На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ловкость и методика ее развития

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГУО «ГОМЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.СКАРИНЫ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа по теории и методике физического  воспитания
     «Ловкость и методика ее развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил  студент гр. ФК-32
     Мальцев Иван Анатольевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Гомель, 2012
 

      Введение 

     В современных условиях значительно  увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих  ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности  к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности  связывают в теории физического  воспитания с понятием «ловкость».
     Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать  свою деятельность в зависимости  от условий - все это характеризует  ловкость.
     Один  из наиболее крупных ученых в области  физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не владев этим комплексом качеств, и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями».
     Об  этом физическом качестве можно многое сказать: это и функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять  же для реализации ловкости т. е. ей приходится очень многим. Прежде всего двигательная ловкость проявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня.
     Ловкость  и лежащая в ее основе координация  движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. В последующем в развитии ловкости может наступить, если систематически не выполнять упражнения для ее совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления. 
 
 

    Ловкость  как один из видов двигательных способностей
 
     Слово «Ловкость» - есть производная от слова «лов» - ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по-прежнему определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности, гибкости.
     «Ловкость» - это значит «складный в движениях». Именно «складность» движений определяет ловкого прыгуна, бегуна именно умение многие движения рук, ног, туловища «складывать» в общее движение всего тела, дающие высший результат. Умение управлять своим телом и есть ловкость.
     Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в  изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
     О высоком уровне развития ловкости свидетельствует  хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижные игры с  меняющимися условиями или осложненных  дополнительными заданиями (бег  змейкой, с убеганием препятствий и др.).
     Многочисленные  исследования последних десятилетий  показали, что различные виды координационных  проявлений человека в физической культуре, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому  вместо существующего термина ловкость оказавшегося многозначным, нечетным и «житейским», ввели понятия  координационные способности (КС); стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию.
     При осуществлении гимнастических, метательных  движений, спортивно-игровых двигательных действий (ДД) исполнители отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и  в качественном отношении. Поэтому  в самом общем виде под КС понимают возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению ДД.
     При определении КС используют критерии. Критерии - это основные признаки, на основании которых оценивается  КС. Иначе говоря, это измерители оценки уровня координационных возможностей и отдельных элементов, их составляющих. При определении критериев КС нужно отталкиваться от современных  позиций физиологии и психологии активности, кибернетики, биомеханики  физических упражнений, раскрывающих особенности поведения сложных  систем, включая систему управления движениями, где ведущую роль играют критерии оптимальности и целенаправленности.
     Существуют  следующие виды КС: специальные, специфические  и общие.
     Специальные КС относятся к однородным и психофизическим  механизмам группам целостных целенаправленных ДД систематизированным по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС:
     Во  всевозможные циклических (ходьба, лазанье, бег, плаванье и др.) и ациклические ДД (прыжки);
     В движениях манипулирования в  пространстве отдельными частями тела (прикосновение, укола, обвода контура, движения указания и т.д.)
     В движениях перемещения вещей  в пространстве (подъем тяжести)
     В движениях прицеливания
     К наиболее важным специфическим КС относятся  способности воспроизведения, отмеривания  и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений: к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
 
     Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы).
     Педагогическая  эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости  от того, в какой мере учитывается  анатомо-физиологические особенности  детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию  тех или иных факторов, а так  же периоды повышенной чувствительности и понижение сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка особенно необходимо при физическом воспитании для определения эффективных  методов обучения двигательным действиям  на уроках физической культуры, для  разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.
     В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в организме  детей и их нужно учитывать  в процессе физического воспитания. Интенсивно развивается нервная  система. Удваивается спинной мозг. В головном мозге происходит значительный скачек в развитии височно-теменно-затылочной и лобной областей.
     Происходит  развитие условных рефлексов. К 6-7 годам улучшается.
     В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания коры нервных  процессов. Развитие процессов коркового  торможения создает условие для  быстрого формирования условных связей.
     В процессе развития ребенка происходят изменения взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых  структур. Это обуславливает особенности  возбудительного и тормозного процессов  в детском возрасте, а следовательно и специфику проявления типологических особенностей.
     В младшем школьном возрасте идет интенсивное  созревание сенсорных систем. Помимо корковых отделов переработку поступающей  информации вовлекаются и другие корковые зоны - ассоциативные отделы, участвующие в опознание стимулов, их классификации, выработке эталонов. Эти структуры созревают в течение длительного времени, вплоть до подросткового возраста и во время его. Постоянность их созревания определяет специфику процесса воспитания в школьном возрасте.
     В это время идет развитие вестибулярного анализатора, который отвечает за координацию  движений. Поэтому при развитии ловкости нужно, прежде всего, развивать возможности  вестибулярного анализатора.
     Для обеспечения полноценной умственной и физической деятельности хорошая  работоспособность. Умственная и физическая физической работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 38 -53 % объема заданий, выполняемые 15-17 летними учащимися. При этом качество работы у первых на 45-64% ниже, чем у вторых.
     Темп  роста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста возрастает неравномерно, подобно изменению  других количественных признаков, отражающих рост и развитие организма.
     Скорость  и продуктивность работы первые три  года обучения нарастает одинаково на 37-42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу.
     Физическая  работоспособность повышается за счет систематических занятий физической культурой.
     Работоспособность изменяется в течение рабочего дня. В первой половине учебных занятий  у большинства учащихся младших  классов работоспособность сохраняется  на относительно высоком уровне, обнаруживая  подъем после первого урока. К  концу третьего урока работоспособность  уменьшается и еще больше к  концу четвертого урока.
     Для поддержания высокой работоспособности  в течение учебного дня необходимо делать переход от умственной работы к физической.
     Опорно-двигательный аппарат в младшем школьном возрасте так же претерпевает изменения. Наблюдается  усиление роста позвоночного столба, продолжается окостенение его костей, появляется шейный и грудной изгиб. В этом возрасте позвоночник обладает большой подвижностью и гибкостью  за счет незначительного окостенения. Именно в это время нужно развивать  ловкость и гибкость.
     К шести годам устанавливаются  свойственные взрослому относительные  величины верхней и нижней части  грудной клетки, резко увеличивается  наклон ребер.
     На  форму грудной клетки большое  влияние оказывает физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных кровеносных сосудов  и лёгких.
     К семи годам становятся ясно видимыми кости запястья, происходит сращивание костей тазового пояса, наблюдается  рост костей черепа.
     К восьми годам идет накопление мышечной массы. Она составляет примерно 27% от массы тела. Рост мышечных волокон  продолжается в связи с увеличением  сухожилий и за счет структурных  преобразований самого волокна. Увеличивается  сила отдельных групп мышц.
     Но  все же младшие школьники обладают низкими показателями силы. Силовые  и особенно статические упражнения вызывает у них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособленные к кратковременным корыстно-силовым упражнениям. Отсюда видно, что при таких показателях наиболее целесообразно развивать в этом возрасте координационные способности. К тому, же в этом возрасте проявляется способность к точному воспроизведению движений по заданной программе. Детям доступны такие двигательные акты, как бег, прыганье, катание на коньках, плаванье, гимнастические упражнения.
     Согласно  исследованиям Л.П.Матвеева, координационные  способности (ловкость) детей могут  развиваться следующим образом: 

    Координационные способности Возраст
    7-8 8-9 9-10 10-11
    Простые координации        
    Сложные координации        
    Равновесие        
    Точность  движений        
 
     Итак, младший школьный возраст особенно благоприятен для развития ловкости. Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленно  применять именно в этом возрасте, который является ключевым для координационно-двигательного  совершенствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методика  развития ловкости
 
     Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости) рекомендуют разнообразные методические приемы:
     1.Применение  необычных исходных положений.
     2.Изменение  скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.
     3.Смена  способов выполнения упражнений:
        метание сверху, снизу, сбоку;
        прыжки на одной, двух ногах, с поворотом.
     4.Использование предметов различной формы и массы и т.д.
     5.Выполнение согласованных действий.
     Для развития КС в физическом воспитании и спорте используют следующие методы.
      Стандартно-повторного упражнения;
      Вариативного упражнения;
      Игровой;
      Соревновательной.
     При разучивании новых достаточно сложных  двигательных действий применяют стандартно-повторный  метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных  условиях.
     По  мнению многих исследователей, главным методом развития КС является метод вариативного (переменного) упражнения.
     Его подразделяют на два варианта:
        Метод строго регламентированного;
        Не строго регламентированного упражнения.
     К методам строго-регламентированного  упражнения, можно отнести (условно) 3 группы методических приемов, (выше указанных):
     1)Приемы  строго заданного варьирования  отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия;
     2)Приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
     а)«зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;
     б)усложнение привычного действия;
     в)комбинирование двигательных действий.
     3) Приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направлений и пределы варьирования:
     а)Использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;
     б)Усложнение движений с помощью заданий;
     в)Совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки
     г)Выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.
     Методы  не строго регламентированного варьирования предполагают такие приемы:
     а)Игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов;
     б)Варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения и др.
     При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо учитывать следующие правила:
     использовать  небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений;
     многократное  их повторение, изменяя отдельные  характеристики и двигательные действия в целом, изменяя условия осуществления этих действий.
     Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании ловкости в младшем школьном возрасте.
     Для развития ловкости у детей этого  возраста очень эффективны игровой  и соревновательный методы. Игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Поэтому целесообразно включать регулярно в уроки физкультуры разные подвижные игры, эстафеты с направленным развитием ловкости и др. физических качеств.
     Необходимо  учитывать особенности регулирования  нагрузок и отдыха в упражнениях, специально ориентированных на улучшение  развития ловкости: их число и частоту  повторений в рамках каждого отдельного занятия целесообразно доводить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления  координационных трудностей.
     Выполнение  упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже  сложившихся форм координации движений, лучше всего проводить в начале основной части занятия.
     В количественном процессе воспитания способностей, от которых зависит точность движений, лишь условно выделить отдельные  стороны. Л.П. Матвеев выделяет особенности  проявления «чувства пространства»  в двигательной деятельности. Он подчеркивает, что «восприятие пространства»  и оценка пространственных параметров движений тесно связаны с активным включением «мышечного чувства», отсюда понятно, что совершенствование «чувства пространства» в процессе физического воспитания осуществляется в единстве с совершенствованием способности соблюдать заданные пространственные параметры движений. Автор отмечает ведущую роль в совершенствование «чувства пространства» и повышении степени пространственной точности движений:
     - четкую постановку и реализацию  системы заданий с последовательно  возрастающими требованиями к  точности дифференцировок (различий) при оценке пространственных условий действий и к точности управления
     движениями  в пределах заданных пространственных параметров.
     Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными пространственными параметрами, надо:
     -чтобы  движения были точными:
     а)по времени;
     б)по величине прилагаемых усилий
     Одним из слагаемых комплексного процесса воспитания ловкости является воспитание способности поддерживать равновесие тела, балансировать в статических  и динамических положениях, обусловленных  жизненными различными ситуациями (статистические упражнения- стойки в спортивной гимнастике; динамические - бег, прыжки и др.).
     Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять:
     а)движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной нагрузки;
     б)упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексах утренней зарядки и домашних заданиях;
     в)правильно освоенные движения на «результат».
     Способность быстро перестраивать двигательную деятельность у детей младшего возраста является очень важной. Способность  к перестроению это «умение быстро преобразовывать выработанные формы  двигательных действий или переключаться  от одних к другим соответственно меняющимся условиям».
     В теории и методике физического воспитания это способность рассматривается  как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость и сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных КС человека.
     Ребенок быстрее и эффективнее перестраивает  двигательные действия в одних условиях, способен так же эффективно перестраивать  их в других, подобных условиях, внезапно изменившейся обстановки. Наряду с  этим следует различать специфические  проявления в данной способности.
     Для формирования этой способности наиболее пригодны упражнения, требующие быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Это аналитические и синтетические координационные упражнения подвижных и спортивных игр.
     Непременным условием предупреждения и преодоления  мышечной напряженности является формирование адекватной установки на расслабление, которая предусматривала бы как  необходимую степень расслабления мышц в состоянии покоя, так и  по возможности свободное, раскрепощенное выполнение двигательных действий. Для  выработки такой установки нужны  систематические подкрепления ее, достаточно частое напоминание о значении расслабления. Важнейшую роль в совершенствовании  способности к произвольному  расслаблению мышц на первых этапах физического  воспитания играет овладения системой специально направленных упражнений, получивших название «упражнения в  расслаблении», а затем регулярное применение их в сочетании с другими  упражнениями и использование методических приемов, способствующих исключению излишней напряженности при выполнении двигательных действий. Упражнения на расслабление можно разделить на 4 группы:
     1-включает  упражнения, требующие быстрейшего перехода мышц от напряженного к расслабленному состоянию;
     2-упражнения, в которых напряжение одних мышц сочетается с расслаблением других (например, напрячь мышцы правой ноги и расслабить левой, напрячь мышцы правой руки и левой ноги и т.п.);
     3-упражнения, в которых требуется поддерживать  движения по инерции расслабленной части тела за счет движений других частей;
     4-упражнения, в процессе выполнения которых рекомендуется самостоятельно определять моменты отдыха для расслабления мышц, участвующих в работе.
     Выполняя  упражнения на расслабление, необходимо следить, чтобы напряжение мышц сочеталось со вздохом и задержкой дыхания, расслабление-с активным выдохом.
     Для снятия тонической напряженности, которой  характерен повышенный тонус мышц, проявляющийся не только во время  работы, но и в условиях относительного покоя, рекомендуется упражнения на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем (потряхивание, махи и т.п.) Кроме них целесообразны упражнения на растягивание, выполняемые в промежутках между силовыми и скоростными нагрузками. Эффективными средствами являются плавание, купание в теплой воде, сауна, массаж...
     Развитие  и совершенствование ловкости может  осуществляться посредствам различных организационно-методических форм любой части урока.
     В подготовительной и заключительной части целесообразно проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений развивающих ловкость. В этих частях урока основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих КС без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.
     Для решения главных задач совершенствование  ловкости школьников должна быть основная часть урока. Рекомендуется проводить  координационные упражнения ближе  к началу или середине основной части  урока, пока у детей сохраняется  оптимальная психическая и общая  работоспособность.
     Организация занятий на уроке физической культуры, направленная на развитие ловкости, включает и контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы  установить уровень развития КС детей, темпы изменения этих способностей.
     Очень эффективны для развития ловкости подвижные  игры и эстафеты, спортивные игры. В  каждый урок физической культуры целесообразно  включать следующие упражнения для  развития ловкости:
    общеразвивающие упражнения на согласованность движений;
    бег в сочетании с поворотами и прыжками;
    бег спиной вперед, боком, с изменением направления;
    метание мяча из различных исходных положений, после прыжков, поворотов;
    метание в цель в ускоренном темпе;
    метание в цель по переменно обеими руками;
    прыжки в длину, высоту различными способами, прыжки с поворотом и др.;
    отдельные упражнения на единой полосе препятствий (бег по проходам лабиринта, преодоление препятствий до 3 м.), требующие проявление ловкости;
    упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки с поворотами на 90°, 180°, 360°;
    броски мяча в цель, в корзину с места в движении, в прыжке, после поворотов, кувырки вперед, ведение баскетбольного мяча попеременно левой и правой руками с обводкой препятствий, жонглирование мячом и др.;
    преодоление неровностей; повороты на месте и в движении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Комплекс  упражнений направленных на развитие ловкости.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.