На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Военные суды в Беларуси

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание:
 
Введение                                                                                                                                                          3
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси                                          4
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь              9
2.1. Компетенция военных судов                                                                                                  10
2.2. Межгарнизонный военный суд                                                                                                  13
2.3. Белорусский военный суд                                                                                                  14
2.4. Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь                            15
Заключение                                                                                                                                            17
Список использованных источников                                                                                    18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
На протяжении веков основной задачей военного права и военных судов, обусловленной многи­ми факторами, являлась защита интересов государства и его военной организации, что было объек­тивно оправдано. С развитием институтов правового государства и демократии изменяются функции военного права и применяющих его военных судов. Конституция Республики Беларусь (ст. 4) гласит, что человек, его права и свободы признаются в Республике Беларусь высшей ценностью, а соблюде­ние и защита этих прав и свобод - обязанностью государства. Отношение к естественным и неотъем­лемым правам человека, в том числе и к правам военнослужащих, степень их защищенности являют­ся безусловными показателями зрелости и развитости государства, стремящегося к тому, чтобы име­новаться и реально являться правовым. Учет этого обстоятельства важен в любой сфере обществен­ной жизни, особенно в специфической сфере обеспечения военной безопасности и обороноспособно­сти государства.
Вооруженные силы Республики Беларусь способны успешно действовать и выполнять возложен­ные на них задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполне­ние этих задач возложено и на военные суды, которые осуществляют судебную власть в воинских формированиях страны.
Целью исследования является выявление характерных черт, особенностей и тенденций в историческом развитии органов военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи: - составить картину процесса становления и развития военной юстиции в Беларуси в период с 1917 г. по настоящее время; проанализировать систему, состав и компетенцию военных судов Республики Беларусь по действующему законодательству.
Объект исследования – общественные отношения в сфере реализации судебной власти органами военной юстиции.
Предмет исследования – правовое регулирование и деятельность органов военной юстиции в Беларуси на важнейших этапах развития белорусской государственности в период с 1917 г. по настоящее время.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Историко-правовые основы военной юстиции Беларуси
 
Военные суды до недавнего времени назывались военными трибуналами. Обращение к истории показывает: в первые месяцы после Октябрьской революции дела о преступлениях красноармейцев и краснофлотцев рассматривались местными судами. Однако общие судебные органы не могли эффек­тивно бороться с антисоветскими проявлениями и способствовать установлению сознательной воин­ской дисциплины, так как штатские судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы, не обеспечивали оперативного рассмотрения дел, особенно во время боевых действий. Нуж­ны были суды, организационно связанные с армейскими формированиями. И такие суды - революци­онные военные трибуналы - стали создаваться по инициативе самого командования и политорганов.
Первый армейский трибунал был образован в июне 1918 г. Реввоенсоветом 1-й армии, действо­вавшей на Восточном фронте, а к концу 1918 г. реввоентрибуналы были организованы на всех фрон­тах и в действующих армиях. По решению Реввоенсовета Западного фронта 8 декабря 1918 г. был сформирован революционный военный трибунал фронта. От него ведет свою историю военный три­бунал Белорусского военного округа [11, с. 19].
Реввоентрибуналу фронта были подсудны дела о контрреволюционных преступлениях, банди­тизме, грабежах, неисполнении приказов командиров, уклонении от военной службы, преступлениях против общественного порядка. В качестве мер наказания применялись: выговор, лишение прав, при­нудительные работы или тюремное заключение и расстрел. Допускалось условное осуждение и от­срочка исполнения приговора с направлением виновного в действующую армию. Приговоры были окончательными и обжалованию не подлежали, поэтому реввоентрибунал фронта до 1922 г. не имел кассационной инстанции. Дела слушались в составе председателя и двух судей трибунала. В работе реввоентрибунала Западного фронта также имелись и серьезные трудности из-за отсутствия Уголов­ного и Уголовно-процессуального кодексов, а также законодательного акта, регламентирующего дея­тельность трибуналов.
В связи с этими обстоятельствами в январе 1919 г. реввоентрибуналом молодой советской рес­публики была издана Инструкция революционным военным трибуналам фронтов, которая определя­ла организационную структуру революционных трибуналов, их подсудность, порядок ведения судо­производства, определения мер наказания и отмены вынесенных приговоров. Большинство уголов­ных дел рассматривалось на месте совершения преступления, непосредственно в боевой обстановке.
Первым законодательным актом, регламентирующим деятельность трибуналов, было Положение о Революционных военных трибуналах, утвержденное ВЦИК 20 ноября 1919 г., которое решало проблемы организации трибуналов, порядок рассмотрения дел, их подсудность, участие в судебном раз­бирательстве представителей обвинения и защиты.
С 1 января 1923 г. руководство реввоентрибуналами стала осуществлять Военная коллегия Вер­ховного суда РСФСР. В апреле 1924 г. с образованием Верховного суда СССР Военная коллегия бы­ла включена в его состав. Военная коллегия Верховного суда СССР осуществляла организационное руководство реввоентрибуналами, а также рассматривала в качестве суда первой инстанции дела ис­ключительной важности. Однако кассационное рассмотрение приговоров реввоентрибуналов округов оставалось за Верховными судами союзных республик.
Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, утвержденное 20 августа 1926 г., за­крепило единое руководство всей деятельностью трибуналов за Военной коллегией Верховного суда СССР. Западный фронт еще в 1924 г. был реформирован в Белорусский военный округ, революцион­ный военный трибунал фронта расформировывался, а его личный состав переводился в штат реввоентрибунала округа. Военные трибуналы армий и гарнизонов работали как суды первой инстанции, а трибуналы округов, видов войск - как суды первой, кассационной и надзорной инстанций. Все они подчинялись непосредственно Военной коллегии Верховного суда СССР [7, с.5].
Дискуссионным остается вопрос о месте и роли военных трибуналов на этапе становления со­ветской власти в укреплении законности в войсках и повышении их боеспособности. Например, И.А. Зубов считает, что «...отличительной чертой реввоентрибунала фронта была тесная связь с войсками. Его деятельность наряду с деятельностью РВТ армий и дивизий была направлена на укрепле­ние боеспособности войск. Сочетая судебную репрессию с работой по предупреждению преступле­ний в армейской среде, РВТ оказывали большую помощь командирам и политорганам в воспитании военнослужащих в духе преданности советской власти, в духе строгого соблюдения революционной законности, честного и беззаветного выполнения воинского долга». При этом И.А. Зубов ссылается на высокую оценку революционным военным трибуналам Реввоенсовета Западного фронта в 1922 г., в которой указывалось, что «...реввоентрибуналы в этот период времени являлись исключительно острым и надежным оружием нашего государства с посягательствами на боеспособность войск, во­инскую дисциплину и установленный в армии порядок» [11, с. 20].
А.Ф. Вишневский и И.В. Лукошко в своих трудах констатируют, что «...в опубликованной по интересующему нас вопросу литературе нигде не говорится о том, что, будучи послушными слугами режима, военные трибуналы, прокуроры войск НКВД, судебные и внесудебные органы НКВД-НКГБ приговорили к смерти или подвергли тюремному наказанию не одну тысячу военнослужащих, парти­зан, бойцов и командиров истребительных батальонов, бывших военнопленных» [9, с. 118]. Более того, указанные авторы считают, что военные трибуналы на территории Белорусской ССР произвели немало незаконных репрессий, призывая новых исследователей дать деятельности трибуналов не только правовую, но и нравственную оценку [9, с. 117]. Мы согласны с авторами в том, что необхо­димо, опираясь на конкретно-исторический материал, детально проанализировать формы и методы работы военных трибуналов в соответствии с теми задачами, которые вытекали из необходимости защиты Отечества, охраны общественного порядка и противодействия преступности в Вооруженных силах.
С началом Великой Отечественной войны была произведена перестройка деятельности военных трибуналов на основе Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном по­ложении, и в районах военных действий, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. На военно-судебные органы были возложены трудные и сложные задачи по борьбе с преступными вражескими элементами, дезертирами, паникерами, распространителями лож­ных слухов. Расширились функции военных трибуналов, их численный состав. Упразднялся кассаци­онный порядок обжалования приговоров, то есть они вступали в законную силу с момента провоз­глашения. Рассмотрение дела начиналось через 24 часа после вручения обвинительного заключения, а не по истечении трех суток, как в мирное время. Кроме того, с декабря 1941 г. линейные суды же­лезнодорожного и водного транспорта были переименованы в военные трибуналы.
В начале войны в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных дейст­вий военные трибуналы рассматривали дела в составе трех постоянных судей, однако в июне 1942 г. этот порядок был изменен. В рассмотрении дела стали участвовать заседатели, выделяемые командо­ванием и политорганами. Военные трибуналы также не допускали рассмотрения дел в отсутствие об­виняемых. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с Основами уголовного судопроизвод­ства СССР и союзных республик 1924 г. и уголовно-процессуальными кодексами союзных респуб­лик, в составе которых была и БССР.
Если к началу войны в советском государстве осуществляли правосудие 766 судей 300 военных трибуналов, то к 1 марта 1943 г. было сформировано еще 823 военных трибунала, а число судей в них достигло 3735 человек. Таким образом, общая численность всех военных трибуналов увели­чилась по сравнению с довоенным периодом примерно в пять раз [7, с. 6].
В связи с введением в действие закона военного времени не могла не ужесточиться карательная практика военных трибуналов. Но даже в самые тяжкие, критические периоды боевых действий во­енные трибуналы никогда не увлекались применением чрезмерно строгих мер наказания, и тем более высшей меры. Трибуналы дифференцированно подходили к избранию мер наказания, применяя к лицам, впервые совершившим преступления, не представлявшие большой общественной опасности, наказания, не связанные с лишением свободы, или производили отсрочку исполнения приговора до окончания военных действий. Так, во втором полугодии 1941 г. отсрочка исполнения приговоров бы­ла применена в отношении 69,7 % осужденных к лишению свободы, в 1942 г. - 78,8 %, в 1943 г. -83,6 %, в 1944 г. - 49,5 % и за 5 месяцев 1945 г. - 33,7 %. По должностным преступлениям удельный вес осуждения к лишению свободы с применением отсрочки исполнения приговора был еще выше [12, с. 10].
За первый год войны к расстрелу было приговорено 17,5 % осужденных, а в целом за всю вой­ну — 8 %. При этом примерно каждый третий такой приговор был изменен военным командованием, которому принадлежало право утверждения приговоров военных трибуналов, или же вышестоящими военными судами. Очевидно, что в условиях военного времени к вражеским шпионам, диверсантам и вредителям, а также их приспешникам из числа карателей и изменников Родины военными трибуналами нередко применялись самые строгие меры наказания [15, с. 5]. В ходе боевых действий военный трибунал Западного фронта был преобразован в военный трибунал 3-го Белорусского фронта, а с окончанием войны последний стал базой военного трибунала Краснознаменного Белорусского воен­ного округа.
Определенный научный интерес представляет осуществление правосудия в партизанских отря­дах, а позже и в бригадах на территории Беларуси. Как утверждают на основе изучения архив­ных материалов А.Ф. Вишневский и А.А. Примаченок, в судебной практике партизанских формиро­ваний в период их зарождения правосудие осуществлялось коллегиально подпольными партийными органами или командованием партизанских отрядов. С расширением партизанского движения на территории Беларуси осуществление правосудия передалось партизанским судам и партизанским трибуналам, где партизанские суды действовали на правах народных судов. Второй судебной ин­станцией, а по некоторой категории дел и первой являлись партизанские военно-полевые трибуналы. Нередко наблюдалось очевидное совмещение функций партизанских судов и военных партизанских трибуналов, особенно в тех случаях, когда партизанский отряд в ходе боевых действий был оторван от основных сил соединения. Руководство судебной деятельностью на территории оккупированной Беларуси осуществляли партийные органы [10, с. 144]. Следует отметить, что партизанские суды и трибуналы при осуществлении правосудия руководствовались Уголовным и Уголовно-процессуаль­ным кодексами БССР, изданными в Москве и доставленными в партизанские зоны в 1942 г., а также указами Президиума Верховного Совета СССР, принятыми в период войны, которые не были вклю­чены в кодексы БССР и действовали в качестве самостоятельных законодательных актов.
Таким образом, по утверждению указанных авторов, на оккупированной территории Беларуси к началу 1943 г. была создана довольно стройная судебная система, которая с незначительными изменениями просуществовала до конца войны [10, с. 148].
На территории послевоенной Беларуси дейст­вовал военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа, которому были подведомственны военные трибуналы армий, гарнизонов, дислоцированных в Беларуси. Военные трибуна­лы армий и гарнизонов являлись судами первой инстанции, а трибунал округа - как первой, так и кассационно-надзорной инстанцией.
С окончанием войны военные трибуналы, особенно на территории освобожденной Беларуси, рассмотрели немало уголовных дел на военных преступников, гитлеровских генералов и офицеров, карателей, совершивших в годы оккупации зверства против мирных граждан. Начиная с 1955 г. военный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа также проделал большую работу по реабилитации граждан, необоснованно репрессированных в 1930-е, 1940-е и 1950-е гг.
После распада Советского Союза постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 января 1992 г. военные трибуналы, расположенные на ее территории, были включены в систему об­щих судов Республики Беларусь. Этим же постановлением была образована Военная коллегия Верховного суда республики. Воен­ный трибунал Краснознаменного Белорусского военного округа был преобразован в военный трибу­нал Республики Беларусь, а затем переименован в Белорусский военный суд с правом пересмотра в кассационном и надзорном порядке судебных решений подведомственных военных судов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Современное состояние военной юстиции Республики Беларусь
 
Вооруженные силы Республики Беларусь в настоящее время находятся на этапе строительства и развития. На заседании Совета Безопасности утверждена Государственная программа вооружения на 2006-2015 гг.
Цель дальней­шего строительства и развития Вооруженных сил Республики Беларусь - их перевод на новый каче­ственный уровень, соответствующий инновациям в военном деле, и поддержание способности армии в любых условиях военно-политической и стратегической обстановки гарантировать стабильное раз­витие Республики Беларусь, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы - адекватно реагировать на ее нарастание [15, с. 5].
В настоящее время институциональный статус военных судов Республики Беларусь определен Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. В соответствии с указом Пре­зидента от 19 февраля 1996 г. № 81 в Республике Беларусь кроме Военной коллегии и Белорусского военного суда действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.
Межгарнизонные военные суды рассматривают по первой инстанции подав­ляющее большинство уголовных и гражданских дел.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судьи воен­ных судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначения на должность судьи впервые. Судьи, назначаемые на должность впервые, назнача­ются бессрочно после пяти лет работы. Председатели военных судов назначаются Президентом Рес­публики Беларусь по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного су­да республики сроком на семь лет.
Военные суды, входя в единую судебную систему страны, при осуществлении правосудия руко­водствуются теми же законами и принципами, что и общие суды. Особенностью их работы является лишь то, что действуют они в Вооруженных силах Республики Беларусь и призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность страны, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, воин­скую дисциплину и установленный порядок несения службы.
Военным судам подсудны дела о пре­ступлениях военнослужащих, проходящих службу в любых силовых структурах республики, все дела о шпионаже, а также некоторые другие категории уголовных и гражданских дел.
Рассмотрение дел в военных судах осуществляется как на началах коллегиальности, так и едино­лично, соблюдая принципы гласности, состязательности, равенства сторон граждан перед законом и судом, с обеспечением подсудимым права на защиту, соблюдением всех других процессуальных га­рантий.
Вся деятельность военных судов неразрывно связана с жизнью войск и имеет основной своей за­дачей осуществление правосудия, а также оказание помощи командованию в укреплении дисципли­ны и правопорядка в войсках, правовом воспитании военнослужащих и проведению среди них разъ­яснительной работы.
В настоящее время военные суды применяют строгие меры наказания к лицам, виновным в со­вершении тяжких и опасных преступлений. Примерно каждый четвертый осужденный приговарива­ется к реальному лишению свободы. До 40 % осужденных военнослужащих срочной службы направ­ляются в дисциплинарную воинскую часть, что позволяет уберечь их от вредного влияния исправи­тельных колоний. Также более 40 % уголовных дел рассматриваются в расположении частей в при­сутствии личного состава, что повышает воспитательное значение судебных процессов [15, с. 6-7].
              Система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований.
Надзор за судебной деятельностью военных судов осуще­ствляется Верховным Судом Республики Беларусь, а организа­ционное обеспечение деятельности военных судов - Министер­ством юстиции Республики Беларусь (ч. 2 ст. 183 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда и военных судов осуществляются Министерством обороны за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министер­ству обороны (ч. 2 ст. 183, ст. 191 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
 
2.1. Компетенция военных судов
 
Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения воен­ных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.
Военнослужащими являются граждане Республики Бела­русь, состоящие на военной службе в вооруженных силах, по­граничных, внутренних и иных войсках, воинских формирова­ниях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.
Статус военнослужащих приобретается гражданами Респуб­лики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы (Закона Республики Беларусь от 04.01.2010  г. № 100-З «О статусе военнослужащих» с посл. изм. и доп.).
Статус военнослужащих распространяется на:
-       офицеров, прапорщиков, мичманов,   военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых, курсантов и  слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат и матросов срочной службы, проходящих ее в вооруженных силах, внутренних и пограничных войсках, Комитете государственной безопасности, иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с действующим законодательством;
-       военнообязанных, призванных на сборы.
Лицо, не обладающее указанным статусом, может пред­стать перед военным судом в качестве обвиняемого лишь в следующих случаях: когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления является военнослужащим; когда он совершил преступление будучи военнослужащим, а моменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно из совершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).
К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о воинских преступлениях. Это невыполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений меж­ду военнослужащими, самовольное оставление части или мес­та службы и другие (гл. 37 УК).
Уголовные дела о преступлениях рассматриваются судьей военного суда единолично, если мера наказания за их совер­шение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиаль­ным составом: судьей военного суда и двумя народными заседа­телями. Если соучастником военнослужащего являлся несовер­шеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.
Как и районные (городские) суды, межгарнизонные воен­ные суды разрешают жалобы участников процесса на задержа­ние, заключение под стражу, продление срока содержания под стражей, прекращение предварительного расследования и уго­ловного преследования, принудительное помещение в психи­атрическое (психоневрологическое) учреждение, отказ в воз­буждении уголовного дела. Этим занимается судья военного суда единолично.
Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из воинских отношений. Это дела по спорам военнослужащих о переводах, возмещении материального ущерба, увольнении с воинской службы, предоставлении от­пуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные дей­ствия должностных лиц и органов военного управления, ущем­ляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы (ст. 43 ГПК).
Военные суды осуществляют судебную защиту военнослу­жащих от неправомерных действий органов военного уп­равления и воинских должностных лиц путем рассмотрения гражданских дел:
-      о необоснованной задержке в присвоении очередного воинского звания;
-      о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;
-      об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию   здоровья   военнослужащего   или   членов   его семьи, а также по иным семейным обстоятельствам;
-      о необоснованном понижении в должности; об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;
-      о возложении на военнослужащих обязанностей, не предусмотренных   законодательством,   положениями   о   прохождении службы и воинскими уставами;
-      о незаконном возложении материальной ответственности;
-      по  другим  вопросам,   возникающим  при   прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении   жилищных   условий,   снятие   с   учета,   перенос очереди на получение жилого помещения и др.).
Во всех случаях неправомерными, ущемляющими права военнослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате кото­рых военнослужащий незаконно лишен возможности полнос­тью или частично осуществить право, предоставленное ему за­коном или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность.
Жалобы военнослужащих рассматривает судья межгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел, возникающих из административно-правовых от­ношений.
Не подлежат обжалованию в суд действия органов управле­ния и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, прове­дении учений), а также в организации боевого дежурства, не­сении караульной службы и т.п.
Межгарнизонные военные суды рассматривают следующие заявления военнослужащих:
-      о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения;
-      о восстановлении в прежней должности в случае незаконного перевода или понижения в должности;
-      об отмене дисциплинарных взысканий;
-      о взыскании страховых сумм при наступлении инвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы; о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением  здоровья,  связанным  с  исполнением воинских обязанностей;
-      о взыскании денежного обеспечения или иных видов довольствия,  а также средств за неиспользованное санаторно-курортное лечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественного характера.
Указанные категории гражданских дел разрешаются судьей военного суда единолично, но по правилам искового производ­ства, регламентированного в разделе VI ГПК.
Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомер­ные действия органов государственного управления, обществен­ных объединений и должностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинских правоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами.
В отличие от судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонару­шениях.
В литературе отмечается, что компетенция военных судов Республики Беларусь не включает в себя всю полноту судебной власти в военной организации государства, что противоречит Концепции судебно-правовой реформы [13, с.38]. Поэтому Адамюк О.И. предлагает включить в компетенцию военных судов осуществление правосудия в порядке административного судопроизводства в целях наделения военных судов всей полнотой судебной власти и укрепления единства судебной системы Республики Беларусь [8, с.75].
 
 
2.2. Межгарнизонный военный суд
 
Межгарнизонные военные суды образуются, реорганизуют­ся и ликвидируются Президентом Республики Беларусь с уче­том численности и дислокации воинских частей вооруженных сил, иных войск и воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 29 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйс­ке и Борисове.
Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и бо­лее судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя (ч. 3 ст 30 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председате­ля Верховного Суда (ч. 2 ст. 30 Кодекса о судоустройстве и статусе судей). Только межгарнизонный военный суд в г. Мин­ске имеет шесть судей, во всех остальных - по три судьи.
К судьям межгарнизонных военных судов кроме общих требований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяются дополнительные: иметь статус военнослу­жащего и воинское звание офицерского состава (ч. 3 ст. 94 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
В соответствии со сложившейся практикой народными заседателями межгарнизонного военного суда являются граж­дане Республики Беларусь, состоящие на военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда — 35 человек на одного судью [14, с.128].
Списки народных заседателей межгарнизонных военных судов составляются сроком на пять лет и утверждаются ко­мандирами воинских частей.
Межгарнизонный военный суд действует только как суд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, подсудных военным судам.
Председатель межгарнизонного военного суда и его заме­ститель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председате­ля Верховного Суда сроком на пять лет (ч. 1 ст. 32 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Полномочия председателя межгарнизонного военного суда и его заместителя полностью соответствуют полномочиям пред­седателя районного (городского) суда и его заместителя.
В межгарнизонных военных судах имеется аппарат, вы­полняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляют работники аппарата районных (городс­ких) судов. Его численность зависит от количества судей в данном суде и объема их работы.
 
2.3. Белорусский военный суд
 
Белорусский военный суд - второе звено в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представле­нию Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.
Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей, состоя­щих на военной службе. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Белорусский военный суд действует в составе президиума и двух судебных коллегий - по уголовным и гражданским делам, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда. Руководство их работой осуществляют заместители пред­седателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.
Председатель Белорусского военного суда в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной коллегии, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции дру­гой коллегии.
Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и без­опасности человечества, преступлениях против государства, о совершенных военнослужащими преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь.
Белорусский военный суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК).
Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного военного суда и принять его к своему произ­водству по первой инстанции.
Белорусский военный суд осуществляет надзор за судеб­ной деятельностью межгарнизонных военных судов.
В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не всту­пившие в законную силу приговор
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.