На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребительская кооперация

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение………………………………………….…………………….…3
     1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и потребительских союзов……………………………….…………………….…5
     2. Потребительские общества: цели, виды деятельности и
правомочия……………………………………………………….………….…..9
       3. Образование, реорганизация и ликвидация потребительских
обществ по закону «О потребительской кооперации в  Российской
Федерации»………………………………………………………………….….15
     4. Образование кооперативных союзов и создание системы
потребительской кооперации……………………………………………….…20
     5. Концепция совершенствования организационного построения
структуры органов  управления в потребительской кооперации…………....28
     Заключение………………………………………………………….……32
     Список  использованных источников…………………………………...36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Во  всем мире кооперативное движение выступает  активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших  возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.
     В современном состоянии экономической  системы в России для преодоления  тяжелой социально-экономической  ситуации кооперативные начала приобретают  исключительное значение. В условиях роста цен, безработицы, распада прежней системы социальной защиты и других проявлений кризиса большинство населения, теряя социально-нравственные ориентиры, оказалось почти никак не объединенным в какие-либо устойчивые общности, бывшие бы шире семейных ячеек и имевшие бы специальной целью решение насущных вопросов, связанных порой с простым выживанием. Необходимость объединения населения в первичные кооперативные организации для защиты свои прав как производителей в условиях диктата на рынке массы посредников и криминальных структур, очевидна. Это необходимо населению и как потребителям, в условиях торгово-производственного диктата на рынке, и в целях адаптации к происходящим в обществе резким переменам с тем, чтобы люди смогли найти социально-экономическую нишу и хотя бы частично обрести жизненную перспективу через различные кооперативы, товарищества, общества и их возможные модификации применительно к различным региональным и иным условиям.
     Важнейшим вопросом, определяющим состояние и  перспективы кооперативного движения, является участие населения в кооперативах, степень заинтересованности людей в услугах кооперативов. Чем больше людей объединяется в кооперативы, участвует в их социально-экономической деятельности, тем сильнее кооперативный сектор экономики.
     Сегодня особенно остро стоит вопрос о выживаемости системы потребительской кооперации, о ее структурных преобразованиях. Структурная ломка несет в себе опасность потери собственности потребительских обществ. С целью предотвращения этих процессов и решения других проблем в 1997 году был принят Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". В данной работе ставится основная цель - охарактеризовать роль данного Закона в усилении демократизации системы потребкооперации в РФ.
     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать эволюцию нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ; охарактеризовать законодательные основы усиление демократизации в системе структурных преобразований потребительской кооперации; охарактеризовать процесс моделирования эталонного потребительского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и потребительских союзов. 

     В закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» дано следующее определение потребительской кооперации:
     Потребительская кооперация – система потребительских  обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
     Таким образом, законом установлено, что  система потребительской кооперации состоит из организации двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
     В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества. Образовательные учреждения, однако, их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.
     Потребительское общество – добровольное объединение  граждан и (или) юридических лиц, создано, как правило, по территориальному принципу, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
     В этом пространственном определении отражены следующие черты потребительского общества: потребительское общество – коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства; начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называться пайщиками; потребительское общество осуществляет совместную торговлю, заготовительную, производственную и иную деятельность; цель потребительского общества – его социальная миссия – удовлетворение его материальных и иных потребностей своих членов.
     Следует подчеркнуть, что потребительские  общества создаются по территориальному признаку и являются местами организации. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.
     Потребительские общества классифицируются на виды:
     а) по территориальному признаку:
      - сельское потребительское общество  – сельпо;
      - городское потребительское общество  – горпо;
      - районное потребительское общество  – райпо;
     б) по социальному и профессиональному составу членов:
      - рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) – рабкооп;
      - рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) – рыбкооп;
      - студенческое потребительское  общество – студпо;
      - ученическое потребительское общество – учпо.
     Потребительские общества – первичные основные организации  систему потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают  союзы. Если не будут созданы потребительские  общества. То не будет и потребительских  союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
     Союз  потребительских обществ – это  добровольное объединение потребительских  обществ разного уровня: районного, областного. Краевого, республиканского, центрального.
       Объединение потребительских обществ  обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране. А их социально-экономическая деятельность становиться более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.
     Система потребительской кооперации в России представляет собой много уровневую  организационную структуру.
     В основу организационного построения системы  потребительской кооперации положен  принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация  и группа организаций находиться на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.
     Первый  уровень системы образуют потребительские  общества как добровольные объединения  граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
     Второй  уровень системы занимают районные союзы потребительских обществ (райпо) – добровольные объединения потребительских обществ на территории районов.
     Третий  уровень системы составляют областные. Краевые, республиканские союзы  потребительских обществ – добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
     Четвертый уровень системы представлен  Центральным союзом потребительских  обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ  страны.
     Большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества – райпо.
     Основное  преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений – это концентрация капитала, а значит, упрочнение положения  потребительских обществ. Районные потребительские общества – это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
     Райпо как любое потребительское общество объединяет пайщиков, поэтому образует первый уровень системы потребительское  кооперации.
     Образование райпо способствует формированию трехуровневой системы потребительской кооперации .
     Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей свыше 3350 потребительских  обществ, 225 районных и окружных потребительских  союзов,77 областных, краевых, республиканских  потребсоюзов.
     Переход с четырехуровневой на трехуровневую  организационную структуру способствует сокращению числа потребительских  обществ и их укреплению, улучшает управляемость системы.
     Таким образом, потребительские общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Потребительские общества: цели, виды деятельности и правомочия. 

     Настоящий Закон определяет и закрепляет правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации, устанавливает принципы ее взаимоотношений с государством, обеспечивает возрождение, и развитие демократических начал ее деятельности, защиту интересов пайщиков и обслуживаемого населения.
     Потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, - созданное по признаку (территориальному, производственному или иному) на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях потребностей его членов.
     Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.
     Для выполнения указанной цели общество осуществляет:
     оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков;
     производство и реализацию продуктов научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;
     заготовительную деятельность, в том числе сброс и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);
     хранение нефти и продуктов ее переработки;
     перевозочную, транспортно-экспедиционную и другую деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса на морском, внутреннем водном просторе;
     пассажирские  и грузовые перевозки автомобильным  транспортом;
     транспортные  и транспортно-экспедиционные услуги;
     лизинговую  деятельность;
     строительную  деятельность;
     юридические услуги;
     производство  отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
     образовательную деятельность в область среднего, высшего, послевузовского профессионального  и соответствующего дополнительного образования, в том числе дополнительного к полному среднему;
     образовательную деятельность в области дополнительного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего педагогического, среднего индустриально-педагогического образования;
     туристическую деятельность, гостиничный бизнес;
     скупку  у населения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных  металлов и драгоценных камней и  лома таких изделий;
     реализацию  изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
     промышленное, товарное рыболовство и рыбоводство;
     деятельность  по страхованию имущества, физических лиц;
     производство, розлив, хранение на предприятиях и  оптовую реализацию этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья;
     производство, разлив, хранение на предприятиях и  оптовую реализацию готовой алкогольной  продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции;
     организацию биржевой торговли на товарных баржах;
     медицинскую деятельность;
     фармацевтическую  деятельность;
     деятельность  ломбардов;
     эксплуатация  инженерных систем городов и населенных пунктов;
     деятельность  по указанию ритуальных услуг;
     организацию и проведение местных лотерей;
     риэлтерскую деятельность;
     оказание  услуг в соответствии занятости  граждан негосударственными организациями (при наличии заключения органов Федеральной службы занятости России);
     публичный показ кино- и видеофильмов;
     ветеринарную  деятельность;
     деятельность  по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс России) и автозаправочных станций, в том числе передвижных;
     проектно-изыскательные  работы, связанные с использованием земель;
     организацию спортивного и любительского  лова и добычи ценных видов рыб, водных животных и растений;
     строительство, реконструкцию, ремонт, содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений (кроме федеральных);
     розничную торговлю грузовыми автомобилями и  специальными транспортными средствами, автобусами;
     внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;
     ведение секретного делопроизводства, выполнение мероприятий по мобилизационной  подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     В соответствии с уставными целями и задачами общество обладает следующими правомочиями:
     заниматься  всеми видами деятельности, в том  числе и предпринимательской  деятельностью, не запрещенными законодательством  Российской Федерации, направленными  на удовлетворение потребностей пайщиков;
     учреждать хозяйственные общества, создавать учреждения, иметь структурные подразделения, в том числе представительства, филиалы (перечень прилагается в п.1.10), осуществляющие функции, установленные для них обществом;
     участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;
     осуществлять  предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой оно  создано;
     владеть, пользоваться и распоряжаться своим  имуществом, в том числе денежным средствам, в соответствии с целями и задачами деятельности общества;
     в установленном законом порядке  владеть и пользоваться землей и  другими природными ресурсами;
     осуществлять  внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации;
     создавать фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим уставом;
     распределять  доходы между пайщиками;
     привлекать  заемные средства от пайщиков и других граждан;
     осуществлять  кредитование и авансирование пайщиков в соответствии с положением, утверждаемым советом общества;
     обжаловать  в судебном порядке акты государственных  органов и органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающих права общества;
     по  решению собраний пайщиков добровольно  объединяться в союзы, а так же выходить из них;
     самостоятельно  определять форму оплаты труда, меры социальной защиты работников.
     Общество  имеет право создавать филиалы  и представительства с соблюдением  требований законодательства Российской Федерации.
     Филиалы и представительства общества наделяются основными и оборотными средствами за счет общества и действуют в соответствии с положением о них.
     Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. И имущество  филиалов и представительств учитывается на их отдельном балансе и балансе общества. Решение о создании филиалов и представительств и их ликвидации, решение о назначении руководителя принимаются советом общества.
     Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени общества. Руководители филиалов и представительств действуют на основании доверенности, выданной обществом.
     Взаимоотношения общества с союзами, членам которых  оно является, строятся на основе Закона Российской Федерации «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», настоящего устава, уставов данных союзов.
     Потребительская кооперация в Российской Федерации - это совокупность добровольных обществ  пайщиков, их объединений, действующих  на основании уставов с целью  удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов.
     Пайщиками потребительских  обществ могут быть: граждане, достигшие 16-летнего возраста, крестьянские, фермерские хозяйства, кооперативы и иные предприятия  и организации.
     Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, производственную, посредническую и иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, всемерно содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры, ведет благотворительную деятельность, участвует в международном кооперативном движении.
     Законодательство  о потребительской кооперации состоит  из настоящего Закона, других законов  Российской Федерации и республик  в составе Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Образование, реорганизация и ликвидация потребительского общества по закону «О потребительской кооперации в Российской Федерации» 

     Основные  принципы создания и деятельности потребительского общества:
1. Потребительское  общество создается за счет вступительных и паевых взносов,  осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.
2. Потребительское  общество создается и действует  на основе следующих принципов:
     добровольность  вступления в потребительское общество и выхода из него;
     обязательности  уплаты вступительного и паевого  взносов;
     демократичность управления потребительским обществом (один пайщик – один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);
     взаимопомощи  и обеспечения пайщикам, участвующим  в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической  выгоды;
     ограничения размеров кооперативных выплат;
     доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
     наиболее  широкого привлечения женщин для  участия в органах управления и органах контроля;
     заботы  о повышении культурного уровня пайщиков.
     Порядок образования потребительского общества:
     1. Учредителями потребительского  общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и  (или) юридические лица. Число  учредителей не должно быть  менее пяти граждан и (или)  трех юридических лиц.
     2. Порядок принятия решений об образовании потребительского общества и о вступлении в союз определяется учредителями потребительского общества в соответствии с настоящим Законом.
     3. Решения о создании потребительского  общества и вступлении в союз  принимаются учредительным собранием, которое утверждает список пайщиков, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля:
     совет потребительского общества, его председателя;
     ревизионную комиссию потребительского общества;
     иные  органы управления, предусмотренные  уставом потребительского общества.
     4. Решение учредительного собрания  потребительского общества оформляется  протокол.
     Потребительское общество считается созданным с  момента его государственной регистрации в установленном законодательном порядке.
(в ред.  Федерального закона от 21.03.2002 N31-ФЗ)
     Устав потребительского общества:
     1. В уставе потребительского общества  должны определяться:
     наименование  потребительского общества;
     место его нахождения;
     предмет и цели деятельности потребительского общества;
     порядок вступления пайщиков в потребительское  общество;
     порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок  выдачи паевого взноса и кооперативных  выплат;
     условия о размере вступительных и паевых взносов, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
(в ред.  Федерального закона от 28.04.2000 N 54-ФЗ)
     состав  и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения  по которым принимаются единогласно  или квалифицированным большинством голосов;
     порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом;
     порядок организации и ликвидации потребительского общества;
     сведения  о его филиалах и представительствах;
     иные  сведения.
     2. Уставом потребительского общества  может быть предусмотрено, что  для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества может установить меньший размер паевого взноса, чем для остальных пайщиков.
     Реорганизация потребительского общества:
     Реорганизация потребительского общества (слияние, присоединение, разделение, выделение) осуществляется по решению общего собрания потребительского общества и иными основаниями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
     Преобразование потребительского общества осуществляется по единогласному решению всех пайщиков потребительского общества.
     Ликвидация  потребительского общества осуществляется по решению его общего собрания или  по решению суда в соответствии с  законодательством Российской Федерации.
     При принятии общим собранием потребительского общества решения о ликвидации потребительского общества совет потребительского общества незамедлительно в письменной форме  сообщает об этом органу, осуществляющему  государственную регистрацию юридических лиц.
     Общее собрание потребительского общества или  принявший решение о ликвидации потребительского общества орган назначает  ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и  строки ликвидации потребительского общества.
(в ред.  Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.