Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономические методы природопользования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (ниу)
Филиал в г. Златоусте
Кафедра «Экономики и права»
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Экология
На тему: «Экономические методы природопользования»
 
 
 
Выполнил:
Студент заочного отделения
Группы ЗЗФ - 364
Кирсанова Е.В.
Проверил:
Амосова Ю.Е
 
 
 
 
Златоуст
2012г.
Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества ………………………………………….4
Природопользование как сфера экономики......................................................... 8
Предмет и методология курса
«Экология и экономика природопользования»................................................. 16
Заключение............................................................................................................ 24
Библиографический список …............................................................................ 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
На современном этапе взаимодействия общества и природы основой, базой для разрешения почти всех накопившихся экологических проблем является экономика, ее экологизация и эффективное функционирование в целом. За последние десятилетия сформировалась и начинает бурно развиваться тема, экономики природопользования, которая призвана более детально изучать воздействие экономики на природу и показывать пути рационального природопользования.
Природопользование в широком смысле – это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием природных ресурсов и условий и изменением состояния окружающей природной среды. В узком же смысле природопользование – это система специализированных видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а также охрану окружающей среды.
В целом же природопользование – это воздействие людей на природную среду в процессе их хозяйственного использования; это также и научная дисциплина, изучающая присущими ей методами использование человеком природной среды для удовлетворения своих потребностей.
В настоящее время природопользование рассматривается, как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды; как система отношений между обществом и природой, возникающих в процессе их взаимодействия.
 
 
Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества
Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические и практические успехи достигнуты в ходе исследований, проводимых на стыке естественных и общественных наук.
Естественные науки (естествознание) — это совокупность отраслей знаний о природе, которые ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих законов ее развития, поиски путей использования полученных знаний в практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются: физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди отраслей естествознания в исследовании процессов природопользования особое место занимает экология.
Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине XIX ст., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые заслуживают специального изучения.
Термин «экология» был введен в науку известным немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866 г.) и «Естественная история миротворения» (1868 г.) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: “oikos” — дом, жилище, и “logos” — наука; в буквальном смысле экология — наука о местообитании.
Э. Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования органической и неорганической природы». По Э. Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». В процессе развития эта наука превратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и их совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующие с окружающей средой обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества.
Современная экология в структурном отношении представляет сложную систему знаний; прежде всего она подразделяется на общую и частную (экология растений и экология животных). В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления, исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов, их различных совокупностей (демэкология, синэкология).
В последние десятилетия произошло расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностью и возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики, т.е. к экологизации знаний и хозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслей экологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологии человека), экологии города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды.
Известный американский эколог Ю.Одум еще в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его труде «Экология» (1986 г.) она трактуется как «междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более других соответствует современному пониманию экологии.
В «Кратком экономическом словаре» (1987 г.) экология определяется уже как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов». Таким образом, взгляд на экологию как на область только естествознания изменился, хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической «геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию). Для студентов же экономического профиля интерес представляет экология в ее современном толковании, как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она является теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.
Общественные науки (философия, история, социология, экономика), исходя из своих методологических позиций, в XIX—XX ст. также интенсивно исследуют проблемы взаимоотношения природы и общества. В системе экономических наук формируется новое направление – экономика природопользования. В бывшем СССР этот термин впервые был использован в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в 70-е гг. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и прикладном значении новой отрасли знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Природопользование как сфера экономики
Природопользованием можно считать особый вид человеческой деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях. При этом выделяют следующие виды природопользования: основной (сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика и т.д.); вспомогательный (водопользование в производственных процессах); побочный – загрязнение окружающей среды.
С правовой точки зрения природопользование осуществляется в двух видах: общем и специальном. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих в результате их рождения и существования. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъектами (предприятиями, фирмами, организациями) на основе законов, постановлений и разрешений компетентных государственных органов. Оно носит целевой характер и подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, а также пользование ресурсами животного мира и атмосферным воздухом.
Природопользование представляет собой крупную сферу экономики, имеет сложное организационное строение. На макроуровне оно представлено системой отраслей (хозяйств), специализирующихся на операциях по выявлению, учету природных ресурсов, охране и их воспроизводству, а также по охране окружающей среды. Состав этих отраслей в настоящее время усложняется. Например, активно формируется специализированный блок природоохранного машиностроения и приборостроения, а также сектор экологических услуг.
На региональном уровне сфера природопользования образована предприятиями и организациями региональной экологической инфраструктуры, системами мусороудаления и мусоропереработки, объединенными очистными комплексами, системами канализации, службами регионального экологического мониторинга, сетью особо охраняемых и защитных территорий.
На микроуровне к сфере природопользования относятся экологические подразделения (службы, отделы, цеха) предприятий и фирм. Их задачей является выполнение мер по защите природной среды от техногенного воздействия с учетом особенностей применяемых на конкретных подразделениях технико-технологических приемов, сырья, номенклатуры образования отходов и производимой продукции.
Различают рациональное и нерациональное природопользование. Рациональное природопользование сводится к превращению линейной экономики в круговую, что существенно снизило бы нагрузку на экосистемы и обеспечило бы равновесное природопользование. Нерациональное природопользование – это деятельность, не обеспечивающая сохранение эколого-экономического потенциала. Оно включает в себя многие негативные процессы антропогенного воздействия на окружающую природную среду (загрязнение окружающей среды, разрушение природного ландшафта, уничтожение отдельных видов животных и растений, нарушение связей между элементами экосистемы и др.). В качестве термина, охватывающего всю совокупность процессов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, в литературе используется понятие «детериорация» (ухудшение, порча).
Нерациональное природопользование и приводит к экологическим кризисам. Если же природопользование осуществляется рационально, то возможно получение не только дополнительных материальных благ от тех же природных ресурсов, но в определенной мере сохраняется окружающая среда; то есть одновременно осуществляется охрана природы.
Рациональное природопользование как экономическая категория представляет собой отраженную в сознании определенную систему экономических отношений по поводу использования природных ресурсов и окружающей среды. В конкретной действительности оно состоит из ряда тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой процессов и явлений. Рациональное природопользование – это процессы по рациональному использованию природных ресурсов, воспроизводству отдельных природных ресурсов и элементов окружающей среды, а также по охране природы. Совокупность этих процессов должна быть направлена на поддержание эколого-экономического потенциала на оптимальном уровне.
Экономика природопользования – это наука, изучающая экономическими методами процессы и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая комплекс взаимосвязанных проблем рационального природопользования.
Главная задача экономики природопользования – преодоление ведомственного подхода и объединение отраслей экономики с целью реализации принципов оптимального взаимодействия общества и природы, формирования эколого-экономического мышления. В целом же она должна обеспечить переход общества на модель «устойчивого роста». Более конкретные задачи науки заключаются в поиске приемлемых форм экономической реализации собственности на ресурсы природы, в формировании экономического механизма природопользования на основе платного природопользования, рыночных рычагов посредством регулирования со стороны государства в лице социальных субъектов собственности на природные богатства [3, с. 87].
Природные ресурсы – ресурсы, образовавшиеся в природной среде в результате природных естественных процессов. Они состоят из природных условий, к которым можно отнести солнечное излучение, тепло Земли, рельеф местности, климат и т.п. и собственно природных ресурсов – элементов литосферы, гидросферы и атмосферы, используемых в производственной деятельности или в сфере потребления. Экономические границы между природными условиями и собственно природными ресурсами подвижны. Использование силы ветра в качестве источника энергии превращает его из просто природного фактора в хозяйственный ресурс.
Безудержный рост производства и потребления в мире за последние 50 лет оказывает на окружающую среду беспрецедентное воздействие: объем сжигаемых ископаемых видов топлива увеличился по сравнению с 1950 г. почти в 5 раз; потребление пресной воды увеличилось по сравнению с 1950 г. почти в 3 раза; в 4 раза увеличился объем добываемых морских продуктов; объем сжигаемой в промышленных и бытовых целях древесины больше соответствующего показателя 25-летней давности на 40%. за последние 50 лет ежегодный объем выбрасываемого углекислого газа увеличился в 4 раза, что приводит к глобальному потеплению [2, с. 108].
Глобальные экологические проблемы тесно связаны с другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга и возникновение одних приводит к возникновению или обострению других.
На примере российской экономики рассмотрим картину расходования ресурсов на производство бумаги и картона по сравнению с ведущими державами мира (таблица 1.1).
 
 
Таблица 1.1 – Отдельные показатели природоемкости в странах мира
Страна
Энергоемкость
Выбросы SOX
Выбросы CO2
Япония
0,17
0,3
0,42
Германия
0,21
1,1
0,52
Норвегия
0,22
0,3
0,32
Франция
0,21
0,9
0,31
Страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития)
0,24
2,1
0,58
Россия
0,61
6,0
1,54
Вевеликобритания
0,20
1,8
0,49

 
Показатель природоемкости в этом случае равен частному от деления количества вывезенной древесины на объем производства бумаги и картона. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4–6 раз. То есть в стране для выпуска единицы бумажной продукции и картона нужно срубить в несколько раз больше леса, чем это требуется по современным технологиям.
Сами по себе показатели природоемкости мало что говорят. Главные их достоинства проявляются при их измерении в динамике или при сравнении с другими странами, экономическими структурами, технологиями и пр. В настоящее время экономики развивающихся стран и стран с переходной экономикой чрезвычайно природоемки и требуют значительно большего удельного расхода природных ресурсов (объемов загрязнений) на производство продукции по сравнению с уже имеющимися экономическими структурами других стран и современными технологиями.
Сравнения природоемкости российской экономики и развитых стран дают показательные результаты. Так, энергетические затраты (энергоемкость) на единицу конечной продукции в России больше по сравнению с развитыми странами в 2–3 раза). Конечно, Россия северная страна, и расход энергии должен быть выше, чем в более южных странах. Однако такой разрыв в показателях энергоемкости нельзя объяснить только географическим местоположением, здесь существенную роль играет технологическое отставание [4, c. 143].
Если сложившиеся тенденции сохранятся, то объемы использования природных ресурсов и загрязнений в ближайшие полвека увеличатся еще в несколько раз. Между тем в экономическом развитии необходимо принимать во внимание по крайней мере три все более явных экологических ограничения:
– ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения, производимые экономическими системами.
– деградация возобновимых природных ресурсов в результате чрезмерной эксплуатации (земля, лес, рыбные ресурсы, биоразнообразие);
– конечный характер невозобновимых природных ресурсов (различные полезные ископаемые, нефть, металлы и пр.)
Игнорирование этих ограничений и безудержное развитие техногенного типа мировой экономики привело к возникновению глобальных экологических проблем, каждая из которых способна привести к деградации человеческой цивилизации. Среди этих проблем можно выделить следующие: глобальное изменение климата, опустынивание (аридизация), обезлесение, дефицит сырья, истощение озонового слоя, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана, исчезновение видов животных и растений (уменьшение биоразнообразия) и др. (см. Таблицу 1.2)
Таблица 1.2 – Изменения окружающей среды и ожидаемые тенденции
Характеристика
Тенденция 1972–1992 гг.
Сценарий 2030 г.
Сокращение площади естественных экосистем
Сокращение со скоростью 0,5–1,0% в год на суше; к началу 90-х гг. их сохранилось около 40%
Сохранение тенденции, приближение к почти полной ликвидации на суше
Потребление первичной биологической продукции
Рост потребления: 40% на суше, 25% – глобальный (оценка 1985 г.)
Рост потребления: 80–85% на суше, 50–60% – глобальный
Изменение концентрации парниковых газов в атмосфере
Рост концентрации парниковых газов от десятых процента до процентов
Рост концентрации, ускорение роста концентрации CO2 и CH4 за счет ускорения разрушения биоты
Истощение озонового слоя, рост озоновой дыры над Антарктидой
Истощение на 1–2% в год озонового слоя, рост площади озоновых дыр
Сохранение тенденции даже при прекращении выбросов хлорфторуглеродов к 2000 г.

В целом, практический аспект экономики природопользования объединяет три группы проблем:
– экономическую оценку ресурсов природы;
– расчеты (оценку) экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;
– способы вовлечения экологических факторов в хозяйственный механизм и процесс принятия решений в обществе. Для более детального анализа устойчивого развития используются понятия слабой устойчивости и сильной устойчивости. В таблице В.1 представлены основные концепции эколого-экономического развития и соответственно взгляды сторонников слабой и сильной устойчивости и техногенного типа развития. Выделены три позиции: степень экологичности экономики, стратегия управления, этика [2, с. 116].
Экономическая система в целом есть система производства, распределения и потребления товаров и услуг. В рамках данных процессов постоянно происходит взаимодействие общества и природы. Любое производство и потребление связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду Экономика природопользования тесно связана с целым рядом как естественных, так и гуманитарных наук [1, с. 12].
 
 
 
 
 
Предмет и методология курса «Экология и экономика природопользования»
Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.
Исследование единого объекта – природопользования – привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономических знаний находит отражение в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений. Так, в различных странах мира читаются курсы экономической экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др. С начала 90-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются «Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственном техническом университете — «Экономические основы экологии».
В Белорусском государственном экономическом университете, как и в других вузах страны, преподавание новой интегрированной учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» ведется с 1995/96 учебного года. Предметом изучения этой дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального природопользования. Задачи рационального природопользования заключаются в удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды; эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы, предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.
Основополагающей категорией учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономические отношения понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Важнейший признак эколого-экономической системы — региональность, развитие на определенной территории. В одном случае пространственные границы такой системы может определять территория производственной деятельности — географические границы национальной экономики Беларуси, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла и т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами — Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская Пуща и др.
 
 
Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний. Вместе с тем расширяется круг своих специфических методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики [5, с. 75].
Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение практики в теорию познания. Изучение курса «Основы экология и экономика природопользования» невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования, научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.
Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозов особенностей их развития.
Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, т.е. совокупности внутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.
Специфическим методом исследования в экологии и экономике природопользования выступает нормативный. Особая роль принадлежит таким экологическим нормативам, как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), нормы зеленых зон и т.п. Их назначение — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу. Используются и другие нормативы — отходов, ресурсопотребления, экономической эффективности экологических затрат и т.д. Без должной нормативной базы невозможно регулирование природосберегающей деятельности и рационализации использования природных ресурсов.
Особо нужно сказать об экономико-математическом моделировании в экологии и экономике природопользования. Первоначально в эколого-экономических исследованиях разрабатывался преимущественно аппарат линейного программирования, позволявший решать задачи распределения ограниченных ресурсов и выбора оптимального сочетания технологий. Позднее стал осуществляться учет экологических факторов (объемы загрязнения, отходы производства) в балансовых моделях, что позволило определять направления и количественные параметры мероприятий по устранению промышленных загрязнений. Более совершенный уровень применения экономико-математических методов представляют собой оптимизационные модели, разрабатываемые учеными Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) для определения замыкающих затрат в природопользовании, экономических оценок природных ресурсов, экономиче
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.