На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Акционирование и его роль в преобразовании себестоимости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Юго-Западный государственный университет»
Кафедра региональной экономики и менеджмента
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
по дисциплине «____Экономическая теория___________________________»
(наименование учебной дисциплины)
 
на тему «Акционирование  и его роль в преобразовании собственности»
 
Специальность (направление подготовки)___080109.65 «Бухгалтерский учёт , анализ и аудит___________
(код, наименование)
__________________________________________________________________
Автор работы.______         ___________________________
(инициалы, фамилия)                 (подпись, дата)
_
Руководитель работы_____ _________________________
                       (инициалы, фамилия)             (подпись, дата)
Работа защищена ________________________
(дата)
Оценка _____________________
 
Председатель комиссии ________________________ ____________________
                                              (подпись, дата)                   (инициалы, фамилия)
 
Члены комиссии_________________________ __________________________
                                                              (подпись, дата)                  (инициалы, фамилия)
                              ___________________________________________________
                                                       (подпись, дата)                  (инициалы, фамилия)
                               __________________________________________________
                                                               (подпись, дата)                   (инициалы, фамилия)
 
Курск, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-
1. АКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ…………………….
              1.1.Задачи приватизации
1.2. Этапы приватизации………………………………………………
2 .СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АКЦИОНЕРНОЙ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………
2.1. Организация акционерного общества………………………………
2.2 .Типы акционерного общества……………………………………….
3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ДЕСТЕЛЬНОСТИ………………………………………….
3.1. Организация управления……………………………………………..
3.2. Основные направления совершенствования деятельности                акционерного общества………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А Размеры предприятий и условия приватизации
Приложение Б Уровни и сферы управления в акционерном обществе
Приложение В Современные тенденции развития организаций
Приложение Г Основные направления изменений отдельных элементов                     моделей управления -современной и будущей
 

ВВЕДЕНИЕ
Акционерная собственность - это закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии, система организации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы организации производства на базе добровольного участия акционеров. Акционерная форма собственности может выполнять три функции. Во-
первых, она служит средством аккумуляции и перелива капитала. Во-вторых, является средством приобщения акционеров к расширению собственности и контролю за деятельностью аппарата, управляющего производством. В-третьих, служит средством создания хозяйственной мотивации, когда акционер и работник совмещаются в одном лице. При этом, если вторая
функция присуща любому акционерному обществу, то первая и третья могут отсутствовать в зависимости от конкретной формы АО (открытое или закрытое), наличия или отсутствия работников-акционеров.
Возникшая в 90-е гг. в России проблема  разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как:
-структура собственности и ее особенности;
-мировой опыт дифференциации форм собственности (национализация и денационализация, антимонопольная политика, приватизация и прочее);
-национальные особенности экономики России.
              Можно предположить, что с принятием первого в истории России Закона «Об акционерных обществах», вступившего в действие с 1 января 1996 года, начался этап формирования правовой базы АО.
              Акционерное общество является в настоящее время преобладающей по своему количеству организационно-правовой формой коммерческих организаций (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
              Так как основным методом приватизации в России выступило акционирование, то рассмотрение акционерной формы собственности и ее правовой базы являются актуальными направлениями в настоящее время.
 
 
 

1.Акционирование  как один из способов приватизации
1.1.Задачи приватизации
В России акционерные общества появились в начале 18 в. К 1830 г. выпуск акций не поспевал за спросом на них. Интерес к акциям проявляли представители всех сословий.
Развитие акционерного дела принимало стихийный характер. Поэтому в 1835 г. были разработаны проект «Общего акционерного закона» (принятого в 1836 г.) и «Положение о компаниях на акциях». В России в тот период ясно осознавалось значение акционерных компаний как специфической формы организации предприятий. За весь период обсуждения законопроекта ни разу не ставилась под сомнение необходимость возникновения акционерных компаний в России. При этом с такой необходимостью связывались две цели: развитие в стране крупных промышленных, транспортных, торговых и других предприятий в акционерной форме и развитие при помощи таких компаний предпринимательской активности вообще.
Надо отметить и дальновидность российского правительства того периода, так как необходимость такого развития еще не выявилась со всей очевидностью и остротой.
По данным акционерной статистики за 1911 г., опубликованным в справочнике «Акционерно-паевые предприятия России», общее число акционерных предприятий только в промышленности и на транспорте составило 821. Наибольшее их число (303) приходилось на текстильную промышленность. Средний основной капитал на одно предприятие был равен 2142 тыс. руб. В машиностроении и обработке металлов было 92 акционерных предприятий со средним основным капиталом 2484 тыс. руб.[17, стр. 322]
В конце 1917 – начале 1918 г.г. процесс развития акционерных обществ приостановился. Причиной этому явилась проводимая в те годы широкая национализация. Однако с 1920 г. этот процесс опять оживился. «Уже в 1920 г. было учреждено 20 акционерных обществ, а на начало 1925г. их было свыше 150. Причем важнейшей сферой действия акционерных обществ была торговля и торгово-промышленная деятельность. В конце 20-х – начале 30-х г.г. все акционерные общества были ликвидированы или преобразованы в государственные объединения. Сохранились лишь два акционерных предприятий: Банк для внешней торговли СССР (создан в 1924 г.) и всесоюзное акционерное общества «Интурист» (организовано в 1929 г.).»[19,С .302-313].В 1973 г. было создано страховое акционерное общество СССР – «Ингосстрах». Однако все эти акционерные предприятия функционируют не в производственной сфере. Объективности ради необходимости отметить, что на постепенную ликвидацию акционерных обществ и товариществ в конце 20-х г. помимо идеологизации хозяйственной и общественной жизни определенное влияние оказали и вскрытые в эти годы негативные моменты в деятельности этих обществ и товариществ.
Новое развитие акционерные общества получили во второй половине 80-х г., когда стало ясно, что экономика страны переходит на рыночные отношения.
Определенным этапом на этом пути явилось Постановление Совета Министров СССР «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» от 13 октября 1988 г., в соответствии с которым предприятиям и организациям было предоставлено право выпускать две категории акций: акции трудового коллектива, распространяемые среди членов своего коллектива, и акции предприятий, распространяемые среди других предприятий и организаций.
К 1 июля 1994 г. в России завершился первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного). Этот этап был настолько важен для страны, настолько огромен по своему значению, что требует серьезного анализа его итогов.
К главным из них, безусловно, следует отнести начало крупномасштабного процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание условий для последующего перераспределения сложившихся в обществе прав собственности. «Давая предварительные оценки ваучерной приватизации, ее руководитель А. Чубайс отмечал: «Ни в одной стране мира подобного масштаба программа в подобные сроки мирным образом не совершалась. Россия сделала это впервые не только в своей истории, но и вообще в истории. Этот факт сегодня невозможно отрицать. Невозможно отрицать и тот факт, что именно программа российской приватизации сделала необратимой, пожалуй, всю программу российских экономических реформ.» [24,С.4-10].
Разумеется, нужно иметь в виду, что процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер огосударствления социалистической экономики поставил иные, более глубокие и масштабные задачи в области приватизации: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», где приватизация рассматривалась не просто как переход от одной формы собственности к другой, а как смена самого собственника, создание нового носителя отношений собственности.
Необходимость постановки именно такой задачи приватизации диктовалась тем обстоятельством, что в России, как и в других постсоциалистических странах, отсутствовал подобный носитель собственности в виде физического или юридического лица. Практически не было того, кто мог бы продавать собственность как товар, обмениваться им в интересах извлечения из него максимальной полезности. Разумеется, если бы в постсоциалистических странах было время и финансовые возможности, можно было бы подождать, пока класс частных собственников сформируется сам собой, в ходе исторического развития. Однако такой возможности в России не существовало. Поэтому ее должна была заменить широкомасштабная приватизация, которая в известном смысле явилась искусственно инициированным сверху созданием класса частных собственников, без которого переход к рыночной экономике в принципе невозможен.
Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации:
- аукцион,
-коммерческий конкурс
- аренда с правом выкупа
- акционирование.
В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на 01.01. 1994 г.). (Приложение Б).
Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был рассчитан на то, чтобы, во-первых, узнать их рыночную стоимости и, во-вторых, создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.
 
1.2.Этапы приватизации
На средних и крупных предприятиях приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива.
В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России. Видимо, по этой причине приватизация именовалась официальными властями как «народная». Инструментом ее проведения послужили приватизированные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. Одновременно избранная система приватизации, как неоднократно декларировали члены российского правительства, преследовала цель создания максимума заинтересованности трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.
По первому варианту работники предприятия получили следующие льготы:
*                    право на привилегированные акции в объеме 25% Уставного капитала компании. Эти привилегированные акции не давали права голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению со всеми остальными акционерами. кроме того, владельцы привилегированных акций получили также право на получение своей доли в случае банкротства или продажи предприятия;
*                    право на покупку до 10% простых акций, дающих право голоса, на исключительно льготных условиях. К этим условиям относится 30%-ная скидка с номинальной стоимости, трехлетняя рассрочка по оплате акций при первоначальном взносе, составляющем 15% от номинальной стоимости;
*                    право использования приватизированных чеков при приобретении всех акций – привилегированных и простых;
*                    возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму, не превышающую 5% Уставного капитала компании.
При втором варианте действовали следующие условия:
*                    до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизированными чеками;
*                    общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящим с ним в единый технологический комплекс, не может превышать 51% от величины Уставного капитала компании.
По третьему варианту группе работников (не обязательно весь трудовой коллектив) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников обязана провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства в объеме не менее 200 минимальных заработных плат, установленных на территории России на каждого члена группы. В случае выполнения условий соглашения, члены группы получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости. Кроме того, все работники предприятия, включая членов этой группы, могут приобрести еще 20% акций на тех же условиях, что и во втором варианте.
Особых приемов при проведении приватизации потребовали крупные предприятия и объединения-гиганты, которых немало в России. Здесь первым шагом к приватизации стало преобразование их в ОАО. Само по себе акционирование – это еще не приватизация в общепринятом смысле, а лишь изменения организационно-правовой формы предприятия. До продажи предприятие по-прежнему остается в собственности государства.
«Крупные предприятия, находящиеся в федеральной собственности, составляют 1/5 общего числа приватизационных предприятий. Всего к декабрю 1993г. Было приватизировано 86 тыс. Предприятий, из них акционировано (частично или полностью) 31%, продано 69%.
На конец 1993г было акционировано: примерно 17% предприятий федеральной собственности, свыше 22% предприятий регионального уровня, 70% предприятий муниципальной собственности. По стоимости приватизированного имущества доли названных уровней составили соответственно 68,4%; 21,1%; 10,5%.
Акционирование крупных предприятий осуществляется путем бесплатной передачи значительной части имущества трудовым коллективам или передачи акций за ваучеры. Передаваемая часть акций работникам предприятий в большинстве случаев оплачивается из доходов самих предприятий, что ухудшает их экономическое положение. В ходе ваучерной приватизации только каждые 10-12 из акционированных предприятий полностью реализовали свои акции. К началу 1994г. Лишь около 50% держателей ваучеров реализовали их в той или иной форме. К концу 1993г. Около 38 млн. Чеков вернулось государству, из них 14 млн.- по закрытой подписке, 24 млн. – через чековые аукционы.
Для более широкого вовлечения в процессе приватизации созданы чековые инвестиционные фонды. Начиная с декабря 1992г. стали проводиться чековые аукционы. Только за десять месяцев 1993г. их проведено более 3,5 тыс., где было выставлено 5500 предприятий из почти 80 областей. Проданный уставный капитал составил 53,2 млрд. руб., а приватизационных чеков принятого около 30 млн. штук.»[23,С.30-36]
Акционирование проводится таким образом и на таких условиях, что на предприятиях практически сохраняются те же формы управления и тот же уровень предпринимательского интереса. Преобладание в 1992-1993 гг. Акционерной формы приватизации крупных предприятий и ориентация преимущественно на эту форму муниципальных предприятий тормозили ее интерес, делали его в большинстве случаев неэффективным.

2. Сущность и значение акционерной формы хозяйствования
 
2.1. Организация акционерного общества
 
Акционерное общество представляет собой организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, капитал которой разделен на определенное число акций и которое создано его участками (акционерами). Оно является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, выступает как самостоятельный субъект права, может от своего имени приобретать осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Собственность (капитал) АО определяется уставным капиталом, составленным из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При этом собственно акции подразделяются на размещенные акции (приобретенные акционерами), объявленные акции (которые общество вправе размещать дополнительно в определенном количестве и номинальной стоимости) и оплаченные акции (приобретенные и полностью оплаченные акции в течение установленного срока).
Особенностью акционерной собственности заключается в том, что акционерный капитал и другое имущество принадлежат обществу как юридическому лицу и не являются собственностью (совместной и долевой) его акционеров. Право на получение части имущества акционеры приобретают только при ликвидации общества. Акционеры имеют право участвовать в общем собрании с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также право на получение дивидендов.
Сравнивая акционерное общество с другими организационно-правовыми формами, например с обществом с ограниченной ответственностью, нужно отметить, что общество с ограниченной ответственностью – это объединения лиц, а акционерное общество – это объединение капиталов. Такая особенность акционерной собственности определяет всю систему отношений между АО и его учредителями (акционерами), а также порядок управления им.
В настоящее время нормативное регулирование организации, деятельности и управления акционерными обществами регламентировано законодательными актами, которые могут быть объединены в три группы:
*                    нормы общеэкономического регулирования, устанавливающие правила деятельности всех хозяйствующих субъектов в сфере отношений с органами государственного управления, бюджетом, в сфере внешнеэкономических связей, а также по вопросам конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
*                    нормы, регламентирующие преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества;
*                    нормы, непосредственно регламентирующие организацию, деятельность акционерных обществ управления ими.
В рамках рассматриваемых проблем наибольшее значение имеют правовые нормы третьей группы. Эти правовые нормы установлены Гражданским Кодексом Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1995г. Федеральным законом от 30 ноября 1994г. №52 – ФЗ) и Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Федеральный закон «Об акционерных обществах» в соответствии с Гражданским Кодексом РФ определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также защиту их прав. Положения Закона «Об акционерных обществах» развивают соответствующие статьи Гражданского Кодекса, дополняют их нормами, необходимыми для правовой регламентации деятельности хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы.
В соответствии с законом предусматриваются также права акционеров, как (в зависимости от доли акций) права голоса на общем собрании, право получения дивидендов, право созыва внеочередного собрания (пакет влияния), право вето (малый контрольный пакет), право решения вопросов повестки дня собрания акционеров (контрольный и большой контрольный пакет).
В целях обеспечения организационного единства производственных процессов (создания организационного единства технологических цепочек) предусмотрено слияние двух или нескольких акционерных обществ с переходам всех прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему обществу. Слияние обществ может происходить и с целью диверсификации производства, совершенствование обслуживания производственных процессов и так далее. Эти же цели преследует и присоединения общества. В этом случае присоединяемые общества прекращают свое существование, а все их права и обязанности передаются другому обществу. Процедура присоединения, таким образом, не требует создания нового общества и предусматривает внесение необходимых изменений в устав и другие документы.
В случае, если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности, либо нарушается антимонопольное законодательство, общество может быть разделено. При этом признается прекращение деятельности общества, а все его права и обязанности передаются вновь созданным обществом. Для аналитической реорганизации предусмотрена возможность выделения общества. В этом случае деятельность акционерного общества не прекращается, а вновь создаваемые (выделяемые) общества приобретают права юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества.
В соответствии с законодательством акционерное общество может быть также преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.
Во всех случаях реорганизации общим собранием акционеров определяется порядок конвертации акций общества, а при преобразовании общества – обмена акций на вклады общества с ограниченной ответственностью или как членов производственного кооператива.
Законодательно закреплено требование об активном взаимодействии акционерных обществ (особенно крупных) со специализированными внешними организациями, в состав которых входят общества, осуществившие размещение акций, или реестродержатели (специализированные регистраторы), аудиторы, оценщики имущества (в том числе привлекаемые для определения рыночной цены акций), а также средства массовой информации, публикующие информацию об общих собраниях, отчеты акционерных обществ, результаты аудиторских проверок, сведения о реорганизации обществ.
 
2.2 Типы акционерного общества
 
По критериям участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить три типа акционерных обществ; АО со 100-процентным капиталом, принадлежащим государству; АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая» акция; АО, в которых акции государства не образует контрольного пакета.
Акционерные общества со 100-процентнымкапиталом, принадлежащим государству. Поскольку государство является единственным акционером компаний со 100-процентным госкапиталом, его управленческие решения не ограничиваются волей других акционеров. В этом смысле между ними и государственным коммерческим предприятием никакой разницы не существует.
Можно выделить по крайне мере три причины образования рассматриваемых АО.
Во-первых, акционерная форма в перспективе дает возможность без каких – либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций за счет негосударственных средств.
Во-вторых, форма АО, по определению, предполагает широкую хозяйственную самостоятельность, ибо собственником имущества является именно АО, а не государство. Создается реальная возможность небюрократического контроля за деятельностью менеджеров со стороны государства. Он должен осуществляться в соответствии с общим принципом управления АО: акционеры непосредственно не управляют предприятием, они только периодически оценивают деятельность менеджеров исходя из достигнутых финансовых результатов. Государство – акционер должно поступать точно также, вводя, если это необходимо, дополнительные (кроме финансовых) критерии оценки деятельности руководителей общества. В-третьих, само по себе утверждение коммерческих целей не создает достаточной основы для получения устойчивых финансовых результатов. Необходимо внедрение действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и изменение компетенции органов управления.
Хозяйственная самостоятельность и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения АО со 100-процентным государственным капиталом, тем не менее достаточная эффективность деятельности таких АО ограничивается возможностью прямого давления работников аппарата государственного управления на его руководящие органы, способного препятствовать действиям этих органов, направленным на достижение лучших коммерческих результатов. В частности, Указом президента от 10 июня 1994г. №1200, устанавливающим назначение и порядок деятельности представителей государства в органах управления АО, никаких исключений для АО со 100% государственным капиталом не предусматривается. Это означает, что как председатель совета директоров (генеральный директор, президент АО), так и все его члены назначаются государственным органом, в ведении которого находится соответствующее АО. Таким образом, системой административных рычагов управления создается возможность полного подчинения АО со 100-% государственным капиталом командам властных структур. Задача заключается в том, чтобы практика применения этих рычагов была разумной и позволяла АО за счет принятия самостоятельных решений конкурировать на рынке (как внутреннем, так и внешнем).
Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая» акции. Они являются более перспективными по сравнению с формой, рассматриваемых выше. Контрольный пакет позволяет государству осуществлять права собственника через своих представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение по крайне мере трех лет не менее 51% членов совета директоров формируемых АО должны составлять представители государства. Вместе с тем наблюдается связанная с фискальными соображениями тенденция выставлять на продажу значительный пакет акций принадлежащих государству. При этом для создания «эффективного собственника» акции продаются единым пакетом, то есть в одни руки. Между тем нет никаких гарантий того, что этот пакет не будет куплен какой-нибудь сомнительной, а может быть, и мафиозной организацией. Положение усугубляется еще и тем, что имущество предприятия по действующим правилам определяется в ценах 1992 г. В таких условиях вполне понятно беспокойство администрации и трудового коллектива о судьбе своего предприятия.
В соответствии с указом президента от 10 июня 1994г. Представителями государства в органах управления АО могут быть государственные служащие либо иные граждане РФ.[21, стр. 30]. Государственные служащие направляются представителями в органах управления АО на основе решений президента РФ, правительства, федеральных органов исполнительной власти или Российского фонда федерального имущества. Иные граждане – на основании договоров, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством. И те и другие субъекты обязаны в письменной форме согласовывать с органами исполнительной власти или с Российским фондом федерального имущества, от имени которых они действуют, проекты вносимых решений, свое голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления обществом к таким относятся принципиально важные решения: внесение изменений и дополнений в уставные документы; назначение (избрание) конкретных лиц в органы управления АО; изменение величины уставного капитала; получение кредитов в размере более 10% величины чистых активов; продажа или иное отчуждение и залог недвижимого имущества: участие АО в создании иных предприятий (в том числе дочерних) и финансово-промышленных групп. Перечень не исчерпывающий, ибо правительство РФ может его расширять по своему усмотрению.
Менее широкие возможности влияния на управление акционированным предприятием дает «золотая » акция. Она, как известно, предоставляет своему владельцу право отлагательного вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, входящим в его исключительную компетенцию. Анализа правомочий государственного органа, владеющего «золотой» акцией, свидетельствует о минимальных ограничениях компетенции собрания акционеров. По существу, они сводятся к контролю за организационными преобразованиями АО и заключению сделок на суммы, которые могут подорвать имущественную базу общества. Во всех прочих вопросах собрание акционеров имеет такие же права, как и в любом другом АО, то пущенном в «свободное плавание» по рыночным волнам.
Одна из причин выпуска «золотой» акции является удовлетворение фискальных интересов государства. Ее выпуск дает возможность одновременно сохранить управляемость предприятием со стороны государства и продать частным инвесторам практически все акции (исключая одну, «золотую», которая после срока своего действия либо при любом способе отчуждения конвертируется в обыкновенную акцию).
Таким образом, «золотая» акция и даже наличие контрольного пакета акций в руках государства не приводит к резкому ограничению хозяйственной самостоятельности и тоже время сохраняют за государственными структурами возможность внеэкономического влияния на деятельность преобразованных АО.
Акционерные общества, в уставном капитале которых доля государства не составляет контрольного пакета акций. В них представитель государства является обычно одним из крупных инвесторов и влияет на принятие управленческих решений путем создания блока с другими инвесторами. Иными словами, не обладая контрольным пакетом, представитель государства не может диктовать АО свою волю, но может оказывать в ряде случаев определяющее влияние на принятие решений общим собранием акционеров. Так, известны случаи, когда 20-% пакет акций Федерального фонда имущества оказывал решающее влияние на выборах генерального директора АО.
«Правовой статус представителя государства в таком АО определяется все тем же Указом президента от10 июня 1994 г. №1200 и, следовательно, права и обязанности представителя государства в АО, где государство не обладает контрольным пакетом акций, ничем не отличаются от изложенных выше прав и обязанностей представителей государства в АО, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству».[21, С 50-52]
Акционерное общество, являясь юридическим лицом, обладает всеми его свойствами, а именно: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность АО фактически ничем не ограничена. В ст. 49 ГК РФ и Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 2 указано: общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
На акционерные общества, так же как и на иные юридические лица, распространяются ограничения по предмету деятельности, связанные с необходимостью, связанные с необходимостью получения дополнительного разрешения на их осуществление. Речь идет о лицензировании. Вместе с тем Закон РФ «Об Акционерных Обществах» содержит в этом плане интересную норму, которая устанавливает, что если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требования о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности за исключением тех, которые предусмотрены специальным разрешением (лицензий), и им сопутствующих.
Закон предусматривает два типа акционерных обществ – открытые и закрытые.
В открытом обществе акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества; такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу; число акционеров открытого общества не ограничено.
Общества, учредителями которых выступают (в случаях установленных федеральными законами РФ), субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий) могут быть только открытыми.
Уставный капитал общества определяет часть суммарной стоимости имущества, позволяющего осуществлять эффективное развитие общества, а так же гарантирующего интересы кредиторов
Например Уставный капитал ОАО «Продтовары» составляет 3990000 тыс. руб., разделенный на 1452000 штук именных обыкновенных акций, номинальной стоимостью 2,5 тыс. рублей каждая на 144000 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 2,5 тыс. руб. каждая. Для привилегированных акций установлены ежеквартальные размеры дивидендов в размере 1% от номинальной стоимости акций.
Акции общества распределяются между учредителями в следующих размерах(см.таблица № 1):
Таблица №1
 
Участие в уставном капитале
Учредители:
размер в тыс. руб.
Кол-во акций
доля в%
Городской комитет по управлению мун-ной собст-стью по г. Стерлитаиаку
279960
111984
7,0
трудов.кол-во ОАО «Продтовары»
3710040
1484016
93,0
Итого:
3990000
1596000
100,0

 
В закрытом обществе его акции распространяются только среди учредителей этого общества или иного, заранее определенного круга лиц; такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.
Наиболее спорные вопросы, касающиеся регулирования деятельности закрытого акционерного общества (ЗАО), можно условно разделить на три группы.
Первая группа – вопросы, связанные с определением ЗАО.
В соответствии с Законом «Об Акционерных Обществах» ст.7 п.3 к закрытым относятся те общества, акции которых распространяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.
Сравнения этого определения с определенными, данными в Положении об акционерных обществах, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР 25 декабря 1990 г. №601, позволяет сделать вывод о том, что определение ЗАО претерпело значительные изменения. Так, в Положении закрытым обществом признавалось такое, акции которого «могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров...».[21, стр. 31]. Таким образом, в Законе определения ЗАО дается через описание возможностей самого общества реализовать права по распределению акций, в Положении – через описания возможностей самих акционеров по распределению собственными акциями. Разный подход к определению закрытого общества определил и качественные различия в механизме «закрытия» общества. И если в первом варианте «закрытость» общества заключалась в дополнительном согласии одних акционеров на отчуждение акций другими, то в последнем этого нет. Закрытость общества в новом законе достигается за счет распределения обществом акций только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.
Такой подход к «закрытию» АО необычен для российской практики, поэтому может повлечь массу ошибок при его применении. В первую очередь возникает сложность при образовании так называемого заранее определенного круга лиц.
Вместе с тем, предоставляя право самому обществу определять круг лиц, среди которых можно будет распределять акции, устанавливать их количество и таким образом регулировать «качество» и количество принимаемых акционеров, Закон открывает неограниченные возможности «проникновения» в ЗАО любых физических и юридических лиц через приобретение акций у самих акционеров. Это – вторая группа вопросов.
Если проанализировать положения Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 7 п. 2 и 3 под углом зрения противопоставления открытого общества закрытому, то неизбежно возникнет новый вопрос: почему применительно к акционерам открытого общества Законом специально оговорено право отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества? Ведь если Закон не оговаривает каких-либо ограничений на отчуждение акций акционерами закрытого общества, то специальное положение об этом для акционеров открытого общества теряет смысл. Если же воспринимать это положение как норму, определяющую различия в правомочиях акционеров разного типа обществ, то в нормах, регулирующих права акционеров закрытого общества, должны содержаться какие-либо ограничения в отношении отчуждения ими своих акций.
В этой ситуации было бы логично связать возможность акционеров отчуждать свои акции именно с теми лицами, которые попали в тот самый «заранее определенный круг лиц». Но на прямую такой связи Закон не предусматривает, как, впрочем, не предусматривает и установления каких-либо ограничений на этот счет в уставе общества.
Казалось бы, в подтверждение отсутствия необходимости таких ограничений вводится норма о преимущественном праве акционеров закрытого общества приобретать акции, продаваемые другими акционерами. Однако это право может быть реализовано акционером лишь по «цене предложения другому лицу». В положениях Закона нет никаких регуляторов реализации такого права. Поэтому разработчикам уставов ЗАО дается следующая рекомендация для устранения этого проблема: необходимо специально «расшифровать» смысл положения «цена предложения другому лицу» и порядок применения этой нормы в уставе. Например, это можно сделать в такой форме: Цена предложения другому лицу – это цена акции, устанавливаемая самим акционером – продавцом, по которой лицо, согласившиеся ее приобрести, может выкупить ее только после окончания действия преимущественных прав на приобретение акций акционерами и самим обществом.
В случае если акция не выкупается по этой цене и акционер-продавец устанавливает новую, более низкую цену предложения, то это вновь влечет за собой возникновение преимущественного права акционеров общества и самого общества. Далее процедура покупки акции и последствия ее невыкупа повторяется. Установление каждой новой цены предложения другому лицу восстанавливает преимущественное право акционеров этого общества и самого общества приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Но даже следование этой рекомендации не исключает возможности возникновения такой ситуации, когда само общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц, а акционер независимо от размера его пакета акций реально может предлагать свои акции без всяких ограничений. Более того, возможна ситуация, когда акционер безвозмездно передает свои акции, например в форме дарения. В таких случаях Закон вообще не предусматривает возникновения каких-либо преимущественных прав у других акционеров. С этим моментом связана третья группа вопросов. Действительно, ограничивая предельное количество акционеров закрытого общества пятьюдесятью акционерами, Закон, казалось бы, предусмотрел тем самым невозможность неограниченно широкого распространения акций. Дополнительно это требование обеспечивается достаточно жесткой нормой Закона РФ «ОБ Акционерных Обществах» ст.7 п.3, от 25.12.1990 г., которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то в течение одного года оно должно быть преобразовано в открытое. Если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.
В месте с тем Закон РФ «ОБ Акционерных Обществах» ст. 94 п. 4 ограничил применение этой нормы, распространив ее только на закрытые общества, которые созданы после 1 января 1996 г., и соответственно исключения возможность ее применения в отношении ЗАО, созданных до введения в действие, т.е. до 1 января 1996г.
Положение «Об Акционерных Обществах» и Гражданский Кодекс РФ ст. 97 совершенно однозначно установили запрет для ЗАО на проведение открытой подписки и на предложение своих акций для приобретения неограниченному кругу лиц и соответственно возможность их распределения среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.
Гражданский Кодекс РФ ст. 97 распространила эти обязанности и равна на все ЗАО независимо от даты их учреждения, поскольку ст. 5 Федерального закона «О введение в действие части первой Гражданского Кодекса РФ» однозначно установила: «Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее действия, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действия». Таким образом, положение Гражданского Кодекса РФ о возможности закрытого общества распределять свои акции только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц с учетом уже описанных запретов не может быть изъято из регулирования правомочий закрытого общества.
Далее о преимущественных правах акционеров. Наряду с выше приведенной аргументацией, которая применима и в данном случае, право преимущественной покупки акций осуществляется акционерами также в соответствии с общими правилами, изложенными в Гражданском Кодексе РФ ст. 250. Эти правила заключаются в том, что при продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Таким образом, и преимущественные права акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, не могут быть изъяты из регулирования правомочий акционеров.
И наконец, ограничения по количеству акционеров. По этому вопросу ст.97 ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений, указывая на то, что конкретные количественные ограничения будут установлены Законом «Об Акционерных Обществах». Отдав на откуп Закону решения вопроса о предельном количестве акционеров ЗАО, ГК РФ дал возможность Закону определять круг ЗАО, на которые будут распространяться это ограничение.
Таким образом, несмотря на нечеткую формулировку Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 97 п. 4, все приведенные аргументы доказывают, что нормы ст.7 п.3 Закона, которые не применяются к ЗАО, созданным до 1 января 1996 г., касаются только положения, устанавливающегося предельное количество их акционеров, и не затрагивают всех других положений.
Последствия такого подхода оцениваются неоднозначно. С одной стороны, эта оценка позитивная, поскольку в процессе преобразования ряда предприятий в акционерных обществах (например, арендных предприятий, имеющих право выкупа имущества или уже его выкупивших) было создано больное количество ЗАО с числом акционеров, значительно превышающим пятьдесят, – от двухсот до нескольких тысяч. Положение Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 94 создает спокойные условия для работы тех организаций, которые в соответствии с действовавшим на момент их создания законом могли выбрать совершенно определенный тип акционерного общества и не изменять его. С другой стороны, эту оценку можно считать негативной, поскольку Закон не только не содержит каких-либо регуляторов количество акционеров для таких ЗАО, но и не предусматривает никакого, фиксирования без права изменения их численности на определенную дату. В настоящее время это провоцирует возникновения совершенно не нормальной, на мой взгляд, ситуации, когда численность акционеров закрытого общества, в несколько раз превышающая предельную, может продолжать увеличиваться. А если это связать с возможностью акционеров продавать свои акции неограниченному кругу лиц, то мы увидим, что попытка закрыть общество через количественный критерий не всегда применима.
Акционерное общество, как любое юридическое лицо, независимо от его типа может создавать филиалы и открывать представительства.
Филиал и представительство общества имеют много схожих черт;
*                    являются обособленными подразделениями общества;
*                    должны быть расположены вне места нахождения общества (т.е. вне места его регистрации);
*                    не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения;
*                    наделяются создавшим их обществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе общества;
*                    руководители назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выданной обществом;
*                    осуществляют деятельность от имени создавшего их общества;
*                    ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество;
*                    устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах.
Различие между филиалам и представительствам заключается в следующем: представительство – это подразделение, которое представляет интересы АО и осуществляет их защиту; филиал не может осуществлять все функции общества, в том числе функции представительства, или их часть.
В законодательстве наметился поворот к упорядочению процесса создания филиалов и представительств. В основном это связано с тем, что сведения о филиалах и представительства должны быть занесены в устав. Выполнение этого положения требует совершения ряда действий.
Во-первых, принять решения о создании филиалов и об открытии представительств.
Закон РФ «Об Акционерных Обществах» определяет это действие как исключительную компетенцию совета директоров, то есть ни общее собрание акционеров, ни исполнительный орган не вправе решать этот вопрос. Однако только решения совета директоров недостаточно, поскольку Законом предусмотрен обязательный порядок внесения этих сведений в устав – только общим собранием акционеров.
Во-вторых, совет директоров обязан внести вопрос о создания из общего правила, то есть не требует регистрации таких изменений, а допускает лишь уведомительный порядок сообщения. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления.

3. Органы управления акционерного общества и основные направления совершенствования его деятельности
 
3.1 Организация управления
 
Действующее законодательство об акционерных обществах предусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган. (Приложение В).
В зависимости от конкурентных условий эта система может быть упрощена или видоизменена. Так, имеется возможности использования двухзвенной системы управления, предусматривающей закрепление функций совета директоров за общим собранием, если количество акционеров – владельцев голосующих акций менее пятидесяти. Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (трастовое управление). Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерным обществом. Высшим, но не всевластным. Оно не может рассматривать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или исполнительного органа, и не вправе принимать решения по ним.
Собрание акционеров представляет собой неоднородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть разделены на три группы:
1.   Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в качестве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности; их забота состоит в том, чтобы их доля принесла как можно больше денег. При возможности увеличения дохода они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные бумаги.
2.   Акционеры – работники предприятия (включая администрацию). Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на дивиденде. Ему совсем не безразлична судьба предприятия, от которой зависит его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники – владельцы акций скорее держатели и распорядители, чем ответственные собственники.
3.   Крупные акционеры, приобретающие акции из предпринимательских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобретает приобретает предприятие (или ряд предприятий) для того, чтобы развивать производство, в других – налаживает управление, санирует предприятие, а затем продает, в третьих – покупает пакет акций в целях перепродажи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в весьма определенной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль должна учитываться исходя из интересов государства.
Влияние указанных категорий акционеров на решения, принимаемые собранием, различно в зависимости от распределения между ними акций.
Фактическая реализация права на управление акционерным обществом каждым акционером – проблема, не решенная не только нашим законодательством, но и законами других стран. «В США, например, проблема обеспечения участия владельцев акционерного капитала в руководстве акционерным обществом обсуждается весьма активно. Предлагают обеспечить инвесторам значительные преимущества перед биржевыми спекулянтами на общем собрании акционеров: право голоса на этом собрании должны иметь акционеры только после двух лет владения акциями, причем на третьем году владения они будут иметь 1/3 голоса, на четвертом году – 2/3 голоса и лишь на пятом – полный голос. Полным голосом сразу пользуется лишь лицо, которое приобрело не менее 20% акционерного капитала. Тем самым резко ограничиваются права биржевых спекулянтов, которые владеют акциями в течение непродолжительного времени».[22,С. 200-210].
Общее руководство деятельностью акционерного общества по всем вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания, осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). В зависимости от числа акционеров – владельцев обыкновенных или иных голосующих акций количественный состав совета директоров не может быть меньше семи или девяти членов.
Введение в действие Закона «Об акционерных обществах» внесло существенные изменения в организацию и деятельность совета директоров. Прежде всего усилена роль этого органа управления. Его члены избираются на один год, хотя могут переизбираться неограниченное число раз. Полномочия любого члена совета директоров решением общего собрания могут быть прекращены досрочно, однако в случае избрания членов совета директоров кумулятивным голосованием досрочное прекращение полномочий может быть принято в отношении всех его членов. Усиление роли этого органа управления потребовало повышения ответственности (в некоторых случаях субсидиарной) его членов.
Закон ограничивает участие в совете директоров членов коллег только исполнительного органа акционерного общества, которые не могут составлять в нем большинство. Одновременно установлено, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров. Этим достигается разделение функций стратегического управления и контроля и функций текущего управления (исполнения).
Совет директоров представляет собой не только полноправного представителя акционеров, но и стратегического управляющего по широкому кругу вопросов.
Помимо организации общего собрания и вынесения вопросов реорганизации общества, дробления и консолидации акций и т.д., совет директоров обладает исключительной компетенцией по следующим вопросам:
*                    определение приоритетных направлений деятельности общества;
*                    рост уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения обществом акций в пределах количества и категории (типа) объявленных акций, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров такое право ему предоставлено;
*                    размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг, если иное не предусмотрено уставом общества;
*                    определение рыночной стоимости имущества;
*                    приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг;
*                    образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
*                    рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
*                    рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
*                    использование резервного и иных фондов общества;
*                    утверждение внутренних документов общества, определяющих порядок деятельности органов управления общества;
*                    создание филиалов и открытие представительств общества;
*                    принятие решения об участии общества в других организациях, за исключением участия в объединениях коммерческих организаций;
*                    заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, стоимость которого составляет до 50% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки, и иные вопросы, предусмотренные уставом.
Законодательством предусмотрена возможность проведения внеочередных собраний акционеров по решению совета директоров на основании его собственной инициативы, а также требования ревизионной комиссии, аудитора или акционеров, являющихся владельцами не менее 10% голосующих акций. При этом совет директоров не вправе вносить изменения в формулировку вопросов повестки дня внеочередного общего собрания, если оно созывается не по его инициативе.
Таким образом, совету директоров принадлежит очень широкие права в управлении акционерным обществом, однако законодательство н определяет требования к его членам. Указано лишь, что требования, предъявляемые к лицам, избираемым в состав совета директоров, могут устанавливаться уставом или другим документом, утвержденным общим собранием акционеров. Практически единственной ограничительной нормой является порядок принятия решений о совершении сделки, согласно которому такое решения принимается советом большинством директоров (независимых директоров), не заинтересованных в совершении сделки.
Все вопросы управления текущей деятельностью акционерного общества, кроме отнесенных законодательством к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров, решает исполнительный орган общества. На него не возложена организация выполнения решений общих собраний и совета директоров.
Образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий осуществляются в соответствии с уставом акционерного общества либо общим собранием, либо советом директоров.
Установлено, что имеется два варианта организации исполнительного органа акционерного общества:
*                    единоличный исполнительны орган (директор, генеральный директор);
*                    коллегиальный исполнительный орган (директор, генеральный директор и правление, дирекция).
Права и обязанности единоличного исполнительного органа устанавливаются договором, заключаемым с ним председателем совета директоров от имени общества. Компетенции единоличного и коллегиального исполнительных органов управления (при втором варианте) должна быть определена уставом общества, а также утвержденными советом директоров другими документами.
Указанными нормами, по существу, исчерпывается регламентация вопросов управления текущей деятельностью акционерного общества. Если законодательство достаточно полно определяет управление капиталом (посредством норм, определяющих права, обязанности и компетенцию общего собрания и совета директоров), то решение вопросов организации управления производственно-хозяйственной деятельностью предоставлено полностью самим акционерным обществом.
Такое положение объясняется тем, что указанные вопросы должны решаться самим собственником. Кроме того, наличие акционерных обществ, различных по масштабам, сферам деятельности, другим конкретным характеристикам, практически не позволяет нормативно регламентировать все или даже часть аспектов текущего управления.
Вместе с тем, создание акционерных обществ в процессе приватизации имеет в качестве главной задачи содействие технической реконструкции и финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов и экономики в целом, что, в свою очередь, требует повсеместного повышения эффективности управления.
 
3.2 Основные направления совершенствования деятельности акционерного общества
 
Создание эффективных систем управления текущей производственно-хозяйственной деятельностью в акционерных обществах может осуществляться несколькими путями.
Прежде всего при реализации государственной программы приватизации государственных муниципальных предприятий необходимо предусматривать обязательные требования к перестройке систем управления приватизируемых предприятий. Эти требования должны учитывать конкретные особенности предприятий и устанавливаться на основе специально разработанных схем или других документов рекомендательно характера.
Большое влияние на перестройку систем управления органы исполнительной власти могут оказаться в тех акционерных обществах, где преобладающая часть собственности закреплена за государством. В случаях, когда доля государственной собственности в акционерном обществе не является определяющей, представителям государства, наряду с другими обязанностями, необходимо поставить задачу соответствующего воздействия на перестройку управления.
В отношении этих акционерных обществ, а также тех, которые не имеют государственной собственности, но находятся в кризисном положении в связи с ненадлежащим управлением, может применяться процедура внешнего управления. Надлежащее управление хозяйствующими субъектами наносит ущерб как собственникам, так и государству, обостряет экономическую и социальную ситуацию.
До перехода на рыночные отношения в экономике, в условиях действовавших в течение многих десятилетий централизации управления государственные органы устанавливали
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.