На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дистанционное образование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Понятие дистанционного обучения и образования……..
      Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса
      Средства и методы дистанционного обучения
      Информационные технологии в системе дистанционного образования
Глава 2. Методические основы системы дистанционного образования
            2.1 Функции преподавания в дистанционном  обучении
            2.2.Типы дистанционных уроков…………………………………………..
            2.3.Проект учебного занятия в системе дистанционного образования…   
Глава 3.

        3.1. Дистанционное образование в России

        3.2. Сравнительный анализ Интернет-систем дистанционного обучения

       3.3. Каковы перспективы дистанционного образования в России.

 
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
  

Введение
  Одним из  перспективных способов получения  образования в наше время является  обучение дистанционно, с помощью  возможностей, которые предоставляют  современные телекоммуникационные  технологии и, в частности,  сеть Интернет.
Дистанционная форма обучения – возможность  получения образования без посещения  учебного заведения с помощью  современных информационно-образовательных  технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование дает возможность каждому человеку получить образование, которое он хочет, а  это очень важно, ведь есть много  людей, которые просто не могут получить образование из-за проблем со здоровьем  или финансовых проблем. Поэтому  дистанционное образование очень  актуально на сегодняшний день –  в мире вечной суеты и высоких  технологий.
  Объектом  исследования будет являться  система дистанционного образования,  а предметом педагогические и  информационные технологии в  системе дистанционного образования.
Актуальность  исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется неготовностью  участников образовательного процесса к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными  технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. Тот факт, что в Законе об образовании  дистанционное обучение приравнено к неким дистанционным технологиям, дает как бы вполне законное основание  для образовательных учреждений не задумываться над этапом проектирования учебного процесса, методического и  технологического его обеспечения, подготовки педагогических кадров, ограничиваясь  оцифровкой готовых традиционных лекций и введения автоматизированной системы  тестирования. О каком интеллектуальном развитии, формировании критического и творческого мышления можно  в таких условиях говорить? Как  в этих условиях можно говорить о  формировании таких ключевых компетенций, заявленных Советом Европы, как коммуникативные, информационные компетенции, компетенции, связанные со способностью учиться "через всю жизнь"?
Помимо этого, намечаются тенденции установления моды на термин "дистанционное обучение" и "подстраивание" под него любых форм образования. Не менее опасны попытки расширительного толкования этого понятия, попытки вывести дистанционное обучение в некую форму "свободного воспитания", ориентирующуюся лишь на индивидуальные потребности, некую индивидуальную траекторию развития. Подлинно педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит. Главной становится коммерческая сторона дела. Именно поэтому настало время серьезно изучать теоретические основы дистанционного обучения.
Информационно-образовательная  среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
При этом характерными чертами ДО являются:
гибкость,
модульность,
экономическая эффективность,
новая роль преподавателя,
специализированный  контроль качества образования. 

Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: процесс организации обучения в  дистанционной форме.
Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой  формой обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного исследования:
определить понятие "дистанционное обучение";
выявить достоинства  и недостатки дистанционного обучения;
рассмотреть дидактическую  систему дистанционного обучения;
Использовались  следующие методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, методы теоретического обобщения.
 Глава 1 ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
1. Дистанционное  обучение как одна из форм  организации учебного процесса
Исследование  содержания научной, учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования, а также  текстов журнальных статей и многочисленных выступлений на конференциях и семинарах, показали, что отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия "дистанционное обучение" (ДО). Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. Прежде, чем сформулировать свое видение определения ДО, приведем наиболее известные трактовки этого термина.
В Концепции  создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее  определение: дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых  широким слоям населения в  стране и за рубежом с помощью  специализированной информационной образовательной  среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
В решении коллегии Госкомвуза 1993 года "О создании системы  дистанционного образования в РФ" говорится: "Дистанционное образование - это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических  средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю  независимо от его местоположения".
Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в  процессе обучения, предоставление студентам  возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудио-, космической и оптоволоконной техники.
Дистанционное обучение - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в  пространстве, но и во времени.
Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов  и учащихся, реализующемся с помощью  телекоммуникационных технологий и  ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные  формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
Анализ приведенных  определений позволяет прийти к  выводу, что наиболее приемлемым определением понятия "дистанционное обучение" является то, которое дала Евгения  Семеновна Полат: "это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность".
Почему именно это определение представляется наиболее приемлемым? Обучение - это  двухсторонний процесс, в котором  взаимодействуют обучаемый и  обучающийся и, в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека. Это значит, если мы говорим  об обучении, мы предполагаем наличие  в этом процессе преподавателя. В  этом принципиальная разница, концептуальное отличие от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем  дело при работе с курсами на видеокассетах, в телевизионных и радио курсах, при работе с компьютерными программами  и даже программами на CD-ROM. В этих программах, курсах пользователь может  рассчитывать лишь на собственные силы, на собственное восприятие и осмысление программы. Процесс же обучения характеризуется  в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.
Е.С. Полат подчеркивает в своем определении дистанционного обучения, что это новая форма обучения, наряду с очной, заочной, экстернатом. Автор считает неоправданным и то, что в законе РФ "Об образовании" дистанционное обучение представлено как некие дистанционные технологии, что, соответственно, не требует дополнительного финансирования. Дистанционное обучение - это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.
Кроме того, следует  отметить неправомерность отождествления некоторыми авторами понятий "дистанционное  обучение" и "дистанционное образование". Образование - более широкое понятие, включающее в себя:
образование как  ценность;
образование как  систему;
образование как  процесс;
образование как  результат
Поэтому дистанционное  образование - это система, в которой  реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Таким образом, дистанционное  обучение следует рассматривать  в общей системе образования, причем непременно в системе непрерывного образования, предусматривая тем самым  не просто определенную систему, но преемственность отдельных ее звеньев. 
 
 
 
 
 
 

 1.2. Средства и методы дистанционного обучения
Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся  непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности  освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных  программ высшего и среднего профессионального  образования соответственно в образовательных  учреждениях высшего, среднего и  дополнительного профессионального  образования [12].
Содержание обучения можно определить как педагогическую модель социального заказа, процесс  обучения, методы и организационные  формы его реализации определяются его содержанием. При отборе содержания при ДО целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находится на большом расстоянии, и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности, и (или) физиологическую невозможность обучатся традиционно и др. причины. Кроме того, должны быть учтены те обстоятельства, что при дистанционном обучении не по всем специальностям можно проводить подготовку специалистов. В содержании дистанционного обучения можно ориентироваться перечнем направлений подготовки специалистов и специальностей по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается" [15].
Законодательно  название обучающимся в системе  дистанционного обучения (как это  принято в традиционной системе  образования - воспитанники, ученики, студенты) не определено. Часто их называют слушателями. Основу образовательного процесса при ДО составляет самостоятельная работа в удобном месте, темпе и времени. При этом слушателям предоставляется возможность в зависимости от модели обучения (при разных вариантах обучения) общаться как с преподавателем, так и между собой. Это может происходить, как очно, так и посредством средств НИТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона).
Очевидно, что  к слушателю ДО предъявляются  высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Они должны владеть  основами методики и техники самостоятельной  работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами НИТ.
Обучение в  системе ДО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося.
Как и в традиционном учебном процессе главным звеном обеспечения высокой эффективности образовательного процесса является преподаватель. Значительная специфика дидактического процесса ДО вызвала необходимость ввести в российской практике для обозначения обучающего термин "тьютор". Поскольку важнейшим элементом системы ДО является институт тьюторов, то вопросам их подготовки посвящен раздел в Концепции ДО [7]. В идеале тьютор должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. Функции тьютора зависят от принятой в системе дистанционного обучения модели обучения. Тьюторами могут быть как штатные преподаватели вузов, так и лица, имеющие другие профессии и привлекаемые на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. В условиях ДО основной задачей тьютеров является управление самостоятельной работой слушателей, что предполагает выполнение ими следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между слушателями; контроль процесса обучения.
Исследования  показали, что для дистанционного обучения, также как и для традиционного  обучения применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я. Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Для ДО могут  быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение [10].
В образовательном  процессе дистанционного используются следующие средства обучения [26]: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном  и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем, дидактические материалы на основе геоинформационных систем.
Учебно-материальная подсистема - это важная составная  часть ДСДО, неразрывно связанная  с содержанием и методикой  учебно-воспитательного процесса. Она  находится в подчиненном положении  по отношению к целям обучения. Полувековой опыт всех развитых стран  мира наглядно продемонстрировал, что  систематическое расширение и усложнение учебно-материальной подсистемы образовательного учреждения - непременное условие  нормального функционирования образования, повышения его экономической  и социальной роли.
Традиционная  учебно-материальная подсистема включает в себя материальные условия, средства обучения и объекты изучения, т.е. комплекс материальных и технических  средств, необходимых для обучения по установленным направлениям подготовки в соответствии с учебными программами. Она включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Значимость учебно-материальная подсистемы подчеркивается в выделении принципа "соответствия ее содержанию обучения и дидактической системе" и включение ее в перечень элементов дидактической системы. Т.к. ДО в значительной степени базируется на средствах НИТ, значение этой подсистемы особенно возрастает. 

Анализ и проектирование больших человеко-машинных систем, в числе которых находится  система дистанционного обучения, на современном этапе немыслимо  без финансово-экономической оценки, поскольку современная теория экономики  образования рассматривает образование  как товар. Как отмечал директор НИИ ВО А.Я. Савельев, "Сегодня  появились новые технические  и педагогические возможности и  средства, которые позволяют реализовать  любые технологии обучения и новое  содержание обучения. Главный вопрос, который при этом надо решать - сколько это будет стоить и какое время потребуется для реализации этих идей" [24].
Значимость этой подсистемы определяется тем, что в  условиях рынка образовательных  услуг и отсутствия финансирования практическая деятельность образовательного учреждения дистанционного обучения, как аналога промышленного предприятия, строится на продаже образовательных  услуг и "зарабатывании" тем самым денег на проведение и совершенствование образовательного процесса. Кроме того, каждый педагог и администратор в условиях рынка должен быть знаком с экономикой образования в части организации и оплаты труда, финансирования затрат на образование, методами оценки социально-экономической эффективности образования.
Отечественный и зарубежный опыт показал экономическую  эффективность ДО. Тем не менее, экономическая оценка ДО, так же, как и педагогическая, должна быть проделана при проектировании системы дистанционного обучения, при мониторинге образовательного процесса.
В образовании, как важнейшем институте общества, все большее значение приобретает  правовая форма. Совершенствование  и развитие системы образования  невозможно без совершенствования  законодательства об образовании. Очевидно, что все новации будут обречены на неудачу, если в процессе развития системы образования не уделить
Педагогические  и трудовые отношения в образовательных  учреждениях (ОУ) в настоящее время  урегулированы действующим законодательством, правилами и инструкциями. Основные документы регламентирующие педагогический процесс и деятельность преподавателей в вузах [2]: Закон "Об образовании" [14], Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования [16], Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по направлению, Государственный образовательный стандарт, Устав военно-учебного заведения, Директива МО РФ №Д-43 "О введении в действие норм учебной нагрузки, планирования и учета труда преподавательского состава в вузах МО" и др.
Как обстоят  дела с системой диагностического обучения? Приходится констатировать, что для ДО этот блок совершенно не разработан. Эта форма получения образования не прописана в Законе "Об образовании", хотя преподавание с использование дистанционных технологий в нем упоминается. Нет никаких законодательных актов о нормировании труда тьюторов и охране их интеллектуальной собственности и т.д. Аналогично обстоит дело с нормативно-правовой поддержкой слушателей, которое должно предоставлять им такой неполный перечень юридической поддержки: поступление в систему, получение итоговых квалификационных документов государственного образца, использование всех правил и льгот студентов-заочников и лиц, повышающих квалификацию в соответствии с нормативными актами и документами Правительства РФ и Минобразования РФ, выбор сроков обучения, осуществления перерывов в обучении, параллельного обучения, формирование индивидуального учебного плана на основе программ курсов, предлагаемых различными учебными заведениями, различных форм обучения, признания результатов освоения курсов, изучаемых в рамках лицензированных программ различных учебных заведений. Из сказанного следует, что срочно должно быть разработано нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения.
Контроль усвоения студентами, слушателями и курсантами учебного материала и оценка их знаний и умений является составной частью ДСДО. Дистанционное обучение обусловливает  как повышение требований к системе  контроля, так и придает ей определенную специфику. Контроль, также как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).
Особенностью  ДО является входной контроль, цели и задачи которого - оценка у поступающего знаний, ориентаций и мотивов; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей, построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать  эффективные средства и методы обучения с выходом на максимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся. Все это в противоположность цели вступительных экзаменов в традиционном процессе, где он служит в основном, для отбора кандидатов на учебу.
В условиях ДО повышается вероятность фальсификации обучения, а также проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне.
Применительно к системе образования маркетинг  следует трактовать в широком  смысле, понимая под ним систему  знаний об организации образовательного процесса и управления им в условиях острой конкуренции и необходимости первоочередного учета требований потребителей [17].
Подсистема маркетинга при ДО выполняет традиционные функции, присущие маркетингу промышленного предприятия, для которых она традиционно является системой управления производством и сбытом продукции, ориентированной на рынок, покупателя. Товар в данном случае - это образовательные услуги, под которыми понимается, как это следует из нормативных документов, - "обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами" [14].
К числу основных принципов маркетинга образовательных  услуг, которыми необходимо пользоваться при организации деятельности ОУДО относят: тщательный учет состояния  и динамики потребностей рынка образовательных  услуг в номенклатуре потребных  направлений подготовки, количестве и качестве требуемых для страны специалистов, максимальное приспособление производства образовательных услуг, включающие в себя, формирование направлений  подготовки специалистов, разработку учебных планов и программ, разработку учебно-методического обеспечения, подготовку преподавателей и т.д. к требованиям рынка, активное воздействие на спрос, рынок и другие условия реализации с помощью всех доступных законных средств.
Результативность  маркетинговых мероприятий во многом определяется своевременной выработкой концепции. Анализ известных концепций  маркетинга показал, что для системы  дистанционного обучения лучше всего  подходит концепция социально-этического маркетинга. Она исходит из необходимости  гармонизации интересов потребителей, общества в целом и предприятия. ОУДО в своей деятельности должно руководствоваться не только интересами и запросами отдельного потребителя  или их групп, но и интересами и  потребностями общества в целом.
Маркетингу образовательных  услуг присуща следующая совокупность видов маркетинговой деятельности: маркетинговые исследования, включающие в себя сбор, обработку, учет и анализ всей информации, необходимой для  принятия управленческих решений, планирования деятельности ОУДО, планирование специальностей и количество подготавливаемых специалистов, продвижение образовательных услуг, именуемое в традиционном промышленном маркетинге как сбыт и распределение  в национальном и международном  масштабе, реклама и стимулирование продвижения образовательных услуг.
В педагогической практике вузов выработались хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные  работы, экзамены и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Информационные технологии в системе дистанционного образования
Эффективность дистанционного образования в большой  степени зависит от качества применяемых  программных продуктов. Методическим и программным продуктам дистанционного обучения является привлечение новейших информационных технологий, таких как  обучающие программы, мультимедиа, автоматизированные системы, интеллектуальные системы и многое другое.
 Компьютерные  обучающие программы должны быть  очень точно соотнесены с организационными  формами учебных занятий. Особенное  внимание приходится обращать  на подготовку обучающих и  контролирующих программ по тем  дисциплинам, которые при большом  теоретическом материале недостаточно  подкреплены практическими занятиями.
 Современные  информационные и компьютерные  средства дают возможность пользователям  работать с моделями практически  любых процессов. В этом плане  целесообразна разработка динамических  моделей, отражающих рассуждения  преподавателя.
В настоящее  время компьютерные курсы снабжаются видеофрагментами, все чаще  появляются программы, использующие CD-ROM. Автоматизированные обучающие системы являются одним из мощных средств, с помощью которых осуществляется дистанционное обучение. Автоматизированные обучающие системы могут использоваться достаточно широко для активизации процесса проведения занятий и для организации самостоятельной работы обучаемых.
 Создание  автоматизированных курсов, особенно  для дистанционного образования,  процедура  очень сложная требующая  хорошего знания не только  предметной базы, но и  психолога  — педагогического и методологического  обеспечения компьютерной и информационной  технологии в обучения. Необходима  подготовка специалистов, владеющих  этими знаниями.
  Учебный  процесс, осуществляемый на основе  технологий дистанционного обучения, включает в  себя как обязательные  аудиторные занятия, так и самостоятельную  работу студентов. Участие преподавателя  в учебном процессе определяется  не только проведением аудиторных  занятий, но и необходимостью  осуществлять постоянную поддержку  учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций.
Применяемые при  дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три  группы:
технологии представления  образовательной информации;
технологии передачи образовательной информации;
технологии хранения и обработки образовательной  информации.
  В совокупности  они и образуют технологии  дистанционного обучения. При этом  при реализации образовательных   программ особое значение приобретают  технологии передачи образовательной  информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения  и его поддержку.
В основе процесса обучения всегда лежит  передача информации от преподавателя  к студенту. В  этом смысле любую  технологию, применяемую  в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин "информационные технологии" применяют  по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники  и средств телекоммуникации. Во избежание  неправильной интерпретации, определим  три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования. Это:
образовательная информация;
образовательные технологии;
информационные  технологии. 

Рассмотрим  каждое из этих понятий.
Образовательная информация - это знания, которые  необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность.
  В дисциплинарной  модели обучения, присущей очной  системе образования, интерпретатором   знаний выступает преподаватель.  При  дистанционном обучении  интерпретатором в большей мере  является сам студент и поэтому  к качеству образовательной информации  и способам ее представления  должны предъявляться повышенные  требования.
Прежде  всего, это относится к вновь  создаваемым  электронным учебникам, а также  к информационным базам и банкам знаний, справочным и экспертным системам, используемым для целей образования. Представляемая в них информация, в отличие от полиграфической, должна иметь совершенно иную организацию и структуру. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями восприятия информации на экране компьютера, так и технологией доступа к ней.
  Образовательная  информация не должна накапливаться   только в одном или немногих  местах. Ее распределение должно  иметь островной  характер, так,  чтобы обеспечить максимально  возможный доступ студентов к  ней из любых удаленных мест, без существенного увеличения  загрузки телекоммуникационных  каналов. Такого рода островами  (центрами) информации могут стать  крупные библиотеки и научно-образовательные  центры, созданные на базе ведущих  вузов.
Образовательные технологии - это комплекс дидактических  методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю  и зависящих от формы ее представления.
 Особенностью  образовательных технологий является  опережающий характер их развития  по отношению к техническим  средствам. Дело в том, что  внедрение компьютера в образование  приводит к пересмотру всех  компонент процесса обучения. В  интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое  внимание должно уделяться активизации  образного мышления за счет  использования технологий, активизирующих  правополушарное, синтетическое  мышление. А это значит, что представление  учебного материала должно воспроизводить  мысль преподавателя в виде  образов. Иначе говоря, главным  моментом в образовательных технологиях  дистанционное образование становится  визуализация мысли, информации, знаний.
К образовательным  технологиям, наиболее приспособленным  для использования  в дистанционном  обучении, относятся:
видео-лекции;
мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
электронные мультимедийные учебники;
компьютерные  обучающие и тестирующие системы;
имитационные  модели и компьютерные тренажеры;
консультации  и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
видеоконференции.
 Информационные  технологии - это аппаратно-программные  средства, базирующиеся на использовании  вычислительной техники, которые  обеспечивают хранение и обработку  образовательной информации, доставку  ее обучаемому, интерактивное взаимодействие студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента.
 В учебном  процессе важна не информационная  технология сама по себе, а  то, насколько  ее использование  служит достижению собственно  образовательных целей. Выбор  средств коммуникации должен  определяться содержанием, а не  технологией. Это означает, что  в основе выбора технологий  должно лежать исследование содержания  учебных курсов, степени необходимой  активности обучаемых, их вовлеченности  в учебный процесс, конкретных  целей и ожидаемых результатов  обучения и т.п. Результат обучения  зависит не от типа коммуникационных  и информационных технологий, а  от качества разработки и предоставления  курсов.
При выборе технологий необходимо учитывать  наибольшее соответствие некоторых технологий характерным  чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим  типам учебных заданий и упражнений. 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WORLD WIDE WEB В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
 Международная  сеть Интернет предоставляет  большие возможности для учреждений  образования. Распространенная, одна  из наиболее дешевых, надежная, она предоставляет наиболее богатые возможности для организации дистанционного обучения. Интернет предоставляет несколько типов сервисов, на базе которых имеется возможность установки системы поддержки дистанционного обучения.
 Наиболее  подходящей для организации дистанционного  обучения является система WWW. World Wide Web (WWW) -это новейший информационный сервис сети Интернет. WWW построена на технологии, в основу которой положено понятие гипертекста. Эта система является одним из наиболее гибких средств поиска в Интернет. Гипертекстовая модель WWW может обеспечить для каждого элемента описание любого объема. Она также располагает более широкими возможностями в плане предоставления универсального интерфейса. Каждая статья содержит ссылки на другие сообщения. Программа просмотра преобразует материалы, полученные по электронной почте, в гипертекст, превращая перекрестные ссылки в гипертекстовые. Следовательно, Вы можете перемещаться между исходными статьями, статьями, продолжающими обсуждение, и по перекрестным ссылкам, используя установленные связи.
 Указанные  преимущества системы WWW позволяют создавать следующий спектр учебных систем с доступом через Интернет:
* Интерактивные  учебники и учебные пособия; 
* Анонимные квалификационные  и пробные тесты; 
* Тесты и экзамены  для студентов дистанционного  обучения;
* Организация  обратной связи преподаватель  - студент. 
 WWW позволяет комбинировать текстовый, графический, звуковой и видеоматериалы. Использование Java и Java-script позволяет создавать приложения, загружаемые по сети, что снимает проблему обновления программного обеспечения. Переносимость Java обеспечивает корректную работу учебных программ на различных платформах без внесения изменения в исходный код.
Теперь необходимо сказать несколько слов об оформлении учебного материала, используемого  в процессе обучения
 Вообще, Web предоставляет практически уникальные возможности творческого подхода к оформлению документов. Может быть выбрана любая удобная форма представления материала читателю. Это могут быть фотографии, графики, рисунки, текст, видеофрагменты и т.д. Все это может быть расположено на странице практически в произвольной форме. Но в данном случае, когда речь идет о чтении и рассмотрении материала с целью его понимания и запоминания, наверное, необходимо выработать единую концепцию оформления документов. Может быть, даже полезным будет определение подобия стандарта, который будет использоваться во всех без исключения случаях публикации учебного материала.
Уже доказано, что  степень усваиваемости информации с экрана монитора на 25% ниже, чем при чтении с листа бумаги. Это обуславливает некоторые простые принципы, которые могут помочь при оформлении и публикации.
 Прежде всего,  не следует использовать никаких  графических изображений, помещаемых  на фон страницы. Фон, по всей  видимости, должен быть монотонным, но необязательно белым. Если  фон белый, то текст должен  быть написан темным цветом, например, черным или темно-синим. Не  стоит использовать темный фон  и светлый шрифт - это будет  утомлять глаза читателя. При  подборе гарнитуры шрифта следует  исходить из того, что читаемость  текста, написанного гарнитурой  без засечек, выше, чем текста, написанного гарнитурой с засечками.  При этом следует полностью  отказаться от использования  мелких размеров шрифтовых гарнитур.
 Нужно также  учитывать, что страницы будут  просматриваться в системах с  разным графическим разрешением  и глубиной цвета. Видимо, следует  использовать только палитру  в 16 цветов, что позволит исключить  искажения при отображении выделенного  цветом текста. Это также касается  графического материала (графиков, схем, диаграмм, рисунков и тому  подобного). Исключение может быть  сделано только для фотографий, где следует применять палитру  как минимум из 256 цветов. Это обеспечит  минимальное качество при отображении  фотографий в программе просмотра.  Кроме того, использование именно  этих цветовых палитр, а также  графических форматов, поддерживающих  сжатие изображения (таких как  GIF и JEPEG), позволит сократить общий объем документов, передаваемых по сети для отображения.
Теперь остановимся  на содержании документов. Удаленное  обучение - это как раз тот случай, когда содержание документов должно преобладать над формой его представления. Форма всех документов должна быть как можно более строгой. Страница не должна содержать никакой лишней информации (графической или текстовой), которая могла бы отвлечь внимание читающего. Зона чтения документа должна быть как можно более узкой. Этому может способствовать создание полей по краям документа. Не следует создавать документы с горизонтальной прокруткой - читать и изучать их будет очень неудобно. Длина (объем) каждого отдельного документа не должна превышать 30-40 Кб, что позволит ускорить их загрузку.
 Само собой  разумеется, что все учебные материалы  должны быть четко структурированы  и по возможности должны предоставлять  возможность интерактивного поиска  среди них. Учебные материалы  могут передаваться лицу, заинтересованному в их изучении, любым способом. Это может быть и непосредственная загрузка и чтение документа с Web-сервера, и передача архива документов для просмотра программой-клиентом без подключения к Интернет, а также другими способами, которые будут обусловлены методикой учебного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методические  основы системы дистанционного  образования
2.1 Функции преподавания  в дистанционном обучении
 Подача  содержания  учебных программ является функцией, наиболее часто ассоциируемой  с преподаванием, а именно, изложение  сущности предмета, навыков или  компетенций, которые должны быть  освоены. В большинстве чисто-дистанционных  систем и смешанных систем  эта функция достигается асинхронными  методами, например, путем предоставления  печатных учебных пособий или  электронных учебных материалов, которые могут быть переданы, например, через WWW. Однако также могут использоваться и синхронные технологии, например прямые широковещательные трансляции лекций, распространяемые по нескольким удаленным сайтам.
   Обеспечение  взаимодействия (мы часто употребляем  термин «диалог» для описания  взаимодействия между студентами  и преподавателем). Именно взаимодействие  отличает преподавание от простого  распространения информации, так  как в процессе взаимодействия  преподаватели применяют свои  навыки с тем, чтобы помочь  каждому отдельному студенту  преобразовать информацию в личное  знание. Удивительно, но взаимодействие  не обязательно должно быть  синхронным. Например, лектор, сопровождающий оцененную письменную работу подробными комментариями и замечаниями является хорошим примером асинхронного взаимодействия. Общение посредством электронной почты также может быть использовано как асинхронная форма взаимодействия. Симуляция диалога (т. е. диалог без реального взаимодействия между двумя людьми) может быть достигнута, например, путем использования разговорного стиля речи в учебных материалах. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Типы дистанционных  уроков
  Пока  в  Интернете размещено очень   мало примеров дистанционных  уроков, тем не менее этом раздел телекоммуникационных технологий обучения интенсивно разрабатывается.
 Дистанционный  урок – урок с использованием  учебного материала либо полностью  размещенного в Интернете в  виде специальных  тематических  web-страниц, при этом учащиеся полностью удалены от учебных ресурсов и дистанционного учителя, либо очный урок с использованием удаленных ресурсов Интернет, при этом учитель и учащиеся находятся в одном классе.
В настоящее  время существует три типа дистанционных  уроков.
 Первый  тип  дистанционных уроков заключается  в том, что и учитель (локальный  координатор), и учащиеся удалены  друг от друга, но при этом  пользуются уроком, предварительно  размещенным в Интернете. Примером  такого урока является дистанционный  урок «Молекулярная физика. 10 класс»  Львовского М.Б., во время которого  учащиеся могли не только ознакомиться  с теорией, но и решать задачи. В уроке удобная система подсказок,  задачи размещены по возрастающей  сложности.
   Второй  тип дистанционных уроков заключается  в том, что преподаватель и  студенты находятся в одной  аудитории, а информационные ресурсы,  которыми они пользуются в течение урока от них удалены.
 Третий  тип  дистанционных уроков разработан  Кривченко И.В. Это размещение  учебной информации на учебном  сайте и учебная игра в Сети.
Для разработки элементов плана-конспекта дистанционного урока рекомендуется следовать  следующему плану:
тема занятия, учебный предмет.
тип занятия.
девиз, цитата и  т.п.
цели занятия (относительно учеников, учителя, их совместной деятельности).
предполагаемый  состав учащихся – класс (возраст), количество.
проблема занятия  или главный вопрос.
предполагаемый  образовательный продукт, который  будет создан учащимися.
перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые  предполагается развить или осваивать  на данном занятии.
краткий план занятия  с указанием времени на каждый пункт плана.
подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся) – примерные вопросы, необычные  сведения, творческие задания и др.
перечень видов  деятельности дистантных учащихся на протяжении дистанционного занятия.
перечень видов  деятельности самого дистаниного педагога и других возможных участников занятия.
перечень материалов или сами материалы, необходимые  для занятия (ссылки на web-сайты, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др.)
-Компьютерные  презентации
Презентация - это  демонстрационные материалы для  почти любого более или менее  публичного выступления, от доклада  до рекламной акции или лекции.
Компьютерная  презентация - это файл, в который  такие материалы собраны. Презентация  состоит из последовательности кадров, или слайдов. Эти кадры можно  не только выводить на экран, но и напечатать на бумаге или прозрачной пленке. Достоинства  такой презентации по сравнению  с ворохом плакатов очевидны. Слайд  презентации - это непросто изображение. В нем могут быть элементы анимации, аудио и видео фрагменты.
Для создания презентации  в MS Office имеется превосходное средство Power Point, которое позволяет четко структурировать, хорошо иллюстрировать и профессионально представлять ваши идеи и достижения.
Power Point создает файл презентаций, который имеет расширение PPT и содержит набор слайдов. Программа предоставляет пользователю большое количество шаблонов презентаций на различные темы. Такие шаблоны содержат слайды, оформленные определенным образом, в которые мы можем вставлять свои данные. Мы можем изменить оформление любого шаблона, выбрав дизайн по своему вкусу. При этом измениться только внешний вид презентации, а не ее содержание. И, наконец, мы можем начать работу над презентацией "с нуля" - в Power Point для этого есть все средства. Сегодня мы будем учиться создавать презентацию "с нуля". 

-Лабораторно-практическое  занятие
Окно программы  Power Point имеет структуру такую же, как у любой программы MS Office.
Power Point предоставляет пользователю возможность работать и просматривать презентацию в различных видах (слайды, структура, сортировщик, заметки, демонстрация).
Прежде чем  создавать презентацию необходимо определиться с ее содержанием и  подобрать необходимые материалы (алгоритм создания презентации).
 

Первый слайд - титульный. На нем размещается название презентации, данные автора и т.д. При  запуске программы Power Point нам сразу предлагается макет титульного слайда.
Второй и последующие  слайды раскрывают тему.
Для создания нового слайда - Вставка>Создать слайд. При этом появляется окно позволяющее выбрать макет слайда.

 


                                                   

После того как  мы создали необходимое количество слайдов и разместили на них необходимые  данные. Нужно заняться оформлением  презентации для этого заходим  в пункт меню Формат>Оформление слайда и выбираем шаблон оформления слайда, при необходимости его  можно изменить.
На следующем  этапе необходимо нашу презентацию  оживить для этого заходим  в пункт меню Показ слайдов>Смена  слайдов, а потом Показ слайдов>Настройка  анимации.
Компьютерная  презентация - это файл, в который  собраны демонстрационные материалы  для публичного выступления. Презентация  состоит из последовательности слайдов.
Power Point - программа для создания презентаций
Сознание нового слайда - Вставка>Создать слайд.
Оформление слайда - Формат>Оформление слайда.
Настройка смены  слайдов и эффектов анимации - Показ  слайдов>Смена слайдов; Показ слайдов>Настройка  анимации.
А теперь самостоятельно оформите презентацию, состоящую из 3-х слайдов, по теме: "Устройство компьютера".
1 слайд - титульный.
2 слайд - системный  блок.
3 слайд - устройства  ввода/вывода.
Полученную презентацию  сохраните в собственной папке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 План занятия  в  системе дистанционного  образования.
Основываясь на изученных выше материалах и проанализировав  некоторые дистанционные уроки, мы разработали свой план занятия  в системе дистанционного образования.
"Иллюстрации   к стихотворениям Агнии БАРТО"
  Раздел  программы:  Графический редактор Paint.
 Тема  урока:  иллюстрации к стихотворениям  Агнии Барто.
 Тип урока:  Закрепление пройденного  материала. 
 Вид: Урок  – практикум. 
 Цели  урока: 
 •  применить  для решения реальной задачи  знания о способах копирования,  переноса фрагментов рисунка,  заливки фигур, ввода и форматирования  текста;
   •   развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
 •  обобщение  знаний основного программного  материала; 
•  связать  информатику с другими  предметами;
 • воспитать  эстетическое восприятие мира.
•  развитие художественного вкуса.
Оборудование:
Компьютерный  класс, оснащенный современной техникой и современным программным обеспечением, пакет учебных материалов, разосланных  учащимся, экран, презентации. 

       Задачи урока: 
1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление  познавательной мотивации, осознание ученика своей значимости в образовательном процессе.
2. Учебная –  цель урока состоит  в развитии  интереса к решению  практических  задач, к активной творческой  деятельности, формировании навыков  самостоятельной работы.
3. Развивающая – развитие логического мышления, памяти, внимательности.
4. Познавательная – повышение интереса  к занятиям информатикой.
Объем знаний, необходимых  для урока:
  •  уметь  рисовать с помощью графического  редактора и вносить изменения   в готовые изображения; 
  •  уметь  выбрать инструмент в графическом   редакторе, знать, какой инструмент  выбран;
  • знать назначение панели настройки инструментов;
  •  уметь выбрать цвет, используя палитр;
  •  уметь копировать, перемещать части  рисунка;
  •  уметь выполнять операции отражения, поворота и наклона;
  •  уметь  вводить и форматировать  текст. 

     План  проведения урока: Содержание  этапов урока Виды и формы  работы
1. Мотивационный  этап. Постановка  цели урока. Фронтальный опрос.
2. Подготовительный  этап Показ презентации, в которой дается понятие иллюстрации, рассказывается краткая биография  Барто Агнии Львовны.
3. Практикум   на компьютере. Выполнить на компьютере иллюстрацию к одному из предложенных стихотворений Агнии Барто.
4. Подведение  итогов. Просмотр готовых  работ, выставление оценок.
5. Домашнее  задание. Выполнить иллюстрацию. 

Организационный момент.
1. Мотивационное   начало урока. Постановка цели  урока. 
2. Подготовительный  этап.
3. Практикум   на компьютере.
Затем оценивает  работу учеников, мотивируя  свою оценку.
5. Задание   на дом 
Учитель: Предлагает нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Агнии Барто, как предложенным в классе, так и выбранным самостоятельно.
Рисунки отправляются по e-mail.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.

  3.1. Дистанционное образование в России

 
      В России уже с 1997 года проводится эксперимент  Министерства образования. Пять лет  полтора десятка российских вузов (преимущественно экономического и  технического профиля) отрабатывали перспективные  образовательные технологии. «Было  создано 588 учебных центров, где прошло обучение более 206 тысяч студентов  и слушателей, приняло участие  в организации учебного процесса более 13 тысяч преподавателей, тьюторов (педагогов-консультантов) и педагогов-технологов. В рамках традиционных форм обучения развиты и апробированы разнообразные дистанционные образовательные технологии, качественно отличающиеся как по применяемым учебным моделям, так и по составу и способам доставки обучаемым образовательных материалов, среди которых комплексная кейс-технология в сочетании со специально разработанными очными формами занятий, Интернет-технология в сочетании с использованием обучающих программ и кейс-технологии, телевизионно-спутниковая информационная технология.
      В ходе эксперимента был достигнут  удовлетворительный уровень качества подготовки: десятки тысяч выпускников  успешно прошли итоговую аттестацию в государственных аттестационных комиссиях». И если сравнить с двумястами тысячами обучающихся, получается 60-70-процентный отсев! И кроме того, «по данным Государственной инспекции по аттестации, в службах занятости пока не зарегистрирован ни один выпускник, обучавшийся по дистанционным технологиям»). В целом результаты эксперимента оправдали надежды участников и организаторов.
      Для иллюстрирования ситуации с общим  уровнем образования в России надо отметить, что дипломированных  специалистов в Японии - 40% населения, в Финляндии - около 20%, в Российской Федерации - 7,6%. Более трети взрослого  населения России имеют актуализированные  образовательные потребности, из них  более половины хотели бы получить профессиональное образование, остальные  нуждаются в дополнительном обучении. Более 70% из них готовы в той или иной мере оплачивать учебу. В развитых странах студентами становятся от 80-90% выпускников школ. У нас, например, в 2001 году в институты поступили только 15,6% школьников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.