Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологическая защита личности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
В обычной жизни любого  человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально  напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит  к различного рода личностным  нарушениям, неприятностям,. Когда желания, интересы, потребности человека  не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального  напряжения – стрессы
Нередко все предпринятые  конструктивные попытки не приводят  к желаемой цели. Напряжение продолжает  расти и человек перестает  замечать альтернативные пути. Кроме  того, рост напряжения часто сопровождается  эмоциональным возбуждением, препятствующим  рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в  панику, теряет контроль над собой  и появляются разнообразные деструктивные  последствия.
Во многих случаях снятие  напряжения происходит с помощью  психологических защит 
Примерами защитных типов  поведения могут быть:
    агрессия (или нападение на "фрустратора");
    аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");
    репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");
    сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")
    забывание ;
    проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!")
Впервые термин "психологическая защита" был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом
 
Более полно концепция  механизмов психологических защит  представлена А. Фрейд, в частности  в ее работе "Психология Я и защитные механизмы",
Дочь З. Фрейда, также была  заинтересована психологией личности. Рассматривая психологические защиты  как один из механизмов адаптации  и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития  личности способы достижения  Я ,компромисса между противодействующими  силами Оно или Сверх-Я и  внешней действительностью. Механизмы  психологической защиты направлены  на уменьшение тревоги, вызванной  интрапсихическим конфликтом.
А. Фрейд (вслед за своим  отцом З. Фрейдом) считала, что  защитный механизм основывается  на двух типах реакций:
1.блокирование выражения  импульсов в сознательном поведении; 
2.искажение их до такой  степени, чтобы изначальная их  интенсивность заметно снизилась  или отклонилась в сторону. 
Начиная с З. Фрейда  и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической  защиты, неоднократно отмечается, что  привычная для личности в обычных  условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных  условиях обладает способностью  закрепляться, приобретая форму  фиксированных психологических  защит. Это может "загнать в  глубь" внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный  источник недовольства собой  и окружающими, а так же способствовать  возникновению особых механизмов  названных З. Фрейдом сопротивлением .
«Защита» и «сопротивление» – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.
Вместе с тем, в современных  публикациях, посвященных обсуждаемой  проблеме, единодушно признается  тот факт, что механизмы защиты  находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда – защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.
Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий.
Все защитные механизмы  обладают двумя общими характеристиками:
-они действуют на неосознаваемом  уровне и поэтому являются  средствами самообмана; 
-они искажают, отрицают,  трансформируют или фальсифицируют  восприятие реальности, чтобы  сделать тревогу менее угрожающей  для индивидуума. 
 Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты  – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.
 Психологическая защита имеет две стороны: положительную и отрицательную, она где-то помогает, а где-то мешает нам жить.
   
 
Чтобы обезвредить ее  негативную сторону, необходимо  знать собственную систему защиты, ее механизмы и овладеть стратегией  совладания.
Типология, основные виды  и функции защитных механизмов
 
"Естественные" психологические защиты
 
Входящие в нее психологические  защиты опосредуют и формируют  перцептивные процессы личности, особенности восприятия различной  информации о себе и об окружающем  мире.
Общим для этой группы  защит является невостребованность  анализа содержания информации. Здесь главное – блокирование  информации, бессознательное исключение  ее из сферы сознания:
-вытеснение , 
-подавление , 
-аскетизм , 
-нигилизм . 
Вытеснение 
 
Среди психоаналитиков  нет единого мнения о месте  вытеснения среди других защитных  механизмов. Считается, что вытеснение  является важнейшим механизмом  защиты, благодаря которому неприемлемые  для Я желания становятся бессознательными.
 
С точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, оно занимает уникальную позицию, т.е. способно справиться с мощными  инстинктивными импульсами, перед которым остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Вытеснение действует лишь единожды, хотя антикатексис, осуществляемый для обеспечения вытеснения, является постоянным формированием и требует на свое поддержание постоянных энергетических затрат.
Но вытеснение занимает  особое место среди остальных  защитных механизмов в связи  с тем, что это не только  самый эффективный, но и самый  опасный механизм. Отъединение от  Я, наступающее вследствие изоляции  сознания от всего хода инстинктивной  и аффективной жизни, может полностью  разрушить целостность личности. Существует и другая точка  зрения, согласно которой вытеснение  начинает действовать лишь после  того, как не срабатывают другие  механизмы (проекция, изоляция и  т.д.). Причиной, вызывающей вытеснение, большинство современных психоаналитиков  склонны считать страх, которым  Эго реагирует в ситуации опасности. Вытеснение – активное недопущение в сферу сознания или устранение из нее болезненных, противоречивых чувств и воспоминаний, неприятных желаний и мыслей.
Согласно З. Фрейду, вытеснение  реализуется в виде двух фаз:
-предотвращает первоначальное  появление импульса посредством  удаления из сознания в бессознательное  неприятных воспоминаний, переживаний,  неприемлемых желаний; 
-обеспечивает удержание  в бессознательном различных  вытесненных влечений, желаний,  стремлений. 
 
С механизмами вытеснения  З.Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (язва желудка, бронхиальная астма).
Подавление
 
Подавление  – более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации, отвлечение внимания от осознаваемых аффектогенных импульсов и конфликтов
 
В "Словаре по психоанализу" дается следующее определение  механизма подавления ; это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д. В этом смысле вытеснение выступает как особый вид подавления.
Подавление происходит  сознательно, но его причины могут  осознаваться, а могут и не  осознаваться. Продукты подавления  находится в предсознательном, а  не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе  вытеснения. Подавление – сложный механизм защиты. Одним из вариантов его развития является аскетизм.
Аскетизм 
 
 Он определен как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений(А.Фрейд)
 
Она указывала на то, что данный механизм характерен  в большей степени для подростков, примером которого является недовольство  своей внешностью и стремление  к ее изменению. Это явление  связано с несколькими особенностями  подросткового возраста: бурные  гормональные изменения, происходящие  в организме молодых людей  и девушек, могут вызвать полноту  и другие недостатки внешности, что делает на самом деле  подростка не очень симпатичным. Негативные переживания по этому  поводу могут быть "сняты" с  помощью защитного механизма – аскетизма.
Нигилизм 
 
Нигилизм – отрицание ценностей. Такое определение нигилизма является одним из самых распространенных в современной специальной литературе.
Подход к нигилизму  как одному из механизмов психологической  защиты основывается на концептуальных  положениях Э. Фромма. Он полагал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием "брошенного в мир не по своей воле" и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и настоящее.
Им обоснована мысль  о том, что развитие человека, его личности происходит в  рамках формирования двух основных  тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. По мнению Э. Фромма, развитие человека идет по пути увеличения "свободы", которым не каждый человек может адекватно воспользоваться, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, что приводит его к отчуждению.
В результате человек  утрачивает свою самость. Возникает  защитный механизм "бегство от  свободы", для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции; деструктивизм, стремление человека  разрушить мир, чтобы он не  разрушил его самого, нигилизм; автоматический  конформизм.
"Интегративные" психологические  защиты 
 
Входящие в эту группу, связаны с бессознательной оценкой  содержания неугодной для личности  информации, ее изменением, неадекватностью  оценки. Искажение, трансформация информации  могут осуществляться различными  способами с использованием: генерализации, опущения, категоризации и др.
В результате действия  этих защит личность начинает  обладать неадекватной реальности  информацией и жить в мире  иллюзий. В качестве таких механизмов  психологической защиты будут  рассмотрены:
-агрессия; 
-десакрализация; 
-идеализация; 
-проекция; 
-трансформация; 
-идентификация; 
-играние роли; 
-инверсия : 
  реактивное образование ,
  обратное чувство ,
  формирование реакции ,
   мартиризация ,
  образование симптомов ;
 
    юмор ;
    эмоциональное выгорание ;
    обесценивание ;
    рационализация ;
    компенсация :
     -субституция ,
     -фасад, маска, экранирование; ,
    интеллектуализация ;
    интроекция ;
    ретрофлексия .
    сублимация ,
Агрессия 
 
Основные разновидности  агрессии:
Прямая агрессия  – как правило, обращена на других. Может проявляться в поведении (нападение, драка, физическое воздействие, убийство) или в вербальной форме (брань, унижающие шутки или высказывания, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, "умерщвление плоти".
Косвенная (смещенная) агрессия  – направлена не непосредственно на нежелательный или неприятный объект (лицо), а на доступный объект. Этот доступный объект может быть связан с источником фрустрации (или с барьерами), но может и не иметь к ним никакого отношения. Так, человек может просто "вылить" плохое настроение на первое попавшееся лицо. Агрессия может проявляться по отношению к тем, кто не может ответить, к беззащитным, преследуемым; это могут быть слабый человек, покорная жена или национальные меньшинства.
Вымещение  – защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы "замкнутый круг" взаимовлияния людей друг на друга.
 
Например, людей, на которых  направлено действие механизма  вымещения, в народе называют "козлами отпущения". Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.
Десакрализация 
 
А. Маслоу 
 
Он указывал на то, что  молодые люди, имеющие такой защитный  механизм, разуверились в общечеловеческих  ценностях и морали. Они чувствуют  себя обманутыми, им кажется, что  их жизнь и жизнь и х окружения  течет по другим законам. Почувствовав  однажды лицемерие, исходящее от  родителей, больше не хотят слушать  никого из старших, особенно если  старшие говорят с ними тем  же языком, что и их родители
Идеализация
 

 
Идеализация связана, прежде  всего, с завышенной эмоциональной  самооценкой или оценкой другого  лица.
Например, влюбленность предполагает  завышенную оценку объекта любви, который наделяется широким спектром  позитивных качеств, в том числе  и не присущих индивиду, но  боготворится личностью.
К. Хорни отмечала, что  защитный механизм идеализации  выполняет ряд важных для личностной  стабильности функций: заменяет  реальную уверенность человека  в свои силы,
 
создает условия для  чувства превосходства, ощущения  того, что он лучше, достойнее  других; подменяет подлинные идеалы
 
отрицает наличие внутрипсихических  конфликтов
Проекция 
 
Именно этот защитный  механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти, агрессивности.
 
В таких ситуациях индивид, не осознавая что-либо в себе  самом, может бессознательно достаточно  точно "отслеживать" это в других  людях. Проекция основывается на  том, что личность бессознательно  приписывает другим людям качества, которые присущи самому проецирующему  и которые он не хочет иметь, не хочет осознавать.
Идентификация 
 
идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит.
 
Специфические свойства  и качества другого человека, его выражение лица, манера разговора, походка, стиль поведения – все  это копируется и воспроизводится  тем, кто стремится походить на  своего кумира.
Выделяют следующие виды  идентификации:
 Анаклитическая идентификация – идентификация, при которой индивид знает, что сдержавшись, не совершив какое-то действие получит награду, одобрение.
Идентификация с агрессором – безосновательное уподобление угрожающему объекту, тому, который вызывает страх и тревогу.
 
Оба вида идентификации  обычно сосуществуют вместе. Так, во взаимодействии с одними  людьми, индивид старается избежать  наказания, а в общении с другими, выполняя их требования, стремится  получить награду.
Играние роли
 
 В основе играния роли лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях.
Берн считает, что рассматривать игру следует с позиции защитных механизмов, вознаграждений (награды), идентификации. Он выделяет следующие вознаграждения: снятие напряжения, избегание психологически опасных ситуаций, получение "поглаживаний", сохранение достигнутого равновесия. Кроме того, Э. Берн считает, что у каждого человека есть свой набор определенных поведенческих схем (ролей), который соотносится с психическим состоянием человека (Взрослый, Родитель, Ребенок).
Игра – это сфера скрытых трансакций, имеет и скрытый мотив, и цель, которые всегда бессознательны. Он выделяет ряд типичных, часто встречающихся игр: игры на всю жизнь, супружеские игры, игры в компаниях, сексуальные игры и др.
Инверсия 
 
Для всех психологических  защит личности, основанных на  инверсии , характерно наличие тенденции  фиксированного "поворота", обращение  той или иной направленности  психической деятельности в какую-то  иную сторону, обычно прямо противоположную  первоначальной.
Юмор 
 
Обычно юмор понимается  как беззлобно-насмешливое отношение  к чему-нибудь, выражение эмоционального  восприятия действительности. Юмор  есть и как один из способов  разрядки – преобразование отрицательных  чувств в нечто прямо противоположное – в источник смеха. Роль юмора  в этом случае сводится к  защите человеческого Я, поскольку  позволяет сохранить самообладание, достоинство и самоконтроль в  исключительных (экстремальных) условиях.
Многие исследования показали, что особенность юмора как  психологической защиты состоит  в автоматическом преобразовании  чувств. Локализация юмора в предсознании  делает его непохожим на классические  виды защитных механизмов. Как  говорил З. Фрейд, юмор может  быть понят как высшая из  защитных функций.
 
По сути, юмор преследует  те же цели, что и любая психологическая  защита – предупреждение возникновения  неудовольствия из внутренних  источников, снятие тревоги.
приходит другая точка  зрения, базирующаяся на понимании  юмора как особого репрезентативного  эмотивно-когнитивного явления, выполняющего  функцию авторегуляции общего  эмоционально-активационного (психологического  и психофизиологического) тонуса. При  таком понимании юмора,  авторегуляция  достигается за счет двух основных  функций:
-подбадривание. Юмор регулирует уровень напряжения, побуждая субъекта к деятельности, к преодолению или определенному устранению преграды. Это может достигаться за счет высмеивания (обесценивания) преграды или собственного неадекватного способа действия.
-отступание (пораженческий юмор) – снятие напряжения ценой отказа от потребности.
Эмоциональное выгорание 
 
Эмоциональное выгорание  – один из новейших, рассмотренных в психологической литературе, механизмов психологической защиты. И в силу своей "новизны" его определение несколько размыто, хотя по сути, ни одно из этих пониманий эмоционального выгорания не противоречат друг другу. Поэтому следует рассматривать эмоциональное выгорание как и всякий механизм психологической защиты в континууме: "психологическая защита – невроз"
Следует отметить, что  эмоциональное выгорание имеет  и свои плюсы, так как позволяет  человеку экономно и дозированно  расходовать энергетические ресурсы. Эмоциональное выгорание отрицательно  сказывается на выполнение человеком  своей деятельности и отношениях  с партнерами, так как приводит  к эмоциональной и личностной  отстраненности, неудовлетворенности  собой, вслед за которыми следует  тревога, депрессия и всевозможные  психосоматические нарушения, неадекватное  эмоциональное реагирование.
Иначе говоря, феномен  эмоционального выгорания имеет  место тогда, когда у субъекта  труда возникают негативные, отрицательные  отношения к объекту своего  труда, однако при этом объективные  условия профессий типа "человек-человек" требуют положительного и внимательного  отношения к нему. В результате, приходится на предсознательном  уровне сдерживать свои отношения, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести как раз  и к неудовлетворенности своим  трудом, собой, к эмоциональной разрядке  на своих близких, дезорганизуя  и профессиональную деятельность, и межличностные отношения.
Обесценивание
 
При обесценивании целей  происходит отказ от бывшего  желания или его трансформация  в другое, более достижимое.
 
Классический пример такого  обесценивания приводится в басне  Н.А. Крылова "Лиса и виноград". Обычно, потерпев неудачу в чем-то, например, человек не смог купить  дорогую большую машину, о которой  долго мечтал, из-за своих финансовых  возможностей, но он строит свои  рассуждения следующим образом (обесценивание  здесь идет по линии успокоения  себя): большая машина потребляет  много бензина. Бензин сейчас  дорогой, поэтому лучше, что я  приобрел небольшую отечественную  машину и дешевле, да и в  ремонт можно в любой момент  отдать.
Рационализация 
 
Э. Фромм заметил, что  рационализация есть способ "остаться  в стаде" и чувствовать себя  личностью
 
Механизм рационализации  близок к интеллектуализации, но  в первом случае весь подбор  фактов личностью направлен на  доказательство утверждения или  отрицания цели, в то время  как во втором – ее ценности. Рационализация в большей степени  связана с мотивацией, интеллектуализация – логико-перцептивным компонентом  психологической защиты.
Компенсация 
 
Компенсация  – онтологически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм. Он предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.
Интеллектуализация 
 
В психоанализе одна  из наиболее ясных трактовок  интеллектуализации дана А. Фрейд. Она рассматривала интеллектуализацию  как защитный механизм, доводящий  до крайности процесс, в ходе  которого человек стремится овладеть  влечениями, связывая их с теми  или иными мыслями и сознательно  играя ими.
 
А. Фрейд считала интеллектуализацию  специфическим защитным механизмом  и выделяла следующие его характерные  черты:
-Сосредоточенность на  конкретных объектах, реальных  вещах в противовес объектам  фантазий. 
-Повышенное внимание к  процессу рассуждения, размышления. 
 Интроекция
 
Интроекции описаны Ф. Перлзом, который полагал, что интроектор  делает то, что другие хотят, чтобы  он сделал.
В качестве интроекций  выступают "правила жизни", которые  ребенок получает от родителей  и окружающих, так как этот  процесс, в понимании гештальтпсихологии, происходит как процесс имитации, импритинга, ролевого обучения. Ребенок  к своим интроекциям обдуманно  начинает относиться, начиная с  подросткового возраста, добиваясь  своей персональной автономии. Осмысление, переработка и принятие (отказ) содержания  интроекций происходит в течение  всей жизни человека.
Ретрофлексия
 
По меткому выражению  Ф. Перлза (1973), ретрорефлектор (человек  с ретрофлексивным защитным механизмом) делает для себя то, что он  хотел бы сделать другим.
 
Описывая ретрофлексию , Полстер (1973), считал, что такая форма взаимодействий  индивида с другими людьми  позволяет ему становиться "отдельной  и самосохраняемой единицей", подчеркивать свою центральную  человеческую силу. Она может  нередко вызывать стресс и  напряжение, так как заключается  во внутреннем Я и не выливается  в поведенческих реакциях.
Ретрофлексия выражается  в самоконтроле и самодисциплине (Д. Рейнуотер, 1993) и обеспечивает  тип контроля, защищающий личность "от внешних вторжений и  влияний на ее переживания  и чувства". Как и многие  защитные механизмы личности, ретрофлексии  начинают формироваться в детстве.
Ретро-защиты 
 
Настоящая группа объединяет  те механизмы психологических  защит, которые базируются и используют  механизмы, возникшие в детстве, практически без их изменения.
Отступление 
 
Отступление , предохраняя личность от негативных переживаний, обедняет ее внутренний мир, скудеет и мир мыслей, и мир чувств, в целом вся аффективная сфера. Нередко проявления этого механизма формирует покорность, безразличие, снижение целеполагания и целенаправленности личности, эмпатии, ценностей, что неминуемо ведет к манипулированию личностью другими людьми, группами. Отступление как защитный механизм начинает обычно формироваться с детства – когда слабый ребенок попадает в "подчинение" родителей, сверстников – лидеров и является их "тенью". Такой тип защиты проявляется и у взрослых в разнообразных сферах общественной и личной жизни – служебных коммуникациях, семейных контактах, браке, приятельских компаниях и др.
В зрелом возрасте могут  актуализироваться детские страхи  или складываться новые при  взаимодействии с авторитарными, деспотичными людьми. Механизм отступления  ведет к своеобразной деперсонализации. Э. Фромм заметил, что покорность  индивида сочетается со стремлением  к власти. Индивид "находит" себя, если он вливается в группу, полностью ей подчиняясь (проявляя  конформность) и как бы властвует  через нее. Подобный статус снимает  осознание своей слабости, изолированности, зависимости.
Дефлексия 
 
Дефлексия проявляется во многих поступках, включая принудительные и аддитивные. Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом опыте индивида, предохраняя личность от эмоциональных срывов. Считается, что дефлексия – это стратегия личности, связанная с избеганием выбора, отказа от интенции.
Окаменение 
 
Окаменение как защитный  механизм было упомянуто П. Лейтсером. Близким ему являются понятия: притупление чувств, онемение, отрешенность, чувственное оглушение, ощущение  нереальности, заторможенность чувств  и т.д.
 
Например, при сдерживании  гнева индивид поджимает губы, сжимает кулаки, принимает "бойцовскую  позу", сводит брови, раздувает  крылья носа… У таких индивидов  всегда недовольное, сердитое выражение  лица, формируется сутулость, зажатость, отвердение характера, декомпенсация, исчезает психическая гибкость
Окаменение, как и всякий защитный механизм личности, играет как позитивную, так и негативную роль в психическом развитии. Окаменение – один из способов совладания с определенными жизненными стрессами, снятия напряженности; создания деловой маски, картины полной безэмоциональности и психической невозмутимости; ориентации на поведение автомата; предупреждение развития депрессивных реакций.
Вместе с тем, окаменение  как форма психической защиты  ограничивает способности человека  реагировать на реальные события; обедняет межличностные контакты; не позволяет быть эмоционально  раскрепощенным, что ведет к телесным  и психическим нарушениям.
Уход в виртуальную  реальность/виртуальность
 
Виртуальная реальность  становится таким же модным  термином, как когда-то "Эдипов  комплекс", "экзистенция", "архетип", "образ мира" и т.д. И не  только в психологии, но и в  культуре вообще. При этом довольно  трудно выделить в них что-то  общее. Так, можно обнаружить, по  крайней мере, три типа явлений, претендующих на статус "виртуальных":
-компьютерные миры, разнообразные кино- и телефильмы, главная отличительная черта которых – возможность взаимодействия с вымышленной "реальностью";
-художественный вымысел и образы фантазии – книги, фильмы, живопись, а также сны и мечты;
-реальность абстрактных понятий и категорий, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы.
Одним из видов виртуальных  защитных механизмов является  уход от неприятностей, существующих  в реальной жизни, с помощью  средств воображения. Воображение  проявляется в различных формах, в частности – фантазии и мечты, которые и осуществляют идеальное  пр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.