На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современный институт семьи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………….2
Значимость  института семьи для различных  групп людей……………………………………………………….3
Типы семьи……………………………………………………………………………………………………………………………………5
Функции семьи……………………………………………………………………………………………………………………………..7
Социальные  проблемы современной семьи…………………………………………………………………………….9
Семья в демографической  ситуации……………………………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Социология  семьи, рассматриваемая в широком  смысле как социологическая наука  о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки  осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Социология  семьи в узком смысле как часть  общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу  жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом  жизнедеятельности. Группа людей, связанных  семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую  изучает социология семьи, фокусируя  внимание на совместной жизнедеятельности  членов семьи, то есть на семейном образе жизни.
Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не безразлична  к индивиду, но рассматривает его  как члена семьи, как составную  часть целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией  личности, но исследует личность прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.
Индивидуальное  своеобразие накладывает отпечаток  на стиль исполнения внутрисемейных ролей, проявляющийся через конфигурации межличностных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому социология семьи изучает  семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимосвязь родительства-супружества-родства, то есть собственно семью.
Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и  социализации детей, благодаря притягательным сторонам семейного образа жизни, прочности  межличностных взаимодействий в  семье и устойчивости мотивации  личности к вступлению в брак и  обзаведению несколькими детьми. 
 
 
 
 
 
 
 

Значимость  института семьи  для различных  групп людей.
Происходящие  в России процессы изменения повседневной жизни россиян в ходе трансформации  российского общества затрагивают  процессы, сопряженные с трансформацией института семьи и определяющие так называемую демографическую  модернизацию, для которой характерно, что "все помыслы человека сосредоточены  на самореализации, свободе выбора, личном развитии и индивидуальном стиле  жизни, эмансипации, и это находит  отражение в формировании семьи, установках в отношении регулирования  рождений и мотивах родительства". Будучи связанным с нуклеаризацией семьи, увеличением возраста вступления в брак и отсрочкой в рождении детей, модификацией форм брака и родительства, этот процесс актуален для большинства стран мира. Для обозначения этих изменений и описания состояния института семьи используются разнообразные термины: кризис, эволюция, модернизация, трансформация . С нашей точки зрения, более обоснованно говорить не столько о кризисе семьи, сколько либо о кризисе института брака, что более узко, либо о трансформации семьи при отсутствии нормативных ее моделей. Ведь, как показывают исследования и в России и за рубежом, несмотря на модификацию ценностных установок, в частности рост ценности индивидуализма, значимости карьеры и самореализации, семья не перестает быть не просто важной, но очень важной ценностью. Семейная ситуация способна определять поведение индивида во всех остальных сферах - способствовать или препятствовать трудовой активности, стимулировать тот или иной тип потребления, опредeлять психологическое самочувствие человека и тем самым влиять на состояние его здоровья.
В настоящее  время среди россиян 14% холосты или не замужем и никогда не состояли в браке, 59% имеют официального и 6% гражданского супруга, 2% не состоят в браке, но имеют постоянного партнера, 9% разведены и 10% вдовствуют. Так как в России численность мужчин меньше, чем женщин, соответственно мужчины чаще женщин вступают в брак повторно, что уже отмечалось рядом исследователей.
Согласно  данным исследования повседневности, 88% отмечают, что семья для них  очень важна, 11% - что скорее важна. Для большинства она, безусловно, важнее, чем работа. В этих условиях не удивительно, что россияне примерно в той же мере ощущают чувство  общности с семьей (56%), что и жители, например, Германии (59%) или Польши (57%). При этом наибольшая ценность семьи  в ряду других устойчиво фиксируется  в рамках различных исследований как в России, так и за рубежом и, как отмечает О. Здравомыслова, "при всей очевидности перемен (в общественной жизни - Ю. Л.), затронувших все без исключения европейские страны, ни в одной из них семья не утратила своей первостепенной значимости. Более того, в ряду таких ценностей, как работа, семья, друзья, свободное время, политика, религия, семья ценится выше всего".
Несколько выше семью как таковую ценят  женщины. Ее значимость нарастает с  увеличением возраста: семья очень  важна для 82% россиян моложе 22 лет, 88% 31 - 50 лет и 93% старше 60 лет. Последние  чаще других нуждаются в поддержке  именно со стороны членов семьи. Интересно, что чуть большую важность семья  имеет в относительно благополучных, с точки зрения уровня жизни, слоях  населения. Так, она очень важна  для 82% представителей 1 - 3 страт и 87 - 90% представителей 4 - 10 страт. Возможно, что в более благополучных  слоях она реже воспринимается как  обуза. Она очень важна для 93% тех, кто считает, что уже создал счастливую семью, и 78 - 80% тех, кто еще только хотел бы ее создать. Среди тех, кто  оценивает отношения в своей  семье как хорошие, 92% отмечают, что  она для них очень важна, а  среди тех, кто оценивает как  плохие - 72%.
Таким образом, семья для большинства является значимым институтом. Некоторая вариация степени важности определяется, в  первую очередь, тем, насколько удачно семейная жизнь сложилась у них  самих. Остальные факторы - пол, возраст, уровень жизни - хотя и влияют на оценку важности, имеют меньшее значение.
Только 2% россиян  говорят, что в их планах не было создания счастливой семьи. Чаще всего отрицательно оценивают свои возможности вдовствующие (29%) и разведенные (38%), что в целом объяснимо тем, что, с одной стороны, с увеличением возраста (а он для разведенных и вдовых заметно выше, чем, к примеру, для не состоявших в браке) сложнее найти супруга, а с другой, - что прошлый не совсем удачный опыт дестимулирует новые попытки. При этом вызывает опасение пессимизм 14% никогда не вступавших в брак, находящихся в гражданском браке или имеющих постоянного партнера (почти половина из них в возрасте до 31 года). Для состоящих в браке доля тех, кто говорит, что хотел бы иметь счастливую семью, но вряд ли у него это получится, составляет всего 8%. В целом россияне довольны отношениями в своих семьях: более половины оценивают их как хорошие и лишь 6% - плохие. Оценка ситуации в семье не зависит от того, собственная ли это семья или так называемая родительская семья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Типы  семьи.
Итак, семья  как таковая не утрачивает своей  ценности для россиян и остается областью приложения усилий для достижения успеха, но при этом обретает новые  формы. Образование новых и модификация  старых форм семей с соответствующими типами отношений - проблематика, активно  дискутируемая в работах демографов и социологов, в том числе российских Абстрагируясь от трансформации форм брачности, остановимся на том, каковы же желаемые и реализуемые отношения главенства/подчинения в российских семьях. Какая семья нужна современным россиянам?
Примерно  в равной степени среди российского  населения распространен запрос на 3 типа семьи: патерналистскую (быть главой семьи и принимать важные для нее решения должен старший  в семье мужчина), прагматическую (главой должен быть член семьи, способный  лучше ориентироваться в современной  ситуации и принять правильное с  точки зрения интересов семьи  решение) и консенсусную (главы вообще не должно быть, важные для семьи решения должны приниматься совместно, а мелкие - в соответствии с существующим разделением обязанностей) и не пользуется популярностью утилитаристская модель (главой должен быть тот, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет). В селах и поселках с традиционным укладом жизни наиболее часто встречаются приверженцы патерналистской модели, в то время как в мегаполисах с их высоким уровнем динамизма жизни, наиболее распространена прагматическая модель.
Запрос к  типу семьи у мужчин и женщин несколько  различен: наиболее популярная модель среди женщин - консенсусная (34%), среди мужчин - патерналистская (34%). У не состоящих в браке наблюдается та же тенденция. Подобное несоответствие (см. об этом также [11]) не предопределяет возникновения конфликтов в браке. После вступления в брак россияне обоих полов чаще говорят о предпочтительности прагматической модели семьи и реже - утилитаристской, смягчая свои позиции и "идя на сближение". Следовательно, брак вносит коррективы в установки на тип семьи, снижая диссонанс между мужчинами и женщинами. Если же говорить о возрастных особенностях отношения к распределению ролей в семье, то значимо выделяются на общем фоне только россияне старше 50 лет: они чаще говорят о том, что главой должен быть мужчина.
Требования  к типу семьи зависят и от уровня жизни респондентов. Так, в 1 - 2 стратах  мужчины демонстрируют запрос на патерналистскую модель отношений, видимо, в связи с потребностью чувствовать себя "хозяином положения" для компенсации через свое место  в семье приниженного положения  в обществе, а женщины - на консенсусную. Дисбаланс несколько сокращается в 3 - 8 стратах, а в 9 - 10 стратах, т.е. в наиболее благополучных слоях, существует наименьшая рассогласованность запросов к типу семьи, и женщины чувствуют себя наиболее комфортно.
Интересно, что запрос женщин на тот или иной тип семьи при переходе от бедных к более благополучным слоям  меняется скорее в пользу прагматической модели. Мужчины менее склонны  к патерналистской модели распределения  ролей в семье. Т.о. в благополучных  слоях процесс сближения установок мужчин и женщин на тип семьи идет более быстро.
Россияне  до 30 лет демонстрируют большую  несогласованность запросов на желательный  тип семьи у мужчин и женщин, чем в старших возрастах. Более  трети молодых мужчин из 1 - 2 страт (35%) придерживается патерналистской  модели, в то время как более  половины женщин - консенсусной. Несколько меньшая рассогласованность среди молодежи разного пола из более благополучных страт. Среди молодых женщин из 9 - 10 страт резко вырастает расположенность к утилитаристской модели семьи, т.е. в их глазах становится правомерным главенство в семье того, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет. Этот процесс фиксировался исследовательским коллективом ИС РАН уже в 2002 г. [12].
Как решается в семьях вопрос управления семейными  финансами? В 33% деньгами при любых  видах трат распоряжается в основном женщина, в 8% - мужчина. В 22% семей - женщина  и в 3% семей - мужчина отвечают за текущие расходы, а крупные траты  планируются ими вместе. Еще 28% планируют  все расходы совместно и их деньги находятся в общем пользовании, 6% имеют раздельные бюджеты и  каждый тратит то, что получает.
Таким образом, более чем в половине случаев  женщина играет ключевую роль в распоряжении семейным бюджетом. Стоит отметить, что в семьях сторонников патерналистской  модели управление финансами осуществляется обычно при непосредственном участии  женщин, в трети случаев она  реализует его всецело самостоятельно. Сторонники утилитаристкой модели в  половине случаев передают право  траты денег женщине. В семьях, считающих, что главой должен быть тот, кто лучше ориентируется в  текущей ситуации, распоряжение деньгами происходит в основном либо совместно, либо осуществляется женщиной. Сторонники же консенсусной модели принимают решения относительно семейных трат совместно, и это единственная группа, где представления о распределении ролей и реальное поведение ее членов в значительной степени совпадают.
Таким образом, наибольшее соответствие между запросом на тип отношений в семье и  его реализацией наблюдается  у россиян, которые нацелены на полноправное партнерство. В целом же, полученные данные позволяют говорить о том, что переход от традиционных для  России патерналистских отношений  к новым формам, очевидно отражает идущий процесс трансформации внутрисемейных отношений. При этом в данной сфере общественной жизни фиксируются очаги локализованного возрождения спроса на традиционалистские установки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции семьи.
 Семья  во всех обществах развивается  как институциональная структура,  целью которой является решение  определенных социальных задач.  Какие же задачи решает семья?  Каковы ее функции как основного  социального института? 
1. Функция  сексуального регулирования. Семья  - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает,  направляет и регулирует естественные  сексуальные потребности людей.  Вместе с тем практически каждое  общество имеет альтернативные  пути удовлетворения сексуальных  потребностей. Несмотря на то что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).
2. Репродуктивная  функция. Одна из основных задач  любого общества - воспроизводство  новых поколений его членов. При  этом важно, чтобы дети были  физически и психически здоровыми  и впоследствии имели способности  к обучению и социализации. Вместе  с тем важным условием существования  общества является регулирование  рождаемости, избежание демографических  спадов или, наоборот, взрывов.  Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство  новых членов общества. Другие  пути неэффективны и, как правило,  социально не одобряются. Поэтому  появление ребенка вне института  семьи обычно вызывает жалость,  сострадание или осуждение.
3. Функция  социализации. Несмотря на большое  число институтов, участвующих в  социализации личности, центральное  место в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля. Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.
4. Функция  эмоционального удовлетворения. К  многочисленным потребностям человека  относится, в частности, интимное  общение. Психиатры считают, что  основной причиной эмоциональных  и поведенческих трудностей в  общении и даже физических  болезней является отсутствие  любви, тепла и полноценного  интимного общения в первичной  группе, и прежде всего в семье  (218, с. 56). Огромное количество данных  свидетельствует о том, что  серьезные преступления и другие  негативные отклонения намного  чаще происходят у тех, кто  в детстве был лишен заботы  в семье, что дети, воспитанные  в детских домах без любви  матери и отца, гораздо в большей  степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной  смертности, отклоняющемуся поведению.  Доказано; что потребность людей  в близком доверительном общении,  интимности, эмоциональном выражении  чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
5. Статусная  функция. Каждый человек, воспитанный  в семье, получает в качестве  наследия некоторые статусы, близкие  к статусам членов его семьи.  Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
6. Защитная  функция. Во всех обществах  институт семьи осуществляет  в разной степени физическую, экономическую и психологическую  защиту своих членов. Мы привыкли  к тому, что, задевая интересы  и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью,  члены которой защищают своего  близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину  или стыд за человека разделяют  все члены его семьи. 
7. Экономическая  функция. Ведение членами семьи  общего хозяйства, когда все  они работают, как одна команда,  способствует формированию крепких  экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет  собой самую крепкую экономическую  ячейку общества. Нормы семейной  жизни включают обязательную  помощь и поддержку каждого  члена семьи в случае, если  у него возникают экономические  трудности 
 
 

Социальные  проблемы современной  семьи
Внутрисемейная  иерархия, частично выражающаяся в  распределении ролей, как уже  отмечалось, способна вызывать разногласия  при несоответствии ожиданий супругов. Однако это не единственная причина  внутрисемейных конфликтов. Изучение их причин и следствий конфликтов традиционно привлекает внимание исследователей.
Почти треть  респондентов говорит о том, что  в их семьях не бывает конфликтов, 35% отмечают конфликты из-за материальных трудностей, 18% - пьянства и наркомании, по 17% - несовместимости характеров и воспитания детей. Остальные приводят к конфликтам в семьях не более 10% россиян
Для более  подробного изучения проблем семьи  рассмотрим результаты социологического исследования, проведенного в 2007 - 2008 гг. лабораторией научных исследований в социальной работе Магнитогорского  государственного университета. Базой  исследования стали города и сельские поселения Челябинской области (600 респондентов - г. Магнитогорск, 600 - другие города, 600 - сельские районы).
В данном социальном исследовании имели место попытки  сравнивания социальных проблем  семьи моноспециализированного города с проблемами семей, проживающих в других типах поселений.
На первом месте в рейтинге проблем семьи  как моноспециализированного города, так и других типов поселений стоят материально-финансовые проблемы. Уровень материального благополучия часто зависит от иждивенческой нагрузки, и состав домохозяйства зачастую определяет риски попадания в малообеспеченные слои. В России лишь около четверти домохозяйств не "нагружены" иждивенцами - в их составе нет инвалидов, неработающих пенсионеров, безработных, несовершеннолетних детей и т.д. Наиболее распространенной нагрузкой является нагрузка несовершеннолетними детьми (41% имеют их в составе своей семьи) и неработающими пенсионерами (30%). При этом наиболее критичную для домохозяйства иждивенческую нагрузку составляют неработающие пенсионеры и инвалиды 1 и 2 групп (семьи, в состав которых они входят, чаще оказываются в числе домохозяйств с низким уровнем жизни и реже - обеспеченных слоев населения). Наименее же критична нагрузка безработными и несовершеннолетними детьми.
В методологической концепции, предложенной З. Т. Голенковой, эта модель по уровню материального благосостояния населения России выглядит следующим образом:
- богатые  - средства позволяют не только  удовлетворять свои потребности,  но и организовать самостоятельную  экономическую деятельность - 7%;
- состоятельные  - средств достаточно не только  для обеспечения высокого уровня  жизни, но и для приумножения  капитала - 4,3%;
- обеспеченные - средств достаточно для обновления  предметов длительного пользования,  улучшения жилищных условий за  свой счет или с помощью  кредита, для собственного переобучения  и образования детей, организации  отдыха - 15,8 %;
- малообеспеченные - средств хватает только на повседневные расходы и в случае крайней необходимости - минимум средств для лечения и укрепления здоровья - 55%;
- неимущие - наличие минимальных средств  только для поддержания жизни  и отсутствие их для улучшения  своего существования - 20,2%.
На четвертом  месте в рейтинге проблем и  у городских, и у сельских жителей  стоит "ощущение незащищенности, безразличие  со стороны государства, общества", что в очередной раз свидетельствует  о том, что любая семья нуждается  в государственной и социальной поддержке.
Состояние здоровья членов семьи и отсутствие возможностей для хорошего лечения  в большей степени волнует  семью большого города (34,4%), чем семьи  других городов (25,8%) и сельские (25%). Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, в больших  городах больше возможностей для  хорошего лечения, больше медицинских  учреждений, в том числе лучше  оснащенных и оборудованных, чем  в малых, средних городах, сельских поселениях; с другой стороны, далеко не все городские семьи могут  воспользоваться дорогостоящими медицинскими услугами.
Проблема  жилищно-бытовых условий также  в большей степени злободневна  для семей больших городов(16%), чем для семей средних и  малых городов(13,4%) и сельских семей (11,6%). Это объясняется тем, что  жилье в крупном городе намного  дороже, чем в средних и малых  городах.
Поскольку в городе есть сеть высших и средних  специальных учебных заведений, лишь 15,2% магнитогорских респондентов видят проблему в ограниченных возможностях дать детям хорошее образование. В малых и средних городах, в сельских поселениях
ограничены  возможности дать детям хорошее  образование, что является более  актуальным.
Существенные  изменения произошли в последние  два десятилетия в сфере общего школьного образования. Возможности  школ учитывать при разработке программ обучения детей предпочтения населения и предлагать углубленное изучение отдельных предметов предусмотрены реформами российского образования. Однако при всех положительных последствиях расширения самостоятельности школ, получаемые через школьную специализацию знания часто никак не применимы в месте проживания семьи из-за особенностей экономического развития региона. Следовательно, такая специализация будет способствовать оттоку молодежи из районов проживания в поисках работы по приобретенной специальности. Столь непродуманная образовательная политика может привести к территориальному отчуждению молодых людей от своих генеалогических корней.
Между тем, в пожеланиях к школе ввести новые  предметы семьи в большинстве  случаев не стремятся реализовать  какие-либо честолюбивые планы в  отношении детей. Родители просто проявляют  естественную озабоченность будущим  трудоустройством детей. Но способ выражения  этой озабоченности в форме весьма ограниченных пожеланий свидетельствует, что семья испытывает недостаток информации, мешающей помочь ей сделать  осознанный выбор для детей.
Известно, что  в предшествующие реформам годы около  трети всех подростков получали первичную  профессиональную подготовку в системе  профтехобразования. Семья принимала как естественную данность протекционистскую политику государства, обеспечивавшего бесплатное профессиональное обучение детей в ПТУ. Исследования показывают, что вследствие слишком резких социальных перемен большинство семей, рассчитывающих на ПТУ, не сумело перестроиться в соответствии с законами рыночной экономики. Родители по-прежнему ожидают от государства помощи в первичной профессиональной подготовке детей на бесплатной основе. Массовое закрытие профтехучилищ изменило лишь направленность этих ожиданий: сегодня семья предъявляет эти требования к школе. Наши исследования выявили большое число родителей, желающих усилить прикладной характер обучения в школе с ориентацией на определенные ремесла. Есть основания предполагать, что спрос семей на такие специальности в ближайшие годы будет расти.
Проблемы  в воспитании детей чаще встречаются  семьях больших городов(15%), чем в  семьях средних и малых городов (13,4%) и особенно в сельских семьях (4,7%). Чем больше город, тем сильнее  разобщены родители и дети, шире круг общения детей и подростков среди сверстников, больше "соблазнов" и меcт проведения досуга. В сельских семьях, наоборот, крепче родственные узы, большая информированность родителей о своих детях со стороны учителей, соседей и других жителей поселения.
Сочетание работы с уходом за детьми более  проблематично для городских  семей (почти совпадают данные в  Магнитогорске - 13,9% и средних, малых  городах - 13,6%), чем для сельских (7,5%). Это объясняется большей загруженностью городских женщин на работе, большими расстояниями и удаленностью работы от дома.
Рассмотрим, как меняется авторитет матери(традиционно приоритетного воспитателя детей в семье) в зависимости от сферы занятости. Самой непрестижной сегодня считается работа в бюджетной сфере с ее минимальной оплатой труда, а наиболее престижным - труд в негосударственных, коммерческих структурах. При занятости матери в бюджетной сфере с ней советуются 68% школьников. Несколько выше (71%) оценивается компетентность матери, работающей на предприятии со смешанной формой собственности. Наконец, 76% школьников советуются с матерью, работающей в коммерческих, негосударственных структурах, что свидетельствует о более высоком ее авторитете для детей.
Проблемы  на работе также больше испытывают семьи большого города(11,5%), чем семьи  средних и малых городов(10,4%) и  сельские семьи(7,2%), что тоже объясняется, на наш взгляд, особенностями сельского  уклада жизни.
Отношениями в семье недовольны 9,5% жителей больших городов, 13,8% жителей средних и малых городов и 7,7% сельских жителей. Конфликты в российских семьях можно сгруппировать в 7 типов:
1. конфликты  культурно-личностного характера  (разногласия относительно способов  проведения свободного времени,  выбора круга общения, различия  в интеллектуальном и культурном  уровне супругов);
2. конфликты  из-за проблем в отношениях  супругов (несовместимость характеров, измены и ревность, проблемы в  сексуальных взаимоотношениях);
3. конфликты,  связанные с распределением ролей  (приоритеты финансовых трат, распределение  обязанностей);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.