На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Психология материнства

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психология материнства
 
               выполнила:
студентка Тихонович Элина Эдуардовна
                        742 группа,4 курс
 
 
 
 
                              Проверила
                   Сидловкая Ольга Павловна
 
     Мотивы сохранения беременности  следующие:
     
    1.экономические;
     
    2.социальные;
     
    3.психологические.
    Экономические мотивы обуславливают рождение того или иного числа детей.
    Посредством рождения ребенка достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус.
.  
Социальные мотивы определяют рождение определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм и являются индивидуальной реакцией на эти нормы.
    Психологические мотивы через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо индивидуальные потребности личности.  
    Н.В. Боровикова (1998) выделяет следующие мотивы сохранения беременности:  
    сохранение беременности для самого ребенка  
    -беременность от любимого человека  
    -беременность как соответствие социальным ожиданиям  
    -беременность как протест  
    -беременность ради сохранения отношений  
    -беременность как отказ от прошлого  
    -беременность как уход от настоящего  
    -беременность ради сохранения собственного здоровья  
    -беременность для получения материальной выгоды.
 
      психологическая готовность к материнству?
 
 
    Предполагается, что психологическая готовность к материнству формируется под влиянием  биологических и социальных факторов, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование. Мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Соответственно, уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью.
    Материнская депривация как психическая патология раннего детского возраста
         Под психической депривацией понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние определяется также как биологически полноценная, но психически недостаточная среда. 
         В структуру психической депривации входит эмоциональная депривация - отсутствие заботы, ласки, понимания и т.
    Стиль переживания беременности включает в себя: 
    • физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, 
    • переживание симптоматики беременности, 
    • динамика переживания симптоматики по триместрам беременности; 
    • преимущественный фон настроения в эти периоды; 
    • переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности; 
    • содержание активности женщины в третий триместр беременности.
 
    Г. Г. Филиппова:        шесть стилей переживания беременности:
 
    1. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; 
    2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются.
    3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфо-рическую окраску.. 
    4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя.
    5. Амбивалентный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом.
    6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями
 
         Типология матерей
 
    Психологи утверждают, что именно от мамы зависит, каким вырастет ребенок, насколько успешно и уверенно он будет идти по жизни. Ученые условно разделили всех мам на четыре группы с разными стилями поведения.
    Спокойная, уравновешенная мама. Это своеобразный эталон материнства. Всегда все знает о своем ребенке и вовремя придет ему на помощь. Самымое важным для ребенка то, что он растет в атмосфере благожелательности и доброты. 

    третий тип – тип тревожной мамы. Ей постоянно что-то кажется, ей постоянно что-то мнится.
    Такая тревожность мамы передается и ребенку, что в будущем может сделать его робким и нерешительным. 
     

    Третий тип – тоскливая мама. У нее есть что-то общее с тревожной мамой. Она вечно чемто недовольна, напряжена, многое не так. Такая мама думает только о своем будущем, она видит в малыше обузу, невольно возникшую на ее пути. Ребенку, которого недолюбили в детстве, самому очень трудно будет полюбить. 
     
    четвертый тип – уверенная и властная. Такая мама очень твердо знает, что ей необходимо от ребенка, она не желает отходить от планов, которые наметила, наверное, еще до его рождения на всю его сознательную жизнь. К сожалению ребенок у такой мамы вряд ли сможет хоть когда-нибудь, решиться отстоять свою индивидуальность. 

    Типы материнского отношения 
    В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные:
    1. эмоциональное принятие
    2. контроль.
    Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка.
    эмоциональное принятие  имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения (даже раньше) до трех лет.
    С точки зрения Броди, можно выделить четыре типа материнского отношения к младенцу:
    Первый тип: Легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу “сам дозреет”.
    Второй тип: Сознательное приспособление к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.
    Третий тип: Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.
    Четвертый тип: Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка. Конечно, самый опасный — последний тип отношений, хотя, по сути дела, только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает ее к додерживающему, разрешающему поведению, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.
    Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства.
    С эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы).
    и выделяет материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, что и является материнскими функциями.
 
 
    Также Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.
 
    . Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе.(этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско- детского взаимодействия.
 
    Игровой этап и взаимодействие со сверстниками (специфическим отличием этого этапа является формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.)
 
 
 
    . Этап нянчания.
 
    На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности.
 
    Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской) сферы поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов.
 
 
    Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
    Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:
    беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы..
 
 
    Послеродовый этап.
 
    Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению.
    Девиантное материнство
 
     В И. Брутман одной из причин девиантного материнства называет неблагоприятный детский коммуникативный опыт.  Будущая отказница отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли.
    Можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:
 
    1) эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толерантность к стрессам, несдержанность аффектов; 
    2) неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эгоцентризма, стремления к независимости;
    3) сосредоточенность на своих проблемах, переживание чувства несправедливости и недостатка любви;
    4) неразрешенность детских и пубертатных конфликтов;
    5) неполная собственная семья, часто отсутствует муж, часто воспитывается отчимом.
    6) в ее семейной истории существует паттерн отказа от ребенка; разводы и физическое насилие регистрируются уже в поколении бабушки;
    7) эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что отношения с ней могут быть негативными;
    8) мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и холодная; либо не знает о беременности дочери, либо против нее;
    9) ребенок для нее — источник психологических проблем, страха и тревоги. Он кажется ей недоступным для контакта, как нечто незначительное и далекое от нее самой.
    Факторы формирования материнства.
 
    В выборке женщин, готовых к материнству, были отмечены следующие факторы:
    Фактор 1. Гиперопека (16%). Эти матери стремятся создать зависимость ребенка от родителей, испытывая при этом психическое беспокойство, снижение силы и энергии.
    Фактор 2. Учет субъективности ребенка (16%) выражается в неограничении интересов женщины рамками семьи, ненавязчивости родителей, в стремлении не подавлять агрессивность, сексуальность и волю ребенка.
    Фактор 3. Демократичность (12%) говорит о направленности родителей на товарищеские отношения с ребенком, равенстве родителей и ребенка, стремлении к действию и активность.
    Фактор 4. Принятие родительских функций (10%) проявляется в нестрогости и нераздражительности родителей, которые сохраняют спокойствие, не думают о себе как о мучениках в роли родителя, самостоятельны в воспитании.
    Фактор 5. Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов (9,8%) — это редкие супружеские конфликты, недоминантность матери и внимательность мужа, его включенность в дела семьи.
    В выборке женщин, не готовых к материнству, были отмечены следующие факторы:
    Фактор 1. Негативное представление о родительстве (20%) выражается в ограниченности интересов женщины рамками семьи, ощущении «мученичества» в роли родителя, доминировании матери, чрезмерном вмешательстве в мир ребенка и нетоварищеских отношениях с ребенком, в страхе причинить ребенку вред и необходимости в посторонней помощи в воспитании.
    Фактор 2. Эмоциональная неустойчивость в воспитании (17%) проявляется в раздражительности и психическом беспокойстве родителя, в стремлении подавлять сексуальность ребенка.
    Фактор 3. Переживание неразделенной родительской ответственности (11%) выражено безучастностью мужа, его невключенностью в дела семьи, психическим беспокойством, повышением тоскливости, стремлением не подавлять агрессивность ребенка.
    Фактор 4. Игнорирование ребенка (10%) сказывается в нестрогости родителя, стремлении не подавлять волю ребенка, в избегании общения с ним, отсутствии страхов.
    Фактор 5. Гиперопека (9%) — это поощрение неактивности ребенка и чрезмерная забота о нем.
    Типология материнской любви
 
    Отстраненная любовь (миры ребенка и матери, при данном типе материнской любви, обособлены друг от друга. Мать любит ребенка «издалека». У нее отсутствует потребность быть с ним рядом. )
 
    В рамках данного типа материнской любви существуют два типа личности матери.
 
    1. «Мать-родитель». Личностные особенности: выдержка, эмоциональная устойчивость; спокойствие; трезвый, флегматичный взгляд на жизнь; реалистический настрой; наличие постоянных интересов, которые имеют большое значение для женщины; умение управлять ситуацией; эмоциональная ригидность;отличактся сильным характером, добросовестностью, настойчивостью, уравновешенностью, ответственностью.
    Смысл материнской любви она видит в научении ребенка «выживать в сложной, жестокой жизни».
    2. «Мать-ребенок».
    Личностные особенности: ощущение беспомощности и неспособности справиться с жизненными ситуациями. подверженность чувствам; переменчивость.
 
    Мать-ребенок нуждается в помощи, внимании со стороны ребенка, мужа и других близких людей
    ценит путешествия и новые впечатления;
    не любит грубых людей и грубую работу.
    Во многих жизненных ситуациях ребенок выступает в роли родителя для своей мамы, особенно в случаях отсутствия мужа.
 
    Действенная любовь».
    В структуре материнской любви доминирует поведенческий компонент. Она проявляется в конкретных действиях, реакциях и поступках матери: забота, объятия, поцелуи, помощь ребенку, материальное обеспечение и др.
    Личностные особенности матери: эмоциональность; экспрессивность; мягкосердечность; импульсивность; живой отклик на происходящие события; уживчивость; щедрость; восторженность; жизнерадостность. А также  она обладает богатым воображением, сентиментальна, ранима, нуждается в помощи и внимании.
    В рамках действенного типа материнской любви существуют два типа личности матери:
    1. «Мать-товарищ». Не подавляет волю ребенка. ее любовь ненавязчива. Она воспринимает ребенка как самостоятельную личность, лишний раз не давит на него и не зацикливается на своей роли.  Отношения матери и ребенка можно назвать демократичными. Мать поощряет ребенка и разделяет его интересы.  Она умеет приспосабливаться к меняющимся условиям детско-родительского взаимодействия, адекватно выражать свою любовь в соответствии с его возрастными изменениями.
 
    Как правило, «мать-товарищ» обладает: сильным характером; добросовестностью; настойчивостью; ответственностью; уравновешенностью; решительностью; собранностью; контролем над своими эмоциями и повелением:
    2. «Мать-наседка».
    Подавляет волю ребенка, ограничивая этим его свободу, что часто может являться причиной споров и конфликтов. Материнская любовь бывает излишне навязчивой, угнетающей. Для взаимодействия матери и ребенка характерен отказ от демократичности, женщина не стремится участвовать в его делах, не разделяет и не поощряет его интересы. Мать оказывает излишнее давление на ребенка, считая его беспомощным и слабым.
    Женшина испытывает трудности в приспособлении к меняющимся условиям детско-родительского взаимодействия, ей сложно адекватно выразить свою любовь по отношению к ребенку в соответствии с его возрастными особенностями.
    Личностные особенности: подверженность чувствам; непостоянство; потворствование своим желаниям; изменчивость и недисциплинированность.
    «Любовь-симпатия».
    При данном типе материнской любви чувство симпатии преобладает над чувством любви.
    В структуре материнской любви доминирует поведенческий компонент. «Любовь-симпатия» выражается в конкретных действиях, поступках и реакциях матери  таких, которые ребенок мог бы наблюдать, ощущать (ласка, помощь в делах, материальное обеспечение, развлечения, контроль, забота и др.).
    Для материнской любви данного типа характерно наличие жертвенности
 
    Оберегая ребенка от трудностей, от забот, способных утомить ее сына или дочь, мать может и давить на них, часто занимая доминирующую позицию, считая, что ребенок должен ее слушаться и понимать, поскольку ее мудрость есть высшая мудрость.
 
    «Любовь — внутреннее переживание».
 
    В структуре материнской любви выражены эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты. Для нее характерен обширный спектр глубоких личностных, субъективно-психологических переживаний по отношению к ребенку.
 
    Для материнской любви данного типа характерно острое чувствование эмоционального состояния ребенка. Мать улавливает перемены в состоянии ребенка, как позитивные, так и негативные (усталость, радость, восторг и др.).

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.