На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психология управления поведением людей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


        Введение
    Управление  поведением - необходимое условие  жизни. Любая организованная и целенаправленная активность предполагает наличие управления. Работа организма и его функциональных систем невозможна без процесса управления. Пищеварение, работа сердца эндокринной, иммунных систем предполагает управление работами этих систем. Сбои в управлении приводят к болезням. Врачевание как раз включает в себя устранение изъянов управления поведением функциональных систем, образом жизни, мышлением пациента с целью достижения более высокого уровня здоровья. Подытожим сказанное. Любая организованная целостность совершает поведение, направленное на поддержание самого себя и оптимального соотношения с окружением, что предполагает управление поведением этой системы. Это относится не только к тому, что мы именуем жизнью, но к любым самовосстанавливающимся системам.
    К понятию управления относятся настороженно, так как при этом предполагается действие некой злой воли управителя в ущерб тому, кем управляют. Мозг управляет, скажем, работой желудка. Хорошо это или плохо для желудка? Плохо, если управление плохое. Оно ведет, например, к гастриту или язве. Хорошо, если управление соответствует требованиям, какие организм предъявляется к данному органу.
    Управление  поведением часто отождествляют с манипулирования человеком и зомбированием, которые тоже являются управлениями, совершаются по законам управления организмом и личностью, но со злым умыслом. Зомбирование, кодирование, колдовство - частные виды управления, которые отличаются целями, но их осуществление предполагает использование законов управления.
    Ожидаемый результат управления, именуемый  целью, в более общем виде может  быть выживанием или не выживанием, эффективным или неэффективным, независимо от доброго или злого умысла управителя.
Управлять - значит вызывать желательное поведение, придать ему какие то свойства, или устранять нежелательное поведение и его свойства в другом, в предмете управления. Когда я думаю или говорю: "Хватит! Не следует печь забивать дровами!"- я прекращаю поведение, которое нежелательно. То же самое я могу делать и применительно к себе в обхождении с печкой. Я могу сам или попросить другого человека подбросить дрова или прекратить это действие. В соответствии с этим я управляю и своим поведением и поведением другого. В этом смысле управление управляет и поведением управителя и поведением управляемого. Сначала надо управлять собой. Любой акт управления предполагает отношение управителя к себе как к управляемому другому. Чтобы сказать Василию, чтобы он сделал нечто, нужно управлять собою, своей речью или своими эмоциями, если принять во внимание, что Василию может не понравиться мой акт управления именно его поведением. Для этого мне надо преодолеть свой страх, что вместо того, чтобы выполнять мою волю он бросит в меня поленом. Одновременно, с другой стороны, требуется, чтобы и управляемый мог активно управлять своим поведением. От Василия требуется, чтобы он управлял своим поведением так, чтобы не сгорела избушка, и дрова оказались именно в печке. Для эффективного завершения акта управления требуется, чтобы управляемый субъект умел делать то, что от него ожидает управитель. Приведенное рассуждение показывает, что управление предполагает в свою очередь управление управлениями поведениями управителя и управляемого. Это неудобоваримое с точки зрения стилистики выражение, однако, точно выражает соотношение управлений. Кроме этого, условием управления является знание управителем того, что подчиненный умеет совершать желательное для управителя поведение.

       Индивидуальные особенности поведения

        Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Применительно к обсуждаемой теме, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.
        Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.
         Поведение человека, его поступки и действия зависят от:
    биологических и психологических особенностей его организма;
    условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.
          Для правильного объяснения поведения людей необходимо:
    знать их психическую жизнь;
    понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;
    уметь наблюдать внешние проявления психики человека;
    уметь правильно их истолковывать.
         Именно эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств руководителя.
         Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.
Психика (греч. "душевный") свойство мозга  человека (высокоорганизованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку (душа). Внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Специфический продукт деятельности человека во взаимодействии его с окружающей средой.
         Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.
         Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.
         Различают два вида направленности человеческого поведения:
    реактивное;
    активное.
Реактивное  поведение представляет собой в  основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.
Активное  поведение связано со способностями  человека к сознательному выбору целей и форм поведения для  достижения выбранных целей.
         Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.
        В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек — это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми.
         С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой "психологический аспект", так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей.
          С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.
         Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. "общество, -логия"). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек.
Такими  общими потребностями и интересами являются:
    материальные условия жизни; интересная работа;
    социальная стабильность.
         Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как?
         Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией.
         Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду -наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения - возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей.
         В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны:
1. Побудительная,  которая обеспечивает (стимулирует)  направленность и активность  поведения. Стимуляция поведения  связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;
2. Регуляционная,  которая отвечает за то, как  поведение складывается от начала  до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.
          Современное производство - это сложная и динамичная система, основу которой составляют трудовые коллективы. Успехи их производственной деятельности во многом зависят от активного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морально-психологического климата в коллективе и от умения руководителя управлять поведением людей.
         Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей.
         Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач — вот что составляет сущность социально-организационной функции управления.
         Необходимым условием успешного выполнения такой функции является знание руководителем основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с задачами, при решении которых нельзя обойтись без социально-психологических знаний.
          Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.
         В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.
Проблема  индивидуального осознания условий  и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного  понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных отношений между руководителем и подчиненными.
         Система управления людьми
          Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.
          Система управления людьми включает в себя:
1)         систему подбора и выдвижения кадров,
2)         процесс принятия -решений и методы решения проблем,
3)         системы материального с т и м у л и р о в а-н и я,
4)         статус, способы признания.
          Продвижение работника по службе у передовых компаний базируется на том, насколько он хорошо выполняет
круг  своих обязанностей и как успешно  работает как член
команды.
          Роль управляющего или лидера команды состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить ей:
—        необходимые ресурсы для решения поставленной
задачи,
—        координировать усилия членов команды.
           Ответственность за право принимать решения
— у  каждого из членов команды.
           Отличие функций лидера команды от управляющего подразделением (отделом или заводом) проистекает из различий в функциях лидера, как такового, и руководителя, начальника. Руководитель осуществляет управление на основе единоличного принятия решений и контроля за процессом труда. Лидер права по принятию решений не узурпирует, а, наоборот, предоставляет их каждому из членов бригады или команды. Его основная задача — не принятие решения, а помощь остальным членам команды в поиске проблем, которые предстоит решать,  в формулировании целей и задач коллективной деятельности. Соответственно и функция контроля за процессом труда (то есть власть над подчиненными, базирующаяся на административном принуждении) сменяется функцией координации, то есть на поиске путей согласования различных, часто противоречивых интересов остальных работников. Отсюда возрастает роль знаний, интеллектуальной мощи лидера, поскольку только это позволяет ему выполнять его функции, и в первую очередь находить и ставить проблемы перед другими членами команды.
          Подобные изменения в процессе принятия решений, или, по-другому, в стиле управления, обусловлены прежде всего особенностями современного промышленного производства.
          Помните, что сложность современной техники и технологии делает внутрипроизводственные конфликты буквально неизбежными.
          И члены команды поэтому должны подбираться с тем расчетом, чтобы они (часто в силу просто своих личных качеств) были способны гасить эти конфликты, согласовывать свои интересы, а не обострять их, не противопоставлять друг другу.
          Подобный подход, особенно ярко проявляющийся в японском управлении, делает весьма важным подбор и выдвижение кадров в рамках командных структур управления. В немалой степени продуманность и взвешенность системы подбора кадров в японских компаниях позволяют создавать видимость национальной исключительности японской рабочей силы, как наиболее послушной и дисциплинированной. На самом деле речь идет просто о грамотной кадровой политике, позволяющей обеспечить наиболее эффективные методы функционирования командных оргструктур управления.
    Управленческие  задачи
    Любое управление решает определенную задачу. Задача - это ситуация, которая характеризуется тем, что возникло и существует желание, но которое не удовлетворено по разным причинам: нет условий, сам управитель не может или не желает совершать действия, создающие условия для удовлетворения желания или не известны способы, какими можно создать эти условия. В отличие от иных задач управленческая задача предполагает реальное или возможное существование исполнителя, управляемого. Решение задачи предполагает обдумывание и принятие решения о некотором поведении, осуществление которого исполнителем приведет к желательному результату. Можно определить две управленческие задачи: 
    Задача 1: вызвать в исполнителе желательное  управителю поведение или придать  наличному поведению определенные свойства в смысле качества, быстроты, размаха, широты, интенсивности и т. д.  
    Задача 2: прекратить или задержать определенное поведение, устранить некоторые  свойства имеющегося поведения, если они  нежелательны для управителя.
      Эти две задачи могут сочетаться, например, ученик пишет и при этом высовывает язык. К задаче 1 относится осуществление определенного поведения письма, а устранение манипуляций с языком, относятся к задаче 2.
      Сколько видов поведения, столько вариантов этих двух управленческих задач. Каждая задача решается способами управления, которые можно свести к двум основным парадигмам: насильственной и ненасильственной. Рассмотрим их по очереди на примере решения основных управленческих задач.
    Две парадигмы управления.
    Парадигма - некоторый подход, схема, образ  действия или мышления. Рассмотрим две парадигмы управления: управление ненасильственное и управление принуждением, насилием. Приведенный вначале пример с управлением горением представляет собою решение задачи 1. Рассмотрим детальней этот пример.
    Принуждение, насилие.
    Если  другой человек отказывается делать то, что мне надо, то процесс управления прерывается. Он может быть восстановлен, если я сам стану исполнителем. В этом случае я раздваиваюсь на управителя и исполнителя, кладу дрова в печку и тем самым продолжаю управление процессом горения. Если же я хочу иметь исполнителем другого человека, то мое внимание направляется на Василия. Можно восстановить управление, стимулируя исполнение действия различными приемами насилия, принуждения:
    (1)"если  ты не подбросишь дров, то погаснет  печь, будет холодно"
    (2) "если ты не сделаешь этого, то я тебе дам хорошего пинка",
    (3)"ты  не слушаешься старших, непослушание - это грех, и бог тебя накажет",
    (4) "Василий, ты же хозяин печки  и тебе следует быть им",
    (5) "тебе не стыдно? будет холодно,  и люди замерзнут, могут простудиться из-за тебя!".
      Можно стимулировать поведение другого ненасильственно:
    (6) "если ты положишь дрова  в печку, я тебе дам конфетку",
    (7) "ты доставишь удовольствие  не только мне, если бросишь  дрова в печку",
    (8) "тебе будет тепло, ведь ты  тоже, как все, замерз" и т. д.
    (9) "мы будем считать тебя лучшим  хранителем тепла и хозяином  печки и запишем это в летопись  нашей группы".
    Если  рассмотреть последствия отказа исполнителя выполнить желательное  для управителя поведение, то можно  выделить две контрастные ситуации, в которых оказываются управитель и исполнитель:
    1) должно произойти наказание исполнителя  за недеяние в виде плохой  эмоции (холодно, пинок, грех, нехороший,  чувство вины, стыдно), или
    2) появляется награда за исполнение  в виде обещания приятных переживаний исполнителю (конфета, доставишь удовольствие другому, будет тепло, подкрепление роли, повышение престижа).
    Данная  ситуация, предшествующая поведению  реальна, но не вещественна. Она имеет  только информационный смысл. Действие еще не выполнено, но управляемый уже предвидит два последствия, вытекающие из его отношения к акту управления в виде невыполнения или выполнения.
    В первом случае невыполнение грозит исполнителю  неприятными эмоциями, а выполнение - избавлением от неминуемых неприятностей, а во втором случае, недеяние ничем не грозит, а выполнение - ведет к приятному.
    Предполагается, что управитель и управляемый  имеют опыт переживания последствий  исполнения требований управителя и  отказа от него. Это указывает на то, что способность управлять  и быть управляемым являются продуктом научения, социализации.
    Теперь  рассмотрим логическую структуру каждой из этих двух схем управления применительно  к двум задачам управления.
    Две парадигмы в решении первой управленческой задачи.
    Опишем  обе парадигмы в виде кратких формул, жертвуя стилем изложения.
    Парадигма. А: если ты не совершишь действия, то будет неприятная эмоция.
    То  есть: если нет действия, то будет плохая эмоция. В данном случае предвосхищение плохого переживания является двигателем для управляемого. Это явное насилие, принуждение, которое совершается по схеме: если ты совершишь нужное действие, то не будет неприятной эмоции; для исполнителя действие - избавление от неминуемой в данной ситуации плохой эмоции. "Если ты сделаешь это, то не получишь пинка".
    В ситуации насилия возникает контраст, когда любое поведение, желательное  управителем для исполнителя  становится поведением избавления от ожидаемой неприятной эмоции.
    Парадигма ненасилия имеет опору на положительную эмоцию. "Если ты совершишь нужное управителю поведение, у тебя будет хорошая эмоция", что представлено в суждениях 6,7,8,9. К детальному рассмотрению ненасилия мы вернемся еще раз.
    Смысл поощрения и наказания.
    Заметим, что сами по себе хорошие или плохие эмоции, наслаждения и страдания  не являются признаками ненасилия или насилия. Только вовлекаясь в отношения управления в форме условия "Если не будет действия, то у управляемого будет эмоция" они становятся критериями, различающими ненасилие и насилие. Кроме того, благодаря лишь отношению управления, положительные и отрицательные эмоции выступают как поощрение и наказание. Последние обязательно предполагают существование управителя. Без отношения управления такие психические состояния как удовольствие и страдание не могут быть квалифицированы как поощрение и наказание. Когда кто-то говорит, "Я заболел потому, что не послушался врача, который мне советовал...", то данное суждение предполагает для этого человека существование по умолчанию отношения управления, которое выходят за границы содержания совета или предписаний врача.
    Явное и скрытое принуждение.
    Принуждение может быть скрытым и автоматизированным, то есть встроенным в самую личность исполнителя: "Если я это не сделаю, мне будет стыдно". В данном случае формула управления встроена в какую-либо черту моей личности и действует неявно. Мне никто не дает команд, но мое поведение управляется моей собственной концепцией Я, содержащей черту, согласно которой я должен вести себя так. Черта "Я справедлив", требует именно справедливого поведения, скажем, я должен отдавать долги, держать слово, не нарушать соглашений, сдерживать обещания. Любое отклонение от этих, встроенных в меня программ, будет автоматически наказано чувством вины или стыда.
      Тот, кто имеет со мной дело, может быть уверен в эффективности управления, так как заранее знает об этих встроенных программах, что "В случае невозвращения долгов, нарушения данного обещания или слова исполнителю будет стыдно, так как он воспитанный человек". Управление в этом случае может осуществляться и при безличном управителе: "Тот, кто этого не делает, негодяй, как ему не стыдно?!" Социализация личности как раз в том и состоит, чтобы встроить в личность соответствующие программы управления.
    Явное насилие.
    Парадигма насилия может быть осуществлена явно, когда управитель точно формулирует желательное для него поведение и делает это понятным для исполнителя, иногда даже обучает его, и одновременно создает у исполнителя ожидание конкретной плохой эмоции. Учитель объясняет задачу, требует выполнения задания и дает знать, какие неприятности будут у ученика, если он его не выполнит.
      Принуждение может быть и неявным, когда исполнителю по умолчанию известно желательное для управителя поведение и предполагается, что управитель имеет уверенность в том, что у исполнителя неисполнение будет стимулировать появление плохих эмоций вследствие недеяния (стыд, чувство вины, ущемление чувства порядочности). Учитель считает своих детей воспитанными и уверен, в том, что они выполнят задание, так как их опыт говорит о том, что стыд или вина - плохие чувства.
    Насилие и информация.
    Акт управления несет от управителя сообщение, во-первых, о том, какая неприятная эмоция возникнет вследствие бездействия  исполнителя или вследствие выполнения нежелательного для управителя действия и, во-вторых, информацию о самом действии, которое может быть заключена или в слове, или в жесте управителя; эта информация может существовать по умолчанию, когда подразумевается, что в данной ситуации исполнитель должен совершать определенные действия, предписанные ролью или соглашением, имевшим место ранее. Исполнитель же сообщает о готовности или нежелании совершать нужное управителю поведение. В зависимости от согласия или несогласия исполнителя возникает проблема насилия или ненасилия.
      Здесь возникают различные варианты взаимодействия людей. Если исполнитель в ответ на требование демонстрирует желание совершить нужное для управителя действие, происходит демонстрация мотива для другого, и если это желание соответствует его внутренней установке, то имеет место ненасилие в управлении. Может быть так, что это согласие может быть известно управителю по умолчанию, и исполнителю нет необходимости демонстрировать согласие с принятой командой.
    При совпадении мотива для управителя с собственным мотивом исполнителя, его поведение перестает быть защитно-оборонительным действием. Василий, в нашем примере, по моей просьбе начинает заниматься печкой, так как хочет, чтобы было тепло. Мотив для другого и собственный мотив совпадают.
    Схема ненасилия.
    Ненасилие, пожалуй, самое запутанное понятие  в психологии философии и религии. Рассмотрим, как ненасильственно  решается задача вызывания желательного для управителя поведения.
    Парадигма ненасилия:
    "Если  же ты сделаешь это, то я  сделаю тебе приятное". Здесь можно выделить две установки управителя. (1) Установка наградить исполнителя за выполнение желательного действия, вызвать в нем положительную эмоцию и (2) воздержание от любого акта управления, направленного на исполнителя, если действие не произошло или оно нежелательно для управителя.
    В первом случае управитель намеревается за исполнение сделать ему что-то приятное, обещая конфету или что-то другое. Управитель полагается также  на положительный опыт исполнителя, намекая на то, что "ему будет тепло", что он насладится "чувством, порождаемым сознанием выполненного долга". Кроме этого в примере с Василием и печкой управитель может полагаться на альтруистические наклонности исполнителя, пожаловавшись на то, что ему - холодно, или что ему будет приятно, станет тепло. Последнее предполагает наличие альтруизма или любви у исполнителя.
    Во  втором случае управитель не делает даже намеков на угрозу, полагая, что его  накажет стыд или чувство греха. Действия управителя по вызыванию эмоций равны нулю. Однако нуль здесь не математический. Здесь нуль означает отсутствие действия наказания и не более.
    Отсутствие  будет разным, в зависимости от того, отсутствие чего подразумевается. Управитель может знать, что Исполнитель  будет страдать от стыда, вины, ущемленности Я. Если он это знает и в этом уверен, то невозможно сделать вывод о том, что он применяет принцип ненасилия. В этом случае он приходит к выводу о том, что ненасилие невозможно применительно к данному исполнителю.
    Вторая  установка предполагает высокую терпимость управителя к фрустрации, вызванной неудовлетворением его собственных желаний, то есть совершенство саморегуляции управителя. Для простого человека привычно быть агрессивным, когда его намерения не реализуются. При ненасилии управитель воспринимается с обыденной точки зрения "как ненормальный", ибо по умолчанию управитель должен быть агрессивным, когда что-то происходит не по нему.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.