На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Периодизация развития международного бизнеса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Полякина  Н. 523гр. 
 

      Семинарское занятие №1
     Задание 2
     1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ  МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
           Р. Робинсон  разделил историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков на четыре эры.
     1. Коммерческая эра  (1500–1850 гг.)
         Начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой XIX в. Робинсон отмечает, что именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был той мощнейшей движущей силой, которая более трехсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Конечно, столь же велики были и риски этого бизнеса, связанные с опасностями далеких морских путешествий (особенно в XVI–XVIII вв.), но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была достаточно мощным стимулом, вовлекавшим в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Более того, вместе и параллельно с ним развивалась достаточно большая сфера, которую на современном языке можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно международного бизнеса — от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и страхование их) до инфраструктур (развитие складского и транспортного хозяйства).
         Вообще говоря, любой вид внутристранового бизнеса так или иначе соприкасается с государственной властью, ее органами и установлениями – это естественно. Идет ли речь о регистрации нового бизнеса, налогах, лицензиях – бизнес так или иначе взаимодействует с государством и его интересами. Однако принципиальное отличие международного бизнеса в этом смысле достаточно очевидно и заключается оно в двух главных обстоятельствах.
         Первое – то жесткое влияние,  которое оказывают взаимоотношения  стран на возможность и эффективность  ведения бизнеса между их фирмами. Эра коммерции дает в этом смысле совершенно уникальные примеры: достаточно вспомнить абсолютную самоизоляцию Японии, начало которой относится примерно к середине XVII в., или пусть не такие крайние, но достаточно показательные в этом смысле запреты и ограничения на работу иностранных купцов в России в допетровские времена.
         Другое, еще более важное обстоятельство  – поддержка, которую правительство  страны оказывает собственным  предпринимателям в их зарубежной  деятельности. Естественно, что тем самым власть решала и собственные международные проблемы, хотя бы отчасти.
        Суммируя все отмеченное выше, можно сказать, что эра коммерции  впервые высветила и поставила  перед предпринимателями развитых  европейских государств следующие  ключевые вопросы международного менеджмента:
     – есть ли экономический смысл переносить предпринимательскую активность и  риски из внутристрановой среды  за рубежи государства и могут  ли соответствующие выгоды и/или  потери быть оценены заранее?
     – от каких основных факторов реально зависит принятие такого рода решений?
     – насколько свободен бизнес в своих  решениях и действиях от политики своего государства, может ли он рассчитывать на его поддержку (или должен учитывать  противодействие)?
     – что следует учитывать, предвидеть и предпринимать, ведя деловые операции на «чужой территории» в интересах обеспечения долговременной прибыльности этих операций и безопасности их ведения?
     2. Эра экспансии  (1850–1914 гг.)
     В указанный период идет окончательное  оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного индустриального развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала XIX в. и последующими достижениями технологического развития.
       Как отмечает Робинсон, именно  эти достижения и массовое индустриальное производство повернули развитые страны от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам зарубежного бизнеса.
     Здесь важно отметить, однако, следующее  обстоятельство. Коренное изменение  характера «полезности» колоний, в  свою очередь, повело к резкому росту  их значимости для индустриального  развития Европы. Значительную часть  своих конкурентных преимуществ развитые европейские страны, и в первую очередь Англия и Франция, черпали именно в дешевом сырье, производимом в их колониях. Но это, в свою очередь, требовало инвестиций уже в развитие колониальной сырьепроизводящей индустрии. Одновременно росла и роль государственного колониального управления: защита колоний от внешней угрозы и сохранение самого колониального режима требовали от метрополий согласованных действий власти и национального бизнеса на территории колонии. Поскольку же в него уже начали вовлекаться массы работников-туземцев, а вывоз в колонии квалифицированной рабочей силы из метрополий был экономически невыгоден, то со всей остротой встали вопросы учета местных культурных особенностей, образования и социальных проблем местного населения. Понятно, что для простого грабежа местного населения и ресурсов ничего такого не требуется, но коль скоро речь идет о развитии местной промышленности и сельского хозяйства с использованием туземной рабочей силы, то колониальные власти и бизнесмены метрополии, ведущие дела в колониях, волей-неволей должны были начинать об этом думать. Именно начинать, поскольку к началу Первой мировой войны (то есть к концу эры экспансии) эти вопросы еще только-только вставали перед наиболее продвинутыми администраторами и предпринимателями в колониях.
     Следует особо остановиться и на той части  развития международного бизнеса, которая  никак не затрагивается в структуре  Робинсона, но исключительно важна. Речь идет об интенсивном развитии внутриевропейского международного бизнеса, также инициированном промышленной революцией и эпохой массового производства. Именно разные темпы развития европейских государств в этот период, различия в обеспеченности природными ресурсами, разный уровень образованности населения и другие факторы того же рода предопределили целесообразность и выгодность того, что лишь с известной долей условности можно назвать международным разделением труда. Скорее, следует различать своего рода страны-производители промышленной продукции и страны-рынки для этой продукции (справедливости ради надо признать, что последние во многих случаях производили дешевую сельскохозяйственную продукцию).
     Если  сегодня достаточно много говорится  по поводу торговых войн между странами, то следует помнить, что уже конец XVIII в., и тем более XIX в., – это эпоха почти непрерывных конфликтов такого рода. Для примера напомним, что именно в итоге такого рода конфликтов Россия добилась режима наибольшего благоприятствования в торговле с ведущими европейскими странами в последнем десятилетии прошлого века (причем переговоры по этим вопросам были очень трудными и велись зачастую — как в случае с Германией — несколько лет). Интересным следствием всего этого стало развитие производственных предприятий и филиалов фирм за рубежом. Развивался и международный финансовый сервис (интересно отметить, что известный банк Credit Lyonnais открыл свой филиал в России еще в 1879 г.), международный транспорт и т. д.
     3. Эра концессий  (1914–1945 гг.)
     Робинсон  отмечает ту важнейшую особенность  исторического периода между двумя войнами, когда качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Вне зависимости от того, идет ли речь о знаменитой United Fruit, бельгийцах в Конго или первых нефтяных концессиях на Среднем Востоке, везде соответствующие компании-концессионеры превращаются в своего рода автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, а нередко и полицейские функции не только для своих работников, но зачастую и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов.
     Особый  интерес в контексте нашего рассмотрения представляет формирование на концессионных  предприятиях значительного слоя туземных менеджеров среднего звена, которых  специально обучали, нередко – на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно росло и национальное самосознание колониальных народов. И местным администрациям, и самим фирмам-концессионерам приходилось так или иначе учитывать эти процессы. Заметим в этой связи, что будущие политические лидеры независимых национальных государств рекрутировались отчасти из тех, кто вначале прошел менеджерскую школу на концессионных предприятиях бывших колоний.
     В отношении международного бизнеса  в неколониальной сфере следует  отметить несколько наиболее характерных моментов. Первый – поражение Германии в Первой мировой войне и естественно последовавший за этим передел мировых рынков. Второй – Великая депрессия 1929–1932 гг.: она со всей остротой поставила вопрос об эффективности международного бизнеса в соотношении с внутристрановым, и интернационализация использования людских ресурсов (столь характерная для эры глобализации) впервые заявила о себе именно в эти годы. Именно тогда отмечены первые массовые появления рабочих из Азии, Африки и Латинской Америки на предприятиях стран Запада. Наконец, возникновение двух мощных тоталитарных режимов (в СССР и Германии) показывало достаточно ясно значительные возможности государственного управления внешнеэкономической деятельностью, но одновременно и все слабости государства как «международного предпринимателя». И дело здесь вовсе не в тоталитарных режимах как таковых (опыт показывает, что в некоторых отношениях они иногда эффективнее традиционных демократий), а просто в том, что государство в принципе – неэффективный собственник и это доказано многократно и на примерах самых разных политических режимов.
     4. Эра национальных  государств (1945–1970 гг.)
     Два главных направления развития международного бизнеса должны привлечь внимание при  анализе этого периода его развития. Это, во-первых, становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический базис и некоторую кадрово- технологическую структуру. С другой же стороны – и все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.
     При всех издержках, а нередко и драматичных  поворотах этого развития именно оно дало первоначальный толчок невиданному  взрывному расширению международного бизнеса: ведь относительно закрытые для внешнеэкономической деятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, активно ищущих рынки сбыта традиционных продуктов своего экспорта и столь же активных реципиентов для любого рода инвестиционных вливаний. Поскольку же активные акции на внешнем рынке требовали сами по себе значительной финансовой поддержки, то этот неадекватный спрос на финансовые услуги резко подтолкнул развитие международных рынков капиталов, появление и развитие ряда новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.
     С другой стороны, наиболее мощные американские корпорации, используя все преимущества доминирующего положения США в послевоенном мире, впервые практически осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу, то есть к качественно новой ступени развития международного бизнеса фирмы, когда весь мир становится, по существу, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов. Уже в 60-е, а особенно в 70-е гг. американских пионеров мультинационального бизнеса догнали, а во многом и перегнали их европейские и в еще большей степени японские соперники. Возникла сложнейшая трехслойная структура международного бизнеса, в рамках которой идет конкурентная борьба фирмы на некоем страновом рынке с местными фирмами, ее же борьба с работающими здесь мультинациональными корпорациями и, наконец, борьба этих последних между собою. Важно отметить, что завоевание рынков товаров и услуг всегда опосредуется и, в свою очередь, опосредует еще более ожесточенную борьбу тех же соперников на международных, региональных и страновых рынках капиталов, технологий, рабочей силы, информации и т. д.
         Начало глобализации международного бизнеса
         Дальнейшее развитие мультинациональности  в международном бизнесе шло,  с чисто внешней точки зрения, просто по пути возрастания  числа МНК, хотя уже в 70-е,  и тем более 80-е гг., здесь  наблюдается интересный качественный  прорыв: в число крупнейших МНК входят фирмы развивающихся стран, причем находящихся на различных ступенях своего развития: Южной Кореи, Филиппин, Индии, Тайваня и т. д. Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило переход международного бизнеса к наиболее высокой (на данный момент) точке его развития — глобализации.
         Речь идет о том, что если  в прошлом МНК решали относительно  простые задачи производства  и дистрибьюции товаров, то  в последние десятилетия они  (точнее — сообщество МНК) стали  решать куда более сложные и глобальные задачи: С. Ронен определяет их как создание и задействование сети мультинационального обслуживания, включающей банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, учреждения здравоохранения и т. д. и опирающейся на глобальную компьютеризацию. В данном случае не имеет значения, к какой стране принадлежит тот или иной элемент сервиса — мультинациональность не потому космополитична, что у нее «нет отечества» (в конце концов Intel все-таки американская фирма, как Sony — японская, а Siemens — немецкая), а потому, что она не может себе позволить (при прочих равных!) заменить эффективность патриотизмом.
         Формируя собственную сеть мультинационального  обслуживания, каждая МНК рассматривает  ее как свою гарантию эффективности бизнеса, а тот факт, что в конечном итоге эти сети сливаются в некую глобальную сеть такого рода, просто увеличивает эффективность системы в целом. Не потому МНК стали в массовом порядке выносить различные производства в менее развитые страны, что они хотели способствовать развитию последних или ими двигали иные социальные мотивы того же рода; не отрицая у лучших из них ярко выраженного мотива социальной ответственности, будем, однако, объективны: все та же погоня за эффективностью — вот главный мотив.
     Новый стиль международного менеджмента 
     Болезненный период нащупывания пути эффективного взаимодействия в бизнесе в паре «бывшая колония–бывшая метрополия» (если, конечно, оно оставалось) в  конце концов привел к пониманию  двух главных истин, которые можно считать естественными основаниями международного бизнеса в эпоху национальных государств и, что называется, на все последующее время.
         Первая из них состояла в  том, что только тщательный  учет взаимных выгод и постоянное  следование соответствующим выводам есть самая верная стратегия для эффективного взаимодействия в тандеме «бывшая колония–бывшая метрополия». Банальность этой истины с точки зрения бизнеса вообще очевидна — она исторически насчитывает ровно столько же тысяч лет, сколько человечество вообще ведет какие-то экономические операции типа обмена. Но новое содержание ей придается уже в эпоху национальных государств следующим обстоятельством: если «туземцы» готовы были в угоду оскорбленному самолюбию жертвовать экономической выгодой или то же самое ради собственных амбиций готовы были делать бывшие владельцы, то и те и другие сразу проигрывали в конкурентной борьбе некой третьей стороне. Ситуационно это могло выглядеть по-разному: в этом смысле покинувшие туземное производство зарубежные специалисты и менеджеры, которых чисто по-человечески не устраивало откровенное хамство новых хозяев или даже угрозы их безопасности, делали это производство изначально неконкурентоспособным; но если то же самое они проделывали, не желая менять стиль и методы своего прежнего управления с учетом новых реалий, то на их место достаточно быстро находились предприниматели и менеджеры из других стран и т. д. И какой бы ни была ситуация, каждый раз виновные наказывались чисто экономически.
         Именно на основе этой первой истины и появляется вторая, которую можно считать реальным основанием возникновения настоящего международного менеджмента в рассматриваемый период: предприниматели и менеджеры из разных стран четко понимают, что серьезный учет культуры и национальных стереотипов поведения туземных партнеров делает их бизнес не только экономически более эффективным в данный момент, но и дает ему интересные перспективы, существенно обогащает его потенциал и в конечном итоге создает, употребляя терминологию М. Портера, конкурентные преимущества существенно более высоких порядков. Этот момент следует отметить особо, но здесь необходима важная оговорка.
         С точки зрения строгой логики  изложения может представляться  явно несвоевременным обсуждение  этого предмета, поскольку мы пока не только не анализируем теорию М. Портера, но даже не дали методологических основ самого международного менеджмента. Но более углубленный взгляд на предмет показывает, что поскольку международный менеджмент органически формируется и развивается как система управления международным бизнесом фирмы, то и все его сущностные черты и характерные особенности суть продолжение тех же черт и особенностей самого бизнеса. Или иначе: в фирменном менеджменте должно быть ровно столько же «международности», сколько в бизнесе фирмы.
     5. Эра глобализации (начиная  с 70-х гг. ХХ  в.)
     Этот  период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности  проходит под знаком революционных  технологических изменений, вслед  за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественно новый уровень, и понятно, что первые и самые главные плоды этого процесса пожали и пожинают промышленно развитые страны. К сожалению, во многих случаях разрыв между ними и более отсталыми странами увеличивается и соответственно растет напряженность в отношениях. Не выдержав научно-технического соревнования с развитыми странами, рухнула мировая коммунистическая система, а единственный ее оставшийся крупный бастион - Китай - выжил и развивается только потому, что это обеспечивает симбиоз рынка и социализма при мощной поддержке Запада и Японии, которым коммунистический режим гарантирует стабильность и безопасность их инвестиций и доходов. Что же касается остального коммунистического сообщества, то оно (за самым малым исключением) дружно вышло в сферу свободного (а значит, и международного) рынка, увеличив территорию свободного международного бизнеса на 15–20 % и население, им охватываемое, почти на 300 млн чел.    Реальная глобализация в конечном итоге характеризуется тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса. 

     2. Значение Великих географических открытий в истории человечества огромно.
     Они ознаменовали новую эру в географическом исследовании Земли, дали толчок к
     развитию  многих областей естествознания, способствовали интенсификации мировой
     торговли  и развитию международного бизнеса  в период коммерческой эры.
     3. Промышленность европейских стран в период коммерческой эры получила толчок для развития: от судостроения и металлообработки до переработки заморского сырья. Разумеется, все это в значительно большей мере касалось таких передовых в смысле развития международного бизнеса стран, как Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция, но в той или иной мере затронуло практически все европейские страны.
     Международный бизнес во второй (по Робинсону) эре  своего развития очень точно нащупал  все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней:
     – использование более эффективных  ресурсов (сырьевых, природных, энергетических);
     – расширение рынков сбыта;
     – новые поля приложения свободных  финансовых ресурсов;
     – использование выгодных возможностей местного законодательства (налогового, таможенного и т. д.).
     Концессионная эра подготовила почву для  самоопределения колониальных и  полуколониальных стран в экономическом  плане, а Вторая мировая война  дала мощный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и в известном смысле к глобализации бизнеса в целом.
     «Эра национальных государств», дав мощный толчок развитию международного бизнеса и сделав его сферой весь мир, в котором перестали существовать закрытые системы типа «метрополия—колония», одновременно впервые поставила вопрос о том, что международный бизнес вышел на качественно новый уровень развития и в этом своем новом качестве он нуждается в столь же качественно новой системе управления.
         Чем шире оперирует бизнес  по всему миру, тем все более  и более прежняя формула «управление  зарубежными операциями», или «управление внешнеэкономической деятельностью», становится неадекватной требованиям глобальной эффективности фирменного бизнеса и должна быть заменена формулой «международный менеджмент». А тот факт, что самыми первыми это поняли мультинациональные корпорации, очень естественно вытекает из обсуждавшихся ранее двух истин эры национальных государств: ведь именно МНК первыми вышли на самый высокий уровень международности и по глубине вовлеченности, и по культурному фактору по той простой причине, что глобальная эффективность фирмы (а она и есть их главная цель) требует абсолютной свободы выбора форм деятельности в любой стране (первый фактор) и столь же абсолютной свободы выбора самой страны (второй фактор).
     Эра глобализации в итоге привела  к тому, что сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем.  

4. Таблица 1 – Развитие  внешнеторговых связей  России
Исторический  этап страны импорт страны экспорт
Коммерческая  эра (1500–1850 гг.) Польша Китай
Голландия
Сукна  шелка
 краски
 вина
 сахар
 предметы  роскоши.
Россия Лен пенька
лес
кожа 
Эра экспансии (1850–1914 гг.) Китай Германия
Шелка  краски
 вина
Россия Металл
Эра концессий (1914–1945 гг.) Германия Англия
Франция
Сахар Вина
Кофе
Россия Металл  Нефть
Газ
Древесина
Эра национальных государств (1945–1970 гг.) Англия Германия
Китай
Сахар Кофе
Фрукты
Изделия легкой промышленности
Россия Нефть Зерно
Эра глобализации (начиная  с 70-х гг. ХХ в.) Германия  США
Япония
Англия
Корея
Автомобили Бытовая техника
Сахар
Россия Нефть Газ
Древесина
Металл
Драгоценные камни

 
 
     5. Россия от расширения внешнеэкономических связей получила возможность для развития партнерских отношений с другими странами, для более эффективного импортирования и экспортирования товаров и в целом для устойчивого экономического развития.
     6. Россия проводит многовекторную внешнюю политику. Она поддерживает дипломатические отношения с 178 странами, имеет 140 посольств. Таким образом, можно говорить о высоком уровне развития внешнеэкономических связей РФ на современном этапе. 
 

Преимущества  и недостатки, получаемые странами от процесса глобализации
преимущества недостатки
страны с высоким  уровнем развития
Усиление  роли транснациональных компаний Растёт число  и размер слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, которые сопровождаются радикальной реструктуризацией и уменьшением количества занятой рабочей силы
Либерализация торговли и другие формы экономической  либерализации, вызвавшие ограничение  политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной  
страны  с переходной экономикой
Возрастание эффекта конкуренции Растущее расслоение по доходам
Глобализация  может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовой технологии, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе. Фактически  основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях.
развивающиеся страны
Возрастание эффекта конкуренции Растущее расслоение по доходам 
   
Быстроразвивающиеся страны входят в круг богатых государств Бедные страны все больше отстают от богатых государств.
Преимущества  глобализации связаны также с  выигрышем от торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны, в качестве которых могут выступать  отдельные лица, фирмы и другие организации, страны, торговые союзы и даже целые континенты. Тенденции формирования глобализованных "однородных" средств  массовой информации, искусства, попкультуры, повсеместного использования английского  языка в качестве всеобщего средства общения.

 
Практическое  задание № 1 

Задание 1
Таблица 1 – Основные формы правления
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.