На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Противодействие с коррупцией в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Коррупция: понятие, виды и функции…………………………..5
1.1 Понятие  и виды коррупции………………………………………………..5
1.2 Функции  коррупции……………………………………………………….10
1.3 Причины возникновения коррупции на современном этапе………….12
Глава II. Противодействие  коррупции в России на современном этапе 17
2.1 Меры и методы по борьбе с коррупцией………………………………….17
2.2 Антикоррупционная политика Российской Федерации………………….21
2.3 Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список  использованных источников и литературы………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     На  сегодняшний день тема коррупции  в России в условиях современных  рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают  достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость. [6]
     Коррупция описывается в СМИ как серьезный  барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее  вмешательства и устранения. Но эффективная  борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного  и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения  и последствий.
     В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений  коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию  нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного  правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в  себя ряд должностных злоупотреблений.
     Создавая  системы противодействия коррупционным  проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных  и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может  обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как  феномен в общественной и государственной  жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.
     Государственная коррупция существует, когда государство  вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И там, где  степень данного вмешательства  больше, уровень коррумпированности выше. И прежде, чем приступать к  искоренению коррупции, необходимо позаботиться о том, чтобы минимизировать порождающие ее социально-экономические  условия. Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями. Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием  всех сторон жизни общества и государства.
     Бороться  с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с создания благоприятной для этой борьбы политической среды, которая подразумевает наличие  оппозиции, реальной свободы слова  и прозрачность власти. Это три  необходимых условия, без наличия  которых всякая борьба будет просто фикцией. Другими, не менее значимыми  условиями является: четкое законодательное  определение функций государства  и отдельных чиновников; сокращение сфер, где принятие решений зависит  от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства; создание условий для формирования гражданского общества; повышение образовательного уровня населения, в том числе  и в плане правовой грамотности.
     Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул необходимость проведения более  эффективной антикоррупционной  политики с применением новых  методов и приемов. Глава государства, особенно отметил что «деятельность  всех должностных лиц не должна дискредитировать государство».
     Поэтому задачи данного реферата:
- определить понятие коррупции, рассмотреть ее виды и функции;
- рассмотреть  основные механизмы противодействия  коррупции в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I КОРРУПЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ.
1.1 Понятие и виды  коррупции
     Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло  от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной  из сторон обязательственного отношения  по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный  термин, который предполагал участие  в деятельности нескольких (не менее  двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального  хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
     В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения  коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию  как подкуп взятками, продажность  должностных лиц, политических деятелей.
     В справочном документе ООН о международной  борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной  властью для получения выгоды в личных целях"[8].
     Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение  по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
     Рабочее определение междисциплинарной  группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое  другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном  секторе и которое ведет к  нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
     В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что под  коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное  лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению  государственный заказ вопреки  установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные  признаки данной ситуации: принимается  решение, нарушающее закон или неписаные  общественные нормы, обе стороны  действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются  скрыть свои действия.
     Согласно  ст. 1 ФЗ № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О  противодействии коррупции", коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление  полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения  вопреки законным интересам общества и государства в целях получения  выгоды в виде денег, ценностей, иного  имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц  либо незаконное предоставление такой  выгоды указанному лицу другими физическими лицами.[12]
     Российская  юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной  коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями  органов государственной власти занимаемого ими положения, в  силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях".[14]
     Многообразие  точек зрения на определение коррупции  свидетельствует о сложности  этого явления и требует более  глубокого и всестороннего его  изучения.
     Теоретически  возникновение и существование  коррупции становится возможным  с момента обособления функций  управления в общественной и хозяйственной  деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами  и принимать решения не в интересах  общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых  обществ и государственных образований  в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.
     Исходя  из этого, коррупция в самом общем  виде как социально-экономическая  категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования  возможностей занимаемой должности  с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей  стороны (общества, государства, фирмы).
     Субъектами  коррупционных отношений выступают  с одной стороны должностные  лица, с другой стороны - представители  легального и нелегального частного сектора.
     Объектом  коррупции могут являться практически  все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные  отношения. 

     Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который  можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный  состав преступления. Коррупцию следует  рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем  которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что  коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.
     Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих  субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и  политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также  различалась по тому, происходило  ли получение неправомерных преимуществ  за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).
     Поскольку формы злоупотреблений служебным  положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные  виды коррупции.
1) В  зависимости от субъекта коррупции,  злоупотребляющего служебным положением:
- государственная  коррупция (коррупция госчиновников); - коммерческая коррупция (коррупция  менеджеров фирм); - политическая  коррупция (коррупция политических  деятелей).
2) В  зависимости от субъекта коррупции,  выступающего инициатором коррупционных  отношений: 

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе  должностного лица; - подкуп по  инициативе просителя.
3) В  зависимости от субъекта коррупции,  являющегося взяткодателем:
- индивидуальная  взятка (со стороны гражданина);
- предпринимательская  взятка (со стороны легальной  фирмы); - криминальный подкуп (со  стороны криминальных предпринимателей  – например, наркомафии).
4) В  зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от  коррупции:
- денежные  взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).
5) В  зависимости от степени централизации  коррупционных отношений:
- децентрализованная  коррупция (каждый взяткодатель  действует по собственной инициативе); - централизованная коррупция «снизу  вверх» (взятки, регулярно собираемые  нижестоящими чиновниками, делятся  между ними и более вышестоящими); - централизованная коррупция «сверху  вниз» (взятки, регулярно собираемые  высшими чиновниками, частично  передаются их подчиненным).
6) В  зависимости от уровня распространения  коррупционных отношений:
- низовая  коррупция (в низшем и в среднем  эшелонах власти); - верхушечная коррупция  (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере  мирохозяйственных отношений).
7) В  зависимости от степени регулярности  коррупционных связей:
- эпизодическая  коррупция; - систематическая (институциональная)  коррупция; - клептократия (коррупция  как неотъемлемый компонент властных отношений).[2]
1.2 Функции коррупции
     Рассматривая  коррупцию как социальное явление  необходимо отметить её функции.
     М. Вебер ввел функциональный подход к  исследованию коррупции. Он сделал вывод  о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она  усиливает позицию элит, гарантирующих  ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников  такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция  исчезает. Экономические функции  коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства  за счет устранения или снижения бюрократических  препятствий. Другой сторонник функционального  подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его  мнению, она является препятствием для модернизации общества и его  развития.
     Сторонники  институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся  стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства  и власти, а также социальные и  политические требования, которые постоянно  меняются. Эти трансформации не позволяют  осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция  является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием  между нормами и устанавливающимися моделями поведения.
     Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные по- следствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет:
а) стимулирование экономического роста; 

б) содействие политическому развитию.
Стимулирование  экономического роста предполагает:
- накопление  капитала;
- предприимчивость;
- проникновение  делового подхода в бюрократическую  среду и т.д.
     В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических  возможностей, реализации стремления к получению при- были.
     Под влиянием коррупции здесь возникают  параллельный рынок и диспаритет цен. Такой рынок позволяет выявить  реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена.[7]
     Содействие  политическому развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя  формированию политических партий, участвующих  в выборах стимулирует массовое участие в политическом процессе.
     Что касается негативных сторон коррупции, то Р.Теобальд называет следующие: а) препятствие  экономическому росту (растрата капитала, подавление предприимчивости, разбазаривание национальных ресурсов, ослабление управленческого  потенциала, подрыв демократии); б) фактор нестабильности и подрыва национальной интеграции.
     Таким образом, коррупция - это сложное  социальное явление, требующее глубокого  всестороннего изучения. В научных  кругах даются различные определения  коррупции, общий смысл которых  сводится к одному: коррупция - это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды.
Коррупция классифицируется по различным основаниям, что свидетельствует о ее многогранности и глубоком проникновении в общество и государство. В разных сферах общественных, политических, экономических отношений  коррупция выполняет разные функции, как положительные (в существовании  которых убеждены некоторые ученые), так и отрицательные.
1.3 Причины возникновения  коррупции на современном  этапе
     Проблема  коррупции является следствием большого количества факторов и механизмов. Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры  органов власти, наличие множества  бюрократических процедур, порождаемых  самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов  государственной власти. Положение  усугубляется тем, что отсутствуют  комплексный учет и контроль над  служебной деятельностью государственных  служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей.
     Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала. Провести грань между организационной  неразберихой и стимулированием  коррупционного поведения граждан  бывает подчас очень сложно. Коррупцию  порождают неоправданно большое  количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма  и правовой основы защиты интересов  граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.
     К организационным факторам коррупции  следует отнести несбалансированность прав и ответственности государственных  служащих, нестабильность служебного положения, широкое распространение административного усмотрения, явное несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и низкого денежного содержания государственных служащих.
     Есть  много причин, объясняющих сложившуюся  в России тревожную ситуацию с  коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:
1. Слабость  верховной государственной власти. В связи с последними событиями  за 15 лет в стране не было  не только социального, но и  политического консенсуса. Страну  сотрясали постоянные противоречия  между исполнительной и законодательной  властями; между различными группировками  в самой исполнительной власти, за чем легко просматривались  столкновения интересов различных  группировок и классов бюрократического  капитала; между федеральным центром  и регионами (что ставило под  угрозу процесс становления новой  российской государственности).
2. Отсутствие  национальной стратегии развития  и политика “минимизации государства”. С самого начала у российских  либералов и демократов отсутствовала  какая-либо стратегия национального  экономического развития.
3. “Раскрепощение”  бюрократии. После полного устранения  идеологической номенклатуры в  результате провалившегося путча  августа 1991 г. Это означало  вместе с тем и наступление  эры “беспредела”.
     Известно, что коррупция появилась не вчера. Люди, которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров  на министерские и прочие ключевые посты. Для них это «бизнес». И  при этом никакой реальной процедуры  оценки кадров в России при назначениях  на высшие должности сегодня нет. Главные причины здесь две. Первая - изъяны Конституции России, которые  вывели исполнительную власть из-под  контроля других ветвей власти. Вторая - это недостатки действующей правовой системы. Она не устанавливает персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему функций. Все это стало возможным потому, что существуют только две статьи Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: халатность и превышение служебных полномочий. Правовая система ответственности чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой она и осталась. Но в, то время был партийный и народный контроль. И борьба с коррупцией жестко велась партийными органами.
     Фактически  сейчас нет другого механизма  контроля над чиновником, кроме президента. Однако реально даже он не может  контролировать то, что делают руководители центральных министерств и ведомств, и тем более субъектов Российской Федерации. Это просто физически  невозможно. Соответственно чиновника  никто и ничто не контролирует. Это порождает массу возможностей для злоупотреблений.
     Для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое расследование. Однако люди, которые оперируют десятками  триллионов рублей или миллиардами  долларов, достаточно искушены, чтобы  не быть уличенными в получении взяток. В результате у нас ловят "мелкую рыбешку" за взятку в 100 долларов, а  виновные в расхищении государственного имущества на миллиарды долларов отделываются статьями УК за халатность или злоупотребление служебным  положением. Эти статьи уникальны. Они  предполагают ответственность от 50 минимальных зарплат и до 10 лет  тюрьмы. И суд, который также ни перед кем не отвечает, сам решает, какое наказание применить в  конкретном случае. Если сопоставить  размах коррупции с зарплатами чиновников и судей, то станет понятно: управляет  страной тот, у кого есть большие  деньги.
     Ещё одна причина – это слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в  состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально- экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.
     Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия, как для общества, так  и для государства в целом.
     Наиболее  ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими  служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. Коррупция  также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку  часто в выигрыше оказывается  не тот, кто конкурентоспособен, а  тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате - снижение эффективности  рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции. Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное  предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики  не защищен от ее воздействия.[15]
     Именно  коррупция, пронизавшая все этажи  российской власти, стала одним из главных препятствий в борьбе с организованной преступностью. Вот  почему есть все основания говорить о серьезнейшем кризисе законности и правопорядка в стране. К наиболее тяжелым последствиям коррупция  приводит в ходе избирательного и  бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов. Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно назвать: отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития, рост имущественного неравенства, т. к. коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества; увеличение социальной напряженности в обществе, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
2.1 Меры и методы  по борьбе с  коррупцией
     Коррупция в России процветает, и будет процветать, так как серьезно разбалансирована вся система управления и утрачен  контроль за исполнением принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали  обычным явлением практически во всех структурах власти. На низком уровне находится исполнительская дисциплина в самом правительстве. Ответы на простейшие обращения по разрабатываемым  законам приходится ожидать от правительства  по полгода и больше. С таким  отношением к делу страну вряд ли можно  вывести из кризиса, преодолеть преступность.
     Коррупция неизбежна, ныне действующая Конституция  устранила всякий парламентский  контроль за исполнительной и судебной властью. В Совете Федерации нет  ни одной структуры, которая могла  бы рассматривать жалобы и заявления  на действия руководителей и судей, а также Генеральной прокуратуры. Не выработана четкая система не только отчетов, но даже предоставления информации о проделанной ими работе. Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления комплекса  согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения  коррупции и, кроме этого, на смягчение  ее последствий. Одни из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление  и систематизация представлений  о коррупции, определение ключевых направлений борьбы с ней, выработка  стратегии и тактики противодействия  ей и организация профилактической деятельности, внесение соответствующих  подсказанных практикой изменений  в законодательство.
     На  сегодняшний день выделяют 3 стратегии  противодействия коррупции:
     1. Общественное осознание опасности  коррупции и ее последствий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.