На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические, организационные и правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхования, их назначение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки  Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
«Санкт-Петербургский  торгово-экономический институт»
Учётно-экономический  факультет
Кафедра финансов, денежного обращения и кредита 
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине «Финансы»
На тему «Экономические, организационные и  правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхования, их назначение» 
 

                                                              
                                                           
                                                               Выполнила: Емельянова Н. В., группа 231
                                                                                        № зач. книжки 28416-УД
                                  Научный руководитель: Сухарева О. Г.                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2011
Содержание 

 

Введение

      Важным  звеном государственных и муниципальных  финансов являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое  назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
      Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп  населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
      Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в  здравоохранении. Медицинское страхование  позволяет человеку сопоставить  необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Тема медицинского страхования звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой области. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
      Также актуальность данной темы характеризуется тем, что Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.
      Цель  курсовой работы - раскрыть экономические, организационные и правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхования и их назначение.
      Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
      1. Исследовать деятельность Фондов обязательного медицинского страхования: функции, полномочия, средства.
      2. Рассмотреть нормативно-правовую сторону формирования и функционирования Фондов обязательного медицинского страхования.
      3. Раскрыть социально-экономическую сущность средств Фондов обязательного медицинского страхования и изучить порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования.
      4. Рассмотреть проблему реформирования системы обязательного медицинского страхования на современном этапе, наметить пути совершенствования формирования и использования Фонда обязательного медицинского страхования.
      Объектами исследования выступили Федеральный и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования, предметом – экономические, организационные и правовые основы функционирования Фондов.
      Поэтому в первой главе курсовой работы рассмотрен Фонд обязательного медицинского страхования - его роль, функции, полномочия, а также направления деятельности.
      Во  второй главе показаны источники  формирования бюджета Фонда и  направления использования средств, показана динамика расходов за период 2008 - 2009 годов.
      А третья часть посвящена нововведениям, происходящим в системе ОМС в настоящее время.
 

Глава 1. Функции и задачи ФОМС

1.1 Роль ФОМС в  системе обязательного  медицинского страхования

      Система обязательного медицинского страхования  создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ.
      Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в  охране здоровья.
      Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «Об обязательном  медицинском страховании  в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года. Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.
      Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой  за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
      Принципы  обязательного медицинского страхования, а также их сущность представлены в приложении 1.
      В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
      Численность граждан,  застрахованных по обязательному  медицинскому страхованию, в 2010 г. составила 141,4 млн. человек; в том числе 57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих граждан.
      В  2010 году в Российской Федерации в  системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8 141 медицинская организация, что  сопоставимо с данными за 2009 год (8 142 медицинские организации). Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 83 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.
      Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
      По  состоянию на 2010 г. в систему ОМС Российской Федерации входят 84 территориальных фондов ОМС, 100 страховых медицинских организаций (СМО) и 261 филиала СМО.
      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Он является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.
      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной  части государственного социального страхования.
      ФОМС  является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством  РФ.
      ФОМС  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и уставом Федерального фонда ОМС. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав ФОМС.
      Основными задачами ФОМС являются:
    Финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
    Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
    Аккумулирование финансовых средств ФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
      Стратегическим  направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном  медицинском страховании  в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.
      Во  исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, а также осуществляет в соответствии с законодательством РФ расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
      Расходование  средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом. 
      Деятельность  ФОМС регулируется Уставом, утвержденным постановлением Правительства. Деятельность ТФОМС осуществляется в соответствии с Положением о ТФОМС, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ.
      Территориальные фонды обязательного медицинского страхования выполняют роль центральной  финансирующей организации страховой  медицине. Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховыми организациями, а так же объектами здравоохранения. При этом территориальные фонды контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи.
      Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта РФ и  осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».
      По  состоянию на 1 января 2011 года  в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования.

1.2 Функции и полномочия  ФОМС

      Роль  федерального фонда обязательного  медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства раскрывается через его функции. В целях выполнения основных задач ФОМС:
    Осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
    Разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование.
    Осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда.
    Участвует в создании ТФОМС.
    Выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
    Осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы РФ контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования.
    Осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
    Осуществляет в пределах своей компетенции организационно - методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования.
    Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования
    Участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан.
    Осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство РФ.
    Организует в порядке, установленном Правительством РФ, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования.
    Изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования.
    Обеспечивает в порядке, установленном Правительством РФ, организацию научно - исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования.
    Участвует в порядке, установленном Правительством РФ, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования.
    Ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство РФ проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.
      Управление  Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором. Состав Правления Федерального фонда ОМС утверждается Правительством Российской Федерации.
      К компетенции правления Федерального фонда относится решение следующих  вопросов:
      1) утверждение перспективных планов работы Федерального фонда;
      2) рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
      6) рассмотрение разрабатываемых Федеральным  фондом проектов нормативных  актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования (Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования);
      7) принятие решений о внесении  в установленном порядке предложений  по определению норматива средств  на содержание Федерального фонда,  о рекомендациях по определению  норматива средств на содержание  территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;
      8) формирование ревизионной комиссии.
      Контроль  за финансовой деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная  комиссия.
      Контроль  за исполнением бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
      Порядок организации проверок деятельности Федерального фонда устанавливается  Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации. Состав правления Федерального фонда в количестве 13 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года.
      Правление возглавляет председатель правления. В состав правления могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.
      Решение правления принимается простым  большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания  правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца.
 

Глава 2. Анализ бюджета ФОМС

2.1 Источники формирования  бюджета ФОМС

      Финансовые  средства ФОМС являются федеральной  собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.
      Финансовые  средства Федерального фонда образуются за счет:
      1) страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
      2) недоимок по взносам, налоговым  платежам;
      3) начисленных пени и штрафов;
      4) средств федерального бюджета,  передаваемых в бюджет Федерального  фонда в случаях, установленных  федеральными законами;
      5) доходов от размещения временно свободных средств;
      6) иных источников, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.
      Временно  свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах  и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
      Финансовые  средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при  утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
      Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
      .Расходы  бюджета Федерального фонда осуществляются  в целях финансового обеспечения:
      1) предоставления субвенций из  бюджета Федерального фонда бюджетам  территориальных фондов для финансового  обеспечения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона полномочий;
      2) исполнения расходных обязательств  Российской Федерации, возникающих  в результате принятия федеральных  законов и (или) нормативных  правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
      3) выполнения функций органа управления  Федерального фонда.
      Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.
      Федеральный закон от 08 декабря 2010 №333-ФЗ "О  бюджете Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на 2011 год  и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусматривает утверждение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 г. по доходам в сумме 335 968 300,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 21 140 700,0 тыс. рублей; по расходам - 335 968 300,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 18 000 000,0 тыс. рублей.
      В 2010 г. в структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
      Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.
      При росте расходов средств на ведение  дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.
        Основными источниками доходов бюджетов ФОМС являются взносы, заменившие единый социальный налог. На сегодняшний день размер обязательных взносов на ОМС равен 5,1% от фонда оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в ред. от 16.10.2010 №272-ФЗ) средства распределяются следующим образом. Средства в размере 2% от фонда оплаты труда остаются на территории для оплаты медицинской помощи ее населению; 3,1% от фонда оплаты труда перечисляются в Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий получения медицинской помощи всеми гражданами России.
      За  неработающих граждан взносы в фонды  ОМС осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
      От  уплаты взносов на ОМС освобождаются  общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности  этих организаций предприятия, объединения  и учреждения, созданные для осуществления  их уставных целей.
      В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля; страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля.
      Далее перейдем к рассмотрению экономической  основы Территориальных фондов ОМС. Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Бюджет территориальных фондов в 2009 г. по доходам составил 551 337 млн. руб., а по расходам – 550 616 млн. руб. Рассмотрим что входит в состав бюджета территориальных фондов обязательного медицинского страхования:
      К доходам бюджетов территориальных  фондов относятся:
      1) субвенции из бюджета Федерального  фонда бюджетам территориальных  фондов (с 1 января 2012 года);
      2) межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением субвенций, предусмотренных пунктом 1 настоящей части);
      3) платежи субъектов Российской  Федерации на дополнительное  финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом;
      4) платежи субъектов Российской  Федерации на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
      5) доходы от размещения временно  свободных средств;
      6) межбюджетные трансферты, передаваемые  из бюджета субъекта Российской  Федерации, в случаях, установленных  законами субъекта Российской  Федерации;
      7) начисленные пени и штрафы, подлежащие  зачислению в бюджеты территориальных  фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      8) иные источники, предусмотренные  законодательством Российской Федерации.
      Расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
      1) выполнения территориальных программ  обязательного медицинского страхования;
      2) исполнения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации,  возникающих при осуществлении  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  переданных полномочий Российской  Федерации в результате принятия  федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
      3) исполнения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации,  возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
      4) ведения дела по обязательному  медицинскому страхованию страховыми  медицинскими организациями;
      5) выполнения функций органа управления  территориального фонда.
      В 2009 году в бюджеты территориальных  фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем  в 2008 году. Поступления налоговых  платежей составили 162,3 млрд. рублей (в  том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

2.2 Анализ структуры  и динамики расходов  бюджетов ФОМС за 2008 – 2009 гг.

      Рассмотрим  основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 – 2009 гг.:
      На 2008 год общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 123 241,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 16 600 млн. рублей.
      На 2009 год общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 119 313,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 млн. рублей.
      Уменьшение  расходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом составляет 3 528 млн. рублей, или 2,52%
      В структуре расходов ФОМС на 2009 год  отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств федерального бюджета:
      На  финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской  помощи в части, предусматривающей  обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.