженных данных о финансовом состоянии предприятия влечет за собой негативные последствия как для руководства предприятия, так и для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
     Актуальность  данной темы определена тем, что на современном этапе усиливается  конкуренция, увеличивается поток  товаров, ожесточаются условия между поставщиками и покупателями, поэтому приобретают особую значимость полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета продаж имеет большое значение в успешной работе предприятия. Ввиду выше изложенного выбранная тема исследования является актуальной и будет рассмотрена в данной  работе.
     Целью данной выпускной квалификационной работы изучение методики проведения аудита продажи товаров и определение путей усовершенствования данного участка учета на примере конкретного предприятия.
     Реализация  данной цели требует решения следующих  задач:
    рассмотреть сущность, цель и задачи аудита продажи товаров;
    изучить нормативную базу аудита на исследуемом участке учета;
    изучить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
    провести подготовку к аудиторской проверке и аудиторскую проверку продажи товаров на примере предприятия;
    на основе проведенного аудита выявить недостатки и ошибки в учете операций по продаже товаров в ООО «Термос», а затем сформировать рекомендации по их устранению.
     Предмет изучения – процесс продажи товаров.
     Объектом  исследования в данной работе является ООО «Термос».
     Теоретической и методической основой данной работы являются законодательные акты и нормативные документы, труды российских и зарубежных ученых по вопросам организации аудиторской проверки учета продаж, материалы периодической печати, а также первичная документация, регистры синтетического и аналитического учета продаж, бухгалтерская отчетность ООО «Термос» за 2008-2010г.г.
     Методами  исследования, используемыми в данной работе, являются изучение и анализ нормативной и справочной литературы, наблюдение, метод сравнительного анализа, монографический метод (метод изучения отдельного случая).
 

Глава 1. Теоретические основы аудита продажи товаров

 
      Сущность, цель и задачи аудита продажи товаров
 
     Торговую  деятельность осуществляют как торговые, так и неторговые организации. Неторговые организации могут заниматься продажей готовой продукции, товаров, излишних материальных ценностей через подразделение организации, имеющее право на торговую деятельность и не являющееся юридическим лицом. Для торговых организаций приобретение товаров с целью их дальнейшей продажи является основной деятельностью.
     Организации могут вести как розничную, так  и оптовую торговлю. В ходе проверки организации складского учета товаров  аудитору следует установить, определен ли круг лиц, отвечающих за приемку и отпуск товаров со склада. Аудитор должен убедиться в наличии договоров о полной материальной ответственности и соблюдении порядка приемки и оприходования товаров на склад.
     Аудитору  необходимо подтвердить фактическое  наличие товаров соответствующими документами - товарными накладными, актами о приемке товаров, установить соблюдение порядка документального оформления внутреннего перемещения, отпуска и списания товаров со склада, а также метод ведения складского учета (сортовой или партионный) и правильность ведения аналитического учета. Он должен проверить обоснованность записей в регистрах аналитического учета (карточках складского учета товаров и журнале учета движения товаров на складе) и своевременность сдачи товарных отчетов и отчетов по таре, а также правильность формирования показателей отчетов.
     Аудит учета товаров включает в себя проверку правильности оценки товаров. Аудитору следует проконтролировать:
     - состав затрат, связанных с приобретением товаров, правомерность их включения в стоимость, документальное подтверждение;
     - используемый способ оценки товаров в розничной торговле (по учетным ценам, покупной стоимости, продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок)) и оптовой (по учетным ценам, покупной стоимости);
     - правильность формирования издержек обращения; безошибочность определения и признания выручки от продажи.
     В процессе контроля выполняют взаимную сверку лент кассового аппарата, счетов-фактур, товарных накладных и регистров  по учету продаж. При этом выясняют соответствие указанных в первичных документах и учетных регистрах показателей - номенклатуры товаров, цен на нее, количества и сумм, дат осуществления операций, а также осуществляют проверку организации аналитического учета товаров и правильность бухгалтерских записей по счетам 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи».
     Целью аудита продаж является проверка состояния  бухгалтерского учета продаж и соответствия финансово-хозяйственных операций действующему законодательству.
     Цель  аудита операций по реализации товаров  достигается путем решения в  ходе аудита следующих основополагающих задач по проверке:
    соблюдения действующего законодательства;
    правильности оформления первичных документов;
    правильности формирования себестоимости;
    правильности расчета сумм, подлежащих уплате поставщикам;
    правильности отражения задолженности перед поставщиками и подрядчиками;
    правильности составления отчетности;
    полноты и своевременности отражения операций по реализации товаров.
     При проведении аудиторской проверки продаж аудитор должен подтвердить достоверность отчетности организации. В частности, подтверждается строка 010 «Выручка от продаж» формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,  а также строка 214 «готовая продукция и товары для перепродажи» формы № 1 «Бухгалтерский баланс», строка 215 «Товары отгруженные» (в оптовой торговле) формы № 1 «Бухгалтерский баланс».
       Таблица 1
 Формы первичной документации, используемой по сегменту «Аудит материально-производственных запасов»
Наименование  документа Код формы Унифицированная/ не унифицированная
Нормативный документ, согласно которому введена форма  документа
Акт о приемке товаров ТОРГ-1 унифицированная Постановление Госкомстата РФ № 132 от 25.12.1998г
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей ТОРГ-2 унифицированная
Акт о приеме товара, поступившего без  счета поставщика ТОРГ-4 унифицированная
Акт об оприходовании тар, не указанной  в счете поставщика ТОРГ-5 унифицированная
Акт о завесе тары ТОРГ-6 унифицированная
Журнал  регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары ТОРГ-7 унифицированная
Заказ-отборочный лист ТОРГ-8 унифицированная
Упаковочный ярлык ТОРГ-9 унифицированная
Спецификация ТОРГ-10 унифицированная
Товарный  ярлык ТОРГ-11 унифицированная
Товарная  накладная ТОРГ-12 унифицированная
Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары ТОРГ-13 унифицированная
Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей ТОРГ-15 унифицированная
Акт о списании товаров ТОРГ-16 унифицированная
Приходный групповой отвес ТОРГ-17 унифицированная
Журнал  учета товаров на складе ТОРГ-18 унифицированная
Расходный отвес (спецификация) ТОРГ-19 унифицированная
Карточка  количественно-стоимостного учета ТОРГ-28 унифицированная
Товарный  отчет ТОРГ-29 унифицированная
Отчет по таре ТОРГ-30 унифицированная
Сопроводительный  реестр сдачи документов ТОРГ-31 унифицированная

 
     К источникам аудиторских доказательств относятся:
    устав организации;
    учетная политика;
    бухгалтерский баланс;
    приложение к бухгалтерскому балансу;
    документы по учету продаж  (акты, карточки, ведомости, расчеты и др.);
    материалы предыдущих аудиторских проверок;
    сведения, полученные из бесед с руководством организации;
    сведения, полученные от третьих лиц;
    информация, полученная от службы внутреннего аудита.
     Перечень  первичной документации, используемой при аудите товаров в организации  оптовой торговли приведены в таблице 1.
     Учетные регистры, используемые для отражения  хозяйственных операций по учету материально-производственных запасов в организации оптовой торговли, приведены в таблице 2.
       Таблица 2
Учетные регистры, используемые для отражения  хозяйственных операций по учету  материально-производственных запасов 

Счета бухгалтерского учета Регистры  журнально-ордерной формы, в которых  отражаются операции по: Вид деятельности, где применялся регистр
Дебету  счета Кредиту счета
41 журнал - ордер  №№ 6 (6-а), 6-з, 6-с или 6-сн журнал - ордер  № 11-сн Промышленность, снабжение, сбыт

 
     Активы  организации, относящиеся к выбранному сегменту аудита, могут быть использованы в качестве источников информации. Активы, которые могут быть использованы в качестве источников информации при аудите материально-производственных запасов, приведены в таблице 3.
       Таблица 3
Активы, используемые в качестве источников информации
Сегмент аудита Активы, которые  могут быть использованы в качестве источников информации
Товары Фактически  находящиеся в организации товары

 
     К системным документам относятся  договоры с дебиторами и кредиторами, приказы руководства, локальные нормативные акты, трудовые договоры, прочие системные документы. Выбор системных документов в качестве источников информации может быть осуществлен в соответствии с таблице 4.
       Таблица 4
Системные документы, используемые в качестве источников информации
Сегмент аудита Системные документы, которые могут быть использованы в качестве источников информации
 
Товары
 
Договоры  купли-продажи товаров

 
     Из  большого числа разнообразных ошибок, которые выявляют аудиторы в ходе проверок операции связанных с поступлением и оприходованием товаров, к наиболее часто встречающимся относятся следующие:
     - не проводится инвентаризация  товаров;
     - не заключается договор о материальной  ответственности с кладовщиком;
     - нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров;
     - не проводится (или нерегулярно  проводится) сверка данных по  поступившим и оприходованным  ценностям в бухгалтерии и  на складах организации.

1.2. Нормативное регулирование аудита продажи товара

 
     Система нормативного регулирования аудиторской  деятельности в России представляет собой многоуровневую систему, состоящую  из четырех уровней, которая включает процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. [39, с.30]
     Первый   уровень   включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ, который в России относится к основным законодательным актам. В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. [39, с.31]
     К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся федеральные правила (стандарты): Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696 (ред. от 19.11.2008) и Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.2002 №80. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Данные нормативные документы регулируют общие вопросы, в том числе вопросы аттестации и лицензирования. [39,с.32]
     Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
     - правило (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность.
     - правило (стандарт) №2. Документирование аудита. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита [9].
     - правило (стандарт) №3. Планирование аудита. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу [10].
     - правило (стандарт) №4. Существенность в аудите. Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц [11].
     - правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства. Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц) [12].
     - правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [13].
     Третий  уровень включает внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права. На этом уровне должны разрабатываться и правила (стандарты) по специфическим видам аудита [39,c.33].
     Четвертый включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
     При проведении аудиторской проверки, аудиторы должны руководствоваться нормативной  базой по бухгалтерскому учету продажи  товаров, включающую четыре уровня. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регулирующие учет товаров и их продажу целесообразно представить в виде следующей системы:
     1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
     2 уровень - стандарты (положения)  по бухгалтерскому учету и  отчетности;
     3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;
     4 уровень - рабочие документы по  бухгалтерскому учету самой организации.
     Основным  актом первого уровня является Федеральный Закон  «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.[3] Этим законом рассматриваются общие положения по ведению бухгалтерского учета, устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимых пользователям бухгалтерской отчетности.
     К первому уровню системы также следует отнести Гражданский и Налоговый кодекс Российской Федерации.
     Гражданский кодекс Российской Федерации характеризует  все виды возникающих отношений  между гражданами, гражданами и обществом  и предприятиями и гражданами.[1] В Гражданском кодексе обобщены правила, нормы и положения, устанавливающие правовой режим имущественных отношений, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
     При осуществлении торговых операций, связанных  с реализацией продукции, предприятиям необходимо руководствоваться гражданским законодательством РФ, которое дополняют права и обязанности друг перед другом, указанные в договоре купли-продажи (ст. 454 ГК РФ). В соответствии со ст. 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.
     Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает основополагающие начала построения налоговой системы, определяют виды взимаемых налогов и сборов и уровни их установления.[2] Положения Налогового кодекса определяют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность за совершение налоговых правонарушений.
     В статье 39 дается определение реализации товаров, работ и услуг. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     К нормативным документам второго  уровня регулирования относятся  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений - раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой  отчетности.
     Согласно  Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, который ввиду его значимости подвергался постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации руководство организаций самостоятельно определяет форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и внутреннего контроля, выделяет на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения, исполнительные органы  и другие обособленные подразделения, входящие в состав организации. [5]
     Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина от 11.03.2009г. № 22н, устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций. [6] В учетной политике утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций по закупке, отгрузке и продаже товаров, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки товаров, а также способ признания выручки от продажи товаров в бухгалтерском учете.
     Положение по бухгалтерскому учету 5/01«Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации, частью  которых являются товары. [7] В положении дается понятие товаров, приводятся способы оценки и отпуска материально-производственных запасов, а также раскрытие информации  в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением.
     Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.[8] Выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка) является доходами от обычных видов деятельности. Она принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества. При продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» 10/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.[9] Расходы, связанные с приобретением и продажей товаров являются расходами по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.
     В системе нормативного регулирования  План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, то есть не имеющими нормативно-правового характера.[10] Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение. На основании Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н., и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
     Методические  указания, инструкции, рекомендации в  системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней.
     Методические  указания по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов, утвержденные Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 119н определяют порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). На основе данных методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием материально-производственных запасов.[12]
     Методические  указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 г. N 49) устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. [11] Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
     В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы  конкретной организации относят  к четвертой группе. Основными  рабочими документами конкретной организации  являются: документ по учетной политике предприятия; утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; графики документооборота; утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета; утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

1.3. Классификация методик аудиторской проверки продажи товара

 
     Методики  выполнения аудиторских проверок, разрабатываемые  специалистами аудиторских организаций, — их коммерческая тайна, их «ноу-хау».
     В настоящее время можно выделить четыре основных подхода к созданию методик аудита: бухгалтерский, юридический, специальный, отраслевой.
     Бухгалтерский подход является традиционным. Он заключается  в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета, например аудит кассовых операций, аудит расчетов с персоналом по оплате труда, аудит расчетов с подотчетными лицами и т.д. Методики аудиторской проверки по счетам бухгалтерского учета в том или ином наборе выступают составными частями каждой аудиторской проверки. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета.
     Юридический подход включает в себя разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта в учете. К таким методикам можно отнести методику аудита уставного капитала, включающую в себя экспертизу правильности и полноты формирования уставного капитала, а также порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями. Экспертиза заключенных экономическим субъектом хозяйственных договоров на соответствие применимому законодательству и экспертиза соблюдения   экономическим   субъектом   трудового   законодательства также относятся к этому типу методик аудита. В правилах (стандартах) аудиторской деятельности такие методики называют методиками проверки средств системы контроля.
     Специальный подход включает в себя разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом и др.). Например, методики аудита предприятий с иностранными инвестициями, представительств иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ, субъектов малого предпринимательства. К специальным относятся также методики проверки предприятий, работающих в условиях специальных налоговых режимов по: упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства; системе налогообложения в свободных экономических зонах; системе налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях; системе налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции (ст. 18 Налогового кодекса РФ).
     При отраслевом подходе разрабатываются  методики аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. К таким методикам можно отнести методики аудита: предприятий торговли, сельскохозяйственных предприятий, строительных организаций, банков, страховых организаций, инвестиционных институтов. В этих методиках учтены особенности проверки состава затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), организации управленческого учета и др.[34,c.34]
     Применяя  все перечисленные методики, необходимо использовать современные инструментальные средства — тесты, таблицы, анкеты, опросные листы — облегчающие работу аудиторов и ассистентов. При этом при проведении аудита и сопутствующих услуг все более важную роль играют компьютерные информационные технологии.
     Совокупность  комплексов работ предприятия, которые  необходимо проверить при аудите, можно разделить на 2 группы.
     Первая  включает учредительные и другие общие документы, хозяйственные договоры, учетную политику, отчетность, систему внутреннего контроля.
     Вторая  – комплексы по всем разделам и  счетам бухгалтерского учета.
     Методика  детальной проверки отражения в  учете оборотов и сальдо по счетам должна разрабатываться по единой (типовой) схеме, включающей:
     - схемы бухгалтерских проводок, соответствующих основным учетным решениям;
     - состав первичных документов по счету или разделу учету. В данном разделе кроме унифицированных предоставляются первичные документы, разработанные предприятиями и организациями самостоятельно с изложением причин, послуживших основанием для их разработки;
     - регистры синтетического и аналитического учета по счету: в разделе должны быть представлены образцы регистров, описание примеров их заполнения, взаимосвязи с другими регистрами;
     - бухгалтерская отчетность, в которой находят отражение участок учета или отдельные бухгалтерские счета: в разделе необходимо предусмотреть построение таблицы взаимоувязки показателей форм отчетности;
     - классификатор и перечень типовых нарушений по разделам учета и отдельному счету. Раздел должен совершать перечень типовых нарушений и обстоятельств, позволяющих выявить данные нарушения;
     - тест для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки. Вопросники в виде блок-схемы с указанием вариантов ответов;
     - перечень и описание аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счету. Аудиторские процедуры разрабатываются по схеме, содержащей: наименование контрольной процедуры, цель проведения, перечень документов клиента, необходимых для выполнения процедуры, перечень нормативных документов, описание техники исполнения процедуры, форма рабочего документа.
     Последовательность  выполнения процедур может быть оформлена  в виде блок-схем как по отдельному разделу, так и по нескольким взаимосвязанным разделам учета [40,c.52].
     При определении методики аудиторской  проверки, самостоятельно разрабатываемой  в соответствии с действующими нормативными актами, аудиторам или аудиторской  фирме, следует учитывать, что главными источниками информации для составления бухгалтерской и налоговой отчетности служат данные учетных регистров, в том числе Главная и Кассовая книги, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, машинограммы и другие документы, которые позволили бы аудитору сверить данные об остатках на одноименных синтетических счетах с балансовыми статьями по состоянию на конец проверяемого периода.
     В процессе проведения проверок необходимо учитывать основные положения методики проверки, а именно ее нормативное обеспечение, которое может быть внешним и внутренним.
     Внешнее – включает соответствующие законы, стандарты, положения, методические материалы. Они необходимы аудитору, чтобы выявить  соответствие ведения учета и  составления отчетности.
     Внутреннее  нормативное обеспечение – это  учетная политика субъекта, методические материалы по организации учета  и внутреннего контроля на конкретном предприятии. Они подлежат анализу  и сопоставлению с действующими методологиями [22,c.65].
     Аудит товарных операций можно отнести  к инициативному тематическому  аудиту, он осуществляется либо внешним  аудитором, либо внутренней аудиторской  службой предприятия. Внешняя инициативная аудиторская проверка должна состоять из определенных этапов. Условно аудиторскую проверку можно разбить на три основных этапа:
     1) планирование;
     2) сбор аудиторских доказательств;
     3) завершение аудита.
     Порядок проведения аудиторской проверки показан  на рисунке 1. 
 

      Рисунок 1. Этапы аудиторской проверки
     На  первом этапе аудитор:
    предварительно знакомится с клиентом;
    оформляет свои отношения с клиентом контрактом и (или) письмом-обязательством;
    изучает и оценивает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента;
    готовит общий план и программу аудита [22,c.79].
     На  основном (втором) этапе аудита аудитор  обычно занимается сбором аудиторских  доказательств, для чего выполняет  аудиторские процедуры. Аудиторские  процедуры включают в себя тестирование средств контроля и аудиторские  процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.
     На  последнем (третьем) этапе аудитор  должен:
    завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского отчета;
    подготовить письменную информацию руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудита;
    сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта;
    подготовить по установленной форме аудиторское заключение.
     Такая схема (как и любая другая) лишь приблизительно отражает ход реальной работы аудитора. Например, не все этапы  аудита выполняются последовательно, некоторые идут одновременно. Так, изучение и оценка системы внутреннего контроля проверяемой организации может проводиться в том числе и на стадии сбора аудиторских доказательств, планирование аудита может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита - на всех его этапах, но именно на завершающем этапе аудиторский отчет приобретает законченный вид. К обязательным требованиям, которые должны соблюдаться в процессе аудита, можно отнести:
     - документирование аудита;
     - применение аудиторских процедур  при сборе аудиторских доказательств;
     - соблюдение определенных требований  при проведении выборочной проверки учета продажи товара.
     Таким образом, в данной главе были рассмотрены  теоретические основы аудита продажи товаров, а в частности сущность, цель и задачи аудиторской проверки, источники информации, типичные ошибки, встречающиеся при ведении данного участка учета, а также нормативные документы, характеризующие правовую основу проведения аудиторской проверки продажи товаров.
 

Глава 2. Аудит продажи товаров в ООО «Термос»

2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия

 
     Общество  с ограниченной ответственностью «Термос», далее именуется - Общество, учреждено на основании «Гражданского Кодекса РФ», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
     Общество  является коммерческой организацией.
     Общество  является хозяйственным обществом, учрежденным на основании добровольного  объединения вкладов учредителей  в целях осуществления хозяйственной  деятельности, предусмотренной настоящим  Уставом, имеющей целью удовлетворение общественных потребностей и извлечения прибыли.
     Полное  фирменное наименование: Общество с  ограниченной ответственностью «Термос».
     Сокращенное фирменное наименование: ООО «Термос». Место нахождения и почтовый адрес Общества: РФ, .440000, г. Пенза, ул. Мебельная, д.5.
     Целью  деятельности общества является  концентрация - интеллектуальных  способностей, финансовых   и   материальных   средств участников   для   получения   прибыли   от   его   деятельности, удовлетворение потребностей юридических лиц и граждан в товарах народного потребления и продукции производственно-технического назначения, а также создание дополнительных рабочих мест.
     Предметом деятельности Общества является:
     - реализация  лекарственных  средств  и  изделий  медицинского    назначения;
      - изготовление лекарственных форм  по рецептам;
     - иные виды деятельности, кроме  прямо запрещенных федеральными законами (Приложение 1).
     Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензия). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.
     ООО «Термос» начинало свою работу как  предприятие малого бизнеса с  численностью 21 человек. В условиях расширения масштабов деятельности и, соответственно, роста товарооборота возникла необходимость увеличения штатного аппарата. Так, в настоящее время численность работников организации составляет 60 человек.
     Руководство финансово-хозяйственной деятельностью организации осуществляют генеральный директор и его заместитель.
     Бухгалтерский учет в ООО «Термос» осуществляется специализированным структурным подразделением – бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
     Структура бухгалтерии утверждается Положением о бухгалтерии и штатным расписанием, права и обязанности работников – действующим законодательством и должностными инструкциями.
     Главный бухгалтер назначается на должность  и освобождается от должности приказом генерального директора предприятия.
     На  рисунке 2 представлена организационная структура бухгалтерии ООО «Термос».
     Должностные инструкции в ООО «Термос» разрабатываются на основе квалификационных характеристик работников. Они обеспечивают оптимальную технологию трудовой деятельности, рациональное разделение труда, высокую организованность, дисциплину и порядок на каждом рабочем месте, а также способствуют совершенствованию системы управления персоналом.
     
     
       
 

       
 

Рисунок 2. Структура бухгалтерской службы 

     Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Он формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику предприятия, возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы. Главный бухгалтер также обеспечивает порядок проведения инвентаризаций, контроль за проведением хозяйственных операций, соблюдение технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
     Бухгалтер оптовых операций осуществляет работу на порученном участке бухгалтерского учета. Он отражает движение денежных средств в первичных документах, осуществляет обработку первичной документации, отражает в документах бухгалтерского учета операции по поступлению и выбытию товаров, по учету расчетов с поставщиками. Бухгалтер оптовых операций производит обработку отчетов по складу, оформляет счета-фактуры и накладные сторонним организациям и на отпуск товаров со склада в аптеки.
     Заместитель главного бухгалтера по налоговому учету  ведет учет на порученном ему участке и несет ответственность за правильный расчет налогов и их своевременную уплату в соответствующий бюджет.
     Бухгалтер-кассир подчиняется непосредственно главному бухгалтеру ООО «Термос» и его заместителю.
     Структура бухгалтерского отдела является эффективной. Строгое распределение обязанностей между работниками бухгалтерии позволяет им выполнять работу в установленные сроки в полном объеме.
     Бухгалтерский учет в ООО «Термос» ведется в  соответствии с действующим законодательством  в РФ и утвержденной учетной политикой.
     Учётная политика ООО «Термос» утверждена руководителем организации на основании Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ, утверждённого Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. № 34н, Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/2008), утверждённого Приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008г. № 106н (Приложение 2).
     В ООО «Термос» бухгалтерский учёт ведётся бухгалтерской службой путём двойной записи на счетах бухгалтерского учёта согласно рабочему плану счетов. Бухгалтерский учёт имущества, обязательств и хозяйственных операций ведётся в рублях. Документирование имущества, обязательств и хозяйственных операций, ведение отчётности осуществляется на русском языке.
     В ООО «Термос» бухгалтерский учёт ведётся на компьютере с использованием автоматизированной системы управления «1С: Предприятие. Версия 8.0».
     Таким образом, служба бухгалтерского учета  в ООО «Термос» обеспечивает точный и своевременный учет хозяйственно-финансовой деятельности Общества в соответствии с действующими нормативными актами РФ.
     В современных условиях необходимо проводить анализ финансовых показателей деятельности предприятия. Он проводится для того, чтобы предвидеть и избежать негативные тенденции в работе предприятия, наиболее рационально использовать производственные фонды, долгосрочные и текущие активы. Проведем расчет и анализ основных финансовых показателей хозяйственной деятельности ООО «Термос» на основании данных отчета о прибылях и убытках Форма №2 (Приложения 3) за 2009-2010 г. и отразим его в таблице 5.
    Таблица 5
Основные финансовые показатели деятельности
ООО «Термос», тыс. руб.
Показатель 2009 год 2010 год Отклонение 2010 г. от 2009 г.
Тыс. руб. %
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг  
5093
 
5673
 
580
 
111,4
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ  и услуг  
3918
 
4649
 
731
 
118,7
Валовая прибыль 1175 1024 -151 87,1
Коммерческие  расходы 1225 1282 57 104,7
Прибыль от продаж 50 258 208 5 раз
Прочие  доходы 5 - -5 -
Прочие  расходы 140 111 -29 79,3
Прибыль (убыток) до налогообложения (185) (369) -554 -
Чистая  прибыль (убыток)  отчетного периода  
(214)
 
(369)
 
-155
 
172,4

 
     Данные  таблицы 6 показывают, что выручка от продаж в 2010 г. увеличилась на 580 тыс. руб. (11,4%) по сравнению с 2009 годом. Себестоимость продукции также возросла в отчетном периоде по сравнению с предыдущим на 731 тыс. руб. Это обстоятельство отразилось на снижении валовой прибыли на 151 тыс. руб. или на 12,9%.. Это связано с тем, что прирост выручки в отчетном году по сравнению приростом себестоимости был ниже.
     Коммерческие  расходы в 2010 году возросли по сравнению  с 2009 годом на 57 тыс. руб., что соответственно повлияло на величину прибыли от продаж. Кроме того произошло увеличение в 2010 году по сравнению с 2009 годом прочих расходов на 29 тыс. руб. В результате  по итогам работы за 2010 год ООО «Термос» получило убыток  в размере 369 тыс. руб., что на 155 тыс. руб. больше чем в 2009 году.
     Таким образом, ООО «Термос» находиться в  критической финансовой ситуации.

2.2. Планирование аудиторской  проверки продажи товаров

 
     На  предприятии ООО «Термос»  объем  проданного товара – один из основных показателей, характеризующих его деятельность, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации товара, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты товара – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.
     Приступая к проверке операций по учету продажи  товаров, в первую очередь необходимо подтвердить первоначальную оценку системы внутреннего контроля и  бухгалтерского учета этих операций.
     В ходе аудиторской проверки аудитор  обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется в проверяемой организации, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур [28,c.8].
     Если  аудитор убежден, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально или более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление.
     Задачами аудитора для изучения и оценки системы внутреннего контроля фирмы являются:
     1) описание понятия системы внутреннего контроля и ее составляющих;
     2) формулировка основных требований, предъявляемых к изучению и оценке надежности системы внутреннего контроля;
     3) описание особенностей изучения и оценки системы внутреннего контроля.
     Система внутреннего контроля может считаться  эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении  недостоверной информации и выявляет такую информацию. Оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета является важным этапом аудиторской проверки, так как она помогает понять, какие недостатки существуют в этих системах.
     Для целей проверки структура внутреннего  контроля может быть подразделена на контрольную среду, систему бухгалтерского учета и процедуры контроля.
     Контрольная среда включает философию менеджмента и стиль работы, организационную структуру организации, деятельность высшего руководства, внутренний аудит, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля исполнения операций, кадровую политику, различные факторы, влияющие извне на практическую деятельность (например, проверки внешними контролирующими структурами). Отмечено, что повышенное внимание руководства к организации внутреннего контроля является решающим фактором его эффективности, поскольку фактически предопределяет отношение всех сотрудников к контролю и создает благоприятные условия для работы службы внутреннего аудита.
     Система бухгалтерского учета включает правила и принципы ведения бухгалтерского учета и ведения учетных регистров, установленных для идентификации, сбора, анализа, классификации, отражения в учете и отчетности совершенных операций.
     Процедуры контроля - это специальные проверки, проводимые персоналом, направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений информации в системе бухгалтерского учета. Они предполагают наличие эффективных процедур санкционирования, документирование, фактический контроль за отгрузками и оплатами и осуществление независимых проверок.
     Система внутреннего контроля ООО «Термос» должна быть оценена не менее чем в три этапа:
     1) общее знакомство с системой  внутреннего контроля;
     2) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
     3) подтверждение достоверности  оценки системы внутреннего контроля.
     В задачу первичной оценки надежности системы внутреннего контроля входит выяснение того, что предпринимается  в организации для предотвращения, выявления и исправления ошибок и искажений информации. Предлагаемая методика первичной оценки надежности системы внутреннего контроля основана на тестировании, которое осуществляется по заранее подготовленному вопроснику.
     Результаты  тестирования представлены в Приложении  4.
     По  итогам тестирования на ООО «Термос» уровень надежности и эффективности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета колеблется от ниже среднего до среднего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что надежность системы внутреннего контроля оценивается как средняя.
     При общем знакомстве с системой внутреннего  контроля предприятия были выявлены средства контроля над учетной информацией, наличие схемы документооборота, объем хозяйственных операций достаточно велик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как средняя. Следовательно, ей соответствует риск, равный 50%.
     Анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 80%. Внутрихозяйственный риск всегда высок, особенно в случае, когда аудиторская проверка проводится впервые.
     Риск  необнаружения принимается равным 20%.
     Для проведения аудиторской проверки необходимо рассчитать приемлемый аудиторский  риск (далее – ПАР), который находится  как произведение внутрихозяйственного риска (далее – ВХР), риска средств контроля (далее – РСК) и риска необнаружения (далее – РН):
                                 ПАР = ВХР*РСК*РН (1)
     Исходя  из этого, ПАР рассчитывается следующим  образом:
     ПАР= 0,8*0,5*0,2 = 0,08
     Таким образом, приемлемый аудиторский риск составляет 8%.
     В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с внутренними документами ООО «Термос», касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние дел соответствует положениям вышеперечисленных документов. В необходимых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать движение отдельных сумм в учете от первичных документов до их вклада в отчетные документы.
     Этап  первичной оценки надежности системы  внутреннего контроля можно считать завершенным, так как мною была выявлена вероятность того, что существующие политика и процедуры внутрифирменного контроля помогут обнаружить существенные искажения информации.
     Планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора.
     При планировании аудиторской проверки на начальном этапе определяют аудиторский риск и уровень существенности, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность ООО «Термос» достоверной. Уровень аудиторского риска и существенности позволяет спланировать необходимые аудиторские процедуры. Единый уровень существенности был определен исходя из основных показателей отчетности ООО «Термос». Единый уровень распределяется между существенными статьями бухгалтерского баланса пропорционально удельному весу данных статей в валюте бухгалтерского баланса. Порядок определения уровня существенности статей баланса регулируется, как правило, аудиторским стандартом, применяемым в компании-аудиторе. В нем указывается критерий существенности в рублях или в процентах от валюты баланса. В данном случае, для изучаемой организации считаем несущественными статьи баланса с остатками, составляющими менее 1% валюты баланса.
     Определим единый показатель уровня существенности для ООО «Термос» (табл. 6). Для расчета будут использованы данные бухгалтерского баланса (Приложение 5) и отчета о прибылях и убытках.
       Таблица 6
Данные  для определения уровня существенности для ООО «Термос»
Наименование  базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.
Уровень существенности показателя, % Значение применяемое  для определения уровня существенности, тыс. руб.
Балансовая  прибыль предприятия  
369
 
5
 
18,45
Валовой объем реализации 5673 2 113,46
Валюта  баланса 1010 2 20,2
Собственный капитал 231 10 23,1
Общие затраты предприятия 4649 2 92,98

     Аудитор должен проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую  и (или) меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.
     Используя данные таблицы 6, произведем расчет уровня существенности.
     Среднее арифметическое значение показателей, указанных в столбце 4 составляет:
     (18,45+113,46+20,2+23,1+92,98):5 = 53, 64 тыс. руб.
     Наименьшее  значение отличается от среднего на:
     (53,64 – 18,45) : 53,64 х 100% = 65,6%
     Наибольшее  значение отличается от среднего на:
     (113,46 - 53,64) : 53,64 х 100% = 111,5%
     Поскольку значение 18,45 тыс. руб. и 113,46 тыс. руб. значительно отличается от среднего, принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее и наибольшее значения. Новое среднее арифметическое составит:
     (20,2+23,1+92,98):3 = 45,43 тыс. руб.
     Полученное  значение округляем для удобства, так чтобы новое значение не превышало  ранее полученное в ту или иную сторону на 20%.
     Таким образом, для проверки принимается  уровень существенности в 45 тыс. руб.
     Если  аудитору в ходе проверки станут известны определенные неучтенные обстоятельства, то он имеет право скорректировать значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, его новое значение, соответствующие расчеты и подробная аргументация аудитора должны быть в обязательном порядке зафиксированы в рабочих документа аудитора и утверждены руководителем данной проверки.
     Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
     Общий план аудита товаров и ее продажи  на ООО «Термос» представлен в  таблице 7.
       Таблица 7
Общий план проведения аудита продажи товаров  в ООО «Термос»
Проверяемая организация Период  аудита
Количество  человеко-часов
Аттестованный аудитор
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
ООО «Термос» с 01.01.2010г. по 31.12.2010г.
21
Камина  Е.В.
8 %
1) качественно  - соответствие нормативным актам
2) количественно 45 тыс. руб.
п/п
Планируемые виды работ Период проведения проверки Исполнитель
1. Аудит состояния  аналитического учета товаров и  наличия товаров на складах с 14.02.2011г. по 15.02.2011г. Камина Е.В.
2. Аудит отражения  в учете операций по поступлению  товаров с 16.02.2011г. по 18.02.2011г. Камина Е.В.
3. Аудит отражения  в учете операций по выбытию товаров 19.02.2011г. по 22.02.2011г.
Камина Е.В.
4. Аудит соответствия данных учета бухгалтерской отчетности 23.02.2011г. по 26.02.2011г. Камина Е.В.

 
     Программа аудита операций по продаже в  ООО «Термос» представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по реализации товара требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций. Программа аудита продажи товаров в ООО «Термос» представлена в Приложении 6.
     Важным  шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей  группы в зависимости от целей  проверки, объема работы и сроков проведения аудита. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле.
     Обязанность подбора и распределения по участкам проверки аудиторов, ассистентов и  иных специалистов, привлекаемых к  проверке, общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны быть возложены на руководителя аудиторской проверки.

2.3. Сбор аудиторских доказательств

 
     Проверка  правильности организации материальной ответственности. Для проверки организации материальной ответственности в ООО «Термос» были предоставлены следующие документы: договоры о материальной ответственности, список материально-ответственных лиц, приказы руководителя о назначении материально-ответственных лиц. Проверка не выявила нарушений по составлению договоров. В организации в наличии все приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность товарно-материальных ценностей. Со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной материальной ответственности.
     При проверке правильности организации  материальной ответственности в  ООО «Термос» нарушений не выявлено.
     Проверка  соответствия данных синтетического и  аналитического учета. При аудиторской проверке использовались следующие документы:
    Приказ об учетной политике с приложенным рабочим планом счетов;
    Бухгалтерский баланс;
    Сводный Оборотный Баланс. В ООО «Термос» на основании данного документа заполняется отчетность, Главная книга не ведется.
    Журналы – ордера по счетам 41 «Товары», 19 «НДС».
    Первичные документы по поступлению, учету и выбытию товаров.
     Необходимо  отметить, что в организации не ведутся карточки количественно-стоимостного учета (форма № ТОРГ-28), что является нарушением Постановления Госкомстата России от 25.12.98 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», а также свидетельствует о плохой организации аналитического учета, который представлен лишь раздельным учетом товаров, облагаемым по разным ставкам НДС. В связи с этим, проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета проводилась путем сопоставления показателей, содержащихся в форме №1 бухгалтерской финансовой отчетности, с остатками и оборотами по счетам в Сводном Оборотном Балансе, а также данными журналов-ордеров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.