На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие и классификация инвестиционных проектов, основные этапы их разработки. Составление бизнес-плана на примере мини-гостиницы ООО Гранд-Отель, обоснование его эффективности. Прогнозирование объема прибыли и оценка прямых материальных затрат.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


83
ВВЕДЕНИЕ

С развитием рыночных отношений в России становится все более очевидным, что нельзя достичь стабильного предпринимательского успеха, оставаясь в рамках прежней системы управления предприятием. Повышение конкурентоспособности предприятий, выход из создавшихся сложных экономических условий требует разработки и применения новых подходов и методов управления, более адекватных современной экономической ситуации в России.
Управление в условиях рынка означает, прежде всего, ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства, поиск новых возможностей для получения наилучших результатов с наименьшими затратами. Переход от административно-командной модели управления к модели рыночной невозможен без серьезного изменения содержания и направленности такой важнейшей функции управления предприятием как планирование.
Планы помимо инструментов распределения ресурсов, средства контроля и оценки деятельности предприятий должны выполнять функции экономического прогнозирования, служить основой выработки долгосрочного курса действий, поиска наиболее эффективных путей достижения стратегических целей предприятия.
В настоящее время в связи с постепенно возрастающей инвестиционной активностью предприятий, связанной с решением их долгосрочных программ, возрастает роль и значение методики и принципов составления бизнес-плана, как основного документа, позволяющего дать целостную, системную оценку инвестиционного проекта. Ведь совершенствование методов оценки вариантов не менее важно, чем поиск самих вариантов капиталовложений. В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много, и предприятие может прорабатывать большое количество инвестиционных проектов. Благополучие же фирмы зависит от того, насколько грамотно и корректно составлен бизнес-план проекта, насколько достоверно определена экономическая эффективность инвестиций. Этим определяется актуальность темы данной дипломной работы, в которой рассмотрены основные принципы составления бизнес-плана инвестиционного проекта.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно - инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план - одновременно поисковая, научно - исследовательская и проектная работа.
Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.
Предметом данной дипломной работы является изучение методики разработки инвестиционного проекта.
Объектом данной дипломной работы является - ООО «Гранд-Отель»
Цель дипломной работы - разработать инвестиционный проект мини гостиницы в Ростове-на-Дону.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и классификация инвестиционных проектов;
- изучить этапы разработки инвестиционных проектов;
- дать характеристику бизнес-плану инвестиционного проекта;
- изучить показатели оценки эффективности инвестиционных проектов;
- рассмотреть особенности российского рынка гостиничного бизнеса;
- разработать инвестиционный проект на примере мини-гостиницы ООО «Гранд-Отель»;
- обоснование эффективности бизнес-плана.
Структурно дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений
1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 Понятие и классификация инвестиционных проектов

Термин «инвестиция» входит в число наиболее часто используемых понятий в экономике, в особенности в экономике, находящейся в процессе трансформации или испытывающей подъем. Это понятие происходит от латинского investio - одеваю и подразумевает долгосрочное вложение капитала в экономику внутри страны и за границей. В руководствах по инвестиционной деятельности его, как правило, трактуют в широком смысле, понимая под инвестицией «расходование ресурсов в надежде на получение доходов в будущем, по истечении достаточно длительного периода времени» Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: Проспект,2004 г..
Традиционно различают два вида инвестиций - финансовые и реальные. Первые представляют собой вложение капитала в долгосрочные финансовые активы - паи, акции, облигации; вторые в развитие материально-технической базы предприятии производственной и непроизводственной сфер. За реальными инвестициями в российском законодательстве закреплен специальный термин - капитальные вложения, под которыми понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, цроектно-изыскательские работы и другие затраты. Инвестиционная деятельность имеет исключительно важное значение, поскольку создает основы для стабильного развития экономики в целом, отдельных ее отраслей, хозяйствующих субъектов. Не случайно поэтому она регулируется на уровне страны и отдельных субъектов РФ. Основным регулятивом в отношении реальных инвестиций на уровне страны является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Россииской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложении».
Реальные инвестиции, как правило, оформляются в виде так называемого инвестиционного проекта. Согласно Закону № 39-ФЗ «инвестиционный проект есть обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)» Ильинская Е.М. Инвестиционная деятельность. - С-Пб.: Финансы и статистика 2003 г..
Таким образом, инвестиционный проект трактуется как набор документации, содержащий два крупных блока документов Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: Проспект,2004 г.:
- документально оформленное обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, включая необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством РФ и утвержденную в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
- бизнес-план как описание практических действий по осуществлению инвестиций.
Однако на практике инвестиционный проект не сводится к набору документов, а понимается в более широком аспекте - как последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, их реальным вложением, введением мощностей в действие, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении. В этом случае инвестиционному проекту свойственна определенная этапность, т. е. он развивается в виде предусмотренных фаз (стадий), а набор документов, обосновывающих его целесообразность и эффективность, выступает лишь одним из элементов, хотя и ключевых, проекта в целом.
Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и утвержденным в установленном порядке стандартам (нормам и правилам), запрещены Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд. «Демо», 2006 г..
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложении и другие лица. Инвесторами, т. е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).
Пользователями объектов капитальных вложений могут выступать как инвесторы, так и любые физические и юридические лица, и том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.
Субъекту инвестиционной деятельности законом разрешено совмещение функций двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности, самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных инвестиций, а также осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем инвесторы несут ответственность за нарушение законодательства РФ и обязаны в установленном порядке возместить убытки в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Государство не только регулирует инвестиционную деятельность, но и гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; защиту капитальных вложений.
С позиции управленческого персонала компании инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям (рис. 1.1).
Предназначение инвестиции - это ключевой признак при классификации проектов, в соответствии с которым можно выделить семь основных причин инвестирования, а, следовательно, и групп проектов: (1) инвестиции в повышение эффективности производства; (2) инвестиции в расширение действующего производства; (3) инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса; (4) инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта; (5) инвестиции в исследования и разработку новых технологий; (6) инвестиции преимущественно социального предназначения; (7) инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: Проспект,2004 г..
- крупные - сокращение затрат - независимость - рисковость
- традиционные - получение доходов - альтернативность - безрисковость
- мелкие - снижение риска - комплементарность
- повышение эффективности производства и сбыта - замещение - ординарность
- расширение производства - новое знание (технология) - неординарность
- создание нового производства - политико-экономический эффект
- выход на новые рынки - социальный эффект
- разработка новых технологий
- решение социальных задач
- исполнение требований
законодательства
Рис. 1.1 Виды классификации инвестиционных проектов
1) Инвестиции в повышение эффективности производства. Логика данных проектов совершенно очевидна. Деятельность любой фирмы связана прежде всего с извлечением прибыли, представляющей собой превышение доходов над затратами. Первый фактор - доходы - с позиции фирмы управляем лишь частично, поскольку существенную роль играет конкурентная среда. Второй фактор - затраты - уже более управляем, по крайней мере, путем выбора ресурсосберегающих технологий, более экономичного оборудования, лучшей организации труда, повышения квалификации работников и т. п. можно добиться относительного сокращения затрат, а следовательно, повышения эффективности производства. Примером подобного инвестиционного проекта может служить, например, проект, связанный с внедрением новой схемы ресурсопотоков, позволяющий повысить оборачиваемость средств в производственных запасах.
2) Инвестиции в расширение действующего производства. В данном случае речь идет о банальном наращивании производственных мощностей ввиду возрастающей емкости рынков сбыта. Докупается аналогичное по техническим характеристикам оборудование, доукомплектовывается штат работников, расширяются закупки сырья и материалов у традиционных поставщиков.
3) Инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса. Одним из ключевых требований рациональной организации бизнеса является его диверсификация, смысл которой заключается в развитии в рамках фирмы производств, различающихся видом продукции. Две основные причины: во-первых, сглаживается колебание прибыли по годам (спад в одном секторе экономики может сопровождаться ростом в другом) и, во-вторых, осваиваются новые перспективные секторы, потенциально обещающие прибыль в будущем. Примерами подобных проектов являются строительство автомобилестроительной компанией линий по ремонту бывших употреблении шин и по производству новых покрышек. Логика здесь очевидна - в зависимости от платежеспособного спроса населения либо первый, либо второй проект будет давать относительно больший доход, однако в любом случае потенциальные клиенты не будут потеряны независимо от экономической ситуации.
4) Инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта. Подобные проекты чаще всего предусматривают расширение производства (если нет перенасыщенности производимой продукцией традиционного рынка), вместе с тем они имеют и определенную специфику, Суть ее заключается в том, что при расширении рынков сбыта принципиальные конструктивные изменения в продукцию не вносятся, но могут быть некритические изменения и доработки, обусловленные, например, национальными, климатическими и другими особенностями нового рынка. Кроме того, появляется необходимость в развитии средств доставки, рекламы, обслуживания и др.
5) Инвестиции в исследования и разработку новых технологий. Подобные проекты в современном динамично развивающемся мире играют исключительно важную роль. Крупные компании тратят весьма солидные суммы на исследования и разработки, отчетливо понимая, что результат реализации подобных проектов не является предсказуемым.
6)Инвестиции преимущественно социального предназначения. Цель подобных инвестиций - обеспечение некоторого социального преимущества, хотя достижение косвенного экономического эффекта не исключается. Примеры подобных проектов - строительство домов отдыха, спортивных центров и др. Подобные проекты носят очевидно затратный характер и потому осуществляются либо государственными и муниципальными органами, либо крупными фирмами.
7) Инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона. Инвестиции в рамках ранее рассмотренных групп с очевидностью носят инициативный характер, т. е. инвестор, руководствуясь собственными аргументами, принимает решение о целесообразности разработки и реализации того или иного проекта. Однако могут быть и другие ситуации, когда инвестор вынужден внедрять некий проект. В частности, любое государство в той или иной степени озабочено состоянием здоровья нации, духовным и интеллектуальным развитием граждан. В связи с этим периодической ревизии подвергайся требования к бизнесу в отношении сохранения окружающей среды, повышения безопасности пользования производимой продукцией, степени эксплуатации работников и др. Особенно существенны требования и ограничения экологического характера, в связи с чем предприятиям приходится тратить значимые суммы на удовлетворение подобных требований. Соответствующие инвестиции могут быть как самостоятельными проектами, так и субпроектами в рамках крупной инвестиционной программы. Изначально инициатором таких проектов выступает государство, однако по мере социально-экономического прогресса сами компании и общественные организации могут инициировать соответствующие капиталовложения.
Инвестиционные проекты существенно разнятся по объему требуемых инвестиций, продолжительности периода освоения капиталовложений, сроку «эксплуатации» проекта. На практике это находит отражение в классификации проектов на крупные, традиционные и мелкие, причем обычно в качестве критерия отнесения проекта к той или иной группе берется объем капиталовложений. Безусловно, эта и некоторые подобные ей классификации проектов не являются строго определенными, т. е. в известном смысле они достаточно условны. Иными словами, какой проект считать традиционным, а какой мелким - сугубо частное дело, т. е. соответствующих строгих критериев не может существовать в принципе. В частности, градация проектов по объему требуемых инвестиций чаще всего зависит от размеров самой компании, поскольку очевидно, что в солидной финансово-промышленной группе и небольшом заводе по производству мебели используемые критерии отнесения анализируемого проекта к крупному или мелкому существенно разнятся. Несмотря на известную условность смысловая нагрузка подразделения проектов на крупные, традиционные и мелкие достаточно существенна. Дело в том, что проекты из разных групп, как правило, находятся в компетенции руководителей различного уровня. Так, в крупной фирме является обычной практика ограничения объема капиталовложений, которым вправе распоряжаться менеджер того или иного уровня; что касается амбициозных и затратоемких проектов, то решение об их целесообразности обычно принимается на самом высоком уровне Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд. «Демо», 2006 г..
Существуют и другие причины, обусловливающие необходимость рассматриваемой классификации; это, в частности, поиск соответствующих источников финансирования, различие в оценке риска и последствий в случае того или иного развития событий на рынке товаров и услуг и т. п. Так, если мелкий проект может быть профинансирован за счет собственных источников, то для реализации крупного проекта необходимо привлечение дополнительных источников, что связано с оценкой риска, необходимостью обеспечения полученных кредитов и займов, оценкой средневзвешенной стоимости источников и др.
Цели, которые ставятся при оценке проектов, могут быть различными, а результаты, получаемые в ходе их реализации, не обязательно носят характер очевидной прибыли. Могут быть проекты, сами по себе убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам и др. Как уже неоднократно отмечалось, во многих экономически развитых странах очень остро ставится вопрос об охране окружающей среды и обеспечении безопасности продукции компаний для пользователей и природы (нередко крупные компании включают в аналитические разделы своих годовых отчетов соответствующую информацию о капитальных и эксплуатационных затратах в этом направлении). В этом случае традиционные показатели эффекта, а также критерии оценки целесообразности принятия проекта, основанные на формализованных алгоритмах, могут уступать место неким неформализованным критериям.
Несложно обособить шесть видов эффекта Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд. «Демо», 2006 г.:
1) Наращивание объемов производства. Проекты этого типа ориентированы на расширение традиционного производства. Здесь эффект - в увеличении доли рынка продукции, контролируемой данной фирмой, и в получении дополнительных прибылей при сохранении уровня рентабельности продукции. На самом деле и в этом случае может иметь место рост рентабельности, в частности, могут проявляться эффект от масштаба и относительное снижение общепроизводственных расходов. Подобные проекты носят рутинный характер.
2) Сокращение затрат. Проекты данного типа имеют цель сокращение затрат либо по какому-нибудь действующему производству (технологической линии, производственному участку), либо по компании в целом. Поскольку прибыль - это разница между доходами и затратами, то при прочих равных условиях сокращение затрат приводит к росту прибыли и рентабельности (естественно, речь идет об обоснованном снижении затрат). Пример - внедрение технологии оптимального раскроя материалов, переоснащение материально-технической базы менее энергоемким оборудованием. Подобные проекты носят в основном вспомогательный, обеспечивающий характер.
3) Снижение риска производства и сбыта. Проекты этой группы имеют цель снижение рисковости производственной и коммерческой деятельности фирмы. В качестве примеров можно привести проекты, связанные с переоснащением компании более надежным оборудованием, внедрением менее рисковой технологии снабжения сырьем и материалами, внедрением технологии контроля за состоянием и тенденциями изменения на рынке продукции и др. Эти проекты не приносят непосредственно идентифицируемой с ними прибыли, однако они сопровождаются косвенным экономическим эффектом.
4) Новое знание (технология). Выше упоминалось о проектах инновационного характера, направленных на формирование нового знания. Подобные проекты с очевидностью носят затратный характер, вместе с тем предполагается, что впоследствии при внедрении разработок в практику будет получен и экономический эффект.
5) Политико-экономический эффект. Проекты этой группы, как правило, имеют место при освоении новых рынков сбыта и в той или иной степени предназначены для решения задач, имеющих прежде всего политическую подоплеку. Логика достаточно очевидна - через постепенное расширение сегмента нового рынка осуществить внедрение собственной идеологии в различных сферах, в том числе и в сфере бизнеса. Безусловно, при идентификации подобных проектов речь идет именно о политико-экономическом эффекте, достижение политических целей подразумевает и получение в конечном итоге экономических «дивидендов».
6) Социальный эффект. Проекты, предназначенные для получения социального эффекта, не являются какой-то редкостью; безусловно, они имеют место, прежде всего, при реализации государственных и муниципальных программ, однако и в крупных компаниях подобные проекты достаточно обыденны. Можно упомянуть о проектах, связанных с повышением квалификации работников фирмы, строительством центров релаксации и физического развития. Например, фирмы так называемой «большой пятерки» имеют учебные центры переподготовки кадров, на строительство и поддержание деятельности которых затрачиваются немалые денежные суммы. Вместе с тем при надлежащем развитии системы переподготовки кадров деятельность подобных центров становится оправданной не только в социальном, но и в экономическом смыслах.
Весьма важным в анализе инвестиционных проектов является выделение различных отношений взаимозависимости. Два анализируемых проекта называются независимыми, если решение о принятии одного из них не сказывается на решении о принятии другого. Если два и более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, т. е. принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся проекты должны быть отвергнуты, то такие проекты называются альтернативными, или взаимоисключающими Подразделение проектов на независимые и альтернативные имеет особо важное значение при комплектовании инвестиционного портфеля в условиях ограничений на суммарный объем капиталовложений. Величина верхнего предела объема выделяемых средств может быть в момент планирования неопределенной, зависящей от различных факторов, например суммы прибыли текущего и будущих периодов. В этом случае обычно приходится ранжировать независимые проекты по степени их приоритетности.
С любым проектом увязывается денежный поток как череда инвестиций и поступлений. Поток называется одинарным, если он состоит из исходной инвестиции, сделанной одновременно или в течение нескольких последовательных базовых периодов, и последующих притоков денежных средств; если притоки денежных средств чередуются в любой последовательности с их оттоками, поток называется неординарным. Выделение ординарных неординарных потоков чрезвычайно важно при выборе того или того критерия оценки, поскольку, не все критерии справляются с ситуацией, когда приходится анализировать проекты с неординарными денежными потоками Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: Проспект,2004 г..
Отношение к риску. Инвестиционные проекты различаются по степени риска: наименее рисковы проекты, выполняемые по государственному заказу; наиболее рисковы проекты, связанные с созданием новых производств и технологий Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд. «Демо», 2006 г..
1.2 Этапы разработки инвестиционных проектов

Прежде чем инвестировать средства, необходимо разработать инвестиционный проект, позволяющий оценить потребность в инвестициях, дать прогноз их доходности и на основании этой информации принять инвестиционное решение.
Инвестиционный проект - это программа мероприятий по осуществлению капиталовложений с целью получения в дальнейшем прибыли на инвестированный капитал Валдайцев С.В. Инвестиции - М.: Проспект,2004 г..
Каждый проект обладает своим жизненным циклом. Жизненный цикл проекта - это период времени, за который реализуются его цели. Жизненный цикл состоит из нескольких стадий, через которые проходит любой инвестиционный проект в своем развитии. Укрупнено можно выделить следующие стадии внутри жизненного цикла: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную Ильинская Е.М. Инвестиционная деятельность. - С-Пб.: Финансы и статистика 2003 г..
На первой стадии осуществляется разработка инвестиционного проекта, на последующих, соответственно, - необходимые капиталовложения и реализация инвестиционного проекта.
Прединвестиционная фаза является крайне важной, поскольку именно от нее зависит успех последующей реализации инвестиционного проекта. Обычно разработка проекта занимает много времени и сопряжена со значительными расходами, которые могут составлять от 0,8% до 5,0%, а в некоторых случаях даже до 10-15% от стоимости проекта в зависимости от его специфики, масштабов и объемов привлекаемых средств. Однако, нужно понимать, что подобные затраты являются своего рода инвестициями, так как позволяют в дальнейшем сэкономить значительные средства, в том числе отклонив заведомо нежизнеспособный проект.
Разработка проекта осуществляется в несколько этапов. Каждый последующий этап является более информативным, чем предыдущий. Эти этапы достаточно условны, между ними нет четких границ. Тем не менее, очень важно четко представлять себе последовательность действий в ходе разработки проекта.
Полученные на каждом этапе разработки проекта результаты и соответствующие выводы служат основанием либо для отклонения проекта, либо для перехода на следующую стадию его подготовки. Подобный поэтапный подход позволяет сократить затраты времени и средств на разработку проекта. Можно выделить следующие этапы разработки инвестиционного проекта Бирман Г., Экономический анализ инвестиционных проектов, перевод с англ. М: «Юнити», 2005 г.:
Поиск 6изнес-идей и/или возможностей инвестирования. Выбор вариантов инвестирования, определение сферы деятельности, которой будет принадлежать проект, определение необходимости разработки бизнес-плана проекта
Предварительная подготовка инвестиционного проекта. Установление критериев оценки эффективности, определение предварительной состоятельности проекта, его осуществимости, разработка предварительного бизнес-плана.
Изучение проекта с точки зрения его осуществимости и принятие решения об инвестировании. Подтверждение осуществимости проекта, выработка схемы финансирования, разработка бизнес-плана проекта, принятие решения об инвестировании.
Куда вложить деньги - главный вопрос, который возникает на первом этапе разработки инвестиционного проекта. Очень важным здесь является найти стоящую идею или выбрать самую лучшую из предложенных, а также определить цели и задачи проекта. Если на данном этапе выдвигаются одинаково привлекательные, на первый взгляд, 6изнес-идеи, можно начать разрабатывать несколько инвестиционных проектов для того, чтобы в дальнейшем отобрать наиболее эффективный из них. Надо отметить, что уже на первом этапе желательно иметь представление о том, насколько реальна предложенная бизнес-идея.
К следующему этапу разработки инвестиционного проекта переходят после того, как 6ыла отобрана, сформулирована и одобрена концепция проекта. На втором этапе осуществляется предварительная проработка проекта и анализ его осуществимости с финансовой, маркетинговой, технической, организационной и других точек зрения. В результате разрабатывается предварительный 6изнес-план проекта. Для того чтобы его составить, а также на последующем этапе оценить эффективность проекта, нужно подготовить информацию о возможных доходах, эксплуатационных и инвестиционных затратах, необходимых для его реализации, а также о возможных источниках финансирования. Полученный на данном этапе «эскизный» вариант бизнес-плана будет еще неоднократно дорабатываться.
Тем не менее, необходимо отметить, что в ряде случаев, особенно если речь идет о проекте, не требующем значительных капиталовложений, такой бизнес-план может оказаться окончательным документом, на основе которого и будет приниматься решение об инвестировании.
На последнем этапе ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и/или кредиторами об условиях и объемах вложения средств в проект, а также с партнерами о характере и условиях их участия в проекте. Затем осуществляется выбор оптимальной схемы финансирования, оценивается эффективность проекта, формируется финансовый план проекта и разрабатывается окончательный вариант бизнес-плана, на основании которого принимается решение об инвестировании средств в проект. Оценка эффективности проекта является необходимой, как в случае финансирования за счет внешних, так и за счет внутренних источников, так как позволяет понять, стоит ли вообще вкладывать деньги в проект Попов В.М., Ляпунова С.И. Бизнес-планирование. М.: Финансы и статистика, 2006 г..
На первом и втором этапах проект рекомендуется рассматривать независимо от предприятия. На последнем этапе, при выработке схемы финансирования нужно учесть финансовое положение предприятия, которое разрабатывает проект, так как решение о финансировании и его источниках принимается на уровне предприятия в целом.
Одним из самых важных вопросов в процессе разра6отки инвестиционных проектов является поиск и сбор достоверной и исчерпывающей информации, необходимой для того, чтобы разработанный проект был реалистичен, а принятые предпосылки вполне обоснованными. В конечном итоге, от качества полученной и использующейся информации зависит качество разработки проекта, а значит и его успешное осуществление.
Документом, который получают на выходе, является готовый и утвержденный бизнес-план, в котором описывается инвестиционный проект и обосновываются все принятые в ходе разработки проекта финансовые, маркетинговые, технические и др. решения Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд. «Демо», 2006 г..
1.3 Бизнес-план инвестиционного проекта

Для определения состава и сроков осуществления различных мероприятий в рамках инвестиционной политики и обеспечения их финансовыми ресурсами предприятия разрабатывают бизнес-планы инвестиционных проектов, которые после проведения экспертизы утверждаются их дирекцией и служат руководством для практической деятельности Ильинская Е.М. Инвестиционная деятельность. - С-Пб.: Финансы и статистика 2003 г..
Бизнес-план представляет собой стандартный для индустриально развитых стран документ, в котором подробно обоснована концепция реального инвестиционного проекта и приведены его основные параметры. Этот документ представляет собой своеобразный программный продукт, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи пользователям во времени и пространстве. Бизнес-план предназначен для доведения деловой информации до всех заинтересованных участников инвестиционного проекта: потенциальных инвесторов и кредиторов, экспертов, местной администрации и т. д. Понимание бизнес-плана как документа связано также с закрытостью всей содержащейся в нем информации, что подтверждается соответствующей записью ответственных лиц. Прежде всего бизнес-план используют для обоснования долгосрочных инвестиционных решений, связанных с мобилизацией внешних источников финансирования для осуществления выпуска новой продукции посредством создания новых производственных мощностей или увеличения ее изготовления на базе технического перевооружения или реконструкции действующего производства Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. - М.: Филинъ, 2006 г..
Главное здесь состоит в том, что в бизнес-плане во всех случаях дают обоснование инвестиций в реальные активы - здания, сооружения, машины и оборудование и др. При его разработке руководствуются принципами комплексности и системности. Комплексность означает полноту содержащейся в бизнес-плане информации (экономической, технической, маркетинговой, правовой, финансовой и др.). Системность предполагает изложение по определенной схеме (системе, построенной в соответствии с внутренней логикой описания проекта и доказательства эффективности его реализации потенциальным инвестором). Слово «бизнес» выражает учет рыночного окружения производственно-коммерческой деятельности предприятия, реализующего инвестиционный проект.
Современная практика свидетельствует о том, что предприятие для осуществления реального инвестирования должно иметь четкое представление о следующих ключевых параметрах Еленева Ю.А., Коршунова Е.Д. Разработка бизнес-плана предпринимательского проекта. М, 2005 г.:
- масштаб своей производственной и коммерческой деятельности;
- сырьевое, техническое и кадровое обеспечение своего проекта;
- объемы необходимых капитальных вложений и сроках их возврата;
- финансовые ресурсы, привлекаемые для реализации проекта;
- риски, связанные с данным проектом, и способах защиты от них.
Наряду с перечисленными показателями существенное значение для разработки бизнес-плана имеют сведения об экономическом окружении проекта. В состав этих сведений обычно включают Еленева Ю.А., Коршунова Е.Д. Разработка бизнес-плана предпринимательского проекта. М, 2005 г.:
- прогнозную оценку общего индекса инфляции и прогноз абсолютного или относительного (по отношению к общему индексу инфляции) изменения цен на отдельные продукты (услуги) и ресурсы на весь период реализации проекта;
- прогноз изменения обменного курса валюты или индекса внутренней инфляции иностранной валюты на весь период реализации проекта;
- сведения о системе налогообложения (налогооблагаемая база, ставка налога, периодичность выплат налога, льготы по налогу, распределение налоговых платежей между бюджетами различных уровней).
В инвестиционном проектировании потребность в оценке финансового состояния предприятий возникает, когда Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. - М.: Филинъ, 2006 г.:
- в проектных материалах необходимо отразить устойчивое финансовое положение участника проекта, его способность выполнять принимаемые на себя финансовые обязательства;
- оценивают эффективность проекта, реализуемого на действующем предприятии. В данном случае анализ проводят по предприятию в целом, чтобы убедиться в том, что реализация проекта не ухудшит финансовое состояние предприятия.
Подходы к разработке и изложению бизнес-плана дифференцируют исходя из характера инвестиционных проектов. Для крупных проектов, требующих значительных объемов капиталовложений, а также для проектов, связанных с производством и внедрением на рынок принципиально новой продукции, составляют развернутый бизнес-план. Для небольших проектов достаточно разработать краткий вариант этого документа (10-15 страниц).
В деловой практике сложились определенные требования к этому документу, соблюдение которых делает его наглядным и удобным в применении. К таким требованиям можно отнести Попов В.М., Ляпунова С.И. Бизнес-планирование. М.: Финансы и статистика, 2006 г.:
- целевую направленность, так как бизнес-план должен отражать конечную цель осуществления инвестиционного проекта;
- многофункциональное назначение, так как его информацией могут пользоваться различные категории заинтересованных лиц;
- краткость и логичность изложения информативного материала (текста, расчетов, рисунков и таблиц);
- достоверность проводимой в этом документе информации, поскольку все его положения и выводы должны базироваться на собственных исследованиях инициатора проекта и внешних информативных источниках;
- строгую последовательность изложения материала, которая является общепринятой и приведена ниже в форме отдельных разделов, каждый из которых характеризует различные аспекты инвестиционного проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта может иметь следующую примерную структуру Еленева Ю.А., Коршунова Е.Д. Разработка бизнес-плана предпринимательского проекта. М, 2005 г.:
- титульный лист;
- вводная часть (резюме);
- обзор состояния отрасли, к которой относится предприятие;
- производственный план (продукция, услуги и др.);
- анализ рынка и план маркетинга;
- организационный план;
- оценка риска и страхование инвестиций;
- финансовый план;
- стратегия финансирования;
- оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта;
- приложения.
Финансовый план является одним из ключевых разделов бизнес-плана.
Условием успеха инвестиционного проекта служит положительное значение общего сальдо денежного потока, которое находят суммированием итоговых сальдо производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Следовательно, для предприятия, осуществляющего инвестиционный проект, экономический эффект от его реализации определяют суммой годовых значений общего сальдо за расчетный период.
Сопоставимость разновременных платежей и поступлений в период осуществления инвестиционной политики достигается за счет приведения их к первому (базовому) году, т. е. на основе дисконтирования. Дисконтирование денежных потоков (платежей и поступлений) и определение их сальдо необходимо для более обоснованной оценки будущего эффекта реализации инвестиций (в форме чистого дисконтированного дохода - ЧДД).
Стратегия финансирования инвестиционного проекта завершает изложение финансового раздела бизнес-плана. Реальные проекты в рамках инвестиционной политики предприятия целесообразно согласовывать между собой по объемам выделяемых финансовых ресурсов и срокам реализации исходя из критерия достижения максимального общего экономического эффекта, получаемого в процессе инвестирования.
Собственные средства, направляемые на финансирование инвестиционной деятельности, могут состоять из Горохов М.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ: Как привлечь деньги. - М.: Филинъ, 2006 г.:
- свободных денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банках к началу реализации инвестиционных проектов;
- части дохода в форме чистой прибыли и амортизации, реинвестируемой в процессе осуществления инвестиционных проектов;
- денежных средств от реализации излишнего и выбывшего имущества и недоамортизированных основных средств предприятия при перепрофилировании его производства;
- средств, полученных от дополнительной эмиссии акций предприятия, и др.
Выбор варианта привлечения кредитов и займов как источников финансирования инвестиционных проектов (объем привлекаемых средств, процентная ставка по кредитам и займам, начало и конец выплаты процентов и погашения основного долга по ним) ориентирует на получение максимального экономического эффекта от собственных средств, направляемых на цели инвестирования.
Оценку результативности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта, производят по показателям коммерческой и бюджетной эффективности. Важнейшей характеристикой коммерческой эффективности проектов является срок (период) окупаемости капитальных затрат (в годах или месяцах), а бюджетной эффективности - отношение объема поступлений в бюджет к объему ассигнований из бюджета.
Срок окупаемости собственных средств, направляемых на финансирование инвестиционного проекта, равен периоду от начала предоставления средств до момента, когда объем собственных средств сравняется с накопленной суммой амортизации и остатка прибыли (после уплаты налогов, погашения кредитов, выплат процентов по ссудам и дивидендов по акциям).
Срок окупаемости инвестиционного проекта в целом (затрат за счет всех источников финансирования) равен периоду от начала инвестирования до момента, когда объем капиталовложений сравняется с суммарным объемом амортизационных отчислений и чистой прибыли Попов В.М., Ляпунова С.И. Бизнес-планирование. М.: Финансы и статистика, 2006 г..
В случае привлечения различных источников финансирования объектов, возводимых в рамках инвестиционной программы предприятия, предусматривают приемлемое для всех партнеров (участников) распределение платежей на протяжении периода реализации проектов. В случае привлечения заемных средств обеспечивают минимальные процентные платежи и максимальные сроки их погашения.
Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов тесно связана с выбранной предприятием стратегией управления портфелем реальных инвестиций.
1.4 Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов

Ключевыми показателями, используемыми для оценки эффективности инвестиционных проектов в России, являются Фальцман В.К Оценка инвестиционных проектов и предприятий. - М:.Тезис - 2006 г.:
1. Чистый доход.
2. Чистый дисконтированный доход.
3. Внутренняя норма доходности.
4. Потребность в дополнительном финансировании.
5. Индексы доходности затрат и инвестиций.
6. Период окупаемости инвестиций.
7. Оценка показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-участника проекта (показатели финансовой устойчивости, доходности, деловой и рыночной активности).
При оценке эффективности каждого инвестиционного проекта необходимо установить степень его финансовой реализуемости. Данный параметр (принимает два значения - «да» или «нет») выражает наличие финансовых возможностей для реализации проекта. Требование финансовой реализуемости предполагает необходимый объем финансирования проекта. При наличии его финансовой нереализуемости схема финансирования проекта должна быть пересмотрена. Финансовую реализуемость проверяют для консолидированного капитала всех участников (включая инвесторов, кредиторов и государство). Денежные потоки, поступающие от каждого участника в данный проект, являются притоками (показываются со знаком «плюс»), а денежные потоки, поступающие каждому, участнику из проекта, - оттоками (берутся со знаком «минус»). Кроме того, рассматривают денежный поток самого проекта. В данном случае сумма потоков из выручки от продаж и прочих доходов считается притоком и записывается со знаком «плюс». Напротив, инвестиционные и производственные расходы (исключая налоги) показывают как оттоки денежных средств со знаком «минус». Правило: проект является финансово реализуемым, если на каждом шаге расчета алгебраическая сумма (с учетом знаков) притоков всех участников и денежного потока проекта является неотрицательной величиной Мелкулов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. - М.: ИКЦ «ДИС», 2007 г..
Условия финансовой реализуемости и показатели эффективности определяют на базе денежного потока (ДПт), конкретные составляющие которого зависят от вида оцениваемого объекта Фальцман В.К Оценка инвестиционных проектов и предприятий. - М:.Тезис - 2006 г..
На разных стадиях расчетов исходя из их целей и специфики финансовой реализуемости инвестиционные проекты оценивают в текущих или прогнозных ценах. Текущими называют цены, заложенные в проект без учета инфляции. Прогнозными считают цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета. Дефлированными называют прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции. Чистым доходом (ЧД - Net Value, NV) считают накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:
(1.1)
где суммирование распространяют на все шаги расчетного периода.
Наибольшее распространение на практике получил показатель чистого дисконтированного дохода (ЧДД - Net Present Value, NPV), т. е. накопленного дисконтированного эффекта за период времени. ЧДД определяют по формуле:
(1.2)
где аm - коэффициент дисконтирования, доли единицы.
ЧД и ЧДД показывают превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта (без учета и с учетом неравноценности эффектов, относящихся к различным моментам времени). Указанные показатели для всех характеристик эффективности должны быть положительными. При сравнении по этим параметрам различных вариантов одного и того же проекта предпочтение отдают варианту с наиболее высоким значением ЧДД (при выполнении условия его положительности). Находим:
Дисконт проекта = ЧД - ЧДД. (1.3)
Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора необходимо, чтобы ЧДД был положительным (УДД > 0).
На практике встречаются случаи, когда имущество, вкладываемое в проект с целью постоянного использования, но созданное до начала его реализации, рекомендуют учитывать в составе денежных потоков по альтернативной стоимости. Она выражает максимальную дисконтированную упущенную выгоду от альтернативного использования (т. е. применения в других проектах) данного имущества.
При оценке альтернативной стоимости имущества целесообразно рассмотреть следующие альтернативные варианты его использования:
- продажа (реализация на сторону);
- передача другому лицу в аренду;
- вложение в эффективные альтернативные проекты.
Упущенную выгоду (доход) от продажи имущества оценивают с помощью цены, по которой это имущество может быть продано (за вычетом затрат, связанных с его реализацией). При необходимости данную цену дисконтируют к моменту начала использования имущества в рассматриваемом проекте. Если цена продажи зависит от момента реализации имущества, то этот момент принимают в расчет таким образом, чтобы дисконтированная упущенная выгода (доход) была максимальной. Упущенную выгоду от сдачи имущества в аренду определяют с помощью дисконтированной суммы арендных платежей арендатора за вычетом затрат на капитальный ремонт и иных расходов, которые по условиям аренды должен производить арендодатель. Указанные доходы и расходы учитывают за период использования имущества в рассматриваемом проекте.
Упущенную выгоду от использования имущества (Ву) в эффективном альтернативном проекте устанавливают по формуле:
(1.4)
где ЧДДm - чистый дисконтированный доход альтернативного проекта, вычисленный при условии безвозмездного вложения имущества в данный проект; ЧДДm - чистый дисконтированный доход альтернативного проекта, вычисленный при условии реализации этого проекта без вложений данного имущества (ЧДД1т > 0).
Внутренняя норма доходности (ВНД - Internal Rate of Return, IRR) характеризует рентабельность проекта. В проектах, начинающихся с инвестиционных затрат и имеющих положительный ЧД, внутренней нормой доходности называют положительное число г, если:
1. При норме дисконта г = гх чистый дисконтированный доход проекта обращается в ноль.
2. Это число единственное.
В более общем случае внутренней нормой доходности называют также положительное число г, которое при норме дисконта г = г. обращает чистый дисконтированный доход ( ЧДД) проекта в ноль. При все больших значениях г - отрицателен, при все меньших значениях г - положителен. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, считают, что ВНД не существует.
ВНД определяют как неотрицательную величину из уравнения:
(1.5)
где аm - коэффициент дисконтирования (при норме дисконта г), доли единицы.
Если все притоки и оттоки денежных средств происходят в начале конца каждого шага, а приведение осуществляют к началу (концу) нулевого шага, то уравнение имеет вид:
(1.6)
где ДПm - сальдо денежного потока (накопленный эффект) за расчетный период; г - норма дисконта или ставка доходности, доли единицы; tm - продолжительность расчетного периода (число лет).
Для определения ВНД необязательно знать заранее норму дисконта, поскольку ее находят обычным подбором показателей. Если уравнения 1.5 и 1.6 не имеют неотрицательных решений или имеют более одного такого решения, то ВНД подобного проекта не существует.
Для оценки эффективности проекта значение ВНД целесообразно сравнивать с нормой дисконта г. Проекты, у которых ВНД < г, имеют отрицательный ЧДД и поэтому неэффективны.
ВНД может быть использовано также:
1. Для экономической оценки проектных решений, если известны приемлемые значения ВНД у проектов данного типа;
2. Для оценки устойчивости проекта при разности ВНД - г,
3. Для определения участниками проекта нормы дисконта г по данным о внутренней норме доходности альтернативных направлений вложения капитала или собственных средств.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта за первые 10 шагов расчетного периода рекомендуют использовать следующие формулы:
1. Текущий чистый доход (ЧД(r)) или накопленное сальдо (1.7)
2. Чистый дисконтированный доход (ЧДД(r)) или накопленное дисконтированное сальдо:
(1.8)
где аm - коэффициент дисконтирования (при норме дисконта г), доли единицы. 3. Текущую внутреннюю норму доходности {ВНД), определяемую как такое численное значение ВНД, что при норме дисконта г = ВНД величина ЧДД обращается в ноль; при все больших значениях г - отрицательна; при все меньших значениях г - положительна. Для отдельных проектов и значений К текущая ВНД может отсутствовать.
Сроком окупаемости (простым сроком окупаемости) называют продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент учитывают в задании на проектировании (обычно это начало нулевого шага или начало текущей деятельности). Моментом окупаемости называют тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого чистый дисконтированный доход (ЧДДк ) становится положительным числом, т. е. ЧДДк > 0. Следует отметить, что сроки окупаемости могут устанавливаться от различного начального момента: от начала реализации проекта; от даты ввода в действие первого пускового комплекса; от завершения периода освоения проектной мощности. При оценке эффективности проекта величина срока окупаемости: среди проектов, удовлетворяющих заданному ограничению, дальнейший отбор по данному показателю может не производиться.
Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и текущей деятельности. Величина ПФ не нормируется. Чем ниже абсолютное значение ПФ, тем меньший объем денежных средств должен привлекаться для финансирования проекта из внешних источников. Следовательно, величина ПФ показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называют еще капиталом риска. Следует помнить, что реальный объем потребного финансирования не всегда совпадает с ПФ и, как правило, превышает его за счет необходимости обслуживания долга перед кредиторами (уплата процентов по заемным средствам). Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и текущей деятельности. Величина ДПФ выражает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.
Индексы доходности показывают относительную «отдачу проекта» на вложенные в него средства. Их рассчитывают как для дисконтированных, так и не дисконтированных денежных потоков. Для оценки эффективности проектов используют следующие индексы доходности. Индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленных платежей). Индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков. Индекс доходности инвестиций (ИД) - отношение суммы элементов денежного потока от текущей деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Он равен увеличенному на единицу отношению чистого дохода к накопленному объему инвестиций. Индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от текущей деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. ИДД равен увеличенному на единицу отношению чистого дисконтированного дохода к накопленному дисконтированному объему инвестиций. При расчете ИД и ИДД необходимо учитывать либо все капитальные вложения за расчетный период (включая вложения в замещение выбывающих основных средств), либо только первоначальные капиталовложения, осуществляемые до ввода в эксплуатацию предприятия. Индексы доходности затрат и инвестиций больше единицы, если для данного денежного потока чистый доход положителен. Индексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций превышают единицу, если для этого потока чистый дисконтированный доход положителен. Индексы доходности затрат и дисконтированных затрат для всех видов эффективности должны быть больше единицы. Близость индекса доходности дисконтированных затрат к единице может свидетельствовать о недостаточной устойчивости проекта к возможным колебаниям доходов и затрат. Индексы доходности инвестиций (ИД и ИДД) также должны быть выше единицы. Эти индексы можно использовать при выборе проектов для финансирования Фальцман В.К Оценка инвестиционных проектов и предприятий. - М:.Тезис - 2006 г..
В заключение отметим, что при расчете эффективности конкретного проекта с теми же денежными потоками, что и в приведенном примере, результат может оказаться иным из-за различий в распределении текущих и инвестиционных денежных потоков внутри шагов расчета.
1.5 Особенности российского рынка гостиничного бизнеса

В 2006 г. индекс цен на гостиничные услуги вырос на 79 рынках мира, в то же время снижение этого показателя было отмечено на 10 рынках, что объясняется ростом заполняемости отелей. Компания «PricewaterhouseCoopers» предсказывает дальнейший рост заполняемости гостиниц в мире. По мнению экспертов этой компании, стоимость номеров в отелях в ближайшие годы побьет прежние рекорды (средняя стоимость гостиничного номера в мире достигнет в 2007 г. 89,9 дол. за сутки, что означает рост на уровне 4,3 %). При этом отмечается, что впервые гостиничная индустрия переживает последовательный подъем на протяжении столь долгого времени. В последний раз значительный рост гостиничной загрузки наблюдался в 1993-1994 гг Маслов А.В. Гостиничный бизнес: проблемы и перспективы развития/ Sales № 4, 2006.
В последние 12 лет наблюдается дальнейшая положительная динамика роста 25 ведущих гостиничных цепей мира, что соответственно усложняет работу (выживание) небольших независимых гостиниц.
В настоящее время международные гостиничные сети контролируют приблизительно 20 % мирового гостиничного рынка. Номерной фонд первой десятки международных гостиничных брендов насчитывает более 3,6 млн. комнат (таблица 1.1) Маслов А.В. Гостиничный бизнес: проблемы и перспективы развития/ Sales № 4, 2006.
Таблица 1.1
Ведущие международные гостиничные сети в 2006 г.
№ пп/п
Название компании
Количество отелей /
количество номеров
Страна
Основные бренды
1
InterContinental Hotel Group
3600 / 536318
Великоб-ритания
Holiday Inn, Crowne Plaza, Hotel Indigo
2
Hospitality (Cendant Corp.)
6402 / 518747
США
Triprewards, Days Inn, Knights Inn, Ramada, Travelodge, Wingate Inn, Super 8 Motel, Howard Johnson, Amerihost Inn
3
Marriott International
2718 / 490564
США
Marriott Hotels & Resorts, Renaissance, Courtyard, Residence Inn, Fairfield Inn
4
Accor
3894 / 453403
Франция
Sofitel, Novotel, Mercure, Ibis, Etap, Formule 1, Red Roof Inn, Motel 6
5
Hilton Hotels Corp.
2565 / 447172
США
Hilton , Conrad, Doubletree, Embassy Suites Hotels, Hampton, Hilton Garden Inn, Homewood Suites by Hilton
6
Choice Hotels International
4810 / 388618
США
Cambria Suites, Comfort Inn, Comfort Suites, Quality, Sleep Inn, Clarion, MainStay Suites, Suburban Extended Stay Hotel, Econo Lodge, Rodeway Inn
7
Best Western International
4110 / 310245
США
Best Western Hotels
8
Starwood Hotel & Resorts Worldwide
738 / 229247
США
Sheraton, Four Points by Sheraton, St. Regis Hotels & Resorts, The Luxury Collection, Le Meridien, W Hotels, Westin
9
Carlson Hospitality Worldwide
881 / 147624
США
Redisson Hotel & Resorts, Regent International Hotel, Country Inns & Suites, Park Hospitality, T.G.I. Fradays, Radisson Seven Seas Cruises, Carlson Wagonlit Travel, Carlson Leisure Group, Carlson Marketing Group
10
Hyatt Hotels / Hyatt Int.
208 / 89602
США
Hyatt, Hyatt regency, Grand Hyatt, Park Hyatt, Hawthorn Suites, AmeriSuites, Summerfield Suites
Немаловажный показатель деятельности гостиничных цепей - это международная распространенность. Первое место в 2005 г. по данному критерию заняла компания «InterContinental Hotels» (Англия), отели которой представлены в 100 странах мира (в 1994 г. компания «InterContinental Hotels» работала всего в 55 странах). Таким образом, можно уверенно говорить о наметившейся новой тенденции, а именно о стремлении гостиничных цепей к захвату новых территорий и увеличению своего влияния в мире.
Исследование вопросов управления гостиничным бизнесом требует проведения детального анализа современного положения дел на российском гостиничном рынке и выявления перспектив его дальнейшего развития.
В Москве сконцентрировано 66 % всех доходов от российского гостиничного бизнеса. Согласно официальной статистике, в 2005 г. в российской столице насчитывалось 167 гостиничных предприятий с общим фондом в 34,3 тыс. номеров (63,4 тыс. койко-мест).
В 2005 г. коэффициент использования гостиничных мест в Москве в среднем составил 70%. Хотя реально, с учетом фактора двойной загрузки, заполняемость номеров была выше. Закономерный результат этого - увеличение стоимости услуг объектов размещения. За последние два года стоимость проживания в столичных отелях категории 4-5 звезд выросла на 40%, в объектах других категорий рост цен составил 40-43%, что объясняется резким сокращением гостиничного фонда в трехзвездном сегменте Маслов А.В. Гостиничный бизнес: проблемы и перспективы развития/ Sales № 4, 2006.
В Санкт-Петербурге, наряду с Москвой, в высокий сезон номеров также не хватает, это прежде всего касается номерного фонда трехзвездных отелей и молодежных хостелов. В последние годы в Санкт-Петербурге очень активизировался рынок по строительству мини-отелей. Привлекательный момент для инвесторов при строительстве мини-отелей - это относительно небольшой объем инвестиций, которые возвращается в среднем за три-четыре года. Созданная в городе сеть малых гостиниц объединяет более 30 предприятий, совместно продвигающих свои услуги в рамках официальной программы развития бизнеса.
Мини-отели это индивидуальный подход к каждому клиенту, максимум комфорта, забота и внимание. В мини-отеле небольшое количество номеров, а значит домашняя и уютная обстановка. В мини-отеле, как и в гостинице, имеются все виды номеров: одно-и двухместные, и даже номера, рассчитанные на проживание небольшой группы туристов, различающиеся как по цене, так и по уровню комфортности. Стоимость проживания в мини-отеле значительно ниже, чем в гостинице. В мини-отеле обязательно есть оборудованная кухня. Где клиент сможет самостоятельно приготовить для себя любимые блюда, а так же и воспользоваться услугами персонала мини-отеля. Как правило, мини-отели располагается в старинных домах в историческом центре города, вблизи памятником архитектуры, достопримечательностей города.
Гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга, на долю которых приходится около 80% доходов всех российских отелей, привлекают инвесторов возможностью более быстрого возврата вложенных средств, относительной прозрачностью основных процессов, меньшими рисками капиталовложений. В то же время выход на них становится год от года все более затруднительным. Это обстоятельство заставляет потенциальных инвесторов искать объекты приложения своих интересов и средств на других региональных рынках.
Пока основной интерес инвесторов сконцентрирован на городах - «миллионниках» и крупных промышленных центрах европейской части России и Сибири. Города «Золотого кольца», гостиницы на Черноморском побережье и в курортных центрах, включая крупные горнолыжные направления, рассматриваются как объекты вторичного интереса, поскольку высокая зависимость спроса на услуги размещения от туристского сезона увеличивает сроки возврата вложенных средств и, соответственно, коммерческие риски. В целом региональные гостиничные рынки находятся в стадии формирования: здесь остаются вакантными целые сегменты гостиничного рынка, практически отсутствует конкуренция между существующими отелями, о чем свидетельствует их высокая загрузка.
Региональные гостиничные рынки и дальше будут пополняться, в основном проектами малой и средней вместимости на стыке верхнего и среднего сегментов (3-4 звезды). Гостиницы эконом-класса, как и проекты класса люкс, управляемые международными операторами, будут представлены единичными примерами, имеющими не столько экономический, сколько «имиджевый» характер.
Примечательно, что единой международной системы классификации отелей не существует. Известно около 30 различных национальных систем классификации, которые можно объединить в две основные - европейскую (звездную) и индийскую (балльную). По данным Минэкономразвития, в России сегодня более четырех тысяч гостиниц, из которых почти 70% по уровню услуг не подходят ни под одну общепринятую категорию.
Классификация отелей по количеству звезд Маслов А.В. Гостиничный бизнес: проблемы и перспективы развития/ Sales № 4, 2006:
4-5 звезды: площадь номера не менее 14 м2 (5*) или 12 м2 (4*), конференц-зал и медицинский кабинет, кондиционер, всевозможная телефонная связь, санузел (с ванной или душем), термостат для индивидуальной регулировки температуры, швейцар, смена постельного белья и полотенец (все - из натуральных тканей) ежедневно, обслуживание в номере - круглосуточно, меню завтрака в номере, телевизор с приемом основных TV-каналов мира, мини-бар (мини-холодильник), банные халат, шапочка и тапочки, мини-сейф, фен
3 звезды: телефонная связь (внутри отеля и городская), санузел (с ванной или душем), кондиционер (в жарком климате), смена постельного белья - раз в три дня, смена полотенец - ежедневно, обслуживание в номере - в часы завтрака, меню завтрака в номере, телевизор, мини-бар (мини-холодильник), шапочка банная, фен
2 звезды: смена постельного белья и полотенец - один раз в три дня
1 звезда: смена постельного белья - раз в пять дней, полотенец - раз в три дня.
Крупные международные гостиничные сети довольно успешно осваивают российских рынок. Лидерами в настоящее время являются «Marriott International» и «Rezidor SAS» (таблица 1.2). В ближайшее время компания «Rezidor SAS» совершит решительный рывок на первую позицию: планируется открытие двух отелей в Москве, одного в Санкт-Петербурге и одного в Екатеринбурге (под новым для России брендом «Park Inn») Маслов А.В. Гостиничный бизнес: проблемы и перспективы развития/ Sales № 4, 2006.
Таблица 1.2
Международные гостиничные сети в России
Наименование компании
Бренды
Количество отелей
Город
Marriott International
Marriott, Ranaissance, Courtyard
6
Москва, Санкт-Петербург, Самара
Rezidor SAS
Radisson, Park Inn
5
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи
InterContinental Hotels Group
Holiday Inn
4
Москва, Подмосковье
Kempinski Hotels
Kempinski
2
Москва Санкт-Петербург
Starwood Hotels & Resorts Worldwide
Sheraton, Le Meridien
2
Москва
Accor
Novotel
3
Москва Санкт-Петербург
Hyatt Hotels / Hyatt International
Park Hyatt
1
Москва
Raffles International
Swissotel
1
Москва
Orient-Express
Orient-Express
1
Санкт-Петербург
Conrinthia Hotels International
Conrinthia
1
Санкт-Петербург
В ближайшем будущем на гостиничном рынке России также должны появиться «Ritz-Carlton», «Four Seasons» и другие известные международные гостиничные сети.
Таким образом, отличительной особенностью современного этапа развития гостиничного бизнеса в России является активное проникновение иностранных компаний и сетей на гостиничный рынок. В сложившейся ситуации многие руководители столичных отелей начинают осознавать, что для повышения конкурентного потенциала, загрузки и уровня доходности своих отелей необходимо радикально менять существующие системы управления. Практика показывает, что ни разработка и реализация эффективной стратегии, ни успешные организационные изменения в гостинице невозможны, если у нее нет действующего механизма управления знаниями, а высокие показатели эффективности управления недостижимы без централизации управления, формирования целостной административной системы, отвечающей самым высоким требованиям современного гостиничного менеджмента.
На сегодняшний день гостиничная индустрия России представлена гостиничными предприятиями, каждое из которых можно отнести к одному из трех различных типов систем управления, имеющих различные характеристики: системы управления гостиницами, находящимися в ведении государственных структур, корпораций и т.д., системы управления приватизированными, а также частными гостиницами, системы управления гостиницами с присутствием иностранного менеджмента.
Гостиницы ведомственного подчинения на российском гостиничном рынке характеризуются самыми низкими показателями рентабельности, большим разбросом показателей качества обслуживания и финансовой устойчивости. Основным ограничением данного типа систем управления является оторванность от рынка и нормальной конкурентной среды, так как гарантированный вышестоящими организациями канал бронирования обеспечивает приемлемый уровень доходов и финансовой устойчивости. Данная категория гостиниц характеризуется самым устаревшим номерным фондом. И, хотя среди этого типа предприятий есть гостиницы-лидеры, все-таки у большинства из них уже сейчас назрела острая необходимость совершенствования существующих систем управления для повышения качества обслуживания, финансирования программ капитального ремонта и реконструкции зданий, активного продвижения услуг на рынок, обучения персонала передовым знаниям в области гостеприимства.
Приватизированные гостиницы характеризуются примерно одинаковыми показателями деятельности с ведомственными гостиницами. Тем не менее, их более активная маркетинговая политика, более высокое качество обслуживания, большие возможности по привлечению инвестиций, а также функционирование в реальных условиях рынка позволяют предположить, что данная система управления имеет лучшие перспективы и могла бы составить реальную конкуренцию лидерам рынка - отелям с иностранной системой управления. Однако для этого необходимо, чтобы приватизированные гостиницы были переориентированы на улучшение качества обслуживания и материально-технической базы, разработку стратегии развития, постоянную работу по развитию и обучению своих работников.
Гостиницы с присутствием иностранных систем управления представлены исключительно в верхних ценовых сегментах и являются самыми эффективными на сегодняшний день на рынке гостиничных услуг. Об этом свидетельствуют высокие показатели дохода на номер, качества обслуживания и финансовой устойчивости. В настоящее время большинство гостиниц данного типа управляется международными гостиничными цепями, имеющими большой опыт управления, в результате чего данные отели по сравнению с гостиницами других систем управления находятся «вне конкуренции». Поэтому в России начинают создаваться национальные гостиничные сети (таблица 1.3) Маслов А.В. Гостиничный бизнес: проблемы и перспективы развития/ Sales № 4, 2006.
Стремление к реализации сетевых гостиничных проектов в России объясняется руководством управляющих компаний осознанием того, что данная форма ведения бизнеса является наиболее эффективной в гостиничном хозяйстве. Однако, несмотря на это, число завершенных проектов подобного рода на российском гостиничном рынке на сегодняшний день весьма незначительно.
Более того, как показывает практика, ни одна из ныне существующих национальных гостиничных компаний не использует преимущества гостиничной цепи в полном объеме (таблица 1.4), да и масштабы деятельности 14 иностранных и российских гостиничных компаний пока резко отличаются. Таким образом, приходится признать, что говорить о появлении нового вида систем управления в гостиничном бизнесе - систем управления российскими гостиничными сетями - пока не приходится. Тем не менее, реализация проектов по созданию полноценных национальных гостиничных брендов в России представляется возможной в сегменте гостиниц среднего класса (3-4 звезды), где концентрация иностранных компаний пока не столь высока. Конечно, для этого потребуется совершенствование как комплексной системы управления сетевыми российскими гостиничными структурами, так и отдельными ее подсистемами, в том числе подсистемой управления знаниями, как одним из слабых звеньев в современных зарождающихся национальных гостиничных сетях Маслов А.В. Гостиничный бизнес: проблемы и перспективы развития/ Sales № 4, 2006.
Таблица 1.3
Формирующиеся российские гостиничные сети
Название компании
Отели Город
Гелиопарк Отель Менеджмент
Heliopark Empire, Heliopark Country, Heliopark Emmaus, Heliopark Thalasso, Heliopark Old Estate, Heliopark Приморская
Москва, Подмосковье, Тверская область, Псков, Сочи
ОАО «Интурист Отель Групп»
Урал, Космос, Интурист-Новгород, Камелия, Пекин, Московский Тракт, Северная и др.
Москва, Великий Новгород, Ростов Великий, Сочи, Петрозаводск, Переславль-Залесский
ООО «ЮМАКО»
Катерина-Сити, Катерина Ирис, Конгресс Отель, Катерина - Альпик, ТСГКК «Красная поляна»
Москва, Сочи, Красная поляна
ЗАО « Гостиницы Алроса»
Алроса на Казачьем, Петрополь, Алроса, Пур-Наволок, Зарница, Полярная звезда
Москва, Санкт-Петербург, Анапа, Архангельск, Мирный, Якутск
AMARS Grand Hotels
Амакс Премьер-отель, Турист, Мста, Валдайские зори, Россия, Золотое кольцо, Спутник, Южная, Курган, Турист, Азов, Турист, Сафар-отель
Пермь, Уфа, Боровичи, Валдай, Великий Новгород, Владимир, Воронеж, Белгород, Курган, Ростов-на-Дону, Азов, Тамбов, Казань
Таблица 1.4
Сравнительный анализ типов систем управления российскими гостиницами
Элемент управления
Гостиницы, входящие в
международную
гостиничную сеть
Гостиницы, входящие в национальные российские сети
Управляющие компании, имеющие мировой опыт управления
+
-
Использование ценовых методов привлечения клиентов обслуживаемого сегмента рынка
+
+
Использование неценовых методов привлечения клиентов обслуживаемого сегмента рынка
+
+
Использование внутрисетевых систем бронирования
+
-
Управление процедурами продвижения услуг
+
+
Управление гостиничным брендом
+
+/-
Уникальные источники дополнительного привлечения денежных средств
+
+
Управление производственными мощностями гостиницы
+
+/-
Управление использованием собственных денежных средств
+
+/-
Управление номенклатурой услуг
+
-/+
Управление персоналом
+
-/+
Управление знаниями
+
-/+
Использование плановых и аналитических методов в управлении
+
+/-
Использование процедур контроля и мониторинга качества обслуживания
+
-/+
где + - элемент присутствует полностью
+/- - элемент присутствует, но в недостаточной степени
-/+ - элемент скорее отсутствует, за исключением отдельных незначительных составляющих.
2 РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ МИНИ-ГОСТИНИЦЫ ООО «ГРАНД

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.