На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Характеристика современных религии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
 
                                                                                                                             Кафедра СНиП
 
 
Реферативная работа по дисциплине «Социология» на тему
ХАРАКТЕРИСТИКА  СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЙ
 
 
 
Выполнила:
студентка группы БУА-21
Зиганшина Ф. И.
Научный руководитель:
ассистент каф. СНиТ
Пономарёва С.А.
 
 
 
Йошкар-Ола
2010
 
Содержание
Введение………………………………………………………………...………. 3
1. Характеристика мировых религии…………..…….....………………………5
2. Распространение религии в России………………………………………... 13
3. Новые религии………………………………………………………...……   17
Заключение……………………………………………………………………...22 Список литературы …………………………………………………………….23
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для России. Основных мировых религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно, в XIX - XX вв..  Впрочем, далеко не все указанные “старые” религии безоговорочно признаются в качестве самостоятельных, не сводимых к образованиям более высокого иерархического уровня. Так, мандеизм считается некоторыми исследователями либо иудаистской, либо раннехристианской сектой, йезидизм - ответвлением зороастризма или даже мусульманской сектой (последнее, конечно, явно ошибочно), сикхизм - индуистской сектой. Отвергается иногда и “самостоятельность” новых религий, например, бахаизм, порой называется одной из сект шиитского ислама.
       Из   истории социологии видно, что такие крупнейшие ученые, как Э.  Дюркгейм,  М.  Вебер, Г. Зиммель, Б. Малиновский, выступили в своих  работах не только как основоположники  социологии  в  целом,  и  как  родоначальники и классики социологии религии. В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 80-х гг. Многие специалисты-религиоведы рассматривают их как проявление иностранной духовной агрессии.
    В связи с этим, как в отечественной, так и в зарубежной литературе возникает большое разнообразие подходов к изучению данного явления, в которых обобщаются фундаментальные закономерности развития религии и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества.
       С учетом  актуальности проблемы была определена  цель исследования, которая заключается в выявлении характеристик современных религии, анализе распространения новых религии в России.
        Данная цель  обусловила необходимость решения  следующих взаимосвязанных задач: охарактеризовать современные религии, определить базовые характеристики данного феномена в социокультурном контексте; проанализировать мировые религии.
      Структура реферата определена его целью и задачами. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из десяти наименований.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Характеристика мировых религий
 
     Существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов - политеизм, и по вере в единого бога - монотеизм. Различаются также племенные религии, национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К современным мировым религиям традиционно относят буддизм, христианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.
     Буддизм - древнейшая  из мировых религий, получившая  название от имени, а точнее  от почётного титула, её основателя  Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V- IV вв. до н. э.
    Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Корее, Вьетнаме, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
     Буддизм был  и остаётся религией, принимающей  разные формы в зависимости  от того, где она распространяется. Китайский буддизм - то религия,  которая говорит с верующими  на языке китайской культуры  и национальных представлений  о самых важных ценностях жизни.  Японский буддизм - синтез буддийских  идей, мифологии синто, японской  культуры и т. п.
     Как и другие  религии, буддизм обещает людям  избавление от самых тягостных  сторон человеческого существования  - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.
     Высшую цель  религиозной жизни буддизм видит  в освобождении от кармы и  выходе из круга сансары. В  индуизме состояние человека, достигшего  освобождения, называется мокшей, а  в буддизме - нирваной. Люди, поверхностно  знакомые с буддизмом, считают,  что нирвана - это смерть. Неверно.  Нирвана - это покой, мудрость  и блаженство, угасание жизненного  огня, а вместе с ним и значительной  части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь  обычного человека. И всё же  это не смерть, а жизнь, но  только в ином качестве, жизнь  совершенного, свободного духа.
     Хотелось бы  отметить, что буддизм не относится  ни к монотеистическим (признающим  единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих  богов) религиям. Будда не отрицает  существования богов и других  сверхъестественных существ, но  считает, что они тоже подчинены  действию кармы и, несмотря  на все свои сверхъестественные  силы, не могут самого главного - избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать  на путь” и, последовательно  меняя себя, искоренить причину  перерождений, достичь нирваны. Только  среди людей могут появиться  высшие духовные существа: Будды  - люди, достигшие Просветления и  нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы - те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
     В отличие  от других мировых религий  количество миров в буддизме  практически бесконечно. Важнейшим  для буддистов является понятие  дхармы - оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего - это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы - это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.
     Проповедь  своего учения Будда начал  с “четырёх благородных истин”. Согласно первой истине, всё существование  человека есть страдание, неудовлетворённость,  разочарование. Хотя страдание  универсально, оно не является  изначальным и неизбежным состоянием  человека, поскольку имеет свою  причину - желание или жажду  удовольствий, лежит в основе  привязанности людей к существованию  в этом мире. Такова вторая  благородная истина.
     Пессимизм  первых двух благородных истин  преодолевается благодаря следующим  двум. Третья истина гласит, что  причина страдания, поскольку  она порождена самим человеком,  подвластна его воле и может  быть им же и устранена - чтобы положить конец страданиям  и разочарованиям, надо прекратить  испытывать желания.
     О том, как  достичь этого, говорит четвёртая  истина, указывающая восьмеричный  благородный путь: “Этот благой  восьмеричный путь таков: правильные  взгляды, правильные намерения,  правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные  усилия, правильное осознание и  правильное сосредоточение”. Четыре  благородные истины во многом  напоминают принципы лечения:  история болезни, диагноз, признание  возможности выздоровления, рецепт  лечения. 
     В буддизме  в отличие от христианства  и ислама, нет церкви, но есть  община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. [1;с.46].
    Христианство (от греч. christos - "помазанник", "Мессия") является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга, как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. - «благовестие») - «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным христианским общинам) - 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 - другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова Библия. Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.
     Основу христианства  составляет тезис о том, что  после грехопадения люди сами  не могли вернуться к общению  с Богом. Теперь только сам  Бог мог выйти им навстречу.  Господь выходит на поиски  человека, чтобы вернуть нам себя. Чтобы искупить человеческие  грехи, Иисус Христос добровольно  принял смерть на кресте, был  погребен и воскрес на третий  день, предвозвестив будущее воскресение  всех христиан.
     Начиная с  IV века христианская церковь периодически  собирает высшее духовенство  на так называемые вселенские  соборы. На этих соборах разрабатывалась  и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы  и богослужебные правила, определялись  способы борьбы с ересями. Первый  вселенский собор, состоявшийся  в Никее в 325 году, принял христианский  символ веры - краткий свод главных  догматов, составляющих основу вероучения.
      Христианство  развивает созревшую в иудаизме  идею единого Бога, обладателя  абсолютной благости, абсолютного  знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются  его творениями, все создано свободным  актом Божественной воли. Два  центральных догмата христианства  говорят о триединстве Бога  и Боговоплощении. Согласно первому,  внутренняя жизнь божества есть  отношение трех "ипостасей", или  лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и  оформляющего принципа), и святого  Духа (животворящего принципа). Сын  "рождается" от Отца, святой  Дух "исходит" от Отца. При  этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени,  так как все лица христианской  Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
     Христианство - это религия искупления и  спасения. В отличие от религий,  где Бог рассматривается как  грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную  любовь Бога к согрешившему  человечеству. Как  уже отмечалось, в христианстве человек создан  «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама  «повредил» природу человека - «повредил»  настолько, что потребовалась  искупительная жертва Бога. Вера  в христианстве неразрывно связана  с любовью к Богу, настолько  возлюбившего человека, что ради  него он претерпел крестные  муки. [10;с.369].
  Христианство - самая  распространенная религия на  земном шаре. В ней выделяются  три основных течения: католичество, православие и протестантизм. 
     Третьей (самой  поздней по времени возникновения)  мировой религией является ислам,  или мусульманство. Это одна  из самых распространенных религий:  приверженцев ее насчитывается  около 900 миллионов, преимущественно  в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные  народы почти поголовно исповедуют  ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
    Ислам зародился  в Аравии в VII веке н. э.  Происхождение его яснее, чем  происхождение христианства и  буддизма, ибо оно почти с самого  начала освещается письменными  источниками. Но и здесь много  легендарного. По мусульманской  традиции, основателем ислама был  пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы  получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге  Коране, и передал их людям.  Коран - основная священная книга  мусульман, как Пятикнижие Моисеево  для евреев, Евангелие для христиан.
    Сам Мухаммед  ничего не писал: он был,  видимо, неграмотен. После него остались  разрозненные записи его изречений  и поучений, сделанные в разное  время. Мухаммеду приписываются  тексты и более раннего времени  и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда  - Османе) из этих записей был  сделан свод, получивший название  Коран ("чтение"). Книга эта  была объявлена священной, продиктованной  самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи  были уничтожены.
     Коран разделен  на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
     Другая часть  религиозной литературы мусульман  - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
     Догматика  ислама очень проста. Мусульманин  должен твердо верить, что есть  только один бог - Аллах; что  Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал  людям и других пророков - это  библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед  выше их; что существуют ангелы  и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
     Аллах изображается  в Коране как существо с  чисто человеческими моральными  качествами, но в превосходной  степени. Он то гневается на  людей, то прощает их; одних  любит, других ненавидит. Как  и иудейский и христианский  боги, Аллах заранее предназначил  одних людей к праведной жизни  и будущему блаженству, других - к  беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как  и в Евангелии, бог многократно  именуется милостивым, прощающим  и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие.  Поэтому наиважнейшее догматическое  и моральное предписание в  Коране - это требование полной, безоговорочной  покорности человека воле Аллаха.
     Как проста  догматика ислама, так же просты  и его практические и обрядовые  заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва  каждый день в установленные  часы; обязательное омовение перед  молитвой и в других случаях;  налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.  Также как и в других религиях, в исламе существует несколько течений. [6;с.79].
     Разные системы  представлений о человеке предполагают  и различия в этических ценностях.  Вера в христианстве неразрывно  связана с любовью к Богу, настолько  возлюбившего человека, что ради  него он претерпел крестные  муки. Ислам также предполагает  веру, но это несколько иная  вера. Вера здесь - не вера в  парадокс распятого Бога, неотделимая  от любви к нему, а подчинение  указаниям Аллаха, данным через  пророка в Коране. Они относятся  к немногим и несложным ритуальным  предписаниям и относительно  разработанным уже в Коране  правовым нормам, касающимся брака,  развода, наследования, наказаний  за преступления. Все это реально  и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует  сверхъестественного. Он требует  от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной  исламом жизни. Простота религиозных  требований проистекает из фундаментальной  идеи ислама о божественной  предопределенности. Аллах действует  в соответствии со своими планами  и определяет все без исключения, даже самые незначительные события.  Характер ислама предопределяет  проникновение религиозной модели  мира в саму ткань социально-политической  жизни мусульман.
     Таковы основные  черты трех современных мировых  религий: буддизма, христианства  и ислама.
 
 
 
 
 

2. Распространение религии в России

     Религиозная жизнь россиян, ее конфессиональное разнообразие является отражением пестроты национального состава жителей страны, как в прошлом, так и в настоящем. В России действует более 500 различных религиозных организаций и центров. Вполне очевидно, что первенствующее положение занимает Русская Православная Церковь.

     В России начиная с XVII в. значительными группами населения представлены старообрядцы - православные русские люди, не принявшие нововведений патриарха Николая, следствием чего был раскол в православной церкви в XVII в. В старообрядчестве образовалось много толков и течений. Первое место по числу прихожан занимает Русская Православная Старообрядческая Церковь. Среди московских старообрядцев есть общины Московская Преображенская и Московская Поморская и другие.
     Среди православных автокефальных церквей в столице - храм Грузинской Православной Церкви, храм подворья Болгарской Православной Церкви, храмы при представительстве Антиохийского патриархата.
     Помимо православия, христианство в России также представило католицизмом, протестантизмом и монофизитам. К монофизитам (признающим Иисуса Христа только Богом в отличие от большинства христиан, видящих в нем, и Бога и человека) относится Армянская Апостольская Церковь. Она представляет собой центр так называемой Ново-Нахичеванской Российско-Армянской Епархии, объединяющей верующих армян со всей территории бывшего СССР, кроме Закавказья. [2;с.167].
     Центральным московским каталитическим храмом для москвичей-католиков является костел Св. Людовика, относящийся к концу XVIII в. Служба также начала с недавнего времени проводиться и в костеле на ул. Малая Грузинская. В России существует еще два каталитических прихода. Один из них предназначен для англо-американских католиков - часовня Богоматери Надежды. Кроме этого существует немецкий католический приход при посольстве Германии. Восстанавливается костел Святых Апостолов Петра и Павла.
     Самостоятельную деятельность с 1992 г. в России разворачивает католический орден матери Терезы из Культуры. Представители ордена, как и в остальном мире, в России занимаются благотворительной деятельностью, оказывая помощь в больницах, детских домах, приютах, госпиталях, онкологических и психиатрических клиниках. [8;с.97].
    Достаточно разнообразно в России представлены протестанты. Наиболее многочисленную группу, к тому же стремительно распространяющую свое религиозное влияние, составляют баптисты. Баптисты представляют наиболее массовое протестантское движение, распространенное в России. Именно за счет численности баптистов протестантизм занимает второе место в России по числу его исповедующих.
     Между Маросейкой и Варваркой, в Старосадском переулке, в здании лютеранского храма прошлого века располагается евангелическолютеранская церковь. Евангелические службы проходят и в посольстве Германии, но они объединяют ограниченный круг верующих из числа иностранцев.
Большая англиканская епископская церковь Св. Андрея находится в Вознесенском переулке. “Англиканская кирха” появилась здесь еще в 40-х годах прошлого века, но прежнее здание в начале 20 в. было заменено новым, с башней, в котором сейчас и проходят службы.
     Из представителей протестантизма есть так же адвентисты Седьмого дня, общество которых находится там же, где и баптистский Молельный дом. Число адвентистов, то есть христиан, проповедующих скорое второе пришествие Христа, достаточно велико, и численность их возрастает.
     Появились в России и методисты. Они принадлежат к недавно представленной в столице Объединенной Методисткой Евразийской Церкви. В XVIII в. методисты (названия происходит от того, что они требовали методического следования нормам христианской морали) отделились от англиканства, создав самостоятельные общины.
     На Большой Косинской улице в Москве находится Молитвенный дом христиан веры евангельской, или, иначе, пятидесятников, очень близких, как по вероучению, так и по большинству обрядов, баптистам. Наконец, завершая разговор о протестантах, необходимо упомянуть и религиозно-филантропическую организацию “Армия Спасения”. Вероучение этой организации не отличается от методического, но организована она на военный лад.
     Иудаист в России посещают три синагоги. Первая из них была основана в середине XIX в. вторая появилась в начале XX в. Позднее всего была основана Марьино-Рощинская синагога.
     Мусульманские - москвичи имеют в своем распоряжении три мечети. Первая из них находится в Выползовом переулке, вторая - в Замоскворечье. Кроме того, мечеть есть также в Исламском культурном центре. Ведутся работы по созданию еще нескольких мечетей.
     Среди молодежи некоторой популярностью пользуются ответвления               индуизма - кришнаизм. Есть поклонники буддизма и дзэн-буддизма.
       России характерно массовое появление зарубежных проповедников и представителей различных нетрадиционных для России религий и их очень активная прозелитическая деятельность. Стены вагонов пестрят приглашениями на проповеди Билли Грэма, на моления корейских христиан, в многочисленные новые, часто не кому неизвестные религиозные группы и организации. Пугает так свобода и быстрота, с которой они осваивают Россию, тем более что при более внимательном рассмотрении часто оказывается, что речь идет как минимум о шарлатанах.
     Похоже, что в последнее время свобода в России обернулась настоящим религиозным браконьерством. Любой иностранный проповедник, чьи дела на родине пошатнулись, может с вложением минимальных средств разворачивать не слыханные по массовости компании здесь, в России. На пример американский проповедник Джимми Сваггер был отлучен в США от своей общины по инициативе самих членов общины “за грехи”, но в России ведет телепередачи. Наш эфир полон проповедями “святейшего учителя Секо Асахара” о котором посольство Японии предупредило, что “это одна из тех сект, что требуют постоянного полицейского надзора”. В Москве открыто действует “Церковь унификации преподобного Муна”, которого в 50-х годах арестовывали в Южной Корее “за совершение извращенных действий” с членами своей общины, а 70-х годах в США - за укрывательство от налогов и за “ хранение и распространение наркотиков”. Международный христианский семинар по тоталитарным сектам в России отнес к их числу известное “Белое братство”, Богородичный центр, “Аум Синрике”, последователей Муна и его “Церкви объединения”, тантристов, неосатанистов, мормонов, “Новоапостольскую церковь”, “Церковь Христа”, “Живой поток”, секту “Юнивер” и др. При всех различиях их объединяют жесткая иерархическая структура, военная дисциплина и эклектичность вероучения (“синтетические культы”) - в их учениях все заимствовано, нет ничего своего. [9;с.333].
     Православная церковь их осуждает, предает эти секты анафеме. Отчасти их деятельность должны были ограничить некоторые статьи новой редакции “Закона о свободе совести”, по которым “зарубежные религиозные организации “ не пользуются правом на занятие “религиозно-миссионерской, издательской и рекламно-пропагандисткой деятельностью”, но часто секты просто обходят закон.
Таким образом, все эти религиозные секты требуют от своей паствы самоотречения, смирения, подчинения, вырваться из них чрезвычайно трудно, что вызывает опасение за наше будущее.[7;с.267].
    
 

3. Новые религии

     Типология новых религий в современной России разнообразна, но трудности их морфологического определения заключаются в другом: некоторые представители новых религий не всегда достаточно четко и определенно отличаются от традиционных религий. Объясняется это как объективными, конкретно-историческими обстоятельствами, так и субъективными. Объективными факторами, маскирующими типологическую принадлежность современных новых религий, являются либо их принадлежность в далеком прошлом к господствующей традиции, например к языческой, либо их еще не забытое прошлое в качестве радикального религиозного протеста. Субъективные факторы, пожалуй, в еще большей степени препятствуют пониманию фактической типологической принадлежности новых религий. С одной стороны, отвергающие новые религиозные движения как радикальное зло и не желающая видеть свойственные им тенденции к умиротворению и социальной адаптации. С другой стороны, это идентификация новых религий в качестве тех или иных извечных традиций либо незыблемых положений божественного откровения, что также препятствует пониманию социально-исторической динамики нетрадиционных религий. [3;с.99].
     Рассмотрим процесс  постепенного превращения радикально  настроенного нового религиозного  движения в адаптировавшуюся  к окружающему обществу новую религию на примере западного кришнаизма, получившего распространение в России.
     Международное общество  Сознания Кришны было создано  в Америке индуистским эмиссаром  Бхактиведантой Свами Прабхупадой  в 1966 г. В новом религиозном движении сразу же обнаружились две противоположные тенденции: с одной стороны, вероучительская преемственность от средневекового движения бхакти (преданного служения Верховной божественной личности), ставшего влиятельным элементом традиционного индийского общества; с другой стороны, американский кришнаизм обнаруживал во многом противоположную тенденцию (не с точки зрения религиозного учения, обрядности и организационной структуры, а с точки зрения социокультурных позиций и устремлений). По единодушному мнению исследователей американский кришнаизм принадлежал к типу религиозно-мистических движений протеста, возникших на почве молодежной контркультуры.
     Прабхупада опирался  на первую тенденцию и действовал  как миссионер в рамках второй. В результате он стал ачарьей  — основателем нового религиозного движения и последним членом парампары — непрерывной последовательности наделенных божественным авторитетом духовных наставников. Таким образом, он успешно продолжил средневековую традицию, обеспечил ее беспрецедентное распространение в западном мире и заложил ее прочные организационные основы. Это новшество было результатом опыта, приобретенного в западных странах и позволившего избежать раскола новой организации после смерти ее основателя.
     Весьма решительной  и бескомпромиссной была миссионерская  деятельность Прабхупады в среде  американской молодежи. Он успешно  преодолел негативную сторону  молодежной контркультуры, несущей  на себе отпечаток анархизма  и разложения — идейного разброда, отказа от традиционных моральных норм полового поведения,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.