На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические особенности развития речи в дошкольном детстве

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
План  работы: 

Введение……………………………………………………..стр.3
§1Психологические особенности развития речи в раннем детстве……………………………………………………стр.4
      Общее понятие речи: понятие, функции, виды, этапы становления речи
      Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет
§2 Психологические особенности развития речи в дошкольном детстве……………………………………………………стр.11
      Развитие речи ребенка от 3 до 7 лет
      Примерная диагностика речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Заключение…………………………………………………стр.18
Список  использованной литературы………………………..стр.20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

Введение:
Раннее  детство самый благоприятный  или сенситивный период для развития речи. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Бедность  словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря  является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим  запасом, испытывают большие трудности  в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1 Психологические  особенности развития речи в раннем детстве
Общее понятие  речи: понятие, функции, виды, этапы становления речи
Речь  – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка.
В процессе речевого общения человек обогащает  свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека.
Речь  не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления.
Являясь орудием мышления, речь играет большую  роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние  находящихся перед нами предметов  организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание. Участие  речи в процессах памяти придаёт ей логический, осмысленный характер.
В раннем детстве формируется некоторые  функции речи: 1) коммуникативная  функция речи 2) овладение речи , как средством общения и начинает пользоваться регулярная функция речи 3) Знаковая функция формирует речь. Ребенок начинает понимать, что слово обозначает предмет и начинает использовать в своей речи 2 других функции: 1) экспрессивная функция речи (которая выражает отношение к чему-либо) и 2) планирующая функция (которая связана с мышлением, умением предвосхитить свои исполненные действия).
Всякое  речевое общение осуществляется средствами языка. В зависимости  от условий и целей общения  речевая деятельность приобретает  некоторые особенности. Так, люди могут обмениваться мыслями устно или письменно, в диалогической или монологической форме. Соответственно этому различают несколько видов речи. Речь бывает письменная и устная. В свою очередь в устной речи различают речь диалогическую и монологическую.
Устная  речь является основным видом речи, по образцу которой строятся и  другие виды речевой деятельности. Так, в нашей письменной речи буквы  обозначают различные звуки устной речи. Письменная речь воспроизводит, таким образом, на бумаге особенности речи устной, звуковой.
Диалогическая речь, имеющая характер разговора  между собеседниками, в психологическом  отношении обладает некоторыми особенностями.
Монологическая  речь в отличие от диалогической  характеризуется тем, что здесь  говорит один человек, в то время как другие слушают его. Характерными примерами монологической речи являются: связный рассказ о чём-нибудь, лекции, доклады. Устная речь, как диалогическая, так и монологическая, часто сопровождается различного рода движениями, носящими характер жестов, изменений мимики лица и т. д. Это делает речь более выразительной, помогает лучше понять содержание сказанного.
И устная и письменная речь являются разновидностями  внешней речи, которая служит для  внешнего общения, общения с другими  людьми.
Из внешней речи развивается речь внутренняя, используемая человеком для целей собственной мыслительной деятельности, речь про себя, которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала даже тогда, когда он не говорит громко.Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастныеграницы каждого. Например, А.Н.Гвоздев прослеживает последовательность появления различных явлений в речи ребенка и на этой основе выделяет ряд периодов: период различных частей речи; период словосочетаний; период разных видов предложений.
Г.Л.Розенгард-Пупко  выделяет в речевом развитии ребенка  всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи у детей:
1-й – подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный  этап первоначального овладения  языком - до 3 лет;
3-й – дошкольный - до 7 лет;
Остановимся подробнее  на каждом из этапов. 
 

1.1.Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет.
Подготовительный  этап( с момента рождения до 1 года)
Почему  так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В  чем она заключается? С момента  рождения у ребенка появляются голосовые  реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего - перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую - плачет.
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца - лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику и интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7 - 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
В это  время особо важное значение приобретают  условия, в которых формируется  речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу  первого года жизни появляются первые слова.
В возрасте одного года ребёнок:
    Знает, как его зовут;
    Понимает слово «нет»;
    Понимает и выполняет несложные просьбы;
    Повторяет простые одно- и двухсложные слова;
    Играет в «Сороку-белобоку», желает «спокойной ночи»;
    Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, обычно существительных;
    Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов;
    По просьбе взрослого даёт игрушку;
    С удовольствием смеётся;
    Хорошо слышит и различает много звуков;
    Демонстрирует искреннюю любовь к вам;
    Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе;
    Активно рисует карандашом или мелком каракули .
Второй  этап – преддошкольный (1-3 лет)
До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30 – 40 до 100 слов и употребляет их редко.
К полутора годам малыш обычно произносит все  гласные звуки (хотя и не всегда чётко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также  звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягчённо (дяй вместо дай). Отчётливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идёт гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трёх и более слогов (вместо машина - паина, вместо велосипед – апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (второй произносится как тоой, дверь – как вей).
После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребёнка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребёнок употребляет до 300, а концу третьего года – до 1200 – 1500 слов.
Откуда  берутся «автономные» слова?
Во-первых, сами взрослые специально придумывают  их для детей. Из поколения в поколение  передаются такие слова, как ам-ам, или ням-ням, нака, бяка… Взрослые считают, что они более доступны детям.
 Во-вторых, ребёнок искажает в своей речи  настоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш ещё недостаточно хорошо слышит слово, и у него ещё не сложился в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произносит как «моко», голова – как «гова»… Обычно «страдает» середина слова. Ребёнок воспроизводит ударный и первый слоги.
И, наконец, малыш сам придумывает «автономные» слова, часто шутя и играя.
Если  взрослые требуют от ребёнка чёткого  произнесения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребёнка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи  идёт с задержками.
 Главное  событие в развитии речи в  этот период (к концу второго  года) заключается не в количественном  росте словаря, а в том, что слова, которые ребёнок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит», «лопатку баба дела (сделала)».
С этого  времени и начинается один из важнейших  этапов овладения родным языком – овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребёнок усваивает примерно к трём годам. К этому времени он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами – « на волка похож», «под землю спрятался» и т. п.), формы глаголов, сложные предложения с союзами («Во сне видела, что волк укусил мне руку», «Форточка открыта, чтобы проветрилось»).
Итак, к  двум годам ребёнок:
    Обладает запасом в 200 – 300 слов;
    Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями и предложениями;
    Прислушивается к словам и понимает их значение;
    Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации;
    Называет предметы, изображённые на картинках;
    Хорошо знает своё имя, произносит его;
    Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
    Выражает просьбу словами, а не только жестами;
    Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
    Согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»).
К трём годам в словарь ребёнка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.
Общая смягчённость речи характерна для третьего года жизни. Многие звуки ещё отсутствуют и заменяются более лёгкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребёнок может произнести звук ть; тясы (часы). Твёрдые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).
В период от двух до трёх лет речь ребёнка  и его понимание речи должны заметно  продвинуться. Если от двух до двух с половиной лет развития речи не наблюдается, данное обстоятельство требует серьёзного внимания независимо от того, насколько хорошо малыш развивается в других областях
К трём годам ребёнок:
    Часто задаёт вопросы взрослым;
    Пользуется двух-, трёхсловными предложениями;
    Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
    Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
    Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов;
    Понимает значение простых предлогов и множественного числа;
    Знает время суток;
    Называет два цвета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§2 Психологические  особенности развития речи в дошкольном детстве
1.1.Развитие речи детей от 3 до 7 лет
Дошкольный  этап
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка  все более развивается навык  слухового контроля за собственным  произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь  ребенка к 4-6 лет достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки “леять”, вместо лопатка “копатка” и т.п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о “чувстве языка”. Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К.Д.Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и  развитие грамматического строя  речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет  происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н.Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят  новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего  того смыслового содержания, которое  они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужение или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами.
Переносные  значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение (“Я куклу в такое красивое платье одела”; “Я стану большим сильным дядей”).
К 4 годам  в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается  формирование правильного звукопроизношения  и ребенок говорит совсем чисто.
К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершёнными (А.В. Захарова).
К 5 годам  жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений (“Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины”; “Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”).
Начиная с этого возраста, высказывания детей  напоминают короткий рассказ. Во время  бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует  об успехах в овладении одним  из трудных видов речи – монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.
У ребенка  шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.
В старшем  дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.
У детей  встречаются ошибки в чередовании  согласных, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов. Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.
Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики продолжается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.
Воспитание  звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является важным критерием оценки речевой готовности детей к школе.
Звуковая  культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и четкую дикцию.
Особое место  в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной  речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Основная функция  связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе, а также мотивами.
Дети дошкольного  возраста овладевают, прежде всего, разговорным  стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно – литературному стилю.
Развитие обеих  форм связной речи играет ведущую  роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкции. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо  выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. (Ф. А. Сохин).
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развитие связной  речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Большую роль в  развитии речи детей, в повышении  ее выразительности и культуры играет работа над изобразительными средствами языка. Образные средства оживляют речь, делают ее меткой, эмоциональной, гибкой.
Восприятие  литературного произведения только тогда будет полноценным, когда  ребенок будет к нему подготовлен. У детей появляется избирательное  отношение к литературным произведениям, появляется литературный вкус.
Развитие  у дошкольников осознания речи является существенным для того, чтобы раскрыть на элементарном уровне перед ними строение речи, ее форму: звуковой состав слова, словесный состав предложения, а также – что требует специальных исследований – морфологическую и словообразовательную структуру слова. Вместе с тем оно способствует ознакомлению детей со смысловой стороной речи. Так, работа над семантикой слова включает использование антонимических и синонимических сопоставлений, которые собственно смысловые отношения между словами, а также развивают у детей понимание того, что мысль может быть выражена разными словами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Примерная  диагностика речи у детей от 3 до 6 лет
Методика  предназначена для определения  уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А.
Придумай как  можно больше слов на букву С.
Время 1 мин.
Оценка.
6 - 7 слов - высокий  уровень; 4 - 5 слов - средний,  2 - 3 слова  - низкий.
Задание Б.
Оканчивание слов.
Ход работы.
Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.
Всего ребенку  дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.