На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международный валютный фонд на рубеже столетий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Международные валютно-кредитные отношения"
на тему "Международный валютный фонд на рубеже столетий"
ВВЕДЕНИЕ
 
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В настоящее время особенно важна для страны поддержка мировых финансовых систем, в том числе МВФ. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Так как валютные и финансовые организации проводят анализ и собирают статистику данных экономического роста стран, необходимо придерживаться их рекомендаций.
Международный валютный фонд (МВФ) является на сегодняшний день основным международным институтом, определяющим международную кредитную политику. Это не значит, что невозможно получить кредит в обход МВФ, но значит, что всякий международный кредитор, так или иначе, учитывает опыт и мнение МВФ о возможностях кредитования той или иной страны. На множестве международных конференций и совещаний проводимых МВФ разрабатываются новые инструменты для урегулирования проблем внешней задолженности. В этом проявляется актуальность вопроса, рассматриваемого данной курсовой работой.
Целями настоящей работы являются следующие:
– изучить историю создания Международного валютного фонда;
– определить главные цели и систему управления МВФ;
– выявить основные направления деятельности МВФ;
– охарактеризовать деятельность МВФ как всемирного кредитора;
– описать механизм кредитования стран-участниц;
– определить место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений;
– изучить особенности взаимоотношений Российской Федерации и МВФ;
– описать условия вступления и обязанности России как члена Международного валютного фонда;
– определить значение участия в Фонде для экономики и валютной системы РФ.
Объектом исследования данной курсовой работы является изучение деятельности Международного валютного фонда на рубеже столетий. Предметом исследования – непосредственно определение механизма кредитования стран-участниц и изучение особенностей взаимоотношений РФ и МВФ.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных авторов-исследователей, периодические издания.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
– изучение научной литературы;
– анализ и обобщение отечественной практики.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть в свою очередь включает в себя 3 главы, каждая и которых состоит из 3 пунктов. Материал изложен на 40 страницах.
 
 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВФ
1.1   Эволюция Международного валютного фонда
 
Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая разрушила мировую экономику в 30-е годы.
Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в 1929 – 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63%. [7, C. 326]
Неоднократные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля за ней.
В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.
За время, прошедшее с момента создания МВФ, в его положении и роли произошли существенные изменения. Эволюция роли МВФ во многом связана с изменением баланса сил в самом Фонде, несмотря на то, что позиция США в нем по-прежнему остается преобладающей.
В настоящее время США вынуждены учитывать усиление экономической мощи других ведущих стран – членов Фонда и позицию развивающихся стран в отношении мировой валютно-финансовой политики.
Как в Совете управляющих, так и Административном совете Фонда решения принимаются в соответствии с системой взвешенного голосования. Каждая страна располагает 250 голосами, к которым, в зависимости от величины ее квоты, добавляется некоторое число голосов. Величина квоты зависит от размера национального дохода страны, от ее доли в международной торговле и от размера ее валютных резервов. Квота подлежит периодическому пересмотру. Другим важным моментом в эволюции роли МВФ является то, что с 70-х годов влияние фонда на экономическую политику стран-членов, в особенности развивающихся стран, постоянно возрастало. Так, например, число развивающихся стран преобладает в МВФ, хотя "семерка" ведущих государств имеет в Фонде более чем 55% голосов. [12, C. 84]
Изменения в деятельности МВФ в основном связаны с особенностями эволюции структуры мировой экономики. В числе таких особенностей: углубление процессов интернационализации и глобализации производства и капитала, возникновение разветвленной сети транснациональных корпораций, дальнейшее расширение механизма межгосударственного макроэкономического регулирования, значительный рост удельного веса в мирохозяйственной сфере стран Западной Европы и Японии. Ощутимое возрастание роли ряда развивающихся стран в международных хозяйственных взаимоотношениях, и, наконец, появление международной финансовой экономики, связанной с мировой финансовой революцией, а также возникновение так называемой "новой экономики", основанной на реалиях развития сети Интернет.
 
1.2   Главные цели и система управления МВФ
 
В первой статье Устава МВФ определены цели Фонда, включающие:
- поддержку развития международного валютно-финансового сотрудничества;
- проведение консультаций по валютным проблемам;
- содействие расширению сбалансированного роста международной торговли с целью увеличения занятости, доходов и развития производительных сил стран-членов;
- достижение стабильности валютных курсов и недопущение конкурентной девальвации валют;
- содействие в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами;
- устранение валютных ограничений;
- предоставление странам-членам валютных средств, для финансирования дефицитов платежных балансов стран-членов.
Организационная структура МВФ отражена в его Уставе. Со времени основания Фонда в Устав было внесено три поправки. В настоящее время предусматривается наличие Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя, штата международных служащих и Совета (вместо предусмотренного Уставом Совета действует Временный комитет).
Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который каждое государство-член назначает управляющего (как правило, министра финансов или председателя ЦБ) и его заместителя. Совет управляющих собирается на ежегодные совещания. В другое время Советом также могут проводиться обсуждения или голосование по телефону.
Отдельные полномочия Совет управляющих делегирует Исполнительному совету. Совет собирается, как правило, три раза в неделю и ведет всю текущую работу Фонда. Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначены ведущими государствами (США, Германией, Японией, Францией и Великобританией), а 19 избраны остальными странами-членами.
Исполнительный совет занимается стратегическими, административными и оперативными вопросами, включая надзор за политикой обменных курсов государств, предоставление финансовой помощи странам-членам, подготовку комплексных исследований и консультаций по проблемам мировой экономики.
Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя МВФ, который выступает в качестве председателя Совета. Под руководством Исполнительного совета директор-распорядитель ведет повседневную работу МВФ.
В 1974 году по решению Совета управляющих для оперативного воздействия на реформирование валютной системы и перехода к плавающим курсам валют был создан Временный комитет по вопросам реформы международной валютной системы. Комитет собирается два раза в год. В последние годы его роль заметно возросла. Он занимается вопросами международной финансовой системы, готовит доклады для Совета управляющих, а также предложения по изменению Устава МВФ.
Штат международных служащих Фонда насчитывает около 2300 человек.[15, C. 356]
 
1.3 Основные направления деятельности МВФ
 
Основные направления деятельности МВФ включает предоставление средств для корректировки валютных курсов, стабилизации платежных балансов стран-членов, урегулирования внешней задолженности, финансирования временных дефицитов платежных балансов. Усиливается роль МВФ в выработке концепции преодоления слаборазвитости, координации макроэкономической политики ведущих стран мира.
Особое значение имеет расширяющееся взаимодействие МВФ с МБРР, ОЭСР, ПРООН, другими международными организациями, а также с Парижским и Лондонским клубами.
В сферах регулирования платежных балансов и внешней задолженности Фонд предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике. Перед получением обусловленных кредитов страна-заемщик согласовывает с Фондом программу финансово-экономической стабилизации. В зависимости от хода выполнения этой программы стране предоставляются валютные средства, предусмотренные отдельным кредитным соглашением с МВФ. В условиях долгового кризиса наличие программы и соответствующего соглашения с Фондом стало рассматриваться как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны и необходимое условие облегчение ее долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов. [4, C. 253]
В Уставе МВФ предусмотрено два вида кредитной деятельности Фонда: сделка (transaction) - предоставление валютных средств из ресурсов Фонда и операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами государств - центральными банками, казначействами, стабилизационными фондами. Как правило, кредиты предоставляются на покрытие дефицита платежного баланса либо на поддержку структурной перестройки экономики стран-членов. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или механизма ценообразования.
Государство, нуждающееся в иностранной валюте, осуществляет заимствование (drawing) либо в иностранных валютах, либо в СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке этого государства. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на такую валюту нет спроса, она остается в Фонде до ее выкупа страной-эмитентом.
МВФ взимает с государств-заемщиков разовый комиссионный сбор в размере 0,5% занимаемой суммы и определенную процентную ставку за предоставляемые кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
По истечении установленного соглашением периода времени страна-член обязана выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо этого государство-заемщик обязано досрочно производить выкуп национальной валюты, излишней для Фонда, по мере улучшения его платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта государства-должника покупается другой страной-членом, то тем самым погашается его задолженность Фонду.
Обязательства государства-заемщика, предусматривающие проведение им необходимых финансово-экономических мероприятий, фиксируются в соответствующем "письме о намерениях", направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что государство использует кредит "в противоречии с целями МВФ" или не выполняет его предписаний, Фонд может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. [2, C. 274]
 

2. ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ МВФ
2.1 МВФ как всемирный кредитор
 
В последнее время функции мирового кредитора последней инстанции выполняет МВФ. Он и надзирает за экономической политикой правительства, и эмитирует СДР. В 1999 г. первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стэнли Фишер заявил, что Фонду следует полноценно двигаться от просто политики международного кредитования к институту мирового кредитора. Стандартными инструментами Фонда являются программа краткосрочного финансирования от 12 до 18 месяцев (stand by arrangement) и программа среднесрочного финансирования на три года (extended by arrangement). Сроки погашения краткосрочных кредитов составляют пять лет, а среднесрочных - десять лет. Объем кредитования в обоих случаях ограничивается размером страновой квоты. Начиная с мексиканского кризиса 1994-1995 гг. было много разговоров об усовершенствовании кредитования МВФ. Азиатский кризис 1997-1998 гг. пришелся как раз кстати. В 1997 г. МВФ ввел в действие программу дополнительного резервного финансирования (supplemental reserve facility). Главное ее отличие от всех традиционных программ Фонда состоит в том, что доступ к кредитным ресурсам ничем не ограничен. Однако сроки погашения очень короткие, а ставки на уровне рыночных. В 1999 г. МВФ утвердил еще одну программу "обусловленных" кредитных линий (contingent credit lines). Смысл ее заключается в том, что страны, проводившие "безупречную" экономическую политику, могут получить неограниченный доступ к ресурсам Фонда. Обусловленные кредитные линии являются своеобразным аналогом банковских открытых кредитных линий. Однако почему-то никто денег у МВФ по обусловленной линии брать не захотел. Это "почему-то", видимо, объясняется рыночными условиями кредитования.
Зачем Фонд переключился с обычной практики льготного кредитования на рыночное? После азиатского кризиса политика МВФ поменялась на 180 градусов. Теперь он не желает предоставлять ссуды странам, если видит возможность риска безответственного поведения. К сожалению, в России этого еще не поняли, и до сих пор рассчитывают на новые кредиты. Однако факт остается фактом: функции международного кредитора последней инстанции невозможно выполнить, не порождая проблемы недобросовестного поведения. Из-за чего многие ратуют за сокращение функций Фонда, а некоторые эксперты высказываются даже за его ликвидацию. В марте 2008 г. был опубликован отчет Консультативной Комиссии Конгресса США по международным финансовым организациям. По мнению членов Комиссии, помощь МВФ порождает ожидания новых кредитов и провоцирует спекулятивную игру на рынках. Чтобы избежать этого Комиссия предлагает несколько коренных изменений:
- сделать основной функцией МВФ краткосрочное кредитование в кризисных ситуациях;
- в случае предоставления кредитов, процентная ставка по ним должна быть не только рыночной, но и высокой (по крайней мере, выше ставки текущих заимствований), чтобы к МВФ обращались лишь, в крайнем случае;
- кредиты должны носить четко оговоренный приоритетный характер с правом первоочередного обращения требований на активы должника;
- развивающиеся страны должны отвечать сами за себя, и прежде чем обращаться к Фонду им следует обеспечить необходимую капитализацию банковской системы, либерализовать финансовые рынки, устранить коррупцию и сбалансировать налогово-бюджетную политику;
- общеэкономическая политика и налогово-бюджетная политика, в частности, должна согласовываться с МВФ. [6, C. 57-62]
Кроме того, Всемирный Банк предполагается реформировать таким образом, чтобы снизить объемы кредитов, предназначить займы для базовых структурных реформ и ликвидировать группу финансовых организаций, действующих совместно с Банком.
 
2.2 Механизм кредитования стран-участниц
 
МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительства.
В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используется два понятия:
1) сделка – предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;
2) операция – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют. [3, C. 184]
Рассмотрим основные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (общих ресурсов).
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ – в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. – «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на 4 «кредитные доли», или транша, составляющие 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитной долей, составляла 125% размера ее квоты.
В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости – до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения – ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно. [5, C. 283]
Специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами-членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
?                       Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т.п. Общий лимит доступа к кредитам в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования составляет 95% квоты страны;
?                       Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ; создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международным товарным соглашением, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит – 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.;
?                       Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП; введен в апреле 1993 г. как временный специальный механизм с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась странам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Этот механизм был создан главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие условия МВФ. Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего эти кредиты получили 20 стран на общую сумму 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. долл.). В конце 1995 г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось;
?                       Дополнительный резервный механизм, ДРМ; введен в декабре 1997г. для предоставления средств странам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного механизма в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в любых размерах. Однако получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока – от года до полутора лет;
?                       Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ. По предложению президента США Б. Клинтона, с которым он выступил на сессии Советов управляющих МВФ и ВБ 6 октября 1998 г., «семерка» официально предложила Фонду ввести еще один широкомасштабный кредитный механизм он был учрежден в апреле 1999 г. первоначально на 2 года. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капитала, то есть факторов, находящихся вне сферы их контроля. Спецификой нового кредита является его предупредительный характер: валютные средства страна может получить не после, а до наступления кризиса – при первых его признаках. Условие получения кредита – проведение страной-заемщиком эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение «международно признанных стандартов». Механизм ЧКЛ образован как продолжение созданного ранее дополнительного резервного механизма, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300 до 500 % квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение 1 – 1,5 года.
 
2.3  Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их урегулировании
 
Международный валютный фонд является одним из основных звеньев мировой валютной системы.
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы:
1)                      МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР;
2)                      МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда;
3)                      МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения;
4)                      важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:
?                       на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.