На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Налоговая политика Республики Казахстан

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 

      Введение

 
     Налоги  органично присущи рыночной экономике  и составляют ее неотъемлемый элемент. Казахстанская экономика ныне пребывает в процессе совершенствования рыночных отношений. И хотя в Республике Казахстан развиваются либерально-рыночные тенденции, в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая в себе элементы двух основных моделей (либеральной и социально-ориентированной).
     Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет  государству взимать минимум  налогов, социально же ориентированная экономическая политика предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.
     Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже  потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в Республике Казахстан система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности казахстанской системы налогообложения просто необходим.
     В этом отношении объективно необходимым  и чрезвычайно важным для совершенствования  налоговой системы Казахстана является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран - США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу.
     На  Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности.
     Налоги  возникают с появлением государства и являются основой его существования. Для содержания государства понадобились взносы его граждан в натуральной или денежной форме, которые постепенно превратились в обязательные и постоянные. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспособлялись к потребностям и запросам государства, расширялись их функции, изменялась роль в социально-экономических процессах. Наибольшего развития налоги достигали в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние.
     В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые  рычаги, государство в состоянии  активно воздействовать на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.
     Итак, актуальность темы данной курсовой работы определяется важностью для Республики Казахстан как самой налоговой политики, так и ее реформирования в настоящее время. С принятием нового Налогового Кодекса в Республике Казахстан, с учетом принятых аналогичных изменений в налоговом законодательстве соседней Российской Федерации - актуальность рассмотрения формирования и путей совершенствования налоговой системы не вызывает сомнения.
     Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей формирования налоговой политики, ее нынешнего состояния и возможных путей ее дальнейшего развития и совершенствования. А также рассмотрение налогового кодекса как основу функционирования налоговой системы. 

     Глава 1. Понятие о налогах  и налоговая система  Республики Казахстан

     1.1. Налоговая  система Республики  Казахстан

 
     Для понимания сущности налогов с  граждан большое значение имеют  труды классика теории налогообложения А.Смита. Его взгляды легли краеугольным камнем в основу налоговых систем почти всех современных государств. Они используют следующие принципы налогообложения:
     1. легальный порядок налогов, т.е.  государство в форме закона, который  предусматривает и его размер, и порядок уплаты. Право государства взимать налоги вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц;
     2. равномерность, т.е. каждый должен  участвовать в поддержке государства  соразмерно своему доходу, которым он пользуется под охраной государства;
     3. определенность означает, что налогоплательщику  должны быть известны время,  место, способ и размер платежа;
     4. дешевизна взимания предполагает, что в кассу государства должна  поступать сумма, соразмерная той, которая убывает из карманов налогоплательщиков, т.е. сбор налогов должен производиться при минимальных издержках;
     5. хозяйственная самостоятельность  плательщика означает, что субъектом  налога должен выступать лично  независимый гражданин, обладающий определенной способностью и получающий доход от самостоятельной хозяйственной деятельности [1].
     Использование этих принципов устраняло произвол в налогообложении, вносило в  этот процесс регламентацию и  позволяло А. Смиту сделать заключение, что «...налоги, для тех, кто их платит, не признак рабства, а признак свободы».
     Характерной особенностью налоговых поступлений  государству является их последующее  использование для разнообразных  общественных нужд. В этом налоги отличаются от различных обязательных долевых взносов, отчислений, платежей, устанавливаемых как государством, так и другими властными органами. Сюда относятся строго целевые отчисления на социальное страхование, взносы и отчисления в специальные фонды, в том числе и внебюджетные, исчисляемые в определенном, долгосрочном размере от себестоимости продукции, работ и услуг, от прибыли (дохода), фонд оплаты труда, амортизации и других источников.
     Сущность  налогов проявляется в их функциях.
     Исторически первой является фискальная функция  налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.
     Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода. В последние годы доля налогов в ВНП в странах СНГ составила 70%; это гораздо выше, чем в других странах (24— 57%). Такое положение свидетельствует о гипертрофированной централизации ресурсов у государства в ущерб интересам низовых звеньев хозяйствования.
     Третья  функция налогов — регулирующая — возникает с расширением экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления; их применение эффективно при стимулировании научно-технического прогресса. Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый результат во взаимодействии с другими экономическими рычагами. Более подробно о возможностях, формах и методах налогового регулирования изложено в главе «Государственное финансовое регулирование».
     Государство проводит налоговую политику — систему мероприятий в области налогов — в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития.
     В условиях формирования рыночных отношении основным направлением налоговой политики является отход от неоправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов населения через централизованные общественные фонды потребления. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная зашита нетрудоспособных членов общества.
     Совокупность  видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов  налоговой службы образуют налоговую  систему государства.
     Налоговые системы могут представлять довольно сложную модель, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот.
     Обретение государственной независимости  Казахстаном привело к возникновению  новых структур налоговых органов  и совершенствованию налоговых  отношений. Так, например, в соответствии с законом Республики Казахстан от 1 декабря 1990 года «О подоходном налоге с граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства» [2] было предусмотрено 6 видов налогообложения:
     - налогообложение сумм заработков, получаемых гражданами за выполнение  ими трудовых обязанностей и приравниваемых к ним доходов;
     налогообложение доходов, получаемых от выполнения разовых  работ и других выплат не по месту  основной работы;
     налогообложение сумм авторских вознаграждений за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов и т.д.
     16 августа 1995 года постановлением  Кабинета Министров Республики  Казахстан была отрегулирована  выдача органами налоговой службы Республики Казахстан патентов физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью.
     В соответствии с Законом от 8 декабря 1997 года «О внесении изменений и  дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан» слово «патент» исключено из Указа о лицензировании, а самому патенту придано свойство фиксированного суммарного налога. То есть лицензия и патент были расчленены и за последним оставили лишь одну функцию - быть способом выполнения налогового обязательства.
     Приказом  председателя Государственного налогового комитета от 15 декабря 1996 года по согласованию с Госкомземом Республики Казахстан была принята инструкция «Об упрощенной системе налогообложения и порядке выдачи органами налоговой службы Республики Казахстан патентов крестьянским (фермерским) хозяйствам, имеющим статус физического и юридического лица, для которых земля является основным средством производства».
     Продолжается  реформа налоговой системы и  сейчас. Не так давно в Казахстане налоговые органы опять были выведены из системы Министерства финансов и было образовано самостоятельное Министерство государственных доходов.
     Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и  косвенные. К косвенным налогам  относятся налог на добавленную  стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.
     К налогам и сборам относятся:
     •    подоходный налог с юридических  и физических лиц;
     •     налог на добавленную стоимость;
     •     акцизы;
     •    сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг;
     •     специальные платежи и налоги недропользователей;
     •     социальный налог;
     •    сбор за проезд автотранспортных средств  по территории Республики Казахстан;
     •     земельный налог;
     •     налог на имущество юридических  и физических лиц;
     •     налог на транспортные средства;
     • сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, и юридических лиц;
     • лицензионные сборы за право занятия отдельными видами 
деятельности;

     •     сбор с аукционных продаж;
     •     сбор за право реализации товаров  на рынках;
     • плата за использование радиочастотного  ресурса Республики Казахстан;
     • сбор за использование юридическими и физическими лицами символики  города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;
     •   сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты. 
 

 

     Глава 2. Налоговая политика Республики Казахстан

     2.1. Налоговый кодекс, как основа функционирования налоговой системы

 
     Задача  совершенствования действующей  налоговой системы является весьма актуальной, и ее решение не терпит отлагательства. При этом Налоговый кодекс должен зафиксировать гибкую и вместе с тем стабильную налоговую политику государства в отношении развития производства и предпринимательской деятельности, давая реальные стимулы для экономического подъема.
     Налоговый кодекс можно без всякого преувеличения  считать одной из главных составляющих «хозяйственной конституции» любой страны [2]. Это не что иное, как жесткий свод правил, по которым граждане и предприниматели строят свои отношения с государством.
       От четкого осознания того, какой  должна быть налоговая система  зависит успех налогового законодательства  государства. Налоговая система  должна отвечать следующим требованиям:
       Стабильность налоговой системы;
       Упорядоченность механизма сбора  налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);
       Льготирования конечной продукции,  а не факторов производства (с  предоставлением льгот после  подтверждения наличия практического  эффекта льготируемых величин). Проблема  налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;
       Субординация местных и общегосударственных  налогов. (Разграничение сфер общегосударственных  и местных налогов исключительный  произвол в формировании ресурсов  всех уровней административной  иерархии, является гарантом их  самостоятельного самоуправления развития);
       Равенство перед законом всех  налогоплательщиков, единообразие  налоговой политики (Достижение  большого единообразия облегчит  удовлетворение других критериев  удачной налоговой политики, оно  способствует упрощению налогов  и в это является вкладом в их нейтральность);
       Законодательное право налогоплательщика  на информацию (Система налогообложения  должна показывать населению  сколько стоят различные мероприятия  государства, которые совершаются  в разных масштабах, с тем  чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);
       Простота налоговой системы (Способ  реального упрощения - значительная  переориентировка налоговой политики  от потребностей относительного  положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);
            Со времени принятия Указа Президента Республики Казахстан имеющего силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» прошло десять лет. За это время, экономика, структура экономических отношений и собственности, взаимоотношения между государством и налогоплательщиком, и даже менталитет людей серьезно изменились. С одной стороны, государство глубже осознало свои функции и цели налоговой политики, с другой многие экономические отношения оказались  неохваченными  действующим законодательством. 
 

     Налоговая служба подошла  к новому, качественному этапу своего развития. И поэтому необходимо понимать, что сделано на предшествующем этапе, что предстоит сделать в последующем. По мнению самих разработчиков Налогового Кодекса «...на этой тонкой переломной границе и возникла необходимость разработки налогового законодательства. Преемственность предшествующего в нем сохранена в полной мере, но при этом появилась системность в изложении, четкость формулировок основных налоговых понятий и категорий, регламентация взаимоотношений между всеми субъектами».
     К общим критериям при оценке Кодекса можно отнести: стабильность, предсказуемость, прозрачность.
     К частным: ориентацию на финансовую стабилизацию, прекращение спада производства, повышение эффективности производства и его стимулирование, обеспечение конкурентоспособности, нормального жизненного уровня и др. Основываясь на данном методологическом подходе можно с полным основанием считать, что эти задачи Кодекс решает лишь частично.
     По  субъектам малого бизнеса вводятся упрощенные режимы налогообложения, которые предлагают льготные условия налогообложения, стимулирующие работодателей развивать производство, создавать новые рабочие места.
     Одним из положительных отличий Налогового кодекса является то, что он объединил, кроме норм действующего Закона, большинство норм инструктивных актов, нормы постановлений Правительства по видам сборов и платежей, а также иных нормативных правовых актов, в единый нормативный правовой акт. Сборы и платежи, не указанные в кодексе, не являются обязательными, установление и взимание их является незаконным. Это позволит прекратить произвол на местах в установлении и взимании каких-либо новых сборов и платежей, поступающих во всевозможные местные внебюджетные фонды.
     Кроме того, отражение ряда положений из нормативных правовых актов в Кодексе позволит обеспечить однозначное понимание норм налогового законодательства, упростит его применение налогоплательщиками, а также повысит уровень соблюдения налоговой дисциплины.
     Налоговый кодекс нацелен на решение следующих  задач [3]
    снижение налоговой нагрузки;
    упрощение налоговой системы;
    обеспечение справедливости налогообложения,           
    реализация эффективного налогового администрирования.
     Кодекс  не является документом только фиксирующим определенный опыт развития налоговой системы. Он логично включает ряд новаций, являющихся следствием объективного развития этой сферы. В частности, это касается терминологических проблем, в решении которых Кодекс делает ряд положительных, перспективных шагов.
     Одна  из центральных и дискуссионных проблем Кодекса — уровень налогового бремени на налогоплательщика. Существует точка зрения о том, что Налоговый Кодекс не обеспечивает заявленное снижение налогового бремени, а лишь перераспределяет его. И эта точка зрения имеет право на жизнь, так как нагрузка на производителей сохраняется, и по некоторым экспертным оценкам возможно повышение потребительских цен.

     2.2. Пути совершенствования проведения налоговой политики в Республике Казахстан

 
     На  современном этапе экономических реформ приоритетным направлением преобразований в экономике является стратегическое планирование (прогнозирование). В настоящее время в системе экономических, социальных, макроэкономических и структурных (межотраслевых и межрегиональных) прогнозов нужно отвести важное место прогнозу объемов налоговых поступлений. Одним из направлений повышения эффективности проведения налоговой политики, как мы считаем, может стать полное, детальное прогнозирование процессов поступлений в государственный бюджет. Данная мера позволит более четко определять будущие возможности и на основании этого строить  эффективную налоговую политику с учетом прогнозируемого результата.
     В последние 3 года нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов практически не менялись кардинально. Это положительно сказывается на процессе прогнозирования. Кроме того, это дает возможность использовать трехлетние, пятилетние прогнозы и четкое разделение централизованных и децентрализованных подходов при формировании налоговой политики, создание реальной, оптимальной структуры местного бюджета.
     Международным центром по налогам и инвестициям  были рекомендованы для внедрения следующие три типа количественных моделей:
    простая модель в табличной форме или модель-таблица;
    агрегатная регрессивная модель;
    микроимитационная модель.
     Предложенные  три типа количественных моделей  позволяют сделать вывод о практической возможности их внедрения в Казахстане и особой их значимости при прогнозировании налоговых поступлений на региональном уровне.
     В модели-таблице формат произволен, зависит от типа и количества данных, имеющихся в распоряжении исследователя.
     Основная  проблема применения данной модели в регионах – это  разобщенные по ведомствам исходные данные. В числе всегда имеющихся данных, пожалуй, имеется только бюджет региона. Преимуществом модели является легковносимость новых данных.
     В агрегатной рецессивной модели необходимо знать соотношение макроэконономических процессов переменных и прогноза доходов. Прогноз базы конкретных налогов возможен при выполнении следующих условий: центральным компонентом агрегатной регрессивной модели прогнозирования является система уравнений, позволяющих проследить соотношение во времени между базами основных налогов и ряда макроэкономических переменных (валового внутреннего продукта, инфляции, индексов цен, уровня занятости и т.д.). Соотношение налоговых баз в заданный период времени и макроэкономических переменных устанавливается либо обычным методом наименьших квадратов, либо с помощью одной из формул оценки совместных уравнений. При этом как метод, так и формула управляются данными временного ряда. Проблема использования данной модели заключается в отсутствии данных за прошлые периоды. Преимущество модели заключается в том, что некоторые соотношения имеют тенденцию к стабильности. Но для регионального уровня прогнозирования метод не подходит, так как нет конкретно рассчитанных применительно к региону данных макроэкономических показателей.
     Микроимитационный тип моделирования, настроенный на прогнозирование налоговых поступлений от микроданных частных лиц или предприятий, представляется нам наиболее интересным и приемлемым.
     Модель  удобна для налоговиков, так как:
    можно определить влияние изменений Налогового кодекса на общий уровень заказов, причем в разрезе разных групп налогоплательщиков;
    есть возможность сравнить действующий Закон с предполагаемым вводимым;
    в компьютерной базе находятся различные сведения о налогоплательщиках;
    отслеживается влияние Налогового кодекса, его изменений на поведение налогоплательщиков, в особенности в динамике;
    микроимитационная модель является одновременно инструментом финансового анализа. [4]
     Сама  модель состоит из трех частей:
    базы микроданных (в основном это информация, полученная из налоговых деклараций физических или юридических лиц за базовый год);
    налогового калькулятора (компьютерной программы, которая исчисляет налог, уплаченный в условиях различных налоговых структур и систем разделения и распределения доходов);
    программы вывода, которая классифицирует налоги, уплаченные по той или иной подоходной группе, налоговое время, общие изменения, произошедшие в структуре доходов.
     На  наш взгляд, эта модель удобна для  прогнозирования налоговых поступлений  на региональном уровне.
     В настоящее время есть успешные примеры построения микроимитационной модели: Правительство Москвы с помощью ЮСАИД разрабатывает микроимитационную модель для НДС и подоходного налога с предприятий. База данных включает в себя информацию из налоговых деклараций и балансов, представляемых предприятиями.
     Прогнозирование налоговых поступлений по всем уровням бюджета действительно может выполнять роль финансового анализа налогооблагаемой базы, корректировки их на объективные и субъективные факторы, прямо или косвенно влияющие на объемы поступлений налогов.          
 

     Заключение

 
     Очевидно, что одним из главных, структурообразующих  элементов рыночной экономики, которая строится в Республике Казахстан, является налоговая система. Именно она является механизмом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Адаптация налоговой системы Казахстана к реалиям сегодняшнего дня, всему мировому опыту, новым общественным отношениям — насущная задача сегодняшнего дня.
     В Республике Казахстан, как отмечает ее Президент Н.А. Назарбаев, в последние  годы наблюдаются огромные изменения. «Преобразуются общественный организм, существовавшие в нем политические и экономические отношения. Общество и экономика приобретают все более открытый характер. Развитие демократии, реформирование отношений собственности и движение к полноценному рынку признаны безальтернативным средством вывода экономики из кризиса, создают благоприятный климат для становления национального государства» [5]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.