Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Право как социальное явление

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство образования и науки Российской Федерации  

ФГБОУ ВПО "Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А.Соловьева"  

Тутаевский филиал  

Кафедра социально-гуманитарного образования 
 

Контрольная работа
по предмету "Правоведение" 

 Вариант ?1 
 
 
 

Выполнила             Боровских А.В.
Студентка  гр.ЗЭУ-11 проф.1 курса
Преподаватель        Белоусов В.М.
Оценка        ___________________
Подпись преподавателя _________
Дата         _____________________ 
 
 
 

 Тутаев, 2012 

Содержание 

I часть: Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации
Введение.........................................................................................................................3
1.1 Правосознание............................................................................................................4
1.1.1 Структура правосознания.........................................................................................4
1.1.2 Характерные черты правосознания...........................................................................5
1.1.3 Виды правосознания................................................................................................6
1.2 Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием.............................7
1.3 Значение правосознания.............................................................................................8
1.4 Правовые институты и организации...........................................................................10
Заключение......................................................................................................................12
II часть: Вопросы. Раздел 1.
      Назовите основные исторические этапы становления правоведения…..…….13
      Чем отличается объект и предмет науки………………………………..………13
      Чем отличаются законы научные и юридические……………………..……….13
      Чем отличается теория права от теории государства………………..…………14
      Почему необходимо изучать правоведение………………………...…………...14
      Что такое правовое государство, его основные признаки………...……………14
      Какие субъекты гражданских правовых отношений Вы знаете...……………..15
      Какие субъекты уголовно-правовых отношений Вы знаете…...………………15
      Что такое кодекс и какие кодексы Вы знаете…………………....………………15
Список использованной литературы………………………………...……………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      По своей природе право, безусловно, явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединённых экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и, тому подобными отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения является право.
      Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе. Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль принадлежит обществу, которое решающим образом влияет на  развитие права. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем право вбирает в себя всё социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него.
      С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия. Право служит своеобразным обручем, удерживающим общество от саморазрушения. 
 
 
 
 
 
 
 

    I часть: Право как социальное явление: правосознание, правоотношения, правовые институты и организации
    1.1 Правосознание
 
     Человек, в результате эволюции выделившись из животного мира, приобрел очень важное качество - способность мыслить, т.е. отражать в своем сознании окружающий мир, соотносить свое поведение с поведением других людей. Воздействуя на человека, окружающий мир отражается в виде представлений, мыслей, идей, которые, в свою очередь, закрепляются в продуктах человеческой культуры: в языке, нормах морали, обрядах, традициях.
     Развитое сознание формируется у человека только тогда, когда он вовлекается в общественную жизнь, приобщается к ее культурному наследию. Поэтому нельзя рассматривать сознание в отрыве от явлений общественной жизни. "Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди". Понятие "сознание" включает в себя личное (индивидуальное) и общественное сознание.
     Общественное сознание - это целостное духовное явление, которое обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретического) и формы сознания (политическое, нравственное, религиозное).
     Между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие. Выработанные обществом нормы сознания, становятся личными убеждениями человека, основой его поведения.
     В зависимости от характера человеческих отношений общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного и правового сознания.
     Правосознание - это одна из форм общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о праве и его реализации в общественных отношениях.
    1.1.1 Структура правосознания
 
     Структура правосознания состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
     Правовая идеология - это система идей, теорий, научных доктрин, которые отражают правовые явления общественной жизни.
     Ценность правовой идеологии заключается прежде всего в том, что она содержит положения о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права. Этим она оказывает активное влияние на правотворчество и правоприменительную деятельность государства. Например, идея правового государства, прежде чем обрести современную форму и стать моделью идеального правопорядка для многих стран мира, прошла в своем развитии целый ряд изменений. Впервые она сложилась у древних греков в образе города (полиса), который должен был представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону.
     Правовая психология - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.
     Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Например, закон о защите прав потребителей у одних людей может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других - опасение и недоверие. Высокая степень правосознания человека определяется целым рядом психологических свойств, без которых немыслим законопослушный гражданин как субъект правоотношений. К таким свойствам относятся самооценка личности, стыд и совесть.
     Самооценка личности (в правовом аспекте) представляет собой способность человека оценивать свое поведение критически с точки зрения норм действующего права.
     У порядочных людей собственный неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, т.е. внутреннее осознание неприемлемости данного поступка. Но только совесть, в отличие от самооценки и чувства стыда, является тем внутренним переживанием, которое побуждает человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению.
     Анализ этих психологических свойств помогает ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения.
    1.1.2 Характерные черты правосознания
 
     1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реализацию норм права.
     2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.
     Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их требований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нравственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.
     3. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий.
     К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.
     4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и направления их развития.
     Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.
     5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.
     Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заимствование основных положений) римского права средневековым западноевропейским обществом.
    1.1.3 Виды правосознания
 
     Правосознание, в зависимости от уровня правовой культуры и количества субъектов подразделяется на:
     1. Обыденное
     2. Профессиональное
     3. Научное
     Обыденное правосознание, как правило, определяется личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом. Например, человек знает, сколько "дают" за хулиганство или грабеж, какие документы нужны для поступления в ВУЗ и т.д.
     Обыденное правосознание очень ограничено. Это объясняется узостью личного опыта, который, как правило, не выходит за рамки мелких житейских проблем.
     Прямой противоположностью обыденного является профессиональное и научное правосознание. Оно формируется в результате специального обучения в юридических ВУЗах и оттачивается затем в процессе юридической практики.
     1. Общественное
     2. Групповое
     3. Индивидуальное
     Общественное правосознание включает в себя правовые взгляды, идеи и теории, которые отражают типичные свойства правовой действительности общества.
     На основе общественного складывается групповое и индивидуальное правосознание. Прежде чем общественное сознание проникнет в разум отдельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное правосознание становится результатом усвоения группового и общественного правосознания на основе личного опыта человека.
     Эти разновидности правосознания по разному влияют на совершенство законодательства, эффективность работы правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно и точно исполняют нормы права, какие правовые требования они выдвигают.
    1.2 Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием
 
     Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обыденным или научным.
     Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодательства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.
     Однако правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С.С. Алексеев: "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.).
     Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правового нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм.
     Естественно, определенный уровень правовой культуры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспитания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспитания, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.
    1.3 Значение правосознания
 
     Особая общественная роль правосознания проявляется в его активном влиянии на:
     Правотворчество
     Правовые нормы создаются в процессе сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. Определенные интересы и потребности людей, прежде чем воплотиться в юридических нормах, проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы и правоприменительную деятельность. Требования, заключенные в правовых нормах, так же реализуются посредством сознательной и волевой деятельности людей.
     Правоотношения
     Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и т.д.
     Характер этих отношений определяет специфику правил, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, внутрисемейные отношения строятся, как правило, на лично-доверительных и моральных нормах.
     Однако существует особая область человеческих отношений, которая в силу своей социальной значимости помимо моральных и иных норм объективно требует правовой регламентации. Иными словами, такого рода общественные отношения могут быть должным образом урегулированы только при помощи юридических норм. Например, отношения собственности, имеющие огромное значение как для отдельных граждан, так и для Всего общества в целом, лучше всего регулируют нормы права. Правоотношение является лишь определенным видом общественных отношений. Оно определяется нормой права и является специфической формой его выражения.
     Правоотношение - это разновидность общественных отношений, юридическая связь между его участниками, которые взаимодействуют посредством реализации гарантированных законом прав и обязанностей.
     Элементы правоотношения: субъекты, их права и обязанности, объект правоотношения.
     Субъекты правоотношения - это граждане и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями юридических прав и обязанностей.
     Однако в реальной жизни не все люди и организации могут быть субъектами правоотношений. Мера участия в правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.
     Правоспособность - это признанная законом возможность иметь права и нести обязанности.
     У человека она возникает с момента рождения и прекращается его смертью.
     Возраст, психическое и физическое состояние гражданина не влияют на его правоспособность. Правоспособность признается равной за всеми гражданами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).
     Однако правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. Правоспособность выступает предпосылкой приобретения субъективных прав, основой обладания правами. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.
     Дееспособность - это признаваемая нормами права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему юридические права и исполнять возложенные на него юридические обязанности.
     Дееспособность для физического лица наступает с достижением возраста гражданского совершеннолетия. Дееспособность зависит от личных качеств человека, от его способности к обладанию собственной волей, позволяющей совершать разумные действия, понимать и осознавать их последствия и значение. Разумеется, такая способность не может появиться у человека с момента рождения, то есть вместе с правоспособностью. Она приходит к нему постепенно, по мере его взросления, умственного, физического, социального развития. В зависимости от объема дееспособности граждан различают дееспособность полную, неполную (частичную) и ограниченную. Обладая полной дееспособностью, гражданин вправе приобретать и осуществлять своими действиями любые права. Это означает, что лишь полная дееспособность позволяет гражданам собственными действиями реализовать всю свою правоспособность.
     Субъектами правоотношений могут являться физические и юридические лица.
     К физическим лицам относятся граждане определенного государства, иностранцы и лица без гражданства.
     Юридическими лицами признаются различные организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
     В зависимости от социальных функций, которые выполняют юридические лица, они делятся на публичные (государственные организации и учреждения (правительство, парламент, суд, полиция и т.д.) и частные (коммерческий банк, АО и т.д.).
     Все юридические лица, способные участвовать в гражданском обороте, делятся на коммерческие и некоммерческие организации.
     Коммерческими организациями признаются организации, ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Организации, не преследующие цели извлечения прибыли и не распределяющие прибыль между участниками, считаются некоммерческими (п.1 ст.50 ГК РФ).
     Специфическим субъектом правоотношений выступает само государство. Оно является участником международных, государственных, административных и иных правоотношений.
     Объект правоотношения - это то, на что оно воздействует.
     Под объектом правоотношения чаще всего понимают материальные, духовные и иные блага, по поводу которых у субъектов возникают права и обязанности. С этой точки зрения, например, объектом права собственности является вещь.
     Однако с общенаучных позиций в данном случае объектом может быть только то, что способно реагировать на "силовое поле права". Такого рода объектом является сознательно-волевое поведение людей.
     Поэтому с уверенностью можно сказать, что объектом правоотношения является поведение его участников, а материальные, духовные и иные блага являются предметом правоотношения.
     Цель правоотношения - это то, ради чего оно возникает и. осуществляется.
     Граждане, организации, государственные органы, словом, все те, кто является субъектом правоотношений взаимодействуют друг с другом для удовлетворения собственных материальных, духовных и иных потребностей, которые не противоречат нормам права.
     Отсюда следует, что цель правоотношения - это удовлетворение разнообразных законных интересов общества, государства и личности.
    1.4 Правовые институты и организации
 
     Правовой институт - это элемент отрасли права, включающий
     совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.
     Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям.
     По сфере распространения:
     1) отраслевые - это небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки отрасли права. Такие институты объединяются в самостоятельные группы, которые называются по наименованию соответствующей отрасли права, например гражданские, уголовные, финансовые и т.п. в рамках таких групп правовые институты регулируют лишь какое-либо одно или один из его элементов (в уголовно-процессуальном праве известны институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, определяющие правовой статус одного из субъектов уголовно-процессуальных отношений);
     2) межотраслевые институты - существуют и действуют в рамках двух или более отраслей права. Наличие подобных институтов объясняется там, что однородность регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не идеальной, в ней всегда присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению.
     По правовому характеру принято говорить о материальных и процессуальных институтах. Первые регулируют реально складывающиеся между людьми отношения по поводу производства распределения, обмена, передачи материальных благ, реализации субъектами общественных отношений своих прав и свобод. Вторые в свою очередь регламентируют исключительно процедурные, организационные вопросы (порядок разрешения споров, конфликтов, расследование и рассмотрение правонарушений и т.п.), которые тесно связаны с использованием и реализацией индивидами своих прав.
     По выполняемым функциям институты права подразделяют на: регулятивные, учредительные и охранительные. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; учредительные - закрепляют правовой статус субъектов общественных отношений; охранительные - охраняют нормальный ход, и развитие общественных отношений оберегают их от пагубного воздействия с чьей-либо стороны.
     По внутренней структуре выделяют простые (они не содержат в себе каких-либо внутренних образований) и сложные (имеют е составе мелкие самостоятельные элементы — субинституты). 
 
 
 
 

     Заключение 

         В изучении права в последнее время обнаруживается чрезвычайно отрадное явление. Оно стало более углубленным, и вместе с тем оно шире захватывает различные проявления права. Лучшим показателем современного движения в изучении права может служить психологическая теория права. Изучение права как психического явления заставило посмотреть на право с новой стороны и обратить внимание на многое такое, что раньше оставалось вне круга научно-юридического интереса. Более полное и всестороннее изучение права заставляет пересмотреть вопрос и о социальном его характере. На необходимость социально-научного изучения права было обращено внимание еще в семидесятых годах прошлого столетия. Русский научный мир может гордиться тем, что именно в русской научно-юридической литературе раньше других было выдвинуто требование изучать право как социальное явление. Во второй половине семидесятых годов С.А. Муромцев чрезвычайно последовательно разработал стройную социально-научную теорию права. К сожалению, наше научное развитие до сих пор идет какими-то прерывистыми скачками и ему менее всего свойственны преемственность и традиция. На необходимость социально-научного изучения права было обращено внимание в связи с вопросом о социологии, т.е. об особой науке, изучающей законы развития общества. Согласно с общим характером и общими задачами социологии было выдвинуто требование социологического изучения права, направленного на открытие общих причин происхождения и развития права. Такое социологическое изучение права противопоставлялось догматическому его изучению; целью последнего признавалась чисто подготовительная работа, именно описание в правильной системе фактов гражданского права. Не подлежит сомнению, что этим теоретическим требованием была формулирована одна чрезвычайно важная задача познания права. Задача эта сохраняет свое научное значение и до сих пор, тем более что для осуществления ее сделано сравнительно немного. В такой постановке социологическое изучение права есть отрасль юридических наук, аналогичная истории права, только более общая. Подобно истории права это социологически-эволюционное изучение права важно для общего образования юриста, так как оно помогает ему более сознательно относиться к праву.  
 
 

    II часть: Вопросы
 
      Назовите основные исторические этапы становления правоведения.
      Правоведение относится к числу древнейших наук. Первые системные знания о праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля.
      Говоря об этапах становления правоведения, следует упомянуть о возникновении Римского права, которое как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.