На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Хеджирование и биржевые спекуляции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тольяттинский государственный университет
Институт  финансов, экономики и управления
Кафедра «Экономики, финансов и бухгалтерского учета»      
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Рынок ценных бумаг»
    на  тему: «Хеджирование и биржевые спекуляции»        
 
 
 
 
 

                     Выполнил:  

                  Проверил        
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Тольятти 2009 

    Содержание 

Введение       3
1. Сущность  и взаимосвязь хеджирования и  биржевых спекуляций 5
2. Понятие  и виды хеджирования       7
3. Модели  хеджирования              18
4. Понятие  и виды биржевых спекуляций             23
5. Стратегии  спекулятивной торговли              26
Заключение              31
Список  использованной литературы              33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Страхование или хеджирование состоит в нейтрализации  неблагоприятных изменений цены того или иного актива для инвестора, производителя или потребителя. Хеджирование способно оградить хеджера от потерь, но, в то же время, лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры, в отличие от биржевых спекуляций.
    Роль хеджирования заключается в изучении будущего, формулировании ожиданий и использовании позиций для компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. При этом под объектами хеджирования признаются активы и обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и обязательствами или с ожидаемыми сделками.
    Роль  спекуляции многогранна, она заключается  в том, что собирая и анализируя информацию, открывая на её основе позиции, спекулянты информируют рынок и помогают рынку правильно оценить информацию. Также спекулянты перераспределяют ресурсы во времени и обеспечивают ликвидность рынку.
    Деятельность  спекулянтов способствует относительной  стабильности рынка и в целом устраняет перепады цен, поскольку операции спекулянтов часто направлены «против рынка», т. е. против основной на данный момент ценовой тенденции. Покупками активов по низким ценам спекулянты содействуют увеличению спроса, что ведет к увеличению цены. Продажа спекулянтами активов по высоким ценам снижает спрос и, следовательно, цены. Поэтому резкие колебания цен, возможные в других условиях, смягчаются спекулятивной деятельностью.
    Хеджирование  в связи с одновременным учетом цены реального товара и цены фьючерсного контракта на этот же товар, также имеет важное практическое значение. Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.
    Целью данной курсовой работы является изучение хеджирования и биржевых спекуляций на фьючерсном рынке России.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    1. Рассмотреть сущность и взаимосвязь  хеджирования и биржевых спекуляций;
    2. Изучить виды, стратегию и технологию  хеджирования, рассмотреть модели  хеджирования ценовых рисков;
    3. Рассмотреть роль, виды биржевых  спекуляций, изучить стратегии спекулятивной  торговли.
    Теоретической основой исследования послужили: периодические  издания, учебные и научные работы различных исследователей современности  в области теории и практики рынка ценных бумаг, а также работы классических ученых по данным вопросам, работы отечественных авторов, таких, как Галанов В.А., Дегтярева О.И., Коршунов Н.М., Лялин В.А., Буренин А.И.  и других. В работе использовались материалы публикаций в периодических изданиях.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность и взаимосвязь хеджирования  и биржевых спекуляций  

    В практике биржевой торговли разделяют  хеджирование и спекуляцию. Под хеджированием  понимается способ защиты от риска, связанного с неопределенностью изменения будущей цены какого-либо актива на основе использования срочных контрактов.
    Биржевая  спекуляция - это способ получения  прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующийся на различиях  в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.
    Целью хеджирования является уменьшение рыночного  риска неблагоприятного изменения  цены какого-либо актива. Спекуляция имеет  своей целью получение прибыли  от игры на разнице в ценах биржевых активов в размере, прямо пропорциональном уровню риска. В определенных ситуациях возможны спекулятивные сделки с небольшим уровнем риска.
    Соответственно  участники биржевой торговли, осуществляющие хеджирование, называются хеджерами; те, кто занимается биржевой спекуляцией, - спекулянтами.
    В политико-экономическом смысле хеджирование (хедж) и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, т.е. способ получения прибыли, основывающийся не на производстве, а на разнице  в ценах. Хеджирование невозможно без  биржевой спекуляции и наоборот, так как на практике каждый спекулянт в той или иной мере подстраховывается путем хеджирования, а хеджер, естественно, никогда не против получить дополнительную прибыль при благоприятной для него динамике цен.
    Хеджирование  на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.
    Суть  хеджирования состоит в том, что  продавец (покупатель) товара заключает  договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерсную сделку противоположного характера, то есть продавец заключает сделку на покупку, а покупатель - на продажу товара. Любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. Благодаря этому в целом они не терпят убытка от повышения или понижения цен на товары, которые надлежит продать или купить по будущим ценам.
    Таким образом, операция хеджирования состоит в открытии, а затем через какой-то период времени в будущем - в закрытии фьючерсной позиции. Эти действия, в отличие от спекуляции, обязательно сопровождаются совершением реальной сделки с хеджируемым активом на первичном или фьючерсном рынках.
    Биржевой  спекуляцией обычно занимаются члены  биржи и те, кто желает (обычно частные лица) сыграть на разнице  в динамике цен фьючерсных контрактов.
    В целом биржевая торговля для всех организаций и лиц, участвующих  в этой торговле, представляет собой особую форму коммерческой деятельности с целью получения наибольшей прибыли наряду с другими существующими формами коммерции. Хеджирование в связи с двойственным характером, т.е. одновременной опоры на цену реального товара и на цену фьючерсного контракта на этот же товар, имеет важное практическое значение. Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.       
 
 
 
 
 
 
 

    2. Понятие и виды хеджирования 

    Под хеджированием понимается биржевое страхование ценового риска на физическом (наличном, реальном) рынке по отношению к фьючерсному или опционному рынку. При этом для рынка биржевых опционов физическим может являться как реальный рынок (например, фондовый), так и фьючерсный рынок.
    Ценовой риск – это риск отклонения рыночной цены актива в будущем от ее предполагаемого значения. Следует рассмотреть также понятие базиса хеджирования – это разница между текущими фьючерсной и спотовой ценой (или наоборот) на хеджируемый актив.
    Хеджер  – это лицо или компания, которые устраняют риск путем открытия на время позиции на одном рынке и противоположной позиции на другом, но экономически связанном рынке, таком как фьючерсный рынок или рынок забалансовых инструментов. Комиссия по фьючерсной торговле CFTC (Commodity Futures Trading Commission) США дала официальное определение хеджирования, в котором подчеркнуто, что настоящий хедж с использованием фьючерсных контрактов должен включать позиции по фьючерсным контрактам, которые экономически связаны с кассовой позицией и предназначены для снижения рисков, возникающих в ходе обычных коммерческих операций данной компании. [8, 191]
    Основными хеджерами на рынке являются:
    производители товаров или владельцы какого-либо актива, который они должны или желают продать через какой-то период времени в будущем; они должны хеджироваться от возможного снижения цены их товаров или других активов;
    потребители товаров или покупатели какого-либо актива, который они должны или желают купить в будущем; их интерес состоит в том, чтобы захеждироваться от вероятного повышения цены в дальнейшем;
    оптовые торговцы или просто торговые посредники, которые в зависимости от того, имеют они в наличии товар (актив) или только собираются его приобрести, хеджируются либо от падения цены, либо от его роста.
    Объектами хеджирования являются активы и обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и обязательствами или с ожидаемыми сделками.
    Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков. Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении текущей цены на реальном рынке ("спот") и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.
    Технология  хеджирования заключается в следующем. Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого  снижения цены, продает на бирже  фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен  он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара (например, в табл. 1).
                                   Таблица 1
  Цена на 01.09.08 Цена на 01.11.08 Выручка от операций
Рынок реального товара 150 120 120
Фьючерсный  рынок 180 150 30
  продает покупает  
Итого - - 150

    Продавец  в конечном итоге получил от продажи  товара 120 единиц и от фьючерсного рынка 30 единиц, т.е. ту сумму выручки, которую он рассчитывал получить по состоянию на 1 сентября (150 единиц).
    Покупатель  наличного товара заинтересован  в том, чтобы не потерпеть убытков  от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерсный контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара (например, в табл. 2).
                                   Таблица 2
  Цена на 01.09 Цена на 01.11 Затраты Доход
Рынок реального товара 150 170 170 -
Фьючерсный  рынок 180 200 - 20 (200-180)
         
Всего - - 150 (170-20)  

    Затраты покупателя на рынке реального товара (170 единиц) благодаря полученному  доходу от фьючерсной торговли (20 единиц) не превысили суммы затрат, планируемых  им по состоянию на 1 сентября (150 единиц).
    Хеджирование, поскольку оно сопряжено с  определенными действиями, операциями на рынках, обязательно связано с определенными затратами. Это, прежде всего, комиссионные брокерам, оплата услуг бирж, расчетных палат и других привлекаемых в связи с хеджированием участников рынка.
    В приведенных примерах были рассмотрены случаи полного хеджирования, когда потери (выигрыши) на спотовом рынке полностью компенсировались выигрышами (потерями) по фьючерсному контракту. На практике полное хеджирование случается редко, так как сроки истечения  фьючерсного контракта и осуществления спотовой сделки могут не совпадать. В результате не будет полного совпадения фьючерсной и спотовой цен, и хеджер может получить как некоторый выигрыш, так и понести убытки, хотя по величине они будут меньше, чем в случае отказа от страхования.  Поэтому хеджер должен стремиться свести к минимуму время между окончанием хеджа и истечением срока фьючерсного контракта. Для хеджирования следует выбирать фьючерсный контракт, который истекает после осуществления спотовой сделки. Хеджирование с помощью ближайшего фьючерсного контракта называют спот-хеджированием. [3, 190]
    В зависимости от требований или запросов, предъявляемых участником рынка, различают  хеджирование (хедж): [4, 201]
    1. По виду используемого для  него инструмента:
    - фьючерсами;
    - форвардными контрактами;
    - опционными контрактами и т.д.;
    2. По количеству актива:
    - общее – хеджирование всей  партии товара или иного актива, который должен быть продан  или куплен на его первичном  рынке, целиком исключает риск  потерь;
    - частичное – хеджирование части от всей партии товара, актива, осуществляет страхование только в определенных пределах;
    3. По времени проведения операции:
    -одновременное  – совершение операций на фьючерсном  рынке параллельно с операциями  на первичном рынке хеджируемого  актива;
    - предвосхищающее (последующее) –  совершение операций по хеджированию  на фьючерсном рынке до (после)  проведения операций на первичном  рынке хеджируемого актива;
    4. По виду хеджевого актива:
    - валютного курса;
    - цены актива;
    - процентных ставок;
    - индексов цен;
    5. По степени соответствия хеджируемого  актива активу инструмента хеджирования:
    - прямое – хеджирование, при котором  актив первичного и вторичного  рынков совпадает (или почти  совпадает);
    - перекрестное (кросс) – хеджирование, при котором актив первичного рынка отличается от актива вторичного рынка, но при этом они связаны между собой технологически или экономически;
    6. По периодичности:
    - однократное (разовое) – хеджирование  одной сделки на первичном  рынке актива;
    - многократное (систематическое, повторяющееся) – повторяющееся хеджирование сделок, совершаемых на первичном рынке;
    7. По цели:
    - короткий хедж – вид хеджирования, целью которого является устранение  риска падения цены актива;
    - длинный хедж – хеджирование, направленное на устранение  риска повышения цены актива;
    8. По виду хеджируемой цены:
    - фьючерсно-спотовое – хеджирование  фьючерсными контрактами текущей  спотовой цены актива;
    - срочное – хеджирование срочными  контрактами будущей цены спот  актива.
    Существует  два вида риска хеджирования: маржевой и базисный.
    Маржевой  риск сводится к тому, что колебания  фьючерсной цены в течение операции хеджирования могут быть достаточно велики, и хеджеру может в какой-то момент времени не хватать свободных  средств для уплаты переменной маржи, в силу чего его позиция на фьючерсном рынке может быть им самим или принудительно закрыта с убытком для него.
    Базисный  риск состоит в том, что на практике невозможно заранее рассчитать операцию хеджирования таким образом, чтобы  изменение цены актива на первичном  рынке в точности совпадало бы по величине с изменением цены на фьючерсном рынке данного актива.
    В зависимости от формы организации  торговли рынки финансовых инструментов хеджирования можно разделить на: биржевые и внебиржевые.
    Биржевой  рынок - это высоколиквидный и надежный рынок стандартных биржевых контрактов (фьючерсов, опционов), контролируемый соответствующими органами биржи.
    Внебиржевой рынок, наоборот, предлагает для управления рисками широкий выбор средств (свопы, своп-опционы и т. д.), значительно  более гибких, чем традиционные биржевые производные инструменты. В табл. 3 приведены основные достоинства и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования.
                                        Таблица 3
    Достоинства и недостатки инструментов хеджирования
Биржевые  инструменты Внебиржевые инструменты
Достоинства
1. Высокая  ликвидность рынка (позиция может  быть открыта и ликвидирована  в любой момент). 2. Высокая  надежность - контрагентом по каждой  сделке выступает Расчетная палата  биржи.
3. Сравнительно  низкие накладные расходы на  совершение сделки.
4. Доступность  - с помощью средств телекоммуникации  торговля на большинстве бирж  может вестись из любой точки  планеты.
1. В максимальной  степени учитывают требования  конкретного клиента на тип  товара, размер партии и условия  поставки. 2. Контракты могут составляться на более длительные периоды.
3. Отсутствуют  ежедневные требования по дополнительному  денежному обеспечению.
4. Отсутствуют  позиционные лимиты и ограничения  на долю рынка.
5. Повышенная  конфиденциальность.
Недостатки
1. Весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки. 2. Требования  по дополнительному денежному  обеспечению выставляются ежедневно  после установления котировочной  цены.
3. Большинство  биржевых инструментов ликвидны  в ограниченном временном диапазоне (до нескольких ближайших месяцев).
1. Низкая ликвидность  - расторжение ранее заключенной  сделки сопряжено, как правило,  со значительными материальными  издержками. 2. Относительно  высокие накладные расходы.
3. Существенные  ограничения на минимальный размер партии.
4. Сложности  поиска контрагента.
5. В  случае заключения прямых сделок  между продавцом и покупателем  возникает риск невыполнения  сторонами своих обязательств.

    Фьючерсы  и опционы являются наиболее распространенными  инструментами хеджирования.
    Фьючерсный  контракт - это право и обязательство  купить или продать актив в  установленный срок в будущем  на условиях, согласованных в настоящее  время и по цене, определенной сторонами  при совершении сделки.
    Фьючерсные  контракты составляются на следующие активы: товары, сырье, валюту, ценные бумаги, биржевые индексы, процентные ставки.
    Основной  признак фьючерсной торговли - фиктивный  характер сделок, при котором купля-продажа  совершается, но обмен товаров практически  полностью отсутствует.
    Правила фьючерсной торговли предполагают следующее: если фьючерсный контракт первоначально был продан (открыта позиция на продажу), то впоследствии необходимо будет выкупить идентичный фьючерсный контракт (на тот же актив и в том же количестве), т. е. закрыть позицию. Если же первоначально был куплен фьючерсный контракт (открыта позиция на покупку), то, чтобы закрыть позицию его необходимо продать. По незакрытой в установленный срок позиции участнику сделки необходимо будет поставить (принять) актив в полном объеме.
    Открыв  позицию по фьючерсному контракту, хеджер должен оплачивать отрицательную  вариационную маржу, если конъюнктура  на фьючерсном рынке будет развиваться  для него не в благоприятную сторону.  Чем больше времени остается до срока истечения контракта, тем больше возможный разброс колебания фьючерсной цены и соответственно отрицательная маржа. Чтобы уменьшить расходы финансирования позиции, целесообразно хеджировать риск путем последовательного заключения ряда краткосрочных фьючерсных контрактов. Например, период хеджирования составляет три месяца. Хеджер вначале откроет позицию по контракту, который истекает через месяц. Перед его окончанием он закроет позицию по данному контракту и откроет позицию по следующему месячному контракту и по его истечении переключится на третий контракт. [5, 72]
    На  бирже может отсутствовать контракт на требуемый актив. В таком  случае для страхования выбирается контракт на родственный актив. Данная техника называется кросс-хеджированием
    Для хеджирования своей позиции инвестор должен определить необходимое количество фьючерсных контрактов, которые требуется купить или продать. При полном хеджировании количество контрактов определяется по формуле:
       (1)
    В случае частичного хеджирования в формулу  определения количества контрактов следует добавить коэффициент хеджирования. Она принимает вид:
       (2)
где, h —  коэффициент хеджирования.
    Коэффициент хеджирования можно определить на основе статистических данных об отклонениях  фьючерсной и спотовой цен  для рассматриваемого актива за предыдущие периоды по формуле:
                (3)
где ? - коэффициент корреляции между спотовой и фьючерсной ценами;
?S - стандартное отклонение спотовой цены (от ее среднего значения);
?F - стандартное отклонение фьючерсной цены (от ее среднего значения).
    Длину временных периодов наблюдения выбирают равной сроку хеджирования. Если срок хеджирования составляет два месяца, то берут отклонения цен за ряд  предыдущих двухмесячных периодов.
    Опцион. Суть опциона состоит в том, что он предоставляет одной из сторон сделки право выбора исполнить контракт или отказаться от его исполнения. В сделке участвуют два лица. Одно лицо покупает опцион, т. е. приобретает право выбора. Другое лицо продает или выписывает опцион, т.е. предоставляет право выбора. За полученное право выбора покупатель опциона уплачивает продавцу определенное вознаграждение, называемое премией. Продавец опциона обязан исполнить свои контрактные обязательства, если покупатель (держатель) опциона решает его исполнить. Покупатель имеет право исполнить опцион, т. е. купить или продать актив, только по той цене, которая зафиксирована в контракте. Она называется ценой исполнения. [9, 166]
    С точки зрения сроков исполнения, опционы  подразделяются на два типа: американский и европейский. Американский опцион может быть исполнен в любой день до истечения срока действия контракта. Европейский - только в день истечения срока контракта.
    В качестве актива могут выступать: фьючерсные контракты, опционы, валюта, ценные бумаги, биржевые индексы, процентные ставки, товар. Затраты на приобретение опциона составляют уплаченную премию.
    Различают опцион на покупку (call) и опцион на продажу (put). В первом случае покупатель опциона  приобретает право, но не обязательство  купить биржевой актив. Во втором случае покупатель имеет право, а не обязательство продать этот актив.
    При неблагоприятном изменении цен  покупатель опциона отказывается от своего права купить (продать) актив, лежащий в его основе. Таким  образом, максимальный убыток для покупателя опциона - размер уплаченной премии, а прибыль потенциально не ограничена.
    По  сравнению с фьючерсами опционы  являются менее затратными и рискованными. Фьючерсы желательно применять тогда, когда есть уверенность в прогнозах  относительно будущего развития событий на рынке. Однако условия такого контракта требуют обязательного исполнения сделки и при ошибочных прогнозах возможны потери. Поэтому, чтобы ограничить риск хеджирования определенной суммой, целесообразнее применять опционы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.