На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная территория Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 
 
 
 
 
 
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
 
Тема:
«Государственная территория Российской Федерации»
    ВЫПОЛНИЛ:
Студент(ка) _1___курса ЮБ-ЗС-02-11-077шифр (группа)
Газинский Максим Александрович
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
доцент кафедры ТиИГиП
Шарова Татьяна Владимировна
Работа допущена к защите    ____________________   ___________
                                                                                      ( подпись руководителя)                        (дата)      
Признать, что работа
выполнена и защищена с оценкой___________   _______________        ______
                                                                                      (прописью)        (подпись руководителя)     (дата)      
 
 
ЧИТА
2012
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……....3
ГЛАВА 1              Территория и государственная территория.................................5
1.1      Состав государственной территории……………………….……6
1.2      Территориальное верховенство, правовые основания и способы изменения государственной территории……………………....11
ГЛАВА 2              Государственная граница…………………………………….....16
                  2.1              Понятие и виды государственной границы, установление государственной границы…………………………………………………….....16
                    2.2              Режим государственной границы………………………… …....18
ГЛАВА 3              Государственная территория Российской Федерации
     3.1 Географическое положение России……..……………………..…20
              3.2 Административно-территориальное деление и границы                     России………………………………………………..……………………….…..22
                   3.3 Влияние географического положения, климата и размеров территории на особенности природы и хозяйство страны с учётом климата……………………………………….……………………….……….…27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…31
СПИСОК ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………….…32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы: территория государства объективно представляет пространственные пределы осуществления государственной власти. Отсюда не просто уместно, но единственно верно говорить о территориальном императиве как многоаспектном постоянно действующем факторе становления и развития государства. Именно понятие "территория" наравне с понятиями "государственная власть" и "народ" в своем единстве образуют формулу_существования_государства.
          Степень изученности темы: сейчас в эпоху становления правового государства особого изучения и осмысления требуют такие институты, как территориальное верховенство государства, режим государственных границ, принципы_международного_права_и_др.
          Методологическая_основа: следует учитывать, что в процессе изучения всего курса правоведения и темы, касающейся государственной территории, в частности, используются такие методы исследования, как анализ и синтез явлений, статистический, системный, сравнительный, научно-практический с использованием судебной практики.
Теоретическая база: при написании курсовой работы автором использованы труды многих ведущих исследователей, в частности, Клименко Б.М., Пушмина Э.А., Левина Д.Б., Бабурина С.Н. и др.
          Цель курсовой работы: целью работы является аналитический обзор и изучение одного из наиболее важного института государственного права - территория государства.
          Научно-теоретическое значение: современное состояние указанной проблемы является многоаспектным и определяется комплексом экономико-правовых, статистических и аналитических исследований как теоретического, так и практического материала. Научно-обоснованное достижение целей работы требует анализа многих смежных дисциплин, повышая тем самым базовые знания и опыт автора курсовой работы.
 
ГЛАВА 1 Территория и государственная территория
1.1. Состав государственной территории
          Под территорией понимается часть земного шара, подвластная государству_или_союзу_государств.
          Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии_со_своими_интересами.
          Ст. 67 Конституции РФ, раскрывая понятие территории РФ, перечисляет ее составные части: территорию субъектов федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними.       Права России распространены также на континентальный шельф и экономическую_зону_России.
         Приведенные положения составляют юридический стержень универсального понятия территория. В данном контексте территория представляется не только как пространственный предел функционирования общества и некая основа социального организма, а как политическое пространство, пределы осуществления власти внутри страны и пределы, вне которых_государство_выступает_как_внешняя_сила.
          Территория - один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти[1].
          Государственная территория существует в пределах, определенных государственными границами, роль которых обусловливается тем, что они обозначают пространственный предел государственной власти.
Территорию государства составляют сухопутные пространства, национальные воды, земные недра, территориальные воды (территориальное море) и лежащие над сушей и национальными и территориальными водами воздушные_пространства.
          Принадлежащие государству сухопутные пространства могут состоять из отдельного сухопутного массива, части земного континента или из частей суши, разделенных территорией другого либо других государств. Независимо от расположения отдельные части сухопутного пространства относятся к нераздельной территории данного государства. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие данному государству, расположенные в открытом море острова. Сухопутная территория государства может состоять только из островных владений.
В состав государственной территории ряда стран (России, США, Канады, Норвегии и Дании) входят, в частности, все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государствам Арктике. Полярные сектора включают пространства в пределах линий, проведенных от Северного полюса до северных сухопутных границ данного государства. Границы полярного сектора Российской Федерации - это все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в Северном Ледовитом океане, между побережьем Российской Федерации и меридианами 32°4'45" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы от Гринвича, составляют территорию РФ. Исключение - земли и острова, признанные иностранными территория по состоянию на 15 апреля 1926 г., т.е. восточные острова Шпицбергенского архипелага.
В состав водных пространств входят внутренние (национальные) воды и
воды морского пояса, примыкающие к морскому побережью государства и называемые территориальными водами или территориальным морем.
          К внутренним (национальным) водам относятся находящиеся в пределах сухопутной территории данного государства моря, озера, каналы и реки, а также моря, ограниченные со всех сторон сухопутной территорией данного государства, не соединяющиеся проливом с другими морями или океаном.
          Внутренними водами государства являются воды его морских портов и при определенных условиях - морские бухты, губы и лиманы, берега которых принадлежат данному государству.
Так, к внутренним водам РФ относятся:
     а) воды портов, ограниченные со стороны моря линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;
   б) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ - до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуются один или несколько входов в залив, бухту и т.п., если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; в) воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих РФ. К таким заливам относятся, в частности, принадлежащие Российской Федерации Рижский залив и залив Петра Великого_на_Дальнем_Востоке.
          Внутренние (национальные) воды находятся под исключительной властью соответствующего государства. Оно устанавливает их правовой режим, регулирует в своем законодательстве пользование ими, устанавливает условия судоходства, рыболовства и иных промыслов.
По общему правилу, судоходство и промысел во внутренних водах разрешается осуществлять лишь гражданам и национальным организациям данного_государства[2].
          Однако государство на определенных условиях может разрешать иностранным судам плавание по внутренним водам в целях захода в морские порты, открытые для заграничных сношений и расположенные в устьях или вверх по течению национальных рек. Государство может в порядке
исключения разрешить в соответствии с международным соглашением отдельные рейсы иностранных судов по своим внутренним водам.
Воды рек, озер и каналов, по которым проходит линия государственной границы между двумя государствами, составляют часть государственной территории каждого из них - от линии границы до принадлежащего ему берега. Государство осуществляет исключительную власть в пределах своих пограничных вод и устанавливает во внутреннем законодательстве их правовой режим. Что же касается условий судоходства, промысла и эксплуатации таких вод, а также захода судов в воды сопредельного государства, то эти вопросы, как правило, регулируются международными соглашениями сопредельных государств. Обычно к пользованию пограничными водами допускаются лишь организацией граждане сопредельных_государств.
          В состав государственной территории стран, имеющих морское побережье, входит пояс морских вод, простирающийся за пределы сухопутной территории и внутренних вод на расстояние 12 морских миль. Это -территориальные воды, или территориальное море. Соответствующий морской пояс существует и вокруг островных владений государства. Территориальные воды составляют неотъемлемую часть территории прибрежного государства и подчиняются его суверенитету.
Хотя территориальные воды являются частью территории государства, их режим несколько отличается от режима других ее частей, в частности, от режима внутренних вод. В интересах развития экономического сотрудничества и международного судоходства государства на добровольной, взаимной и равноправной основе согласились признать право мирного прохода иностранных невоенных судов через свои территориальные воды.
          Территорию государства составляют также недра земли, расположенные под поверхностью сухопутных пространств и дном водных пространств и простирающиеся на технически доступную глубину. Недра земли находятся под исключительным суверенитетом данного государства, которое в своем внутреннем законодательстве регулирует условия разведки и эксплуатации естественных богатств земных недр, условия прокладки в недрах земли и эксплуатации различных кабельных линий, трубопроводного транспорта и т.п. Естественные богатства земных недр - важнейшее достояние народов, проживающих на данной территории.
Федеральный закон о недрах от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
          Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега[3]. Обычно шельф бывает богат запасами нефти и других неживых, а также живых ресурсов. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе регулируется Федеральным законом о континентальном шельфе Российской Федерации от 30 ноября 1996 г. Интересы субъектов Федераций в эксплуатации ресурсов континентального шельфа учитываются в соответствии с их вкладом в разведку и разработку этих_ресурсов.
          Составной частью государственной территории является воздушное пространство, расположенное над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Оно находится под полным и исключительным суверенитетом государства, которое во внутреннем
законодательстве устанавливает правовой режим своего воздушного пространства. Государство вправе, в частности, запретить любым иностранным воздушным аппаратам доступ в свое воздушное пространство.
В соответствии с положениями современного международного права, подтверждаемыми общепринятой практикой государств, иностранные воздушные аппараты любого рода не могут претендовать на какое-либо право "мирного пролета" через воздушное пространство над территориальными водами государства. Любые такие полеты возможны лишь с предварительного специального разрешения данного государства, если иное не предусмотрено международными соглашениями, в которых оно участвует.
 
1.2. Территориальное верховенство, правовые основания и способы изменения государственной территории
          Территориальное верховенство - верховенство государства в пределах своей территории - означает полноту государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) над населением, исключающую возможность деятельности в пределах территории государства_всякой_иной_публичной_власти.
          Территориальное верховенство государства выражается в том, что только оно может предписывать обязательные для всех находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения и нормы, т.е. создавать внутригосударственное (национальное) право. Лишь воля суверенного государства, выраженная государственной властью в форме закона,_становится_правом[4].
          Верховенство государства на своей территории выражается и в том, что в его руках концентрируются вся принудительная власть и все средства властного принуждения. Властное принуждение может применяться либо органом государства от лица последнего, либо непосредственно на то уполномоченной государством иной организацией, правомочия и само существование которой зависят исключительно от воли государства. концентрация власти в руках государства, монополизация им властного принуждения не означают, что оно "только принуждает властными методами, но это означает, что только государство принуждает властными методами". Территориальное верховенство проявляется, таким образом, в полновластии_государства_на_своей_территории.
          Территориальное верховенство государства есть следствие того факта, что над ним нет никакой другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать его полномочия и требовать его подчинения себе. Публичная власть - единственная основа полномочий всех органов
государства и должностных лиц, по осуществлению ими государственных функций. Источник этого верховенства и полновластия коренится не в каких-то внешних силах, а в материальных условиях жизни на определенном этапе его исторического развития, которые порождают потребность в государстве со_всеми_атрибутами_его_публичной_власти.
          Из изложенного следует, что государственная территория какого-либо государства - это территория, находящаяся под его суверенитетом.
          С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе.
Самоопределение не исключает других видов изменения принадлежности территории. Даже при осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов. Сравнительно небольшие территориальные изменения могут осуществляться на иной основе. Так, передача небольших и незаселенных участков (цессия) происходит_на_договорной_основе.
          Под принципом самоопределения народов понимается право каждого народа самостоятельно решать вопросы о вхождении в состав того или иного государства, образования самостоятельного государства и определения своего внутреннего устройства. Принцип самоопределения народов нашел свое подтверждение и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 года. В декларации отмечается, что "все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии_с_положением_Устава".
          Принцип самоопределения имеет две стороны: внешнюю - право народна на вхождение в состав того или иного государства или образование самостоятельного государстве и внутреннюю - определение своего внутреннего устройства. С точки зрения территориального разграничения первостепенное значение имеет внешняя сторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства или образования
самостоятельного государства, самоопределяющийся народ тем самым решает и вопрос о принадлежности своей территории тому или иному государству или, в случае образования самостоятельного государства, - вопрос о превращении своей территории в отдельную государственную территорию.
          Таким образом, самоопределяющийся народ распоряжается своей территорией, и в основе принадлежности определенной территории государству лежит воля населяющего эту территорию народа. Это обстоятельство неоднократно отмечалось в советской международно-правовой_литературе.
          Все критерии, определяющие границы территории самоопределяющегося народа, следует рассматривать в их совокупности, в диалектической связи между собой и другими факторами, например, географическими. Существуют географические принципы установления пределов территории по какой-либо реке или по горному водоразделу. К числу географических принципов, использовавшихся в прошлом, относятся принципы смежности и протяженности, сутью которых, с некоторыми различиями в деталях является то, что при отсутствии установленных границ государству принадлежат непосредственно прилегающие к его территории земли. Географические принципы могут применяться лишь как вспомогательное средство для уточнения границ территории, принадлежащей самоопределяющемуся народу, и только в той мере, в какой их применение не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Географические принципы применяются для того, чтобы не создавалось неоправданного разрыва естественного единства местности, и чтобы граница проходила наиболее справедливым и удобным образом_для_разграничивающихся_сторон.[5]
          Географические принципы могут иметь особое значение, когда пределы территории самоопределяющегося народа находятся в труднодоступных, пустынных и незаселенных местностях, где основные элементы общности этого самоопределяющегося народа не проявляются достаточно отчетливо. Разумеется, речь идет о сравнительно небольших уточнениях пределов территории, и основой нового территориального суверенитета в целом являются не географические принципы, а осуществление_народом_права_на_самоопределение.
          Как уже отмечалось, самоопределение не является единственным основанием территориальных изменений. В практике международных отношений нередко возникают вопросы о передаче тому или иному государству небольших незаселенных участков. Принцип самоопределения в этих случаях не затрагивается. Такие территориальные изменения происходят в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. В любом случае передача участка территории происходит небезвозмездно.
          Пограничные государства могут произвести обмен равноценными участками территории. Так, по договору между СССР и Польшей от 15 февраля 1951 г. обе стороны обменялись равными по размеру пограничными участками. Обмен был произведен исходя из экономического тяготения обмениваемых участков к смежным территориям СССР и Польши. В соответствии с соглашением от 2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками своей территории во взаимных интересах.
          Передача небольшого пограничного участка может быть произведена и на другой основе, без обмена равноценными участками территории, однако при условии достаточного учета как общенациональных интересов, так и интересов населения передаваемого участка, если таковое вообще имеется.
Одной из форм компенсации за передачу участка территории может быть выплата согласованной денежной суммы. Так, по договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г. Финляндия уступила СССР территорию в 176 кв. км в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски на реке Паатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями. За эту уступаемую территорию, включая стоимость находящихся на ней зданий и сооружений, Советский Союз, как отмечено в договоре, выплачивает Финляндии 700 млн. финских марок. Очевидно, что уступлены за денежную компенсацию могут быть сравнительно небольшие участки территории, которые являются, незаселенными или малозаселенными. Поскольку уступается хоть и небольшая часть, но все же часть национальной территории, то эта уступка должна_отвечать_общенациональным_интересам.
          Передача участка территории должна быть оформлена заключением договора между соответствующими государствами. Отсутствие договора может привести к тому, что в дальнейшем права нового территориального суверена на вновь приобретенную территорию могут быть оспорены.
Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это понятно, поскольку государственная территория не является собственностью правительства, а достоянием всего данного государства. Ратификация производится высшим представительным органом государственной власти.
Тот факт, что передача территории оформляется заключением договора, влечет за собой весьма важное обстоятельство: передаваемая территория становится территорией другого государства с момента вступления договора в силу, если в нем не оговорено иное. Обычно такие договоры требуют ратификации и, соответственно, вступая в силу после обмана сторонами ратификационными грамотами, или во время, установленное в самом договоре. С этого момента на переданную территорию распространяется территориальное верховенство нового суверена, в том числе, его законодательство.
          Поскольку передача участков территории оформляется заключением международного договора, то помимо ее соответствия праву народов на самоопределение другими критериями ее правомерности будут все те критерии, которые определяют правомерность международного договора, - его соответствие общепризнанным принципам современного международного права, императивным нормам международного права и иным специальным нормам относительно заключения международных договоров.[6]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2 Государственные границы
2.1 Понятие и виды государственной границы, установление государственной границы
         
          Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ 1993 года, является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ - суши, вод,_недр_и_воздушного_пространства.
          Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими. Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п. Бывают также границы, совпадающие с параллелями или меридианами.
          Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.
Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому тальвегу - линии наибольших глубин, иногда - по середине реки. Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент. В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как
правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего_соглашения_о_ее_изменении.
          Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.
Установление межгосударственной сухопутной границы проходит две стадии. Первая - делимитация границы - договорное определение прохождения линии государственной границы с подробным ее описанием и нанесением на карты; вторая - демаркация границы - сводится к проведению государственной границы на местности. Для демаркации создается пограничная демаркационная комиссия, состоящая из представителей сопредельных государств. В ее задачи входит обозначение границы на местности, установление пограничных знаков, составление подробного протокола с описанием прохождения линии границы, пограничных знаков и с приложением соответствующих схем, фотоснимков и т.п. Повторные демаркации государственной границы, проводимые в случае необходимости, носят_название_редемаркации.
          Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела_территориальных_вод.
          Граница территориальных вод - морская государственная граница -проходит на определенном расстоянии от линии самого низкого уровня воды на побережье моря (внутренняя граница территориальных вод), т.е. от линии наибольшего отлива при обычном отливе. Если берег извилист, внутренняя граница территориальных вод может проводиться по-разному: вдоль берега или от мыса к мысу, с учетом так называемых базисных линий[7].
Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от
наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод. Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутренним водам государства. Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие_территориальные_воды.
          Внешняя и внутренняя границы территориальных вод устанавливаются законодательством государства с учетом и на основе общепризнанных международно-правовых норм. Ширина пояса территориальных вод может варьироваться, согласно современному международному праву, в пределах от_3_до_12_морских_миль.
          Поверхность, образованная движением вертикали вдоль линии сухопутной и водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную государственную границу. Продолжение этой поверхности в недра_образует_государственную_границу_недр.
          До сих пор государства не устанавливали верхнего предела воздушного. пространства, составляющего государственную территорию.
Государственная территория представляет собой, таким образом, пространство, расположенное в трех средах. Сухопутные, водные и воздушные государственные границы определяют его пределы
 
2.2 Режим государственных границ
Режим государственных границ включает правила:
-_содержания\Государственной_границы;
-_пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через Государственную границу товаров и животных;
пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных;
- ведения на Государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением_указанных_правила.
          Правилами содержания государственных границ регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержание пограничных просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения_государственных_границ.
          Пересечение государственных границ на суше лицами и транс портными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами. Этими актами может определяться время пересечения государственных границ, устанавливается порядок следования от государственных границ до пунктов пропуска через      Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка товаров, животных и прием их на транспортные_средства.
          Пограничным войскам предоставляется право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения Государственной границы военнослужащими этих войск и другими лицами при исполнении ими обязанностей по охране Государственной_границ.
          Невоенные суда и военные корабли пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водоемах в соответствии с международными_договорами.
          Иностранные невоенные суда и военные корабли в территориальных водах пользуются правом мирного прохода при условии соблюдения международных договоров. Проход является мирным, если им не нарушается мир,_добрый_порядок_или_безопасность_государства.
 
 
 
Глава 3 Государственная территория Российской Федерации
3.1 Географическое положение России.
 
Россия расположена в северо-восточной части крупнейшего материка земного шара — Евразии и занимает около трети его территории (31,5%). Крайняя северная и восточная точки материка являются одновременно и крайними точками России. Находясь в двух частях света — Европе и Азии, — Россия занимает восточную часть Европы и северные просторы Азии.
Граница между этими частями света в пределах России проводится по Уралу, где в ряде мест близ железных и шоссейных дорог, пересекающих горы, стоят старые каменные обелиски или современные легкие памятные знаки "Европа-Азия", и по Кумо-Манычской впадине. Соответственно этому к Европе относится лишь немногим более 1/5 площади страны (около 22%), но чаще, говоря о Европейской России, подразумевают под ней всю территорию, лежащую западнее Урала (около 23% площади). В любом случае на долю азиатской части России приходится свыше 3/4 страны. В Туве, близ Кызыла, находится центр Азии. Через остров Врангеля и Чукотку проходит 180-й меридиан, следовательно, восточная окраина России лежит в Западном полушарии.
По размерам территории наша страна занимает первое место в мире. Площадь России 17,1 млн км2. Это больше площади всех европейских государств, вместе взятых. По территории Россия скорее сопоставима не с отдельными государствами, а с целыми материками. Площадь России больше площади Австралии и Антарктиды и лишь немногим уступает Южной Америке (18,2 млн км2). Россия в 1,6-1,8 раза превосходит по площади крупнейшие государства мира — Канаду, США и Китай, и в 29 раз — самое большое государство Европы — Украину[8].
Россия находится в Северном полушарии. Ее крайняя северная точка на материке — мыс Челюскин на полуострове Таймыр — лежит на 77°43' с.ш., а самая северная островная точка — мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа — на 81°49' с.ш. Всего 900 км отделяют ее от Северного полюса. Крайняя южная точка находится юго-западнее горы Базардюзю в восточной части Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа, на границе Дагестана с Азербайджаном. Ее широта — 41°11'с.ш.
Расстояние между крайними северной и южной точками превышает 40° по меридиану, а северная материковая точка удалена от южной на 36,5°. Это составляет чуть более 4000 км.
Такая протяженность территории с севера на юг в сочетании с широтным положением обусловливает неравномерное поступление тепла на поверхность страны и формирование в ее пределах трех климатических поясов (арктического, субарктического и умеренного) и десяти природных зон: от арктических пустынь до пустынь умеренного пояса.
Основная часть территории нашей страны находится между 70 и 50° с.ш. Около 20% территории лежит за Северным полярным кругом.
В Калининградской области на песчаной Балтийской косе Гданьского залива Балтийского моря на 19°38' в.д. лежит крайняя западная точка нашей страны. Но в связи с тем, что Калининградская область отделена от остальной площади России территорией других государств (анклав), она превратилась в своеобразную "островную" точку. Основная территория России начинается почти на 500 км восточнее. Крайняя западная точка компактной территории России лежит чуть севернее пункта смыкания границ трех государств: России, Латвии и Эстонии, на границе с Эстонией, на берегу реки Педедзе (правый приток второго порядка Даугавы) на 27°17' в.д.
Крайние восточные точки России омывают воды Берингова пролива. Здесь, на Чукотском полуострове, находится крайняя материковая точка — мыс Дежнева (169°40' з.д.), а на острове Ратманова, входящего в группу островов Диомида, — крайняя островная точка (169°02' з.д.). Расстояние между западной и восточной окраинами России составляет 171°20', или почти 10 000 км. При огромной протяженности территории с запада на восток изменяется степень континентальности климата, в это влечет за собой проявление секторности в изменении природы. Весьма велики и различия во времени по территории страны (десять часовых поясов): когда на Балтийском побережье наступает вечер, на Чукотке зарождается новый день.
Несмотря на то, что Россия по площади является крупнейшей страной мира, климатические и почвенные условия на большей части территории не благоприятствуют ведению сельского хозяйства. В силу своей огромной площади Россия — страна природных контрастов; средние температуры самого тёплого месяца колеблются от +1 °C на Крайнем Севере до +25 °C на Прикаспийской низменности, самого холодного месяца — от 0 °C на Черноморском побережье до -50 °C в северо-восточной Сибири.
В России находятся самое глубокое озеро мира (Байкал), высочайшая вершина Европы (Эльбрус), длиннейшая река Европы (Волга) и наибольшее озеро Европы (Ладожское), а также полюс холода Северного полушария (Оймякон).
 
3.2 Административно-территориальное деление и границы России
Границы субъектов Российской Федерации большей частью повторяют границы субъектов РСФСР; изменения коснулись лишь статуса некоторых регионов. В 2007 РФ включала 86 субъектов: 21 республику, 7 краёв, 48 областей, 7 автономных округов и 1 автономную область; Москва и Санкт-Петербург являются городами федерального значения — отдельными субъектами Российской Федерации. В 2000 территория РФ была разделена на 7 федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.
Республики сформированы по национальному признаку (свои национальные образования имеют татары, некоторые кавказские и финно-угорские народы, коренные народы Сибири и др.). Крупнейшие по площади субъекты находятся в Сибири (в том числе наибольший по площади — Республика Саха (Якутия)). Наименьшую площадь среди субъектов РФ имеет г. Москва. Самые населённые субъекты — Москва и Московская область, за ними идёт Краснодарский край.
Общая протяженность границ России составляет 60 932 км. Из них на долю морских границ приходится 38 807 км (около 2/3), сухопутных — 22 125 км (в том числе 7616 км — по рекам и озерам). Северная и восточная границы морские*, а западная и южная — преимущественно сухопутные. Большая протяженность государственных границ России определяется размерами ее территории и извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих ее берега.
Характер сухопутных границ в западной и восточной частях неодинаков. Там, где границы достались нам в наследство от царской России, они чаще всего проходят по естественным рубежам. При расширении государства его границы надо было четко фиксировать. На малонаселенных территориях они должны были быть легко узнаваемы. Это обеспечивалось четкостью самих границ: река, горный хребет и т.д. Такой характер в основном сохраняет восточная часть южной границы[9].
Нынешние западные и юго-западные границы России возникли совсем иным путем. Это границы, бывшие ранее внутригосударственными, границы между отдельными субъектами на территории страны, которые часто изменялись произвольно, т.е. в значительной мере административные границы. Понятно, что не было необходимости привязывать такие границы к естественным рубежам. Когда эти внутригосударственные границы превратились в межгосударственные, они оказались почти не связаны с природными объектами. Так сформировались границы России с Финляндией и Польшей. Еще в бoльшей мере это касается границ, возникших при распаде Советского Союза.
Западная граница практически на всем своем протяжении не имеет отчетливо выраженных природных рубежей. Начинается она на побережье Баренцева моря от Варангерфьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией. Далее соседом России является Финляндия. Граница идет по возвышенности Манселькя, по сильно заболоченной и заозеренной местности, по склону невысокой гряды Сальпоуселькя и в 160 км юго-западнее Выборга подходит к Финскому заливу Балтийского моря. На крайнем западе, на берегу Балтийского моря и его Гданьского залива, находится Калининградская область России, которая граничит с Польшей и Литвой. Бoльшая часть границы области с Литвой проходит по Неману (Нямунас) и его притоку реке Шешупе.
От Финского залива граница идет по реке Нарве, Чудскому и Псковскому озерам и далее преимущественно по низким равнинам, пересекая более или менее значительные возвышенности (Витебскую, Смоленско-Московскую, южные отроги Среднерусской, Донецкий кряж) и реки (верховье Западной Двины, Днепра, Десны и Сейма, Северский Донец и Оскол), иногда по второстепенным речным долинам и небольшим озерам, через лесистые всхолмленные пространства, овражно-балочные лесостепные и степные, преимущественно распаханные, просторы до Таганрогского залива Азовского моря. Здесь соседями России на протяжении свыше 1000 км являются бывшие братские республики Советского Союза: Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина.
Южная граница, подобно западной, преимущественно сухопутная. Она начинается от Керченского пролива, соединяющего Азовское море с Черным, и проходит по территориальным водам Черного моря до устья реки Псоу. Здесь начинается сухопутная граница с Грузией и Азербайджаном. Она проходит по долине Псоу, а далее преимущественно по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, переходя на Боковой хребет на участке между Рокским и Кодорским перевалами, затем вновь идет по Водораздельному хребту до горы Базардюзю, откуда поворачивает к северу до реки Самур, по долине которой доходит до Каспийского моря. Таким образом, в районе Большого Кавказа граница России четко фиксируется естественными, природными рубежами. Это обусловлено тем, что природа ограничивала возможности расселения народов Кавказа его крутыми высокими горными склонами. Протяженность границы по Кавказу составляет более 1000 км.
Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря, от побережья которого близ восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная граница России с Казахстаном. Она проходит по пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности, в районе сочленения Мугоджар с Уралом, по южной степной части Западной Сибири и по горам Алтая. Граница с Казахстаном у России самая протяженная (свыше 7500 км), но почти не фиксированная естественными рубежами. По территории Кулундинской равнины, например, на расстоянии около 450 км граница идет с северо-запада на юго-восток практически по прямой, параллельно направлению течения Иртыша. Правда, около 1500 км границы проходит по рекам Малый Узень (Прикаспий), Урал и его левому притоку Илеку, по Тоболу и по его левому притоку — реке Уй (наиболее протяженная речная граница с Казахстаном), а также по ряду более мелких притоков Тобола.
Восточная часть границы — по Алтаю — орографически отчетливо выражена. Она проходит по хребтам, отделяющим бассейн Катуни от бассейна Бухтармы — правого притока Иртыша (Коксуйский, Холзунский, Листвяга, на небольших отрезках — Катунский и Южный Алтай).
Почти вся граница России от Алтая до Тихого океана проходит по горному поясу. В районе сочленения хребтов Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем находится горный узел Табын-Богдо-Ула (4082 м). Здесь сходятся границы трех государств: Китая, Монголии и России. Протяженность границы России с Китаем и Монголией лишь на 100 км длиннее российско-казахстанской границы.
Граница проходит по хребту Сайлюгем, северной окраине Убсунурской котловины, горным хребтам Тувы, Восточного Саяна (Большой Саян) и Забайкалья (Джидинскому, Эрмана и др.). Далее она идет по рекам Аргунь, Амур, Уссури и ее левому притоку — реке Сунгача. Более 80% российско-китайской границы проходит по рекам. Государственная граница пересекает северную часть акватории озера Ханка, проходит по хребтам Пограничный и Черные горы. На крайнем юге Россия граничит с Северной Кореей по реке Туманная (Тумыньцзян). Протяженность этой границы всего 17 км. По долине реки российско-корейская граница выходит к побережью Японского моря южнее залива Посьет.
Восточная граница России морская. Она проходит по водным просторам Тихого океана и его морей — Японского, Охотского и Берингова. Здесь Россия граничит с Японией и США. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,2 км) от берега. Они отделяют территориальные воды, которые включаются в площадь страны. Территориальные воды выделяются не только вдоль материковой окраины, но и вокруг каждого острова.
Граница проходит по более или менее широким морским проливам: с Японией — по проливам Лаперуза, Кунаширскому, Измены и Советскому, отделяющим российские острова Сахалин, Кунашир и Танфильева (Малая Курильская гряда) от японского острова Хоккайдо; с Соединенными Штатами Америки в Беринговом проливе, где находится группа островов Диомида. Именно здесь по узкому (5 км) проливу между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна проход
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.