На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Бедность как объект социально-экономической политики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Оглавление
 
Введение
 
1. Теоретические аспекты определения бедности в рыночной экономике
1.1 Природа социального неравенства и его последствия
1.2 Понятие и критерии бедности
1.3 Основные причины бедности
 
2. Бедность как объект социально-экономической политики
2.1 Основные направления социально-экономической политики
2.2 Социальная поддержка населения
2.3 Бедность как явление в России. Бедность в регионах России
2.4 Социально-экономические последствия бедности в России
 
3. Основные пути преодоления бедности в России
 
Заключение
 
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Одним из важнейших направлений государственной политики в Российской Федерации на протяжении последних лет является забота о повышении благосостояния населения, и, в частности, о преодолении бедности и её крайних проявлений.
В России быстрый рост уровня бедности был обусловлен сокращением занятости и появлением безработицы и резким снижением трудовых доходов на начальном этапе кардинальных социально-экономических реформ конца ХХ века в условиях неэффективной системы социальной защиты населения. Ситуация осложняется тем, что в последние годы уровень бедности сохраняется высоким, а для некоторых слоев населения проблема жизнеобеспечения даже обострилась. Бедность особенно характерна для занятых в бюджетном секторе экономики, в сельской местности и в малых городах, для больших семей и семей с неполным составом. Высокая абсолютная бедность в нашей стране сочетается с высоким экономическим неравенством в распределении денежных доходов и имущества между бедными и богатыми, а, следовательно, и с высокой относительной бедностью. Бедность, как крайнее проявление различий в уровне жизни и величине доходов населения, присуща любому обществу независимо от особенностей социального и политического устройства.
Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.
Объектом работы является феномен бедности в современном российском обществе как объект социально-экономической политики.
Предмет изучения - причины, последствия бедности и пути её преодоления.
Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности и характерные черты бедности и неравенства в России;
- рассмотреть последствия бедности и экономического неравенства для российской экономики;
- выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации и рассмотреть политику социальной защиты населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теоретические аспекты определения бедности в рыночной экономике
 
1.1 Природа социального неравенства и его последствия
 
В настоящее время в связи с происходящими в отечественной экономике кардинальными преобразованиями, направленными на переход к подлинным рыночным отношениям, существенно возросла степень социального неравенства между отдельными группами и целыми слоями российского населения. К началу ХХI в. за чертой бедности, т.е. ниже прожиточного минимума, по официальной статистике, проживало примерно 38 млн. населения России. Около 10% населения не имеет необходимых средств для потребления в достаточном количестве даже самых дешевых продуктов питания.
Стремление к социальному равенству извечно со времени возникновения классов, богатства и бедности. Однако дифференциация в доходах и потреблении населения была и остаётся одной из основных характеристик современного общества. Более того, дифференциация доходов рассматривается многими экономистами как фактор, стимулирующий трудовую активность.
Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) или предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины). «Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем». [1]
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (График 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в процентах от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в процентах от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
График 1
Кривая Лоренца

 
 
Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.
Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.
 
1.2 Понятие и критерии бедности
 
Учёные в разные времена давали различные определения понятию «бедность». Например, учёные XVIII века А. Смит, Т. Мальтус, Г. Спенсер рассматривали бедность как неизбежное следствие борьбы за выживание, бедные считались лично ответственными за свои материальные трудности. Англичане Ч. Бут и С. Раунтри, исследовавшие бедность в конце XIX века, за точку отсчета в определении бедности брали возможность индивида удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилище. Российские ученые В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлёва бедностью называют ситуацию, в которой потребности не могут быть достаточно удовлетворены.[2]
Бедность не является национальным феноменом России. Борьба с бедностью - это одно из важнейших направлений деятельности международных организаций. Так, 1996 г. был объявлен ООН Международным годом борьбы с бедностью. А начиная с 1997 г. ООН провозгласила Первое десятилетие борьбы с бедностью. Международная организация труда (МОТ) постоянно ведет работу по измерению и мониторингу бедности, разрабатывает рекомендации по ее преодолению. Изучением бедности занимаются и региональные международные организации, в частности Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы и др.
Бедность – состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения.
В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц). [3]
Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).
Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.
Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.
В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.
Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства). Наконец, существует деление на «устойчивую» бедность (бедность «по наследству») и «плавающую» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).[4]
Официальный подход к определению бедности в Российской Федерации базируется на концепции абсолютной бедности: к бедным относятся домохозяйства и одиноко проживающие граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума.
 
1.3 Основные причины бедности
 
Объективной экономической основой расширения масштабов бедности и превращения ее в общенациональную проблему является глубокий экономический спад, имевший место во всех странах с переходной экономикой, включая Россию, поэтому перспективы сокращения бедности связаны в первую очередь с ростом экономики. Экономический спад обусловил резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий советского периода: обеспечения полной занятости трудоспособных, всеобщей доступности образования и здравоохранения и др.
Среди важнейших причин ”новой волны” бедности, которая ”накрыла” своим валом большую часть россиян в 90-е годы, - глобализация мировых рынков товаров, финансов и труда. Крайне низкая адаптивность национальной экономики к этим процессам, неконкурентоспособность целых отраслей и производств, невысокая производительность труда и отсталая его организация, превалирование низкооплачиваемых рабочих мест и дефицит специалистов требуемой квалификации привели к последствиям, сходным с теми, которые описывал А.Смит, сравнивая развитие экономик Англии и Индии в первой половине ХVIII в.
Поддерживать достигнутый в советские времена достаточно приемлемый уровень жизни населения российскому государству оказалось не под силу. Многие трудозатратные отрасли – лёгкая и особенно текстильная промышленность, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления (телевизоры, радиоприемники, часы, автомобили и др.) - проиграли в соревновании с зарубежными производителями и практически прекратили свое существование. В сущности, российская экономика переживает деиндустриализацию – уменьшение доли отраслей материального производства и увеличение доли доходов непроизводственных отраслей в ВВП, что выражается в существенном снижении за последние 20 лет объемов промышленной продукции, включая выпускаемую машиностроением, сокращении численности занятых на производстве, росте безработицы, распространении ”серых” форм найма, разобщении российского социума, снижении ”органической солидарности” его слоев и т.д.
Второй причиной расширения бедности является изменение трудовых отношений. Вместо стандартизации и унификации, характерных для индустриального этапа, в условиях формирования постиндустриальной экономики происходит дестандартизация труда - развиваются его гибкие формы и небольшие предприятия, быстро меняющие технологии, возрастает роль науки и значимость креативности в профессиональных навыках персонала. Поэтому на смену еще недавно повсеместно применявшегося бессрочного трудового договора для работников наемного труда приходит непостоянный найм, то есть неполная и временная занятость, заемный труд, субсидируемый трудовой договор, при котором часть затрат на оплату труда несет государство. В этой связи прежние механизмы регулирования заработной платы и социальной защиты требуют обновления.
Третья причина бедности (причем бедности занятых трудовой деятельностью) - курс государства на дерегулирование заработной платы, существенное уменьшение ее доли в ВВП - с 38% в 1990 г. до 24% в 2010 г. По расчетам исследователей, в региональном разрезе доходы 10% наиболее обеспеченных граждан росли в последние годы (2005-2010 гг.) быстрее, чем ВРП на душу населения, а доходы 10% наименее обеспеченных - в 20 раз медленнее. То есть при приросте ВРП на душу населения в 100 руб. среднедушевой доход 10% наиболее состоятельных увеличивался на 200 руб., а среднедушевой доход 10% самых малоимущих - только на 5 руб., или в 40 раз меньше.
Четвёртой причиной бедности выступает хроническое бюджетное недофинансирование социальной сферы. В России в 2010г. государственные расходы на образование составляли 4,7% ВВП, столько же - на здравоохранение, что значительно меньше, чем в западноевропейских странах. Так, в Великобритании в 2010 г. на образование государство тратило 6,4% ВВП, на здравоохранение – 7,9% ВВП; в Германии – соответственно 5,7% и 8,6%, во Франции - 6,8% и 7,9 %.
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели природу социального неравенства, выяснили его причины и последствия. Определили, какие показатели применяются для количественной оценки дифференциации доходов. Глобальная проблема российского общества, вытекающая из неравенства – бедность. Выявлены основные ее причины, определены критерии бедности.
 
2. Бедность как объект социально-экономической политики
 
2.1 Основные направления социально-экономической политики
 
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
В начале третьего тысячелетия для России остро встал вопрос о выборе стратегических приоритетов страны. В самом общем плане стало очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политической роли России в мировом сообществе.
Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.
Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:
- достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;
- обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;
- обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;
- развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности, ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму.
Основные приоритеты социально - экономической политики в области развития человеческого потенциала (достижения к 2020 г.):
1)                 распространение стандартов здорового образа жизни;
2)                 переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;
3)                 внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
4)                 выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;
5)                 распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;
6)                 создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;
7)                 установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза).
 
2.2 Социальная поддержка населения
 
Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Широкое применение международным сообществом категории "социальная защита" во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.
У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.
В современных условиях система социальной защиты населения имеет большое значение для экономического и социального развития России. Её качественные и количественные параметры определяют порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость экономической динамики, что особенно актуально в период экономического кризиса. При формировании дальнейшей политики социально-экономического развития регионов России особое внимание необходимо уделить факторам, которые обеспечивают рост экономических показателей. Одним из таких факторов является обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита – это совокупность институтов и комплекс экономических, социальных и правовых мер экономической политики, направленных на предупреждение или смягчение негативных последствий для отдельного человека или группы людей действия социальных рисков и угроз и обеспечивающих всем гражданам равные возможности для сохранения определённого уровня жизни.
Социальная защита, её институты и меры призваны обеспечить социальную устойчивость положения граждан независимо от их статуса и положения в обществе. Она тем самым выполняет важнейшую функцию обеспечения нормальной жизнедеятельности всех членов общества, включённых в трудовые отношения, так и по тем или иным причинам не являющихся субъектами последних. Отсюда – многообразие форм социальной защиты, их постоянное развитие и изменение. Благодаря этой роли социальной защиты в поддержании социальной устойчивости она одновременно позволяет сглаживать противоречия и минимизировать неблагоприятные последствия социально-трудовых отношений, недостатки распределения доходов, обеспечить гарантии доступа к благам лиц, которые по тем или иным причинам не включены или не были включены в трудовую деятельность.
Следовательно, социальная защита в системе социальной устойчивости общества выполняет следующие функции. Во-первых, она обеспечивает определённые минимальные гарантии для всех граждан страны по доступу к базовым (основным) социальным благам, обеспечивающим жизнедеятельность любого человека. Во-вторых, она обеспечивает страхование граждан страны от рисков, возникающих в процессе их жизненного цикла. В-третьих, она обеспечивает помощь и поддержку гражданам страны, которые в силу тех или иных причин поставлены в трудное, а иногда особо сложное положение в обществе.
Исходя из роли и основных функций социальной защиты, можно выделить следующие основные её направления:
- социальное страхование;
- социальная помощь;
- обеспечение минимальных социальных гарантий.
Социальное страхование – направление социальной защиты населения, предназначенное для обеспечения населения в случае наступления социальных рисков различного рода. Социальные риски – наступление временной нетрудоспособности, несчастные случаи на производстве, утрата работы и кормильца в семье и т.д. – сопровождают жизнь каждого человека. Они носят характер массового социального явления и касаются всех членов общества. Вследствие этого создание надёжной, устойчивой системы социального страхования – важнейшее направление социальной защиты в любом развитом государстве.
В России эффективное управление финансовыми средствами на социальное страхование призваны обеспечивать государственные внебюджетные социальные фонды (ВСФ): пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ); Фонд социального страхования (ФСС); Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФМС).
Внебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ и формируются в основном за счёт средств работодателей, а также бюджета и в незначительной части индивидуальных платежей.
Основной объём средств, направляемых на социальное страхование, расходуется по линии пенсионного обеспечения, выплат пособий по временной нетрудоспособности и родам, санаторно-курортного лечения и на реабилитацию граждан.
Социальная помощь – оказание поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их положения и недостаточным уровнем личного дохода, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья и другими причинами. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат, которые могут осуществляться в различной форме – денежной и натуральной, в виде услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь носит конкретный – адресный или категориальный характер. Этим она принципиально отличается от системы страхования.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
1)поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума;
2)создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
3)снижения уровня социального неравенства;
4)повышения доходов населения.
Обеспечение минимальных социальных гарантий – важное направление социальной защиты – оно качественно отличается от других тем, что оно призвано обеспечить независимо от материального положения и социальных рисков равный доступ граждан страны к базовым социальным благам и государственную гарантию удовлетворения минимальных потребностей населения.
Система минимальных гарантий охватывает все основные направления и формы социально-трудовых отношений – от установления минимальной оплаты труда до определения минимальных размеров конкретных выплат.
Для решения проблемы бедности государству и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы по поддержке малоимущих, а нужно еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. Необходимо, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. То есть надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий населения могло бы оказаться создание рабочих мест, где они бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.
              «По данным Росстата, в 2004 году общая сумма, необходимая для того, чтобы довести уровень доходов всех бедных в России, по крайней мере, до черты бедности, составляла 225 млрд. рублей.Если остановиться только на категории крайне бедных, то для покрытия дефицита бедности, отделяющего от самых худших форм нужды и бедности, потребуется 150 млрд. рублей. Расходы на социальные программы (кроме пенсионных и иных страховых трансфертов), предусмотренные в консолидированном бюджете РФ в том же году, были равны 390 млрд. рублей. Таким образом, суммы, выделяемые на социальные расходы, вполне достаточны для того, чтобы эффективно бороться с бедностью, даже если сделать некоторую поправку на «утечку» Хотя, в общем и целом, Россия расходует много на социальную политику, на адресные программы помощи малоимущим выделяются очень незначительнве средства. Из почти 400 млрд. рублей, израсходованных на различные программы социальной защиты в 2004 году, всего 80
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.