На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура Византии. Особенности и основные направления художественной культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации
Санкт-Петербургский Аграрный Государственный Университет
 
 
 
Кафедра Философии и культурологии
 
 
 
Контрольная работа
На тему: «Культура Византии. Особенности и основные направления художественной культуры».
 
 
 
 
Выполнила: студентка 
экономического факультета
заочного отделения
направление: Бухгалтерский  учет,
анализ и аудит
Белова К.Ю.
Шифр:917033
 
 
 
 
Санкт-Петербург.
Пушкин.
2012
Содержание:
    Введение                                                                                             стр.3
    Христианство как основа художественной культуры Византии  стр.5
    Художественная система Византии                                                 стр.9
        Архитектура                                                                      стр.9
        Изобразительное искусство                                             стр.15
        Иконопись                                                                           стр.19
        Музыка                                                                                стр.22
        Театр                                                                                  стр.24
        Литература                                                                       стр.25
    Заключение                                                                                       стр.28
    Используемая литература                                                                 стр.29
 


1. Введение.
Византия - государство, которое  внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые  отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью  эстетического мышления, глубиной философской  мысли. По силе выразительности и  глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран  средневековой Европы.
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке - в Византийской империи.
На берегу Босфора императором  Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского  государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада,
Востока и Севера.
Географическое положение  Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.
Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего  и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:
    В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
    В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);
    В Византии при всей много-этничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.
    Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.
Это все, конечно, не исключает  того, что византийская культура, оказывавшая  воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию  со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими  из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько  или на значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их “варварами”).
Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды  торжества прогрессивных идей и  мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
 


2. Христианство как основа художественной культуры Византии
Христианство в Византии утвердилось не сразу. Образование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Еще более длительным было утверждение христианства как государственной религии. На обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философских школ и большое количество верований, от которых люди отказывались с трудом. И не редко, будучи вынужденными, принять новую религию, сохраняли старую. Это в обыденной жизни. А на теоретическом уровне шла напряженная умственная работа. Культура мысли в ранней Византии была очень высокой. Одной из самых глубоких философских теорий была философия неоплатонизма (Афинская школа), представленная утонченной диалектикой Прокла и Дамаскина, обогащенная исканиями Псевдо-Дионисия Ареопагита. Это была элитарная философия, развивавшая идею эманации (творения, созидания, перетекания) из духовного начала всего материального мира. Такая сложная философия была недоступна и неизвестна народу. Тем не менее, стремясь утвердить единую веру, Юстиниан I  в 529г. закрыл Афинскую школу. Он же осудил (проклял) другие религиозно-философские течения, что не только понизило теоретический уровень, существовавший в империи, но и отрезало христианскую мысль от некоторых ее истоков.
Христианство сложилось  из многих философских теорий и Религиозных  учений. В нем нашли свое место  иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия  Филона Александрийского, римского стойка Сенеки и некоторых других. От иудаизма в христианство пришла вера в единого  Бога, в мессию (спасителя); десять заповедей, которые по преданию Бог начертал на скрижалях и передал Моисею, стали основой десяти заповедей  Нагорной проповеди Христа. От манихейства  в христианство пришел аскетизм, отречение  от земных радостей, идея мученичества. Неоплатонизм привнес идею приоритета духовного над материальным, земным. Философия стоиков — решение морально-этических проблем: утверждение, что при правильном понимании и восприятии действительности, при достойном образе жизни человек достигает атараксии — спокойствия и невозмутимости духа.
Христианство стало носителем  новой этики, нового понимания человека и его места в мире. В античном обществе достоинство человека определялось его родовой честью, выполнением  долга, богатством и полисным статусом. Многое выше человеческой жизни: боги, смеясь, вершат судьбы людей и народов, а герои, выполняя их волю, бесстрашно идут на смерть. В христианстве высшие ценности — сам человек, любовь к другому человеку, к ближнему, такому же, как ты, человеку.
Античная философия такой  любви не знала. Она признавала любовь чувственную и любовь божественную как безличную космическую силу, но не знали любви к ближнему, не знала сострадания. А в христианстве — «Бог есть любовь». Милосердная, всепоглощающая, всеобъемлющая любовь — идеал христианского гуманизма. Эти проблемы рассматриваются в трудах Григория Нисского и Псевдо-Дионисия. Речь идет о духовной любви, высшим проявлением которой является блаженство, душевный покой, обретаемый любовью к Христу.
В понимании возможностей достижения такого состояния были и  мистически утонченные формы. Идея блаженства, духовного наслаждения является важнейшим стимулом духовной жизни  «во Христе». Аскетический образ  жизни вне мира и земных радостей, умозрительное созерцание дают высшее духовное блаженство, по учению исихастов. Основоположники исихазма Григорий Палама и Григорий Синаит считали «умное делание» идеальным средством для ухода от мирской суеты, «забвения низших и тайное видение высших».
Христианство привлекает и еще одной своей особенностью: оно считает всех людей равными  перед Богом. Для Бога нет ни эллина, ни иудея, ни плебея, ни патриция, ни раба, ни рабовладельца, ни мужчины, ни женщины  — все равны перед Ним. Это  особенно привлекало порабощенных, угнетенных, униженных, давая им возможность чувствовать себя такими же людьми, как и другие, в то, а числе и более преуспевающими в жизни.
Сам человек слаб, греховен, раздираем противоречиями. Христианство выявляет мучительное раздвоение внутри человека. Не земной жизнью не заканчивается  человеческое бытие. Есть еще и другая жизнь, и человек верит в нее, зная, что никогда не поздно раскаяться в содеянном, спасти свою грешную душу и заслужить вечное блаженство.
Такая религия не могла  не привлечь и своим отношением к  человеку, и вселяемой в него надеждой на спасение. В этом тоже причина  утверждения, распространения христианства и его жизненности.
Но свою каноническую форму  христианство приняло не сразу. В IV—V вв. проходили постоянные богословские споры, вследствие которых появилось большое количество сект и ересей. Становление христианства идет в борьбе с «ересями» — своеобразным неканоническим толкованием различных религиозных догм. Причин для появления «ересей» было не мало. Они рождались из приверженности людей к сложившимся традициям, неприятия эллинистической культуры или новых христианских доктрин. Центром ересей становилась сельская местность.
Богословы расходились в  определении места Христа в Троице (тринитарные споры), в выяснении  природы Христа (христологические споры) и в других, имеющих религиозно-философское значение вопросах.
Была здесь и более  глубокая причина: в этих спорах решался  вопрос о приоритете, о главенстве между западной и восточной церквами — римской и константинопольской.
Эти споры и противоречия обострились в IX—X вв. В них по-прежнему выражалась борьба за главенство, но были и богословские причины. В 1054 г. произошел окончательный разрыв между христианскими церквами, который существует и до сих пор.
За западной (римской) церковью закрепилось название «католическая» («вселенская»), за восточной — «православная» («ортодоксальная»).
Еще ранее, в VIII—IX вв., Византию потрясла борьба иконоборцев с иконопочитателями. Иконоборцы, основываясь на одной из заповедей — не сотвори себе кумира — и на легенде об отказе Христа запечатлеть свой лик, не только отвергали иконы, но и уничтожали их. В ходе этой борьбы большой урон был нанесен искусству.
В 572 г. издается императорский  указ против иконопочитателей, по которому в храмах замазываются фрески и мозаики и уничтожаются иконы.
Борьба эта длится долго. В какой-то период иконопочитание было восстановлено, потом вновь запрещено и окончательно восстановилось только в 843 году.
Постепенно христианство принимает свои канонические формы  и утверждается в Византии как  господствующая религия.
3. Художественная система Византии
Византийская художественная система развивалась на основе всей совокупности духовной культуры. Опираясь на античные представления о сути прекрасного, она трансформировала их в духе христианского вероучения. В результате рождалась новая  эстетика — эстетика, соответствующая  нравственным запросам и эмоциональному восприятию средневекового человека.
Говоря о Средневековье, мы вспоминаем его грозные замки, романтичных рыцарей, сражавшихся  и побеждавших на турнирах в честь  прекрасных дам, всесильные монашеские ордена, окруженные мистикой и тайной.
И это совсем иные картины, чем те, что представляются современному человеку, если речь пойдет о древних  греках или римлянах с их бесстрашными героями и богами-олимпийцами, непостоянными, веселящимися или гневными, спорящими  друг с другом, влюбляющимися в  земных женщин и азартно вмешивающимися в людские дела. Иное в Византии.
3.1 Архитектура
Христианское миросозерцание, постепенно овладевая умами и  душами людей, меняло самого человека, его видение мира. Одной из фундаментальных  идей Средневековья стала идея союза  — «симфония» — христианской церкви и «христианской империи». Византия уже в ранний период своего расцвета следовала этой доктрине. В византийской художественной системе новое мировоззрение  нашло блестящее выражение в архитектуре. И прежде всего — в создании главного собора империи, собора св. Софии в Константинополе.
«Храм храмов» был воздвигнут по повелению императора Юстиниана. Возведение собора длилось пять лет  — с 532 по 537 год. В самом посвящении храма Софии — «Премудрости божьей»  усматривается отражение политики императора, направленной на укрепление власти и всей государственной системы, на ее разумное устройство. В содержательный образ храма «Премудрости» вкладывался целый комплекс идей, связанных с целесообразным жизнеустройством. София олицетворяла градохранительницу и мудрую устроительницу «дома». Именно «дом» в широком смысле — от человеческого жилища до мироустройства — являлся символом библейской Премудрости.
Перед зодчими, приступавшими  к созданию собора св. Софии, была поставлена задача выразить в архитектурных формах «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия вселенной и воплотить идею централизации и могущества империи. Знаменитые архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета с этой задачей великолепно справились, создав непревзойденный шедевр византийского творчества в храмовом строительстве.
Архитекторы сумели соединить  в этом храме чистоту, строгость, монументальность античной архитектуры  с достижениями зодчества Востока  — Ирана, Сирии и Малой Азии. Впервые здесь была реально воплощена  идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. Сбылась мечта архитекторов Востока  и Запада перекрыть сферическим  куполом огромное центрическое пространство.
План св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого мощными устоями  выделен квадрат. Основу храма составляет трехнефная базилика. Устои являются главными вехами, отделяющими центральный неф от боковых.
Боковые нефы были перекрыты  цилиндрическими и крестовыми сводами, над более широким и высоким  центральным нефом поднимался огромный купол, диаметр которого составлял 31,5 м. Именно купол и в конструктивном и в художественном отношении  был наиболее примечательной частью собора. Он был возведен на четырех  столбах при помощи парусов —  треугольных изогнутых сводов, напоминающих надутые паруса: между столбами переброшены  арки, на верхние точки которых  опирается основание купола, а в промежутках между этими четырьмя точками тяжесть свода принимают на себя паруса, своими нижними углами упирающиеся в столбы.
С двух сторон к куполу примыкает  сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Над восточной, алтарной, частью храма и западной, где располагался вход в него, поднимались малые  полукупола. Значительный распор, который  развивал первоначально более плоский  купол храма, передавался на два  больших полукупола, расположенных  на продольной оси здания.
Таким образом, была создана  соподчиненность объемов храма. В закономерности их нарастания к  куполу, вознесенному на огромную высоту, художественно воплощалась иерархия, проповедуемая Церковью как основа мироустройства.
София Константинопольская  поражала современников своими размерами (длина храма 77 м), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало  ассоциации с мудростью и силой  императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единодержавие.
Собор св. Софии был воздвигнут на площади около императорского дворца. К этому центру Константинополя  сходились все главные городские  улицы. Неподалеку, за дворцовыми зданиями, Мраморное море переходило в Босфор и бухту Золотой Рог — морской  путь и главную пристань. Поэтому  сама по себе площадь воспринималась как центр подвластного византийцам  мира. Местоположение придавало собору особую значимость, и, наоборот, собор  возвеличивал Константинополь. Окруженный с трех сторон подступающими к  его стенам постройками, собор поднимался над ними, и его мощный купол  был виден издалека с улиц столицы.
Городской ансамбль Константинополя  сложился уже в первой половине V в. Тогда же был построен Большой императорский дворец. Судя по описанию современников, его основные сооружения уступами спускались в сторону Мраморного моря, красуясь своими террасами и аркадами. Среди многочисленных ворот, ведущих в город, выделялись своей красотой главные — знаменитые Золотые ворота. В эпоху Юстиниана, в VI в., светское строительство активно продолжалось, во многом, еще сохраняя дух античности.
Тем важнее были новшества, появившиеся в храмовом строительстве. Каждая деталь храма Софии Константинопольской, каждый новый аспект его внешнего вида и внутреннего пространства были призваны явить миру образ вселенной  таким, каким его родило сознание того времени. Если внешний вид храма  был строг и даже аскетичен, то его внутреннее строение и убранство  поражали великолепием. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота и драгоценной  утвари, сияние множества лампад создавали  иллюзию беспредельности пространства собора, превращали его в подобие  макрокосмоса, символически приближали к образу Вселенной. Не случайно возвратившиеся из Царьграда послы древнерусского князя сказали о Софии: «Не  знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».
Подобное восприятие достигалось  целым арсеналом конструктивных и художественных средств. Простые  византийцы допускались в собор  через двери, ведущие в боковые  нефы. При взгляде через колоннаду  на центральный неф они невольно воспринимали его в контрасте  с невысоким пространством боковых  помещений. В центре храма возвышался огромный амвон — сложное сооружение из серебра и драгоценных камней, в котором разворачивалось литургическое  служение. Оно должно было символизировать  историю вселенной в христианской интерпретации, а центральное помещение  храма — служить идеальной  моделью ойкумены.
Грандиозный по размерам подкупольный зал воспринимался именно как образ мироздания. Конструктивные задачи были решены таким образом, что пространство храма казалось безмерным. Более того, стены и перекрытия как бы утрачивали свою материальность, создавалось впечатление хрупкости материальной оболочкой здания и его стен. Эффект достигался за счет облицовки поверхностей цветным мрамором, использования световых эффектов. Кроме того, стены представлялись ажурными и просвечивающими, так как были прорезаны аркадами и окнами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.