На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по "Бухгалтерский финансовый учет"

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1. Бухгалтерский финансовый учет в информационной системе управле­ния экономикой предприятия
Информационная система предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем:
1.                 конструкторской
2.                 технологической
3.                 экономической
4.                 прочая  информация
Среди перечисленных подсистем экономическая занимает наибольший удельный вес по объему и значимости для предприятия. В свою очередь экономическая информация подразделяется на следующие группы:
- плановая (используется при составлении планов, смет, бюджетов)
- нормативная (нормы, нормативы, тарифные ставки, ценники)
- учетная (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета)
- прочая информация (материалы аудиторских проверок, ревизий, объяснительных и докладных записок, переписок с другими организациями)
В общей совокупности экономической информации около 2/3 всего её объема составляют данные БУ. 
Хозяйственная деятельностьть предприятия – это непрерывные взаимосвязанные хозяйственные процессы снабжения, производства продукции, её сбыта и продажи. И эти процессы в учете отражаются 3 видами учета:
1.                 Оперативный учет, который осуществляется на местах производства работ, выполнения различных хоз. функций (участок, цех, склад). И сведения оперативного учета ограничиваются рамками предприятия. Данные используются для текущего повседневного руководства и управления предприятием.
2.                 Статистический учет – это наблюдение за общими процессами производства на макроуровне, а не на уровне конкретного предприятия. Статистика подходит к предприятию, как к части экономического пространства страны. Статистическая информация формируется на основе данных не только БУ, но и специальных приемов, таких как выборки и переписи.
3.                 Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного документального учета операций.
Организация БУ – это такое его построение, которое создает условие для полноценного контроля за деятельностью предприятия для осуществления анализа хозяйственной деятельности с наименьшими затратами труда и времени и возможности своевременного и качественного составления расчетов и форм отчетности для всех пользователей информации.
 
 
 
2. Пользователи информации бухгалтерского финансового учета
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на 3 группы:
1.                 Администрация организации (Представляет собой совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители  и специалисты подразделений. Представители администрации – это основные пользователи бухгалтерской информации. Состав информации для каждого представителя определяется  в зависимости от функции, выполняемых представителем и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей больше интересует прибыльность и ликвидность предприятия – соотношение платежных средств и обязательств. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, уровня себестоимости и  рентабельности отдельных изделий и т.д.)
2.                 Сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом (Это сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, которая содержится в бухгалтерской отчетности и на основе её данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации).
3.                 Сторонние пользователи информации с непрямым, косвенным финансовым интересом (Это налоговые органы, казначейства, контрольно-ревизионное управление МФ РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, пенсионный фонд, фонд социального страхования, медстрах, а также органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и др.пользователи – фондовые биржи, покупатели, работники профсоюзов. Пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней информации обязаны хранить коммерческую тайну организации)
 
 
 
3. Основное содержание бух­галтерского (финансового) учета
Основные правила (принципы) ведения БУ определены:
?              Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"Федеральным;
?              Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ", 
?              ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». 
Основные правила-требования к ведению БУ:
1.                                         БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ в рублях
2.                                         БУ ведется непрерывно с момента регистрации организации до ликвидации или реорганизации.
4.                 БУ ведется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах БУ
5.                 Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах БУ без каких-либо пропусков или изъятий.
6.                 Текущие затраты на производство и капитальные вложения учитываются раздельно.
7.                 Основанием записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после её окончания и содержать обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом №129-ФЗ.
8.                 План счетов предусматривает ведение только собственных средств предприятия, а имущество, принадлежащее другим организациям должно учитываться на забалансовых счетах.
Существуют также и требования к ведению БУ:
1.                 Требования полноты – означает необходимость отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности.
2.                 Требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) – означают большую готовность к учету потерь расходов и пассивов, чем возможность отражения доходов и активов, не допуская скрытых резервов. Проявлением данного требования является ассиметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться  с момента возникновения предположения о его существовании.
3.                 Требование приоритета экономического содержания перед юридической формой – означает, что в БУ факты хозяйственной деятельности должны отражаться не только из их правовой основы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования, например, выдача кредита  руководителю в период неустойчивого состояния предприятия.
4.                 Требование непротиворечивости – это тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число каждого месяца.
5.                 Требование рациональности – это необходимость рационального, экономного ведения БУ, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
6.                 Требование нейтральности – не выделение информации в пользу одних участников перед другими.
В международной практике, особенно на крупных предприятиях учет практически делится на управленческий и финансовый. Управленческий учет ведется в целях управления. Потребителями информации являются пользователи на всех уровнях контроля, задействованного на предприятии. 
 
 
 
 
5. Система нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета в Российской Федерации
В настоящее время сложилось 4 уровня нормативного регулирования БУ:
1 уровень – законодательный. Законы прямого действия (№129-ФЗ «О БУ», Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Финансовый кодекс, указы Президента и Постановления Правительства.
2 уровень – стандарты или положения по БУ. Учетный стандарт можно определить, как свод основных правил, устанавливающих порядок учета объекта или их совокупности. Учетные стандарты в отечественном учете – это ПБУ, которые призваны конкретизировать Закон о БУ. 
3 уровень – методические рекомендации, указания, которые призваны конкретизировать учетные стандарты. Методические рекомендации разрабатываются МФ РФ. А существующие Министерства разрабатывают методические указания для своих подведомственных предприятий.
4 уровень – рабочие документы самого предприятия по БУ. И в первую очередь это приказ «Об учетной политике организации», а также распоряжение Руководителя, связанные с ведением БУ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6. Учетная политика предприятия, принципы ее формирования и рас­крытия
Учетная политика (УП) – это двухуровневое понятие. Различают общенациональную учетную политику и учетную политику предприятия.
Формирование учетной политики предприятия должно осуществляться в соответствии с допущениями и требованиями, установленными ПБУ 1/2008:
1.                 Имущественная обособленность организации – это имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.
2.                 Непрерывность деятельности организации – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности.
3.                 Последовательность применения учетной политики – учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
4.                 Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – факты хозяйственной деятельности отражаются в БУ и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени, связанного с этими фактами.
Общенациональная УП представлена в ПБУ 1/2008 «УП организации» и на основании этого Положения каждая организация составляет свою УП. УП организации предполагает формирование 2-х блоков:
1.                                         УП для бухгалтерского учета
2.                                         УП для налогового учета
Так как гл.25 НК РФ предлагает организациям самостоятельно формировать таблицы для расчетов по Налогу  на прибыль, т.е. появились регистры налогового учета, которые необходимо зафиксировать в УП. Рассмотрим только порядок формирования УП для БУ.
УП организации – это правило, порядок и традиция осуществления хозяйственных операций. 
УП организации оформляется организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением). Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п.9 ПБУ 1/2008). Содержание приказа об УП для БУ принято подразделять на 2 группы вопросов:
1.                 Организационно-технические
-организация учетной работы (кто ведет на предприятии БУ);
-вопросы функционирования филиалов (выделены ли они на отдельный баланс или находятся в составе организации);
-разработка единого рабочего плана счетов;
-если в альбоме унифицированных первичных документов отсутствуют документы, необходимые организации, то они должны быть утверждены в УП организации;
-перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
-разработка порядка организации документооборота;
-выбор формы ведения БУ и технологии обработки учетной информации;
-разработка  наменклатуры учета МПЗ;
-порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
1.10. утверждение внешней и внутренней отчетности организации;
1.11. оформление других решений, необходимых для организации ведения учета.
2.                 Методические 
Представляют собой совокупность способов ведения БУ. К способам ведения БУ принятых при формировании УП организации и подлежащих раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся способы начисления амортизации ОС и материальных активов и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, работ и услуг и др.способы).
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об УП организации по конкретным вопросам БУ устанавливаются соответствующими ПБУ. Существенные способы ведения БУ подлежат раскрытию в Пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. В ПБУ 1/2008 определены Правила внесения изменений в УП. Изменения возможны согласно п.10 ПБУ1/2008 в случае:
?              изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
?              разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
?              существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Переход к рыночным отношениям заставляет по-новому подойти к организации БУ и потребителям новых форм ведения и организации БУ, поэтому в 1997 г. вышло одобрение МФ РФ и методологического совета при МФ РФ – Концепция БУ и отчетности в РФ – дала общее направление развития БУ на десятилетие. В рамках этой концепции была утверждена Программа реформирования БУ в соответствии с МСФО. В этой Программе была определена цель реформирования БУ – приведение национальной  системы расчетов в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО. В соответствии с этой целью была поставлены задачи:
1. сформировать систему стандартной отчетности, обеспечивающих полезную информацию для пользователей
2. обеспечить привязку с основными тенденциями на международном уровне
3. методологическая помощь организациям по внедрению реформированной модели БУ
       В соответствии с вышеназванными  задачами были разработаны основные направления реформирования по каждому конкретному  направлению:
1.Законодательно-нормативное регулирование на уровне Президента
2. Формирование нормативной базы 
3. Методы обеспечения – инструкции, методологические указания к ПБУ.
4. Кадровое обеспечение – перенимается программное обучение специалистов разных уровней.
5. Международное сотрудничество – работа общественного рабочего органа с международными  специалистами организации БУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7. Документальное оформление и учет денежных средств в кассе
Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации .
В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Организации производят расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы и пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других 
небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе попускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное, а расходные — руководитель организации и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами или шариковыми ручками или выписаны на пишущей (вычислительной) машине. Подчистки, помарки или исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.
Заработную плату,  пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено 
получение денег. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении денег кассир указывает: «По доверенности» Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.
По истечении установленных сроков оплаты труда выплаты пособии по социальному страхованию и стипендий кассир должен:
 а) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;
б) составить реестр депонированных сумм;
в) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается  надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается; 
г) записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер № », Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассирами в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет
выданных и депонированных по ним сумм.
Депонированные суммы сдают в банк и на сданные суммы составляют один общий расходный кассовый ордер.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных ней платежей, регистрируются после их выдачи.
Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники.
При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.
Главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня 
кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут шариковой ручкой или чернилами через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.
При условии обеспечения полной сохранности документов кассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при Котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги, а за календарный        год — общее количество листов кассовой книги за год.
Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документа- 
ми в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы «Вклад ной лист кассовой книги» брошюруют в хронологическом порядке. 
Общее количество листов за год заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера организации и книгу опечатывают.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.
Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их  из учреждения банка и сдаче в банк. 
В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции — заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющм отношения к ее работе, воспрещается.
       На весь перечень работ по техническому укреплению помещения кассы и ее оборудованию охранной и охранно-пожарной сигнализацией составляется техническо-сметная документация. При этом в смете расходы отражаются раздельно по источникам финансирования: расходы по текущему и капитальному ремонту относят 
себестоимость продукции (работ, услуг), а расходы по установке и монтажу охранно-пожарной и охранной систем учитывают как капитальные вложения.
Кассы организаций могут быть застрахованы в соответстви с действующим законодательством.
Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.  Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах,  шкатулках и др. хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте.
При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.
В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира и возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.
В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) 
находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.
В организациях, имеющих большое количество подразделении или обслуживаемых центральными бухгалтериями, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендии могут производиться по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению) другими, кроме кассиров, лицами, с которыми заключается договор о материальной ответственности и на которых распространяются все права и обязанности, установленные настоящим Порядком для кассиров.
В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.
Для учета денежные средства, хранящиеся в кассе, Планом счетов предусмотрен синтетический, активный, основной счет 50 «Касса». По  дебету его отражается поступление денежных средств в кассу, а по  кредиту - выдача денежных средств из кассы.
В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге
 Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.
В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).
За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1006 (19) с организаций взимается следующий штраф:
в 2-кратном размере произведенного платежа — за превышение предельного лимита расчетов наличными денежными средствами  другими организациями;
в 3-кратном размере неоприходованной суммы — за неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности;
в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности — за несоблюдение действующего порядка хранения денежных средств, а также за накопление денег в кассе сверх лимитов.
 
8.Учет подотчетных сумм.
 
Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на синтетическом активно-пассивном счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". 
Подотчетные суммы для контроля за их расходованием учитываются в разрезе каждого работника предприятия в ведомости и журнале-ордере по счету 71. Основанием для заполнения этих документов являются расходные и приходные кассовые ордера — при выдаче средств в подотчет и возврате их в кассу, а также авансовый отчет — при списании израсходованных сумм. 
При этом по дебету счета 71 фиксируются полученные в подогчет или в счет компенсации произведенных расходов денежные средства обычно в корреспонденции со счетом 50 "Касса" (в этом случае возникает задолженность работника перед предприятием или погашается задолженность предприятия ему), по кредиту же -направление их расходования в корреспонденции с соответствующими счетами (при этом возникает задолженность работнику или погашается его задолженность перед предприятием). 
Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 и дебету 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" (согласно новому Плану счетов). В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (когда удержания не могуг быть произведены). 
Кроме того, необходимо помнить о включении в облагаемый налогом доход работника суммы превышения выплачиваемых суточных, средств за пользование личным автотранспортом сверх установленной законодательством компенсации. При этом налог на доходы начисляется по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". 
Что касается списания из под отчета работника суммы превышения против установленных норм, то они в связи с внесенными в Положение о составе затрат изменениями фиксируются по кредиту счета 71 с отнесением на себестоимость, но для целей налогообложения отражаются отдельно. 
На всех первичных документах бухгалтером предварительно должна быть проставлена соответствующая корреспонденция счетов. 
При этом следует помнить, что суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по установленным нормам, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость. При этом суммы НДС, оплаченные при возмещении таких расходов, определяются по расчетной ставке в размере 16,67% от суммы указанных расходов и отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". 
При получении от подотчетных лиц согласно сопутствующим документам материалов, товаров, нематериальных активов соответствующие им суммы НДС, выделенные в расчетных документах, фиксируются по счету 19, соответствующим субсчетам. 
Они списываются при фактической оплате при условии их отнесения на издержки производства и обращения в дальнейшем на расчеты с бюджетом по данному налогу (в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "По НДС").
 
 
 
9. Учет денежных средств на  расчетных и других счетах в банках
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца  основного счета могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производства рас­четов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.
Текущие счета открывают организациям, не обладающим при­знаками, дающими возможность открыть расчетный счет: произ­водственным (структурным) единицам производственных и науч­но-производственных объединений; другим хозрасчетным подраз­делениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по месту нахождения их филиалов и др.
Следует отметить, что вопрос о количестве расчетных счетов в одной организации решался в различные годы по-разному. В соот­ветствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1006  организация могла иметь в банках только один расчетный (текущий) счет для осуществления операций по основ­ной деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 21.03.95 г. № 291 п. 2 Указа Президента от 23.05.94 г. № 1006 отменен. Организации снова получили возможность иметь неограниченное количество руб­левых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета.
Порядок открытия расчетного счета.  Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:
заявление на открытие счета установленного образца;
нотариально заверенные копии устава организации, учредитель­ного договора и регистрационного свидетельства;
справку налогового органа о регистрации организации в каче­стве налогоплательщика;
копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования;
карточку с образцами подписей руководителя, заместителя ру­ководителя и главного бухгалтера с оттиском печати организации по установленной форме, заверенную нотариально.
В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации.
В государственных организациях подписи руководителя и глав­ного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие орга­низации.
Иностранным юридическим лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты только по месту нахождения их представительств и филиалов в порядке, установленном специальной инструкцией.
При временном отсутствии печати у созданной организации руководитель банка разрешает в течение срока, необходимого для изготовления печати, представлять в банк документы без оттиска печати.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него банк производит на основании письменных 
распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.
      При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855):
1) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
3) по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского 
страхования;
4) по платежным документам, предусматривающим платежи и бюджет;
5) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
6) по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Особый порядок расчетов по расчетным и текущим счетам установлен Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. № 1212 
для организаций-недоимщиков. Организациями-недоимщиками считаются организации, имеющие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.).
Указанные организации обязаны зарегистрировать в налоговом органе, в котором они состоят на учете, счет недоимщика. Он выбирается организацией из числа уже имеющихся рублевых расчетных или текущих счетов, в которых в течение последнего месяца не было нарушений сроков исполнения платежных поручений организации-недоимщика по вине кредитной организации или РКЦ Банка России.
Не позднее следующего рабочего дня организация-недоимщик 
письменно информирует всех своих дебиторов и кредиторов о реквизитах счета недоимщика, на который необходимо зачислять средства.
На счет недоимщика перечисляются платежными поручениями остатки средств, имеющихся на любых других счетах организаций, кроме счетов по учету средств бюджетов всех уровней и счетов по учету бюджетных средств внебюджетных организаций, за исключением средств, направляемых на оплату расчетных документов первой и второй групп очередности платежей, установленных ст. 855 
Гражданского кодекса Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности средств на рублевых счетах организация-недоимщик вправе конвертировать валютные средства в рубли в пределах сумм, необходимых для погашения недоимки, и зачислить их на зарегистрированный счет недоимщика.
Организация-недоимщик может заключить дополнительный договор банковского счета с кредитными организациями, в которых открыты другие счета недоимщика, о ежедневном перечислении кредитной организацией  соответствующей суммы средств со счетов недоимщика на зарегистрированный счет недоимщика.
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке ука­пывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и сум­мы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия прове­ряет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаруже­нии ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетном сче­те, учитывают на синтетическом,  активном, балансовом, основном счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетные счета, а по кредиту — уменьшение денежных средств на рас­четных счетах. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним подтверждающими докумен­тами.
На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 могут быть откры субсчета:
1 «Аккредитивы»;
2 «Чековые книжки» и др.
Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется Центральным банком РФ.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по де­бету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 90 «Краткосрочные кредиты банков» и других сче­тов.
По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.
Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в орга­низацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 90 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 55-1 ведут по каждому выстав­ленному аккредитиву.
На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.
Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, суб­счет 2, и кредиту счетов 51, 52, 90 и других подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2.
Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 90 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.
На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений): средств, поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других источников; средств на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых и расходуемых 
организацией с отдельного счета); субсидии правительственных органов и т.д.
Филиалы, структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10. Принципы учета и оценки дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов. Исковая давность.
При продаже организацией продукции, товаров, услуг или работ другим юридическим и физическим лицам (включая своих работников) и при осуществлении расчетов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, представляющие собой дебиторскую задолженность. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Для учета дебиторской задолженности системой счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета: счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 71 «Расчеты с подотчетными липами», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
При покупке организацией товаров, работ или услуг у других юридических и физических лиц и осуществлении расчетов с ними возникают обязательства, представляющие собой кредиторскую задолженность. Организации и лица, которым должна данная организация, называются кредиторами.
Для учета кредиторской задолженности используются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская задолженность отражаются в учете и не могут быть списаны, называется сроком исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. По истечении этого срока дебиторская задолженность списывается на основании приказа руководителя на уменьшение финансовых результатов организации или резерва по сомнительным долгам. Но эта задолженность не считается аннулированной, ее отражают на забалансовом счете в течение пяти лет и наблюдают за возможностью взыскания. Кредиторская задолженность списывается на увеличение финансовых результатов.

11.Учет резерва по сомнительным долгам

Сомнительным долгом может быть признана дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резерв по сомнительным долгам создается на основе  проведенной инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода. Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника.  Оцениваются  его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Учет резерва ведется на счете 63 "Резервы по сомнительным долгам". Создание резерва по сомнительным долгам происходит за счет дохода организации и отражается проводкой:

Д91-2 К63 - создан резерв по сомнительным долгам

В активе бухгалтерского баланса дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, показывается за вычетом резерва, в пассиве сумма не отражается. 

Списанная сумма дебиторской задолженности учитывается на забалансовом счете 007"Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания. 

Списание безнадежной к получению дебиторской задолженности за счет резерва отражается проводками:

Д63 К62,76 - за счет средств резерва списана нереальная ко взысканию задолженность
Д 007 - списанная задолженность учтена за балансом 
В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. В силу того, что резерв, определяемый налоговым кодексом, имеет ограничение признания, появляется различие между бухгалтерским и налоговым учетом. Возникает постоянная разница,
В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:
?        По сомнительным долгам со сроком возникновения  свыше  90 дней в сумму создаваемого резерва. включается полная сумма задолженности
?        По сомнительным долгам со сроком возникновения  от 45 до 90(включительно) дней в сумму резерва включается  50% выявленной задолженности.
?                    По сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней – выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от выручки отчетного периода.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.
 
Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.
 
 
12.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Расчеты между поставщиками и покупателями производятся в основном в безналичной форме; в настоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров.
Для учета расчетов организации с поставщиками и подрядчиками за приобретенное сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также за потребленные услуги (электроэнергию, воду, газ и пр.) и работы (текущий и капитальный ремонт, строительство и пр.) в системе счетов бухгалтерского учета используют самостоятельный синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Аналитический учет ведут в хронологическом порядке по каждому поставщику или подрядчику. Причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получать сгруппированными по срокам оплаты (долгосрочная или краткосрочная задолженность); расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил; не оплаченным в срок расчетным документам; выданным неоплаченным и просроченным векселям; неотфактурованным поставкам и т.д.
На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:
Д-т 10   «Материалы», 41 «Товары», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.д.
К-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:
Д-т 19  «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»
К-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По действующему законодательству налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС.
Это отражается записью:
Д-т 68   «Расчеты с бюджетом»
К-т 19  «Налог на добавленную стоимость по приобретенным по материально-производственным запасам».
Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:
Д-т 76    «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 60    « Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».
Субсчет «Расчеты по претензиям» предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им, признанным и присужденным штрафам, пеням и неустойкам. Этот счет дебетуется на суммы причиненного ущерба по вине поставщиков материальных ценностей, подрядчиков, банков или других организаций, а кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами денежных средств или расчетов. Суммы неудовлетворенных претензий или не подлежащих взысканию, относятся на те счета, с которых они были приняты на учет.
Суммы штрафов, пеней и неустоек, предъявленные другим организациям за несоблюдение договорных условий, отражаются:
Д-т 76    «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 91    «Прочие доходы и расходы».
При получении штрафов -
Д-т 51    «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».
К-т 76    «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью:
Д-т 60    « Расчеты с поставщиками и подрядчиками »
К-т 51    «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 71 «Расчеты сподотчетными лицами».
Схемы бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками и подрядчиками зависят от применяемых форм расчетов.
Если задолженность погашается кредитами банка, то делается запись:
Д-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 66    «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
В случае оформления участниками сделки их обязательств векселями учет расчетов отражается обычным порядком. Для целей бухгалтерского учета векселя подразделяются на финансовые и товарные (коммерческие).
 
 
13.Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Порядок аналитич-го учета на сч. 62., в том числе расчетов с использованием векселей (выданных, полученных).
При отгрузке произведенной продукции покупателям и заказчикам на счетах организации возникает дебиторская задолженность. Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены и т.д.
Возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». По дебету этого счета отражают суммы, на которые предъявлены расчетные документы; по кредиту - суммы поступивших платежей (включая суммы авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
К счету 62 могут быть открыты субсчета:
62-1 «Расчеты в порядке инкассо» с отражением на нем сумм по предъявленным к покупателям и заказчикам счетам за отгруженную в их адрес продукцию, выполненные работы и принятым банком к оплате расчетным документам;
62-2 «Расчеты плановыми платежами». Данный субсчет используется организациями, находящимися между собой в длительных хозяйственных связях. Произведение расчетов по каждой поставке в таком случае порождает большое количество документов. Поэтому расчеты производятся ежедневно или в другой отрезок времени исходя из планового объема поставок с обязательной корректировкой в конце месяца по фактически выполненным обязательствам;
62-3 «Векселя полученные». На этом субсчете учитывается задолженность покупателей, обеспеченная выданными векселями.
Учет расчетов с покупателями должен обеспечить контроль возникновения дебиторской задолженности в процессе реализации, сроков и фактов погашения, а также реальной оценки дебиторской задолженности и времени поступления финансовых средств в организацию. Кроме того, учет расчетов с покупателями является составной частью учета реализации и непосредственно влияет на уровень налогообложения.
Все расчеты с покупателями и заказчиками организации строят на основании заключенных договоров-контрактов, в которых указаны сроки, условия поставки продукции, порядок оплаты и т.п. Документами при расчетных взаимоотношениях с покупателями и заготовительными организациями являются специальные приемные квитанции. В приемных квитанциях отражают, какая продукция принята, ее количество (в натуральной и зачетной массе), дата, причитающаяся оплата и т.п. Эта квитанция является основанием для записей в учетные регистры по счету 62.
На суммы реализованной продукции организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику, дебетуя при этом счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитуя счет 90 «Продажи». При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств (табл. 9.2).
При продаже амортизируемого имущества, то есть основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.
Поступление дебиторской задолженности признается в учете как формирование прочих доходов.
Действующее законодательство предусматривает погашение дебиторской задолженности путем уступки права требования первоначальным кредитором новому кредитору. Данный порядок регулируется п. 1 ст. 382 ГК РФ.
Не допускается переход прав кредитора к другому лицу по регрессным требованиям. В подобной ситуации имеется в виду, что к поставщику, выполнившему свои обязательства и уступившему право требования на удовлетворение этих обязательств новому кредитору, последний не вправе предъявить данное требование первоначальному кредитору.
Сумма обязательств согласно уступке требования к новому кредитору может быть ниже или выше суммы первоначальной дебиторской задолженности. Это зависит не только от финансовой устойчивости первоначального кредитора, но и от сложившейся ситуации на соответствующем сегменте его предпринимательской деятельности.
Дебиторскую задолженность можно разделить на истребованную, т.е. признанную не удовлетворенной должником, несмотря на принятые меры по ее возврату кредитором, и неистребованную. В последнем случае считается, что кредитор не предпринял необходимых действий, подтвержденных документально, по ее возврату, включая попытку возврата через суд. Не исключено, что такие действия могут быть результатом умысла одной из сторон. Согласно ст. 169 ГК РФ в подобной ситуации имущество, полученное по сделке, должно быть возвращено другой стороне. Полученное же этой стороной имущество либо причитавшееся ей в возмещение исполненного подлежит взысканию в доход федерального бюджета, т.е. налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшению не подлежит.
Неистребованная дебиторская задолженность списывается кредитором на убытки только по истечении трех лет со дня фактического получения организацией-должником товаров (работ, услуг). Если в дальнейшем сумма дебиторской задолженности поступит, то ее оприходование относится на прочие результаты.
Признание дебиторской задолженности нереальной к погашению в силу неплатежеспособности должника и отнесение ее на убытки организации по истечении срока исковой давности (три года) не дает основания прекратить текущий контроль за ней. Она принимается к учету с момента отнесения на убытки на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и продолжает числиться в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
авансам полученным;
векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости № 38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер № 11, а из него - в Главную книгу.
 
14.Учет расчетов с учредителями.
Расчеты с учредителями осуществляются по вкладам в ус­тавный капитал, по выплате доходов и другим операциям орга­низации с акционерами акционерного общества, участниками хозяйственного товарищества, членами кооператива. Учет указан­ных расчетов ведется на счете 75 "Расчеты с учредителями" по счетам: 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) ка­питал"; 75-2 "Расчеты по выплате доходов".
Аналитический учет по счету 75 ведется по каждому учреди­телю.                     \
Расчеты по вкладам в уставный капитал ведутся в следую­щем порядке. По дебету счета 75-1 отражается сумма взносов в уставный капитал, на которую подписались учредители органи­зации при ее создании или при увеличении уставного капитала (дебет счета 75-1, кредит счета 85). Взносы учредителей в устав­ный капитал отражаются по кредиту счета 75-1 в корреспонден­ции со счетами вносимого имущества (дебет счетов 01, 04, 06, 10, 12, 50, 51, 58, кредит счета 75-1). При взносах в уставный капитал в иностранной валюте возникающие курсовые разницы относятся на добавочный капитал.
Расчеты с учредителями (кроме работников организации, яв­ляющихся его акционерами) по начисленным дивидендам отра­жаются по кредиту счета 75-2 за счет чистой прибыли организа­ции (дебет счета 88, кредит счета 75-2).
Дивидендом является часть чистой прибыли акционерного общества, подлежащая распределению среди акционеров, прихо­дящаяся на одну простую или привилегированную акцию.
Чистая прибыль, направленная на выплату дивидендов, распре­деляется между акционерами пропорционально числу и виду при­надлежащих им акций. Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивидендов и форме их выплаты по акциям каждого типа принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров общества, о выплате промежуточных дивидендов (ежеквартальных, полугодовых) — советом директоров общества. Дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, а промежуточных — решением совета директоров. Дивиденды выплачиваются деньгами (дебет субсчета 75-2, кредит счетов 50, 51), а в случаях, предусмот­ренных уставом общества, — иным имуществом.
По объявленным дивидендам начисляются налоги:
• по физическим лицам — подоходный налог;
• по юридическим лицам — налог на доходы по ставке 15%. Дивиденды по акциям начисляются и рассчитывается налог по дивидендам ? источникам этих доходов и представляется в на­логовые органы в десятидневный срок после объявления сове­том директоров промежуточного дивиденда или окончательного размера дивиденда, объявленного общим собранием акционеров. Налог уплачивается в пятидневный срок после представления расчета по налогу на доходы по дивидендам.
Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете опе­раций по расчетам с акционерами по дивидендам.
 
15. Учет кредитов банка, займов и процентов за пользование заемными средствами
В бухгалтерии организации для отражения хозяйственных операций по краткосрочному и долгосрочному кредитованию используют счета: счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», которые имеют следующую структуру:
Краткосрочные кредиты банков служат одним из источников формирования оборотных средств организаций. Оптимальным сроком таких ссуд является время оборота средств в кредитуемых хозяйственных процессах. Для этих целей обычно разрабатывают дифференцированные сроки нормативов использования заемных средств во времени, так как в большинстве случаев величина уплачиваемого процента непосредственно зависит от срока, на который выдается ссуда.
Организация — заемщик принимает к бухгалтерскому учету задолженность в момент фактической передачи денег и отражает ее в составе кредиторской задолженности.
В случае неисполнения или неполного исполнения заимодавцем кредитного договора организация — заемщик приводит информацию о недополученных суммах в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.
Задолженность организации заемщика заимодавцу по полученным кредитам в бухгалтерском учете подразделяется на краткосрочную и долгосрочную.
Указанная краткосрочная или долгосрочная задолженность может быть срочной или просроченной.
Краткосрочной задолженностью считается задолженность по полученным кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев.
Долгосрочной задолженностью считается задолженность по полученным кредитам, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев.
Срочной задолженностью считается задолженность по полученным кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен в установленном порядке.
Просроченной задолженностью считается задолженность по полученным кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.
К затратам, связанным с получением кредитов относятся:
-проценты, причитающиеся к оплате кредиторам по полученным от них кредитам;
-проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям. В данном случае под дисконтом понимается разница между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных денежных средств или их эквивалентов при размещении этого векселя.
-курсовые и суммовые разницы, относящиеся на причитающиеся к оплате проценты по кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах, образующиеся начиная с момента начисления процентов по условиям договора до их фактического погашения (перечисления);
-дополнительные затраты, произведенные в связи с получением кредитов, выпуском и размещением заемных обязательств.
Затраты по полученным кредитам признаются в бухгалтерском учете в том периоде, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
16. Учет расчетов с бюджетом по налогам и другим платежам. Особенности учета НДС.
Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, предназначаются счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
Счет 19 имеет следующие субсчета:
19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств";
19-2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам";
19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам".
По дебету счета 19 по соответствующим субсчетам организация-заказчик отражает суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.
По основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам после их принятия на учет сумма НДС, учтенная на счете 19, списывается с кредита этого счета в зависимости от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов:
68 "Расчеты по налогам и сборам" - при производственном использовании; учета источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29, 91, 86) - при использовании на непроизводственные нужды;
91 "Прочие доходы и расходы" - при продаже этого имущества.
Суммы налога по основным средствам, нематериальным активам, иному имуществу, а также по товарам и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога, списывают в дебет счетов учета затрат на производство (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др.), а по основным средствам и нематериальным активам - учитывают вместе с затратами по их приобретению.
 
17. Учет расчетов с внебюджетными фондами
В состав государственных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. 
Страховые взносы (платежи) во внебюджетные фонды начисляются предприятиям на все виды выплат (в денежном или натуральном выражении) по всем основаниям включая штатных, внештатных, сезонных, временных, совместителей, а также выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. 
При учете расчетов с внебюджетными фондами   используется счет    69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”
Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия.
Порядок производства отчислений на социальное страхование и обеспечение регулируется соответствующими законодательными и другими нормативными актами.
К счету 69 могут быть открыты субсчета:
69-1 “Расчеты по социальному страхованию”
69-2 “Расчеты по пенсионному обеспечению”
69-3 “Расчеты по страхованию”
На субсчете 69-1 “Расчеты по социальному страхованию учитываются расчеты по отчислениям на государственное социальное страхование персонала предприятия.
На субсчете 69-2 “ Расчеты по пенсионному обеспечению учитываются расчеты по отчислениям на пенсионное обеспечение.
На субсчете 69-3 “Расчеты по медицинскому страхованию” учитываются расчеты по отчислениям на медицинское страхование персонала предприятия.
Счет 69 кредитуется на суммы отчислений на социальное страхование и обеспечение работников, их медицинское страхование, а также в фонд занятости, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции:
·     со счетами, на которых отражено начисление зарплаты - в части отчислений, производимых за счет предприятия;
·     со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” - в части отчислений, производимых за счет персонала предприятия.
Кроме того, по кредиту счета 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” в корреспонденции со счетами учета использования прибыли или расчетов с персоналом по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременную уплату отчислений, в корреспонденции со счетом %! - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над отчислениями.
По дебету счета 69 проводятся суммы, перечисленные в уплату начисленных отчислений, а также суммы, выплачиваемые за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование
 
18.Учет расчетов по имущественному и личному страхованию.
Страхование может быть добровольное, действующее на ос­нове договора между страхователем и страховщиком, и обязатель­ное, действующее в силу закона.
Между страхователем и страховщиком заключается договор стра­хования, в силу которого страховщик обязуется при страховом слу­чае произвести страховую выплату страхователю, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.
В соответствии с Положением о составе затрат организации имеют право осуществлять страхование своего имущества, жиз­ни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц за счет себестои­мости продукции.
К платежам по страхованию, которые включаются в себестои­мость продукции, относятся: страхование средств транспорта; стра­хование имущества; страхование гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности; страхование профессиональной ответственности; страхование от несчастных случаев и болезней; добровольное медицинское страхование.
В себестоимость продукции также включаются платежи по обязательному страхованию.
Учет расчетов по страхованию имущества и персонала орга­низации (кроме расчетов по социальному страхованию и обеспе­чению), когда организация выступает страхователем, ведется на счете 65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию".
 
19. Инвентаризация денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами.
Помимо целей контроля за фактическим наличием имущества в организации Порядком закреплены случаи, когда проведение инвентаризации в организации или индивидуального предпринимателя обязательно. В отношении денежных средств, к таким случаям относятся:
    - составление годовой бухгалтерской отчетности. При этом можно не проводить инвентаризацию денежных средств по указанному основанию, если не ранее 1 октября была проведена инвентаризация указанных средств;
    - смена материально ответственных лиц. В методических указаниях указано, что по данному основанию инвентаризация проводится на день приемки-передачи дел. Необходимо обратить внимание, что данное основание проведения обязательной инвентаризации в организации или индивидуального предпринимателя наиболее актуально для наличных денежных средств, хранящихся в кассе организации в пределах лимитов, устанавливаемыми обслуживающими банками на год.
Инвентаризация денежных средств должна проводиться по месту их нахождения, а также по материально ответственному лицу, на которого в соответствии с трудовыми отношениями возложены обязанности по обеспечению сохранности денежных средств (например, кассир-операционист, если в организации или же у индивидуального предпринимателя предусмотрено использование нескольких контрольно-кассовых аппаратов при осуществлении расчетов).
    При инвентаризации денежных средств в организации учитываются только наличные денежные средства, хранящиеся в кассе организации. Денежные средства, находящиеся на расчетных счетах в обслуживающих банках, подлежат инвентаризации путем сверки остатков денежных средств на банковских счетах остатку денежных средств по банковским выпискам.
    Инвентаризация денежных средств, находящихся в пути, производится путем сопоставления денежных сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации с данными, указанными в квитанциях обслуживающего банка, почты, копий сопроводительных ведомостей на сдачу наличной денежной выручки инкассаторам банка.
    В случае выявления недостачи денежных средств в кассе организации, указанные недостачи относятся на виновных лиц. Как правило, в случае инвентаризации денежных средств, это материально ответственные лица, например, кассир-операционист либо иной специалист, на которого в соответствии с его должностными обязанностями возложены обязанности по выполнению функций кассира.
    Если виновное лицо не установлено, то недостача денежных средств списывается за счет организации (суммы недостач относятся на издержки производства и обращения). Если речь идет о некоммерческой организации, то сумма недостачи, по которой виновные лица не установлены, относятся на уменьшение финансирования (фондов) некоммерческой организации.
Инвентаризация расчетов с дебторами и кредиторами.
Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских счетах сумм дебиторской и кредиторской задолженности и их реальности. Инвентаризация расчетов включает в себя: расчеты с банками; расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами; расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты с поставщиками; расчеты с подотчетными лицами; расчеты с работниками, депонентами; расчеты с прочими дебиторами и кредиторами, а также расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы. 
     При проверке расчетов следует установить: 
     - имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовых раздельно) по счетам расчетов по балансу, остаткам в оборотных ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную целесообразность совершенной операции. При этом необходимо обратить внимание имеются ли суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности; 
     - правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям. 
 
 
 
 
 

20. Формы безналичных расчетов.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.