На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика Православия и отличие от Католицизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
 
 
 
КАФЕДРА  ГЕОГРАФИИ
 
 
Курсовая работа
Характеристика  Православия и отличие от Католицизма
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2010
Содержание:
    Введение…………………………..…………………………….....3-6
    Православие………………..………………………………..…....6-12
    Католицизм……………..……………………………………….12-27
    Сходства и отличия католиков и православных…..……….…27-39
    Заключение…..…………………………………………………..…39
    Литература…..……………………………………………………...40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

 
   О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской  деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте,  как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.
Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.
В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное  писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не история  человечества. Библия- это рассказ о том, как Бог искал человека.
Христианская церковь  включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис). Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.
Основные ветви Христианства:   
1.католицизм;
2.православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и несколько автономных церквей.);
3.протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство, кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, методисты, адвентисты и другие.).

Происхождение христианства

 
Христианство возникло в  Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье , входила  в состав Римской империи. Его  родство с иудаизмом, как уже  говорилось,  проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается только христианами  и является для них главнейшей). О несомненной близости первоначального  христианства иудейской общине эссенов  свидетельствуют также найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме - ожидания скорого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности. Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.
Римская религия, как и  различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.
Христианская апологетика  утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое национальное движение. Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.
Особенно заметное влияние  на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.
 Нравственное учение  христианства, в особенности о  достижение добродетели, близко  к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы, взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом:
“Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с  тобою обращались стоящие выше” 
Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:
“И так во всем, как  хотите, чтобы с вами поступали  люди, так поступайте и вы с ними”.
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности  и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение  в пользовании материальными  благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Усвоение христианство различных  элементов восточных культов, эллинистической  философии не обедняло, а обогащало  новую религию. Именно поэтому она  относительно быстро вошла в общий  поток средиземноморской культуры.
 
 
2.ПРАВОСЛАВИЕ
 
Слово “православие”  является переводом, калькой греческого слова “ортодоксия”. Православие, таким образом, в прямом смысле слова есть в отличие от ложного правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении это слово употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV—VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей (религиозных и философских), доктрин, формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.
В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры (“Символ веры”) принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое “Филиокве”), что явилось одной из причин “Великого раскола”. Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.
В настоящее  время насчитывается 15 Автокефальных (т.е. самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих православную веру, общую для всех них.
Каковы  особенности этой веры, что выделяет ее из многочисленных в настоящее время христианских конфессий (исповеданий)?
 
Священное Предание
Хотя все  христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является в конечном счете слово папы, для протестантов — убеждение основателя данной конфессии, того или иного богословия и даже личное мнение самого верующего, для православных единственно достоверным критерием является так называемое Священное Предание. Существо этого критерия состоит в том, что бесспорным гарантом в понимании Библии, а следовательно, и истинности веры могут быть только традиции или предание. Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству.
 
Соборность
Особенностью  православия является его учение о соборности Церкви. Соборность славянский эквивалент греческого термина  “кафоличность”  общепринятого в различных христианских исповеданиях. В православном понимании соборность означает некое органическое единство Церкви (т.е., всех поместных церквей и всех верующих, вместе взятых), при котором любая поместная церковь (или отдельный верующий), внося в одностороннем порядке что-то принципиально новое для христианского учения, тем самым исключает себя из церковного единства, становится на путь раскола. основная тема православия: в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь.
 
Спасение
Основная  идея христианской религии — спасение человека от того, что порождает  несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, все зло в мире. Порождающей причиной зла христианство называет грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного закона, который составляет исключительно достоинство и красоту человека среди мира живых существ. Грех обезображивает человека, разрушая природу души внутренне, а часто и внешне, в результате чего вся деятельность человека приобретает ненормальный характер.
“Христианство утверждает, что спасение открыто  Иисусом Христом, который, будучи Сыном Божиим, воплотился и стал Человеком, через добровольные страдания на Кресте умертвив греховность природы человека и воскресив ее для вечной жизни. Спасение — в вере в него. Это общее христианское положение различно интерпретируется в разных христианских исповеданиях: православии, католичестве, лютеранстве, реформаторстве и др. Различия относятся к следующим трем главным положениям в учении о спасении: искуплению или значению крестной жертвы Иисуса Христа; Царству Божию как цели спасения человека;  духовной жизни как условию спасения человека.
 
Искупление
В своем  учении о спасении православие исходит  из понимания: “Бог есть. любовь” 
Православие не разделяет доминирующей в католичестве и протестантизме юридической концепции  искупления, гласящей, что жертва Христова была обусловлена необходимостью удовлетворения правосудию Божию за грех Адама и  его потомков, которые, нарушив  закон  Божий, оскорбили Его и тем  самым заслужили себе вечное  наказание. Христос же взял на Себя это наказание, искупив (т.е. выкупив), таким образом, человечество от праведного гнева Бога-Отца.
 
Царствие Божие
Западному христианству присуще понимание  конечной цели жизни верующего человека - Царствия Божия как места, где  христианин, искупленный Христом  от наказания за свои грехи, получит  от Бога после всеобщего воскресения  возможность бесконечного блаженства. Православие не разделяет такое понимание. С православной точки зрения юридизм в понимании Царства Божия искажает существо христианства, призывающего человека к духовному совершенству, богоподобию и не к исканию наслаждения, хотя бы и духовного.
Под Царством Божиим (иначе, спасением) православие  понимает состояние души, очищенной от всякого зла и приобретшей указанные в Евангелии свойства, а не внешнее оправдание человека на суде Божием, не награду (плату) за добрые дела.
 
Духовная жизнь
Духовная  жизнь в православии понимается как жизнь богоподобная ибо “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” По новозаветному Откровению самым существенным свойством Бога является любовь, она же составляет и  все существо духовной жизни. Апостол Павел    подчеркивает первостепенное значение любви в следующих замечательных словах, известных как “гимн любви”: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так - что могу и горы переставлять, а не. имею любовь, — то я ничто. И если я раздам все именуемое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею - нет мне -в том никакой пользы”.
 Главным  свойством истинной любви является  бескорыстная жертвенность. Истинная любовь несовместима с ненавистью к одному какому-либо человеку. Любящий - радуется, ненавидящий - страдает. В этом суть призыва Иисуса Христа любить и врагов своих.   Жизнь без любви теряет и радость и смысл - это истина достаточно известная. Но как сделать любовь постоянным свойством души, не зависимым ни от каких условий жизни, — это основной вопрос для каждого человека.
Православие указывает на необходимость избегать иллюзии любви, “переодетого эгоизма”, когда любовь другому есть не более  как искание собственного удовлетворения и наслаждения. Такая псевдолюбовь развивает в человеке эгоизм, разрушая и калеча личность, делает ее в конечном счете неспособной к истинной любви и, следовательно, к тому, что именуется счастьем.
 
Аскетика
В православии  особое, исключительное внимание обращается на приобретение смирения — свойства, противостоящего гордости, основе и  источнику эгоизма и всех страстей человеческих. Гордость отчуждает личность от всех других, делает ее асоциальной, лишает ее любви, т.е. Бога. Личность не может жить без любви, вне духовного  общения с другими, и потому гордость, как тюремная стена, замыкая человека в себе, неизбежно убивает его. Опасность же гордости очень велика у аскета. Его духовная жизнь всегда сопряжена с переживаниями  глубокой радости, с развитием совершенно новых способностей и обнаружением огромных сил, скрытых от обычного человека. Если все это подвижник не ставит целью своей жизни, если не увлечется, не соблазнится, не “падет”, а в смирении продолжает свой подвиг бескорыстного стремления к Истине, он достигает состояния предельного богоподобия и становится светильником своей земли, своего народа.
 
Православный церковный календарь
Православный  церковный календарь сложен по составу. Он отличается от светского календаря тремя основными чертами.
Во-первых, церковь живет по Юлианскому календарю (назван по имени императора Юлия Цезаря), т.е. тому, что действовал еще во времена  раннего христианства. Ныне в мире распространен Григорианский календарь (по имени проведшего календарную реформу в 1582 г. Римского папы Григория XIII), который исправил отставание счета времени на 11 с лишним минут Юлианского календаря. Это отставание, имевшее в XVI в. 10 дней, в XX в. составило уже 13 дней. Поэтому праздники и память святым в Церкви обозначаются другими днями и часто другим месяцем, чем это общепринято. Так, день св. Георгия Победоносца отмечается по-старому, т.е. по церковному календарю, 23 апреля, что соответствует 6 мая по новому стилю. Рождество Христово, празднуемое по старому стилю 25 декабря, приходится на 7 января общепринятого календаря.
Во-вторых, год церковного календаря начинается не с 1 января, с середины зимы, а с 1 сентября (старого стиля, 14 сентября нового),   с начала осени. В этот день Церковь традиционно отмечает начало “нового лета”, (года). Весь круг годовых праздников начинается с сентября, с Рождества Богородицы, и завершается августом. Успением Божией Матери.
В-третьих, в кругу наиболее значительных. 12 праздников, называемых двунадесятыми (от древнеславянского названия числа 12 — двунадесять), наряду, с теми, которые имеют точные даты, есть некоторые наиболее почитаемые, являющиеся переходящими. Отдаленные определенным, постоянным числом дней от праздника Пасхи, они меняют свои даты ежегодно.
 
Годичный праздничный круг
Важнейший праздник года, “праздников праздник и торжество торжеств”,— Пасха, или Воскресение Иисуса Христа, когда христиане празднуют его победу над смертью, что является залогом вечной блаженной” жизни (бессмертия души) человека. Пасха отмечается весной, в апреле или мае, в различные дни. Ей предшествует длительный, в течение 40 дней, Великий пост (Четыредесятница), завершающийся Страстной седмицей (семидневной неделей), когда верующие вспоминают страдания Христа на кресте, его смерть и погребение. За неделю до Пасхи, в воскресенье, которое на Руси называется Вербным, празднуется Вход Господень в Иерусалим, когда Спаситель, по свидетельству всех евангелистов, вступил в этот город накануне страданий и смерти на кресте.
На сороковой  день после Воскресения Христа празднуется Вознесение Господне — день, когда, по писанию евангелистов, он вознесся на небо. На пятидесятый день после Пасхи наступает праздник Пятидесятница. День сошествия святого духа на апостолов, или Троица. На Руси праздник Троицы совпадает с завершением полевых работ и отмечается “завиванием березы” — украшением храмов и жилищ зеленью и цветами. Суббота накануне Троицы известна как родительская суббота, когда поминаются усопшие родственники. В первый воскресный день после Троицы православная Церковь совершает праздник Всех святых, после которого с понедельника начинается Петров пост. Он имеет разную продолжительность в различные годы, до дня Петра и Павла 12 июля. Во второй воскресный день после Троицы отмечается праздник Всех русских святых.
Кроме праздников переходных, не фиксированных точными  числами и зависимых от даты Пасхи, остальные двунадесятые праздники отмечаются в постоянные дни. К ним относятся:
Рождество Христово (7 января нового стиля) с пятью днями предпраздничными и шестью днями попразднества. Это самый большой зимний праздник, на Руси он совпадает со Святками, когда пели традиционные колядки, устраивали гадания и игры. Христиане приурочивают к Рождеству благотворительные дела помощи больным, старым и сиротам, украшают в домах, на площадях деревцо елки, устраивая праздник детям, делают подарки родным и нуждающимся. Канун Рождества, сочельник, — день подготовки к Рождеству. Празднику предшествует Рождественский пост (с 28 ноября), продолжающийся 40 дней и включающий также сочельник.
Крещение Господне (19 января нового стиля), или Богоявление. В день Крещения производится освящение воды, употребляемой верующими “на всяку пользу изрядну”.
Сретение Господне (15 февраля нового стиля) празднуется Церковью на сороковой день после Рождества как встреча (старославянск. “сретение”) младенца Иисуса в Иерусалимском храме со старцем Симеоном, который признал в нем Мессию — Спасителя мира.
Благовещение пресвятой Богородицы (7 апреля нового стиля) напоминает о том, как по Евангелию апостола Луки архангел Гавриил, придя в Назарет к деве Марии, сообщил ей о том, что на нее снизошел Святой дух и она родит Спасителя Иисуса.
Преображение Господне, Спас (19 августа нового стиля). Это память евангельского события, когда незадолго перед крестным страданием Христос на Фаворской горе в Палестине во время молитвы был озарен чудесным светом, преобразился, когда раздался глас Бога-Отца. Это должно было свидетельствовать о божественности Иисуса. В этот день производится освящение первых плодов.
Успение пресвятой Богородицы (28 августа нового стиля) отмечается как день памяти Божией Матери, скончавшейся в Иерусалиме и погребенной в Гефсимании. Церковь славит Богоматерь как идеал смирения и чистоты. Перед Успением с 14 августа установлены две недели Успенского поста.
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) — один из праздников Богоматери, рожденной от Иоакима и бесплодной и пожилой Анны.
Воздвижение креста Господня (27 сентября нового стиля). В этот день христиане отдают память Кресту, на котором был распят Христос, как символу престола, где была принесена жертва, искупающая грехи людей.
Введение во храм пресвятой Богородицы (4 декабря нового стиля) отмечает как бы второе духовное рождение, когда она была отдана на воспитание в ветхозаветный храм Божий и на приготовление к тому, чтобы стать матерью Спасителя мира.
Православные  церкви в современном мире
В отличие  от приверженцев католицизма, принадлежащих  к одной церкви, Римской, возглавляемой одним первосвятителем — папой Римским, православные церкви сохраняют ранние христианские традиции полицентризма, т.е. принадлежат к нескольким церквям. В современных условиях в странах, где большое число приверженцев православия, церкви имеют подчас национальный характер или, сохраняя исторические традиции, являются наднациональными.
 Старейшими  самостоятельными являются Константинопольская,  Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви, возглавляемые  патриархами.
Наиболее  многочисленной среди православных церквей являются Русская православная церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси, объединяющая также Украинскую и Белорусскую православные церкви. К Русской православной церкви принадлежат верующие многих национальностей в нашей стране и за ее пределами, в частности в Западной Европе, Америке, Японии (Автономная Японская церковь) и др.
Автокефальными  являются также Румынская,  Болгарская, Сербская церкви, возглавляемые патриархами. Грузинская церковь с кaтoликocoм-пaтpиaрхом во главе, Греческая (Эллaдcкaя), Польская; Чехословацкая и другие православные церкви, возглавляемые митрополитами  и архиепископами. Существует также и созданная в Сремских Карловцах (Югославия) отдельная Русская зарубежная православная церковь, возглавляемая ныне митрополитом.
 
Русская православная церковь в XX в
К началу XX в. православная церковь была наиболее многочисленной религиозной организацией России: православные, составляли около 70% населения. Слова “русский” и “православный” часто использовались как синонимы.
 
 
3.Католицизм
 
   Католицизм (от греч. католикос - вселенский, всемирный). Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире.
Первое ярко выраженное проявление этого стремления история относит  ко второй половине IX в., когда римский первосвященник стал требовать признания за ним решающего права назначения Константинопольского Патриарха, уверяя при этом, что ему, как преемнику апостола Петра, принадлежит вся полнота власти в Церкви. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
Как известно, апостол Петр был самым старшим и уважаемым  из числа апостолов, и он проповедовал Слово Божие в Риме, где впоследствии образовалась Римская поместная  Церковь. Но представление о единоличной, абсолютной и непогрешимой власти одного из епископов Церкви, пусть даже и самого авторитетного, чуждо Евангелию  и всей догматической традиции христианства.
Католицизм и православие  нередко называют соответственно Западной и Восточной Церковью. Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято  считать великую схизму 1054 г., порожденную  разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел  в 1274 г.
Главной причиной раскола  христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния (как  своей Церкви, так и личного). Неудивительно, что раскол начинается именно во время  процесса утверждения христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени, когда соединение церковной и  государственной политики (особенно в странах западной Европы) становится наиболее сильной.
Однако имеется один немаловажный фактор, сыгравший определенную роль в расколе Церквей. Это - различие в понимании христианства, связанное  с различием менталитета народов  западной и восточной Европы. Это  различие менталитетов рационалиста и  мистика. В плане менталитета  народов - это различие между западным, имеющим более выраженную рационалистическую тенденцию, менталитетом и восточным, где более выражена мистическая тенденция.
 
Особенности вероучения и культа католицизма
   Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов (всего 21 собор), а кроме того - папские послания и постановления.
 
Ватикан. Структура  и организация католической церкви
Ватикан - государство-город, независимое государство, созданное по Латеранским соглашенитям (конкордату) между Римско-католической церквью и итальянским государством от 11 февраля 1929.
Ватикан расположен в западной части Рима на правом берегу р. Тибр. Здесь находятся собор св. Петра  и Ватиканские дворцы с музеями  и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан – самое маленькое  государство мира. Его площадь 0,44 кв. км. Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и швейцарцы.
Название «Ватикан» произошло  от названия одноимённого холма на берегу Тибра, на котором в период раннего средневековья был построен дворец, ставший с конца XIV века постоянной резиденцией главы католической церкви.
 
История возникновения  Ватикана
Папская область, или Церковная область, Церковное государство (ит. Stati Pontifici или Stati della Chiesa), название территорий в центральной Италии, находившихся под светским управлением пап с 754 по 1870 годы. Размеры папских владений были разными в разные времена. Так, в 1859 году, накануне распада Папской области в связи с выходом из ее состава отдельных областей и их присоединением к Сардинскому королевству, они составляли 41.407 кв. км с населением 3,125 млн. человек.
В то время папские владения занимали всю центральную Италию, гранича с Ломбардо - Венецианским королевством на северо-западе, Адриатическим  морем на северо-востоке, Неаполитанским королевством на юго-востоке, Тирренским морем на юго-западе и с Великим  герцогством Тоскана и Герцогством  Модена на западе. Папские владения включали также Беневенто и Понтекорво. В современной Италии эти территории входят в состав областей Лацио, Умбрии, Марке и отчасти Эмили - Романьи.
Первоначально, по закону от 321 года, наделявшему  католическую церковь правом владеть  и распоряжаться собственностью, папские владения были обычной собственностью Церкви. Эти земли было принято  традиционно называть Патримонием  св. Петра. Начиная с папы Григория Великого (правил в 590–604) папство становится крупнейшим в Италии земельным собственником, обладавшим определенной независимостью по отношению к Византийской империи, которая в лице равеннских экзархов имела здесь слабых и бездеятельных  наместников. Около 751 года лангобарды поглотили экзархат, и тогда папа Стефан II обратился за помощью к  франкскому королю Пипину, на что тот  не замедлил откликнуться, вторгшись  в Италию и покорив лангобардов. В 754 и 756 годах состоялось т.н. «дарение Пипина», который гарантировал защиту папских владений от посягательств  как лангобардов, так и Византийского  императора. При Карле Великом  папа Адриан I сумел расширить свои владения почти на всю центральную  Италию.
В течение последующих  четырех столетий папское государство  сталкивалось с проблемами главным  образом внутреннего свойства. Различные  группировки знати в городе Риме и Папской области стремились завладеть папским престолом, а  с ним духовной и светской властью. В этой борьбе папа был вынужден жертвовать территорией и поступаться властью в пользу императора Священной Римской империи, чтобы заручиться его поддержкой. Папская власть была восстановлена при папе Иннокентии III, а в 1213 году Золотой буллой император Фридрих II признал папское государство в границах прежнего «патримония». Впрочем, Фридрих II и его преемники ставили это соглашение под вопрос. Крушение династии Гогенштауфенов поставило Папскую область перед лицом еще большей опасности со стороны Франции.
С 1309 по 1377 годы имело место  т.н. Авиньонское пленение, когда  папы находились во французском Авиньоне и были подконтрольны королям  Франции. На протяжении последующих 500 лет происходило ослабление авторитета пап как глав государства и  уменьшение области, которую они  контролировали, что достигло кульминации  в правление Наполеона.
Решениями Венского конгресса 1814–1815 Папская область была восстановлена  в своих прежних границах, за исключением  находившихся во Франции Авиньона и  графства Венессен, расположенного по соседству (заняты Францией в 1791), и  отданной Австрии (с правом размещения гарнизонов в Ферраре и Комаккьо) узкой полосы по южному берегу вдоль  границы области Феррары. Однако многие обитатели Апеннинского полуострова, воодушевленные идеями, проникавшими в Италию из Франции во время революции  и при Наполеоне, требовали национального  объединения и введения конституционного строя.
Их главным врагом была Австрия, и папство, выступавшее  заодно с австрийцами, навлекало  на себя гнев итальянских либералов. Революции, прокатившиеся по Италии в 1848–1849 годах, вообще говоря, потерпели  поражение, но отныне можно было сказать  совершенно определенно, что папа продолжает удерживать власть лишь благодаря поддержке  Австрии и Франции. В 1860 году от Папской  области друг за другом отпали и  присоединились к Сардинскому королевству  Романья, Умбрия и Марке. Образование  в 1861 году, несмотря на протесты папы, Итальянского королевства означало близкий конец папского государства. Реальная власть находилась теперь фактически в руках французов; с эвакуацией французского гарнизона из Рима в 1870 году (после падения Второй империи) войска Итальянского королевства вступили в город, и Рим с остатками Папской области были присоединены к Италии.
Папа Пий IX отлучил от церкви все стороны, принимавшие  участие в оккупации Папской  области, и запретил католикам участвовать  в политической жизни Италии, но с годами возможность реставрации  Церковного государства становилась  все более призрачной. Законом  о папских гарантиях от 1871 года Италия постаралась гарантировать  папе суверенитет над Ватиканом, Латераном и Кастель-Гандольфо, но папа отказывался принять или  рассмотреть этот акт. Он упорно называл  себя «ватиканским узником» и, как и  все папы, занимавшие святейший престол  вслед за ним, отказывался покидать пределы Ватикана, что породило т.н. «Римский вопрос». Лишь в 1929 году, с  заключением Латеранских соглашений, папа Пий XI признал факт упразднения  Папской области.
Латеранскими  соглашениями называют ряд документов, подписанных 11 февраля 1929 года и ратифицированных 7 июня 1929 года в результате продолжительных переговоров между властями Ватикана и фашистским правительством Италии. В 1870 году, когда была провозглашена единая независимая Италия, итальянское правительство аннексировало Папское государство. Папский суверенитет был ограничен Ватиканом, которому придали экстерриториальный статус. Закон о папских гарантиях, изданный 13 мая 1871 года, утвердил новый статус папы в Италии. Поскольку это было одностороннее соглашение, которое могло быть отменено по прихоти итальянского правительства, Пий IX отказался его признать, провозгласив себя «ватиканским узником». Возник так называемый «Римский вопрос».
Следующие папы продолжали протестовать против навязанного им статуса. Вскоре после прихода к власти Муссолини  взялся уладить разногласия. Переговоры с участием Ватикана и папы Пия XI были успешно завершены, когда Муссолини и кардинал П. Гаспарри подписали 11 февраля 1929 года три документа, известных как Латеранские соглашения.
Политический договор провозглашал Ватиканское государство, подчиненное  исключительной юрисдикции папы, с  территориальным иммунитетом, правом посылать и принимать дипломатические  представительства и другими  атрибутами суверенитета. Конкордат, касающийся Италии и канонического права, придал католицизму в Италии статус «единственной  государственной религии». По финансовой конвенции, Святой Престол получал 750 млн. лир наличными и 1 млрд. лир  в 5-процентных итальянских государственных  бумагах в качестве компенсации  за церковную собственность, национализированную  в 1870.
18 февраля 1984 года конкордат,  определяющий отношения между  церковью и итальянским государством, был заменен новым документом, упразднявшим сам институт государственной  религии. 
 
Государственное устройство.
 Ватикан – теократическая монархия. Глава государства в Ватикане – Папа Римский (глава католической церкви); избирается пожизненно тайным голосованием совещательным органом - коллегией кардиналов, назначаемых папой пожизненно (в 1970-136 чел.).
Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит  папе. С апреля 2005 года, после смерти Иоанна Павла II папой стал Бенедикт XVI (в миру – Йозеф Ратцингер).
Йозеф Ратцингер родился 16 апреля 1927 в семье комиссара  жандармерии. В конце Второй мировой  войны был призван на военную  службу в подразделение вспомогательного персонала противовоздушной обороны  Германии. При приближении американских войск дезертировал, вернулся домой, но вскоре был арестован. В лагере для военнопленных провёл лишь пару месяцев1.
Основные вехи биографии  нынешнего Папы Римского следующие.
1946-1951 – высшее образование  (теология и философия).
1951 – получил священнический  сан. 
1953 – защитил диссертацию  по наследию Святого Августина  и вошёл в число лучших теологов  Германии.
С 1959 – преподаватель  кафедры теологии Боннского университета,
С 1966 – главный эксперт  в области догматической теологии в университете Тюбинген. Здесь попытался  выступить в качестве главного идеологического  оппонента леворадикалов в разгар студенческих волнений, охвативших в 1960-е  всю Европу.
1972 – в противовес антиклерикальным  изданиям Йозеф Ратцингер вместе  с Г.У. фон Бальтазаром, Анри  де Любаком и другими основывает  богословский католический журнал  «Коммунио» («Причастие»), посвященный  вопросам богословия и культуры.
С марта 1977 – архиепископ  Мюнхена, с мая 1977 – кардинал. Девизом  своего епископства взял слова из 8-го стиха III Послания Иоанна - «сопоспешник истины».
25 ноября 1981 – возглавил  Конгрегацию по делам вероучения (она же – Святая инквизиция, переименованная в 1908 папой Пием  Х).
В 2000 году Ратцингер становится деканом Коллегии кардиналов.
Бенедикт XVI 19 апреля 2005 года стал 265-й папой в истории Католической Церкви и – впервые за последние 500 лет – восьмым папой германского  происхождения. Все признают, что  Католическую Церковь возглавил  не просто «церковный интеллектуал, но «умнейший человек Европы». О  том же говорят и прозвища кардинала: «кардинал-танк» (Panzer-Kardinal) и «ротвейлер Бога» (Gottes Rottweiler – прозрачный намек  на орден доминиканцев, Domini canes).
Йозеф Ратцингер – автор 29 книг (первая знаменательным образом  вышла в год студенческих волнений) и соавтор еще 28.
 
Статус Папы Римского
Папство - должность и  священный сан папы Римского как  главы Римско-католической церкви. Папа является епископом Римским, архиепископом  и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые  затем помогают папе осуществлять его  служение; когда кардиналы умирают  или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых.
 
Теологическое обоснование папской власти
Папство играло настолько  важную роль в истории христианства, что неизбежно должно было стать  предметом богословского осмысления не только для католических, но также  для православных и протестантских теологов. Учение о папстве –  одна из ключевых тем экклесиологии (области теологии, рассматривающей  сущность и устройство Церкви).
Согласно католическому преданию, папская власть была учреждена Иисусом  Христом и вручена апостолу Петру. В Евангелии говорится, что Иисус  произнес следующие слова: «...ты –  Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи  Царства Небесного; и что свяжешь  на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет  разрешено на небесах» (Мф 16:18-19). Действительно, евангелия и Деяния апостолов  изображают Петра главою двенадцати апостолов, избранных Иисусом. Учение о том, что Иисус Христос вручил власть над церковью Петру и возложил на него ответственность за управление ею и что эта власть и ответственность  наследуются преемниками Петра  – епископами Римскими, известно как  учение о преемстве Петра. Это  учение лежит в основе традиционных католических воззрений на папскую  власть.
Согласно современному католическому  вероучению, папу отличают от остальных  епископов присущие только ему одному непогрешимость (infallabilitas) и первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis).
Особенно много споров было связано  с догматом о папской непогрешимости. По традиции считается, что церковь  непогрешима в провозглашении учения о вере и нравственности, сообщенного  ей в божественном Откровении. Тем  самым признается, что официальное  учение церкви всегда истинно. Учительная роль церкви в католицизме обозначается термином «magisterium Ecclesiae» («учительство церкви»). Когда папа, собор, епископ, проповедник, исповедник, богослов или  катехизатор учат тому, что действительно  принято церковью в качестве истины, они осуществляют magisterium Ecclesiae. Однако непогрешимым признается только официальное  учение церкви, т.е. возвещаемые ею истины, получившие статус догматов. С развитием  богословской мысли догмат может  быть интерпретирован по-новому, однако не может быть отменен. Естественно, авторитет церковного учения не ставится под вопрос, когда оно не вызывает разногласий (например, что Иисус  Христос – это вочеловечившийся Бог); проблемы возникают тогда, когда  появляются разногласия по какому-то конкретному или частному положению (например, что использование контрацептивов морально неприемлемо). Первое из приведенных  положений есть догмат, а второе, хотя оно и выдвинуто папой, не есть догмат.
Учение о непогрешимости папы предполагает, что папа может выступать от имени  всей церкви по вопросам вероучения, что  он может единолично осуществлять magisterium Ecclesiae, придавая некоему общепринятому  мнению догматический статус. В древности  подобную роль, как правило, выполняли  вселенские соборы. Однако уже в  Средние века все чаще стала высказываться  идея, что папа может один выполнять  эту роль, а с началом Нового времени это представление получило значительное распространение среди  христиан-католиков. В 1854 Пий IX, опираясь на принцип папской непогрешимости, объявил догматом учение о «Непорочном  зачатии» (согласно которому на Деву Марию, мать Иисуса Христа, не распространяется проклятие первородного греха).
I Ватиканский собор в 1870 утвердил  принцип непогрешимости папы  в качестве догмата со следующей  формулировкой: «Римский Понтифекс,  когда он говорит ex cathedra, т.е.  при отправлении своих обязанностей  пастыря и учителя всех христиан, и на основании свыше дарованной  ему апостольской власти определяет  учение, касающееся веры или нравов  и обязательное для всей церкви, то обладает, в силу обещанной  ему в лице св. Петра божественной  помощи, непогрешимостью в определении  касающихся веры или нравов  учений, которую Божественный Искупитель  даровал своей Церкви...» Этой  властью в 1950 воспользовался папа  Пий XII, провозгласив догмат о  «Вознесении Девы Марии» (Assumptio), согласно которому Дева Мария  по окончании своей земной  жизни была взята на небо  живою, т.е. душой и телом. 
Принцип первенства папской юрисдикции привлекал к себе гораздо меньше внимания, но по своей важности не уступал  принципу непогрешимости. Согласно этому  принципу, папа может выступать в  качестве непосредственного пастыря  всех христиан, т.е. своей властью  замещать власть любого патриарха, епископа или пастыря во всей церкви. Именно на основании этого первенства юрисдикции папа получает право налагать дисциплинарные наказания и взыскания (или освобождать  от таковых) на всех членов церкви без  согласия местных епископов или  поместных соборов; учреждать, изменять или упразднять епархии и назначать  епископов на все кафедры; определять порядок отправления религиозных  обрядов, канонизировать святых и надзирать  за исполнением таинств; созывать вселенские соборы и председательствовать на них.
Две причины побуждают считать  первенство юрисдикции принципом более  важным, чем даже принцип непогрешимости.
Во-первых, принятие догматических  определений на основании папской  непогрешимости практикуется исключительно  редко. Подавляющее большинство выдвигаемых папой доктрин формально не претендует на непогрешимость. Более того, «непогрешимые» догматические определения могут провозглашаться исключительно в тех случаях, когда в них предстоит закрепить некое положение, уже утвердившееся в сознании католиков в качестве догмата. Обычное заблуждение – думат
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.