На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольная политика России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

               Введение………………………………………………………………........3
    Теоретические основы антимонопольной политики  
                          государства……..................................................................................5
      1.1 Монополия: понятие, сущность и виды………...…………………5
      1.2. Формы монополии…………………………………………………..8
             2. Механизм реализации антимонопольной политики государства…….12
    2.1. Способы определения степени  монополизации рынка ……….…16
    2.2. Методы антимонопольного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
    2.3. Основные приемы демонополизации  рынков . . . . . . . . . . . . . . . . 28
             3. Антимонопольная политика России . . . . . . ………………………..….32
    3.1 Административное регулирование монополистической деятельности…….  ……………………………………………………….32
    3.2. Проблемы антимонопольного регулирования
         и пути их решения…………………………………………………… 34
            Заключение…………………………………………………………………....38
            Список использованной литературы……………………………………….39 
 
 
 
 
 
 
 

         ВВЕДЕНИЕ
          Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России я выбрала его темой своей курсовой работы.
            В своей работе я постаралась наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделила большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
          Во время работы над этой курсовой я научилась лучше систематизировать информацию, выделять наиболее важные вопросы, сопоставлять сведения из разных источников и, несомненно, получила новые знания по проблеме антимонопольной политики в России.
         Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
    В связи с этим изучение вопроса  антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.
          В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются на вопросе антитрестовской политики в  России. Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна.
         Цель данной работы – исследование основ антимонопольной  политики государств и, в частности, России.
         Для осуществления  этой цели необходимо выполнить следующие  задачи:
         – во – первых – рассмотреть механизм реализации антимонопольной политики государств, то есть ее методы и приемы;
         – во – вторых- исследовать  влияние антимонопольной политики в экономике России.
           -в третьих - рассмотреть антимонопольное регулирование в России, его проблемы и пути их решения
         Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения данных вопросов. Первая глава посвящена  изучению монополии, ее сущности, основных направлений. Вторая глава посвящена механизму реализации  антимонопольной политике государств. Третья глава направлена на рассмотрение проблем и путей их решения.
         В процессе написания  работы были проработаны многочисленные исследования по данному вопросу, приведенные в журнальных и газетных статьях, на учебные, пособия, в которых освещена данная тема, в том числе - применительно к зарубежным организациям.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА
           1.1 Монополия: понятие, сущность и виды      
         Существуют два  вида антимонопольной политики: антимонопольная  политика в отношении естественных монополий и антимонопольная  политика в отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
         Существует большое  количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько  важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
    С точки зрения рыночной структуры
    С точки зрения рыночного поведения
    С точки зрения рыночных итогов.
         Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
         Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:
              Монополия - господство в отрасли одной фирмы, при котором границы фирмы и отрасли совпадают.
            Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
            Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
              - монопольно высокими ценами
         - ограниченной готовностью монополии к инновациям.
         Но так как понятие  монополии очень важно для  основного предмета моей работы –  антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
         Итак, можно привести следующие признаки монополии:
    Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
    Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
    Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
             - Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов     производств.
        - Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
       - Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
        - При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
        - Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
    Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
         Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
         Закрытая монополия  – это монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить  монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
         Естественная монополия  возникает в отрасли, в которой  долгосрочные средние издержки достигают  минимума только тогда, когда одна фирма  обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный  эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
         Открытая монополия  – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
         Но такое деление  не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).
         Фактически все  монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
         Так же немаловажным, по моему мнению, является определение  простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
         Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:
    недопроизводство товаров
    завышение цен
    предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
    Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
 
         1.2 Формы монополии.
         Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
    естественная,
    административная
    экономическая.
         Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
         Основными признаками естественной монополии являются следующие:
    Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано  с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
    Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной  системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
    Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
    Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
               Существуют два типа естественных монополий:
         а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
         б) технико-экономические  монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
         Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
         Наиболее крупномасштабными  монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних  затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
         Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
         Существование государственных  монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
         В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке. 

                                 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
                                     ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ 

        2.1. Способы определения степени  монополизации рынка 

        Все исследования рынка с точки зрения его монополизации должны дать ответ на несколько общих вопросов, и в первую очередь: кого собственно можно считать монополистом, какой долей на рынке должны обладать производитель или группа производителей, чтобы иметь возможность регулировать этот рынок, навязывать потребителям свои условия реализации?
        Западные  экономисты начали интенсивно разрабатывать  названные выше вопросы примерно четверть века назад, что было связано  с активизацией государственного регулирования рынка, с усилением контроля над процессами концентрации экономической власти как в Европе, так и в Америке. Прямым следствием этого стали участившиеся судебные процессы против фирм, занимавших монопольное или доминирующее положение на тех или иных рынках и использовавших его в корыстных целях. Именно такие судебные процессы вызвали необходимость количественной определенности монополии, прежде всего для решения чисто практических, прикладных задач правового преследования предприятий-монополистов.
        Прежде  всего, при оценке реального положения и возможностей предприятия возникала проблема вычленения рассматриваемого рынка. Самым общим, системообразующим свойством товарных, рыночных отношений была и остается конкуренция. Поэтому естественно, что при вычленении рынка должны были учитываться все конкуренты данного конкретного предприятия, подозреваемого в монополистических действиях. Такой рынок, в пределах которого для данного предприятия складываются действительные отношения конкуренции и монополии, стали обозначать термином «релевантный».
        Итак, конкурентами предприятия, производящего  определенную продукцию, в первую очередь являются все производители этой продукции. Здесь должны приниматься во внимание не только объемы продаж, но и неиспользуемые мощности, производство для собственного потребления. Однако учитывать лишь это было бы неверно. Часто, с точки зрения потребителя, вместо данной рассматриваемой продукции в качестве ее заменителя может использоваться совершенно иная продукция, например, пластмассы вместо металлов. Тогда производители той и другой продукции будут конкурировать друг с другом за удовлетворение одной и той же потребности примерно одинакового круга потребителей, то есть объективно окажутся включенными в один рынок.
        С другой стороны, в современных условиях при усиливающейся диверсификации производства, внедрение гибких технологий на одних и тех же мощностях может изготавливаться достаточно разнородная продукция. Для производителя появляется возможность в известных пределах изменить свою специализацию, быстро переключиться на производство технологически близкой продукции другого назначения, с иными потребительскими свойствами. Между предприятиями с близкой технологией, таким образом, тоже складываются отношения конкуренции.
        Если  суммировать сказанное, то получится, что к одному рынку должны относиться предприятия – производители всех товаров, которые могут выпускаться на одних и тех же производственных мощностях без больших затрат на переналадку оборудования или демонстрируют, с точки зрения потребителя, возможности достаточно узкой взаимозаменяемости. Эта формула, по сути, характеризует технологические границы релевантного рынка.
        Кроме технологических, релевантный рынок  имеет также определенные географические границы. Производство многих видов  продукции (например, стройматериалов) преимущественно ориентировано на удовлетворение потребностей местного – локального или регионального – рынка. В то же время для подшипников или автомобилей релевантным будет национальный рынок. Вообще, как правило, географические границы рынка тем шире, чем выше стоимость продукции и чем сложнее ее производство (компьютеры). С другой стороны, они сужаются в случае труднотранспортируемой (цемент) и быстропортящейся (свежие овощи) продукции.
        Наконец, еще одной существенной характеристикой релевантного рынка является то, насколько свободен доступ на данный рынок для других, «посторонних» предприятий. Пренебрежение этим обстоятельством может приводить к грубым ошибкам.
        Таким образом, определение релевантного рынка сводится к нахождению его технологических и географических границ, а также должно учитывать возможности доступа к рынку. Это общее, абстрактно-теоретическое решение проблемы, с которым никто не спорил уже в начале 60-х годов. На практике, однако, оно оказывается недостаточным. В частности, здесь остается открытым вопрос о том, в какой степени при ограничении релевантного рынка должны учитываться товары заменители или наличные технологически близкие мощности. Иначе говоря – насколько должны включаться в релевантный рынок потенциальные конкуренты. То есть становится необходимой разработка определенных количественных критериев, но уже на новом уровне. Сама по себе эта задача является достаточно сложной. В хозяйственной и правовой практике развитых капиталистических стран единые критерии до сих пор не выработаны. Тем не менее, сейчас существует ряд принципов и методов, которые, так или иначе используются при выделении релевантного рынка во всех странах. Обобщив их, можно сказать, что в релевантный рынок должны включатся, во-первых, все реальные конкуренты, производящие как данную исследуемую продукцию, так и товары с высоким краткосрочным замещением. Во-вторых, к релевантному рынку относятся те потенциальные конкуренты и те мощности, которые в течение года без значительных дополнительных затрат могут быть переориентированы на производство рассматриваемой продукции или ее близких заменителей.
        На  этой базе становятся возможными расчеты  долей тех или иных конкретных предприятий. Но и здесь с течением времени произошли существенные изменения. Активизация антимонопольного регулирования породила большой интерес к исследованию процессов концентрации. Помимо анализа общих взаимосвязей с научно-техническим прогрессом и эффективностью производства, для реального противодействия монополистическим тенденциям нужна была объективная количественная оценка уровня динамики концентрации, а это, в свою очередь, потребовало разработки соответствующих показателей. Во многих странах государственная администрация, отвечающая за исполнение антимонопольных законов, осуществляет постоянный мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует коэффициенты рыночной концентрации. Конечно, количественные показатели концентрации довольно условные, так как связь между размерной структурой рынка  и поведением предприятий – их ценами, выпуском продукции, рентабельностью – далеко не всегда прямая. Тем не менее, в некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои. Например, в Японии доминирующим считается положение, при котором либо доля одного крупнейшего поставщика превышает 50 %, либо доля двух крупнейших поставщиков превышает 75 %. В Великобритании и Франции доминирующим считается предприятие, если его доля на рынке составляет только 25 % товарного рынка, в России – более 35 %.
        Доли  фиксированного числа предприятий  имеют, однако, один существенный недостаток. Этот показатель дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. В последние годы рыночная концентрация, т.е. степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм, определяется с помощью коэффициента концентрации (CR) и индекса Хиршмана-Херфиндаля (HHI).
        Коэффициент концентрации представляет собой сумму  долей (в процентах) 3-х (CR-3), 4-х (CR-4), 7-и (CR-7), 20-и (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара. Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка.
        1) Высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;
        2) Умеренно концентрированные олигополии  при  50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85 %;
        3) Низкоконцентрированные олигополии при 35 %<CR-4<50% и 45%< CR-8 <70%;
        4) Неконцентрированный рынок при  CR-4<35% и CR-8<45%.
        Индекс  Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается по формуле: 

                                                   (2.1) 

        где А – доля i-ой компании на рынке определенного товара, в %;
        n – количество компаний на рассматриваемом рынке.
        Из  формулы видно, что, по существу индекс представляет собой сумму квадратов  удельных весов всех предприятий, действующих  на рынке. Значения индекса могут  изменяться от 0 (при полной деконцентрации производства и распылении его на множество мелких предприятий) до 10000 (в случае абсолютной монополии). При HHI от 1000 до 1800 антиконкурентной считается каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов. При коэффициенте отрасли более 1800 – сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Хиршмана-Херфиндаля меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется. 
     

        2.2. Методы антимонопольного регулирования 

        Современная конкуренция является регулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами, а также разработка методов антимонопольного регулирования.
        Одним из способов регулирования монополии является установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции. Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым сталкивается монополист, показано на рисунке 2.1. Здесь D и MR – кривые спроса и соответственно предельной выручки нерегулируемой монополии, Рm установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или максимально допустимая, цена.
        
        Рис. 2.1. Установление предельной цены на продукцию  монополиста и модификация кривых спроса и предельной выручки  

        После установления предельной цены, Рm, кривая спроса монополиста изменяется. Часть кривой D, лежащей выше точки А, для монополиста, соблюдающего введенное ограничение, исчезает. Его действительная, или эффективная, кривая спроса становится ломаной. Она состоит из горизонтального сегмента РmА и сегмента обычной кривой спроса, лежащего ниже точки А. При выпуске, меньшем чем Q', цена продукции не должна превышать Рm, хотя условия спроса и позволяют продавать ее по более высоким ценам. При выпуске, большем Q', покупатели не только согласны, но и могут оплачивать продукцию по более низким ценам, в этой области предельная цена, Рm, «не работает».
        Эффективная кривая предельной выручки также  будет состоять из двух сегментов — горизонтального сегмента РmА и имеющего отрицательный наклон сегмента BF. Действительно, взаимосвязь между ценой, объёмом выпуска и предельной выручкой продавца может быть выражена уравнением  

                                               (2.2) 

        Пока Q < Q' и действует предельная цена Рm, dP/dQ = 0 и, следовательно, MR(Q) = Рm. При Q > Q' дополнительный объем продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Рm, и, следовательно, dP/dQ < 0. Очевидно, что в этом случае MR < Р. Это значит, что при Q < Q' эффективная кривая предельной выручки сливается с горизонтальным сегментом эффективной кривой спроса РmА, а при Q > Q' она соответствует второму, имеющему отрицательный наклон сегменту эффективной кривой спроса. Наконец, при Q = Q' эффективная кривая предельной выручки имеет разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q = Q' предельная выручка неопределена, тогда как при малом ее приращении сверх Q'  MR < OR', а при малом сокращении MR = ОРm.
          Рассмотрим влияние максимально допустимых цен на поведение монополиста подробнее.
        
        Рис. 2.2. Оптимум регулируемого  и нерегулируемого  монополиста. 

        На  рисунке 2.2 оптимум нерегулируемой монополии достигается при выпуске Q* и цене Р*. Очевидно, что установление предельной цены выше Р* не изменит решения монополиста, его оптимум останется прежним (Q*, Р*). Однако при более низкой предельной цене прибылемаксимизирующий выпуск монополиста изменится. Так, если предельную цену установить на уровне Р1, эффективной кривой спроса будет кривая P1AD, a эффективной кривой предельной выручки — кривая P1ABF. В этом случае кривая предельных затрат, SMC, «пройдет» через разрыв АВ, а прибылемаксимизирующий выпуск будет равен Q1. При меньшем выпуске эффективная кривая предельной выручки лежит выше кривой предельных затрат и потому у монополиста есть стимул увеличить выпуск до Q1. Напротив, при большем выпуске кривая предельных затрат окажется выше соответствующего сегмента эффективной кривой предельной выручки, BF, имеющего отрицательный наклон, и у монополиста есть стимул сократить выпуск до Q1.
        Чтобы побудить монополиста увеличить  объем производства сверх Q1, необходимо установить предельную цену на еще  более низком уровне. В частности, установление предельной цены на уровне Р2 может побудить монополиста довести выпуск до Q2, каким он был бы в условиях совершенной конкуренции. При максимально допустимой цене Р2 кривая предельных затрат пересечет эффективную кривую предельной выручки в точке С, где SMC = AR = Р. Заметим, что минимально возможный уровень предельной цены Р3 = minSATC , при более низком ее уровне монополист не сможет возместить затраты на производство и в конечном счете покинет рынок.
        Также для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска, и паушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
        Прибыль монополиста рассчитывается по формуле 

        ?(Q) = TR(Q) – STC(Q) – ТQ,                                     (2.3) 

        где TR – общая выручка монополиста;
        STC – общие издержки;
        Т – ставка потоварного налога;
        Q – объём выпуска.
        Ее  максимизация требует, чтобы  

        
                           (2.4)
     

        т. е. чтобы 

        MR(Q) = MC(Q) + Т                                                   (2.5) 

        Монополист  максимизирует свою прибыль (после  уплаты налога), уравнивая предельную выручку и сумму предельных затрат и ставки налога.
        Влияние потоварного налога на поведение  монополиста показано на рисунке 2.3. Здесь SATC1 и SMC1 — кривые средних и  предельных затрат короткого периода, Q1 и Р1 — оптимальный выпуск и цена до введения налога.
        
        Рис. 2.3. Влияние потоварного  налога на поведение  монополиста. 

        Потоварный  налог будет для монополиста  дополнительным элементом переменных затрат. Следовательно, SMC2 = SMC1 + Т. Условие максимизации прибыли (2.5) предприятия выполняется при объеме выпуска Q2 и цене Р2 . Прибыль монополиста в результате введения налога сократится (рис. 2.3).
        В отличие от потоварного сумма  паушального налога не зависит от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит 

        ?(Q) = TR(Q) – STC(Q) – G,                                  (2.6) 

        где G — сумма паушального налога за период. Условием максимизации чистой прибыли монополиста будет 

         ,                          (2.7)
        или 

        MR(Q) = SMC(Q).                                                   (2.8) 

        Как видно на рисунке 2.4, оптимальный  выпуск и цена продукции после введения паушального налога не изменились, уменьшилась лишь получаемая монополистом прибыль. Значит, паушальный налог целиком ложится на монополиста. Его нельзя переложить (даже частично) на покупателей через более высокую цену и меньший объем выпуска, как в случае потоварного налога. Сравните условия максимизации чистой прибыли (2.5) и (2.8), рис. 2.3 и 2.4.
        
        Рис. 2.4. Влияние паушального  налога на поведение  монополиста. 

        Такое же, как паушальный налог, влияние  оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремится максимизировать чистую прибыль ( ): 

        max(Q) =
    (100 – t) = TR(Q) – STC(Q) – t[TR(Q) – STC(Q)] =

        = (100 – t)[TR(Q)-STC(Q)].                              (2.9) 

        Условием  максимизации чистой прибыли, очевидно, будет  условие 

                          (2.10) 

        Если  t < 100, (100 – t) > 0 и, следовательно, MR(Q) – MC(Q) = 0 , т. е. MR(Q) = МС(Q). Таким образом, и при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции, а значит, и ее цена не изменятся. 
     

        2.3. Основные приемы демонополизации  рынков 

        В том случае, когда уровень монополизации  экономики не позволяет развивать рыночные отношения, сдерживает конкуренцию, в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется политика демонополизации. Рассмотрим ее основные приемы.
        1) Контроль слияний. Наибольшее  значение при ограничении монополизации рынков имеет контроль слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке товаров и услуг. Под контроль чаще всего подпадают крупные корпорации, занявшие достаточно большую долю рынка, близкую к контролируемому государством уровню концентрации.
        Разрешение  на слияние дает антимонопольный орган на основе представленных компаниями документов и проводимого собственными силами анализа возможных изменений на рынке. Антимонопольными органами осуществляется проверка географических и товарных границ рынка, уровня его концентрации до и после слияния, а также возможного повышения цен, что нарушает интересы потребителей. Если после слияния уровень концентрации на рынке будет существенно превышать установленные критерии по HHI или возможно повышение потребительских цен выше обоснованного уровня, то слияние не разрешается.
        Для оценки того, как влияют слияния  фирм-конкурентов на цены товара,  разработан и активно используется достаточно простой механизм. В качестве обоснования слияния фирмы представляют расчеты, показывающие, что цены на товар будут ниже или не изменятся. Но это не дает гарантии от повышения цен через какое-то время после слияния. Поэтому антимонопольные органы проводят анализ возможности расширения количества товаропроизводителей в случае повышения монополистом цен на рынке на 5%. В этих целях опрашиваются возможные потенциальные производители или новые поставщики этого товара, находящиеся в географических границах данного рынка и за его пределами, на предмет перехода их на выпуск данного товара и его поставок в зону повышенных цен. Если в течение двух лет после повышения цен дополнительные потоки товаров приведут к стабилизации цен на рынке товара на прежнем уровне, интересы потребителей не считаются ущемленными.
        Слияние, поглощение одной фирмы другой разрешается  в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства одной из них.
        2) Пресечение доминирующего положения.  Для рассмотрения антимонопольными органами дела об использовании доминирующего положения необходимо письменное обращение потерпевшего с указанием существа нарушения и финансовых потерь. Возбуждение дела возможно по отношению к любой фирме, нарушающей антимонопольное законодательство. Однако, как правило, интерес антимонопольных органов вызывает достаточно крупные фирмы с долей на рынке около 50 % в установленных границах. Доказательства нарушения и обращение в суд при достаточных основаниях возлагается на антимонопольные органы.
        Чаще  всего использование доминирующего  положения заключается в установлении монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар или ограничении доступа на рынок конкурентов.
        В принципе фирмы стараются не доводить административно-экономические разбирательства  до суда. При выносе судебного решения  фирма-виновник обязана оплатить судебные издержки и возместить ущерб в сумме в три раза превышающей реальные потери пострадавших. Поэтому большинство споров разрешается на стадии предварительного рассмотрения в антимонопольных органах или в суде.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.