На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Теоретические и нормативные основы участия государства в регулировании рынка труда

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         
Введение 

      Проблема  рынка труда, занятости и безработицы  являются одной из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени. В условиях переходной экономики и мирового финансового кризиса эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.
      Рынок труда очень сильно изменился  за последние два года, виной этому  мировой финансовый кризис. Если раньше рынок труда в России стабильно рос вместе с экономикой, люди брали кредиты, покупали квартиры, машины, бытовую технику и спрос на специалистов значительно превышал предложения, то сейчас все иначе. По всей стране идет массовое сокращение персонала. У рынка труда России есть одна особенность, в отличие от Западных стран, которые так же переживают финансовый кризис. Традиционно Россия переживает кризис своими методами, пытаясь уйти от серьезных потрясений в социальной сфере.  
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА
1.1. Исследование рынка труда как объекта государственного регулирования
     Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «О природе и причинах богатства народов»1. Были названы важнейшие условия процветания стран и населяющих их жителей: хорошие законы, необременительные налоги и мир. Там же было сформулировано главное правило экономической политики: чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.
     Но  в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.2
      Переход России к рыночной экономике вызвал превращение рабочей силы в товар  и привел к формированию специфического рынка - рынка труда.
      Рынок труда представляет собой систему общественных отношений (совокупность экономических и юридических процедур) совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счёт взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально - квалификационных разрезах.3 На рынке труда складываются отношения между работодателями и работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых в заработной плате.
      Таким образом, рынок труда, подчиняясь в  целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой  специфический рынок, имеющий ряд  существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате.
      Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
      Несомненно, что организованный, во многом управляемый  государством и поддерживаемый предприятиями  товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.
         Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия  на качество трудовых ресурсов, их пропорции,  повышение квалификации и  производительное потребление.4 
      Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так  и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.
      В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.
      Косвенно  воздействуют на рынок труда, изменяя  условия хозяйствования  в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.5  

1.2. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях
     Сегодня в России прослеживаются признаки качественно новой ситуации становления рынка труда. Это означает формирование такой системы экономических отношений между работодателями и работниками, при которой занятость и денежные доходы последних определяются, прежде всего, конъюнктурой предложения труда и спроса на него.
      Основные направления действий на рынка  труда Российской Федерации
на  2011-2015  годы  разработаны  на  основе  параметров  прогноза  социально
экономического  развития  Российской  Федерации  на  2011  год  и плановый
период  2012  и  2013  годов рассмотрены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 20206
Основой  поступательного  экономического  развития  государства 
являются  цивилизованные  трудовые  отношения и современный гибкий  рынок
труда, обеспечивающие эффективную занятость  населения. 
Исходя  из  задач  развития  рынка  труда  в  2011-2015  годах,
предусматривается  реализовать  следующие  приоритетные  направления 
государственной политики в области развития занятости населения:
совершенствование  законодательства  Российской  Федерации  в  области 
труда и занятости населения, трудовой миграции;
легализация занятости;
снижение  скрытой  безработицы,  вывод  неэффективных  рабочих  мест  с 
вредными и тяжелыми условиями труда, низкой производительностью труда и
низкой  заработной  платой,  стимулирование  развития  конкуренции    рабочих 
мест;
формирование  прогноза баланса трудовых ресурсов;
повышение  качества  рабочей  силы,  формирование  кадров  для
обеспечения  потребностей  инновационной  экономики,  развитие  частно-
государственного  партнерства в части повышения  качества рабочей силы; 
повышение  эффективности  использования  трудовых  ресурсов,
стимулирование  экономической  активности  и  рост  занятости  населения,
создание  условий для приема на работу инвалидов, родителей, воспитывающих 
детей-инвалидов, многодетных родителей;
развитие  трудовой мобильности и оптимизация  привлечения иностранной 
рабочей силы;  
содействие  развитию предпринимательства и самозанятости безработных
граждан, увеличение спроса на рабочую силу;
развитие  региональных рынков труда; 
развитие  институтов рынка труда.
Осуществление органами  государственной власти  субъектов Российской
Федерации переданных полномочий в области содействия занятости населения
в  качественно  новых  социально-экономических  условиях  требует  повышения 
активности  действий  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации на региональных рынках труда. 
В  свою  очередь,  должна  быть  повышена  роль  органов  исполнительной
власти  по  нормативно-правовому  регулированию  и  организационно-
методическому  обеспечению  развития  рынков  труда  и  принятию  мер 
содействия  занятости населения в субъектах Российской Федерации.   18
В  связи  с  этим  на  среднесрочный  период  предусматривается 
совершенствование  механизмов  мотивации  на  осуществление  органами 
государственной  власти    субъектов Российской Федерации мер по  реализации
активных  программ  содействия  занятости  населения  с  усилением  функций
координации и контроля за результатами со стороны  соответственных органов 
исполнительной  власти.
В рамках основных действий на региональных рынках труда необходимо:
продолжить  реализацию программ  в области содействия  занятости
населения  субъектов  Российской  Федерации  с  учетом  особенностей
посткризисного  развития  экономики  и    рынка  труда,  реализации  стратегий 
развития  видов экономической деятельности на соответствующих территориях,
федеральных  целевых  программ,  региональных  программ  социально-
экономического  развития,  инвестиционных  и  инновационных  проектов,
обеспечивающих  создание  новых  эффективных  рабочих  мест,  развитие
сбалансированной  системы подготовки  квалифицированных  кадров  рабочих и
специалистов; 
осуществлять  разработку  прогноза,  как  в  краткосрочной,  так  и 
долгосрочной  перспективе, потребности экономики  в кадрах соответствующего
профессионально-квалификационного  состава  требуемой  структуры
подготовки  рабочих  кадров  и  специалистов  в  соответствии  с  потребностями 
региональных  рынков труда;
продолжить  работу  по  диверсификации  экономики  моногородов  на
основе  комплексных  инвестиционных  планов  их  развития,  позволяющих 
обеспечить  необходимый  уровень  занятости  населения  и  снизить  социальные
риски,  связанные  с  моноструктурным  характером  экономики  населенных
пунктов;
продолжить  реализацию  адресных  мер  по  содействию  занятости 
населения моногородов, в которых сохраняется высокий уровень безработицы;
продолжить  реализацию  мероприятий,  включая  меры  государственной 
поддержки малого предпринимательства, направленных на поддержку малого и 
среднего  предпринимательства  с  учетом  региональной  специфики,  что
позволит  в  достаточно  короткий  срок  создать необходимое  количество новых 
рабочих мест;
стимулировать  развитие  трудовой  мобильности  граждан  на  основе
усиления  государственной  адресной  поддержки  граждан  и  членов  их  семей,
переселяющихся  в  другую  местность  (в  том  числе  в  сельскую  местность)  в 
целях трудоустройства;
расширить информационную базу региональных банков вакансий за счет
более  полного  предоставления  работодателями  данных  о  свободных  рабочих
местах, в том числе в других субъектах  Российской Федерации;
развивать информирование населения, включая  выпускников учреждений
профессионального  образования,  о  реализации  дополнительных  мер,
направленных  на  снижение  напряженности  на  рынке  труда  субъектов 
Российской  Федерации.  Проведение  мероприятий  по  информированию  о 
реализации  региональных  программ,  предусматривающих  дополнительные  
мероприятия,  направленные  на  снижение  напряженности  на  рынке  труда
субъектов  Российской  Федерации,  и  проведение  информационной  кампании 
может осуществляться по следующим направлениям:
§  трансляция  телевизионных передач в формате ток-шоу,  которая может
стать одним из ключевых информационных источников, рассказывающих
о проблемах  граждан, успешных примерах их разрешения, комментариев
по вопросам регулирования рынка труда;
§  разработка  и размещение  информационных  телевизионных роликов,
освещающих  основные  направления  мер  государственной  политики  по
снижению  напряженности на рынке труда;
§  организация специальных проектов  с печатными изданиями
федерального, регионального и муниципального покрытия; 
§  осуществление сбалансированного комплекса форматов  продвижения:
наружная  реклама, Интернет, реклама в метро;
§  использование единого портала государственных и муниципальных услуг
(функций),  информационного  портала   «Работа  в  России», 
обеспечивающего  доступ  из  любой  точки  Российской  Федерации  к
сведениям  о  гражданах,  ищущих  работу,  и  вакансиях,  предоставляемых 
работодателями.
В  связи  с  сохранением  напряженной  ситуации  в  сфере  занятости 
населения республик Северного Кавказа  и в целях ее кардинального  улучшения 
необходимо  разработать  и  реализовать  комплекс  мер,  предусматривающих
следующие направления действий:
стимулирование  создания  новых  рабочих  мест  в  ходе  реализации
федеральных целевых и  региональных программ и инвестиционных проектов,
развития  малого и среднего предпринимательства; 
реализация  мер  по  развитию  самозанятости,  сезонной  и  временной 
занятости населения  с учетом использования  традиционных форм  занятости и 
специфики  хозяйственной  деятельности  населения  республик  Северного
Кавказа;
создание  временных  рабочих  мест  для  молодежи,  в  том    числе  для 
организации  стажировок  выпускников  учреждений  профессионального 
образования;
создание  условий,  способствующих  повышению  качества  рабочей  силы
республик Северного Кавказа. В этих целях необходимо:
§  организовать  профессиональную  подготовку,  переподготовку,
повышение  квалификации  и  стажировку  работников  организаций,
выпускников  образовательных  учреждений  всех  уровней,
безработных  и  незанятых  граждан  в  учреждениях
профессионального  образования  и  ведущих  компаниях  с  целью 
освоения  ими новых компетенций;
§  обеспечить  привлечение высококвалифицированных
преподавателей  из  ведущих  российских  и  зарубежных
образовательных  учреждений,  а  также  профессионалов-практиков   20
из  ведущих  профильных  компаний  для  участия  в  проведении
профессионального обучения;
развитие  территориальной  мобильности  граждан,  проживающих  в 
республиках  Северного  Кавказа,  использование  трудовых  ресурсов  при
реализации  федеральных  целевых  программ  и  инвестиционных  проектов  в 
других  субъектах Российской Федерации;
стимулирование  работодателей других субъектов  Российской Федерации 
к  приему  на  работу  рабочих  и  специалистов  из  числа  жителей  республик
Северного Кавказа;
развитие  институтов  рынка  труда  в  республиках  Северного  Кавказа,  в 
том  числе  развитие  сети  государственных  учреждений  службы  занятости 
населения;  создание  государственных  ресурсных  центров по  адресному
подбору работы для граждан региона за пределами республик.  

     1.3. Порядок государственного контроля и надзора за соблюдением норм трудового права в РФ
       По Конституции РФ Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
     Президент Российской Федерации, определяя в  соответствии с Конституцией основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми, в частности, регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.
     В данной сфере значительное место  отводится деятельности Правительства  Российской Федерации. Оно обеспечивает проведение в Российской Федерации  единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержку наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; принимает меры по обеспечению социальной защищенности граждан, их права на труд; совершенствует систему социального обеспечения; принимает меры по укреплении системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, другим категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны, малоимущим и др.); разрабатывает и утверждает федеральные программы занятости населения и др.
     Указом  Президента РФ № 314 от 09.03.2004 «О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти» была определена структура Министерства здравоохранения  и социального развития РФ. Во исполнение упомянутого указа Правительство РФ приняло ряд постановлений, которыми утверждены вопросы ведения и функции Министерства здравоохранения и социального развития РФ и входящих в него федеральных служб и агентств.
     Установлено, что Министерство здравоохранения  и социального развития РФ (Постановление Правительства РФ №321 от 30.06.2004) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда ОМС.
     Федеральная служба по труду и занятости (Постановление  Правительства РФ № 156 от 06.04.2004) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные  функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
     Служба  осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы [4].
     Основные  функции службы: контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях; организация альтернативной гражданской службы; организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в т.ч. содействие гражданам в поиске подходящей работы; подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; обеспечение социальной поддержки; направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы [22]. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляются входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда (до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ).
     В области социальной защиты населения  Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации выполняет следующие задачи:
    разработка проектов нормативных актов и программных документов по вопросам социальной защиты нетрудоспособного населения;
    разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
    организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и Пенсионным фондом РФ государственного пенсионного обеспечения;
    создание совместно с органами исполнительной власти государственной системы социального обслуживания населения;
    организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению;
    контроль за реализацией законодательства в области социальной защиты населения и другие задачи в этой сфере.
      Согласно Концепции о долгосрочном  социально-экономическом развитии  Российской федерации до 2020года,совершенствование  законодательства  Российской  Федерации  в  области
труда  и  занятости  должно  быть  направлено  на  реализацию  прав  граждан  на свободное распоряжение  своими  способностями к  труду  и достойный  труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также
на обеспечение  реализации прав граждан на защиту от безработицы.
В  рамках  мероприятий  по  совершенствованию  трудового 
законодательства  и  законодательства  о  занятости  населения  представляется
целесообразным  в  среднесрочной  перспективе  осуществить  разработку
нормативных правовых актов по следующим вопросам:
внесение  изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие
законодательные  акты,  предусматривающие  нормы,  устанавливающие 
особенности труда в организациях малого бизнеса;
внесение  изменений  в  нормативные  правовые  акты,  регулирующие
систему  квалификационных  требований  к  работникам  различных  категорий  в 
целях стимулирования развития инновационной  деятельности;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.