На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Логистика в общественном питании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение………………………………………………………………………………3 

     1. Организация системы оперативного  маневрирования материальными ресурсами..............................................................................................................................................6
     1.1. Понятие и виды материальных ресурсов……………………………………...6
     1.2. Функции управления материальными  ресурсами…………………………….7
     1.3. Оперативное маневрирование материальными  ресурсами………………….10 

     2. Основные показатели транспортной  обеспеченности и доступности транспорта для потребителей……………………………………………………………………………14
     2.1. Факторы, влияющие на выбор  транспорта……………………………………14
     2.2. Обеспеченность и доступность  транспорта для потребителей……………...16 

     3. Анализ системы распределения  ООО «Радуга»…………………………………21
     3.1 Организационно-экономическая характеристика  ООО «Радуга», основные экономические показатели работы предприятия.......................................................................21
     3.2 Сбытовая политика ООО «Радуга»…………………………………………….22
     3.2.1 Ассортимент реализуемой продукции, система сбыта……………………..22
     3.2.2 Характеристика оптовых покупателей. Динамика структуры сбыта продукции ООО «Радуга»……………………………………………………………………………….23
     3.3 Анализ системы распределения  продукции предприятия……………………24
     3.4. Выводы и предложения по оптимизации системы распределения………….25
     3.4.1. Определение необходимого количества  складов на обслуживаемой территории…………………………………………………………………………………………….27
     3.4.2. Оптимизация расположения распределительных  центров на обслуживаемой территории……………………………………………………………………………………30
     3.4.3. Расчет экономической эффективности  предложенных мероприятий……..31 

     Заключение……………………………………………………………………………33
     Список  использованной литературы…………………………………………………35
 

      Введение
     Отечественная экономика переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из затянувшегося кризиса. Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является построение логистических систем. Для России формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.
     Логистика является относительно молодой и  бурно развивающейся наукой и  сферой бизнеса. Наиболее интенсивное развитие за рубежом логистика получила за два последних десятилетия. Именно тогда возникли современные логистические концепции и технологии, такие как «Integrated Supply Chain Management» (Интегрированное управление логистической цепью), «Lean Production» («Стройное» производство), «Time-based Logistics» (Логистика ведущего времени), «E-Logistics» (Электронная логистика) и др.
     За  последние годы произошел определенный прорыв в отечественных публикациях  по логистике - вышло несколько десятков книг и монографий, подготовленных в основном преподавателями различных отечественных вузов.
     В сложившихся условиях рынок предъявляет  к каждому субъекту финансово-хозяйственной  деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике России лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих российских предприятий. Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что для выживания и успешного функционирования в таких условиях предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно эту продукцию затем еще и реализовать. В условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов.
     Цена продукции зависит не только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку, складирование, реализацию и т.д. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль. Именно этими вопросами занимается распределительная логистика, внедрению принципов которой на практике и посвящена данная курсовая работа.
     Целью данной работы является анализ факторов, влияющих на структуру оптимизации распределения логистических функций, а также разработка конкретных предложений по организационно-экономическому решению проблемы. В работе использованы теоретические и практические аспекты.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
     - рассмотреть организацию системы оперативного маневрирования материальными ресурсами;
     - определить основные показатели транспортной обеспеченности и доступности транспорта для потребителей;
     - произвести анализ существующей системы распределения продукции ООО «Ресторан «Радуга»;
     - выяснить, является ли данная система оптимальной с точки зрения минимизации издержек (максимизации прибыли);
     - предложить мероприятия по оптимизации существующей распределительной системы ООО «Ресторан «Радуга»;
     - произвести предварительная оценка эффективности предложенных мероприятий.
     Объект исследования: система распределения логистических функций.
     Предмет исследования: структура оптимизации распределения логистических функций.
     Исследование  проводилось на предприятии, которое занимается оптовой торговлей пищевыми продуктами, ООО «Ресторан «Радуга».
     Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты, научные труды и учебные пособия  по логистике, анализу хозяйственной деятельности, а также материалы периодической печати. Информационной базой исследования явились первичные данные ООО «Ресторан «Радуга». В данной курсовой работе были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции логистических систем. Основой оптимизации распределительной системы ООО «Ресторан «Радуга» послужила методика анализа издержек.
     Этапы исследования выбирались в связи  с характером проводимой работы. Во время работы было намечено шесть этапов:
     1. Выбор темы, постановка проблемы.
     2. Ознакомление с различными аспектами проблемы с использованием различных литературных источников, подбор необходимой литературы.
     3. Формирование понятийного аппарата, ознакомление с терминологией  исследования.
     4. Анализ, сопоставление, сравнение  различных теорий по проблеме.
     5. Анализ системы распределения продукции на конкретном предприятии, выявление резервов, разработка предложений по оптимизации распределения логистических функций, оценка результатов исследования.
     Структура работы.
     Данная  работа состоит из введения, в котором  раскрыта актуальность темы, показан объект, предмет исследования, задачи, основные методы исследования; теоретической части, где освещены основные понятия по теме исследования;  практической части и заключения, в котором сформулированы основные выводы и результаты работы.
     Теоретическое значение работы состоит в обобщении  всех проведенных ранее исследований оптимизации распределения логистических функций, выявлении резервов увеличения прибыли на конкретном предприятии.
     Практическая  значимость работы заключается в  том, что исследования можно будет использовать в непосредственной работе данного предприятия.
 

      1. Организация системы  оперативного маневрирования  материальными ресурсами
     1.1. Понятие и виды материальных ресурсов
     Материальные  ресурсы в узком смысле слова  и с позиции управления представляют собой конечный объект управления материалопотоками. Среди устоявшихся терминов, характеризующих материальные ресурсы, наиболее употребительными в настоящее время являются:
         * средства производства и предметы  потребления;
        * продукция (товары) производственно-технического назначения и товары народного потребления. [16]
     Изучение  поставленной проблемы исследования предполагает сосредоточение основного внимания на двух из вышеприведенных терминов: средства производства и продукция производственно-технического назначения. Оба термина официально приняты в экономической литературе и используются в законах и подзаконных актах.
     Классификация материальных ресурсов, т.е. выделение  их отдельных групп по различным признакам, необходима для выявления и обоснования потребности в материальных ресурсах, установления рациональной специализации органов оптовой торговли, действующих в сфере товарного обращения, определения требований к объектам производственной инфраструктуры (в основном качественных параметров).
     Виды  материальных ресурсов, исходя из различных  классификационных признаков.
     1. По признаку участия в процессе  производства:
         * предметы труда (сырье, основные  и вспомогательные материалы,  топливо и горюче-смазочные материалы, тара и упаковка, комплектующие изделия, полуфабрикаты, изделия по внешней кооперации);
         * средства труда (основные производственные  фонды, инструмент, инвентарь).
     2. По номенклатурному составу (номенклатура  или ассортимент – общий перечень, сортимент – перечень лесных материалов, сортамент - перечень металлопродукции).
     3. По эксплуатационному состоянию  и сроку годности:
         * первичные материальные ресурсы  – как продукция добывающей  и обрабатывающей промышленности;
         * вторичные материальные ресурсы  – как отходы производственного потребления, т.е. остатки сырья, материалов и т.д., образовавшиеся в процессе их использования и утратившие (частично или полностью) свои потребительские свойства вследствие физического или морального износа.
     4. По прочим признакам. Например: ресурсы стратегического сырья. [15]
     Классификация материальных ресурсов тесно связана  с вопросами их использования в процессе производства и обращения. Часть ресурсов играет роль материальной основы (основные фонды и инвентарь), другая часть – входит в состав оборотных фондов предприятия и расходуется при производстве продукции или оказании услуг (сырье, материалы, комплектующие). Кроме того, товарно-материальные ресурсы, составляют материальную основу фондов обращения, т.е. находятся в состоянии сбытовых запасов. Соответственно этому и оценка использования материальных ресурсов базируется на применении различных показателей.
     Управление  материальными ресурсами представляет собой целенаправленную деятельность по синхронизации материальных потоков общественного продукта по ассортименту, качеству, количеству, срокам и месту. Сущность управления материальными ресурсами раскрывается двумя основными положениями.
     Первое  из них предопределено природой товарно-денежных отношений. Любой акт обмена на рынке сопровождается рядом специфических явлений и объективно связан:
     – во-первых, с необходимостью смены  форм стоимости (деньги – товар –  деньги);
     – во-вторых, со сменой субъектов собственности  на товар. [14]
     Второй  момент, определяющий сущность управления материальными ресурсами, состоит в объективной необходимости физического перемещения материальных ресурсов по каналам товарного обращения. Эта необходимость существует в силу пространственно-временного несовпадения параметров производства и потребления материальных ресурсов. Функции управления материальными ресурсами, которые выполняются в данном случае, в основном ориентированы на определение конкретных параметров материалопотоков.
     Особо важно отметить, что в процессе управления планируемый материалопоток должен быть проанализирован не только с точки зрения ассортимента, качества, количества, сроков и места. Важно оценивать его и по таким параметрам как рациональность источника получения ресурсов, наличие до- и послепродажного сервиса, цена за единицу товара с учетом расходов по приобретению.
     1.2. Функции управления  материальными ресурсами
     Функции управления материальными ресурсами  можно свести в четыре основные группы.
     1. Планирование параметров материалопотоков, т.е. планирование потребности  в материальных ресурсах, в совокупности с выбором поставщиков, форм и каналов продвижения товаров до потребителя. Здесь определяются наименование потребных материальных ресурсов, их качественные характеристики, количество в целом и по отдельным позициям, размер товарной партии, сроки и периодичность поступления на предприятие.
     2. Организация приобретения материальных  ресурсов. Здесь имеет место оплата  собственно материальных ресурсов, а также оплата всех услуг, связанных с продвижением товаров от продавца к покупателю. Таким образом, происходит включение процесса товародвижения, материальные ресурсы начинают свое движение по каналам товарного обращения.
     3. Регулирование параметров материалопотоков  путем приближения их к фактической потребности предприятия. Здесь происходит корректировка сроков поставки, форм расчетов с продавцом и т.д. Отклонения заданных (запланированных) параметров материалопотоков от фактических может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
     4. Контроль над процессом управления  материальными ресурсами, наблюдение за параметрами материалопотоков. [10]
     Управление  материальными ресурсами подчиняется  определенным принципам. В числе  важнейших из них следует, прежде всего, отметить самостоятельность субъектов управления и свободное развитие экономических отношений между ними, как партнерами и клиентами, на основе зависимости цены от спроса и предложения и, наоборот, спроса и предложения от цены.
     Кроме того, необходимо обеспечить возможность  точной и оперативной реакции  на изменения, возникающие в процессе управления. Эта реакция должна обеспечивать корректировку всего комплекса управленческих решений в применении к параметрам материалопотоков в реальных обстоятельствах с учетом поставленных целей. В этом случае реализуется принцип гибкости управления.
     Деятельность  субъекта управления должна быть организована на принципах экономической целесообразности. Необходима разумная специализация и кооперация, соблюдение уровней иерархии, сочетание единства распорядительства и творческой инициативы, обусловленной соответствующими мотивами и стимулами. Этим можно обеспечить необходимые предпосылки для четкого и слаженного управления с минимальными затратами, т.е. реализовать принцип эффективности управления.
     Управление  материальными ресурсами как  совокупность функций осуществляется в интересах их потребителя. Предприятие, как правило, имеет специальное подразделение, которое и следует рассматривать в качестве непосредственного субъекта управления. Служба управления материальными ресурсами предприятия, отдел его материально-технического снабжения или отдел (служба) закупок от лица предприятия входят в контакты с продавцами, транспортными и всеми прочими организациями, участвующими в процессе управления материальными ресурсами.
     Данное  подразделение – генеральный субъект управления – может делегировать часть своих функций другим подразделениям предприятия и даже другим специализированным организациям и предприятиям. В частности, в таком качестве можно рассматривать оптово-посреднические организации и предприятия. При этом клиент – предприятие-потребитель освобождается от тех функций управления материальными ресурсами, которые посредник выполняет лучше и с меньшими затратами. Передача такого рода функций должна происходить добровольно и на платной основе.
     Часть функций посредник получает от продавцов. В этом случае покупатель не вступает в хозяйственные отношения с производителем материальных ресурсов, а использует в качестве их источника товарные ресурсы, сосредоточенные на складах оптово-торговых предприятий и организаций. [5]
     В ряде случаев потребитель (покупатель) приобретает ресурсы при участии  коммерческих посреднических организаций, через брокерские фирмы, действующие при товарных биржах, а также через фирменные сбытовые центры предприятий-изготовителей или через уполномоченных изготовителем дилеров. Посредник, как правило, расположен ближе к потребителю и поэтому более выгоден.
     Стратегия управления или общий план осуществления  деятельности по управлению материальными ресурсами исходит из принципиальной оценки расстановки и соотношения сил и факторов, действующих в экономической и социально-политической областях. Учет влияния каждой из сил-факторов определяет конкретную форму стратегии управления.
     Важно отметить, что стратегия управления в своей сущности представляет совокупность решений по достижению поставленных целей управления. Выработка стратегии предполагает определенную последовательность основных этапов.
     Цели, устанавливаемые предприятием в  процессе разработки стратегии управления материальными ресурсами, служат ему в качестве своеобразных ориентиров краткосрочного и долгосрочного характера. В числе важнейших мероприятий, обеспечивающих обоснованность целевых установок, традиционно рассматриваются.
     1. Описание ситуации. Ситуация, которая складывается для предприятия на рынке товаров производственно-технического назначения, характеризуется с экономических и социально-политических позиций. Позиция предприятия на рынке описывается с учетом расстановки конкурирующих сил.
     2. Установление общей стратегической  цели. Такая цель формулируется как ожидаемый или желаемый результат.
     3. Построение дерева целей. Общая стратегическая цель управления конкретизируется в форме подцелей и тактических задач, которые доводятся до непосредственных исполнителей.
     4. Комплексное рассмотрение целей в системе и с учетом имеющихся альтернатив. На этом этапе цели и задачи сводятся в иерархическую систему, устраняются взаимоисключающие цели и задачи.
     5. Установление оценочных критериев  степени достижения поставленных  целей и выполнения задач. Критерии такого рода следует рассматривать в качестве важнейших признаков, формализованных в виде конкретных показателей. С их помощью оценивается степень достижения наилучшего результата функционирования объекта управления, т.е. полнота выполнения им своих функций и задач. В этом случае материалопоток следует рассматривать как своего рода конечный объект управления материальными ресурсами. Показатели полноты выполнения его функций четко согласуются с постановкой общей стратегической цели, т.е. максимально полным удовлетворением потребности предприятия в материалах и изделиях при минимальных затратах, имея в виду цены, транспортно-заготовительные, складские, административно-управленческие расходы. [22]
     Конечным  результатом, полезного эффекта  коммерческой деятельности в области обеспечения предприятия материальными ресурсами становится четкое выполнение соответствующими подразделениями или службами своей профилирующей функции. Главный оценочный критерий результативности этой деятельности представляет собой органичное соединение трех ключевых моментов – надежности, качества и экономичности. В целом его можно определить как степень удовлетворения плановой потребности – по рациональности выбранного источника поставок, вида транспорта и схемы доставки, по полноте ассортиментного состава, комплектности, по качеству товара, размеру партии, срокам, периодичности поставки, при условии соблюдения заданного норматива затрат. Основной акцент в данном случае сделан на надежность и качество (целевая функция). Требование экономичности необходимо рассматривать в качестве основного элемента системы ограничений по целевой функции.
     1.3. Оперативное маневрирование  материальными ресурсами
     Деятельность  по управлению материальными ресурсами  осуществляется в форме выработки, принятия и реализации управленческих решений. Конкретное их содержание отражает роль субъекта управления в системе экономических отношений. В качестве основных задач при этом рассматриваются следующие:
        1. Определение потребности предприятия  в материальных ресурсах.
        2. Обеспечение конкурентоспособности  предприятия за счет использования  информации о нововведениях в области материалопотребления в данной отрасли.
        3. Изыскание резервов сокращения  числа номенклатурных позиций  потребляемых материальных ресурсов. Это обеспечивает укрупнение партий ресурсов, поступающих на предприятие, создает условия для относительного снижения цены закупаемых материалов и изделий (скидка при покупке крупными партиями).
        4. Выявление потенциальных поставщиков  и выбор наиболее выгодного варианта приобретения материальных ресурсов.
        5. Закупка материальных ресурсов  по наиболее низкой цене при  сохранении качества и других требований к материальным ресурсам.
        6. Обеспечение бесперебойного поступления  материальных ресурсов, которые необходимы данному предприятию для выполнения его задач.
        7. Обеспечение высокого качества  материальных ресурсов, поступающих  на предприятие.
        8. Поддержание запасов материальных  ресурсов, включая производственные  запасы, запасы в незавершенном производстве и запасы готовой продукции – на оптимальном уровне.
        9. Достижение гармоничного и эффективного  взаимодействия службы снабжения  с остальными подразделениями предприятия.
       10. Достижение целей, поставленных  перед службой управления материальными ресурсами, при минимальных управленческих расходах. [17]
     Важнейшее значение для эффективного управления ресурсами имеет тщательная увязка планов производства и строительства  с планами материально-технического снабжения. Для решения этой задачи применяются различные методы определения потребности в материальных ресурсах, используется научно обоснованная нормативная база и, в первую очередь, нормы расхода и запасов материальных ресурсов.
     Под нормами расхода понимается плановая мера материальных затрат. Она выражает оптимальное их количество, требуемое на изготовление единицы продукции или необходимое для выполнения единицы объема работ при планируемом уровне техники, технологии и организации производства.
     Нормы запасов выражают плановое количество материальных ресурсов, отвлекаемых из хозяйственного оборота в запасы – в целях бесперебойного обеспечения производства и строительства. Они устанавливаются в днях, в натуральных единицах измерения и в денежном выражении.
     Нормы расхода и запасов материальных ресурсов должны:
         * базироваться на передовой технике  и технологии производства,
         * отражать прогрессивные формы  организации производства и материально-технического  снабжения;
         * способствовать всемерному снижению  издержек производства, обращения  и повышению рентабельности работы предприятий. [5]
     Эта задача решается путем применения расчетного метода нормирования. В соответствии с задачами и уровнями планирования (по отдельному предприятию или по их группе) нормы расхода материальных ресурсов и запасов могут быть детализированными (индивидуальными), групповыми и укрупненными.
     При наличии технически и экономически обоснованных нормативов потребность  производства в материальных ресурсах определяются как произведение удельных норм на планируемые объемы производства с учетом разницы между фактическими (ожидаемыми) остатками материалов и нормативными запасами на конец планового периода.
     Все вышеперечисленные термины характеризуют  отдельные стороны управления материальными  ресурсами. Поэтому само понятие «управление материальными ресурсами» следует рассматривать как комплексное, описывающее процесс движения материалов и изделий на всем их пути, начиная со склада готовой продукции поставщика-изготовителя и до склада готовой продукции потребителя, включая вопросы внутрипроизводственного движения материальных ресурсов.
     Продавец  и покупатель, встречаясь на рынке  и сопоставляя свои интересы, в  конечном счете, заключают сделку купли-продажи. При этом каждый из них нуждается в значительных объемах доброкачественной информации друг о друге. Покупатель традиционно интересуется, в первую очередь, качественными характеристиками предлагаемого ему товара, его ценой и т.д. Продавец выясняет степень платежеспособности покупателя, характер его потребностей.
     В условиях реализации маркетинговых программ предприятие расширяет круг информации, которая необходима для выгодного заключения сделки. Покупатель материальных ресурсов должен четко представлять себе социально-экономические установки продавца. Поэтому в данном случае потребитель не только руководствуется в своих исследованиях маркетинговыми принципами, а, в сущности, ставит себя на место продавца, интерпретирует ситуацию с его точки зрения и с учетом собственных интересов.
     Следует иметь в виду, что поставщик  или продавец того или иного товара, предполагая необходимость продажи последнего, выясняет в отношении каждого из учтенных потенциальных покупателей.
     1. Что представляет собой данный  покупатель с точки зрения  его отраслевой принадлежности и типа его предприятия?
     2. Какого рода закупки совершает или может совершать данный покупатель?
     3. Кто именно от лица предприятия  участвует в принятии решений  о закупках?
     4. Как именно покупатели принимают  решения о закупках?
     В этой связи уместно привести пример из практики работы коммерческих служб предприятий США, где применяются два подхода работников снабжения к выбору поставщиков. Первый состоит в том, чтобы путем детального анализа огромных массивов информации о рынке при помощи компьютерной обработки данных обосновать конкретный выбор поставщика. Решение, которое принимается, таким образом, считается близким к оптимальному.
     Второй  подход предполагает решение поставленной задачи за счет специальных действий службы закупок. Все эти действия нацелены на активизацию конкуренции  между потенциальными поставщиками, которые «особым образом» ставятся в известность о том, что фирма-покупатель ведет поиск источника данного вида материалов или изделий. В процессе соревнования за заключение сделки продавец сам предлагает покупателю различные варианты контрактов купли-продажи и всячески обосновывают выгоды, которые тот получит от приобретения ресурсов именно у него. В результате достаточно легко выявляется наиболее выгодный вариант закупок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные показатели  транспортной обеспеченности и доступности транспорта для потребителей
     2.1. Факторы, влияющие  на выбор транспорта
     Выделяют  шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. Руководствуясь ими, ниже дается оценка различных видов транспорта (табл. 1). Наилучшему значению соответствует единица.
     Таблица 1
     Оценка  различных видов транспорта по основным факторам, влияющим на выбор вида транспорта
Вид транспорта Факторы, влияющие на выбор вида транспорта 
Время доставки 
Частота отправлений груза Надежность соблюдения графика доставки Способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку территории Стоимость перевозки
Железнодорожный 3 4 3 2 2 3
Водный 4 5 4 1 4 1
Автомобильный 2 2 2 3 1 4
Трубопроводный 5 1 1 5 5 2
Воздушный 1 3 5 4 3 5

 
     Исследования показывают, что при выборе вида транспорта первоочередное внимание уделяется следующим факторам: надежности соблюдения графика доставки; времени доставки; стоимости перевозки.
     Необходимо  подчеркнуть, что вышеприведенные  данные могут быть использованы только для первоначальной ориентации пригодности тех или иных видов транспорта условиям конкретной перевозки. Принятие окончательного решения должно быть обосновано технико-экономическими расчетами. [9]
     В качестве основного критерия выбора транспортного средства принимаются комплексные транспортные издержки. Транспортные издержки — это затраты на транспортировку продукции от места производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Они являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.
     К основным статьям транспортных издержек относятся: оплата транспортных тарифов и различных сборов транспортных организаций; затраты на содержание собственного транспорта; стоимость погрузочно-разгрузочных работ; затраты на экспедирование и охрану; затраты, связанные с подачей и уборкой транспортных средств и т. д.; расходы по взвешиванию грузов. [21]
     При дифференцированном определении размера транспортных издержек учитывается вид перевозимого груза, величина одной отправки (мелкая, контейнерная, повагонная и т. д.), а также схема перевозки: одним или последовательно несколькими видами транспорта. Попутно отметим, что определение рационального радиуса перевозки грузов тем или иным транспортом основывается на сопоставлении расчетных (ожидаемых) величин комплексных транспортных издержек при доставке грузов с баз, складов и распределительных центров только автомобильным, железнодорожным и другим видом транспорта или в смешанном сообщении.
     Практика  показывает, что очень важным при  выборе вариантов транспортного обслуживания является наличие соответствующей инфраструктуры. Так, отсутствие подъездных железнодорожных путей воздействует на увеличение рационального радиуса прямых автомобильных перевозок. Особенно это касается мелких отправок продукции. Указан­ный радиус при данных условиях составляет в среднем примерно 230-330 км. При наличии же подъездных путей в пункте отправки и у потребителя соответствующий радиус колеблется от 150 до 230 км. Необходимо подчеркнуть, что решение о целесообразности перевозки тем или иным транспортом не должно основываться только на транспортных издержках. Необходимо учитывать и другие факторы, которые в некоторых ситуациях могут быть решающими, например скорость доставки, надежность доставки и пр.
     Выгодность  перевозки грузов различными видами транспорта определяется путем сопоставления, во-первых, суммарных расходов предприятия на перевозку грузов, а во-вторых, общих затрат на содержание производственных запасов, размеры которых в зависимости от применения того или иного вида транспорта могут меняться в довольно широких пределах. [13]
     Как уже отмечалось, важнейшим фактором, влияющим на выбор вида транспортных средств, является время доставки. Чтобы определить в каждом конкретном случае наиболее оптимальный временной критерий, необходимо провести соответствующие расчеты. Большое влияние на время доставки груза оказывает категория скорости (режим скорости). У участников логистического процесса в данном вопросе также есть право выбора. Категория скорости представляет собой режим перемещения грузовых потоков, который определяется особенностями грузов и условиями соответствующих договоров.
     Различают следующие категории скорости: большая; грузовая; пассажирская.
     В транспортной логистике категория  скорости является одним из признаков, по которому формируют грузовые потоки. Например, ускоренное продвижение на железных дорогах грузов, принятых к перевозке большой скоростью, достигается организацией специальных ускоренных грузовых поездов; грузовой скоростью — обычных грузовых поездов; пассажирской — внеочередной постановкой вагонов с грузами в пассажирские поезда. Средняя скорость продвижения грузов, перевозимых с большой скоростью, на 20-30% больше, чем перевозимых с грузовой скоростью. В том случае, когда перевозка какого-либо груза допускается только определенной скоростью, грузоотправитель обязан сделать об этом отметку в перевозочном документе.
     Потребитель при разработке заготовительной политики должен для себя выбрать наиболее выгодную форму материально-технического обеспечения (транзитную, складскую). С другой стороны, продуцент, основываясь на маркетинговых исследованиях, при выработке сбытовой политики должен определиться в выборе форм поставок. Выбор потребителя и продуцента по этим вопросам во многом обусловливает выбор вида транспорта и транспортных средств. Однако со своей стороны транспортная логистика также в большой степени влияет на выбор формы снабжения или поставок. Например, через предоставление льготных тарифов, установление нормативов отправки, транзитных норм, санкций за недогруз транспортного средства и т. д.
     Отправка  представляет собой единицу наблюдения перевозок грузов. Иначе говоря, отправка — это партия груза, принятая к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю. В процессе транспортировки отправка должна быть неделимой. При необходимости в установленном порядке может быть произведена ее переадресовка или реконсигнация.
     В транспортной логистике различают следующие категории отправок: пакетная; контейнерная; вагонная; маршрутная; групповая; судовая; сборная; мелкая отправка.
     С позиций логистики по каждой оправке обязательно следует учитывать не только род груза, но и категорию скорости, провозную плату и некоторые другие характеристики, о которых будет сказано далее.
     2.2. Обеспеченность и  доступность транспорта  для потребителей
     В основе многих отправок, осуществляемых с помощью привлечения транспорта общего пользования, лежат транзитные нормы, которые устанавливаются транспортными организациями в зависимости от вида продукции, а также грузовместимости и грузоподъемности имеющихся у них в наличии транспортных средств. [16]
     Транзитная  норма — это минимальное количество (масса) груза, принимаемого к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком. Транзитные нормы, радиус обслуживания потребителей и другие факторы ставят перед грузоотправителем выбор: воспользоваться собственным транспортом (если он есть) или обратиться к услугам перевозчиков.
     Производя выбор вида транспорта, необходимо знать его грузоподъемность и  грузовместимость. Под грузовместимостью транспортного средства понимают суммарный объем помещений транспортного средства, используемых для размещения и перевозки грузов. У морских и речных судов различают: теоретическую грузовместимость; зерновую грузовместимость для сыпучих грузов; киповую грузовместимость для штучных грузов; грузовместимость для жидких грузов.
     На  железнодорожном транспорте в отношении грузовых вагонов различают: полный объем вагона; погрузочный (полезный) объем вагона. Соотношение полного объема вагона и его грузоподъемности характеризует удельный объем, т. е. часть объема, которая приходится на 1 тонну грузоподъемности (м3/т). Для анализа грузовместимости рассчитывают коэффициент использования грузовместимости. Это показатель, который отражает часть полного объема грузовых помещений транспортных средств, используемого для размещения груза.
     На  практике часто используется понятие удельной грузоподъемности, т. е. части грузоподъемности, которая приходится на 1 м3 полного объема грузовых помещений. Эта величина является обратной удельному весу. На железнодорожном транспорте повышение грузоподъемности вагона без увеличения числа осей ограничивается допустимой нагрузкой на путь. Разрабатываются технические нормы загрузки вагонов, которые делятся на общесетевые и местные.
     Эти нормы зависят от плотности груза, его формы и рода. За недогруз вагона до технической нормы виновная сторона (грузоотправитель, экспедитор или др.) уплачивает штраф. Грузоподъемность морских и речных судов — это максимальное количество грузов (в тоннах), которое судно может принять к перевозке. Для получения максимальной грузоподъ­емности необходимо правильно установить допустимую осадку судна (при погружении по грузовую марку) и строго нормировать все судовые запасы.
     Дедвейт (или полная грузоподъемность) определяется по формуле: Дв = Вп – Во;
     где Вп — водоизмещение судна с  полным грузом (т);
     Bо  — водоизмещение судна без груза (т).
     Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность (Д) — это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант...) и перевозимого груза. Чистая грузоподъемность (ДТ) равна массе перевозимого груза: Дz = Д – С;
     где С — масса всех судовых запасов. Грузоподъемность автотранспорта определяется его конструкцией и указывается в техническом паспорте автомобиля, прицепа, полуприцепа. Средняя грузоподъемность ходового автомобиля зависит от структуры парка подвижного состава и коэффициента использования парка транспортных средств по выпуску. [11]
     Для анализа использования грузоподъемности транспортных средств в логистике рассчитываются соответствующие коэффициенты. Коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава — это показатель степени использования грузоподъемности автомобиля, вагона, судна, самолета. Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля характеризует использование номинальной грузоподъемности автомобиля в статике и динамике. Статический коэффициент рассчитывается как отношение загрузки автомобиля в тоннах к его номинальной грузоподъемности в момент окончания погрузки.
     Динамический  коэффициент использования грузоподъемности рассчитывается как отношение фактических тонно-километров на возможные тонно-километры при полном ис­пользования грузоподъемности.
     Отметим, что тоннаже-километр — это единица измерения пройденного расстояния грузовыми самоходными и несамоходными судами с учетом их грузоподъемности.
     У несамоходных судов пройденное расстояние учитывается в тоннаже-километрах, а также в километрах по видам работ («с грузом», «порожним» и «всего») и с подразделением на: вверх, вниз, в оба направления. Тоннаже-миля исчисляется как произведение 1 т груза, перевезенной на расстояние 1 мили. Одна морская миля равна 1,852 км, поэтому 1 тонно-миля приравнивается к 1,852 тонно-километра.
     Коэффициент использования коммерческой грузоподъемности самолета характеризует использование его нормативной коммерческой грузоподъемности. Он определяется делением приведенных тонно-километров на предельный объем приведенных тонно-километров. [18]
     Приведенный тонно-километр — это показатель, характеризующий объем всей выполненной отдельными видами транспорта работы по перевозке грузов и пассажиров. Приведение выполняется суммированием тонно-километров (и пассажиро-километров). На воздушном транспорте для этой цели используется коэффициент, равный 0,09.
     Вообще  данный показатель используется не только для вышеназванных расчетов, но также для анализа производительности труда на транспорте. Например, производительность труда работников железных дорог может быть измерена количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента. Для этих целей приведенные тонно-километры рассчитывают суммированием грузооборота (или удвоенного пассажирооборота).
     Практически проблемы выбора в транспортной логистике  возникают по каждому аспекту  управления материальными потоками. Не менее актуальным, наряду с выбором  вида транспорта и подвижного состава, является решение задач оптимальной маршрутизации и планирования грузопотоков в транспортных системах.
     Транспортные  средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых-экономистов о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.
     Постоянный  рост объемов перевозок товаров  автомобильным транспортом, в том  числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
     Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели. [8] Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.
     И, конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно-километра. В нем заложены все факторы, характеризующие уровень использования автомобиля.
     Например, если себестоимость тонно-километра  низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности. Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной. В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо, резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля. Этот показатель, как, впрочем, и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными. В частности, по всем маркам автомобилей имеется в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.
     Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствуют применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевоз­ки конкретного товара, типа автомобиля и его грузоподъемности.
     Важное  условие роста эффективности использования автотранспорта — повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия. [14]
     При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не осе грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транс­портных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100%, ко второму — на 85%, к третьему — на 63% и, наконец, к четвертому отнесены грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45%. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках.
     Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров. 

 

      3. Анализ системы распределения ООО «Радуга»
     3.1 Организационно-экономическая  характеристика ООО  «Радуга», основные  экономические показатели  работы предприятия
     Производственно-коммерческая фирма ООО «Радуга» работает в сфере пищевой промышленности с 2000 года, в сфере оптовой торговли продуктами питания с 2001 года. По организационно-правовой форме это общество с ограниченной ответственностью.
     ООО «Радуга» - это коммерческая организация, целью деятельности которой является получение прибыли путем осуществления производственно-коммерческой деятельности. Юридический адрес: 174400, Новгородская область, г.Боровичи, ул. Декабристов, д.5.
     Поставщиками  предприятия являются компании-производители муки, дрожжей, молока, яиц и других пищевых продуктов, обладающие собственными хозяйствами и ресурсами, необходимыми для производства качественных и вкусных товаров. Склад организации находится рядом с производственными цехами и имеет свои подъездные пути. Для эффективной работы осуществляются выездные поездки к поставщикам продукции.
     ООО «Радуга» производит оптовую торговлю выпечкой и кондитерскими изделиями собственного производства в различные торговые точки города.
     ООО «Ресторан «Радуга» постоянно участвует в крупных продовольственных выставках. В 2007 году предприятием была зарегистрирована собственная торговая марка.
     Рассмотрим основные показатели работы предприятия за 2 года.
     Таблица 2
     Основные  показатели деятельности ООО «Радуга» в 2009-2010 гг.
Показатели 2009 2010 Изменение +/- Темп роста %
Реализация  продукции в отчетном периоде, тыс. шт. 1959,32 1985,584 26,264 101,34%
Выручка от реализации, тыс.руб. 52893,4 54603,55 1710,15 103,23 %
Затраты на хранение и реализацию продукции, тыс.руб. 43017,39 43611,2 593,81 101,38
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. 8150,63 9071,657 1116,34 111,30%
Балансовая  прибыль, тыс. руб. 10506,39 11450,36 943,97 108,98%
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп./руб. 0,82 0,79 -0,03 96,34%
Среднесписочная численность работников, чел. 35 39 4 111,42%
Рентабельность  коммерческой деятельности, % 22,95% 25,20% 2,25% 109,80%
Рентабельность продаж, % 18,67% 20,13% 1,46% 107,82%

      Как видно из табл.2, в 2010 году наблюдается улучшение всех экономических показателей работы предприятия по сравнению с их состоянием на 2009 год. Так, рентабельность коммерческой деятельности увеличилась на 2,25 %, составив 25,2 % в 2010 году. На увеличение рентабельности коммерческой деятельности, прежде всего, повлияли увеличение прибыли от реализации кондитерской продукции и снижение затрат на 1 руб. реализованной продукции.
     3.2 Сбытовая политика ООО «Радуга»
     3.2.1 Ассортимент реализуемой продукции, система сбыта
     ООО «Радуга» реализует кондитерские изделия и выпечку в различные торговые точки города. Следует отметить, что данный вид продукции пользуется устойчивым и достаточно высоким спросом на территории города. Высокий уровень спроса обусловливается многими факторами, наиболее значимыми из которых являются:
    относительно низкая розничная цена;
    ежедневные поставки свежей выпечки;
    достаточно высокие вкусовые качества и т.д.
     Весь  ассортимент реализуемой продукции  можно классифицировать следующим  образом:
     1. Кондитерские изделия: пряники «Нежные», «Мятные», «Шоколадные», «С орехами», «Палочки», «Боровичский»; печенье «Зебра», «Снежинка», «Солнышко»; сухари с маком, орехами, изюмом.
     2. Пирожные «Нежность», «Орхидея», «Сластена», «Медовое», «Рыжик».
     3. Выпечка: пирожки печеные и жареные с картофелем, капустой, повидлом, пицца, треуголки с творогом и яблоками, слоеные булочки и др.
     Продукция со склада отпускается в упаковке. В настоящее время ООО «Радуга» планирует расширить ассортимент реализуемой продукции.
     После поступления на склад произведенная продукция готова к дальнейшей реализации. Система сбыта продукции ООО «Радуга» крайне упрощена. Предприятие реализует свою продукцию оптовым покупателям (как правило, это юридические лица, хотя покупателем может быть и физическое лицо). В существующей системе сбыта у предприятия имеется только один распределительный центр - это непосредственно сам склад готовой продукции, который находится рядом с производственными цехами предприятия.
     Оптовые покупатели самостоятельно осуществляют транспортировку продукции с  этого склада до своих распределительных  центров, находящихся, как правило, в месте потребления товара (это могут быть точки розничной торговли, магазины и т.д.)
     Из множества способов доведения своей продукции до конечного потребителя предприятие выбрало самый простой и не требующий от самого предприятия каких-либо особых усилий и затрат на реализацию своей продукции.
     3.2.2 Характеристика оптовых покупателей. Динамика структуры сбыта продукции ООО «Радуга»
     Как уже было указано выше, предприятие  реализует свою продукцию нескольким оптовым покупателям, которые затем уже самостоятельно реализуют ее потребителям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.