На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Бихевиоризм и необихевиоризм

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Бихевиоризм и необихевиоризм
Д. Уотсон – принцип управления поведением
Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Джон Уотсон (1878 — 1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «...сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями» 1, а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения2 объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества»
Уотсон  стал наиболее популярным лидером Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно  непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между  непосредственно наблюдаемыми воздействиями  физических раздражителей на организм и его так же непосредственно  наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая  бихевиоризмом: "стимул – реакция" (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами  этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез  и объяснений. Поскольку единственно  реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических  явлениях их двигательными эквивалентами.
Зависимость различных психических функций  от двигательной активности была в  те годы прочно установлена экспериментальной  психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций –  от телесных изменений, мышления –  от речевого аппарата и т. д.
Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные  мышечные процессы могут быть достойной  заменой субъективных психических  актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных  звуков. Когда взрослые соединяют  с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением  слова. Постепенно у ребенка внешняя  речь переходит в шепот, а за тем  он начинает произносить слово про  себя. Такая внутренняя речь (неслышная  вокализация) есть не что иное, как  мышление.
Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков  – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение – более  широкое понятие, чем обучение, так  как включает в себя и целенаправленно  сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между  стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).
Исходя  из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит  в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали  идею возрастной периодизации, так  как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей  развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного  возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети научались не только читать, но и  писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и  закономерности развития ребенка.
Однако  невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимости со здания функциональной периодизации, которая позволила  бы установить этапы научения, формирования определенного навыка. С этой точки  зрения, этапы развития игры, обучения чтению или плаванью являются функциональной периодизацией. (Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные в России П.Я.Гальпериным.)
Доказательства  прижизненного формирования основных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах  по формированию эмоций.
Казалось  бы, гипотеза Джемса о первичности  те лесных изменений, вторичности эмоциональных  со стояний должна была устроить Уотсона. Но он решительно ее отверг на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной  психологии. В эмоции, по Уотсону, нет  ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом – в возможности управлять  по заданной программе эмоциональным  поведением.
Уотсон  экспериментально доказывал, что можно  сформировать реакцию страха на нейтральный  стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в  руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика  и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление  кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После  того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес  и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время  вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался  к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или  мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали  реагировать плачем на появление  кролика в конце комнаты, экспериментатор  придвигал его все ближе и  ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец  спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали  его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно  управлять.
Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть "психологией без психики". Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при "внутреннем наблюдении". Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него те лесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.
В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод  субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь  к "фактам сознания" и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит  чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его сторонников  в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они  полагали, что ее можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того, чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли  вообще с ним разделаться.
 
Э. Толмен о латентном научении
        Основы необихевиоризма  заложил Эдвард Толмен (1886— 1959). В книге «Целевое поведение животных и человека» (1932) он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствуют уотсоновскому молекулярному пониманию поведения по схеме «стимул — реакция». Поведение, по Толмену, это молярный феномен, т. е. целостный акт, который характеризует-ся собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, выражающейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Введение в характеристику поведения понятий цели (намерения), поля отражает позицию Толмена по отношению к другим направлениям в психологии: он признавал совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией, глубинной психологией. Убежденный в сложности детерминации поведения Толмен различал три разновидности его детерминант: независимые переменные (первоначальные причины поведения) стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности, т. е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные (intervening variables) — намерения (цели) и познавательные процессы. Выступив против субъективистского истолкования этих образований в духе старого ментализма, Толмен сделал именно вмешивающиеся переменные предметом собственных экспериментальных исследований. В экспериментах на латентное научение, викарные пробы и ошибки, гипотезы и др. было сформулировано понятие «когнитивной карты» (cognitive map). Когнитивная карта — это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулами и целями (signgestalt) и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека.
 
 
Коннексионизм Э. Торндайка
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а "коннексионистом" (от англ. "коннексия" – связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.
Свои  выводы Торндайк изложил в 1898 году в  докторской диссертации "Интеллект  животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных".* Термины Торндайк употреблял традиционные – "интеллект", "ассоциативные  процессы", но содержанием они  наполнялись новым.
То, что интеллект имеет ассоциативную  природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка  было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены  и оценены без обращения к  идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между  движениями и ситуациями.
Весь  процесс научения описывался в объективных  терминах. Торндайк использовал идею Вена о "пробах и ошибках" как  регулирующем начале по ведения. Выбор  этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый  способ детерминистского объяснения своих  объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль "проб и ошибок", это понятие  несомненно составляло од ну из предпосылок  его эволюционного учения. Поскольку  возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия  внешней среды не могут быть заранее  предусмотрены в структуре и  способах поведения организма, согласование это го поведения со средой реализуется  только на вероятностной основе.
Принцип "проб, ошибок и случайного успеха" объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения  на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной  системе путями. Невозможно было объяснить  этим понятием адаптивность реакций  организма и его обучаемость.
Торндайк  принимал за исходный момент двигательного  акта не внешний импульс, запускающий  в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым  организм не имеет готовой формулы  двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь "ситуация – реакция" в отличие от рефлекса (в его  единственно известной Торндайку  механистической трактовке) характеризовалась  следующими признаками: 1) исходный пункт  – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно  действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения
По  Торндайку, коннексия – связь  между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия  – элемент поведения. Правда, термином "поведение" Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении..
     Эдвард Толмен (1886-1959) свои основные идеи изложил в книге "Целевое поведение у животных и человека" (1932). Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу он вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на более элементарных уровнях поведения.
Подобно своим предшественникам, "классическим бихевиористам", Толмен отстаивал  положение, что исследование поведения  должно вестись строго объективным  методом, без всяких произвольных допущений  о недоступном этому методу внутреннем ми ре сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой "стимул – реакция" и игнорировать фак торы, которые играют незаменимую  роль в промежутке между ними. Эти  факторы он назвал "промежуточными переменными".
Раньше  считалось, что эти факторы являются чи сто внутренними, открытыми только для индивидуального субъекта, способного наблюдать за своим сознанием. Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно "вывести наружу" и придать  их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для этого поведение следует  рассматривать не как цепочку  отдельных реакций, а с точки  зрения его целостной организации. Такое целостное поведение Толмен описывал как систему, связанную  со своим окружением сетью познавательных отношений. Организм ориентируется  в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, позволяющие различать "что  ведет к чему". Он не просто сталкивается со средой, а как бы идет навстречу  ей со своими ожиданиями, строя гипотезы и даже проявляя изобретательность  в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.
В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение  не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным  данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитивную") карту того пути, которому нужно  следовать для решения задачи. (В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы  получить подкормку и тем самым  удовлетворить потребность в  пище.) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип  научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое  научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно  способно изменять поведение.
Теория  Толмена побудила пересмотреть прежние  взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма  к среде. Среди этих факторов особо  следует выделить целевую регуляцию  действий живых существ, их способность  к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.
После экспериментов Толмена стала  очевидна не достаточность прежних  воззрений на поведение. Потребовался их пересмотр
        
 
 
Теория ожидания Дж. Мида
  Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском университете, попытался учесть своеобразие обусловленности человеческого поведения в своей концепции, названной социальным бихевиоризмом.
Исследования  этапов вхождения ребенка в мир  взрослых привели Д. Мид
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.