На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Внешние условия развития экономического сотрудничества: теоретический аспект. Организация деятельности Комитета международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Сахалинской области. Мероприятия, перспективы развития и совершенствование ВЭД.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 27.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


83
Введение
В результате рыночных преобразований внешнеэкономические деятельность (ВЭД) превратилась в один из основных факторов, определяющих состояние экономического развития Российской Федерации и ее отдельных регионов. В свою очередь участие субъектов в международном и внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными государствами и их субъектами становится важнейшим фактором расширения международных и внешнеэкономических связей России, что в полной мере соответствует общемировым тенденциям, поскольку протекающие процессы приводят к тому, что субнациональные территории становятся все более активными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Регионы, осуществляя внешнеэкономические связи, обладают специфическими интересами и возможностями их реализации, что закономерно порождает ряд трудностей. Необходимостью создания таких форм организации внешнеэкономической деятельности региона, при которых наиболее рационально могут быть использованы его права и полномочия в этой сфере; потенциал (ресурсный, кадровый, внешнеэкономический и т.д.) при условии эффективности работы всех участников внешнеэкономической деятельности региона (органов управления, хозяйствующих субъектов, содействующих организаций), а также соблюдении федерального законодательства и линии внешнеэкономической политики страны обусловлена актуальность исследования.
Как показывает мировой опыт, основой эффективной внешнеэкономической деятельности выступает развитие экспортного потенциала. Система поддержки экспорта и содействия национальным экспортёрам в России находится в стадии становления. В связи с этим вопросы реализации экспортных возможностей Сахалинской области представляют значительный интерес.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за последние годы приобрел значение одного из ключевых регионов в системе международных, внешнеэкономических и внешнеполитических интересов Российской Федерации. Дальний Восток имеют особое стратегическое значение «восточных ворот» для её включения в динамично развивающийся рынок стран АТР. При этом международное сотрудничество в двусторонних отношениях играет все более заметную роль.
Все это обусловило повышение интереса к проблематике именно регионального аспекта международной, внешнеэкономической деятельности, наблюдаемое особенно отчетливо в последнее десятилетие.
Причиной для выбора темы послужило то, что международная, внешнеэкономическая деятельность является важнейшей государственной программой, качественная реализация которой зависит от целого ряда факторов, в том числе от компетентности специалистов, на которых будет возложено решение конкретных организационных задач. Как будущему государственному служащему, международная и внешнеэкономическая деятельность интересна с точки зрения управления этим процессом, как на региональном уровне, так и на государственном уровне, по статистике многие выпускники специальности «Государственное и муниципальное управление» становятся государственными служащими. А залог эффективного управления какой-либо сферой - компетентность и осведомленность в данной области.
Объектом исследования является система международной, внешнеэкономической деятельности Сахалинской области.
Предметом исследования работы выступает совокупность организационно- экономических основ, управленческих процессов внешней экономики, составляющих основу внешнеэкономического комплекса региона в условиях укрепления его экспортного потенциала и активного включения региона, как субъекта Федерации, в мировую хозяйственную систему.
Цель исследования - разработка механизмов обновления организационно-экономических основ внешнеэкономической деятельности региона и реализации его экспортного потенциала. В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи:
анализ и оценка результатов реформы внешнеэкономических связей в Российской Федерации;
рассмотрение инвестиционного потенциала Сахалинской области;
современное состояние и эффективность внешнеэкономических связей;
перспективы развития внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества;
- изучение организационной структуры и функций управления ВЭД Сахалинской области, функциональных связей управления с другими органами исполнительной власти области;
Практическая значимость данной темы определяется тем, что она показывает необходимость совершенствования системы внешнеэкономической деятельности, нормативно-правовой базы.
Кроме того, показана необходимость взаимодействия государства и регионов в целях решения проблем, стоящих перед отраслями входящих в структуру внешней экономики.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

1.1 Международное, внешнеэкономическое сотрудничество: теоретический аспект

Объективной особенностью современного этапа развития мирового хозяйства является активное включение всех стран в международные экономические процессы. Центральным звеном международных, внешнеэкономических процессов является международная торговля, существующая в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Как наиболее важная и наиболее развитая сфера международных, внешнеэкономических отношений международная торговля является средством развития национальной экономики.
Для обоснования причин развития и повышения роли международной торговли существуют теории, раскрывающие принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене и факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке.
Из теорий международной торговли первой появилась меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI-XVIII вв. [1]. Согласно этой теории большинство стран зависит от количества золота и серебра, которым они располагают. Государство обязательно должно: вывозить товаров, больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта; запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья; запретить всякую торговлю колоний с иными странами, нежели метрополия.
К главному достоинству меркантилизма относят разработанную им политику поддержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов.
Недостатком этой теории является представление меркантилистов о том, что выигрыш от торговли одних участников (в данном случае стран-экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров).
В противоположность меркантилистам А. Смит, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип «laissez-faire» («лэссэ-фэр») - политика невмешательства государства в экономику, выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке. Согласно теории абсолютных преимуществ А. Смита, стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В теории абсолютных преимуществ было четко сформулировано, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько от способности производить конечные товары и услуги.
Теория внешней торговли А. Смита основана на многочисленных допущениях: единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.
Из теории А. Смита следует, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны, то есть перемещаются в те районы, где они получают абсолютное преимущество. Рано или поздно вследствие передвижения факторов абсолютное преимущество одних регионов перед другими исчезнет, и доходы от факторов выровняются. Казалось бы, торговля должна прекратиться. Однако Давид Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.
Теория сравнительных преимуществ предполагает, что, если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них более эффективным, чем в другой.
Важнейшим достижением теории является то, что она доказала существование выигрыша от торговли для всех участвующих в ней стран, развенчав тезис о том, что одна страна может получить выигрыш в торговле только за счет нанесения ущерба другой стране. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что применяя теорию сравнительных преимуществ к анализу тех или иных конкретных товарных потоков, она не учитывает:
1. транспортных издержек, которые могут достигать значительных величин и делать неэффективной торговлю определенными товарами даже в условиях относительных преимуществ по затратам труда на их производство:
1. влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, какие-либо колебания цен и заработной платы, инфляцию и международное движение капитала;
1. исходит из существования только одного фактора производства (труда) и не принимает во внимание другие важные предпосылки международной торговли, такие как различия в наделенности стран факторами производства;
1. не позволяет объяснить торговлю между странами, ни одна из которых не имеет относительного преимущества перед другой.
Рассмотренные выше теории объясняли международную торговлю различными абсолютными и относительными затратами труда на производство товаров в различных странах. Но в теориях абсолютных и относительных преимуществ не раскрывались причины различий в затратах труда. По мере того, как в течение 19-го века трудовая теория стоимости постепенно вытеснялась различными вариантами теории факторов производства, экономисты-неоклассики - последователи основателей классической школы - начали объяснять международную торговлю также через теорию факторов производства. Однако действительно крупный прорыв в теории международной торговли был сделан только в середине 20-х годов 20-го столетия экономистами-неоклассиками - шведским экономистом Эли Хекшером и его учеником Бертилом Олином, которые создали стройную теорию международной торговли, получившую позже название теории Хекшера-Олина.
Используя концепцию факторов производства (экономических ресурсов), созданную французским предпринимателем и экономистом Ж. Б. Сэем и дополненную затем другими экономистами, теория Хекшера-Олина обращает внимание на различную наделенность стран этими факторами (точнее, трудом и капиталом, так как Хекшер и Олин сосредоточились только на двух факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их дешевыми по сравнению с другими, дефицитными факторами. Производство любой продукции требует комбинации факторов, и товар, в производстве которого преобладают сравнительно дешевые, избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны, и на внешнем рынке и тем самым будет обладать сравнительными преимуществами. Согласно теории Хекшера-Олина страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Таким образом, наиболее важными допущениями теории соотношения факторов производства являются различная фактороинтенсивность отдельных товаров (один товар - трудоемкий, второй - капиталоемкий) и различная факторонасыщенность отдельных стран (в одной стране капитала относительно больше, в другой - относительно меньше).
В результате торговли относительные цены на товары, участвующие в торговле имеют тенденцию к сближению. Но если было сделано предположение, что относительные цены на товары зависят от степени обеспеченности стран факторами производства и их относительных цен, то возникает закономерный вопрос: какое обратное воздействие оказывает балансировка цен на товары и на цены факторов производства?
Ответ на этот вопрос дал американский экономист Пол Самуэльсон. Доказанная им теорема, исходящая из предпосылки истинности теоремы Хекшера-Олина, получила название теоремы выравнивания цен на факторы производства или теоремы Хекшера-Олина-Самуэльсона. Она предполагает, что международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах.
К недостаткам этой теоремы можно отнести то, что теорема выравнивания цен на факторы производства описывает полностью статичный мир, раскрывая факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие только в определенный момент времени. Кроме того, доказывая выравнивание цен на факторы производства, теорема не учитывает, что абсолютные размеры этих факторов различны в различных странах, и поэтому абсолютные размеры доходов на капитал неминуемо будут больше в той стране, в которой капитала больше, чем в той, в которой его меньше. Отсюда следует, что достижение в результате международной торговли полного выравнивания цен на факторы производства практически невозможно. Но, несмотря на все ограничения и недостатки, теоремы Хекшера-Олина и Хекшера-Олина-Самуэльсона являются важным инструментом анализа международной экономики, наглядно показывающим и доказывающим принцип всеобщего равновесия, которому должно подчиняться экономическое развитие.
Теория соотношения факторов производства, несмотря на все ее недостатки и весьма абстрактный характер, по сегодняшний день продолжает оставаться одной из наиболее популярных теорий, объясняющих развитие международной торговли. Также она многократно была подвергнута эмпирическим проверкам на огромных массивах статистических данных и применительно к различным странам, товарам и факторам производства. Но многочисленные эмпирические тесты поставили теорию соотношения факторов производства Хекшера-Олина под вопрос. Наиболее известное исследование, не подтвердившее, несмотря на максимальную аккуратность и корректность подхода выводов Хекшера-Олина-Самуэльсона, было выполнено в 1953г. американским ученым российского происхождения Василием Леонтьевым на примере экономики США. В последствии это исследование было названо парадоксом Леонтьева. Его суть заключается в том, что, вопреки теории, трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные - трудоемкую. Однако парадокс Леонтьева оставил без ответа многочисленные вопросы, а многие более тонкие тесты, учитывающие квалификационный состав рабочей силы и охватывающие большие группы стран и многие факторы производства, подтвердили справедливость теории соотношения факторов производства. Поэтому можно утверждать, что парадокс Леонтьева продолжает служить серьезным предупреждением от прямолинейного использования теории Хекшера-Олина на практике.
В середине 20-го века наряду с развитием классических теорий международной торговли стали появляться альтернативные теории, которые:
1. развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства и показывая, что, несмотря на увеличения количества переменных, основные постулаты теории остаются справедливыми (теории специфических факторов производства);
1. изучают отдельные стороны международной торговли, которые не были раскрыты либо силу умышленно сделанных авторами допущений и абстракций, либо в силу недостатков самих теорий. Современные экономисты разработали новые модели и доказали ряд теорем, которые позволили ответить на многие вопросы, оставленные открытыми классическими теориями (теория распределения доходов от международной торговли, теория пересекающегося спроса);
1. утверждают, что классические теории не объясняют современную международную торговлю и нуждаются в замене новыми теориями (теория эффекта масштаба, модель внутриотраслевой международной торговли, динамические модели международной торговли).
Эволюция теорий международной торговли отражает ее развитие и усложнение, объясняя движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда, так как качественные, структурные характеристики международной торговли непосредственно связаны с существенными сдвигами в самом разделении труда, с возрастающим значением, преобладанием его принципиально новых типов.
Международное разделение труда представляет собой сосредоточение ресурсов и усилий отдельных стран на определенных сферах, отраслях хозяйственной деятельности и производствах с учетом внешних потребностей; проявляется в международной специализации и кооперировании.
На сегодняшний день, для оптимизации участия стран мира в международном разделении труда активно используется механизм инвестиционного сотрудничества (международное движение капитала), целью которого является рациональное распределение инвестиционных ресурсов для достижения более высокого уровня развития национальных экономик.
Существует два подхода к трактовке сущности международного движения капитала. Различия в основе этих подходов объясняются, во-первых, развитием рынка и составляющих его форм хозяйственных связей, во-вторых, меняющимся пониманием содержания, роли и значения отдельных форм таких связей в развитии и совершенствовании национальных хозяйств, характера задач, экономической безопасности и социально-экономического благополучия.
Международное движение капитала является определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии форм и условий международных хозяйственных связей всех видов
По характеру и формам международные капиталовложения могут быть различными. По источникам происхождения - это государственный и частный капитал [1]. Государственный капитал представляет собой средства из госбюджета, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. По формам - это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное движение которых определяется межправительственными соглашениями, а также кредиты и иные средства международных организаций (например, кредиты МВФ).
Под частный капиталом подразумевают средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). К ним относятся инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование; они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещения в поле зрения и может в пределах своих полномочий контролировать и регулировать их.
По характеру использования международные капиталовложения подразделяются на предпринимательские и ссудные. Предпринимательские капиталы прямо или косвенно направляются в развитие реального сектора экономики и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда (чаще всего это частный капитал). Ссудные капиталы означают предоставление средств взаймы для получения процента по ним. Чаще всего это капитал из государственных источников, но и из частных источников операции также весьма значительны.
По срокам международные капиталовложения делятся на среднесрочные и долгосрочные, а также краткосрочные. По целям международные капиталовложения делятся на прямые и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции - вложение капитала с целью получения долгосрочного интереса; они обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции - частный предпринимательский капитал. Портфельные инвестиции дают не права контроля за объектом вложения, а всего лишь долгосрочное право на доход, причем даже в преимущественной очередности в получении такого дохода. Это находит выражение в различных типах акций (обычных и привилегированных).
Международный валютный фонд выделяет еще одну группу - «прочие инвестиции», которую в основном образуют международные займы и банковские депозиты.
В современной экономике наблюдается тенденция быстрого роста прямых иностранных инвестиций, которую можно проследить согласно следующим данным: в 80-е годы сумма прямых зарубежных инвестиций составляла примерно 450 млрд. долл., в 1990г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн. долл., т.е. произошло почти четырехкратное увеличение за одно десятилетие, а уже в 2001г. сумма прямых зарубежных инвестиций приблизилась к 7 трлн. долл., и наконец к 2004г. суммарный объем накопленных прямых иностранных инвестиций оценивался в 9 трлн. долл. [2].
Столь высокие темпы роста иностранных инвестиций объясняются произошедшей перестройкой в мировом хозяйстве, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем интересом являлось не только возможность получения прибыли, но и длительный (постоянный) характер такого получения (до тех пор, пока существует само производство).
Транснациональные корпорации (ТНК) и аналогичные им хозяйственные образования составляют наиболее мощный сектор мировой экономики. Данные вышедшего в октябре 2005г. очередного доклада ЮНКТАД «World Investment Report» говорят о дальнейшем увеличении масштабов деятельности ТНК. Число ТНК на начало 2005г. увеличилось до 70 тыс., (для сравнения, 2002г. - 65 тыс.), а число их зарубежных филиалов составило 690 тыс. По данным того же источника, сумма глобальных продаж, осуществленных филиалами ТНК в 2004г., превысила 19 трлн. долл. - почти вдвое больше общей суммы мирового экспорта в 2004г. - 11 трлн. долл. (в то время как экспорт, ими (филиалами) осуществленный, составил 3,69 трлн. долл.), суммарные активы зарубежных филиалов достигли почти 36 млрд. долл., число занятых на предприятиях ТНК составило порядка 57 млн. человек (для сравнения: в 1990г. - около 24 млн. человек).
Международное движение капитала, как и международная торговля, является определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений, в основе которых лежит международное разделение труда. На фоне систематического и масштабного роста международной торговли и расширения международного инвестиционного сотрудничества все больше стран вовлекаются в мирохозяйственные отношения, последствием чего является усиление их взаимосвязи и взаимозависимости, характерных для международных экономических процессов в целом.
1.2. Факторы, определяющие развитие ВЭД в Сахалинской области
На всех этапах исторического развития Дальнего Востока внешнеэкономическому сотрудничеству придавалось большое значение. Это вполне закономерно, так как Сахалинский район имеет естественные возможности и определенные сравнительные преимущества для осуществления и расширения международных, внешнеэкономических связей за счет:
1. Выгодного географического положения;
2. Наличия магистральной транспортной и транзитной инфраструктуры;
3. Обеспеченности природными ресурсами, отвечающим потребностям экономик стран АТР, в частности Северо-Восточной Азии;
4. Динамично расширяющихся рынков и объемов торговли стран АТР;
5. Масштабов, динамики, структуры реального использования экономических преимуществ области в национальном и международном разделении труда, интегральной эффективности и привлекательности направления в экономический район капиталов, других производственных ресурсов.
Сахалинская область имеет протяженные морские и сухопутные границы, естественным образом открыта для торгового и инвестиционного сотрудничества со странами АТР. Регион находится на кратчайших путях в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Область располагается на окраине страны, в большом отдалении от основных ее экономических районов, вследствие чего внешнеэкономические связи здесь обладают высокой емкостью.
Наряду с уникальным географическим положением, наиболее значительным факторам, определяющим потенциал внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества Сахалинской области, относятся: обеспеченность области базовыми природными ресурсами, характер и условия ее текущей и перспективной экономической динамики.
Крупнейшей составляющей природно-ресурсного потенциала Сахалинской области являются леса. Среди нескольких десятков различных видов древесных пород наибольшую ценность имеют хвойные: лиственница, пихта, ель.
В морях, омывающих Сахалинскую область сосредоточен значительный потенциал биологических ресурсов, в первую очередь рыбы и морепродуктов. Среди регионов страны рыбопромышленный комплекс Сахалинской области располагает наилучшей сырьевой базой. Исключительно продуктивным является Охотское море - главный рыбопромысловый бассейн России. Здесь долгое время основу промысла составляли сельдь, камбала и крабы, но в 90-е годы к основным рыбным ресурсам стали относиться минтай (до 2000 тыс. т.), тихоокеанские лососи (120-125 тыс. т.), охотская сельдь (100-150 тыс. т.) и крабы (53-58 тыс. т.). Важное место в структуре рыбных ресурсов области принадлежит тихоокеанским лососям - горбуша, кета, нерка и кижуч.
Прибрежная зона Охотского и Японского морей отличается большим разнообразием морских водорослей. Только в Охотском море можно ежегодно добывать 660-670 тыс. т. морской капусты.
Из морских беспозвоночных наибольшее значение имеют крабы, в частности камчатский краб, пользующийся устойчивым спросом на внешнем рынке. В последние годы объем вылова рыбы и добычи морепродуктов на Сахалине находится на уровне 2,3-2,1 млн. тонн, доля области в вылове рыбы и выпуске рыбопродукции в общероссийском составляет 70 %.
Богатство водных биологических ресурсов Сахалинской области обусловило развитие здесь крупнейшего в России рыбохозяйственного комплекса, который призван обеспечить высокий уровень душевого потребления разнообразной рыбной продукции, производство биологически активных веществ, лекарственных препаратов, наращивание экспорта преимущественно готовой рыбной продукции с высокой потребительской стоимостью, обеспечить социально-экономическое обустройство.
На территории Сахалинской области сосредоточены практически все виды первичных коммерческих энергоресурсов: уголь, нефть, природный газ, конденсат, гидро- , геотермальная энергия. Суммарный потенциал этих ресурсов огромен. Общее количество потенциальных запасов нефти оценивается в 29 млрд. т., природного газа - 24 трлн. куб. м., угля - 2,2 - 3,5 трлн. т.
Разведанные запасы нефти составили 459,5 млн. т., в том числе на шельфе Охотского моря - 204,6 млн. т. Предварительно оцененные запасы нефти соответственно составляют 303,1 млн. т (в том числе на шельфе - 193 млн. т). Нефть отличается высоким качеством, превосходящим по основным параметрам российский экспортный стандарт Urals. В основном это легкие и низкосернистые сорта. Большая часть запасов нефти области (68,2 %) имеет плотность менее 0,87 г/м3, при этом около 78 % содержат менее 0,5 % серы [14].
Разведанные запасы свободного газа составили 2167,1 млрд. куб. м, в том числе на шельфе Охотского моря - 863,3 млрд. куб. м.
Доминирующим первичным энергоресурсом является уголь. Угольная сырьевая база характеризуется высокой степенью разведанности ресурсного потенциала. Балансовые запасы представлены каменными углями - 38.9%, антрацитами - 0.1% и коксующимися углями - 20.0%.
Ресурсы природной энергии на Дальнем Востоке достаточны для добычи первичных и производства преобразованных топливно-энергетических ресурсов, в сотни раз превышающих собственную валовую потребность региона.
Возможности реализации сравнительных преимуществ Сахалинской области в национальном и международном разделении труда, дальнейшие перспективы развития кооперации с мировым рынком в существенной мере обусловлены реальной общеэкономической структурой, динамикой и эффективностью регионального хозяйственного комплекса.[15] (таблица 1.3)
По данным Федеральной службы государственной статистики объем ВРП Сах.обл. в 2006г. составил 88339,9 млрд. руб. (3,2% роста). Если посмотреть динамику ВРП за последние несколько лет, то можно увидеть, что с 2000 года этот показатель вырос в 6 раз [15] (таблица 1.3).
Таблица 1.3 - Динамика валового регионального продукта в 1998-2004 гг. Дальневосточного федерального округа, в млн. рубл.
Регион
Динамика валового регионального продукта в
2003г.
2004г.
2005г.
2006г.
Сахалинская область
48 113,6
48 562,9
66 070,2
88 339,9
Источник: по данным Федеральная служба государственной статистики
Таблицы 1.4
Регион
Лесная, деревообрабатывающая ЦБП
Промышленность стройматериалов
Легкая
Пищевая
2004г., в % к 2003г.
2005г., в % к 2004г.
2004г., в % к 2003г.
2005г., в % к 2004г.
2004г., в % к 2003г.
2005г., в % к 2004г.
2004г., в % к 2003г.
2005г., в % к 2004г.
Сахалинская область
63,6
-
195,2
-
144,7
-
119,8
-
Источник: Основные показатели социально-экономического положения региона в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики, 2006. - 177 с.
Одним из наиболее устойчивых с точки зрения динамики секторов экономики региона является транспортный комплекс. В 2005г. объем перевозок грузов увеличился на 5,3% и составил 247 216,3 тыс. тонн. Возросли на 9,8 % по сравнению с 2004г. грузоперевозки железнодорожным транспортом, на 4.2% - автомобильным транспортом (таблица 1.5).
Таблица 1.5 - Объем перевозок грузов в январе-декабре 2005г. (коммерческие и некоммерческие)
Регион
Всего
Объем перевозок грузов транспортом
железнодорожным
внутренний водным
тыс. тонн
в % к январю-декабрю 2004г.
тыс. тонн
в % к январю-декабрю 2004г.
тыс. тонн
в % к январю-декабрю 2004г.
Приморский край
74 484.0
95.0
13 925.3
108.4
-
-
Сахалинская область
14 227.6
106.7
4 273.1
128.5
-
-
Продолжение таблицы 1.5
Регион
Объем перевозок грузов транспортом
воздушным
морским
автомобильным
трубопроводным
тыс. тонн
в % к январю-декабрю 2004г.
тыс. тонн
в % к январю-декабрю 2004г.
тыс. тонн
в % к январю-декабрю 2004г.
тыс. тонн
в % к январю-декабрю 2004г.
Сахалинская область
4.0
1 72.2
3 289.4
115.5
4 480.4
84.9
2 180.7
115.9
Источник: Основные показатели социально-экономического положения региона в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики
Изменения в динамике отдельных отраслей хозяйства и промышленности после кризиса 1998г. обусловили структурные сдвиги в целом по промышленному комплексу Сахалинской области, который в результате экономических шоков первой половины 90-х годов характеризовался чрезмерно высокой долей энергетического сектора при снижении роли традиционных отраслей специализации, определявших всегда интегрированность экономику области в национальную хозяйственную систему. По состоянию на 2005г. доля традиционных отраслей специализации увеличилась до 70%, по сравнению с 57% в 1995г.
Это свидетельствует, во-первых, о существенном оживлении и диверсификации промышленной системы Сахалина, а во-вторых, о повышении потенциала интеграции региона с национальной экономикой. Правда, реализация этого потенциала в значительной степени определяется сравнительными параметрами производства продукции (особенно сравнительными издержками производства и удельными транспортными затратами).
В период 1999-2005 гг. улучшение промышленной структуры региона в основном опиралось на рост экспорта продукции отраслей традиционной специализации. Тем не менее, структурные сдвиги являются сигналом наличия потенциала включения и в общероссийский рынок при условии формирования определенных параметров обмена.
Состояние внутреннего рынка области, кроме динамики и масштабов собственно производственных секторов, определяется также состоянием и перспективами развития сектора домашних хозяйств. Последние в свою очередь характеризуются уровнем душевых и валовых доходов, что определяет покупательную способность и уровень сбережения населения. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения в 2004-2005 гг. характеризуются положительной динамикой. По всей области зафиксированы положительные темпы роста реальных доходов населения (таблица 1.6).
Таблица 1.6 - Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения по Сахалинской области в декабре 2005г.
Регион
Денежные доходы
Потребительские расходы
Реальные располагаемые денежные доходы
всего, рублей
в % к
всего, рублей
в % к
декабрю 2004г.
ноябрю 2005г.
декабрю 2004г.
ноябрю 2005г.
декабрю 2004г.
ноябрю 2005г.
Сахалинская область
17 612.7
123.0
134.3
8 939.7
118.6
109.1
106.3
129.9
Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики 2006. - 177 с.
Номинальный рост доходов населения стимулировал рост розничного товарооборота в 2004-2005 гг. рост платных услуг населению. За этот период прирост розничной торговли в целом по Сахалинской области повысился и составил 111,2 % (в 2004г. этот показатель составлял 109,8% (таблица 1.7).
Таблица 1.7 - Оборот и темпы прироста в потребительском секторе экономики Сахалинской области в 2005г.
Регион
Объем платных услуг населению
Оборот розничной торговли
Всего, млн. руб.
в % к январю-декабрю 2004г.
январь-декабрь 2004г. в % к январю-декабрю 2003г.
Всего, млн. руб.
в % к январю-декабрю 2004г.
январь-декабрь 2004г. в % к январю-декабрю 2003г.
Сахалинская область
13 981.0
114.8
116.8
31 350.4
114.2
114.9
Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики , 2006. - 177 с.
Неустойчивость экономической конъюнктуры обусловливает и неустойчивость ситуации на рынке труда региона. В 2005г. численность экономически активного населения осталась практически на уровне 2004г (таблица 1.8).
Таблица 1.8 - Численность экономически активного (населения на конец 2005г.)
Регион
Экономически активное население, тыс. чел.
В том числе:
Уровень общей безработицы, %
Занятые в экономике, тыс. чел.
Безработные, тыс. чел.
Сахалинская область
310,0
288,0
22,0
7,1
Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2004г. 2005
По-прежнему, наиболее активное население продолжает мигрировать с области в основном центральные европейские районы страны. Экономическое развитие региона все в большей степени сталкивается с проблемой заполнения квалифицированных рабочих мест, особенно в обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных сферах сервиса и услуг. В перспективе это может стать одним из наиболее сильных негативных факторов экономического роста и обусловит объективное изменение миграционной политики России и ее субъектов Федерации в отношении трудовой миграции из сопредельных стран.
В 2005г. население Сахалинской области уменьшилось. Показатель почти на 7% меньше, чем был в 2004г. Складываются объективные предпосылки того, что Сахалинской области удастся преломить тенденцию уменьшения населения. Этот факт косвенным образом подтверждают те самые макроэкономические индикаторы - достаточно высокие темпы роста в основных секторах экономики: промышленности, строительстве, торговле, транспорте и связи (таблица 1.9).
Таблица 1.9 - Общие потери населения в 2004-2005 гг., чел.
Регион
Естественный прирост (+) / убыль(-)
Миграционный прирост (+) / убыль (-)
2004
2005
2004
2005
Сахалинская область
-2 249
-2 929
-2 964
-2 711
Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики 2006. - 177 с.
Эффективность экономики и условия ведения хозяйственной деятельности, особенно перспективные оценки возможностей развития Сахалинской области, как правило, связаны с ожиданиями в инвестиционной сфере. Эти ожидания основаны на текущей деловой активности и на оценках инвестиционного риска на тех или иных территориях области.
На развитие экономики и социальной сферы области в январе-декабре 2005 года было использовано 64 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (105,0 % прироста к уровню января-декабря 2005г.), (таблица 1.10)
На современном этапе динамика производства и инвестиций, имеет весьма неоднородную территориальную структуру. Так, например, в 2005г. сложился сравнительно высокий инвестиционный потенциал (в терминах конъюнктурных ожиданий) средне годовые темпы роста инвестиций в основной капитал превышают 5%. Сахалинская область, является абсолютными лидерами в области инвестиционной активности. Если в ЕАО рост инвестиций обусловлен значительным увеличением объемов финансирования из федерального бюджета и увеличения расходов предприятий и организаций на модернизацию оборудования, то в Сахалинской области основой прироста инвестиций в основной капитал являются долговременные проекты освоения шельфовой зоны.
Таблица 1.10 - Инвестиции в основной капитал в январе-декабре 2006г.
Регион
Млн. руб.
В % к январю-декабрю
2004г.
январь-декабрь 2004г. в % к январю-декабрю 2003г.
Сахалинская область*
64 035.3
102.5
185.9
* январь-декабрь 2006 года
Источник: Основные показатели социально-экономического положения в январе-декабре 2005 года: Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики , 2006. - 177 с.
Тем не менее, уровень инвестиционных рисков по-прежнему высок, в первую очередь, из-за недостаточного правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов, отсутствия эффективных механизмов трансформации сбережений населения и финансовых вложений в инвестиции, высокой стоимости кредитных ресурсов.
Перспективы наращивания инвестиционной активности в регионе в значительной степени связаны с возможностями укрепления инвестиционного рейтинга региона.
В целом, несмотря на сложности текущей экономической динамики социально-экономического развития региона, сахалинскую область отличают хорошие стратегические перспективы и возможности, где существенное место занимает потенциал внешнеэкономического сотрудничества. Этот потенциал обусловлен взаимодействием двух ключевых системных факторов. С одной стороны - преимущество и выгоды экономико-географического положения, обладание эффективными, с точки зрения конкурентоспособности, природными ресурсами (энергетическими, лесными, рыбными, ). С другой стороны, это емкие и расширяющиеся рынки сопредельных стран АТР, структурно открытые экономическому (прежде всего сырьевому, транспортно-транзитному, инвестиционному) потенциалу Сахалинского региона. Широкомасштабное и динамичное развитие экономического сотрудничества Сахалинской области со странами АТР может и должно стать не только одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики региона, но и иметь определяющее значение в плане усиления геополитических позиций России в этом регионе.
2. Современное состояние и эффективность международных, внешнеэкономических связей Сахалинской области
2.1.Организация деятельности Комитета международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Сахалинской области
Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Сахалинской области является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на ее территории руководство деятельностью в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.[1]
Комитет является юридическим лицом, имеет круглую печать с полным наименованием и с изображением государственного герба РФ, а также необходимые для его деятельности печати, штампы, бланки. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти Сахалинской области, соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, государственными, общественными и коммерческими иностранными организациями, ассоциациями и фондами, а также Посольствами, Консульствами и Торговыми представительствами России в иностранных государствах.
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом и законами Сахалинской области, постановлениями и распоряжениями губернатора области, постановлениями и распоряжениями администрации Сахалинской области, а также положениями. [1]
Комитет осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении государственного природоохранного учреждения "Сахалинский областной природный парк "Остров Монерон".
(Постановление Администрации Сахалинской области от 02.12.2004 № 187-па)
Задачи Комитета:
Проведение на территории Сахалинской области единой государственной политики в международной, внешнеэкономической и межрегиональной сферах.
Координация деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области по вопросам межрегиональных связей Сахалинской области с субъектами РФ и административно - территориальными образованиями иностранных государств.
Подготовка и проведение мероприятий международного и межрегионального характера.
Обеспечение выполнения и контроль за принятыми администрацией области решениями международного, внешнеэкономического и межрегионального характера. [1]
Функции Комитета:
Содействие развитию взаимовыгодных торгово - экономических, научно - технических и культурных связей Сахалинской области с зарубежными странами, их территориально - административными образованиями.
Определение приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Сахалинской области во взаимодействии с Дальневосточными регионами в рамках региональных и национальных интересов Российской Федерации.
Взаимодействие с международными и внешнеэкономическими структурными подразделениями администраций субъектов РФ и подготовка предложений для администрации Сахалинской области по организации сотрудничества с иностранными партнерами в рамках выполнения межрегиональных соглашений и программ.
Анализ тенденций и условий развития внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ по выработке предложений для участников внешнеэкономической деятельности Сахалинской области.
Проведение постоянного анализа международных связей Сахалинской области. Подготовка аналитических материалов и справок по этим вопросам.
Подготовка материалов и предложений по запросам, поступающим в администрацию области и относящимся к компетенции Комитета.
Осуществление в рамках своей компетенции подготовки предложений по проектам федеральных законов, законов Сахалинской области, иным нормативным правовым актам, а также инвестиционным проектам и различным программам.
Осуществление контроля за выполнением постановлений и распоряжений губернатора области, постановлений и распоряжений администрации Сахалинской области по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.
Осуществление по поручению губернатора области подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам, затрагивающим международные, межрегиональные и внешнеэкономические интересы области.
Cодействие выполнению федеральных программ, представляющих интересы Сахалинской области и Дальнего Востока.
Осуществление организационной, информационной и экономической поддержки экспортерам и импортерам. Способствовать наращиванию экспортного потенциала и совершенствованию структуры экспорта Сахалинской области, развитию производств, заменяющих нерациональный или неэффективный импорт.
Координация деятельности предприятий и организаций всех форм собственности по укреплению экспортной базы, поиску новых экспортных ресурсов, совершенствованию импорта, развитию прогрессивных форм внешнеэкономических связей.[1]
Решение по поручению руководства администрации области вопросов, касающихся международных и внешнеэкономических связей Сахалинской области, в Министерстве иностранных дел, а также иных Министерствах и ведомствах РФ.
Совместно с комитетом экономики и другими органами исполнительной власти Сахалинской области доводить областной пакет инвестиционных проектов до потенциальных инвесторов, а также международных финансовых фондов и организаций.
Оказание консультативной и организационно - методической помощи администрациям городов и районов области в вопросах международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Содействие рекламной и выставочной деятельности: доведение экспортных возможностей и импортных потребностей предприятий области до зарубежных фирм, правительственных и неправительственных органов других стран. [1]
Создание базы данных.
- о предложениях зарубежных партнеров
- о ценах, сложившихся на мировом рынке, на экспортную продукцию области;
- об иностранных компаниях, их филиалах и представительствах, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области;
- о соглашениях и договорах, заключенных от имени администрации Сахалинской области с субъектами РФ, зарубежными странами и их административно-территориальными образованиями, относящихся к сфере международных, внешнеэкономических связей и межрегионального сотрудничества.
(в ред. Постановления Администрации Сахалинской области от 17.06.2004 N 83-па)
Взаимодействие с Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации по вопросам аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Сахалинской области.
(в ред. Постановления Администрации Сахалинской области от 17.06.2004 N 83-па)
Подготовка и контроль за выполнением заключаемых от имени администрации области договоров и соглашений по международным, внешнеэкономическим и межрегиональным связям области. Координация участия предприятий и организаций области в реализации заключенных программ международного и регионального сотрудничества. Подготовка предложений по формированию групп специалистов, направляемых за пределы области на стажировку и по обмену в рамках данных программ.
(в ред. Постановления Администрации Сахалинской области от 17.06.2004 N 83-па)Содействие в организации и развитии международного туризма на территории Сахалинской области.
Координация и проведение безвизовых обменов между жителями Курильских островов и гражданами Японии.
Оказание содействия органам исполнительной власти Сахалинской области в приглашении членов официальных делегаций, прибывающих по приглашению администрации Сахалинской области с деловыми визитами.
Получает и анализирует отчеты работников органов исполнительной власти для подготовки информации об итогах переговоров, встреч, визитов с иностранными партнерами, готовит для администрации области соответствующие аналитические материалы и записки
Организационная структура Комитета:
В состав Комитета входят подразделения, определяемые приказом председателя комитета для обеспечения выполнения функций в соответствии с настоящим Положением.
Предельная численность работников Комитета и фонд оплаты труда устанавливается губернатором области.
Комитет возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности губернатором области. Председатель имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность председателем Комитета по согласованию с первым вице-губернатором области, руководителем аппарата администрации области.
Начальники отделов и специалисты Комитета назначаются и освобождаются от должности председателем Комитета.[1]
Председатель Комитета издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Сахалинской области приказы и инструкции, подлежащие обязательному исполнению работниками Комитета.
Осуществляет взаимодействие с губернатором области, вице-губернаторами области, руководителями областных и территориальных органов исполнительной власти Сахалинской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Сахалинской области.
Представляет интересы администрации Сахалинской области в федеральных органах исполнительной власти РФ, по вопросам, касающимся международных и внешнеэкономических связей Сахалинской области.
Вырабатывает предложения по международной и внешнеэкономической политике администрации области и формированию имиджа области за рубежом.
Организует работу по подготовке договоров и соглашений, заключаемых администрацией области по вопросам международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Представляет администрацию области в работе Консультативного совета субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ.
Участвует в работе координационного совета по внешнеэкономической деятельности при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Представляет администрацию области в международных и региональных рабочих органах по экономическому сотрудничеству Сахалинской области с зарубежными и региональными партнерами.
Организует торговые миссии и презентации Сахалинской области на территории области и за ее пределами.
Проводит переговоры с делегациями правительственных и деловых кругов зарубежных стран и субъектов Российской Федерации по вопросам в соответствии с Положением о Комитете.
Утверждает структуру и штатное расписание Комитета в пределах установленной губернатором области численности работников Комитета и фонда оплаты труда.
Утверждает положения о структурных подразделениях Комитета и должностные инструкции работников.
По вступлении в действие новых федеральных законов, законов Сахалинской области, иных нормативно - правовых актов РФ, вносит в установленном порядке необходимые дополнения, изменения в Положение о Комитете, с последующим дополнением и изменением должностных инструкций работников Комитета.
Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области.
Несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на Комитет задач и функций, состояние трудовой и производственной дисциплины в соответствии с законодательством РФ о государственной службе, законодательством о труде РФ, законодательством о государственной службе Сахалинской области Должен отвечать квалификационным требованиям в соответствии с Кодексом государственной службы Сахалинской области, Законом Сахалинской области "О Реестре государственных должностей Сахалинской области".
Финансирование расходов на содержание комитета и подведомственного ему учреждения осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете.
(в ред. Постановления Администрации Сахалинской области от 02.12.2004 N 187-па)
2.2 Внешнеэкономическая деятельность Сахалинской области
Внешняя торговля является одной из наиболее динамичных сфер внешнеэкономической деятельности Сахалинской области, благодаря которой удается поддерживать устойчивую работу основных отраслей.
В 2006 году внешнеторговый оборот Сахалинской области составил 3940 млн. долларов США и, по сравнению 2005 годом, увеличился в 2,2 раза, в том числе экспорт - 1338 млн. долларов (увеличение в 1,5 раза), импорт - 2602 млн. долларов (увеличение в 2,9 раза) (приложение 1)
Таким образом, в развитии внешнеэкономической деятельности Сахалинской области присутствует положительная динамика.
Торговыми партнерами предприятий области в 2005 году стали компании более чем из 60-ти стран мира. География внешней торговли существенно не изменилась. Практически весь её объём (более 99,9%) осуществляется со странами дальнего зарубежья, из них на долю стран Азиатско-Тихоокеанского Региона приходится более 80%. Основные из них - Япония, Республика Корея, США, Италия, Малайзия, Сингапур, Китай, Великобритания, Нидерланды.
Внешняя торговля имеет комплексное значение для Сахалинской области в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета является важным, если не ведущим, фактором его развития может и должно стать более активное участие в международном сотрудничестве в АТР, что имеет значение не только для самого региона, но и для геополитических позиций России в мире. Поэтому внешняя торговля Сахалинской области в
значительной большей степени, чем остальной части России, ориентирована на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь среди стран АТР важнейшим географическим партнером Российского Дальнего Востока являются страны Северо-Восточной Азии, и прежде всего, Япония, Китай и Южная Корея.
Доля стран АТЭС во внешней торговле Дальнего Востока приходится практически 86 % внешнеторгового оборота региона. В стоимостном объеме торговли России со странами АТЭС на долю Дальнего Востока России приходится около 17 % [11] (приложение 2).
В 2005г. лидирующие позиции во внешней торговле региона принадлежат Японии (28,2 % внешнеторгового оборота).
На фоне незначительного снижения объемов торговли с Японией, произошло снижение темпов роста взаимной торговли с Китаем, обусловленное главным образом сокращением экспортных поставок на китайский рынок рыбы и морепродуктов, нефти, угля, черных и цветных металлов. Наибольший удельный вес в структуре экспорта в Китай в 2005г. занимали: нефтепродукты и лесоматериалы необработанные.
На относительно стабильном уровне оставалась торговля с Республикой Кореей и США. В географической структуре внешней торговле Дальнего Востока на долю этих стран приходилось соответственно 15,6 и 5,6 % внешнеторгового оборота региона.
Сахалинская область играет значительную роль во внешней торговле Дальневосточного федерального округа. В 2006 году ВТО области был на уровне показателей Хабаровского и Приморского краев (3,5 млрд.дол.США), значительно превосходящих наш регион по численности проживающего населения. В 2006 году ВТО на душу населения в Сахалинской области составил 7,5 тыс.долларов (для сравнения: в Приморском крае - 1,7 тыс.дол., в Хабаровском крае - 2,5 тыс.дол.). По этому показателю Сахалинская область удерживает лидирующие позиции не только в ДВФО, но и в целом по России. Для сравнения: в 2005 году средний показатель ВТО на душу населения по РФ составлял 885 дол.США.
Отличительной чертой внешнеэкономической деятельности Сахалинской области в 2005 году стало отрицательное сальдо торгового баланса, которое сложилось в объеме 1264 млн. долларов США.
Значительное, практически в 2 раза, превышение импорта над экспортом, также как и расширение товарооборота с рядом европейских стран, вызвано поставками оборудования и материалов, осуществляемыми в рамках материально-технического обеспечения шельфовых проектов и, прежде всего, строительства завода СПГ в п. Пригородном. Импорт продукции машиностроения, черных и цветных металлов и изделий из них в совокупности составляет почти 90 % Анализ структуры импорта свидетельствует о его инвестиционном, а не потребительском характере.
Объем экспорта в 2005 году составил 1338 млн. долларов и увеличился в 1,5 раза.
Этому способствовало увеличение объемов работ в строительстве, увеличение грузооборота, объема услуг, и в основном также связано с расширением подрядных работ в рамках нефтегазовых проектов.
В отчетном периоде сохраняется сырьевая структура экспортных поставок. В стоимостном объеме экспорта доля продукции топливно-энергетического комплекса составляет 56,9 %, продовольственных товаров и сырья для их производства (рыба и морепродукты) - 16,7%, продукции машиностроения - 12,8 %, услуг - 6,9 %, лесоматериалов-1,6%
Наращиванию объемов поставок товаров топливно-энергетической группы в немалой степени способствовал рост цен на эти товары и, прежде всего, на нефть сырую. В 2006 году было экспортировано 1678,5 тыс. тонн нефти на сумму 742,3 млн. долл. США. Физический объем экспортных поставок возрос на 6,5 %, стоимостной - в 1,6 раза. Средние фактические цены на нефть сырую составили 442,3 доллара за тонну. Нефть экспортировалась в Японию (83,5 % физического объема), Республику Корея (8,7 %), Таиланд (4,8%);Китай(3,0%).
Второй по значимости товарной группой в сахалинском экспорте является рыба и морепродукты. В 2006 году экспортировано рыбы и морепродуктов на сумму 224 млн. долл. США. При сохранившихся примерно на уровне 2005 г. ценах на традиционных для сахалинской рыбной продукции рынках, прошлый год оказался удачным для отрасли. Физические объёмы экспорта рыбы и морепродуктов возросли на 32 %. Основная доля рыбы и морепродуктов экспортирована в Японию - 35%, в США - 23%, Республику Корея -24%, Китай -17%. Основной объём рыбы и морепродуктов (75 %) экспортируется за пределами таможенной границы России. ( таблица 1.4)
Таблица 1.4. Экспорт основных видов рыбы и морепродуктов
2003г.
2004г.
2005г.
Тн.
Тыс.дол.
США
Тн.
Тыс.дол.
США
Тн.
Тыс.дол.
США
Рыба и морепродукты
79349,5
186556,4
120304,9
196854,9
103255,6
187722,2
Краб
3154,4
31834,4
651,8
50458
682,3
4655,0
Еж морской
873,0
4123,5
250,8
944,9
268,7
813,2
Креветка
1054,7
19442,0
3394,0
18423,4
2741,2
12068.4
Трепанг
-
-
-
-
13,8
41,4
трубач
-
-
815,2
2798,5
180,5
856,2
Источник: составлено на основе данных статистики
Cохранилась положительная динамика увеличения экспорта угля. По данным таможенной статистики его экспорт в 2005 году достиг 412 тыс. тонн. В основном экспорт направлялся в Японию, уголь также экспортировался в Китай (55 тыс. тонн). Основным экспортером угля является ООО «Торговый дом «Сахалинуголь», которое, несмотря на то, что имеет экспортные контракты на 900 тыс.тонн по техническим причинам не может их реализовать. Главным сдерживающим фактором для значительного увеличения экспорта угля на сегодняшний день продолжает оставаться недостаточная мощность экспортных терминалов. В текущем году необходимо продолжить работы по модернизации портов в г. Шахтерск, привлекая в случае необходимости иностранных инвесторов.
В 2005 году отправлено на экспорт лесоматериалов на сумму 21,8 млн. долл. США. 90 процентов экспорта лесоматериалов составляет круглый лес и только 10 % приходится на пиломатериалы. Участниками ВЭД в лесной отрасли являются 30 частных компаний. Основные страны экспортеры - Япония, Республика Корея. Поставки древесины в Китай незначительны. Сохраняется тенденция снижения объёмов поставок круглого леса на японский рынок с 53,4 % в 2005 г. до 46,6 % в 2006 г. (табл. 1.5.)
Таблица 1.5. Экспорт лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий
годы
Пиломатериалы
Тыс.куб.м.
Древесина
Тыс.куб.м.
Бумага
Тн.
Целлюлоза
Тн.
2003
17,9
400,2
0.3
-
2004
19,0
355,4
-
-
2005
16,8
262,2
0,4
-
Источник: составлено на основе данных статистики
Данное снижение компенсируется увеличением поставок на рынок Республики Корея, которая в общем объеме экспорта круглого леса допускает больший процент низкосортной древесины. На территории области практически нет предприятий по переработке низкосортной древесины, особенно пиловочника третьего сорта и баланса. Этот фактор играет решающую роль при выборе страны для экспорта древесины.
Крупнейшими сахалинскими экспортерами являются: филиал компании «Сахалин Энерджи Инвест Компани ЛТД», ЗАО «Петросах», ООО «Сахалин-Тройка»,ЗАО«Гидрострой».
Крупнейшими предприятиями - импортерами являются филиалы компаний «Сахалин Энерджи Инвест Компани, ЛТД», филиал компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», филиал компании «Бетс Б.В.», ООО СП «Гренада», ООО «Сахалин Машинери».
Лидирующую позицию среди стран АТР занимает США. С 2003г. по 2006г. наблюдается тенденция увеличения внешнеторгового оборота с
США с 337,4 млн. долл. до 694,6 млн. долл. соответственно. Стоимость экспорта Дальнего Востока в США в 2006 году составила 206,0 млн. долл. и к уровню 2004 года увеличилась на 13 %. Импорт Дальнего Востока России из США в 2006 году заметно вырос и составил 488,6 млн. долл.
В 2005г. наибольший удельный вес стоимости экспорта. приходился на нефть сырую и нефтепродукты сырые - 32,45 %, нефть и нефтепродукты, кроме сырых - 11%, предметы одежды - 43 %. Сокращение стоимости экспорта произошло за счет рыбы и морепродуктов, предметов одежды из трикотажа [17] (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Товарная структура экспорта Дальнего Востока в США в 2006 году, %
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики
Наибольший удельный вес стоимости импорта в 2006г. пришелся на машины, оборудование и механизмы - 24%, изделия из черных металлов - 10%, мясные и пищевые продукты - 6%, прочие товары - 54% (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Товарная структура импорта Дальнего Востока из США в 2006 году, %
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики
Важнейшим торговым партнером российского Дальнего Востока среди стран АТР является Китай. В последние годы формирование экспортных товарных потоков в Китай происходило главным образом за счет традиционно экспортируемой регионом продукции. В товарной структуре экспорта в Китай преобладала продукция ТЭКа (нефть и нефтепродукты) - порядка 40 %. Значительную долю в структуре экспорта в Китай занимали лесотовары (деловая древесина). В настоящее время на китайский рынок направляется 57 % экспортируемых регионом нефтепродуктов, 47,6 % лесотоваров, 16,9 % рыбопродукции, 9 % нефти.
Нефть и нефтепродукты. Для Китая сотрудничество с Дальним Востоком России в топливно-энергетической области является одним из ключевых направлений. Главные интересы Китая заключаются в увеличении закупок нефти и нефтепродуктов. Этот факт нашел отражение в росте поставок нефти и нефтепродуктов, за исключением сырых (2005г. - до 589,6 млн. долл.), рост - 38% по сравнению с 2004 годом (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Динамика экспорта нефти и нефтепродуктов Дальнего Востока в КНР в 2000-2004 гг., млн. долл.
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики
Лес и лесоматериалы. Китай является крупнейшим импортером продукции лесного комплекса. В 2005 году стоимостной объем поставок леса и лесоматериалов увеличился па 24% и составил 418 млн. долл. (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 - Динамика экспорта леса и лесоматериалов Дальнего Востока в КНР в 2000-2004 гг., млн. долл.
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики
В 2005г. стоимость экспорта Дальнего Востока в КНР сократилась на 1,7 % за счет снижения экспортных поставок в Китай рыбы и морепродуктов (на 7,69 млн. долл.), угля каменного (на 1,69 млн. долл.), нефти сырой, включая газовый конденсат (на 150,02 млн. долл.), черных металлов, отходов и лома (на 9,32 млн. долл.), цветных металлов и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.