На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предпринимательство как форма экономической детельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
1 Предпринимательство как форма экономической деятельности 
 

1. 1Сущность предпринимательства и его роль в экономике России 

      Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда являлась одним из важнейших предметов экономической науки, поскольку именно предприниматель является главным действующим лицом рыночного хозяйства.
      Историю исследования предпринимательства  следует начинать работ английского экономиста XIX века Р. Кантильона, который рассматривал предпринимательство как отношение субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений. Но уже А. Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода путем производства товаров на продажу. На необходимость умения соединять и комбинировать факторы производства для успешности предпринимательской деятельности впервые указал Ж.-Б. Сей. Умение организовать участников производственного процесса и управлять ими в процессе достижения цели он выдвигал в качестве главного фактора извлечения предпринимательского дохода. Американский экономист Ф. Уокер указал на сочетание в предпринимательской деятельности двух различных функций - функции владельца предприятия, организующего производство с целью получения дохода, и функции собственника капитала, имеющего право на использование (потребление) полученной прибыли, как процента на вложенный капитал.
      Значительный  вклад в разработку теории предпринимательства  внес австрийский экономист Й. Шумпетер, который связывал получение предпринимательского дохода с инновациями. Поэтому определяющей чертой предпринимателя он считал способность к новаторству. Эффективно используя новшества технического, технологического, организационно-управленческого и маркетингового характера, предприниматель добивается тех изменений в расширенном цикле производства плюс распределения, которые обеспечивают ему дополнительный доход. Характерно, что, по мнению Шумпетера, индивид остается предпринимателем только до тех пор, пока его деятельность носит новаторский характер, и тотчас перестает быть предпринимателем, как только она становится рутинной.
      Вопрос  об источнике дополнительного дохода всегда был центральным при выявлении  сущности предпринимательства. А. Тюнен и Ф. Найт, в отличие от И. Шумпетера, не сводили получение дохода только к новаторству, а связывали его с умением чувствовать (прогнозировать)
      Перспективы развития производства и потребительского спроса, что создает необходимые предпосылки для получения дохода. Эту же позицию разделяет П. Друкер, который считает главным для предпринимателя умение использовать любую возможность, предоставляемую ему внешней средой в бизнесе, с максимальной выгодой. Согласно Ф. Хайеку, суть предпринимательства сводится к инициативной деятельности субъекта, поэтому каждый, кто способен изыскивать благоприятные возможности для начала предпринимательской деятельности, может быть предпринимателем. Авторы известного учебника "Экономикс" К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс. Они связывают предпринимательство с выполнением индивидом четырех взаимосвязанных функций:
      1) готовность взять на себя инициативу  соединить необходимые ресурсы  в производственный процесс;
      2) обладать смелостью и способностью  принимать решения, которые определят  направление и характер его  будущей деятельности, и нести  за них правовую и имущественную  ответственность;
      3) быть новатором, готовым и способным  внедрять новые продукты на  потребительский рынок, новые  технологии в производство, новые  формы и методы организации  и управления расширенным циклом  производства и распределения;
      4) быть готовым на взвешенный  риск, поскольку в условиях рыночной  состязательности (конкуренции) предпринимательский  успех и прибыль абсолютно  не гарантированы.
      Таким образом, в этом определении дается обобщающий портрет предпринимателя, учитывающий все позитивные предложения  предшественников.
      Возможно лучше понять сущность предпринимательства, если рассмотреть поведение предпринимателя с разных сторон - с экономической, управленческой и личностной. Исследователи XX в. особое внимание уделяли личностным и социальным характеристикам предпринимателя, что нашло свое отражение в следующих суждениях: Практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает в себя, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию и реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. С точки зрения экономиста, предприниматель - это тот, кто соединяет средства, труд, материалы и т.д. таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. При этом он вносит изменения, осуществляет инновации и преобразует заведенный порядок. С точки зрения психолога, предприниматель - это человек, которым движут определенные мотивы - например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность. С точки зрения других предпринимателей, он может представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги. С точки зрения политэконома, предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.
      Предпринимательство - это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.
      Каждое из этих определений рассматривает предпринимателя под разным углом зрения, однако все они включают такие понятия, как новизна, организаторский талант, творческое начало, умножение богатства и готовность рисковать. И все же каждое из этих определений ограничивает сферу предпринимательства, хотя на самом деле предпринимателей можно найти во всех областях - в образовании, медицине, науке, юриспруденции, архитектуре, в сфере производства, социальной сфере, сфере распределения. Поэтому здесь можно дать следующее определение, которое охватывает все типы предпринимательского поведения: предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
      Жизнь человека, который решает начать собственное дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда. При этом вероятность потерпеть неудачу очень велика - не будет спроса, слишком сильной окажется конкуренция или просто не удастся заручиться необходимой финансовой поддержкой.
      Итак, предпринимательство - это осуществление смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство - это готовность добровольно брать на себя весь риск, связанный с реализацией новых идей. Это попытки придумать и сделать что-то новое или улучшить уже существующее.
      Предпринимательство часто связывают с понятием «бизнес», хотя эти слова имеют разный смысл. Синонимы слова «бизнес» - коммерция, торговля, отрасль, фирма, деловая активность.
      Предпринимательская же деятельность – это, прежде всего, интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет. Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие смелые идеи.
      Предпринимательство представляет собой сложный экономический  и социальный феномен, прошедший  большой путь исторического развития, и на каждом этапе его содержание отражало характерные черты соответствующей  эпохи. В древние и средние  века основным направлением приложения предпринимательской инициативы было купечество и мореплавание, связанное  с территориальным перемещением товаров и извлечением прибыли  из разницы цен в разных географических точках (такой способ извлечения дохода в современной терминологии носит  название арбитража). Слабость правовой системы, регулирующей эту деятельность (особенно в межгосударственном и  межплеменном масштабе), а также  слабость человека перед силами природы  — все это приводило к высоким  рискам предпринимательства.
      С переходом от натурального хозяйства  к товарному производству, сначала  мануфактурному, а затем индустриальному, основной сферой приложения предпринимательской  инициативы все больше становится материальное производство, что отражается на содержании предпринимательства. От поиска привлекательных  рынков предприниматель переходит  к поиску оптимального сочетания  производственных ресурсов и способов производства, обеспечивающих предпринимательский  успех. Риск предпринимательству на этом этапе исходит главным образом  от непредсказуемого изменения спроса и предложения на производимые товары и потребляемые в процессе их производства ресурсы, а также со стороны конкурентов.
      Начавшаяся  в конце двадцатого века постиндустриальная стадия мирового экономического развития характеризуется высоким динамизмом и интенсивностью производства, проявляющихся  в быстром качественном обновлении ассортимента производимых товаров  и более полном удовлетворении потребностей общества при снижении численности  занятых в сфере материального  производства. Кроме того, происходит смещение акцент с собственно производства на различные виды деятельности, связанные  с поиском и обработкой информации (наука, технологии, управление), которые  подготавливают качественное обновление товаров и технологий их производства и распределения. В предпринимательской  деятельности уже становится недостаточным  ориентироваться только на текущий  момент, находя оптимальное для этого  момента сочетание производственных факторов; напротив, в своей деятельности предпринимателю необходимо руководствоваться  перспективными целями и задачами, готовя продление успеха в будущее. Главной задачей становится не извлечение максимально возможной в данный момент прибыли, а обеспечение финансовой и экономической устойчивости деятельности организации на длительный период (стратегическая устойчивость предприятия). Предпринимательство  все в большей мере вовлекает  в свою орбиту науку, организационные и управленческие технологии, включая финансовые.
      Даже  приведенный краткий экскурс  в историю предпринимательства  наглядно подтверждает его сложную  и изменчивую природу. Для эффективного использования этого феномена в  социально-экономическом развитии российского общества необходимо дать ему конструктивное определение, которое  поможет правильно включить его  в систему правовых и экономических  отношений в нашей стране.  

1.2 Организационные формы предпринимательства 

      Предприятие (фирма) является самостоятельным (обособленным) субъектом, что в первую очередь  означает свободу в принятии экономических  решений. Однако любое решение, касающееся деятельности предприятия, принимается  с учетом результатов анализа  внутренней и внешней среды. Внутренняя среда фирмы — это собственная  экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и  кадровое обеспечение, систему управления. Внешняя среда фирмы — это  экономическая, правовая и социальная среда, в которой предприятие  работает, являясь частью национального хозяйства.
      Предпринимательский сектор национального хозяйства  обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными  являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
      По формам собственности предприятия подразделяются на:
      - частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
      - государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).
      Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни  страны.
      По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж).
      По  количеству обычно преобладают малые  предприятия (в России на них приходится около 1/2 общего числа предприятий).
      В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.
      Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.
      Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства выделяет трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.
      По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают следующие виды предприятий согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации:
      1) хозяйственные товарищества и  общества;
      2) производственные кооперативы;
      3) государственные и муниципальные  унитарные предприятия;
      4)некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);
      5) индивидуальные предприниматели. 

1.3 Значение предпринимательства  в социально-экономическом  развитии России 

      Развитие предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального здоровья государства и общества. 
Малое и среднее предпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере. Сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции для подобных предприятий своей сферы деятельности. 
Так, малый и средний бизнес обеспечивает :

1.Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа граждан, нуждающихся в обеспечении социальной помощи от своего государства. 
Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем. 
Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в условиях нашей огромной страны имеет и свои определенные особенности.

      Подавляющее большинство малых предприятий России имеет вид микрофирмы, где число занятых составляет до девяти человек при том, что через пять лет после создания "на плаву" остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую "весовую категорию"). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников. 
Их слабая социальная защищенность - важный мотив для трезвой, исключающей эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства в деле создания дополнительных рабочих мест. Это и один из доводов в пользу разделяемого всеми серьезными экономистами тезиса, согласно которому стимулирование малого предпринимательства ни в коем случае не отменяет необходимости подъема крупной индустрии - тем более, что массовый переход рабочей силы из нее в малый бизнес требует серьезных сдвигов в профессионально-квалификационном составе занятых, причем сдвигов, зачастую негативных, сопряженных с множеством морально-психологических для большинства населения страны проблем. 
Вообще, влияние занятости на малых предприятиях на общую занятость в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами сектора малого предпринимательства, при увеличение занятости, в котором пока не может значительным образом сказаться на размере общей занятости всей страны в целом.  
Тем не менее, нынешние масштабы развития малого бизнеса в России обычно считают весьма скромными в сравнении со странами развитой рыночной экономики, где удельный вес занятых предпринимательством может превышать 50%, а доля малых предприятий в количестве всех хозяйствующихсубъектов–90%. 
В то же время экстенсивно развивается другая часть сектора малого бизнеса - индивидуальное предпринимательство. Численность предпринимателей без образования юридического лица в современный период постоянно растет, в связи, с чем именно по этой линии малый бизнес генерирует существенную, если не основную часть дополнительных рабочих мест. 
Далее, малое предпринимательство влечет за собой распространение вторичной занятости, причем следует иметь в виду и практику неформальных расчетов за те или иные услуги. Согласно официальной статистике, на малые предприятия приходятся свыше 40% общего числа внешних совместителей и около трети общего количества работающих по гражданско-правовым договорам (с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей эта доля еще выше). В целом распространение вторичных форм занятости более характерно для сферы услуг (за исключением торговли и общественного питания). Особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях финансово – кредитной сферы и социально – культурного комплекса. С этих позиций и следует анализировать социальную роль малого предпринимательства как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. 
2.Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности. 
Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности для современного российского общества в целом.  
3.Возможность энергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности. 
Так самой характерной чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования.  
По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5% опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире. 
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность , хорошие организаторские способности, а так же креативные личные качества.  
Профессионализм в настоящее время отступил на второй план. Но с этим можно поспорить, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование и именно в университетах страны. 
4.Увеличение налоговых поступлений, и соответственно увеличение доходов. 
5.Рост доли ВВП, создаваемой малыми и средними предприятиями. 
6.Увеличение численности среднего класса населения, а, значит, и увеличение социальной и политической стабильности в стране. 
Если брать за основу деления на классы доход, то можно сказать, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с предпринимательством. 
7. Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий.  
Данное положение объясняется с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.  
8. Взаимодействие малого и крупного бизнеса, способное помочь выжить в современных рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям. 
В российской экономике предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.  
Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. 
Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш. 
Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Анализ предпринимательской  деятельности в  социально-экономическом  развитии РФ на  современном этапе 
 

2.1 Состояние и особенности экономического развития предпринимательства в России 

      Как свидетельствует, мировой опыт, малое  предпринимательство играет большую  роль в экономике любых стран, даже развитых, ведь ему свойственны  некоторые преимущества:
      - высокий уровень адаптации к  местным условиям хозяйствования;
      - большая независимость действий  субъектов малого предпринимательства;
      - гибкость и оперативность в  принятии и выполнении принимаемых  решений
      - большая возможность для предпринимателя  реализовать свои идеи, проявить  свои способности;
      - низкая потребность в первоначальном  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и процесс производства в ответ  на требования местных рынков.
      Собственники  малых предприятий больше склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что, естественно, положительно сказывается  на деятельности предприятия. Представители  малого предпринимательства лучше  знают уровень спроса на местных  рынках. Малое предпринимательство  способствует занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями.
      Естественно, у малого предпринимательства есть и недостатки, среди которых следует  выделить самые существенные:
      - высокий уровень риска, поэтому  высока степень неустойчивости  положения на рынке;
      - зависимость от крупных компаний;
      - недостатки в управлении делом;
      - повышенная чувствительность к  изменениям условий хозяйствования  и др.
      Шансы малого предприятия значительно  повышаются по мере взросления. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малое предприятие, тем больше у этого предприятия возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.
      Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
      Малые предприятия, являясь важной частью хозяйственной структуры, повышают гибкость и адаптивность экономики, способствуют развитию конкуренции, создают  особую инновационную среду, укрепляют  социальную стабильность, способствуют переходу к ресурсосберегающему  типу экономического роста и др. Сегодня сектор малого предпринимательства  производит основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах (от 40% в США до 70% в среднем по странам ЕС), обеспечивает работой  большую часть трудоспособного населения (от 54% в США до 72% в среднем по странам ЕС), осуществляют большую часть всех инноваций (из 61 крупного открытия ХХ века 48 были сделаны на малых и средних предприятиях).
      Для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
      По  мнению зарубежных экономистов, стабильность рыночной системы обеспечивается уже  тогда, когда 20-30% граждан страны имеют  собственное дело. В развитых странах  малый бизнес составляет основу среднего класса – влиятельной общественной страты, объединяющей 60-80% населения.
      Особенно  важны малые предприятия для  регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических  проблем, прежде всего занятости  и увеличения доходов населения. Кроме того, и это немаловажно, они создают более благоприятные  условия для регулирования региональной экономики, так как в большей  степени зависимы от региональных и  местных администраций, чем крупные  и средние предприятия.
      Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства  в России на сегодняшний день представляется актуальным.
      В каждом регионе предпринимательство  развивается по-своему, в зависимости  от физико-географической структуры, экономической  составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.
      Основные  факторы, которые определяют региональную специфику развития малого и среднего предпринимательства в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.
      Первую  группу факторов составляют:
      – демографические (естественный прирост  населения, старение, смертность, миграция, перенаселенность, наличие беженцев и переселенцев, социально-психологический  микроклимат, национальный состав мигрантов, половозрастные особенности);
      – национально-этнические (условия выживания, социальная обеспеченность и защищенность традиций, особенности исторически  сложившегося уклада жизни);
      – социальные (уровень развития социальной инфраструктуры, курортно-рекреационного хозяйства, возможности для отдыха, мобильность населения, условия  жизни, условия для переподготовки кадров, смены профессии и повышения  квалификации);
      – продовольственное обеспечение (возможности  местного производства, наличие свежих продуктов, сезонный или постоянный характер поставки продуктов, нормы  потребления продуктов, темпы удорожания жизни, уровень развития аграрного  сектора);
      – особенности расселения (наличие  крупных, средних и малых городов, удобных транспортных связей, уровень  развития инфраструктуры, характер освоения региона, степень интенсивности  взаимоотношений между населенными  пунктами, преимущественные факторы  размещения промышленных, сельскохозяйственных и других объектов);
      – уровень развития сферы государственного и регионального социального  регулирования.
      Наряду  со многими проблемами, проблема безработицы, именно та, в решении которой предпринимательство может играть важную роль. Среди мер по борьбе с безработицей нужно предусматривать меры по стимулированию притока в регионы частных отечественных и иностранных инвестиций, расширению программы переобучения работников, в том числе с привлечением различных школ бизнеса, а также по формированию рынка жилья, как условия перемещения рабочей силы из регионов с высоким уровнем безработицы.
      Важной  предпосылкой развития предпринимательства  в регионах России является здоровый социально-психологический климат и соответствие мотивационных установок  формирующемуся рынку труда. Все  это находится в прямой зависимости  от формы производственной деятельности, ведомственной политики, движения кадров, степени криминализации, уровня профессиональных качеств, уровня развития потребностей, отношения к инновациям, желания осваивать новые.
      Второй  блок факторов, которые влияют на специфику  регионального развития предпринимательства  в России, связан с решением экономических  вопросов. В частности, на укрепление экономического федерализма и создание условий для развития частного сектора  должна быть направлена государственная политика по формированию новой территориальной организации хозяйства России (включая региональные союзы, ассоциации предпринимателей). В настоящее время принципиально меняются принципы специализации районов в территориальном разделении труда: вместо достижения максимального общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса и конкурентоспособности предприятий различных регионов.
      В этих условиях преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, расположенные рядом с устойчивыми  рынками сбыта, которые имеют квалифицированные кадры: Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский экономический регионы. В то же время сокращается численность конкурентоспособных предприятий в северных и восточных районах. Здесь рентабельными и конкурентоспособными остаются в основном добывающие отрасли и энергоемкие производства, связанные с переработкой минерального сырья и леса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.