На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
    Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права
    Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия
      Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
      Условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
      Виды принудительных мер воспитательного воздействия
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Процессы и явления  политического, экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического характера определяют в общей  форме условия жизни в обществе, влияют на характер межличностного общения  граждан, и именно они влияют на такие  негативные явления как преступность.
Несовершеннолетние стали одной  из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения.
Анализ  криминальной ситуации среди несовершеннолетних в Российской Федерации свидетельствует  о том, что ее состояние остается сложным. В 2008 г. на долю несовершеннолетних приходилось почти каждое восьмое преступление - 11%.
На  учете органов внутренних дел  в 2009 г. состояло до 650 тыс. неблагополучных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.
К 20210 году преступность среди несовершеннолетних выросла в полтора раза.1
В данной курсовой  работе рассматривается  не новая, но довольно актуальная на сегодняшний  день тема – «Освобождение от Уголовной  ответственности несовершеннолетних».
Актуальность  выбранной темы объясняется рядом  обстоятельств.
Борьба  с правонарушениями несовершеннолетних - одна из наиболее важных сторон всего  процесса искоренения преступности в российском обществе.
Следует отметить, что преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности. Они  обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально  оценивать происходящие события  и т.д.
Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации  уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности  и наказания.
Выбор данной темы в качестве объекта исследования обусловлен ее актуальностью, недостаточной  теоретической разработкой, потребностями  практики.
Целью курсовой работы является раскрыть содержание проблем в области правового  регулирования уголовной ответственности  несовершеннолетних в Российской Федерации.
Задачами  курсовой работы являются:
-уделить  особое внимание вопросам освобождения  от уголовной ответственности  несовершеннолетних;
-рассмотреть  проблему осуждения несовершеннолетнего  с применением принудительных  мер воспитательного характера;
    провести анализ оснований и порядка применения, принудительных мер воспитательного воздействия;
    выявление правовой природы, содержания и целей принудительных мер воспитательного воздействия;
    Объектом исследования являются отношения в сфере применения правовых норм, регламентирующих основания и порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.
    Предмет исследования составляют:
    нормы ранее действовавшего и современного отечественного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иных отраслей законодательства, регламентирующего различные аспекты касающиеся института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних и применения института, принудительных мер воспитательного воздействия;
    материалы следственно-судебной практики по применению принудительных мер воспитательного воздействия и их соотношение с иными видами освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания;
    юридическая и иная литература, касающаяся проблем освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и применения принудительных мер воспитательного воздействия.
 
Современных работ на тему «Освобождение от уголовной  ответственности несовершеннолетних»  довольно мало. Среди них можно  выделить работы Сафуанова Ф.А. «Психолого-психиатрическая  экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого», Д.Л. Гулякевича «Международно-правовые подходы к ответственности несовершеннолетних: способы их реализации в уголовном  законодательстве Российской Федерации  и других государств».
Наиболее  интересными и содержательными  специальными исследованиями, советского времени в области уголовной  ответственности несовершеннолетних являются работы Бабаева М.М. «Индивидуализация  наказания несовершеннолетних», Астемирова И.И. «Уголовная ответственность и  наказание несовершеннолетних», Скрябина М.А. «Общие начала назначения наказания  и их применение к несовершеннолетним», Никитина А.Ф. «Ответственность несовершеннолетних», Шевченко Я.Н. «Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних».
 
 
 
      Понятие несовершеннолетнего  как субъекта уголовного права 
 
В интересах государства осуществлять всеобъемлющую социальную политику, направленную на оказание максимального  содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства  со стороны системы правосудия в  отношении несовершеннолетних, и, в  свою очередь, уменьшит ущерб, который  может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще. Такие меры заботы в отношении  молодежи, принимаемые до совершения правонарушений, являются основным содержанием  политики Минимальных стандартных  правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» - приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.).2
Как закреплено в п. 1.4 Пекинских правил, правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения  социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
 
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 обращается внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних.3 Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений.
В юридической литературе неизменным на протяжении последних ста лет  и вполне обоснованным является тезис  о том, что в механизме преступного  поведения несовершеннолетних основная роль принадлежит внешним условиям, социальной среде, обусловившим недостаток воспитания подростка, а не его отрицательным  личностным характеристикам. Поэтому  и реакция государства на преступление несовершеннолетнего должна быть выражена не столько карательным воздействием на него, сколько коррекцией социального  окружения и устранением последствий  его недостаточной социализации.
Поэтому, важно не наказывать несовершеннолетних, хотя, конечно, речь не идет о полном отказе от наказания, важно осуществлять грамотную политику в направлении  предотвращения преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетним. Важно постоянно совершенствовать систему правосудия в отношении несовершеннолетних, учитывая необходимость постоянного улучшения работы персонала этой системы. Проще, эффективнее и целесообразнее - предотвратить, осуществить профилактические меры, нежели чем, справедливо выносить наказания несовершеннолетним.
Сказанное подтверждают и статистические данные. Так, по данным А.А. Бокаева, среднестатистическая вероятность рецидива у несовершеннолетних, осужденных за первое преступление к лишению свободы, приближается к 57 процентам, причем чем моложе возраст преступника, тем более вероятен рецидив в его биографии.4 Кроме того, совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте служит обстоятельством, которое накладывает глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростка, в значительном числе случаев определяет характер его последующих отношений с законом.
 
Повышенная опасность привлечения  несовершеннолетних к уголовной  ответственности заключается в  том, что в результате отрицательного воздействия на процессы воспитания у несовершеннолетних могут выработаться искаженные, деформированные представления  об определенных социальных, нравственных, мировоззренческих ценностях и  установках. Происходит деформация личности, влекущая деградацию и распад общества, что, безусловно, наносит урон будущему страны и государства.
В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации выделяется специальный  раздел V «Уголовная ответственность  несовершеннолетних», включающий Главу 14 «Особенности уголовной ответственности  несовершеннолетних» - сам этот факт говорит о повышенном внимании законодателя к проблематике уголовной ответственности несовершеннолетних. Принцип применения особенных правил уголовной ответственности несовершеннолетних пронизывает всю отрасль уголовного права.
Особенность правового статуса  несовершеннолетнего в виду его  несформированности, приводящей к тому, что любое негативное воздействие  на него может стать основой развития той или иной личностной девиации, а в силу этого и общественная опасность посягательств на процесс  формирования личности несовершеннолетнего, обусловили и факт выделения в  Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) самостоятельной группы преступлений против несовершеннолетних (глава 20 УК РФ). При этом вызывает интерес  генезис первого преступления несовершеннолетнего, в котором велико значение фактов совершения преступления против самого подростка, эксперты констатируют, что "едва ли не каждое первое совершенное  подростком преступление становится возможным  исключительно благодаря вовлекательским  действиям взрослого (около 90 процентов)".5
Несовершеннолетний - ребенок или  молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может  быть привлечен за правонарушение к  ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому (подп. «а», п.2.2 Пекинских правил). Это правило  следует формулировке второго принципа Декларации прав ребенка (Резолюция 1386 (XVI), закрепляющему, что «при издании  с этой целью законов главным  соображением должно быть наилучшее  обеспечение интересов ребенка».6
Минимальные пределы возраста уголовной  ответственности различны и определяются в зависимости от исторических и  культурных особенностей той или  иной страны. Так до революции в  России несовершеннолетним считался молодой  человек до достижения возраста 21 год.
Как показывает анализ российского  законодательства на предмет института  совершеннолетия, в целом существует тесная взаимосвязь между понятием ответственности за свои действия и  бездействия (в том числе, правонарушение или преступное поведение) и другими  социальными правами и обязанностями (такими, как семейное положение, гражданское  совершеннолетие и т. д.).
Гражданское, семейное и уголовное  законодательство определяют единый возрастной критерий самостоятельности, дееспособности, возраста, с которого лицо несет  ответственность за свои противоправные действия и бездействия. Так, статья 60 Конституции Российской Федерации7 закрепляет, что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Гражданский кодекс Российской Федерации(далее ГК РФ) также связывают наступление дееспособности с достижением возраста 18 лет закрепляя: способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п.1 ст.21 ГК РФ).
В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г.) несовершеннолетний определен как лицо, которое не достигло возраста восемнадцати лет.
Согласно ч.1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
Одной из особенностей правового статуса  несовершеннолетнего в уголовном  праве, в частности, привлечения  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности - является дифференциация преступлений относительно возраста, с которого она наступает.
Дифференциация возраста, с которого наступает уголовная ответственность, проведена законодателем в ст.20 УК РФ. По общему правилу ч.1 ст.20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Но законодатель упустил из виду некоторые особенности конструкции уголовного закона. Речь идет об ответственности за преступления с привилегированными составами (например, предусмотренные в ст.106-108 УК РФ). Уголовная ответственность за данные преступления наступает согласно ст.20 УК РФ с 16-летнего возраста. Вместе с тем их составы предусмотрены в специальных предписаниях по отношению к общим нормам.
За совершение одного и того же деяния несовершеннолетний будет подвергаться более строгому наказанию, нежели взрослый. Здесь, конечно, имеет место несовершенство законодательной техники.8
Таким образом, лица, не достигшие  шестнадцатилетнего возраста, не подлежат уголовной ответственности за преступления с привилегированными составами. Основанием для такого вывода является системный  смысл уголовного закона, который  в целом определяет логику его  применения. Так, согласно установлениям  главы 14 УК РФ ("Особенности уголовной  ответственности и наказания  несовершеннолетних") для несовершеннолетних снижен максимальный предел наказания, ровно наполовину(ст.88 УК РФ). Кроме  того, предусмотрены менее жесткие  условия освобождения от уголовной  ответственности и наказания, возможность  применения принудительных мер воспитательного  воздействия и т.д. Все это подтверждает, что за совершение аналогичных деяний несовершеннолетние не могут подвергаться более строгим мерам ответственности, нежели взрослые. Отмеченный пробел законодательной  техники, таким образом, должен преодолеваться путем применения, так называемого  системосохраняющего механизма  законодательства, который включает в себя принципы уголовного закона, презумпции, фикции, пробельные и коллизионные правила.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже  достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с  другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается  учеба в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в  обществе, накапливается опыт межличностных  отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность  оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств  и т. д. Эти возрастные особенности  обусловили установление в отношении  ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.9
Согласно ч.2 ст.9 УК РФ возраст уголовной  ответственности, являющийся обязательным признаком субъекта преступления, определяется на момент совершения действия или  бездействия, независимо от времени  наступления вредных последствий.
Согласно Постановлению Пленума  № 7 при установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.
Статья 96 УК РФ предусматривает, «В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию».
Анализируя положения данной статьи в совокупности с иными нормами (в частности о распространении  положений раздела V УК РФ лишь на несовершеннолетних (лиц до 18 лет), отдельные исследователи  приходят к мнению о недостаточности  норм УК РФ. В этих целях эксперты предлагают введения нового легального определения «лицо молодежного  возраста».
По мнению ученых-юристов, однозначно относить лиц от 18 до 20 лет к взрослым нельзя.10 "Сегодня нет необходимости доказывать, что к 18 годам мировоззрение человека еще не сформировано настолько, чтобы соответствовать в полной мере мировоззрению взрослого человека. Прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется у них: уже за пределами 18-летия, как правило, к 20-21 году".11 Нуждается в определении возрастной период от 18 лет и чуть старше. Данный отрезок возраста следует рассматривать как переходный от несовершеннолетнего к взрослому. Хотя этот возрастной период получил название как молодежный, но его границы устанавливаются в разных пределах. В актах различного уровня от 18 до 25 лет; от 18 до 30 лет.
В отечественной юридической литературе говорится о необходимости внесения изменений в уголовное законодательство в отношении лиц старше 18 лет. В частности, отмечается, что "верхнюю  возрастную границу для преступников, к которым должно применяться  наказание, предусмотренное уголовным  законом для несовершеннолетних и имеющее особенности по сравнению  с тем, которое применяется ко взрослым, более правильно определить лишь в 20 лет". В силу этого лица старше 18 лет находятся в определенном правовом положении, которое отличает их от других категорий населения, в  силу чего лица этого возраста не могут  нести ответственность, включая  и уголовную, в таком же объеме, как и взрослые.
Уголовная ответственность лиц  молодежного возраста может рассматриваться  аналогично уголовной ответственности  несовершеннолетних. При этом следует  учитывать и действие принципа справедливости, предусмотренного уголовным законодательством, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать, в том числе и личности виновного (к данным о личности, безусловно, относятся и сведения о возрасте).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с применением к нему принудительных  мер воспитательного воздействия
 
Принудительные меры воспитательного  воздействия могут Часть 1 ст. 90 УК РФ содержит положения освобождения от уголовной ответственности.
Освобождение от ответственности  с применением принудительных мер  воспитательного характера возможно при наличии следующих взаимосвязанных  условий:
1) совершение преступления  небольшой или средней тяжести  (ст. 15 УК РФ).
применяться по общему правилу  к лицам, не достигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к лицам  в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).
2) возможность исправления  несовершеннолетнего без применения  к нему мер уголовной ответственности  и наказания.
Ранее действовавшая норма  предусматривала еще и третий признак – преступление должно было быть совершено впервые. В редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ этот признак утратил юридическую  силу. Законодатель пошел по пути гуманизации  назначения наказания несовершеннолетним. Данная норма не указывает, кем (каким  органом, должностным лицом) эти  меры могут быть назначены. Анализ показывает, что само по себе освобождение несовершеннолетнего  от уголовной ответственности не исключается и по постановлению  следователя (лица, производящего дознание) и прокурора, а также суда, но применение этих мер возможно только по решению  суда (хотя вопрос об их применении может  быть поставлен на стадиях как  предварительного следствия, так и  судебного разбирательства)12.
Основание такого освобождения – невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая  добиться целей исправления преступника  другими, не уголовно-правовыми методами – ст. 90 УК РФ.
Такая убежденность должна складываться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего  в преступном посягательстве, степень  завершенности деяния, размер вреда, причиненного именно несовершеннолетним, и т. д.), данных о личности преступника (впервые (утратил юридическую силу) совершает преступление небольшой или средней тяжести, не имеет глубоких дефектов правосознания, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной либо наркотической зависимостью)13.
При наличии этих условий  уголовное дело прекращается следователем, дознавателем с согласия прокурора  либо судом. Прекращая уголовное  дело, следователь направляет материалы  в комиссию по делам несовершеннолетних, которая назначает меры воспитательного  воздействия, предусмотренные положением о комиссиях.
Если же такое решение  принято на стадии судебного разбирательства, суд сам применяет меры воспитательного  воздействия, названные в ч. 2 ст. 90 УК РФ. Их – четыре:
Одна из них – предупреждение, то есть разъяснение несовершеннолетнему  вреда, причиненного его деянием, и  последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных в  УК РФ.
Данная мера может применяться  как по инициативе названных лиц, так и по решению суда, но с  их согласия. Ее применение целесообразно  лишь в том случае, если родители и другие лица и организации способны оказать на подростка положительное  воздействие.
Вторая – передача под  надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (детского дома, интерната) состоит  в возложении на указанных лиц  или учреждений обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
Передача под надзор состоит  в возложении на родителей или  лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности  по воспитательному воздействию  на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Данная обязанность  родителей и лиц, их заменяющих, существует и на основании норм брачно-семейного  права, однако в своем решении  суд строго предупреждает их об ответственности  за поведение подростка, контроль за его образом жизни, недопущение  с его стороны новых правонарушений.
При передаче несовершеннолетнего  под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен прежде убедиться  в том, что эти лица имеют положительное  влияние на подростка, правильно  оценивают содеянное им, а самое  главное, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего  под надзор, такое согласие судом  все же должно быть получено. В ином случае принудительные меры воспитательного  воздействия в семье утрачивают свой смысл14.
Возложение обязанности  загладить вред применяется в  случае причинения материального ущерба потерпевшему и состоит в его  денежной либо трудовой компенсации.
Назначается данная мера с  учетом имущественного положения несовершеннолетнего  и наличия у него соответствующих  трудовых навыков. Заглаживание вреда  личным трудом – наиболее эффективная  среди прочих мера воздействия на подростков. Денежная компенсация может  применяться, но лично подростком (а  не родителями, родственниками) получаемых доходов в виде заработной платы, пенсий, стипендий и других законных источников. Этот вид взыскания следует применять крайне осторожно, дабы не спровоцировать нового имущественного преступления, вызванного материальными затруднениями несовершеннолетнего.
В некоторых случаях с  согласия потерпевшего обязанность  загладить причиненный вред может  касаться и морального вреда, который  может быть устранен публичным извинением раскаявшегося правонарушителя, в  особенности, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство  личности.
По нашему мнению, назначение наказания, имеющего немалый педагогический потенциал, каким является возложение обязанностей загладить причиненный  вред, может иметь больший исправительный эффект, чем это бывает при освобождении от уголовной ответственности и  наказания.
Наиболее серьезной, связанной  с заметным ограничением свободы  времяпрепровождения несовершеннолетнего, безусловно, является мера принудительного  воспитательного воздействия, указанная  в УК РФ как «ограничение досуга и установление особых требований к  поведению несовершеннолетнего». При  ее реализации несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие значительно  ограничить его от негативных влияний  микросреды, направить в русло  нормального, правомерного поведения. При этом перечень особых требований, предъявляемых к нему и изложенных в ч. 4 ст. 91 УК РФ, не является исчерпывающим  и может быть творчески дополнен рациональными мерами, оказывающими эффект в перевоспитании подростка.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего  могут предусматривать запрет посещения  определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных  с управлением механическим транспортным средством, запрет находиться вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без ведома контролирующего органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться15.
Эта мера воздействия является наиболее серьезной. Она связана  с ограничением свободы в выборе форм и места проведения досуга, выезда в другие местности, выбора места  учебы или работы. Однако все эти  ограничения преследуют позитивную цель – оградить подростка от вредных  влияний микросреды, а также с  помощью контроля нормализовать  его поведение.
Все они называются воспитательными, но имеют принудительный характер, то есть применяются без учета  желания подростка и его родителей  волей государственных органов, наделенных специальными полномочиями по их применению. Неисполнение назначенной  меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе.
Вполне обоснованным, соответствующим  характеру принудительных мер воспитательного  воздействия является положение  УК РФ (ч. 3 ст. 90) о возможности назначения несовершеннолетнему одновременно нескольких мер. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под  надзор родителей или лиц, их заменяющих; возложение обязанности загладить  причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего16.
Приведенный перечень особых требований, предъявляемых к несовершеннолетнему, не является исчерпывающим. В соответствии с законом следственные органы и  суд могут, учитывая обстоятельства конкретного дела, применить другие ограничения и предъявить другие особые требования.
Несовершеннолетнему может  быть назначена не одна, а несколько  принудительных мер воспитательного  воздействия, например предупреждение и возложение обязанности загладить  причиненный вред. Продолжительность  срока передачи под надзор и ограничения  досуга указывается в законе. Эта  обязанность возложена на орган, назначающий данные меры.
Суд вправе избрать в отношении  несовершеннолетнего любую из указанных  мер, которая в большей степени  может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых  преступлений.
Существенным недостатком  анализируемой нормы было то, что  в ней не были установлены временные  рамки продолжительности срока  применения принудительных мер воспитательного  воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ.
Вместо четкого определения  нижнего и верхнего предела продолжительности  этих мер законодатель ограничился  лишь указанием на то, что срок устанавливается  органом, назначающим эти меры, что  вряд ли можно признать правильным.
В этой связи в юридической  литературе отмечалось, что оптимальным  сроком для названных мер является один или максимум два года, в  течение которого можно с большой  долей достоверности сделать вывод об исправлении несовершеннолетних либо их стремлении уклониться от исполнения возложенных на них принудительных мер воспитательного воздействия17.
Законодатель исправил существующую неопределенность Федеральным законом  от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», установив продолжительность  принудительных мер воспитательного  воздействия от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.