На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы обучения в высшей школе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Методы обучения в высшей школе
План
1.       Метод. Его определение и значение.
2.       Классификация методов
3.       Интерактивные методы в обучении
 
1.       Метод. Его определение и значение.
Одна из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.
 
Метод обучения(от др.-греч. ??????? — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между педагогом и студентами, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
 
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, И. Ф. Харламов дает следующее определение сущности этого понятия: "Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом".
 
Ю. К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования".
 
Т. А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".
 
2.Классификация методов
 
 
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
 
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
 
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
 
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
 
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием(эврикой) для учащихся.
 
Схема 1 ( пассивный метод)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Схема 2 ( активный метод)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Схема 3 (интерактивный метод)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивный метод;
2. Активный метод;
3. Интерактивный метод.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
 
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия педагога и студента, в которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом лекции, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
       С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к лекции со стороны педагога и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
 
 
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия, и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был педагог, то здесь педагог и студенты находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
 
 
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Педагог также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В педагогике высшей школы сложились различные классификации методов обучения, которые представлены в таблице в таб.1
 
 

Основания
Группы методов
1
Источник знаний
Словесные, наглядные, практические
2
Этап обучения
Подготовки к изучению нового, изучения нового, конкретизации, углубления, приобретения умений и навыков, контроля и оценки
3
Способ руководства
Объяснения педагога, самостоятельная работа
4
Логика обучения
Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические
5
Дидактические цели (по Ю. К. Бабанскому и В. И. Андрееву)
Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки
6
Характер деятельности обучаемых (по И. Я. Лер-неру и М. Н. Скаткину)
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Интерактивные методы обучения
В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Чем это обусловлено?
         Во-первых, процессами демократизации: для демократического
общества характерны договорные отношения между равноправными
субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».
          Во-вторых, необходимостью практического решения проблемы
мотивации активности обучаемых. Это достигается не только
дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.
            В-третьих, задачами, стоящими перед современным образованием. В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.
          Среди важнейших из этих компетенций можно отметить следующие:
? необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;
? нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера
(учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;
? следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся
способности не соответствуют современным требованиям.
Формирование компетенций возможно только через соответствующий
опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.
Принципы интерактивного обучения:
? диалогическое взаимодействие;
? работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
? активно-ролевая (игровая) деятельность;
? тренинговая организация обучения
   При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его
деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа
взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
        Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:
? дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций
из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;
? игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые
(управленческие) игры, ролевые игры, организационно- деятельностные игры;
? тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные
тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя
дискуссионные и игровые методы обучения.
Интерактивное обучение одновременно решает три задачи:
? учебно-познавательную (предельно конкретную);
? коммуникационно-развивающую (связанную с общим
эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
? социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже
за пределами учебного времени и пространства).
Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам
образовательного процесса?
Конкретному обучающемуся:
- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с
учебным окружением;
- развитие личностной рефлексии;
- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
- развитие толерантности.
Учебной микрогруппе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой
рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к
компромиссам.
Системе «преподаватель — группа»:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- многомерное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному  взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.
            Активные и интерактивные методы и приемы стали все чаще включаться и в такую традиционную форму обучения взрослых, как лекция.
? Лекция-беседа или диалог со слушателями предполагает непосредственный контакт с аудиторией, позволяет привлекать внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения с учетом специфики аудитории, расширять круг мнений обучающихся, использовать коллективный  опыт и знания.
? Лекция-дискуссия представляет собой свободный обмен мнениями в промежутках между логически оформленными разделами сообщения учебного материала. Она активизирует познавательную деятельность аудитории, дает возможность управлять мнением группы, использовать это мнение для изменения негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучающихся; лекция с интенсивной обратной связью.
? Лекция с применением элементов «мозгового штурма» и лекция с разбором микроситуаций по форме аналогичны лекции-дискуссии, но в этом случае обсуждаются конкретные ситуации из реальной практики.
? Лекция в форме «пресс-конференции» проводится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.
     Преподавателю легче действовать традиционно, на основе привычных стереотипов: самому объяснить, «разложить по полочкам» материал, наслаждаясь своей «красивой» речью, не давая возможности обучающимся проявить свои знания и опыт. Несмотря на все сложности, интерактивное обучение постепенно завоевывает все больше сторонников в практике как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмоционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным. Интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заполните схему:
 
 
 
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.