На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Характеристика ислама как мировой религии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
 
    Введение. ………………………………………………………….…….с. 3
    Характеристика ислама как мировой религии.
    Происхождение мусульманской религии  …………….….…..…….с. 4-11
    Направления ислама  ………………………………………..……….с. 11-13
    Культура мусульман …………………………………………………с.13-17
    Пророк Мухаммед ……………………………………………………с.18-23
    Основные источники вероучения ислама ……………………...…...с.24-27
    Ислам как одна из мировых религий………………………………. .с.27-32
    Заключение……………………………………………………….……с.33
    Список литературы ………………………………………………….с.34
 
 

Введение.
 
Ислам - одна из трёх  величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.
Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что  в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом,  более  полное название этой религии можно  перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.
Я не без причины выбрала  тему своей работы - ислам. На её выбор повлияли некоторые, немаловажные причины.
Раньше для меня ислам  был, чем-то таинственным, далёким, загадочным и даже запретным. Сейчас, когда я  изучила лишь только малую часть  этой культуры и религии, я поняла много вещей, которые стали для  меня открытием. Я могу с уверенностью сказать, что изучения ислама на меня духовно повлияло и сейчас я понимаю вещи, которые раньше мне казались непостижимыми.
Не суди, да судим  не будешь! Я всегда стараюсь следовать этой заповеди, хотя это очень трудно и не всегда удаётся.
Ислам можно считать «братской» религией по отношению к иудаизму и христианству. Поэтому историю  и даже сущность ислама невозможно по- настоящему понять в отрыве от двух его «старших братьев». Подобно иудаизму и христианству, это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман - Коран, собрание откровений, Которые Мухаммед, основатель ислама, получил от Бога.
Поэтому вторая причина, вследствие которой, выбор моей работы пал на ислам, является то, что меня очень заинтересовали и увлекли отношения самих мусульман к их религии.
Исследуя ислам, я опиралась  на различную литературу, авторы которой  являются как обычными учёными- историками, философами, так и последователями  разных религий. И мне было очень  интересно следить за ходом их рассуждений и убеждений на тему ислам. И у каждого автора ислам был представлен по-разному и по-своему. Именно так, как сам автор его видит или хотел бы донести до уст читателя.  

 
 
 
 
 
    Происхождение мусульманской религии
 
Ислам  –       самая близкая к нам по времени  возникновения, третья и самая молодая  из мировых религий. Вобрав в себя многие религиозные традиции  (иудаизм, христианство, иранский зороастризм,  местные языческие верования),  ислам, тем не менее, является довольно оригинальной религиозной системой. Дело в том, что ислам – не только религия, обогащающая духовный мир  своих последователей,  но и всеохватывающий  образ жизни.        
В так называемом мусульманском  мире до наших дней не случилось  разрыва между светским, мирским и сакральным, религиозным.
Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Этот период характеризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникновением классового общества. В ту пору через Западную Аравию (Хиджаз)  проходил караванный путь, что привело к появлению таких крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко развернулись торговля, деятельность ремесленников, и он превратился в крупный политический центр.
Однако Ирану удалось  захватить Йемен и установить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути, ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран.  Караванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также нападения соседних государств и племен привело к экономическому упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий.  
Потребности времени делали необходимым политическое объединение разрозненны племен и создание арабской государственности.  Эту задачу осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.
Ислам возникал не сразу, его  появлению предшествовали учения ханифов – ранней формы арабского монотеизма.
Каждое племя,      населяющее Аравийский полуостров имело  своих богов,  но постепенно верования  племен,  наиболее мощных в политическом и экономическом отношении,  становились  обязательными для менее развитых в экономическом отношении родов  и племен. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. – куб), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама.  В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным камнем (видимо, метеоритного происхождения).  Одним из основных ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме черного камня были размещены более 300  племенных богов, поэтому она считалась центром религиозного культа для многих племен, проживающих вокруг
Мекки. 
Племенного бога мекканских курейшитов  –   Аллаха  (араб.«аль-Илах»)  сторонники ислама объявили единственным и всемогущим, положив тем самым начало монотеистической религии арабов.
Большинство арабов были кочевниками, и их вера в человеческие добродетели  была сильнее, нежели в божественную силу. Они верили в то, что всё  происходящее с ними предопределено Судьбой, являющейся, по их разумению, не существом, которому поклоняются, а  простым “ходом событий”. Кроме  того, ряд племён полностью или  частично,   приняли христианство,  имелись иудаистские общины в  Медине и иных местах западной Аравии. Так что большинству арабов были  знакомы идеи христианства и иудаизма. На основе соединения некоторых положений  христианской и иудейской религии  с традиционными верованиями  арабов возникла религия “ханифизм”,  однако она не стала всеобщей,  ибо для этого было необходимо, чтобы она была самобытной (исходила от арабов) и последовательной, то есть не смешивалась ни с какими другими религиями. Такой религией и стал ислам. Само слово «ислам» означает покорность.
Основателем  ислама  считается  пророк Мухаммед  (согласно иудейской, христианской и мусульманской религии, пророк – это человек, удостоившийся  беседы с Богом и получивший задание  открыть его волю людям).
Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для  ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда  идеологи и политики, выступающие  под лозунгом ислама,  пытаются как  можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.
Знание основ мусульманской  религии весьма многообразно у различных  слоев населения и в разных странах традиционного распространения  ислама. Всякий  мусульманин знает  арабское звучание и смысл символа  веры религии ислама: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммеда  – посланника Аллаха». Здесь кратко выражены два главных догмата  ислама:
          -  существует единый,  единственный  и вечный  всемогущий бог –  Аллах; 
          - своим посланником Аллах избрал  араба из Мекки, Мухаммеда,  через него бог передал людям  текст священной книги – Корана,  его руками он основал общину верующих (умма).
За 14  веков  из небольшой  группы Аравии община превратилась в  многомиллионную массу людей  разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.
Величие бога – Аллаха –  выражено во многих формулах, хорошо известных  всем мусульманам и часто повторяемых  ими в речи, молитвах, бытовых  восклицаниях,  а также постоянно  встречающихся в изящной вязи арабского письма, на памятниках мусульманской  архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке:  «Аллаху акбар» – «Аллах самый  великий!» и т.д.
По мусульманской  доктрине, люди, не исповедующие  ислам, – «неверные»,  среди них иудеи  и  христиане  выделяются  особо  как ахль аль – китаб, т.е.   «люди Писания».  Согласно  Корану  они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников – Моисея (Мусу),  Иисуса (Ису),  которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего пророка,  с божьим словом – Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам – они попадут в райские сады или в адский огонь.
Эти основы религии знает  всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX вв. явились важным переломным моментом в эволюции ислама. Изменения в  социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма  – все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах как на роль ислама в  обществе, так и в самой исламской  мотивации новых религий общественного  бытия.
Процесс адаптации религиозно-философских  и правовых норм ислама к новым  историческим условиям, начавшимся в  середине XIX  в. и продолжающимся и поныне,  многие исследователи  обозначают термином “мусульманская реформация”,  хотя он принципиально  отличен от реформации христианской.  Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях.  Во-вторых, “мусульманская реформация” выражалась,  прежде всего,  в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собственно богословские вопросы. В-третьих, отсутствие в исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в исламе.
Существенные изменения  претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мер – сама система мусульманского права:
        - происходило  постепенное ограничение юрисдикции  шариатских судов; 
        - к  середине XIX  в.  на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее).
Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права (свод положений ханафисткого права - Манджалла – был составлен в 1869-1876 гг.), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы,  не предусматриваемые
шариатом.    Определенные изменения роли ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами  Мухаммада Али в Египте и политикой танзимата в Османской империи. 
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских  богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений ислама. Однако этот процесс  оказался весьма болезненным и затяжным. Это отразилось, в частности, в  полемике по поводу допустимости (или греховности)  создания в мусульманских  странах банковской системы. Полемика разворачивалась,  с одной стороны,  вокруг положения о  взимании  ссудного процента (риба), а с другой –  в связи с шариатским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфтий Мухаммад Абдо в 1899 г. издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не относятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала приведению существовавшей системы в соответствие с интересами национальной буржуазии.
Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских  странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как  в случае с риба), но и оживление  некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение  в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества).          С другой стороны,  нередко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие  объединения, действовавшие  в различных частях мусульманского мира  на религиозно – общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути своей имели уже капиталистический или полукапиталистический характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного  сознания.  Это касается,  прежде всего,  процесса становления национального  самосознания и возникновения буржуазного  национализма.  В русле этого  процесса получило новое осмысление традиционное положение ислама о  единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани сформулировал идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широкое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом,  направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе,        развивается и мусульманский национализм,  сторонники которого выступают за обособление мусульманских общин от представителей других конфессий.  Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой –   в конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил.  В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX вв.
В этот период религиозно-обновленческие процессы в исламе были связаны в  первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада.  Сторонники реформаторского направления  высказывались за модернизацию установлений ислама, тормозивших процесс внедрения  достижений Запада.  Им противостояли  традиционалисты, выступавшие за возрождение  норм и ценностей раннего ислама, противясь нововведениям западного  образца. По мере развития национального самосознания и национально- освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация ислама  (хотя на протяжении всей истории ислам никогда не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использовании исламских лозунгов в политической борьбе. Религиозно- политические движения,  возникавшие в шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском же исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики. Антиколониальные выступления нередко сопровождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также активизация участия в политической борьбе суфийских братств. На базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиозно – политические движения, как, например, движение сануситов в Северной Африке. С братством кадирийа  тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX в.  под руководством Абд ал- Кадира, принявшего титул аимрал-муминин. В конце XIX и, особенно, в начале XX вв. большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию ислама, представители которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и со сторонниками светских концепций общественного развития. Одновременно начинает складываться и международное исламское движение, основанное на концепции исламской солидарности. В 1926 г. была создана первая международная мусульманская организация Всемирный исламский конгресс (Мутамарал-аламал-ислами).
Качественно новый этап в  истории ислама – вторая половина XX века.
Освобождение мусульманских  народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в  капиталистическом мире поставили  принципиально новые проблемы перед  представителями мусульманской  общественной мысли. Это отразилось, прежде всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям ислама,  мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, “исламской экономики”, “исламского социализма” ит.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу – буржуазную либо мелкобуржуазную.
Концепции “исламского государства”  подразумевают воплощение в современных  условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочетались светская и духовная власти (при признании Аллаха  в качестве единственного источника  власти),  осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов,  регулирования экономики в  соответствии с предписаниями шариата и т.д.   В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин  классического ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации, пропаганде,  носящие название “исламизации”,  осуществляются как “сверху” – путем законодательного введения тех или иных норм (например, в Пакистане – введение ушра и закята, исламизация банковской системы,  в Иране – провозглашение “исламского правления”), так и “снизу” – в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”.
Под “исламизацией”  подразумевается  и процесс расширения числа последователей ислама,  происходящий в ряде стран  Азии и Африки (прежде всего, в регионе  к  югу от Сахары), который нередко  искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских  исламских центров, создаваемых  преимущественно на средства нефтедобывающих  государств Аравии.
Современный ислам – вторая по численности последователей (после  христианства) мировая религия. По приблизительным  подсчетам, общая численность мусульман  на земном шаре достигает более 1 млрд. человек (около 90 процентов из них  сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20  процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов – в Африке (49 процентов населения континента). По прогнозам специалистов, в ближайшее время число приверженцев ислама возрастёт примерно на 30  процентов.  В России ислам исповедует около 10  процентов верующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.
Из более чем 120 стран  мира, в которых существуют мусульманские  общины, в 35  мусульмане составляют большую часть населения –  свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля): в Сенегале,  Гамбии,  Нигере,    Сомали,  Афганистане,  Пакистане,  Бангладеш,  Индонезии  и некоторых других.  В ряде стран последователей  ислама насчитывается от 50 до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан,  Чад, Судан),  в Малайзии  и Нигерии – почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау,  Камерун,  Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.).  Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины – в Индонезии,   Индии,   Пакистане и Бангладеш.  Значительное  число мусульман  проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания,  ФРГ,  Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия,
Гайана,   Суринам,    Тринидади,  Тобаго),       в Австралии,      на островах  Фиджи.
В 28  афро-азиатских государствах ислам признан государственной (или  официальной)  религией.  Это Египет,  Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Пакистан и др. В некоторых странах  слово “исламский”  включено в  их официальное название: Исламская Республика Иран,  Исламская Республика Пакистан,  Исламская Республика Мавритания и др.
Во многих странах распространения  ислама действуют мусульманские  партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской  республики в Иране,  Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат- и ислами в Индии и Пакистане.
 В ряде стран распространены  религиозно-политические организации  (в том числе и находящиеся  вне закона, например “Братья  - мусульмане”, Партия исламского  освобождения и др.). Функционируют  многочисленные религиозные учебные  заведения (коранические школы,  мусульманские университеты),  исламские  общества, миссионерские организации,  коммерческие предприятия  (исламские  банки, страховые компании).
Продолжает сохраняться  система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов XX века делались попытки  возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике. Так, например, введение определенных мусульманским  правом телесных наказаний за уголовные  преступления в Пакистане,  Судане (при президенте Дж. Нимейри),   аравийских монархиях.
В этот период также определенную роль  в международных делах  стали играть международные мусульманские  организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном  уровне.  Наиболее  значительная из них  –  Организация  исламской  конференции  (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами) – ОИК, созданная в 1969 г. и объединяющая 44  афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины.  Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств.  Свою деятельность,   направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джиддеи целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития,  Исламское агентство новостей,  Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.).  Для деятельности ОИК характерна двойственность политических  решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма,  с другой – получают поддержку реакционные силы в странах распространения.
         Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962  г.  в Мекке),  Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация,  Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены  преимущественно на пропаганду и распространение ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей,   оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.
         Таким образом, успех ислама  как религии и как социальной  системы был обеспечен и объективными  и субъективными факторами. В  ряду последних одно из ведущих  мест занимает личность Мухаммеда,  вдохновенного оратора,  проповедника,  преданного своему делу вероучителя,  умного и гибкого политика,  умевшего соединять идеал с  реальностями жизни, верность  традиции с решительными новшествами,  принципиальность с гибкостью,   “демократизм”  с единовластием,  мягкость с суровостью и решительностью.
 
 
2. Направления  ислама
 
Ислам не представляет собой  единой религиозной организации.  Уже во второй половине  VII в. возникли три направления ислама: хариджиты,  сунниты и шииты. В настоящее  время существует одна хариджитская община – ибадиты (в Аммане и некоторых  районах Африки).                  Большую же часть современных  последователей ислама составляют сунниты  и шииты.  Суннизм является самым  крупным направлением в исламе, почти 90 процентов мусульман являются его сторонниками.
        Непосредственным  импульсом этого разделения послужил  спор о принципах наследования  религиозной и светской власти.
        Хариджиты (от арабского хараджи – вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII  в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины – халифом – может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хариджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама,  избранный данной общиной.  Община имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII в. хариджиты потеряли свое влияние.
         Сунниты,  опираясь на Коран и Сунну, разработали концепцию исламской государственности,  согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой),  точнее ее признанными представителями, и претендентом н а государственную власть – будущим халифом. Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т.е. иметь репутацию и звание богослова – законоведа высшего ранга),  происходить из племени курейшитов,  быть справедливым, мудрым,  физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики,  когда Арабским Халифатом правили Абу-Бакр, Омар, Осман и другие омейяды. Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне.
        Шииты.  Последователи шиизма полагают,  что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам – ближайшим родственникам пророка Мухаммеда.  В VII  в.  н.э. таким прямым наследником являлся Али – двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али создал свою группу (партию) шиитов («шиа» – группа, партия), организовал заговор, в результате которого халиф Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али.
 Курейшитский род омейядов  не смирился с поражением. В  661 г. Али был убит в мечети 
г. Куф.  Халифом стал Муавия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства  – Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того,  что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели – Шахсей–вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя самобичеванию.
        Таким  образом,  шииты считают единственно  законным наследником пророка  Мухаммеда халифа Али и его  прямых наследников – имамов. Так возникло шиитское учение  об имамате – форме наследования  духовной и светской власти  в исламском обществе.
        Последователи  шиизма признают 12 имамов из числа  прямых потомков Али. Двенадцатый  имам – Мухаммед бекаль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунтазаром (ожидаемым)  и считают его мессией (махди).  Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповеданиях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что «скрытый имам» уже пришел, что он воплотился в конкретного человека. Распространение таких слухов в 60-80-хгг. ХХв. способствовало успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил аятолла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.
        Шииты,  как и сунниты, признают абсолютный  авторитет Корана, а в Сунне  признают лишь те хадисы, авторами  которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шииты имеют собственное «Священное  Писание» – ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.
        Принципиальных  различий в культовой практике  между суннитами и шиитами  не существует. Эти различия лишь  связаны с особенностями исторического  пути развития шиизма и месте  его преимущественного распространения.  Основными шиитскими центрами  являются Иран и Ирак, поэтому  помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Куми Мешхед в Иране, Неджефи Кербала в Ираке.
        Ваххабиты.       В новейшее время усложнение социально- экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII  в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба),  в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама,  строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX в. взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия),  а потом подчинили себе Хиджаз с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабизм сделался господствующей религией.
 
 
3. Культура мусульман
 
Мусульманское вероучение сложно и запутанно, поэтому в полном объёме доступно лишь узкому кругу  образованных лиц –  богословам, юристам, знатокам и толкователям Корана.
Важнейший принцип ислама –  строгий монотеизм,  носящий  абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как  милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, “чем его  шейная артерия”, говорится в Коране и в то же время утверждается: “Не постигают Его взоры...”.  То есть Бог абсолютно потусторонний,  непроницаемый,  непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение,  знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон,  следуя которому,  они научатся различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом – каждое явление, каждая вещь, каждое существо –  это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах.  “У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...” – говорится в Коране. Имен этих – 99.  Например, Милостивый,  Милосердый,  Верный – это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.
        Для  простых верующих достаточно  выполнение пяти простых и  доступных норм, которые называются  “столпами ислама”:
        Первый из них – намаз – исповедание веры. Исламский кодекс поведения основан на прочном фундаменте открытого признания догмата, именуемого Шахада. Это убеждённость в послушании Богу и следование заветам пророка. “Клянусь, что нет бога, кроме Аллаха, что Мухаммед пророк его”.Словами Шахады созывают мусульман во всём мире для молитвы, и смысл их есть сущность молитвы и мысли.
        Второй– молитва (салят).  Молитва не есть простое моление, как мы его понимаем, а полное богослужение, совершаемое пять раз в день: между рассветом и восходом солнца, в полдень, после полудня, вечером и при наступлении ночи. Место богослужения не определено в точности, для этого годится всякое чистое место, хотя везде существуют исключительно для этого построенные здания, мечети. Перед молитвой неукоснительно совершается обряд омовения, причем омывается лицо, руки до локтей и ноги до лодыжек. Когда нет возможности достать воды,  например в пустыне,  достаточно обтереться песком. Сама молитва состоит, по меньшей мере,  из двух «ракатов»,  а каждый «ракат» – это ритуал, включающий ряд точно предписанных телесных движений и столь же строго установленный порядок религиозных формул, которые должен произнести молящийся. Чтобы не сделать малейшей ошибки, которая лишила бы молитву ее действия, верующие располагаются в мечетях рядами позади предстоятеля (имама)   и подражают всем его движениям. Суть молитвы состоит в восхвалении и прославлении Аллаха его служителями, лишь в редких случаях носит она несколько иной характер, например при солнечном и лунном затмении, при сильной засухе, при выносе тела умершего, вообще при всяких важных предприятиях и во время поста.
        Пятница  является днем всеобщей молитвы,  когда все мусульмане должны  собираться на коллективную молитву  в главную мечеть города, села, округа. Коран призывает:  “Крепко  держитесь все вместе на пути  Аллаха и не разделяйтесь…”.  Салят –  проявление и символ  мусульманской веры, литургическая  форма молитвы, соблюдение которой  является долгом каждого мусульманина.
        Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум).  Мусульманский пост отличается от христианских и других религиозных постов.  Ислам категорически запрещает в дневное время суток не только прием пищи и питье, но и нюхать что-либо съедобное – от восхода солнца до захода солнца. Пост длится 30  дней в мусульманском месяце рамадан. Кроме этого обязательного поста существует еще дополнительный пост по обету или просто по желанию.
        От  соблюдения мусульманского поста  освобождаются следующие категории  людей: больные, старые люди, беременные  женщины и кормящие матери, а  также няни, кормящие ребенка  своей грудью, путешественники и  воины,  которые находятся в  сражении (проходящие обычную воинскую  службу от поста не освобождаются).
        Это,  пожалуй,  наиболее выраженный  общинный обряд в исламе. Мухаммед  говорил, что из всех обязанностей  души именно саум любим богом,  ибо он вовремя поста наиболее  заметен. 
        Все  время должно быть в принципе  посвящено человеком Аллаху, занято  молитвами, чтением Корана и  религиозных сочинений, благочестивыми  размышлениями. Главными обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан.
        Кроме  ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое  количество запретов,         регулирующих различные стороны  жизни мусульманина.  Мусульманину  запрещено пить алкогольные напитки,  есть свинину, играть в азартные  игры. Ислам запрещает ростовщичество  – риба. Конечно, не все эти  и другие правила строго соблюдаются,  но время от времени, в частности  в 70-егоды XX  в., в различных мусульманских государствах усилился контроль за соблюдением культовых правил, например поста в месяц рамадан.
        Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой –  если у него есть к тому физическая и материальная возможность) является хаджж – паломничество в Мекку.
        Чтобы  вникнуть в существо мусульманского  паломничества, необходимо иметь  представление о местах, где оно  проходит. Местом паломничества  является Саудовская Аравия –              область Хиджаз,  где находятся два небольших священных города мусульман – Мекка и Медина. В Мекке находится Кааба со священным «черным камнем» (Хаджар аль-асвад),  в окрестностях Мекки – холмы Сафа и Мерв, священный колодец Земзем и в долине Арафат – местность Муздалаф.  В Медине находятся могилы Мухаммеда,  его дочери Фатимы, праведных халифов Абу Бакра,  Омара,  Османа,  могилы жены Мухаммеда Айши,  Мечеть Мухаммеда (Масджид набави).  На пути из Мекки в Медину паломники посещают г. Таиф.
        Шариатом  определены основные условия  и требования к паломнику.
        Паломник должен быть:
        совершеннолетним;
        неумалишенным  и свободным (не рабом);
        не  вынужденным совершать паломничество,  когда у него есть неотложные  дела или дорога опасна; 
        физически  здоровым, чтобы исполнить требования паломничества.
        Паломник должен иметь:
        достаточно  времени,  чтобы исполнить всю  церемонию хаджжа;
        дорожный  провиант;
        верховых  животных для поездки  (в современных  условиях средства для приобретения  билетов на воздушный, морской  и наземный транспорт);
        достаточно  средств на расходы семьи и  людей,  содержание которых поручено  ему; 
        возможность  все устроить так,  чтобы после  возвращения из хаджжа его  хозяйство не пришло в упадок.
        Для бедного человека паломничество необязательно.
        Шариат  допускает хаджж по найму. Если  мусульманин имеет средства, но  здоровье не позволяет ему  совершить поездку, он может  вместо себя послать в Мекку  другого. 
        Паломничество  совершается в месяце зуль – хиджжа,  который,   как рамадан,  является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам.  Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
        Окончание  хаджжа является главным мусульманским  праздником идаль – адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
        Пятой обязанностью мусульманина является закят – обязательный налог на имущество и доходы,  который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака – добровольные пожертвования и милостыня.
        Одно  из предписаний мусульманской  религии состоит в священной  войне за веру (джихад). Это вполне  понятно,  если вспомнить,  что  само мусульманское движение  возникло из потребности арабов  в объединении и в добывании  новой земли.  В Коране это  предписание изложено ясно:  в  течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются   «запретными»)               надлежит воевать с многобожниками, с неверными,  истреблять их,  захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,  свойственные исламу даже в  большей степени,  чем другим мировым религиям. Однако в последствии мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий.  К многобожникам,  то есть последователям племенных и политеистических культов,  отношение резко враждебное: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!» (9: 124).
         К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают  уважение. Это и понятно, ведь  на идейной почве именно этих  религий, на путях их упрощения  выросла идеология ислама. Однако  в Коране есть предписание  воевать с теми, «которым ниспослано  писание», – с иудеями и христианами,  – если они не веруют в  Аллаха и не подчиняются религии  истины (9: 29).
         На практике в исламе всякое  разделение между сторонниками  иных религий стерлось: все они  рассматривались как неверные (джяур),  подлежащие или истреблению,  или покорению.  Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.
         Ислам является очень широкой  по охвату системой социального  регулирования. Почти все стороны  жизни мусульманина считаются  религиозно значимыми. 
         Мужчина становится мусульманином  после того, как над ним в  раннем возрасте совершается  обряд обрезания.  Заключение  брака совершается в присутствии  духовных лиц, ими фиксируется  и закрепляется чтением священных  текстов Корана.  Развод для  мужчины мусульманина относительно  прост, для женщины осложнен, но  тоже возможен. Ислам разрешает  мужчине иметь до четырех жен,  если он в состоянии их одинаково  хорошо содержать. В настоящее  время на практике многоженство  встречается относительно редко,  а в некоторых мусульманских  странах оно несколько ограничено  законодательством. Похоронный обряд  также предполагает чтение определенных  сур Корана. Хоронят обычно в  день кончины. Тело кладут в  могилу завернутым в саван,  без гроба,  головой к Мекке.  Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда  воскреснут, чтобы предстать перед  Аллахом и ответить за свои  дела и намерения. 
        Мужчины-мусульмане  должны ходить с покрытой головой.  Для этого служат разные шапочки  типа тюбетейки,  а также различные  виды чалмы – шарфа, особо  повязанного вокруг головы. Женщины  должны закрывать лицо и тело  от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман  широкая и удобная для носки  в тех странах,   в основном  южных,  где живет большинство  мусульман. Обычным атрибутом  благочестивого мусульманина являются  четки из 99 или 33 бусин, служащие  для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление  Аллаха и повторение его девяносто девяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.
        Культ  в исламе имеет основную цель  объединить мусульман. Собственно  религиозных действий в нем  мало. Считается, что Аллах не  нуждается в действиях, направленных  на выявление преданности ему  или угождение, а всё это  делается лишь из покорности  воле Аллаха. Например, пятикратная  молитва – это признак покорности  Богу. Это действо коротко,  оно  занимает не более пяти минут.  На этом личные религиозные  обязанности мусульманина и заканчиваются. 
        Общественных  религиозных обязанностей больше. Так, каждое более или менее  значительное событие в жизни  верующего (рождение,  обрезание,  совершеннолетие,  брак,  получение  повышения по службе и т.  д.) сопровождается принесением жертвы, размер которой зависит от  величины кошелька жертвователя  и его религиозности. Как правило,  забивают барана или нескольких, важно отметить, что мясо жертвенного  животного обычно раздаётся бедным,  раздаётся также и милостыня.  Всё это сопровождается молитвами,  в которых содержатся просьбы  к Аллаху благословить виновника  торжества. В назидание собравшимся читаются и поучения из Корана (фитва).
 
 
 
    Пророк Мухаммед.
 
Мухаммед – реальная историческая личность, жизненный путь которой  изложен в одном из источников вероучения ислама – Сунне. Согласно Сунне Мухаммед родился в Мекке  в 570 г. и происходил из рода Хашим родоплеменной группы Курайш. По представлению мусульман, Мухаммед – пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
        Родился  Мухаммед в небогатой, но близкой  по родству к мекканской знати  семье. Его отец умер во время  торговой поездки до рождения  Мухаммеда, мать – через несколько  лет. Мухаммед воспитывался в  доме своего деда Абдал-мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. В юности Мухаммед нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Мухаммед не брал себе других жен.  Она родила  ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Мухаммеда звали Абу-ал- Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаби Фатиму.
        Среди  последователей ислама есть несколько  версий происхождения религии  и основы вероучения –  Корана. По одной из них Мухаммед  любил одиночество и благочестивые  размышления, часто удалялся в  соседние с Меккой горы, был  знаком с основами иудаизма  и христианства, со взглядами аравийских монотеистов - ханифов. Когда Мухаммеду было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем речения извне, возвестившие о том, что он является посланником Бога. Мухаммеда сильно напугал этот голос и самосообщение. Но вслед за первыми словами последовал приказ:   "Читай". Протестуя, Мухаммед отвечал,  что не может читать, так как не умеет. Но архангел Джабраил настойчиво призывал к чтению:  "Читай! Во имя Господа твоего,  который сотворил человека"!  Криком,       обычно предупреждавшем горожан об опасности,  Мухаммед со склона горы Ас-Сафа возвестил жителей Мекки они с посланном ему Слове Божьем.
        По  другой версии обстановка передачи  Корана рисуется так. 
Пророк, стоя на горе Арафат (близ г. Мекка), слушал голос архангела Джабраила, который с седьмого неба около двадцати трех лет диктовал ему содержание Корана,  а Мухаммед, в свою очередь,  сообщал его содержание в виде отдельных проповедей и учений своим последователям.
        В  тоже время мусульманское духовенство  учит,  что Аллах передавал  Коран Мухаммеду через архангела  Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через  видения. Первое видение получило  название  «Лайлат ал-кадр»   («Ночь предопределения»)  и произошло в ночь с 26  на 27  число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания.
        Первоначально  Мухаммед испугался начавшихся  “откровений”, но затем уверился, что избран божеством в качестве  посланника (расул)  и пророка (наби), чтобы нести людям Слово Божье. 
        Первые  “откровения”,  которые Мухаммед  пытался передать своим соплеменникам,  провозглашали величие единственного  и единого бога Аллаха, отвергали  распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении  мертвых, Дне суда и наказаний  в аду всех, кто не верует  в Аллаха.
        В  начале проповедь Мухаммеда была  встречена в Мекке с насмешкой,  однако постепенно вокруг него  собралась группа сторонников,  частью из знатных родов, частью  – из низов мекканского общества. В связи с этим мекканская  верхушка, которая боялась потерять  ласть, начала преследовать и притеснять последователей Мухаммеда – мусульман. Однако Мухаммед находился под защитой своего рода и его главы – Абу Талиба. В то же время многие из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию.
        Первыми  ислам приняли жена Мухаммеда  –  Хадиджа, поверившая в пророческую миссию мужа, Али – двоюродный брат и воспитанник Мухаммеда и Зайд – вольноотпущенник и приемный сын Мухаммеда. Среди курейшитов приверженцами новой религии стали знатные мекканцы – Абу Бакр, Омари Осман, впоследствии ставшие халифами (приемниками пророка Мухаммеда).
        Проповедь  Мухаммеда, якобы передававшая  прямую речь Аллаха,   доказывала  всемогущество Аллаха, часто именовавшегося  Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Мухаммед отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Мухаммеда – явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.
        В  какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла  возможность компромисса с мекканцами.  Мухаммед якобы согласился признать  особое положение при Аллахе  почитаемых в Мекке богинь  – ал-Лат, ал-Уззы и Манат, а мекканцы – пророческую миссию Мухаммеда и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения – строгое единобожие,  не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хадиджа, умер Абу Талиб,   и Мухаммед лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Кроме того, ставший главой рода Абу Лахаб отказал Мухаммеду в покровительстве.
Мухаммед стал искать сторонников  вне Мекки. Он обращался с проповедями  к людям,  приезжавшим в город  по торговым делам, совершил в безрезультатных  поисках убежища поездку в  г. Таиф. Наконец, около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба – крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Мухаммеда, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.
         Сначала большинство мекканских  мусульман,  а затем и сам  Мухаммед переселились в Йасриб. Он прибыл туда 24 или 22  сентября 622 г. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинатан-наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).
        Мухаммед  превратился из простого проповедника  в политического лидера общины, включавшей поначалу не только  мусульман. Постепенно устанавливается  его единовластие в Медине.  Главной опорой Мухаммеда были  пришедшие с ним из Мекки  мусульмане – мухаджиры и мединские мусульмане – ансары. Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку и у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Мухаммеде мессию из неиудеев,  более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты  с врагами Мухаммеда – мекканцами. К ним присоединились и часть других жителей Йасриба из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммеда. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун).
        Внутреннее  размежевание помогло развитию  представления об исламе как  об отдельной религии, усилению  ее аравийских черт. Мухаммед  все отчетливее стал говорить  об особой роли ислама,  о  себе как о последнем пророке  – “печати пророков”. В его  речах иудеи и христиане порицаются  как плохие верующие,  ислам  объявляется исправлением допущенных  ими искажений воли Аллаха. В  противовес субботе устанавливается  особый мусульманский день общей  молитвы – пятница, объявляется  о святости ал-Каабы и первостепенном  значении паломничества к ней.  Она становится главной святыней  ислама, к ней молящиеся начинают  обращаться во время молитвы  (кибла).
        В  Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммеда, устанавливаются  основы мусульманского ритуала  –  правила молитвы,  омовения, поста, призыва к молитве, сборов  на благочестивые нужды и т.д.  В проповедях Мухаммеда стали  фиксироваться правила жизни  общины – принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры, начинает  особо выделяться положение Мухаммеда  как посланника Аллаха. В “откровениях”  появляются требования особого  почтения к Мухаммеду,  ему  “ниспосылаются”  исключения  из некоторых запретов, обязательных  для других.
     Таким образом,  в Медине Мухаммед сформировал  основные принципы религиозного  учения, ритуала и организации  общины. Эти принципы были выражены  в “откровениях” и частично  в высказываниях, решениях и  поступках самого Мухаммеда. 
         Одной из форм сплочения общины  и ее расширения с самого  начала мединского периода стала  борьба с неверующими мекканцами. В 623 г. начинаются нападения  мусульман на мекканские караваны. В 624 г. при Бадре мусульмане, возглавляемые Мухаммедом, победил и мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах – на стороне мусульман. В 625 г. мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Мухаммед был легко ранен в голову,  мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.
        Тесные  связи внутренней мединской оппозиции  с мекканцами, ее попытки покушения  на жизнь Мухаммеда и упорный  отказ от полного ему подчинения  вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были  изгнаны иудейские племена бану  кайнука и бану надир, значительная  часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее  активные противники и соперники  Мухаммеда. Затем были собраны  большие силы для решительной  борьбы с Меккой.
        В  628 г. большое войско, к которому  присоединились некоторые кочевые  племена, двинулось в сторону  Мекки и остановилось в местечке  ал-Худайбийа, на самой границе  священной территории Мекки. 
        Переговоры  между мекканцами и мусульманами  завершились перемирием. Ровно через  год Мухаммед и его сподвижники  совершили в соответствии с  договором малое паломничество  (умра).
        Тем  временем крепла сила мединской  общины. Были завоеваны богатые  оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак,  союзниками Мухаммеда становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Мухаммедом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 г. мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Мухаммед совершил поклонение ал-Каабеи, очистил ее от языческих идолов. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство,  которое получило название Арабский Халифат.
        Мухаммед, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632  г.)  совершил  паломничество,  называемое прощальным (хиджжатал-вада).
        Победа  над Меккой еще более укрепила  уверенность Мухаммеда в себе  и подняла его политический  и религиозный авторитет в  Аравии. Он        посылает  различным царям и вождям Аравии  и наместникам пограничных с  Аравией областей Византии и  Ирана послания с предложением  принять ислам. Мекканские военные  отряды появляются в Йемене. В  Мекку приезжают представители  различных племен и областей  полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Мухаммедом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 г. мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В итоге в 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Мухаммедом.
        В  последние годы жизни Мухаммед  определяет цель этого объединения  –  распространение власти  ислама на север и начинает  готовить военную экспедицию  в Сирию. В июне-июле 632 г. Мухаммед  неожиданно для своих сподвижников  скончался после непродолжительной  болезни. Существует легенда,  что он был отравлен. Похоронен  Мухаммед в главной мечети  Медины (Мечети Пророка).
        Надо  сказать, что Аравийский полуостров  никогда до Мухаммеда не знал  единой власти. Лишь пророк смог  добиться относительного мира. После  смерти Мухаммеда в 632 г. авторитет  уммы пошатнулся, и установившееся было согласие вновь было нарушено. Причина этого кроется в том, что по древнеарабским традициям соглашения теряли силу после смерти главы той или иной стороны.
        Со  смертью Мухаммеда прекратился  прямой “контакт” общины с  Аллахом, ею стали управлять  халифы – заместители Пророка  в деле проведения в жизнь  законов и правил, заповеданных  Мухаммедом и изложенных в  Коране. За право выдвижения на  пост халифа своего представителя  соперничали разные группы мусульман.  Связано это с тем, что после  смерти Хадиджи Мухаммед заключал большое количество браков. Право Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре)  было специально обосновано кораническим “откровением”.  В большинстве своем эти браки носили политический характер,  укрепляя связи Мухаммеда с различными родоплеменными группами. Любимой женой Мухаммеда предание считает Аишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов.  Особой любовью Мухаммеда также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию у Мухаммеда было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.
        Мухаммед  не оставил мужского потомства.  Дочь Мухаммеда Фатима вышла   замуж за его двоюродного брата  и верховного друга Али ибн  Аби Талиба.  От потомков их сыновей – ал-Хасана и ал- Хусайна – происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” – саййиды и шарифы.
        В  современной науке существует  общее мнение, что Мухаммед действительно  жил и действовал,  произнес  значительную часть слов, составляющих  Коран, обосновал общину мусульман  сначала в Мекке, потом в  Йасрибе. В жизнеописании Мухаммеда  (сира),  в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир)  и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.
        Ислам  в принципе не наделяет Мухаммеда  никакими сверхъестественными чертами.  В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек,  как и все. Тем не менее,  вокруг его фигуры постепенно  возник цикл легенд о чудесах.  Некоторые из них развивают  намеки Корана,  как,  например,  легенда о том,  что ангелы  рассекли молодому Мухаммеду  грудь и омыли его сердце, или  легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах,  сотворенных Мухаммедом,   – в его присутствии не дойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало.
        В  европейской культуре образ Мухаммеда  был первоначально объектом разных  нападок и обвинений в коварстве,  жестокости, любострастии, возникали  и волшебные легенды, притягивавшие  христианских завоевателей, как,  например, о висящем в воздухе  гробе Мухаммеда. Причудливым  образом он становился порой  объектом тайного поклонения, например  у тамплиеров.
        Просветители  считали Мухаммеда обманщиком, использовавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Мухаммеде и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д.
        Реальные  результаты деятельности Мухаммеда  и тот образ пророка и правителя,  основу для которого он создал  своей жизнью, определяют значение  роли и личности Мухаммеда  в средневековой истории Востока  и Запада.
 
 
    Основные источники вероучения ислама.
 
        Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «аль-Куръан» – «чтение вслух», «назидание») –  священная книга мусульман,  состоящая из притч,  молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока, а также из обычаев доисламской  Аравии.
        Почти  каждый мусульманин знает хотя  бы несколько фраз из этой  священной книги ислама, хотя  многие значения этих фраз  не понимают.  Коран произносился  и записан по-арабски.  В ритуальных  целях он используется в арабском  оригинале. Для мусульман Коран  – прямая речь Аллаха, обращенная  к Мухаммеду, а через него  ко всем людям.  В проповедях  Корана и простые мусульмане,  и богословы ищут ответы на  вопросы частной жизни и жизни  общества, текстами Корана оправдывают  свои поступки.
        Первые  пророческ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.