На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Церковь и государство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………….………........3
Глава I. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ ..6
1.1.             Россия как светское государство ………...………….……………..........6
1.2.             Правовое регламентирование статуса религиозных организаций.......12
Глава II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ …………………………………………………….16
2.1.              Основы социальной концепции Русской Православной Церкви…….16
2.2.              Проблемные вопросы взаимоотношений Церкви и государства в России в 1990-2000 годы ..........................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...........26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей Истории человечества существовало и существует множество разнообразных форм взаимоотношений светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. Как правило, выделяют три основные формы взаимоотношений церкви и государства:
1. Папоцезаризм.
Принцип взаимодействия церкви и государства, когда центральная государственная власть практически отсутствует, а главный церковный иерарх одновременно выполняет и функции правителя.
2. Цезаропапизм.
Принцип взаимодействия церкви и государства, когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии. В светских государствах, опирающихся на принцип отделения государства и церкви, сформировались две модели цезаропапизма: сепарационная и кооперационная.
Сепарационная (отделительная) модель государственно-конфессиональных отношений не предусматривает сотрудничества, но обозначает четыре функции светского государства в религиозной сфере: контроль за соблюдением принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах; правовое регулирование создания, деятельности и ликвидации религиозных объединений, регистрация религиозных объединений, контроль за соблюдением ими законодательства; защита прав верующих и их объединений.
Кооперационная модель предполагает сотрудничество государства и ряда религиозных организаций в форме объединения деятельности (кооператива) в каких-либо сферах. Предполагается, что, обладая наиболее полной информацией о соответствующей сфере общественных отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным образом сотрудничать с избранными конфессиями.
3. «Симфония властей».
Идеальная форма церковно - государственных отношений, поскольку в ней снимается противоречие между «земным» и «небесным». Суть «Симфонии» - обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность без вторжения одной стороны в исключительную компетенцию другой. Принцип «Симфонии» есть принцип взаимной свободы, однако если обе стороны взаимно свободны, то это вовсе не означает какой-то всецелой их отдельности.[1]
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.
Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. Становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.
В последние годы появилось значительное количество работ в различных областях науки о проблемах, связанных с ролью религии в жизнедеятельности российского общества и государства, месте, роли и статусе церкви в современном обществе и государстве. Исследования охватывают широкий спектр вопросов, связанных с государственно-церковными отношениями в России. В то же время, до конца эта проблема остается неисследованной, и поэтому представляет особой интерес для изучения[2].
В данной работе, рассматривая взаимоотношения церкви и государства, мы вынуждены ограничиться рамками одной конкретной конфессии, поскольку «религии вообще» не существует, а объем данной работы не позволяет останавливаться на всех основных религиях мира поочередно.
По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян, осознают себя православными. Крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), то анализ взаимоотношений будет проведён на её примере.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между государством и Церковью.
Предмет исследования образуют правовые нормы, регулирующие порядок образования и регистрации, права и обязанности религиозных объединений, а также взаимоотношения между государством и религиозными объединениями.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить порядок взаимоотношений между церковью и государством на основе существующих нормативно-правовых актов, а также понять точку зрения церкви на отношения с государством.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать взаимоотношения между государством и церковью, сложившиеся на сегодняшний день;
- проанализировать нормативно-правовые акты, регламентирующие эти взаимоотношения;
- разобрать видение этих взаимоотношений со стороны церкви.
Методологическую основу работы составили метод диалектики, а также системный, формально-юридический методы и логические приёмы познания государственно-правовой действительности.
Практическая значимость работы состоит в углубленном рассмотрении и изучении вопроса о взаимоотношениях между государством и церковью с точек зрения на эту проблему обеих сторон.

Глава I. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ
1.1. Россия как светское государство
Статья 14 часть 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Россия является многоконфессиональным государством, где рядом живут люди различных вероисповеданий - православные, мусульмане, буддисты, католики, лютеране, иудеи, язычники. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии народов России составляют неотъемлемую часть ее исторического наследия.
Свобода вероисповедания предполагает свободу деятельности религиозных объединений на основе равенства.
Как светское государство Россия не оказывает предпочтения какой-либо религии, не запрещает религиозную деятельность (отправление культов, обрядов), если при этом не нарушается закон. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела религиозных объединений. Эта позиция государства обусловлена лояльностью религиозных объединений по отношению к государству.
Государство устанавливает правовой статус религиозных объединений посредством принятия законов, а надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.
Государство в целях пресечения противоправной экстремистской деятельности может запрещать отдельные религиозные объединения. Такие решения принимаются в судебном порядке.
Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 декабря 1997 г. (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г.) религиозные объединения в России создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры, осуществляющее свою деятельность без государственной регистрации и без приобретения статуса юридического лица. Религиозная организация это объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, в целях совместного исповедания и распространения веры, зарегистрированное в качестве юридического лица.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" создает равные условия формирования религиозных объединений, в том числе равные условия признания религиозной организации юридическим лицом, порядок ее государственной регистрации, определения правосубъектности. В то же время регистрация религиозных организаций не должна служить средством ограничения свободы вероисповедания, а возможные ограничения должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.
Государство вправе поставить ограничение для легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные преступные деяния; воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к конституционным правам и свободам человека и сопровождается неправомерным воздействием на людей, находящихся в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия.
Регистрация религиозных организаций осуществляется Министерством юстиции РФ или территориальными органами юстиции субъектов Федерации.[3]
Государство также регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании.
В соответствии со ст.28 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Свобода совести в этическом плане – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание – свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли.
За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов предусмотрена уголовная ответственность (ст.148 УК РФ). Гарантии свободы совести и религии включают:
- равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничения прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве;
- отделение религиозных, атеистических объединений от государства;
- светский характер системы государственного образования;
- равенство религий, религиозных объединений перед законом.
В России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России и несут ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации[4].
Являясь светским государством, Российская Федерация находится в тесном контакте с церковью. Первые лица государства присутствуют на торжественных богослужениях, в своих выступлениях говорят о тесной связи с Православием, активно поддерживают начинания РПЦ по интеграции различных проектов в жизнь общества. Ярким тому примером является выступление Президента России Д.А.Медведева на встрече с представителями РПЦ, состоявшейся 5 ноября 2011 года в рамках X церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Глава государства обратился к Святейшему Патриарху и всем собравшимся с приветственным словом.
«Начало второго тысячелетия Православия в нашей стране, русского Православия стало для огромного количества наших людей временем обретения веры, и это продолжается и сейчас»,- отметил Президент. «Если говорить о том, что случилось за эти двадцать лет с точки зрения моих ощущений, как православного человека, это просто чудо. И откровенно сказать, я говорил неоднократно об этом Святейшему, я не мог себе представить 15-20 лет назад, что восстановление, обретение веры для огромного количества наших сограждан пойдет такими темпами. Но, с другой стороны, как руководитель государства, Президент страны, я хотел также отметить, что все это следствие труда, служения Святейшего Патриарха, ваших трудов, энтузиазма благотворителей, которые этим занимаются и, наверное, об этом тоже нужно упомянуть — позиций государства.
Сегодня, благодаря нашей совместной деятельности, благодаря усилиям Святейшего Патриарха, Церковь плодотворно сотрудничает с государственными структурами, с общественными институтами. И за последние несколько лет мы смогли сделать несколько очень важных начинаний, о которых мне также хотелось бы сказать в самом начале нашего разговора. И я очень рад, что именно эти государственно-церковные начинания смогли состояться в последний период.
Я имею в виду, естественно, изучение Основ православной культуры, введение в российских школах преподавания нового предмета. В течение последних двух лет, начиная с четвертой четверти 2009-2010 учебного года, ценности и традиции Православия с согласия родителей стали изучать дети приблизительно в 10 тысячах школ в 21 регионе нашей страны. А в следующем году основы религиозной культуры будут преподаваться во всех субъектах нашего государства. И, наверное, есть и свои сложности, и свои нюансы, но, тем не менее, это решение было принято, и оно исполняется. И самое главное, оно приносит пользу.
И второе наше общее дело, дело последнего периода — это учреждение в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей. Здесь тоже работа разворачивается и разворачивается постепенно. Девятнадцать священников, насколько я знаю, уже приступили к работе, к службе. Имеются планы поэтапного развития и укрепления этого института. Может быть, здесь надо действовать энергичнее и для этого необходимо проявить государственную волю. Я считаю, что Министерству обороны пора в этом смысле разворачивать более активную работу. Мы тоже об этом говорили с Его Святейшеством. И соответствующее поручение Министерству обороны я дам.
Конечно, мы живем в сложной стране, но это государство открытое, основанное на ценностях демократии. Здесь каждый волен выбирать себе многие вещи самостоятельно — идеологию и цель в жизни, и религию, и многие политические предпочтения. Мы должны находить в себе достаточно энергии и воли, чтобы продвигать традиционные для нашего государства ценности. Особенно это важно в сложном и быстро меняющемся мире, в глобальном информационном пространстве, которое создает не только преимущества, но и очень серьезные вызовы. И хранителем таких непреходящих ценностей для нашей страны, непреложных истин в нашем государстве выступает Православие. Оно помогает огромному количеству наших людей не только найти себя в жизни, но и понять, казалось бы, нехитрые вещи, например, что значит быть русским, в чем миссия нашего народа, что в определенный период сделало наш народ великим, самобытным, что в какой-то момент создало для нашего народа, для нашего государства, для Православной Церкви большое количество испытаний.[5]»
Из речи Президента РФ видно, что государство в своих взаимоотношениях с церковью держит курс на обоюдное сотрудничество, взаимную поддержку и взаимную ответственность. Таким образом, эти взаимоотношения стремятся вылиться в «Симфонию властей», что должно привести к усилению роли РПЦ в жизни общества и государства.

1.2. Правовое регламентирование статуса религиозных организаций
Согласно статье 14 части 2 Конституции Российской Федерации, в России «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Следовательно, религиозные объединения не могут вмешиваться в политическую жизнь. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение каких-либо государственных функций.
Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 декабря 1997 г. (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г.).
Согласно этому Закону религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций[6].
Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.
Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одно религиозное объединение не может финансироваться из государственного бюджета.
В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.
Государство ограничивает деятельность религиозных объединений или отдельных лиц лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакт о гражданских и политических правах.
Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.
В то же время, хотя религиозные объединения отделены от государства, они не отделены от общества. Поэтому государство вынуждено считаться с мнением религиозной общественности.
Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.
Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.
Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.[7]
Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 декабря 1997 г. (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г.) религиозные организации имеют право:
1.      основывать и содержать культовые здания и сооружения;
2.      беспрепятственно совершать в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях богослужения, другие религиозные обряды и церемонии;
3.      производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;
4.      производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;
5.      осуществлять благотворительную деятельность, как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;
6.      создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала;
7.      осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государство достаточно чётко и жёстко регламентирует деятельность религиозных групп и организаций.

Глава II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1.              Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
Русская Православная Церковь в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви приняла «Основы социальной концепции», где четко изложила свое видение взаимоотношений с государством.
В преамбуле документа говорится:
«Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами».
Для понимания позиции РПЦ нам, в первую очередь, интересна Глава III «Церковь и государство» данного документа.
Основные положения, касающиеся темы данной работы:
Глава III.1. Основываясь на Священном писании, в ней говорится о том, что «…возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы таковое устроение, являющееся ответом на искаженную грехом земную реальность, помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти.»
Глава III.2. посвящена анализу роли государства в противодействии добра и зла.
«Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4).»
«Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее…»
«Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания. По учению Церкви, сама власть также не вправе асболютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей».
Глава III.3 посвящена различию природ Церкви и государства.
«Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии.»
«В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга.»
«Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях…
Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям».
Глава III.4 посвящена историческому аспекту взаимоотношений Церкви и государства. В этой главе делается вывод о том, что «Симфония властей» является наиболее приемлемой формой взаимодействия между Церковью и государством.
Глава III.5 посвящена средствам достижения своих целей Церковью и государством.
«Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад».
«Церковь … не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства».
«Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».
Глава III.6 посвящена рассмотрению принципа свободы совести.
«Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию».
Глава III.7 посвящена формам и методам правления в государстве.
«Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной».
Глава III.8 посвящена областям взаимодействия Церкви и государства.
«Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.