На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информация: особенности и проблемы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3-5
    Рынок информации: особенности и проблемы развития. 6-23
    Информация какэкономический ресурс. 7-8
    Информационный продукт и его особенности. 9-10
    Видыинформационных товаров и услуг. 10-11
    Соотношение затрат и результатов производства
  информации. 11-13

    Особенности структуры и регулирования


информационного рынка…………………………………...13-18

    Спрос, предложение и ценообразование на


рынке информации.  18-22

    Информация и интеллектуальная
собственность:соотношение  и взаимосвязь 22-23

    Российский рынок информации и 


информационных  услуг 23-29

    Особенности структуры российского


 рынка информации 23-24

    Ограничения и барьеры на рынке информации 24-26


    Россия на мировом рынке информации 26-29


    Перспективы развития российского рынка информации 30-31

    Основные направления развития российского


 рынка информации 30

    Перспективы российского рынка информации 30-31


Заключение 32
Список  использованных источников 33-34
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного  общества, а вместе с ним и появление  теорий информационного развития общества (Махлуп Ф.1; ЁнэдзиМасуда2и др.), обобщающих его черты.
Определяя информационное общество как новую социальную реальность, теоретики подчеркивают его многогранность и радикальные изменения, которые  внесла информационная революция во все сферы общественной жизни. Поэтому  в определении информационного  общества чаще всего выделяют несколько  аспектов (или критериев): технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный.
Технологический аспект информационного  общества связан с радикальными технологическими инновациями в производстве, хранении и передаче информации, которые произошли  благодаря росту быстродействия компьютеров, снижению издержек их производства и как следствие распространению  практически во всех сферах человеческой жизни.
Экономический аспект информационного  общества обусловлен процессом "информационной экономики" или информационного  сектора экономики. К этому сектору  Фриц Махлуп в 1962 г. отнес следующие отрасли: образование, средства массовой информации, производство электронной техники, информационные услуги и другие виды деятельности, связанные с информацией, например научные исследования и конструкторские разработки. По его подсчетам, информационный сектор экономики США в 1958 г. составлял 29% ВВП, но спустя 30 лет его доля в ВВП была уже не меньше 60%.
Профессиональный аспект информационного общества тесно  связан с экономическим, поскольку  подчеркивает возрастающую долю занятых, чья профессия связана с информационной работой.
Пространственный аспект информационного общества делает акцент на возникновении информационных сетей, которые существенно изменили представления  о взаимодействии между людьми в  пространстве и времени.
Культурный аспект информационного  общества - это изменение повседневной жизни людей и их ценностных ориентации в результате бурного распространения  информационных технологий. Образ жизни  современных людей предполагает в качестве естественных компонентов  возможность надомной работы, проживание в "электронном коттедже", круглосуточный доступ к банковским услугам и  совершению покупок, реалити-шоу по телевидению и многое другое, что  стало осуществимым благодаря информационным технологиям и Интернету.
Рассмотрим подробнее  технологический и экономический  аспекты, опираясь на теорию технологических  укладов.
Понятие технологического уклада (в его современном значении) было введено в науку С. Глазьевым3. Технологический уклад группа технологических совокупностей, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями и образующих воспроизводящиеся целостности. Глазьев и другие экономисты выделяют 5 технологических укладов или в западной терминологии - длинных циклов промышленности. Каждый такой цикл начинается, когда новый комплект инноваций поступает в распоряжение производителей. Начало 5-го (современного) цикла связывают с развитием новых средств коммуникации, цифровых сетей, компьютерных программ и генной инженерии. Однако существует также и шестой технологический уклад. Появлением этого понятия мир обязан нашему соотечественнику, учёному-экономисту Николаю Дмитриевичу Кондратьеву. Но в России об этом о шестом технологическом укладе говорить пока рано. Доля технологий пятого уклада у нас пока составляет примерно 10%, да и то только в наиболее развитых отраслях: в военно-промышленном комплексе и в авиакосмической промышленности. Более 50% технологий относится к четвёртому уровню, а почти треть — и вовсе к третьему. Отсюда понятна вся сложность стоящей перед отечественной наукой и технологиями задачи: чтобы в течение ближайших 10 лет наша страна смогла войти в число государств с шестым технологическим укладом, ей надо, образно говоря, перемахнуть через этап — через пятый уклад.
В этой связи с теоретической  и практической точек зрения актуальным является исследование сущности и природы  рынка информации, его роли и места  в общественном производстве, а также  возможных способов стимулирования развития этого рынка в современной  экономике России.
Целью исследования является определение роли рынка информации в современной экономической  системе и выявление его положения  в условиях российской экономики. Достижение цели работы обусловило постановку и  решение следующих взаимосвязанных  задач:
- Определить место информации в экономической системе;
- Охарактеризовать информацию как экономическую категорию;
- Осследовать проблему формирования рынка информации в условияхроссийской экономики;
- Определить пути и перспективы развития российского рынка информации
 


    Рынок информации: особенности и проблемы развития.


    Рынок информации в экономике.


Сегодня во всех странах  независимо от уровня экономического и социального развития происходитструктурная  перестройка, связанная с ростоминформационного  сектора экономики и соответственно влекущая за собойзначительные социальные,политические и культурные изменения в обществе.
Яркимпроявлениемэтих тенденцийявляется  значительноеувеличениечисла занятых  информационнойдеятельностью, т.е.деятельностью, связанной с производством,обработкой,хранениеми распространениеминформации.
Вразвитых странах,прежде всего  в США, доля работниковинформационного  сектора экономики в общем  числе занятыхуже превышает 50 %.4 Вклад информационногосектора в ВНПразвитых стран, по разным оценкам, составляет20-35 %5.
В свою очередьрынок информационных товаров и услуг является сегодня  самым динамичноразвивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных,привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровнейрастут  быстрыми темпами, что расширяетвозможностиинформационногообмена, ведет к появлению все новых  информационных продуктов, стимулирует  развитие всех видов информационной деятельности.
Что жекасаетсяроссийской экономики, то рынок информации еще только формируется. Перспективы развитияинформационного  рынкав Россииво многом зависятот продуманной ивзвешеннойгосударственной политики в этой области. Кроме того,именно государство должнообеспечиватьпроизводство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферырынка.
Опытмногихразвивающихся странпоказывает, что приоритетноеразвитиеинформационного  производства в силустратегического  характераинформационныхресурсов  в развитии современного общества позволиломногимгосударствам  преодолетьогромный разрыв в уровне экономическогои социального развития по сравнению с развитыми странами.
В связи с этим изучение информационногопроизводства, и в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегоднязначительный теоретический и практический интерес.
Экономика информации является сравнительно новойобластьюэкономических исследований. Различные подходы  кизучению информации как объектаэкономического  анализа основываютсянаразличныхтеоретических положениях. Еще несколько десятилетий  назад была широко распространенаточка  зрения,что информациякак нечтонеосязаемое и нематериальноене имеетпрямого отношения  к экономике. Начало научно-технической  революциии такназываемыйинформационный  взрывкоренным образом изменилиотношения  к продуктаминформационнойдеятельности, что привело к другой крайности  — информацию попытались поместить  в ложе рациональности и оценивать  ее как один из товаров,применяя обычные  экономические инструменты.
Сегодняже происходитсвоеобразный синтезкрайних точек зренияи  поиски истинывсе чаще ведутся посередине.При этомнеизбежно использование находок иоткрытий,совершенных в других научныхобластях,более или менее тесно граничащих с экономикойи также изучающих феномен информации.

    Информация  какэкономический ресурс.


Экономика информации не имеетдолгой  истории. Как научная дисциплинаона  стала складываться примерно три  десятилетияназад. АмериканскийэкономистФ. Махлуп первым попытался опредилить границы «индустрии знаний»и ответить на вопросо том,какая частьнационального богатства является результатом  производства, обработки и распространенияинформации.Информация сегодня рассматриваетсяв качестве одного изважнейшихресурсовразвития  общества наряду с материальными,энергетическимии людскими. Какзамечает по этому поводуБ. Компейн, «информация всегда быларесурсом, но лишь совсем недавно мы увидели  первые проблескивосприятия информациив  том же контексте, в каком экономисты рассматриваютматерию и энергию  в качествересурсов».6
Информация имеет реальную ценностьблагодаря своей структуре. «Структурированнаяинформация - то есть информациядля прямого применения - нуждается в специальнойструктуре, которая стоитденег». 7
С помощью информационных продуктовпотребитель имеет возможностьудовлетворять потребностьв новых сведенияхи знаниях, а такжеразличные эстетические потребности. Информационные товары и услугипредоставляютопределенную  информацию и средства,которые позволяютвоссоздавать  необходимыезнания.
Существование ряда свойствинформации, аналогичныхсвойствамтрадиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль ит. д.) при анализе информационного  производства. В качестве экономического ресурса информацияпредназначаетсядля обмена, имеется в ограниченном количестве,при  этом на нее предъявляетсяплатежеспособный  спрос.
Ценность, или полезность,информациисостоитв возможностидать дополнительнуюсвободу  действий потребителю. Информация расширяет  набор возможных альтернатив  и помогает правильно оценить  ихпоследствия.
Классическая теорияинформацииК. Шеннонарассматриваетспособностьсниматьнеопределенностьситуациикак  основное свойствоинформации.
Но ведь информация может  нетолько сниматьнеопределенность. Часто  случается обратное: полученные через  информацию знанияпозволяют увидетьновые возможностив старой ситуациии тем  самымувеличиваютстепень неопределенностиибремя выбора.8
Насегодняшний деньтеория информацииеще  не сложилась окончательно, существуетмножество  различных, иногда диаметрально противоположных  взглядов на природу информации, не выработано общепризнанного определения  самого понятия «информация».
Будем исходить из определенияинформации  как превращенной формы знания, знания,отчужденногоот непосредственноговладельца и перенесенногона  какой-либо материальный носитель.

    Информационный  продукт и его особенности.


Результатом информационной деятельностиявляетсяинформационный продукт, которыйпредстает нарынке  в видеинформационных товаров и  услуг.
Следует подчеркнуть, что  многие виды информациипроизводятся не для обмена и предоставляютсяпотребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Ихпроизводствоосуществляетсягосударствомилибесприбыльныминекоммерческимиорганизациями.
С другой стороны, существует множество информационных товаров  и услуг, которые не являются результатоминформационной  деятельности. Это прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для  производства, переработки, хранения и  распространенияинформации.
Отметим основные особенности  информационного продукта, которые  кардинально отличаютинформациюот других товаров.
Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию,независимо от того,сколько  раз она была использована.
Это свойствоинформации - неуничтожимость - можно проиллюстрировать известной  притчей Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко иу меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у  вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»9.
Во-вторых, информационный продукт  со временемподвергаетсясвоеобразному  «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценностьпо мере того, какпредоставляемое ею знаниеперестает  быть актуальным.
В различных областях науки  и техники темпы обесценения  знаниянеодинаковы, процесс «старения» информацииможет длитьсяот пяти до пятнадцати лет.
В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг  удобны разные способы предоставления информации, ведь потреблениеинформационного продукта требует усилий. В этомсостоитсвойствоадресностиинформации.
Кстати,благодаря этому  свойству, так же как и свойству старения,потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена  раз и навсегда. «Создание и  использование информационного  продукта, - пишет Ю. Шрейдер, -это  всегда попыткапроложить мостчерез  пропасть, разделяющуюзнание и информацию».
В - четвертых, производствоинформации, в отличии от производстваматериальных товаров, требует значительных затрат по сравнениюс затратами на тиражирование. Копированиетого или иногоинформационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. В связи с этим
В. Тамбовцевподчеркивает, что  при обмене на информационном рынке  покупатель приобретает носитель, ане  право копирования.10
Это свойствоинформационного  продукта - трудность производства и относительнаяпростота тиражирования - создает, в частности, немало проблемв связи с определениемправ собственности  в рамках сферы информационной деятельности.

    Видыинформационных  товаров и услуг.


Информационнаясфераохватывает широкий круг товаров и услуг. Рынок информациивключает такие  сектора, как коммуникации,образование, научно-техническиеисследования,печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.
Общепринятой классификации  информационных товаров и услугна  сегодняшний день не существует. Остановимсяна  некоторых из применяемых подходовк  выделению определенныхкатегорий  информационного продукта наосновании  тех или иных признаков.
Прежде всегоследует различать  информациюкак таковую и носители информации. По сферам использования  информацияможет подразделятся  на научно-техническую, управленческую и социальную.
При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования  информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные.
Отметим, что в международной  практике, еще начиная с работ  Ф.Махлупа, к информационным товарам, как правило, относятсобственно  продуктыинформационной деятельности и вспомогательные продукты, т. е.обеспечивающие производство,хранение, обработкуираспространение  информации.
Так, Ф. Махлупвыделил 30 отраслей, связанных с производствомзнания  иразделил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки,средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудование, информационные услуги.11
Существует и такая  точка зрения, чток информационной сференецелесообразно относить производство технических средств для обученияи  преобразования информации, ее носителей, каналов связи и т. д. Так, В. Тамбовцев  видит пять крупных блоков внутри информационного рынка:научно-техническая  продукция, объекты художественной культуры, управленческие данные и  сообщения, бытовая информация, услуги и образование.12
На мойвзгляд, целесообразность того или иного подходак выделению  видов информационного прдукта  определяетсянепосредственными целями исследования, разработанными методами статистического учета, возможностью сопоставлений как на уровне предприятий  и отдельных секторов экономики, так и на международном уровне.

    Соотношение затрат и результатовпроизводства информации.


Большая часть применяемых  методовопределения затрат на производство информационных товаров и услуг  опирается на те же принципы, которые  используются при оценке издержек производства обычных товаров и услуг.
Приведем в качестве примера  методологию определения затрат на производство статистической информации. Совокупные затратыпредставляются  как сумма затрат, связанных с  осуществлениемразличных этапов общего технологического процесса. Общие затраты включают затраты на наблюдение, подготовкупервичныхданных, передачу данных от источников информации, контроль достоверности сообщений,обработку полученных данных и их преобразование, хранение, поиск и выпуск данных.13
Особенностиинформации как  товара затрудняют определение затрат на ее производствотрадиционными методами,зачастую их применениеносит формальный характер.
Например, гонорар за книгуможет начислятьсявзависимости от ее объема, что косвенно выражаеттрудозатраты. Однакосегодня в развитых странахтакая системауже практически не применяется, гонорар выплачиваетсяавторув зависимостиот  числапроданных экземпляровпо мере допечаткитиража. В этом случаехарактеристикойценностиинформационного продуктаявляетсяспрос.14
Своеобразная оценка общей  себестоимости«идейного продукта»научного  или художественного творчествабыла предложена А. Молем.Сюда А.Мольотносит  цену временисозревания замысла,цену материалов,цену времени конкретизациизамыслаи  оформление информации, различные коэффициенты надбавок на уровень компетентности и всякого рода почетные ставки,более  или менее постоянныеиздержки производства.15
Следует подчеркнутьсложность взаимодействиязатрат и результатовинформационной  деятельности.В тех случаях, когда  большую рольиграет факторсвоевременного использованияинформационного продукта,эффектинформационного  воздействиянепропорционаленусилиям, затраченным на производство информации. Целый рядинформационных товаров  и услугимеет небольшой жизненный  цикл, но их своевременное использованиедает  огромный эффект. Это относится, например, к таким видам информационного  продукта, как оперативная управленческаяинформация или метеорологические прогнозы.
Все чаще при экономическом  анализесоотношение затрат и результатов  информационного производства используетсяпринцип  «затраты-выигрыш».Он позволяет найти  количественную оценкувсех затрат и  благ, которые можно получить при  использовании информации,в общих  единицах измерения (обычно такой единицой служат деньги). Основные шаги анализа  следующие:перечисляются все последствияиспользования информации,затем они делятся  на положительные и отрицательные, для каждого определяется степень  влияния на конечный результат, а  затем ищетсяединая мера, позволяющая  соотнести эти последствия между  собой.16
Но и здесь возникаютопределенные  трудности. С одной стороны, денежное измерение затратвсфере информационной деятельностиво многих случаяхпризнается  неадекватным для отражения всей гаммыиздержек. С другой стороны, определениесоциального выигрышаот использованияинформацииотносится к числу нерешенных проблем.
Сравнительно недавнов экономической  психологии возникло понятие «поведенческих затрат», т. е.издержек нервной энергии, мышления и т. п.17
Концепция«поведенческих затрат»позволяет вплотнуюподойтик оценке эффективности  информационной деятельности. Многие видыдеятельности, даже являясь прибыльными в денежном выражении, в действительности могут быть убыточными.
В то же времясила информационного  воздействия на общество и личность постоянно растет. Обеспеченность информационными  товарами и услугами,возможности  информационногообмена характеризуют  готовность общества к социально-экономическим  изменениям.Отставание в сфереинформационного производства закрывает доступ к  новейшей информации и влечет за собойотставание  как в традиционных, так и в  новейших отраслях экономики.

    Особенности структуры и регулирования информационного рынка.


Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливаетвысокую степеньгосударственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизацииинформационного производства.
Существующие сегодня  тенденции в этой области яркоиллюстрируетситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитыхстран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополиина  традиционныекоммуникационныесредства.
В самой большой телекоммуникационнойкомпании мира-американской корпорации «АТТ»-в  настоящее время работает 320 тысяч  служащих, а ееоборот в 1992 году составил 65 млрд. долларов (что сопоставимо  с объемами ВНП многих государств мира).18«АТТ» контролирует99% рынка международных телефонных переговоров, тогда как на долюее ближайшего конкурента приходится менее 1%этого рынка.19
Надо отметить, что новые  виды телекоммуникационной связи вразвитых  странах функционируют, как правило, в условияхжесткой конкуренции. Впринципеаналогичное положениенаблюдается сегодня и в России:наряду с  монополизмомв сфере почтовых или  телефонных услугсуществует более 30территориальных систем компьютерной связи.20
Высокий уровеньконцентрации  средствкоммуникации,в первую очередьсовременных, является причиной разделения различных  регионов на «информационно бедные»  и «информационно богатые». Так, обеспеченность Лондонасовременной аппаратуройтелексной связи равна 256% от среднеанглийского уровня,так как в информационно бедных районахона не превышает 50%. Соответствующие показателидля Франциисоставляют 188%и 50%, для ФРГ-146% и 48%, для Италии - 175%и13%.21
В 80-егоды во многих странахначала  проводиться политикадемонополизациии дерегулирования, что в свою очередьспособствовало  становлению разнообразных рыночных структури диверсификации информационного  производства. Широкую огласку получила проводившаяся приватизация таких  гигантов информационного бизнеса, как английская корпорация «Бритиштелеком»,японская «Ниппон телеграф &телефоун»,американская «Американтелефоун& телеграф».
Усиление конкуренциина  информационномрынке повлекло за собойкак снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации. Так, в  преддверииденационализации фирма  «Бритиш телеком» снизила плату  за пользованиемеждугородними каналами телефонной связи на 33%.22
Все большуюроль в информационном производстве стали играть мелкие и  средние предприятия,используя такие  свои преимущества,как гибкость, мобильность, близость к потребителю. Например, в  СШАв середине 80-хгодов мелкий и средний  бизнес поглощал 50,1%всех занятых в  области обработки данных и обслуживания компьютеров.23
Вместе с ростом числа  производителей на информационном рынке  расширяется круг предлагаемых товаров  и услуг,повышается качество продукции  и обслуживания, т. е. производство становитсяболее  мобильным и гибким, что отвечает самому характеруинформационных товаров.
Таким образом, на рынке информациичетко  проявились основные тенденции структурных  изменений и сменыприоритетоврегулирования,происходившиев последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой  черте, характерной для странс высоким  уровнемэкономического и социального  развития, какформированиетак называемогобесприбыльного  сектора экономики. Некоммерческиеинформационныеслужбы составляютзначительную частьэтого сектора (библиотеки, научно-исследовательские  учреждения,издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). Средиэкономических концепций,объясняющихпричины возникновенияи развития этого сектора, выделяются, например,теории коллективных благ и услуг, неэффективностирыночного механизма, потребительского контроля.
Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные  научныеисследования, государственное  управление, национальные сетикоммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости  и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишьрыночных принципов  невозможно выявить иудовлетворить потребности в такого рода благах.
Какправило,государствоберет на себярегулированиепроцесса производстваи распределения информационных продуктов,безкоторых общество не может нормально развиваться. Это создает более илименее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информациибыла бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечениедоступак информации.Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнестакже заинтересованвдостаточно простом и дешевом доступекинформации, например при проведении рекламных кампаний.
Неприбыльныеинформационные  службы в отличие от государственныхв большейстепени следуют законам  рынка. Но их деятельность направлена неназамену создаваемых частным  бизнесом и государством товарови услуг,а навозможностьихальтернативного предоставления потребителю.
Однимиз видов формирования доходов неприбыльного сектора  является платнаяреализация информационных продуктов нарядус бюджетными ассигнованиями,благотворительными взносами,операциямисценными бумагами.
Из-заспецификиинформациикак товараисоциальнойзначимостиинформационныхпродуктовприоценке  эффективностипроизводстваи возможностей использования информации все чаще применяются моральные и эстетическиекритериинарядусденежными.Возможно,именноэто  объясняет высокуюдолюорганизаций,занятых  информационной деятельностью, внутри бесприбыльного сектора экономики.Ведьдажев  случае-предоставления таким организациям платных информационых товаров  и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного  вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п.
Итак,высокаястепеньгосударственногорегулирования  информационного производства может  бытьобъясненарольюгосударствав производстве многих информационных продуктов, которые  являются общественнымиблагами.Сдругой  стороны, государствоиграеттакже немалую  роль в устранении информационных экстерналий.
Экономическая деятельность по производству информационных товаров  и услугкакникакаядругаясопровождаетсязначительнымивнешними эффектами,т.е.выгодойилиущербомдлятретьихлицбез соответствующей оплаты или возмещения. Как подчеркивает Й.Стиглиц, информационныеэкстерналии в качестве особого классаэкстерналий стали выделяться сравнительно недавно .24
Классическимпримеромположительныхинформационныхэкстерналей  являетсяфинансированиеотдельными фирмаминаучныхисследованийи  разработок,результаты которых часто  становятсядостояниемширокого кругазаинтересованныхлиц.Патентыилилицензиимогутявляться  средствомустраненияположительных внешних  эффектовинформационного проиэводства.
Котрицательныминформационнымэкстерналиямможно отнести, например,негативное отношение  телезрителей крекламе,которая занимаетмногоэфирноговремени. Соответственно,разработаны законодательныеакты, регулирующие рекламный бизнес,вомногом основанные на критерияхэстетическогоилипсихологического  характера.
Однаковсилу того что информация представляетсобойособый видтовара, многие специалисты, обсуждая проблемы регулирования производстваинформации,настроены  пессиместически: «Стоимость ее производстваневозможнополностьювозместить,каки невозможно эффективно защитить право  собственности на любойвид информации». 25
Как показывает практика, правовые нормы регулирования проблем, связанныхсинтеллектуальной собственностью, еще недостаточно разработаны  даже в развитых странах. По оценкам  экспертов,вначале 90-х годов потери от «пиратства» на рынке информационныхтоваровиуслугтолько  для США составляли до 17 млрд. долл. ежегодно.26
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.