На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тенденция развития конкуренции в Республике Казахстане

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
                                                                                                                
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ………………………………….3                                                                
1.1 Условия возникновения конкуренции…………………………………………5                                                             
1.2 Виды и типы  конкуренции…………………………………………………….10 

2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
……………………………………………………………………………………….26                                          
2.1 Законодательная основа конкуренции в РК…………………………………..26
2.2 Антимонопольная  политика в РК……………………………………………..29 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36                                                                         

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………38                                                                                     
  
 

 

Введение 

     Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
     Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Иными словами конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция есть динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Это так называемый элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
      В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
      Именно  это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение  побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю, право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
      В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.
     Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны. Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:
     >она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
     >она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
     >в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
     К числу негативных сторон можно отнести:
     >придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
     >ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
     >ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.
     В данной работе раскрыто общее понятие конкуренции; монополистической конкуренции, совершенной конкуренции,  чистой конкуренции, монополии и олигополии.
    Цель  данной работы определить содержание наиболее острых и важных проблем развития конкуренции и ее видов, а также значимость конкуренции в Казахстане, а также всестороннего анализа конкурентоспособности нашей страны.
    Задачами  данной курсовой работы являются:
    ¦ определить теоретические основы конкуренции;
    ¦ рассмотреть сущность конкуренции;
    ¦ дать общую характеристику монополистической и чистой конкуренции;
       ¦ показать различие олигополии и монополии на рынке;
       ¦ рассмотреть конкуренцию на примере Казахстана;
    ¦ дать оценку конкурентоспособности нашей страны; 
     Несомненно, что рыночная конкуренция в Казахстане не только весьма интенсивна, но и с каждым годом обостряется. Компания должна постоянно сравнивать свои товары, цены, каналы распределения, мероприятия по продвижению и рекламные компании с продукцией и маркетинговой политикой конкурентов и определять свои конкурентные преимущества и недостатки. По уровню конкурентной среды можно судить о привлекательности того или иного товарного рынка либо для потенциальных инвесторов, либо для новых хозяйствующих субъектов. Таким образом, оценка конкурентной среды является одним из важнейших процессов развития рыночных отношений в Казахстане. 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Условия возникновения конкуренции 

     Самостоятельность, независимость, экономическая свобода  субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции – основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование – конкуренция [20, с. 91-92].
     Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. [19, с. 110].
     Конкуренция создает механизм стимулирования, который  называется механизмом кнута и пряника. Общество дразнит предпринимателя  прибылью. Идет борьба между рабочими и предпринимателями в том, что  предприниматели стремятся сохранить себя как предпринимателей, а рабочие стремятся их вытеснить и самому стать предпринимателями. В поведение каждого борца есть две составляющие или противоположные стороны:
     1) борец старается максимально  эффективно использовать ресурсы, чтобы победить;
     2) действия борца, которыми он  старается не допустить соперника  до финиша или оттеснить конкурента. Первая составляющая - положительная  сторона, вторая - отрицательная.  Эти стороны есть в каждом  виде конкуренции, но доля их  различна. Можно обнаружить их  взаимопревращение [22, с. 41].
     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить? Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса. [27, с. 6].
     Конкуренция есть соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
     Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса. [2, с. 179].
     Известный специалист в области исследования конкуренции профессор М. Портер (кстати, нигде не давая самого определения этой категории) пишет: «В любой отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами:
     1) угрозой появления новых конкурентов;
     2) угрозой появления товаров или  услуг-заменителей;
     3) способностью поставщиков комплектующих  изделий и т. д. торговаться;
     4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой» (рис. 8.1) [14, с. 179].
       
 
 
 

                                  < v
       
                                                                            
      > < 

                                        ^>
                                        
 
 
 

Рис. 8.1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)
Источник: [14, с. 179].
     Конкуренция как экономический процесс может  быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
     • формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
     • организация производства, снабжение  его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
     • создание конкурентоспособной продукции;
     • сбыт продукции, включающий меры по определению  объемов, времени
и места  ее реализации;
     • создание за счет прибыли инвестиционного  фонда и его использование
для расширения производства [16, с. 149-150].
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство, в условиях которого конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства [2, с. 123].
     Необходимо  иметь в виду, что при организации  конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовестной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. К числу наиболее распространенных актов дискредитации относятся:
• распространение  ложных или неточных сведений о конкуренте;
• доведение  до потребителя искаженной информации о характере,
• способе, месте изготовления товара и его качестве;
• незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;
• реклама  товара, не отвечающего требованиям  качества;
• использование  некорректных сравнений, порочащих  товары конкурентов;
• самовольное  использование или разглашение  конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующей товары. [16, с. 150].
     В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция приобретает разрушающий характер. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников, в которых фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы [2, с. 123].
     При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель [27, с. 7].
     Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель  должен производить именно то, что  предпочитает потребитель. Это значит, что факторы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом. Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов обеспечивает получение прибыли. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка [20, с. 92].
     Конкуренция способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют  настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов [27, с. 8].
          Место и роль конкуренции в рыночной системе. Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.
     Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.
     В промышленно развитых странах, где  рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
     В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т.д. [18, с. 31].
     Поведение товаропроизводителей предопределяется отношениями, которые складываются на рынке в зависимости от степени  конкурентности. Под конкурентностью понимается способность отдельной фирмы оказывать воздействие на рынок товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли влиять на рынок реализуемого ею товара, тем будет выше конкурентность такого рынка. Когда ни одна фирма отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию, рынок считается совершенно конкурентным [13, с. 80]. 

       

     
       
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема – 1 Методы конкурентной борьбы на рынке  [24, с. 37].
     Эффективность конкурентного рынка определяется следующими факторами:
          >наличие или отсутствие возможностей для снижения издержек производства;
    >применение более совершенных технологий;
    >улучшение качества работ, товаров и услуг;
    >конкурентоспособность товаров и услуг.
     Конкурентный рынок является тем стержнем, без которого новые возможности экономики остаются неиспользованными. В условиях конкуренции продавцы ищут новые способы производства товаров и пути улучшения их качества, применяют более прогрессивные технологии. В этом плане конкурентный рынок выступает как принудительная экономическая сила развития и совершенствования производства [2, с. 125]. 

          1.2. Виды и типы конкуренции  

          Межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция
     По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и  неценовую. Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта [27, с. 10].
     Ценовая конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями за потребителя  путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения  их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстро-портящейся сельскохозяйственной продукции.
     Неценовая конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению  качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование в своеобразной форме, получившей название «лидерства в ценах», о чем более детально речь пойдет в другой теме. Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей. [23, 7глава].
     Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между предпринимателями, выпускающими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественная стоимость товаров, устанавливающаяся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, называется рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывают влияние спрос и предложение товаров. Если спрос больше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости, а если предложение больше спроса, то ниже. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели. [2, с.123].
     Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Поэтому в эпоху свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньшую прибыль, стремились вкладывать свои капиталы в отрасли, где прибыль была более высокой. Если это происходило, то предложение товаров в менее прибыльных отраслях уменьшалось, а в более прибыльных — увеличивалось и рыночные цены на товары, изготовленные в отраслях, куда переливались новые капиталы, снижалась, а в отраслях, откуда происходил отток капиталов, — росли и становились выше рыночной стоимости. Когда количество прибылей в разных отраслях выравнивается, переливание капиталов прекращается, устанавливается единая общая норма прибыли, и в каждой отрасли на равный капитал будет получена равная средняя прибыль. Эта прибыль является элементом средних рыночных цен, или цен производства. Итак, вследствие межотраслевой конкуренции единая рыночная, или общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены. В современных условиях основная часть межотраслевого переливания капитала происходит в рамках многоотраслевых концернов и конгломератов. [23, 7глава].
     Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой нормой. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Она зависит от уровня средней нормы прибыли и величины авансированного капитала. Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы прибыли на величину авансированного капитала:
     р = р'-К9
где ~р — средняя прибыль; р — средняя норма прибыли; К— авансированный капитал [2, с. 179]. 

Таблица 1 - Внутриотраслевая и межотраслевая  конкуренция
Признаки Внутриотраслевая конкуренция
Межотраслевая конкуренция
Субъекты Предприятия одной отрасли
Предприятия разных отраслей
Объекты Лучшие условия производства  и сбыта
Сферы наиболее прибыльного вложения капитала
Предпосылки Различие индивидуальной
стоимости однородных товаров
Различие нормы  прибыли в отраслях экономики
Результат Рыночная цена и рыночная стоимость на однородные  товары
Средняя прибыль  и цена производства
Источник: [12,с.32-33]

 
     Совершенная конкуренция
     Характер взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Рыночная структура — это определенный тип строения отраслевого рынка с присущими ему проявлениями таких ключевых характеристик, предопределяющих поведение участников рынка и параметры равновесия, как: количество рыночных агентов (продавцов и покупателей), их информированность и мобильность, тип выпускаемой продукции, условия вхождения на рынок и ухода с него [1, с. 123].
     По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка:

Рис. 1 - Виды конкуренции [19, с. 111]. 

     Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей с равными возможностями и правами. При этом влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь [1, с. 123].
     Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продаю идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену [19, с. 111].
     В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такой тип  организации рынка, при котором исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Она представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур. [8, с. 93].
     Совершенная, или свободная, конкуренция была типична для экономики развитых стран до середины XIX в. Во второй половине XIX — начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. Она, в отличие от совершенной, ограничена влиянием монополий и государства [2,с. 124]. 
      При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж, что имеет место в условиях олигополии. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. [7, гл. 7,с. 145].
     Основные  характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
     1) на рынке большое количество  покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
     2) тождественная, стандартизированная  продукция, товары однородны с  точки зрения потребностей покупателей  и, соответственно, продавцов; 
     3) свободный доступ к рынкам  новых продавцов и возможность  такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
     4) наличие полной и доступной  информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке. [19, с. 111-112].
     Все перечисленные выше признаки совершенной  конкуренции обуславливают тот  факт, что фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке, никоим образом не может повлиять на цену своей продукции. Она принимает цену как заданную извне, самим рынком, на котором эта цена формируется под воздействием рыночных спроса и предложения. Следовательно, совершенно конкурентная фирма не в состоянии сама устанавливать цену на свою продукцию. Именно поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы это горизонтальная линия, проходящая на уровне заданной рынком цены. Такая конфигурация кривой спроса означает, что цена, по которой продаёт каждую единицу продукции идеально конкурентная фирма, абсолютно не зависит от того, сколько продукции произведёт и доставит на рынок каждая фирма; вся продукция будет выкуплена потребителями по одной цене [7, гл. 7,с. 146].
     На  чисто(совершенно) конкурентном рынке ни один производитель не способен предложить цену выше, чем другие производители. Так как продукция абсолютно однородна, хорошо информированные покупатели всегда предпочтут иметь дело с теми продавцами, которые предложат наиболее низкие цены. Продавцы, в свою очередь, знают, что информация об уровне цен известна всем заинтересованным лицам. Поэтому продавцы не станут пытаться установить более высокие цены, так как их клиенты просто уйдут к другим продавцам.
     Позитивные  явления совершенной конкуренции:
    снижение издержек;
    быстрое внедрение НТП;
    гибкое приспособление к спросу;
    высокое качество продукции;
    препятствует завышению цен.
     Негативные  явления совершенной конкуренции:
    разорение многих субъектов рыночной экономики;
    анархия и кризис производства;
    чрезмерная эксплуатация ресурсов;
    неблагоприятное влияние на экологию. [27, с. 13].
     О рынке совершенной конкуренции можно говорить лишь как о научной абстракции, позволяющей более четко раскрыть ничем не ограниченное действие законов рынка. Тем не менее при всей своей абстрактности концепция совершенной конкуренции играет в экономической науке важную роль.
     Во-первых, существуют отрасли, которые действуют в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. Например, сельское хозяйство наиболее соответствует данному типу рынка, чем любой другой рыночной структуре. Поэтому модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих однородную продукцию.
     Во-вторых, являясь простейшей рыночной ситуацией, совершенная конкуренция дает исходный образец, или стандарт, для сравнения с другими типами рынков и оценки эффективности реальных экономических процессов [1, с. 124].
     Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она  не учитывает в полной мере широкий "диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства [9, с. 223].
     
     График-1 Конфигурация рынка совершенной конкуренции [12, с.247]. 

     Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:
     ?монополия – власть одного продавца (монопсония – власть одного покупателя);
     ?олигополия – власть нескольких крупных фирм (олигопсония – власть нескольких крупных покупателей);
     ?монополистическая конкуренция – соревнования между разными по силе и влиянию продавцами [18, с. 32].
     Несовершенная конкуренция отличается наличием определенной монопольной власти. Возникновению ее способствуют юридические и естественные барьеры входа в отрасль. В зависимости от степени прочности этих барьеров возникает либо чистая монополия, либо монополистическая конкуренция, либо олигополия[24, с. 36].
     Сокращение количества рыночных субъектов приводит к возможности отслеживания поведения конкурентов и к реальности различного рода соглашений между ними. Такого рода соглашения могут касаться совместной ценовой политики или раздела рынков. Контроль над ценами может быть обеспечен за счет сговора этих фирм между собой с целью поддержания определенного уровня цен в течение оговоренного срока. Подобные действия, безусловно, противоречат условиям свободной конкуренции и ущемляют интересы покупателей.
     Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции. Такие рынки неоднородны и разделяются на три типа: рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции. [1, с. 142].
     Таблица 2 - Характерные черты типов конкуренции 

Характерная черта
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция 
Монополистическая конкуренция
Олигополия  Монополия (чистая)
Число фирм Очень много Много мелких фирм Несколько (3-5 фирм)
Одна
Тип продукта Стандарти- зированный
Дифференцированный Стандартизированный или Дифференцированный Уникальный, нет
заменителей
Контроль  над ценой  Отсутствует Некоторый, но в узких рамках
Ограниченный  взаимной зависимостью, значителен при  сговоре Значительный, фирма сама устанавливает рыночную  цену
Условия вхождения в отрасль Очень легкие, нет  препятствий Сравнительно  легкие Существенные  препятствия Нет вхождения
Пример  отраслей Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, аптеки, рестораны Производство  стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др. Местные предприятия  коммунального хозяйства
Источник: [19,с.112]

 
      Монополия тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Под монополией понимается и сам продавец. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара. Чистая монополия в реальной жизни встречается довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых. Так, например, в маленьком городе может быть только один-единственный дантист, и в силу этого он становится монополистом. [7,гл. 9,с.186].
     Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: под монополией понимают, во–первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во–вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке [27,с. 16]. 
     Из всех рынков несовершенной конкуренции (монополии, олигополии и монополистической конкуренции) наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «отрасль» и «фирма» совпадают.
     Чистой монополией называют единственного в отрасли продавца товара, не имеющего заменителей. Действительно, монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких товаров-заменителей, выпускаемый продукт уникален. В этих условиях монополист обладает реальной властью с точки зрения реализации продукта, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара [27,с. 16]. 
     Цель  монополии — получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
     Основные  черты чистой монополии:
     1) единственный продавец-производитель;
     2) товарная дифференциация отсутствует,  отсутствие товаров-заменителей;
     3) продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;
     4) очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий.  По сути дела, вход оказывается  заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями [19,с. 115-116]. 
     Различают несколько видов монополии.
     Закрытая  монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
     Естественная  монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
     Открытая  монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий [8,с. 100].  
     Государственная (легальная) монополия – исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водки (водочная монополия) и т.п.
     Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом.
     Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;
     Случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно закрепляется. [20,с. 96] 
     Примером монополии могут служить отрасли естественной монополии — такие отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере. Например, если в сфере производства электроэнергии, газа и водоснабжения одно крупное предприятие обслуживает регион, то это предприятие — естественная монополия. Все прочие отрасли, не относящиеся к естественной монополии, в случае монополизации получают название предпринимательской монополии. Монополия может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение, ноу-хау и т.п. [1,с. 148] 
     В современных условиях получить монопольную власть можно не столько путем достижения определенных размеров производства, сколько благодаря обладанию уникальной технологией, недоступной мелкому и среднему бизнесу.
     Монопольная власть достигается не только естественным путем, благодаря особому монопольному положению производителя и продавца, но и искусственно — может быть предоставлена государственными, местными органами власти. Многие западные экономисты считают государство важнейшим источником монопольной власти. [2,с. 126].  
     Монополия это, по сути, захват рынка одним производителем. Если монополия охватывает весь рынок, то есть 100%, то конкуренция исчезает, если только отрасль или отдельный рынок, то она сохраняется. Монополия создает препятствия для конкурентов. Монополия обладает различными патентами, лицензиями на производство и никто другой не имеет права производить тот же товар, что и она. Монополия контролирует источники сырья, применяет приемы нечестной борьбы [22,с. 42].  
        Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин "олигополия" применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
      На  олигополистическом рынке конкурируют  между собой несколько крупных  фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация – на рынках потребительских товаров (автомобили) [26,с. 12].  
     Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородны (сталь, алюминий, цемент), так и дифференцированы (автомобили, сигареты, холодильники и т.д.). Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба (выше говорилось о том, что существуют отрасли, где экономия от масштаба существует даже при очень крупных размерах предприятия, например, в автомобильной или сталелитейной промышленности). Вступление в отрасль может быть существенно ограничено путем выдачи лицензий (например, чтобы заниматься оптовой торговлей медицинскими препаратами в Москве, фирма должна иметь в штате фармацевта с высшим образованием, площадь под склад более 100 м2 и т.д., что ограничивает вступление в эту сферу деятельности мелких фирм).
     Патентование изобретений также служит определенным барьером для конкурентов. Патент защищает интеллектуальную собственность патентообладателя и не позволяет конкурентам копировать изобретение в течение длительного срока (так, в США — в течение 17 лет). [1,с. 152].  
      Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них   необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. т стали, и т.д. [26,с. 12].  
     Олигополии присущи следующие черты:
     ¦ наличие нескольких фирм, незначительное число производителей;
          ¦ контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре
          ¦ наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль (прежде всего — эффект масштаба, патенты, владение сырьем);
          ¦ взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;
          ¦ неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании цен [2,с. 192]. 
      Суть проблемы олигополии сводится к взаимозависимости фирм: принимая решения, каждый участник должен учитывать возможную реакцию конкурентов. Олигополия при различной силе конкуренции может давать результат, сравнимый с ситуаций «чистой» монополии, результат, близкий равновесию в условиях совершенной конкуренции и, естественно, все промежуточные варианты [5,с. 255].  
     Существуют  два вида олигополии. Первый вид  предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары. Второй — когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары. Однако и в том и в другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что по крайней мере некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и, принимая то или иное решение, обязана считаться с этим обстоятельством [12,с. 265].   
 
 
 
 
 
 

 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 2 -  Основные принципы построения олигополистической формы рыночной власти [11,с. 64].
 
      Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от флуктуаций спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами - олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае флуктуаций спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо [26,с. 14].
     Рынком  монополистической конкуренции  называют такой тип рынка, на котором большое число производителей предлагает многим покупателям определенный вид продукции, поэтому на каждого из них приходится незначительная доля отраслевого предложения. Рынок открыт для всех желающих участвовать в сделках и все субъекты полностью информированы относительно условий сделок и качества товаров. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции на данном рынке обращается гетерогенное благо. Например, на рынке мыла предлагается множество его разновидностей; также обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий [6,с. 147].
     Основные  характеристики монополистической конкуренции:
     1) относительно большое число некрупных  (мелких) фирм;
     2) эти фирмы производят разнообразную  продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
     3) сохраняются возможности относительно  легкого вступления в отрасль  новых производителей. Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство. [19,с. 114].
     Монополистическая конкуренция охватывает не всех производителей, а только относительно большое число  небольших производителей. Под относительно большим числом понимают от 25 до 70 (Макконел и Брю). Монополистическую конкуренцию характеризует: 1) каждая фирма обладает сравнительно небольшой долей всего рынка, следовательно, ее контроль над ценами ограничен, 2) сравнительно большое число фирм не позволяет согласовывать действия, 3) в отрасли нет взаимозависимости между фирмами [22,с.42].
     Рисунок 3 - Классификация основных рыночных структур [9,с. 224]. 
 

     Монополистическая конкуренция имеет сходство с  совершенной (чистой)
конкуренцией. Для обеих структур рынка характерны большое количество фирм, свободный вход и выход их из отрасли. Но в отличие от совершенной монополистическая конкуренция имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, они (фирмы) имеют определенную степень контроля над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз [21,с. 114].
     В условиях монополистической конкуренции  нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик. Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты [9,с.232].
     В условиях монополистической формы  хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли [16,с.159].
     Внешне  монополистическая конкуренция  схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной  власти ведет к тому, что производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства [20,с. 99].
       На монополистически конкурентном рынке фирмы производят продукты, сходные с продуктами других фирм, но не являющиеся полными (совершенными) заменителями.
     Монополистическая конкуренция — самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная (схема 3).
     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.