На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание математического развития дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

      Введение 

    1. Особенности психологического развития детей в первые
        годы жизни 

    2. Содержание математического развития дошкольников
    3. Специфика развития математических способностей 

    4. Формирование математических способностей детей
        дошкольного возраста. Логическое мышление.

    5. Роль дидактических игр

 
    Заключение 

    Список  литературы 

    Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Целостное развитие ребенка-дошкольника —  многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет формирование элементарных математических представлений. Цель любой программы – формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
    «Под  математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения  в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» (Формирование элементарных математических представлений у дошкольников, 1988. С. 7). Таким образом, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
    Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
    В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические  отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира». 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Особенности психологического развития детей в первые годы жизни 

    Как же подвести детей к пониманию  математических взаимосвязей и взаимозависимостей, к формированию простейших математических понятий? Как и на коком развитии они могут быть использованы: «В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира – цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т.д.) Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является основой формирования элементарных математических представлений и первых понятий».
    Своеобразие обучения математическим знаниям заложено еще в раннем детстве ребенка, когда он знакомится с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами, сравнивает их по совокупности, различает по количеству. И как проходит процесс обучения зависит в первую очередь от родителей – ребенок овладевает способами устанавливать равенство и неравенство множеств, учится называть количества словом – числительным. На основе формирования представлений о неопределенном количестве элементов.
    Далее ребенок начинает различать предметы по размеру, цвету, форме и пространственному  расположению и другим признакам. Подражая взрослым он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одно на другое, затем на глаз, а затем с помощью родителей и других условно принятых измерений.
    Таким образом создаются предпосылки  для того, чтобы опираясь на чувственно-действенные  восприятия, дети научились не только распознавать любые величины, но и правильно отражать свои представления и восприятия о слове, пользуясь соответствующими обозначениями, например больше – меньше; шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше и т.д., отличая эти линейные изменения от изменений общего объема – такая дифференцировка вполне доступна для детей дошкольного возраста при условии надлежащего руководства взрослыми.
    Как только ребенок начинает передвигаться, он действительно знакомится с пространством  и пространственными отношениями между вещами: он то приближается к интересующим его вещам, то удаляется от них. Оказывается одни предметы находятся перед ребенком, другие – сзади него или справа, или слева. Руководство родителями и работниками ДОУ позволяет малышу рано освоить значение таких слов, как ближе – дальше и тому подобное. Ребенок и сам практически ориентируется в пространственном расположении предметов, и под руководством взрослого учится и словесно определять их местоположение сначала по отношению к себе, а затем и по отношению к другим предметам.
    Со  временем у ребенка создается  элементарное представление о близком  и далеком пространстве, хотя и  весьма конкретное: магазин – близко, а бабушка живет очень далеко. Опираясь на собственные конкретные представления, в результате личного опыта и обучения взрослыми, ребенок постепенно приходит к более широким обобщениям; в старшем дошкольном возрасте мерилом пространства.
    Действуя  с предметами, маленький ребенок  рано начинает понимать и их пространственные отношения: платочек он убрал в карман, куклу посадил за стол.
Дети  заимствуют из речи окружающих предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между вещами, но обобщенное значение этих предлогов и наречий  становятся предметом их особого  внимания и осмысливания только в результате обучения.
    Весь  распорядок жизни детей и взрослых является предпосылкой формирования у  ребенка чувства времени и умения пользоваться следующими словами: пора, рано, сейчас. Эти слова временных обозначений интенсивно развивается в процессе общения и деятельности ребенка на протяжении раннего и дошкольного возраста. Малыш начинает интересоваться значением слов вчера, сегодня, что позволяет взрослому познакомить его с текучестью, длительностью, периодичностью времени, то есть развивать чувство времени. Само слов время происходит от древнерусского время, что означает вращение. Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости времени, протекания времени в одном направлении есть выражение вечного развития природы и общества по восходящей линии, от старого к новому.
    Основой восприятия времени  является чувственное  восприятие. Комплекс различных анализаторов способствует чувственному восприятию тягучести времени, однако особое значение И. М. Сеченов придавал слуховым и мышечным ощущениям.
    Усвоение  значения слов способствует умению детей  обобщать свойства вещей – ведь всякое слово уже в известной  степени является обобщением. Кроме  того, ребенок не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует на них, преобразует их, распоряжается ими во времени и в пространстве. И если в младшем дошкольном возрасте знания и оценки численностей тех или иных множеств были эмпирическими, житейскими, опирающимися на сенсорное восприятие, то постепенное усвоение элементарных математических знаний поднимает уровень развития детей до опосредованных их оценок. Это в свою очередь служит основой для развития у детей новой деятельности — вычисления. Вычислительная деятельность имеет дело уже с числами как абстрактными понятиями, в то время как счетная деятельность всегда имеет дело с конкретными множествами (предметами, звуками, протяженностями, объемами и мн. др.), которые воспринимаются различными анализаторами. 
 
 
 
 

2. Содержание математического развития дошкольников
    Необходимым условием успешной реализации программы  по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей  среды.
    Программа состоит из пяти разделов: «Количество  и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».
    Содержание  программного материала этих разделов расширяется и углубляется от одной возрастной группы к другой. Это обеспечивает доступность в формировании у детей необходимых знаний, умений и навыков. 

    Так к концу первой младшей группы (2-3 года) дети могут:
      Участвовать в образовании групп из однородных предметов;
      Различать «много» предметов и «один» предмет;
      Различать большие и маленькие предметы;
      Узнавать шар и куб.
 
    К концу второй младшей группы (3-4 года) дети могут:
      Группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.);
      Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
      Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
      Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же;
      Различать круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и круглую форму;
      Понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска);
      Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
 
    К концу средней группы (4-5 лет) дети могут:
      Различать из каких частей состоит группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение);
      Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
      Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество;
      Сравнивать 2 предмета по величине (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;
      Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия;
      Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди – сзади); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперёд и назад, вверх и вниз (по лестнице);
      Определять части суток.
 
    К концу старшей группы (5-6 лет) дети должны:
      Считать (отсчитывать) в пределах 10;
      Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счету?»;
      Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы);
      Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения;
      Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины;
      Выражать словами местоположение предмета по отношению к себе, другим предметам;
      Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон);
      Называть утро, день, вечер, ночь, называть смену частей суток;
      Называть текущий день недели.
 
    К концу подготовительной к школе группы (6-7 лет) дети должны
    Уметь:
      Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
      Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
      Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);
      Соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
      Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =);
      Различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения;
      Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения);
      Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
      Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение;
      Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;
      Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до одного часа.
    Знать:
      Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;
      Как получить первое число каждого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
      Монеты достоинством 1,5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей;
      Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времени года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     3. Специфика развития математических способностей  

     В связи с проблемой формирования и развития способностей следует  указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление  структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.
     Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
     Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются  в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей  деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.
     Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):
     1) Способность к формализации математического  материала, к отделению формы  от содержания, абстрагированию  от конкретных количественных  отношений и пространственных  форм и оперированию формальными   структурами, структурами отношений  и связей;
     2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
     3) Способность к оперированию числовой  и знаковой символикой;
     4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому   рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах,      обосновании, выводах;
     5) Способность сокращать процесс  рассуждения, мыслить свернутыми       структурами;
     6) Способность к обратимости мыслительного  процесса (к переходу с прямого   на обратный ход мысли);
     7) Гибкость мышления, способность  к переключению от одной умственной  операции к другой, свобода от  сковывающего влияния шаблонов  и  трафаретов;
     8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные      особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
     9) Способность к пространственным  представлениям, которая прямым  образом  связана с наличием  такой отрасли математики как  геометрия. 
 
 
 
 

     4. Формирование математических способностей детей
     дошкольного возраста. Логическое мышление

     Многие  родители полагают, что главное при  подготовке к школе - это познакомить  ребенка с цифрами и научить  его писать, считать, складывать и  вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

     В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
     Однако  не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный  дар, с наличием или отсутствием  которого следует смириться. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
     Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать  логическое мышление дошкольников. В  школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям (см. Приложение).
     Логические  игры математического содержания воспитывают  у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная  игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
     Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка  умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что  для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
     Логические  задачки могут быть следующими:
     - У двух сестер по одному  брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)
     Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка  в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.
     Каждое  из приведенных в Приложении упражнений направлено на формирование логических мыслительных приемов. Например, упражнение 4 учит ребенка сравнивать; упражнение 5 - сравнивать и обобщать, а также  анализировать; упражнение 1 учит анализу и сравнению; упражнение 2 - синтезу; упражнение 6 - фактическая классификация по признаку.
     Логическое  развитие ребенка предполагает также  формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений  и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
     Таким образом, за два года до школы можно  оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным  победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

     5. Роль дидактических игр

     Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

     Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

     В игре ребенок приобретает новые  знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
     В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач  в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
     Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них  – труд,  игра для них - серьезная  форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

     Однако  если для воспитанника цель - в самой  игре, то для взрослого, организующего  игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

     В наибольшей степени это проявляется  в так называемых дидактических  играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической  цели будет осуществлено в игре как  деятельности, заключающей цель в  самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

     Игра  ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

     Свободное и добровольное включение детей  в игру: не навязывание игры, а  вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

     Таким образом, дидактическая игра - это  целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
     И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального  развития ребенка, формирования его  познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
     Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей  дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или  иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
     Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научив его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников:     учебное пособие для студентов педагогических институтов [текст]/ Л.Р. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др./под ред. А.А. Столяра – М.: Просвещение, 1988. – IBSN 5-09-000248-7.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.